Консультации для педагогов

Сиридюк Мария Олеговна
 
Этот раздел предназначен для оказания методической поддержки педагогам, работающим с детьми дошкольного  возраста. Здесь вы найдете консультации по актуальным вопросам образования, рекомендации по организации образовательного процесса, а также инновационные подходы и методы работы с детьми."
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 3»

  ул. Мира, 14, город Чебаркуль Челябинской области, 456440 Российская Федерация. Телефон: (8-35168) 2-13-90; 2-28-58; E-mail: buratinosad3@mail.ru

Консультация для педагогов

«Использование интерактивной доски на занятиях по ознакомлению с окружающим миром»

Разработала:  воспитатель

Сиридюк М.О.

г.Чебаркуль, 2025г.

Консультация для педагогов: «Использование интерактивной доски на занятиях по ознакомлению с окружающим миром»

Цель консультации: Познакомить педагогов с возможностями использования интерактивной доски (ИД) на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, представить практические примеры и методические рекомендации для эффективного применения данного оборудования.

План консультации:

1. Введение:

  •  Актуальность использования ИД в дошкольном образовании.

  •  Преимущества использования ИД на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

2. Возможности интерактивной доски на занятиях по ознакомлению с окружающим миром:

  •  Визуализация информации.

  •  Интерактивное взаимодействие.

  •  Создание проблемных ситуаций.

  •  Развитие познавательной активности.

  •  Организация групповой работы.

3. Практические примеры использования ИД на занятиях по ознакомлению с окружающим миром (с демонстрацией):

  •  Тема: "Времена года".

    *  Использование анимации для демонстрации изменений в природе в разные времена года.

    *  Интерактивная игра "Собери картинку".

    *  Создание проблемной ситуации: "Что будет, если не будет зимы?".

  •  Тема: "Животные разных стран".

    *  Просмотр видеороликов о животных в их естественной среде обитания.

    *  Интерактивная игра "Найди животное на карте".

    *  Создание проблемной ситуации: "Почему исчезают некоторые виды животных?".

  •  Тема: "Профессии".

    *  Просмотр презентаций о разных профессиях.

    *  Интерактивная игра "Кому что нужно для работы?".

    *  Создание проблемной ситуации: "Какая профессия самая важная?".

  •  Тема: "Транспорт".

    *  Просмотр иллюстраций с разными видами транспорта.

    *  Интерактивная игра "Собери транспорт".

    *  Создание проблемной ситуации: "Как уменьшить количество аварий на дорогах?".

4. Методические рекомендации по использованию ИД на занятиях по ознакомлению с окружающим миром:

  •  Подготовка к занятию.

  •  Использование различных интерактивных инструментов.

  •  Организация деятельности детей.

  •  Контроль за усвоением материала.

5. Заключение.

Подробное содержание консультации:

1. Введение:

 Актуальность: В современном мире интерактивные технологии становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Интерактивная доска является эффективным инструментом, позволяющим сделать занятия более интересными, наглядными и эффективными.

  Преимущества: Использование ИД на занятиях по ознакомлению с окружающим миром позволяет:

  •  Повысить познавательный интерес детей.

  •  Улучшить усвоение материала за счет визуализации.

  •  Развивать коммуникативные навыки.

  •  Формировать навыки работы с современными технологиями.

  •  Активизировать мыслительную деятельность.

  •  Сделать процесс обучения более динамичным и увлекательным.

2. Возможности интерактивной доски:

Визуализация информации: ИД позволяет демонстрировать фотографии, видеоролики, анимации, презентации, что делает информацию более наглядной и доступной для понимания.

 Интерактивное взаимодействие: Дети могут активно участвовать в занятии, выполняя задания на доске, перемещая объекты, рисуя, отвечая на вопросы. Это способствует развитию их познавательной активности и коммуникативных навыков.

Создание проблемных ситуаций: ИД позволяет создавать проблемные ситуации, требующие от детей поиска решений, анализа информации, аргументации своей точки зрения.

Развитие познавательной активности: ИД способствует развитию познавательной активности детей, побуждает их к самостоятельному поиску информации, проведению исследований, экспериментов.

Организация групповой работы: ИД позволяет организовать групповую работу, когда дети совместно решают задачи, обмениваются мнениями, приходят к общему выводу.

3. Практические примеры (с демонстрацией):

 (Здесь необходимо представить конкретные примеры использования ИД по каждой теме, используя имеющееся программное обеспечение и ресурсы.)

•  Тема: "Времена года":

  Анимация: Демонстрация анимационного ролика, показывающего изменения в природе в разные времена года (цветение деревьев весной, сбор урожая осенью, снегопад зимой).

   Интерактивная игра "Собери картинку": Дети должны собрать картинку, соответствующую определенному времени года (из предложенных фрагментов).

  Проблемная ситуация: Обсуждение с детьми вопроса: "Что будет, если не будет зимы?". Стимулирование к рассуждениям о последствиях для растений, животных, людей.

•  Тема: "Животные разных стран":

  Видеоролики: Просмотр коротких видеороликов о животных в их естественной среде обитания (слоны в Африке, белые медведи в Арктике).

   Интерактивная игра "Найди животное на карте": Дети должны указать на карте место обитания того или иного животного.

  Проблемная ситуация: Обсуждение с детьми причин исчезновения некоторых видов животных и способов их защиты.

•  Тема: "Профессии":

  Презентации: Просмотр слайд-шоу с иллюстрациями и кратким описанием разных профессий (врач, учитель, строитель, пожарный).

  Интерактивная игра "Кому что нужно для работы?": Дети должны соотнести предметы с профессиями (например, фонендоскоп – врачу, указка – учителю).

  Проблемная ситуация: Обсуждение с детьми вопроса: "Какая профессия самая важная?". Стимулирование к рассуждениям о вкладе каждой профессии в жизнь общества.

•  Тема: "Транспорт":

  Иллюстрации: Просмотр иллюстраций с разными видами транспорта (автомобиль, самолет, поезд, корабль).

  Интерактивная игра "Собери транспорт": Дети должны собрать картинку транспорта из отдельных частей (пазлы).

  Проблемная ситуация: Обсуждение с детьми способов уменьшения количества аварий на дорогах.

4. Методические рекомендации:

•  Подготовка к занятию:

  Четко определите цели и задачи занятия.

  Подберите соответствующий материал (иллюстрации, видеоролики, игры).

  Продумайте структуру занятия и распределите время.

  Проверьте работоспособность ИД и программного обеспечения.

•  Использование интерактивных инструментов:

   Используйте инструменты рисования, выделения, написания текста.

  Создавайте интерактивные игры и задания.

   Используйте ссылки на интернет-ресурсы.

•  Организация деятельности детей:

  Чередуйте разные виды деятельности (просмотр, обсуждение, выполнение заданий).

  Предоставляйте детям возможность активно участвовать в занятии.

  Поддерживайте интерес и мотивацию детей.

•  Контроль за усвоением материала:

  Задавайте вопросы по теме занятия.

  Предлагайте детям выполнить задания на закрепление материала.

  Оценивайте знания детей.

5. Заключение:

Использование интерактивной доски на занятиях по ознакомлению с окружающим миром открывает новые возможности для повышения эффективности образовательного процесса. При правильном использовании ИД помогает сделать занятия более интересными, наглядными и запоминающимися, а также способствует развитию познавательной активности и коммуникативных навыков детей.

Важно: После консультации можно раздать педагогам памятки с основными рекомендациями по использованию интерактивной доски. Также можно организовать практическое занятие, где педагоги смогут попробовать самостоятельно использовать ИД для проведения занятия по ознакомлению с окружающим миром.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 3»

  ул. Мира, 14, город Чебаркуль Челябинской области, 456440 Российская Федерация. Телефон: (8-35168) 2-13-90; 2-28-58; E-mail: buratinosad3@mail.ru

Консультация для педагогов

«Роль артикуляционных упражнений в формировании звукопроизношения»

Разработала:  воспитатель

Сиридюк М.О.

г.Чебаркуль, 2025г.

«Роль артикуляционных упражнений в формировании звукопроизношения»

 

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.

Добиться чёткого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, их способности перестраиваться и работать координировано. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика -компонент в коррекционной работе воспитателя логопедической группы.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык [5].

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки [3].

Важнейшим направлением  работы является развитие артикуляционной моторики. Метод воспитания звукопроизношения путём специфической гимнастики признан  рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по вопросам расстройства речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. Ф. Фомичёва и др.).

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе [6].

Цель артикуляционной гимнастики: выработка  полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

        улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;

        улучшить подвижность артикуляционных органов;

        укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

        научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

        увеличить амплитуду движений;

        уменьшить напряжённость артикуляционных органов;

        подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков [1].

Для выработки методики логопедической гимнастики важен учет особенностей возрастной моторики. Так, методика воспитания речевых движений у маленького, еще не говорящего ребенка строится по следующему принципу: работа звукопроизносительного аппарата развивается и упорядочивается путем воспитания ритмических движений на базе уже имеющихся у ребенка автоматических движений, с которыми физиологически связана речевая функция. Эти неречевые движения, сформировавшиеся из безусловных реакций, превращаются в речевые, в условные.

Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями, воспитателем группы детского сада.

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики принесет пользу в совместной работе, направленной на профилактику и коррекцию дефектов звукопроизношения.

 

Методика проведения артикуляционных упражнений.

Гимнастика включает в себя упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки всевозможных положений губ, языка, мягкого нёба, так необходимых для правильного произнесения той или иной фонемы [1].

Нужно идти от простых упражнений  к более сложным. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом. После того как ребёнок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребёнка. С помощью наводящих вопросов взрослого ребёнок определяет, что делает его язык (губы), где он находится, какой он широкий, узкий) и т.д. Это вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность [4].

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно 2-3 раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть индивидуальной для каждого ребёнка.

В ходе занятия из выполняемых упражнений новыми могут быть не более одной трети, две трети остаются для повторения. Если  какое-то упражнение выполняется недостаточно качественно, новое упражнение не вводится.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в этом положении у ребёнка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии [1].

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряжённость движений органов артикуляционного аппарата, постепенно оно исчезает, движения становятся непринуждёнными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребёнку что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнения упражнения.

Длительность проведения артикуляционных упражнений и их дозировка зависят от компенсаторных возможностей самого ребёнка, характера и тяжести речевого нарушения. Выполнение  упражнений требуют больших энергетических затрат, усилий, времени  и терпения. Эффективность работы по совершенствованию артикуляционной моторики определяется активностью самого ребёнка. Его инициативой, выносливостью, сосредоточенностью, работоспособностью [4].

Закрепление любого навыка требует систематического повторения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно.

Артикуляционные  упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Вариативность форм проведения артикуляционной гимнастики на индивидуально-подгрупповых занятиях, в совместной деятельности педагога с детьми, на логопедических разминках помогает:

        формировать кинетико – кинестетическую основу движений,

        развивать артикуляционную  моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков,

        воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность,

        поддерживать  интерес ребёнка к трудоёмкому процессу освоения правильного произношения, потребность в  логопедических занятиях  [2].

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Эффективность логопедической работы по развитию артикуляционной моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе ее проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативности.

Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей, а, следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий. Для красочного и забавного оформления игры-занятия используются картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов.

 

Список литературы

1.        Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. – М.: ВЛАДОС, 1996.

2.        Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. / Сост. И.Ю. Кондратенко. — М.: Айрис - пресс, 2005.

3.        Ланцов А.А. Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции. Сб. научн. тр. – СПб.: Наука, 1994.

4.        Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб.: Образование, 1994.

5.        Парамонова Л.Г. Логопедия. – СПб.: Речь, 2004.

6.        Рождественская В.И., Радина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников. / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 1999.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 3»

ул. Мира, 14, город Чебаркуль Челябинской области, 456440 Российская Федерация. Телефон: (8-35168) 2-13-90; 2-28-58; E-mail: buratinosad3@mail.ru

Консультация для педагогов

«Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у детей с применением инновационных методов и приемов»

Разработала:  воспитатель

Сиридюк М.О.

г.Чебаркуль, 2025г.

Формирование фонематического восприятия и звукового анализа - важнейший этап в подготовке детей к успешному обучению грамоте. У детей с трудностями в этой области часто возникают проблемы с чтением и письмом. Применение инновационных методов и приемов позволяет сделать этот процесс более эффективным и интересным для детей.

I. Теоретические основы:

•  Фонематическое восприятие: способность различать и идентифицировать звуки речи (фонемы).

•  Звуковой анализ: способность разделять слово на составляющие звуки, определять их последовательность и место в слове.

•  Инновационные методы: подходы, основанные на современных исследованиях в области нейропсихологии, лингвистики и педагогики, использующие современные технологии и интерактивные инструменты.

II. Инновационные методы и приемы:

1. Нейропсихологический подход:

•  Метод замещающего онтогенеза: восстановление пропущенных этапов развития мозга через сенсорные упражнения (зрительные, слуховые, двигательные).

Метод замещающего онтогенеза (МЗО) в работе с дошкольниками – это не просто набор игр, это целая система, направленная на "достраивание" пропущенных или недостаточно сформированных этапов психомоторного развития ребенка. Игры в рамках МЗО должны быть направлены на активизацию тех областей мозга, которые отвечают за базовые функции, необходимые для успешного обучения в дальнейшем.

Основные направления и примеры игр МЗО для дошкольников:

1. Двигательные упражнения (сенсомоторная коррекция):

2. Глазодвигательные упражнения.

3. Дыхательные упражнения.

4. Упражнения на развитие мелкой моторики.

5. Упражнения на развитие пространственных представлений.

6. Упражнения на развитие слухового внимания и памяти.

•  Упражнения на развитие межполушарных связей: улучшают координацию и обработку информации, что важно для фонематического анализа. Примеры:

*  Рисование двумя руками одновременно (симметричные узоры).

*  Жонглирование.

2. Использование IT-технологий и интерактивных платформ:

•  Интерактивные игры и приложения:

* Онлайн-платформы для обучения чтению: содержат упражнения на различение звуков, выделение их в словах, составление слов из букв. Примеры: "Мерсибо", "Буквоед", "IQша".

* Использование мультимедийных презентаций и видеоматериалов: для наглядной демонстрации артикуляции звуков и формирования правильного произношения.

3. Мнемотехника:

•  Создание ассоциативных связей: каждый звук соотносится с ярким образом, который легко запомнить.

*  Например, звук "А" - "арбуз", звук "О" - "очки".

• Мнемонические таблицы и схемы: помогают запоминать последовательность звуков в слове.

4. Метод сенсорной интеграции:

•  Развитие тактильного восприятия:

*  Игры с кинетическим песком, крупой, водой: дети "лепят" звуки, "рисуют" их на песке.

*  Использование тактильных карточек с буквами: дети ощупывают буквы, запоминая их форму.

•  Развитие слухового восприятия:

*  Игры на различение неречевых звуков: дети угадывают, какой предмет издает звук (барабан, погремушка, свисток).

*  Игры на различение высоты, громкости, тембра звука: дети сравнивают звучание разных музыкальных инструментов.

5. Игровые технологии:

•  Дидактические игры:

*  "Найди звук": дети ищут предметы, названия которых начинаются или заканчиваются на заданный звук.

*  "Слоговая мозаика": дети составляют слова из слогов.

*  "Звуковой домик": дети расселяют картинки в домики в зависимости от первого звука в названии.

•  Игры-драматизации:

*  "Живые звуки": дети изображают звуки животных, предметов, а остальные угадывают.

*  Инсценировка сказок: с акцентом на произношение определенных звуков и звуковой анализ слов.

6. Метод звуковых карт:

•  Создание визуальных карт звуков, которые помогают детям лучше ориентироваться в звуковой структуре слова.

•  Карты могут включать изображения, символы и цвета, ассоциирующиеся с разными звуками.

III. Приемы, повышающие эффективность занятий:

•  Индивидуальный подход: учет индивидуальных особенностей и уровня развития ребенка.

•  Постепенное усложнение заданий: от простого к сложному, от узнавания звуков к звуковому анализу слов.

•  Создание положительной эмоциональной атмосферы: поддержка и поощрение ребенка.

•  Использование наглядного материала: картинки, схемы, таблицы.

•  Вариативность заданий: чтобы не допустить монотонности и сохранить интерес ребенка.

•  Регулярность занятий: для достижения устойчивых результатов.

•  Взаимодействие с родителями: консультации, рекомендации по выполнению домашних заданий.

IV. Примеры упражнений:

•  Различение звуков: "Покажи картинку, где есть звук [р]", "Хлопни в ладоши, если услышишь звук [с]".

•  Выделение звука в начале слова: "Какой первый звук в слове дом?", "Назови слова, которые начинаются на звук [к]".

•  Выделение звука в конце слова: "Какой последний звук в слове кот?", "Назови слова, которые заканчиваются на звук [т]".

•  Определение места звука в слове: "Где находится звук [а] в слове мама (в начале, в середине, в конце)?".

•  Определение количества звуков в слове: "Сколько звуков в слове суп?".

•  Составление слов из звуков: "Какой получится слово, если соединить звуки [м], [а], [к]?".

•  Звуковой анализ слов с использованием схем и фишек: каждая фишка соответствует одному звуку.

V. Важные аспекты:

•  Диагностика: перед началом занятий необходимо провести диагностику уровня развития фонематического восприятия и звукового анализа у ребенка.

•  Консультация со специалистами: логопедом, нейропсихологом, педагогом.

•  Терпение и последовательность: формирование фонематического восприятия и звукового анализа - это длительный процесс, требующий терпения и последовательности.

Заключение:

Применение инновационных методов и приемов в формировании фонематического восприятия и звукового анализа у детей позволяет сделать этот процесс более эффективным, интересным и доступным. Важно помнить о необходимости индивидуального подхода, регулярности занятий и взаимодействии с родителями. Это позволит создать благоприятные условия для успешной подготовки детей к обучению грамоте.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 3»

  ул. Мира, 14, город Чебаркуль Челябинской области, 456440 Российская Федерация. Телефон: (8-35168) 2-13-90; 2-28-58; E-mail: buratinosad3@mail.ru

Консультация для педагогов

«Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе детского сада: путь к познанию мира»

Разработала:  воспитатель

Сиридюк М.О.

г.Чебаркуль, 2025г.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе детского сада: путь к познанию мира

Введение

Современные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО) акцентируют внимание на развитии познавательной активности и исследовательских навыков у детей. Одним из эффективных инструментов реализации этих задач является опытно-экспериментальная деятельность (ОЭД), которая позволяет детям самостоятельно открывать для себя новые знания, развивать любознательность и формировать научное мировоззрение. Данная статья посвящена организации и значению ОЭД в старшей группе детского сада.

Актуальность и цели ОЭД в старшей группе

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют повышенный интерес к окружающему миру, задают множество вопросов и стремятся к самостоятельным открытиям. ОЭД позволяет удовлетворить эту потребность, предлагая детям возможность экспериментировать, наблюдать, анализировать и делать выводы.

Цели ОЭД в старшей группе:

•  Формирование у детей представлений об окружающем мире через практическую деятельность.

•  Развитие познавательной активности, любознательности, наблюдательности и исследовательских навыков.

•  Обогащение сенсорного опыта детей, развитие умения воспринимать мир через органы чувств.

•  Стимулирование мыслительной деятельности, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

•  Развитие умения работать в коллективе, сотрудничать и делиться знаниями.

•  Воспитание бережного отношения к природе и окружающему миру.

Принципы организации ОЭД в старшей группе

Для эффективной организации ОЭД необходимо руководствоваться следующими принципами:

•  Доступность: Опыты и эксперименты должны быть безопасными и доступными для детей с точки зрения используемых материалов и оборудования.

•  Наглядность: Использование наглядных пособий, иллюстраций и видеоматериалов делает процесс познания более интересным и понятным.

•  Активность: Дети должны быть активными участниками процесса, самостоятельно выполнять эксперименты, наблюдать и делать выводы.

•  Проблемность: Опыты и эксперименты должны основываться на проблемных ситуациях, требующих поиска решения.

•  Интеграция: ОЭД должна интегрироваться с другими видами деятельности (игровой, познавательной, творческой), а также с другими образовательными областями (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие).

•  Учет индивидуальных особенностей: При планировании ОЭД необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и уровень развития.

Формы организации ОЭД в старшей группе

ОЭД может быть организована в различных формах:

•  Фронтальные занятия: Опыты и эксперименты проводятся со всей группой детей под руководством воспитателя.

•  Подгрупповые занятия: Дети делятся на небольшие группы и выполняют эксперименты самостоятельно, воспитатель оказывает помощь и поддержку.

•  Индивидуальная деятельность: Дети самостоятельно проводят эксперименты и наблюдения в уголке экспериментирования.

•  Проектная деятельность: Дети проводят длительные исследования по интересующей их теме, выполняя различные эксперименты и наблюдения.

Примеры опытов и экспериментов для старшей группы

Свойства воды:

  •  Растворимость веществ в воде (сахар, соль, песок).

  •  Изменение цвета воды (с помощью пищевых красителей).

  • Плавучесть предметов (разные предметы опускаются в воду и определяется, что плавает, а что тонет).

  •  Превращения воды (замораживание, таяние, испарение).

 Свойства воздуха:

  •  Наличие воздуха (с помощью стакана, воды и бумаги).

  •  Ветер (с помощью веера или вентилятора).

  •  Воздух занимает место (с помощью воздушного шарика и бутылки).

 Свойства почвы:

  •  Состав почвы (песок, глина, перегной).

  •  Водопроницаемость почвы (через разные виды почвы пропускается вода и определяется, какая почва лучше пропускает воду).

 Растения:

  •  Проращивание семян (наблюдение за ростом растений).

  •  Влияние света на рост растений (растения ставятся в разные условия освещения и сравнивается их рост).

  •  Влияние воды на рост растений (растения поливаются разным количеством воды и сравнивается их рост).

 Магниты:

  •  Притяжение магнитов (магниты притягивают металлические предметы).

  •  Магниты действуют через преграды (магниты притягивают предметы через бумагу, стекло, воду).

Этапы проведения опыта/эксперимента:

1. Постановка проблемы: Создание проблемной ситуации, формулирование вопроса.

2. Выдвижение гипотез: Предположения детей о возможном результате эксперимента.

3. Планирование эксперимента: Определение необходимых материалов и оборудования, последовательности действий.

4. Проведение эксперимента: Дети выполняют действия под руководством воспитателя или самостоятельно.

5. Наблюдение: Дети наблюдают за ходом эксперимента и фиксируют результаты.

6. Анализ результатов: Дети анализируют полученные результаты и сравнивают их с выдвинутыми гипотезами.

7. Выводы: Дети делают выводы на основе проведенного эксперимента.

8. Рефлексия: Обсуждение опыта, что нового узнали, что понравилось, что вызвало трудности.

Роль воспитателя в организации ОЭД

Воспитатель является организатором и координатором ОЭД, его роль заключается в следующем:

•  Создание условий для проведения ОЭД (подготовка материалов, оборудования, организация уголка экспериментирования).

•  Планирование и проведение опытов и экспериментов, учитывая возрастные особенности и интересы детей.

•  Постановка проблемных ситуаций, стимулирование познавательной активности детей.

•  Оказание помощи и поддержки детям в процессе проведения экспериментов.

•  Организация наблюдений и фиксация результатов.

•  Организация обсуждения результатов экспериментов и формулирование выводов.

•  Оценивание результатов ОЭД.

Оценка результатов ОЭД

Оценка результатов ОЭД должна быть направлена на выявление уровня развития познавательной активности и исследовательских навыков у детей.

Критерии оценки могут включать:

•  Проявление интереса к исследовательской деятельности.

•  Умение формулировать вопросы и выдвигать гипотезы.

•  Умение планировать и проводить эксперименты.

•  Умение наблюдать, анализировать и делать выводы.

•  Умение работать в коллективе и сотрудничать.

•  Самостоятельность и активность в процессе деятельности.

Заключение

Опытно-экспериментальная деятельность является важным и эффективным средством развития познавательной активности и исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста. Правильная организация ОЭД способствует формированию у детей научного мировоззрения, развитию любознательности и воспитанию бережного отношения к природе. Систематическое проведение ОЭД в старшей группе позволяет детям приобретать ценный опыт познания мира, который станет основой для их дальнейшего успешного обучения в школе.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 3»

  ул. Мира, 14, город Чебаркуль Челябинской области, 456440 Российская Федерация. Телефон: (8-35168) 2-13-90; 2-28-58; E-mail: buratinosad3@mail.ru

Выступление на семинаре ДОУ

«Роль экологических акций в формировании нравственности и экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Разработала:  воспитатель

Сиридюк М.О.

г.Чебаркуль, 2025г.

Роль экологических акций в формировании нравственности и экологической культуры у детей дошкольного возраста

Введение:

Современный мир сталкивается с серьезными экологическими проблемами, и формирование экологической культуры у подрастающего поколения становится жизненно важной задачей. Дети дошкольного возраста, восприимчивые и любознательные, – благодатная аудитория для усвоения основ экологической грамотности и формирования ответственного отношения к природе. Одним из эффективных инструментов в решении этой задачи являются экологические акции.

I. Экологическая культура и нравственность: взаимосвязь понятий

Экологическая культура – это совокупность знаний, ценностей, убеждений и практических навыков, определяющих отношение человека к окружающей среде и его деятельность по ее охране. Формирование экологической культуры неразрывно связано с развитием нравственности, включающей в себя:

•  Любовь и уважение к природе: Восприятие природы как ценности, осознание ее красоты и гармонии.

•  Ответственность за свои действия: Понимание последствий своих поступков для окружающей среды.

•  Сочувствие ко всему живому: Сострадание к животным и растениям, осознание их права на существование.

•  Готовность к участию в природоохранной деятельности: Желание и умение помогать природе, защищать ее от негативного воздействия.

II. Экологические акции как инструмент формирования нравственности и экологической культуры:

Экологические акции – это целенаправленные, организованные мероприятия, направленные на решение конкретных экологических проблем и повышение экологической грамотности населения. Участие в таких акциях оказывает существенное влияние на формирование нравственности и экологической культуры у детей дошкольного возраста:

1. Формирование экологических знаний:

  •  В ходе подготовки и проведения акций дети узнают о причинах экологических проблем, их последствиях и способах решения.

  •  Они знакомятся с понятиями "экосистема", "пищевая цепь", "загрязнение окружающей среды" и др.

  •  У них формируется понимание взаимосвязи человека и природы.

2. Развитие экологического мышления:

  •  Акции стимулируют детей к анализу экологических ситуаций, поиску решений проблем, прогнозированию последствий своих действий.

  •  Они учатся видеть взаимосвязи между разными явлениями в природе, понимать ее целостность и хрупкость.

3. Воспитание экологических чувств:

  •  Участие в акциях вызывает у детей эмоциональный отклик на проблемы окружающей среды, формирует чувство сопричастности к природе.

  •  Они учатся сопереживать животным и растениям, заботиться о них, испытывать радость от позитивных изменений в природе.

4. Формирование экологически ориентированного поведения:

  •  Акции дают детям возможность на практике применить свои знания и умения, внести свой вклад в охрану окружающей среды.

  •  Они учатся бережно относиться к природе, экономить ресурсы, утилизировать отходы.

  •  У них формируется привычка вести экологически правильный образ жизни.

5. Социализация и развитие коммуникативных навыков:

  •  Участие в акциях способствует развитию социальных навыков, умения работать в команде, договариваться, отстаивать свою точку зрения.

  •  Дети учатся общаться с разными людьми, рассказывать о своих идеях, убеждать других в их правоте.

III. Примеры экологических акций для детей дошкольного возраста:

•  "Посади дерево": Посадка деревьев и кустарников на территории детского сада или в ближайшем парке.

•  "Чистый двор": Уборка территории детского сада или ближайшего парка от мусора.

•  "Помоги птицам зимой": Изготовление и развешивание кормушек для птиц.

•  "Сохраним воду": Проведение бесед об экономии воды, организация игр и экспериментов с водой.

•  "Раздельный сбор мусора": Организация раздельного сбора мусора в детском саду, проведение бесед о важности переработки отходов.

•  "День Земли": Проведение тематических занятий, игр, конкурсов, посвященных Дню Земли.

•  "Не рубите елочку": Изготовление елочных игрушек своими руками, проведение выставок рисунков и поделок на тему "Сохраним елочку".

•  "Покормите животных": Сбор корма для животных в зоопарке или приюте.

•  "Операция "Муравейник": Обустройство муравейников, ограждение их от разрушения.

•  "Речка, живи!": Уборка берегов реки или пруда от мусора.

IV. Организация и проведение экологических акций:

1. Подготовка:

  •  Определение цели и задач акции.

  •  Разработка плана проведения акции.

  •  Подбор необходимого оборудования и материалов.

  •  Привлечение к участию детей, родителей, педагогов, представителей общественности.

  •  Проведение предварительных бесед и занятий с детьми.

2. Проведение:

  •  Четкое выполнение плана акции.

  •  Обеспечение безопасности участников.

  •  Создание положительной эмоциональной атмосферы.

  •  Использование игровых и познавательных методов.

3. Подведение итогов:

  •  Обсуждение результатов акции.

  •  Поощрение участников.

  •  Организация выставки работ, фотоотчета.

  •  Распространение информации об акции в СМИ.

V. Роль педагога в организации экологических акций:

•  Инициатор и организатор: Педагог является инициатором и организатором экологических акций в детском саду.

•  Образовательная функция: Педагог обеспечивает детей необходимыми знаниями и умениями для участия в акциях.

•  Мотивационная функция: Педагог мотивирует детей к участию в акциях, создавая положительную эмоциональную атмосферу.

•  Воспитательная функция: Педагог формирует у детей нравственные качества и экологически ориентированное поведение.

•  Координационная функция: Педагог координирует деятельность детей, родителей и других участников акции.

Заключение:

Экологические акции играют важную роль в формировании нравственности и экологической культуры у детей дошкольного возраста. Они позволяют детям на практике применять свои знания и умения, вносить свой вклад в охрану окружающей среды, развивать экологическое мышление и нравственные качества. Правильно организованные и проведенные акции оказывают положительное влияние на формирование личности ребенка и его отношение к миру. Важно помнить, что экологическое воспитание – это непрерывный процесс, который должен осуществляться комплексно и систематически.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 3»

  ул. Мира, 14, город Чебаркуль Челябинской области, 456440 Российская Федерация. Телефон: (8-35168) 2-13-90; 2-28-58; E-mail: buratinosad3@mail.ru

Мастер-класс для педагогов

«Создание авторских пособий с помощью программы «Microsoft Office PowerPoint»

Разработала:  воспитатель

Сиридюк М.О.

г.Чебаркуль, 2025г.

Мастер-класс для педагогов «Создание авторских пособий с помощью программы «Microsoft Office PowerPoint»

Цель: Познакомить педагогов с возможностями программы «Microsoft Office PowerPoint» для создания авторских дидактических пособий и игр, способствующих повышению эффективности образовательного процесса.

Задачи:

•  Ознакомить с основными функциями и инструментами программы PowerPoint, необходимыми для создания дидактических пособий.

•  Научить создавать интерактивные игры и задания с использованием триггеров, анимации и гиперссылок.

•  Развить творческие способности педагогов и стимулировать их к созданию собственных авторских пособий.

•  Повысить мотивацию педагогов к использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательной деятельности.

План мастер-класса:

1. Вводная часть

  •  Приветствие и представление участников.

  •  Актуальность использования ИКТ в образовательном процессе.

  •  Преимущества создания авторских дидактических пособий в PowerPoint.

  •  Обзор возможностей PowerPoint для создания пособий.

2. Теоретическая часть

  •  Основные элементы интерфейса программы PowerPoint.

  •  Работа с текстом, изображениями, фигурами, таблицами, диаграммами.

  •  Использование анимации и переходов для создания динамичных пособий.

  •  Основы работы с триггерами и гиперссылками для создания интерактивных игр и заданий.

3. Практическая часть

  •  Создание интерактивной игры «Найди пару» (пошаговая инструкция с демонстрацией):

    *  Создание макета игры (фон, карточки).

    *  Вставка изображений на карточки.

    *  Использование анимации «исчезновение» для скрытия карточек.

    *  Настройка триггеров для открытия и закрытия карточек.

  •  Создание дидактической игры «Собери картинку» (пошаговая инструкция с демонстрацией):

    *  Разбиение изображения на фрагменты.

    *  Создание фона для игры.

    *Использование анимации «перемещение» для перетаскивания фрагментов.

  •  Самостоятельная работа педагогов по созданию собственных пособий под руководством ведущего (выбор темы и типа пособия по желанию).

4. Подведение итогов

  •  Обсуждение созданных пособий.

  •  Ответы на вопросы.

  •  Обмен опытом.

  •Рекомендации по дальнейшему использованию PowerPoint в образовательной деятельности.

  •  Заключительное слово.

Подробное содержание мастер-класса:

1. Вводная часть:

Актуальность: Подчеркнуть важность использования ИКТ в образовательном процессе для повышения мотивации детей, развития их познавательного интереса и формирования необходимых компетенций.

•  Преимущества PowerPoint: Отметить, что PowerPoint – это доступная и простая в освоении программа, позволяющая создавать красочные и интерактивные дидактические пособия, адаптированные под конкретные образовательные задачи.

•  Обзор возможностей: Краткий перечень возможностей PowerPoint:

  Создание слайдов с текстом, изображениями, фигурами, таблицами, диаграммами.

  Использование анимации и переходов для создания динамичных пособий.

  Создание интерактивных игр и заданий с помощью триггеров и гиперссылок.

  Сохранение презентаций в различных форматах (видео, PDF).

2. Теоретическая часть:

Основные элементы интерфейса: Ознакомление с лентой инструментов, вкладками «Главная», «Вставка», «Дизайн», «Анимация», «Показ слайдов» и их основными функциями.

 Работа с объектами:

  •  Текст: Добавление текстовых блоков, форматирование текста (шрифт, размер, цвет, выравнивание).

  • Изображения: Вставка изображений из файла, из Интернета, редактирование изображений (обрезка, коррекция цвета, добавление эффектов).

  •  Фигуры: Использование готовых фигур, рисование произвольных фигур, форматирование фигур (цвет, заливка, контур).

  •  Таблицы и диаграммы: Создание таблиц и диаграмм для визуализации данных, форматирование таблиц и диаграмм.

Анимация и переходы:

  •  Анимация: Добавление анимационных эффектов к объектам на слайде (появление, исчезновение, перемещение, вращение).

  •  Переходы: Выбор эффектов переходов между слайдами (исчезновение, плавный переход, выталкивание).

Триггеры и гиперссылки:

  •  Триггеры: Настройка запуска анимации по щелчку на определенном объекте (создание интерактивных кнопок).

  •  Гиперссылки: Создание ссылок на другие слайды, файлы, веб-страницы (для навигации в презентации).

3. Практическая часть:

•  Создание интерактивной игры «Найди пару» (пошаговая инструкция с демонстрацией):

  1. Создание макета игры:

    *  Создание нового слайда.

    *  Выбор фона для слайда.

    *  Добавление карточек (прямоугольники с заливкой и контуром).

    *  Копирование карточек для создания необходимого количества пар.

    *  Размещение карточек на слайде в виде сетки.

  2. Вставка изображений на карточки:

    *  Вставка изображений на карточки (каждое изображение должно быть в двух экземплярах).

    *  Размещение изображений попарно на разных карточках.

  3. Использование анимации «исчезновение»:

    *  Выделение всех карточек.

    *  Добавление анимации «исчезновение» (триггер – щелчок по карточке).

  4. Настройка триггеров:

    * Настройка триггеров для каждой карточки, чтобы анимация «исчезновение» запускалась только при щелчке именно по этой карточке.

    *  Создание анимации "появление" при повторном щелчке (для "закрытия" карточки, если пара не найдена).

 

Создание дидактической игры «Собери картинку» (пошаговая инструкция с демонстрацией):

  1. Разбиение изображения на фрагменты:

    *  Вставка изображения на слайд.

    *  Использование инструмента «фигуры» для создания прямоугольников, закрывающих часть изображения.

    *  Вырезание фрагментов изображения по контуру прямоугольников.

    *  Удаление исходного изображения.

  2. Создание фона для игры:

    *  Создание фона для слайда (выбор цвета, добавление декоративных элементов).

  3. Использование анимации «перемещение»:

    *  Выделение каждого фрагмента изображения.

    * Добавление анимации «пути перемещения» для перетаскивания фрагментов по слайду.

    *  Настройка анимации, чтобы фрагменты могли перемещаться только в пределах слайда.

•  Самостоятельная работа педагогов: Предоставить педагогам возможность самостоятельно создать собственные пособия, оказывая им необходимую помощь и поддержку. Примеры тем:

  •  «Найди лишний предмет».

  •  «Что сначала, что потом».

  •  «Чей домик?».

  •  «Что едят животные?».

  •  Викторины по разным темам.

4. Подведение итогов:

•  Обсуждение: Организовать обсуждение созданных пособий, предложить педагогам поделиться опытом и впечатлениями.

•  Ответы на вопросы: Ответить на вопросы участников, дать дополнительные рекомендации.

•  Обмен опытом: Предложить педагогам обменяться созданными пособиями для дальнейшего использования в работе.

•  Рекомендации: Дать рекомендации по дальнейшему изучению возможностей PowerPoint и использованию его для создания других дидактических пособий.

•  Заключительное слово: Поблагодарить участников за активное участие и выразить надежду на то, что полученные знания будут полезны в их профессиональной деятельности.

Материалы для мастер-класса:

•  Компьютеры с установленной программой «Microsoft Office PowerPoint».

•  Проектор.

•  Экран.

•  Флеш-накопители для сохранения созданных пособий.

•  Раздаточный материал с пошаговыми инструкциями по созданию игр.

•  Примеры готовых дидактических пособий, созданных в PowerPoint.

Ожидаемые результаты:

•  Педагоги овладеют основными навыками работы с программой «Microsoft Office PowerPoint».

•  Педагоги научатся создавать интерактивные игры и задания с использованием триггеров и анимации.

•  Педагоги смогут самостоятельно создавать авторские дидактические пособия, адаптированные под конкретные образовательные задачи.

•  Повысится мотивация педагогов к использованию ИКТ в образовательной деятельности.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 3»

  ул. Мира, 14, город Чебаркуль Челябинской области, 456440 Российская Федерация. Телефон: (8-35168) 2-13-90; 2-28-58; E-mail: buratinosad3@mail.ru

 ««Использование инновационных технологий по формированию элементарных математических представлений у дошкольников"

Разработала:  воспитатель

Сиридюк М.О.

г.Чебаркуль, 2025г.

Введение

Современное образование находится на этапе активного внедрения инновационных технологий, которые призваны повысить эффективность обучения и адаптировать его под потребности нового поколения. В условиях стремительного развития информационных технологий и изменений в подходах к обучению, особую актуальность приобретает вопрос формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Дошкольный возраст является важным этапом в развитии ребёнка, когда закладываются основы его будущих знаний и навыков. Использование современных методов обучения, таких как игровые технологии, мультимедиа и интерактивные занятия, позволяет сделать образовательный процесс более увлекательным и эффективным, что особенно важно для детей младшего возраста.

Современные подходы к обучению математике в дошкольном возрасте

Психолого-педагогические основы формирования математических представлений

Психолого-педагогический подход к обучению математике у дошкольников основывается на понимании особенностей их когнитивного и эмоционального развития. Исследования Л.С. Выготского показывают, что развитие высших психических функций у детей тесно связано с их деятельностью в процессе обучения, что подчеркивает необходимость организации учебного процесса таким образом, чтобы стимулировать активное участие детей в образовательной деятельности. Дошкольники обладают высокой восприимчивостью к новым знаниям, но их внимание и память имеют ограниченные возможности. В связи с этим использование адаптированных методов, таких как игровые технологии и наглядные пособия, способствует более глубокому усвоению материала. Вместе с тем, как отмечает один из исследователей, «современный урок отличается высокой интенсивностью, информационной перегрузкой, недостаточной двигательной активностью и чрезмерным нервно-психическим напряжением учащихся» (Неизвестный автор, 2020, с. 82). Это подчеркивает важность создания комфортной и стимулирующей образовательной среды для дошкольников, где они могут активно участвовать в учебном процессе без излишнего стресса.

Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей являются ключевыми элементами успешного обучения математике в дошкольном возрасте. Каждому ребенку свойственен уникальный темп развития и уровень подготовки, что требует от педагогов гибкости в выборе методов и средств обучения. Исследования показывают, что 75% детей лучше усваивают материал, если он представлен в игровой форме. Это подчеркивает важность использования игр и интерактивных занятий, которые позволяют детям изучать математические концепции в комфортной и увлекательной среде. Таким образом, индивидуализация процесса обучения помогает детям развивать математические навыки в соответствии с их возможностями и интересами.

Роль игры в развитии математических навыков

Игра занимает центральное место в обучении детей дошкольного возраста, так как соответствует их возрастным особенностям и является ведущей деятельностью в этот период. Л.С. Выготский отмечал, что игра способствует развитию высших психических функций, включая математическое мышление. В процессе игры дети активно взаимодействуют с окружающим миром, моделируют различные ситуации и решают задачи, что делает игру идеальным инструментом для формирования элементарных математических представлений. Теоретические исследования показывают, что игровая деятельность не только стимулирует познавательную активность, но и развивает навыки анализа и синтеза, что является основой для формирования математических способностей. Вместе с тем, «игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребёнок находится в состоянии радости и свободы, что способствует развитию его творческого воображения и образного мышления» (Шигина, 2012, с. 97).

Практическое использование игровых технологий в обучении математике позволяет эффективно развивать у детей навыки счета, логического мышления и пространственного восприятия. Игровые технологии, такие как настольные игры с числами, интерактивные задания и ролевые игры, позволяют детям не только закреплять полученные знания, но и применять их на практике в увлекательной форме. Это способствует формированию устойчивого интереса к математике и закладывает основу для дальнейшего успешного обучения.

Мультимедийные ресурсы в математическом образовании

Мультимедийные ресурсы играют важную роль в современном образовательном процессе, предоставляя новые возможности для обучения математике. Они позволяют визуализировать сложные понятия, делая их более доступными и понятными для детей. Использование мультимедиа способствует повышению интереса к учебе, что особенно важно для дошкольников, у которых внимание часто рассеивается. Применение мультимедийных технологий в обучении повышает уровень усвоения материала дошкольниками  на 30%. Это свидетельствует о высокой эффективности таких методов и их значимости в образовательной практике.

Использованием видео, анимаций и других цифровых материалов, помогает детям легче усваивать математические концепции. Например, использование обучающих игр и интерактивных заданий способствует развитию логического мышления и навыков счета.

Интерактивные занятия: преимущества и недостатки

Интерактивные занятия представляют собой современный подход к образовательному процессу, активно вовлекающий детей в обучение. Одним из ключевых преимуществ таких занятий является их способность повышать уровень вовлеченности учащихся. Исследование, проведенное Центром образовательных технологий в 2021 году, показало, что использование интерактивных досок увеличивает вовлеченность на 45%. Это объясняется тем, что интерактивные занятия предоставляют возможность активно участвовать в процессе обучения, взаимодействовать с материалом и друг с другом, что делает обучение более интересным и продуктивным. Проектная деятельность также играет важную роль в саморазвитии детей, позволяя им стать инициативными участниками образовательного процесса, как отмечает Дунина (2021, с. 75). Таким образом, сочетание интерактивных методов и проектной деятельности создает условия для более глубокого вовлечения и развития учащихся.

 

Примеры успешного применения технологий в практике

  • Использование игровых технологий в детском саду

Игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе дошкольных учреждений, представляя собой методы и приемы обучения, в которых игра является основным видом деятельности детей. В процессе игрового обучения у детей появляется возможность развивать математические навыки в увлекательной и доступной форме. Игры способствуют формированию логического мышления, умения решать задачи и анализировать ситуации. «Развитие ребенка в игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове» (Зуева, Бражник, [б. г.]. 1 с.). Благодаря своей гибкости игровые технологии могут адаптироваться к различным уровням подготовки детей, что делает их универсальным инструментом в образовательной практике.

  • Внедрение мультимедийных средств в обучение

Мультимедийные средства представляют собой разнообразные технологии, объединяющие текст, изображения, аудио, видео и интерактивные элементы для создания насыщенной образовательной среды. В контексте дошкольного образования такие средства включают интерактивные доски, обучающие приложения, электронные книги и образовательные видеоматериалы. Их применение позволяет сделать процесс обучения более увлекательным и доступным для детей, стимулируя их интерес к изучению новых тем. Например, интерактивные доски позволяют визуализировать абстрактные математические концепции, а обучающие приложения предоставляют детям возможность самостоятельно решать задачи в игровой форме. Таким образом, мультимедийные средства играют важную роль в создании инновационной образовательной среды, способствующей эффективному усвоению знаний.

Применение таких технологий помогает педагогам адаптировать образовательные программы под потребности каждого ребенка, обеспечивая индивидуальный подход к обучению.

  • Интерактивные занятия и их результаты

Интерактивные занятия представляют собой образовательные мероприятия, в которых дети активно участвуют в процессе обучения, взаимодействуя с материалами, педагогами и друг с другом. В основе таких занятий лежит использование различных технологий, таких как интерактивные доски, сенсорные панели, обучающие программы и игры, которые позволяют детям применять полученные знания на практике. Эти занятия направлены на развитие у детей навыков логического мышления, решение задач и формирование математических представлений в увлекательной и доступной форме. Интерактивные занятия способствуют созданию среды, где дети чувствуют себя вовлеченными и мотивированными к обучению.

Заключение

В заключение можно отметить, что внедрение инновационных технологий в образовательный процесс дошкольного образования способствует более эффективному формированию элементарных математических представлений у детей. Современные подходы, такие как игровые технологии, мультимедийные ресурсы и интерактивные занятия, позволяют не только повысить интерес и вовлеченность детей в процесс обучения, но и развивать их математические навыки на качественно новом уровне. Примеры успешного применения данных технологий показывают, что они оказывают положительное влияние на развитие когнитивных способностей и формирование устойчивого интереса к математике. Использование таких методов помогает учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, создавая условия для их всестороннего развития. Таким образом, интеграция инновационных технологий в образовательный процесс является необходимым шагом для повышения качества дошкольного образования. Это открывает новые перспективы для педагогов и родителей, позволяя более эффективно готовить детей к дальнейшему обучению и жизни в современном обществе.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы с помощью интерактивных игр Мерсибо» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться опытом эффективного взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в условиях логопедической группы с использованием интерактивных игр платформы "Мерсибо".

Слайд 2

Особенности работы в комбинированной группе Логопедическая группа – это особое образовательное пространство, где дети с нарушениями речи получают квалифицированную помощь в развитии и коррекции своих речевых навыков. Успешная коррекционная работа в такой группе невозможна без слаженной и скоординированной работы всех участников образовательного процесса, но ключевую роль играют учитель-логопед и воспитатели. Интерактивные игры "Мерсибо" стали для нас незаменимым инструментом, обеспечивающим это взаимодействие.

Слайд 3

Цель и задачи взаимодействия Наша цель Создание единого коррекционно-развивающего пространства для детей с нарушениями речи в условиях логопедической группы. Задачи Повышение эффективности логопедической работы за счет включения воспитателей в процесс коррекции. Обеспечение систематической тренировки речевых навыков в течение всего дня. Создание мотивации у детей к занятиям по коррекции речи. Оптимизация взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей.

Слайд 4

Преимущества платформы "Мерсибо" Платформа "Мерсибо" – это комплекс интерактивных игр и упражнений, разработанных специалистами в области логопедии и дефектологии. Мы выбрали "Мерсибо" по нескольким причинам: Соответствие ФГОС ДО Игры направлены на развитие всех образовательных областей. Широкий спектр заданий Возможность работы над различными аспектами речи: звукопроизношением, фонематическим восприятием, лексикой, грамматикой, связной речью. Интерактивность и увлекательность Игры вызывают интерес у детей и мотивируют их к занятиям. Гибкость и адаптивность Возможность настройки игр под индивидуальные потребности каждого ребенка. Простота использования Удобный и понятный интерфейс, не требующий специальных навыков.

Слайд 5

Направления взаимодействия Логопедические занятия Учитель-логопед использует игры "Мерсибо" на индивидуальных и подгрупповых занятиях для отработки конкретных звуков, расширения словарного запаса, формирования грамматического строя речи. Фронтальные занятия с группой Проводятся воспитателями по заданиям логопеда. Индивидуальная работа воспитателей с детьми Закрепление пройденного материала в течение дня. Домашние задания Рекомендации родителям для выполнения заданий дома (если есть такая возможность). Консультации и обмен опытом Регулярные консультации учителя-логопеда с воспитателями, обсуждение успехов и трудностей, разработка индивидуальных программ коррекции.

Слайд 6

Примеры использования игр « Две принцессы " Игра помогает закрепить гласные звуки и буквы. 1 уровень: услышать гласный звук в слогах. 2 уровень - в словах. Звук надо соотнести с буквой. Применение: Логопед использует на занятии, воспитатель закрепляет звук в речи во время игр и режимных моментов. « Бедный дракончик " Игра на соотнесения гласного звука и буквы. Звучит гласный звук, ребенок должен повторить его и отнести к нужной букве. В настройках можно добавить сундучок для неречевого звука, чтобы ребенок лучше представлял разницу между речевыми и неречевыми звуками. Применение: Игра используется на подгрупповых занятиях, воспитатель организует игру в свободное время.

Слайд 7

Алгоритм совместной работы Диагностика Логопед проводит обследование речи детей, выявляет проблемы и составляет индивидуальные планы коррекции. Планирование Логопед совместно с воспитателями планирует коррекционную работу. Обучение Логопед обучает воспитателей приемам работы с играми "Мерсибо", дает рекомендации по закреплению материала. Реализация Воспитатели проводят фронтальные занятия, организуют индивидуальную работу с детьми в течение дня, используя игры "Мерсибо". Контроль и коррекция Логопед контролирует эффективность работы воспитателей, вносит коррективы в планы коррекции при необходимости.

Слайд 8

Результаты взаимодействия Благодаря систематическому взаимодействию и использованию интерактивных игр "Мерсибо" мы наблюдаем положительную динамику в развитии речи детей: Улучшение звукопроизношения Расширение словарного запаса Формирование грамматического строя речи Повышение мотивации к занятиям Улучшение взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей

Слайд 9

Заключение В заключение хочу отметить, что интерактивные игры "Мерсибо" являются эффективным инструментом для взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в логопедической группе. Они позволяют сделать коррекционный процесс более увлекательным и эффективным, обеспечить систематическую тренировку речевых навыков и создать единое коррекционно-развивающее пространство для детей с нарушениями речи.

Слайд 10

Рекомендации Активно внедрять интерактивные технологии Активно внедрять интерактивные технологии в коррекционно-образовательный процесс. Повышать квалификацию педагогов Повышать квалификацию педагогов в области использования интерактивных игр. Организовывать семинары Организовывать семинары и мастер-классы по обмену опытом. Использовать возможности платформы Использовать возможности платформы "Мерсибо" в полной мере. Спасибо за внимание! Готова ответить на ваши вопросы.