Внеклассная работа

Савина Елена Сергеевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 2015/2016. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.

 5-6 КЛАСС.

Фамилия, имя _        


Класс  _        

Время на выполнение заданий – 45 минут. Общая сумма баллов – 100

  1. Выберите правильный ответ. Ответ внесите в таблицу.
  1. Одним из доказательств появления разумных людей можно считать
  1. появление письменности        3) возникновение искусства
  2. применение железных орудий труда        4) изобретение колеса
  1. Древние люди научились обрабатывать металл примерно
  1. 40 тысяч лет назад        3) 9 тысяч лет назад
  2. 20 тысяч лет назад        4) 3 тысячи лет назад
  1. Прочитайте  отрывок из исторического источника и укажите, о каком городе идет речь.

«Я живу в северной части нашего государства. Недалеко от нашего города великая река впадает в море. Покровителем нашего города является бог Птах, который сотворил других богов и весь мир. Когда царь носил двойную корону, наш город был столицей».

  1. Фивы        2) Мегиддо        3) Кадеш        4) Мемфис
  1. Прочитайте отрывок из работы историка и укажите о ком идет речь.

«В 1828 - 1829 гг. он во главе группы своих верных учеников вдоль и поперек исходил долину Нила; всюду его принимали с исключительным гостеприимством, как человека, который «прочел письмена древних камней».

  1. М. Саутуола        2) Ж. Ф. Шампольон        3) Р. Лики        4) Г. Картер

1.1

1.2

1.3

1.4

  1. По какому принципу образованы ряды.

2.1. Тот, Бастет, Сет, Геб

2.2 Гончар, оружейник, ювелир, ткач, каменщик

  1. Что является лишним в ряду? Свой ответ объясните.
  1. Человеческое стадо, род, государство, племя

  1. Канал, шадуф, идол, дамба

  1. Расположите события в хронологической последовательности. Ответ внесите в таблицу в виде последовательности букв.

А. Образование государств в Верхнем и Нижнем Египте Б. Образование единого Древнеегипетского государства В. Завоевательные походы Тутмоса III

Г. Возникновение первых государств – номов в долине Нила

Д. Постройка пирамиды Хеопса


  1. Верны ли следующие утверждения? («Да» - «Нет»). Ответы внесите в таблицу.
  1. Основным видом хозяйственной деятельности человека в эпоху палеолита была охота.
  2. Первопредок рода  назывался тотемом.
  3. Коллектив кровных родственников назывался соседской общиной.
  4. Древние египтяне обожествляли фараона и называли его сыном Нила.
  5. Для ведения войны племя избирало военного предводителя – вождя.
  6. Пантеон египетских богов возглавлял бог Тот.
  7. Войско фараона состояло только из многочисленных отрядов пехоты.

1

2

3

4

5

6

7

  1. Решите хронологическую задачу. Для удобства нарисуйте «линию времени».

Считается, что первую пирамиду зодчий Имхотеп начал строить в 2750 г. до н.э. Последние пирамиды построены в 1700 г. до н. э. Сколько лет прошло между постройкой первой и последней пирамиды? Сколько лет назад были построены последние пирамиды?

  1. Ответьте на вопросы:

При раскопках древнего поселения археологи обнаружили: фрагменты печей из глины, зерна ячменя, мотыги, глиняные черепки с графическими узорами, костяные бусы, кости коров и свиней.

  1. К какому времени относятся находки археологов?

  1. Как называется этот тип хозяйства?

  1. Как называют ученые этот переворот?

  1. О каких занятиях людей можно узнать по этим находкам?



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ 2015/2016. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС.

Фамилия, имя _        


Класс  _        

Время на выполнение заданий – 45 минут. Общая сумма баллов – 100

Задание 1. Верны ли следующие утверждения? («Да» - «Нет»). Ответы внесите в таблицу.

1. Только в Средние века Европа стала единым «историческим континентом», единым христианским миром с общей религией и сходным образом жизни.

  1. При дворе Карла Великого, в Ахене, возник «Дворцовый лицей».
  2. В бою у города Суассона войска Хлодвига разгромили римлян и подчинили себе плодородные равнины Галлии и ряд племен к востоку от Рейна.
  3. Бритты были норманнами, которые еще до Римской  империи пришли на остров из Галлии и дали имя Британским островам.
  4. Одним из наиболее известных миссионеров в истории христианства является святой Григорий.
  5. Хлодвиг принял крещение по византийскому образцу.
  6. Восточно-Франкское королевство было единым.
  7. Славяне относятся к индоевропейской языковой семье.

1

2

3

4

5

6

7

8

Задание  2.  Восстановите  последовательность  событий,  внеся  их  правильный  порядок  в таблицу.

А) образование государства у франков

Б) Верденский договор о разделе империи Карла Великого В) падение Западной Римской империи

Г) образование Священной Римской империи Д) завоевание Англии герцогом Нормандии Е) начало правления Юстиниана I

1

2

3

4

5

6

Задание 3. Установите соответствие между событием и именем с ним связанным. Внесите свой ответ в таблицу:

  1. образование Франкской империи        а) Кирилл и Мефодий
  2. подчинение племен вдоль реки Вислы        б) Карл Великий
  3. создание славянской азбуки        в) Мешко I
  4. написание книги «Утешение философией»        г) Теодорих
  5. во главе остготов занял Италию        д) Карл Мартелл
  6. изобрел звуковую сигнализацию        е) Северин Боэций

7) во главе войска франков разгромил сарацинов при Пуатье        ж) Лев Математик

1

2

3

4

5

6

7

Задание 4. Прочитайте текст и подчеркните три ошибки. Запишите правильные ответы.

При Карле Великом во Франкском государстве начался небывалый расцвет культуры, чему немало способствовал сам государь. Карл Великий был образованнейшим человеком своего времени. Он превосходно знал латынь, понимал по-гречески, изучит труды Отцов Церкви, которых глубоко чтил. До наших дней сохранились пожелтевшие от времени листы бумаги, на которых рукою самого Карла  начертаны  записи  о  важнейших  событиях  в  империи.  Заботился  государь  и  о  развитии


образования. Ближайшим помощником императора в деле просвещения стал ученый Алкуин, который открывал по всей империи школы для начального обучения. Позднее Алкуин прославился как автор книги «Жизнь Карла Великого».

Задание 5. Слева — краткое описание исторических событий, справа — иллюстрации и карты, к ним относящиеся. Выпишите парами номера описаний исторических событий с буквенными обозначениями  правильных изображений, поместив ответы в таблицу.

1

Папа пал ниц к ногам нового императора и совершил над ним и его сыном        обряд

миропопомазания.

А

2

Императором                                стал старший        внук        (его        имя сохранилось                в        названии провинции        Лотарингия). Позднее        на                каждой                из частей   бывшей   империи образовались                        большие самостоятельные королевства.

Б


3

Майордом Карл Мартелл в сражении у города Пуатье нанес сокрушительное поражение арабам.

В

4

Прототип        этого        оружия появился предположительно  в  190 до        н.        э.                при        защите острова  Родос.  Но  еще  в

424 году до н. э. в сухопутном сражении при Делии древнегреческими воинами из полого бревна выпускалась        некая

зажигательная        смесь сырой нефти, серы и масла. Собственно это оружие было изобретено в 673 г. инженером и архитектором Каллиником из завоёванного арабами сирийского Гелиополя.

Г


5

Присоединение                к господствующей церкви открыло                франкам возможность слияния с галло-римлянами. Это стало одной из важнейших причин        дальнейших успехов короля.

Д

6

Многие        скандинавы покидали родину. Они отправлялись в морские походы ради захвата добычи или плодородных земель.        Участники походов называли себя викингами.

Е

7

Эти        перемещения сопровождались культурными, языковыми, а  затем  и  религиозными конфликтами                между

германским        и

романизированным населениями.                        Они заложили        основу противостояния                между германскими                                и романскими  народами,  в каком-то        смысле дошедшего   и   до   наших дней.

Ж


8

Герцог        Нормандии Вильгельм в битве при Гастингсе разбил войско короля Гарольда и стал английским королем под именем        Вильгельма Завоевателя.

З

1

2

3

4

5

6

7

8

Задание 6. Напишите заметку в газету о наиболее значимом событии истории Древнего Рима: Назовите описываемое событие;

укажите период (век, года) истории Древнего Рима, когда оно произошло; назовите не менее двух участников события;

опишите произошедшее событие;

объясните в чем его значение для древнеримской истории.



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ 2015/2016. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС.

Фамилия, имя _        


Класс  _        

Время на выполнение заданий – 60 минут. Общая сумма баллов – 100.

Задание 1. Выберите правильный ответ. Ответ внесите в таблицу.

  1. Прочитайте фрагмент исторического источника и укажите пропущенное в нем имя князя.

«Древляне же, услышав, что <…> идет опять, так подумали со своим князем Малом: «Если повадится волк к овцам, то унесет все стадо, если не убьют его, так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему [послов], говоря: «Почему идешь опять? Ты ведь взял дань». И не послушал их <…>. И выйдя из [своего] городы Искоростеня, Древляне убили <…>, потому что их было мало».

1) Олег Вещий        2) Игорь Рюрикович  3) Святослав Игоревич 4) Владимир Святославич

  1. Прочитайте фрагмент исторического источника и укажите век, когда происходили описанные в нем события.

«Заложил [князь] Ярослав [в Киеве] город великий с Золотыми воротами и церковь митрополичью

св. Софии, а после того церковь на Золотых воротах св. Богородицы Благовещенья, затем монастыри св. Георгия и св. Ирины, и при них начала вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы [монахи] начали умножаться и монастыри стали строиться...»

1) IX в.        2) X в.        3) XI в.        4) XII в.

  1. Прочитайте фрагмент исторического источника и укажите, к королю и рыцарям какого государства обращено это послание.

«Вы, король <…>, и вы, рыцари, окажите справедливость королю неба: отдайте деве, посланной сюда богом, небесным королем, ключи всех добрых городов, которые вы взяли и подвергли насилию во Франции. Она вполне готова прийти к мирному соглашению, именно: если вы желаете сделать ей должное удовлетворение, возвратите Францию и заплатите за то, что владели ею. И вы все, стрелки, военные товарищи, находящиеся перед Орлеаном, уходите, прошу вас именем бога, в свои страны, а если не сделаете так, ждите вестей от девы, которая скоро придет к вам, к вашему великому горю».

1) Испания        2) Англия        3) Священная Римская империя        4) Византийская империя

  1. Прочитайте фрагмент исторического источника и укажите древнерусский город, жители которого написали это послание.

«Не хотим за великого князя московского, не хотим называться его вотчиной, мы люди вольные, не хотим терпеть обиды от Москвы. Хотим за короля польского и великого князя Литовского Казимира».

1) Владимир        2) Новгород        3) Суздаль        4) Рязань

  1. Прочитайте фрагмент исторического источника и укажите его автора.

«Когда, какою заповедью Бог дал князьям такую власть, что мы, бедняки, должны проводить на барщине все хорошие дни и можем работать у себя на поле только в дождь, обливаясь кровавым потом? В своей справедливости Бог не потерпит, чтобы нас постоянно заставляли косить их луга, возделывать пашни, сеять, выдергивать, чистить, мять, мыть, трепать, чесать и прясть лен, лущить горох, собирать морковь и спаржу... Проклятие их позорной власти и разбойничьим правам!».

1) М. Лютер        2) Ж. Кальвин        3) Т. Мюнцер        4) Э. Кортес

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

Задание  2.  «Да»  или  «нет»?  Если  вы  согласны  с  утверждением,  напишите  «Да»,  если  не согласны – «Нет».  Внесите свои ответы в таблицу.

  1. Об Англии начала XVI века говорили: « Здесь каждый крестьянин был рыбаком, а каждый дворянин – капитаном».
  2. М. Лютер учил, что успех в земных делах свидетельствует о предназначении к спасению.
  3. Основным соперником Московского княжества в борьбе за главенство в Северо-Восточной Руси было Тверское княжество.
  4. Афанасий Никитин написал произведение о разумной организации домашнего хозяйства.

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

Задание 3.  Ниже приводятся отрывки из различных документов, воспоминаний, писем, литературных произведений, связанных каким-то одним историческим сюжетом из российской истории. Определите, какое событие объединяет каждую группу документов. Напишите дату события и имена не менее трех исторических деятелей, с которыми это событие связано. Ответ внесите в таблицу.

  1. 1. «Он  послал парламентеров, стремясь получить пищу и лошадей. Князья, не удосужившись узнать, с кем имеют дело, сказали: «Убьете нас -  все будет ваше». Так и случилось».
  1. «И собрал  Евпатий небольшую дружину — тысячу семьсот человек, которых бог соблюл вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его … , и внезапно напали на станы… И начали сечь без милости, и смешалися все полки вражеские».
  2. Исполнили волю владыки рабы, С землей бедный город сравняли,

И городом злым за упорство борьбы Его с той поры называли.

  1. 1. «Рожденный и воспитанный данником степной Орды, он сделался одним из знаменитейших государей в Европе; …руководствуемый только природным умом, силою и хитростью восстановляя свободу и целостность России, губя царство батыево, тесня Литву, сокрушая вольность новгородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские».
  1. «Здесь нашли применение нормы Русской правды, обычного права, судебной практики и литовского законодательства. Главными целями этого свода законов были: распространить юрисдикцию великого князя на всю территорию централизованного государства, ликвидировать правовые суверенитеты отдельных земель»
  2. « И пришли татары, начали стрелять, а наши – в них… И много дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока станет река. Были же тогда большие морозы, река начала замерзать. И был страх с обеих сторон – одни других боялись».

Группа

Событие

Дата

Исторические деятели

3.1.

3.2.

Задание 4. Историк должен правильно писать исторические понятия и термины. Впишите букву (буквы) вместе пропусков и напишите значения этих терминов и понятий.

  1. а…с…лютизм -  _        

  1. р…ф…рмация -

  1. м…нуфактура -

  1. к…рмление -

  1. п…ж…лое -


Заполните пропуски  в предложениях.

  1. Эпоха, обозначенная на карте, вошла в историю, как  _        

 _         .

  1. Когда венецианцы узнали об открытии                , совершенном        (имя) и обозначенном на карте цифрой 3, то сказали, что не слышали давно такой плохой новости.
  2. Король Фердинанд и королева Изабелла согласились снарядить экспедицию под командованием

 _         (имя), обозначенную на карте цифрой 1.

  1. Путешествие флорентийского мореплавателя и астронома  _          (имя), обозначенное на карте цифрой 4, позволило ему во всеуслышание заявить об открытии Нового света.
  2. Португалец        (имя), сам не вернулся из возглавленной им экспедиции, но его плавание, обозначенное на карте цифрой 2, вошло в историю как  _        

 _         .

  1.  _         (имя) называли самым удачливым пиратом своего времени, а после успешного завершения плавания, обозначенного на карте цифрой 5, королева посвятила его в рыцари.

Задание 6. Представьте, что вы ведете экскурсию по выставке русской исторической живописи.

Надо объяснить слушателям, что за сюжеты изображены на картинах. Для этого надо ответить на 3

вопроса по каждой из представленных картин.

а) Какое событие русской истории отражено на картине?


б) Где произошло это событие? в) Указать дату события.

6.1

6.2

6.1 а)  _          б)  _                  в)  _        

6.2 а)  _                 б)  _                          в)  _        



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 2015/2016. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС.

Фамилия, имя _        


Класс  _        

Время на выполнение заданий – 60 минут. Общая сумма баллов – 100.

Задание 1. Укажите, что является лишним в каждом ряду. Свой ответ поясните.

  1. Создание системы коллегий, создание Преображенского приказа, создание Правительствующего Сената, создание приказа Тайных дел, разделение территории страны на губернии _        

  1. М.Ф.Казаков, В.Л.Боровиковский, В.И.Баженов, Д.А.Трезини

  1. Е.П.Хабаров, В.И. Беринг, В.В.Атласов, С.И. Дежнёв

Задание 2. В приведенном ниже перечне представлены мероприятия, связанные с эпохами трех российских правителей. Сгруппируйте эти мероприятия по данному признаку и заполните таблицу, вписав имя правителя и порядковые номера соответствующих мероприятий.

  1. учреждение первого сословно-представительного органа в России
  2. учреждение губерний в России
  3. создание полурегулярного стрелецкого войска
  4. создание регулярного войска, полков «иноземного строя»
  5. введение рекрутских наборов
  6. введение нового, основанного на гражданском шрифте, алфавита
  7. проведение церковно-обрядовой реформы, исправление икон и богослужебных книг по греческим образцам
  8. учреждение коллегиального органа для руководства русской православной церковью
  9. признание всех местночтимых культов общерусскими

Правитель

События

Задание  3.        Прочитайте  утверждения  и  ответьте  на  них  «да»  или  «нет».  Свои  ответы внесите в таблицу.

  1. Решающую роль в разгроме Наполеона при Ватерлоо сыграла русская армия.
  2. Введенная в последней четверти XVII века подворная подать просуществовала до конца

XVIII века.

  1. Павел I приказал разработать программу освобождения крестьян от крепостной зависимости.
  2. Якобинцы отменили на территории Франции летосчисление от Рождества Христова.
  3. Последствием экономической политики Петра I  стало формирование свободного рынка рабочей силы.
  4. После реставрации Бурбонов во Франции начался «белый террор».

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

3.6.

Задание 4.  Внимательно рассмотрите изображенные медали, выполните задания, заполнив таблицу.

  1. Укажите, с событиями каких войн связаны эти медали.
  2. Назовите даты указанных войн.
  3. Назовите двух участников этих войн.

А

Б

В


Война

Даты

Участники войны

А

Б

В

Задание 5. Внимательно рассмотрите карту и выполните задания к ней.

Заполните пропуски в предложениях

  1. Территории, обозначенные на карте римскими цифрами I, II, III вошли в состав Российской империи в результате        .
  2. Предводителем восстанием, район которого обозначен римской цифрой V, был  _        

 _        , выдававший себя за        .

  1. Заселением и освоением территорий, обозначенных на карте цифрой IV, руководил

 _         .

  1. Город        , обозначенный цифрой 1, стал военно – морской базой России.
  2. Непреступная турецкая крепость        , обозначенная на карте цифрой

2,  была взята штурмом российской армией под командованием        .

Задание 6.  Ниже приводятся отрывки из различных документов, воспоминаний, писем, литературных произведений, связанных каким-то одним историческим сюжетом из российской истории. Определите, какое событие объединяет каждую группу документов.


Напишите дату события и имена не менее трех исторических деятелей, с которыми это событие связано. Ответ внесите в таблицу.

  1. «Объявляем всем нашим верноподданным. Закон Божий… научает нас седьмой день посвящать ему [Богу]… Оставшиеся в неделе шесть дней,  по равному числу оных вообще разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работы их в пользу помещиков cледующих, при добром распоряжении достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным надобностям».

«Человек двести полицейских солдат и драгун, разделенных на три или четыре партии, бегали по улицам и во исполнение повеления срывали с проходящих круглые шляпы и истребляли их до основания; у фраков обрезывали отложные воротники, жилеты рвали по произволу и благоусмотрению начальника партии».

« Выступив из пределов Италии, к общему сожалению всех тамошних жителей, где сие воинство оставило по себе славу избавителей, переходило оное через цепи страшных гор. Там является зрению нашему гора Сент-Готард, сей величающийся колосс гор, ниже хребтов которого громоносные тучи и облака плавают…».

  1. «Дерзайте ныне ободренны Раченьем Вашим показать,

Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать»

« Главное мое основание, сообщенное вашему превосходительству… чтобы план этого учреждения служил во все будущие роды. Того ради, несмотря на то что у нас нет довольства людей ученых, положить в плане профессоров и жалованных студентов (находящихся на содержании государства) довольное число… Со временем комплект наберется… С порожних мест сумму полезнее употребить на собрание библиотеки…»

« Все публичные лекции должны предлагаемы быть либо на латинском, либо и на русском языках, смотря как по приличеству материи, так и по тому, иностранной ли будет профессор или природный русской».

Группа

Событие

Дата

Исторические деятели

6.1.

6.2.

Задание 7. Французская революция конца XVIII в. получила в истории название Великой. Приведите не менее 5 аргументов, которые подтверждают справедливость такой оценки этого события.



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 2015/2016. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС.

Фамилия, имя _        


Класс  _        

Время на выполнение заданий – 135 минут. Общая сумма баллов – 100.

Задание 1. По какому принципу образованы ряды. Дайте краткий ответ.

1.1. 1393г., 1478г., 1485г., 1514г., 1521г. – _        

  1. Зернь, чернь, скань, филигрань–

  1. И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев –

Задание 2. Что или кто является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение.

  1. Восстание  под  предводительством  И.  Болотникова,  осада  Троице-Сергиева  монастыря, земщина, интервенция Польши и Литвы –  _        

  1. И.И. Ползунов, И.П. Кулибин, Е.А. Черепанов и М.Е. Черепанов, Ф.Конь –

  1. Бой  за  Шевардино,  сражение  у  д.  Лесная,  сражение        под  Красным,  сражение  под Малоярославцем  –   _                

Задание        3.        Установите        соответствие        между        государственными        деятелями        и        их преобразованиями/проектами. Ответы запишите в таблицу.

  1. Иван III        А) денежная реформа
  2. А.Л. Ордин-Нащокин        Б) проект создания в России представительного органа
  3. Е. Ф. Канкрин        В) первый законодательный кодекс единого государства
  4. М. Т. Лорис –Меликов        Г) военные реформы
  5. Д. А. Милютин        Д) Новоторговый устав
  6. П. А. Столыпин

А

Б

В

Г

Д

Задание  4.  Какие        исторические  события  описаны  ниже?  Назовите  не  менее  двух известных  исторических личностей, с которыми они связаны.

  1. Это одна из самых драматических страниц русской истории. Острота религиозных споров, противостояния, приобрели тогда необычайную силу. Впервые русское общество явно раскололось по религиозному признаку. Наряду со сторонниками официальной церкви появились старообрядцы, отвергавшие все обрядовые новшества и религиозные книги, исправленные по новогреческим образцам.

Один из сюжетов события запечатлен на известной картине В.И. Сурикова: не покорившаяся, закованная «в железа» боярыня и народ – сочувствующий, равнодушный, удивленный…

Ответ –  _        


  1. «… 27 августа, в 10 часов пополудни. Войска защищали город до крайности, но более держаться в нем за адским огнем, коему он подвержен, было невозможно. Войска переходят на Северную сторону, отбив окончательно 7 августа шесть приступов из семи, поведенных неприятелем на Западную и Корабельную сторону, только из одного Корнилова бастиона не было возможности его выбить. Враги найдут в городе одни окровавленные развалины».

Ответ –  _        

Задание 5.  Заполните пропуски в тексте.

«1 _        


–  древнейший  памятник  славянского  права.  Во  всех  своих

редакциях  и  списках                …  это  документ  большого  исторического  значения.  На  протяжении нескольких веков … служила основным  руководством при судебных разбирательствах. В том или ином виде она вошла в состав или послужила одним из источников позднейших судных грамот: Псковской судной грамоты, Двинской уставной грамоты, Судебника Казимира 1468г., Судебников 2        г. и 3        г., даже некоторых статей 4 _         1649 г.» (М.Н. Тихомиров)

Задание 6. Замените выделенный курсивом фрагмент историческим термином.

  1. Форма организации хозяйства в Древней Руси – земельное владение, передаваемое по наследству в боярских родах  _        
  2. Первые        в        России        всесословные        органы        местного        самоуправления,        решавшие хозяйственные, культурные и социальные вопросы  _                        

Задание 7. Познавательные исторические задачи.

  1. В «Повести временных лет» есть предание о том, что пришли к князю Владимиру в 986 году посланцы от различных религий и стали убеждать его в правоте, красоте и величии своих идей и догматов. Среди прочего Владимир задал вопрос представителям иудейской веры: « А где земля ваша?» Иудеи ответили: « …а землю нашу отдал Бог христианам».

Могли ли дать подобный ответ представителям иудаизма князю Владимиру или это домысел летописца?

Ответ – _        

  1. Известно, что в нашей стране книги печатались церковно-славянским шрифтом, и первые из них были напечатаны в 1564 году.

Как долго применялся этот шрифт? Что послужило основанием его изменения?

Ответ – _        

  1. Известный российский ученый, говоря о истории России XIX века, отметил, что в тот период Российском государстве появились устойчивые  сакральные (священные) образы: царь

– отец; государство – семья, народ – сын, религия – правила жизни.

Назовите имя императора, с правлением которого, по мнению ученого, связано появление данных символов. Укажите идеологическую формулу, возникшую в правление этого императора и имя государственного деятеля России предложившего эту формулу.

Ответ  _        

Задание 8. Установите верность или ложность утверждений (ДА или НЕТ),   свой ответ занесите в таблицу.

  1. Варяги называли Русь «Гардарики».
  2. Первое   летописное   упоминание   о   Москве   относится   к   1147   году,   а   образование Московского княжества – к 1276 году.

  1. Решение Любечского съезда князей («каждо да держит отчину свою») положило начало периоду политической раздробленности Древнерусского государства.
  2. За победу над ливонскими рыцарями в Ледовом побоище народ прозвал князя Александра Ярославовича «Невским».
  3. Первым русским царем, избранным на престол на Земском соборе, стал Михаил Федорович.
  4. Движение декабристов положило начало организованному общественному движению в России.
  5. «Император …, получив Россию при стечении самых неблагоприятных политических конъюнктур, глубоко поднял международный престиж России без пролития даже капли русской крови», – характеристика С.Ю.Витте относится к императору Александру II.

1

2

3

4

5

6

7

Задание 9. Перед вами 4 пронумерованных портрета и карта.

  1. Определите, кто   изображен на каждом портрете
  2. Укажите  порядковый  номер  изображения  человека,  чья  деятельность  непосредственно связанна с событиями войны, карта которой помещена ниже?
  3. Назовите два события данной войны, в которых ключевую роль        сыграл изображенный человек, и раскройте историческое значение каждого события.

1

2

3

4

9.1.        1.  _        


3.  _        

2.  _        


4.  _        


9.2.  _         9.3. _        

Задание 10. Перед Вами высказывания историков о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

  1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).
  2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).
  3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.
  4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

  1. «В нашей исторической литературе преобладают два различных взгляда на начало нашей истории»  (В. О. Ключевский)
  2. «Монгольское нашествие, вероятно, определило то азиатское начало, которое потом обернулось на Руси крепостным правом и лютым самодержавием» (Н. Эйдельман)
  3. «Московское государство родилось на Куликовском поле, а не в скопидомном сундуке Ивана Калиты» (В. О. Ключевский)
  4. «Бессмысленно спорить, нужны или не нужны были России реформы Петра: они содержали то единственное лекарство, которое только и могло ее спасти (А.Б. Каменский)
  5. «Отмена крепостного права представляет собой, вероятно … единственный в своем роде пример социального переустройства под руководством государства в новой европейской политике»  (Т. Эмменс)



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ  ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 2015/2016. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС.

Фамилия, имя        Класс  _        

Время на выполнение заданий – 135 минут. Общая сумма баллов – 100.

Задание 1. Выберите по 1 верному ответу в каждом задании и занесите выбранные ответы в таблицу:

  1. Что из перечисленного относится к чертам системы государственного управления России конца

XV – начала XVI вв.?

а) практика сбора полюдья; б) обычай местничества;

в) наличие развитой приказной системы;

г) функционирование сословно-представительных органов власти.

  1. Кто из известных русских исторических деятелей мог быть автором данной грамоты:

«Полковникам и всему рыцарству,… которые сидят в Кремле. Ведомо нам, что вы, будучи в городе в осаде, голод безмерный и нужду великую терпите, ожидаючи со дня на день своей гибели,…. присылайте к нам не мешкая, сберегите головы ваши и животы ваши в целости, а я всех ратных людей упрошу: которые из вас захотят в свою землю, тех отпустим без всякой зацепки, а которые захотят Московскому государю служить, тех пожалуем по достоинству».

а) А.С. Шеин;        б) А.Д. Меншиков;   в) А.Л. Ордин-Нащокин;        г) Д.И. Пожарский.

  1. Какие земли были присоединены к России в первой половине XIX в.?

а) Бессарабия, Финляндия, территория герцогства Варшавского; б) Бессарабия, Западная Украина, Финляндия;

в) Западная Украина, территория великого княжества Литовского, Финляндия; г) Крымский полуостров, Финляндия, Казахстан.

  1. Что из перечисленного стало проявлением холодной войны в период руководства в КПСС Н.С. Хрущева?

а) проведение фестиваля молодежи и студентов в Москве б) возведение стены вокруг Западного Берлина

в) осуществление программы «Союз-Аполлон»

г) отказ стран Восточной Европы от участия в «плане Маршалла»

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

Задание 2. По какому принципу образованы ряды. Дайте краткий ответ.

2.1. 1708, 1709,  1714, 1720 гг. _        

2.2. Реабилитация, совнархозы, оттепель, мирное сосуществование

2.3 А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере

Задание 3. Что или кто является лишним в ряду? Дайте КРАТКИЙ ответ:

  1. Казаки, мещане, крестьяне, пролетариат, дворяне  _        

  1. А.Ф. Адашев,  А.Ф.Басманов,  А.М.Курбский,  И.М. Висковатый

Задание 4. Расположите в хронологической последовательности исторические события.

  1. Битва на р. Калка
  2. Организация военных поселений.
  3. Перевод крестьян на обязательный выкуп
  4. Созыв Уложенной комиссии
  5. Присоединение Новгорода к Московскому княжеству
  6. Создание коллегий
  7. Венчание на царство Ивана Грозного


Задание 5. Установите верность или ложность утверждений (ДА или НЕТ),  свой ответ занесите в таблицу.

  1. Новоторговый устав А.Л. Ордина – Нащокина отменял привилегии иностранных купцов в России.
  2. Оком государевым была названа должность обер прокурора Синода.
  3. Россия по проекту Н.М. Муравьева должна была стать демократической республикой.
  4. Восстание крестьян Тамбовской губернии против советской власти в 1920-1921 гг. получило название « махновщина»
  5. Парад Победы в июне 1945 года  на Красной площади принимал Г.К. Жуков

5.1.

5.2.

5.3.

5.4.

5.5.

Задание 6. Кому были даны эти прозвища? Свой ответ поясните.

  1. «Граф Полусахалинский» _        

  1. «Бунтовщик хуже Пугачева»

  1. «Полудержавный властелин»

  1. «Белый генерал»

Задание 7. Какие исторические события описаны ниже? Назовите не менее двух известных исторических деятелей, с которыми связано каждое событие.

  1. . «Началось на Руси печатанье церковных, богослужебных и иных душеспасительных книг. А до той поры на Москве и по всей русской земле были книги писаные. В писаных книгах, само собою разумеется, было много описок, неточностей, разноречий: в одной книге об Иисусе Христе говорится

— “рожденна, несотворенна”, а в другой — “рожденна, а не сотворенна”. Одни принимали этот аз, а другие отметали его... Типографский станок, работавший почти столетие, должен был примирить все эти споры: печать намерена была держаться чего-либо одного — и она нашла этот аз излишним. Люди, привыкшие слышать от купели своей в символе веры этот аз, восстали за него».

  1. «При дворе говорили с насмешкой: у принцессы ассамблеи с Преображенскими гренадерами. Эта великая государыня сама отправилась в казармы этого полка и собрала там тех, кто был ей предан, со словами: «Дети мои, вы знаете, чья я дочь, идите со мною». О деле было условлено, и офицеры, и солдаты, предупрежденные, о чем идет речь, ответили: «Мы все готовы, мы их всех убьем».

Задание 8. Заполните пронумерованные пропуски в тексте. Вставляемые имена, понятия, географические названия занесите под соответствующими порядковыми номерами в таблицу.

Барклай де Толли начал свою службу унтер-офицером пятнадцати лет от роду. В 1778 году он был произведен в корнеты и только через восемь лет – в следующий офицерский чин – 1 . Отсутствие влиятельной родни сказывалось на прохождении службы. Выдвинулся Барклай де Толли во время войны 1805-1807 годов против наполеоновской Франции, Во время русско- 2 войны 1808-1809 годов Барклай командовал одним из корпусов, действовавших в Финляндии, был произведен в генералы от инфантерии. Затем, до окончания войны, он состоял главнокомандующим всеми русскими войсками на территории Финляндии.

В  январе  1810  года  Барклай  назначается      3 _        


министром  и  на  этом  посту  руководит

мероприятиями по укреплению армии и по подготовке ее к уже назревавшей новой войне с 4 . Весною 1812 года он становится главнокомандующим 1-й Западной армией. В начале Отечественной войны на Барклая легла основная тяжесть ответственности за успех военных действий. Положение


его осложнялось присутствием в армии     5 _        


с многочисленными придворными «советниками».

Только после того как 1-я армия, отойдя от западной границы, оставила злополучный     6     лагерь и пошла на восток, царь уехал и Барклай получил свободу действий.

Умело руководя отходом своих войск, Барклай 20 июля привел их к 7 , куда через два дня подошла с юга и армия 8 , вступившего под командование Барклая. После ожесточенных боев русские армии продолжали отходить на восток. Но если ранее необходимость отступления была очевидна, то дальнейшее отступление Барклая, не желавшего рисковать армией в преждевременном

генеральном  сражении,  вызвали  в  войсках  открытый  ропот.  17      9 _        


он  передал  командование

прибывшему  к  войскам  Кутузову.  Пользуясь  полным  доверием  нового  главнокомандующего, Барклай остался во главе 1-й армии.

Под Бородином Барклай де Толли руководил   10    флангом и центром русских войск. Как бы бросая вызов смерти, он появлялся в самых опасных местах. Под ним было убито и ранено пять лошадей. За Бородинское сражение Барклай был награжден орденом   11   2-й степени. В   12     лагере он подал рапорт об увольнении его по болезни с поста главнокомандующего 1-й армией, и уехал в тыл. Незабываемая заслуга Барклая де Толли – сохранение армии в первый, наиболее тяжелый, период войны.

В Санкт-Петербурге, в сквере перед 13 собором, стоят памятники Кутузову и Барклаю де Толли. А портрет Барклая де Толли работы Доу, находящийся, как и портрет Кутузова в 14     галерее Зимнего дворца относится к числу лучших произведений художника.

Вставка

Вставка

1.

8.

2.

9.

3.

10.

4.

11.

5.

12.

6.

13.

7.

14.

Задание 9. Внимательно рассмотрите карту и выполните задания к ней.

  1. Назовите период отечественной истории, часть событий которого отражена на данной карте и укажите его хронологические рамки  _        
  2. Укажите год, к которому относятся события, изображенные на карте  _        
  3. Укажите название города, обозначенного на карте цифрой 1  _        

  1. Назовите фамилию командующего Западным фронтом во время событий, изображенных на карте  _        
  2. Укажите название государства, против которого были направлены действия Западного и Юго- Западного фронтов в событиях, обозначенных на карте  _        
  3. Укажите название города, обозначенного на карте цифрой 2  _        
  4. Назовите фамилию командующего Южным фронтом во время событий, изображенных на карте  _        
  5. Укажите фамилию командующего армией противника, против которой действовали силы Южного фронта  _        

Задание 10. Перед Вами высказывания историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

  1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).
  2. Можете  выразить  свое  отношение  к  высказыванию  (аргументировано  согласиться  с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).
  3. Располагаете  конкретными  знаниями  (факты,  статистические  данные,  примеры)  по данной теме.
  4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

1. «Созданная борьбой с татарами, самодержавная власть Московского Государя не уменьшалась, но увеличивалась, потому что политическое положение наше в это время было таково, что Московское государство скорее похоже было на военный лагерь, чем на мирное общество людей, соединенных во имя гражданского преуспевания». (Н.И. Хлебников)

2.«Петр не переносил в Россию готовые плоды чужого знания и опыта, теории и техники», а стремился «пересаживать самые корни на свою почву, чтобы они дома производили свои плоды... Это была всегдашняя мысль Петра, основная и плодотворнейшая мысль его реформы».

(В.О.Ключевский).

3. «Смутное время тем особенно любопытно и достопамятно, что оно в полной мере раскрыло русскую жизнь со всех сторон. Оно вполне раскрыло русский общественный нрав, русскую политическую мысль и вместе с тем обнаружило до полной наготы все русские пороки и добродетели». (И.Е. Забелин)

4.« Чья это победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей в Бородинском сражении. Французский полководец намеревался разгромить русскую армию и заставить Россию заключить выгодный для него мир. Кутузов ставил задачей отстоять Москву».

(Б.С.Абалихин)

  1. «Россия отнюдь не была побеждена. Армия могла бороться дальше. Но... Петербург "устал" от войны более, чем армия» (А.И. Деникин об окончании русско-японской войны)
  2. «Одна из главных ошибок немцев объясняется тем, что они обманулись в своих расчетах на отсутствие сплоченности многонационального Советского государства и недооценили патриотической готовности   русских драться на свою Родину».

(Из английского журнала, 1945 г.)

  1. «Величие Н.С. Хрущева в том, что он решился сказать правду о сталинских преступлениях и взял курс на обновление, очеловечение социализма. Его слабости – непоследовательность, колебания, вера в собственную непогрешимость». (А.Е. Бовин)



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 2015/2016. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.

5-6 КЛАСС.

Критерии и указания к оцениванию

1.

1.1

1.2

1.3

1.4

3

3

4

2

За каждый правильный ответ – 3 балла.  Всего за задание 12 баллов.

  1. 2.1 боги Древнего Египта;        2.2 ремесленные специальности

По 4 балла за каждый правильный ответ. Всего за задание 8 баллов.

  1. 3.1 Государство, т.к.все остальное – коллективы людей первобытного общества.

3.2 Идол, т.к. все остальное связано с системой орошения в Древнем Египте.

По 5 баллов за каждое правильно указанное лишнее понятие с пояснением. Принимается только полный ответ. Всего за задание 10 баллов.

4.

Г

А

Б

Д

В

Задание считается выполненным правильно только при совпадении всех позиций. Всего за задание

10 баллов.

5.

1

2

3

4

5

6

7

да

да

нет

нет

да

нет

нет

За каждый правильный ответ – 4 балла.  Всего за задание 28 баллов.

  1. 2750-1700=1050 прошло между постройкой первой и последних пирамид

1700+2013= 3013 лет назад        Всего за задание 5 баллов

  1. 7.1 неолит (3 балла); 7.2 производящее (3 балла);  7.3 неолитическая революция (3 баллов); 7.4

земледелие, ремесло, скотоводство (3 балла).

Всего за задание 12 баллов.

  1. 8.1 Цифра 3 8.2 Цифра 2  8.3 Цифра III

По 5 баллов за каждый верный ответ. Всего за задание 15 баллов.

Всего за работу 100 баллов.


Задание 1.


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 2015/2016. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС.

Критерии и указания к оцениванию

1

2

3

4

5

6

7

8

ДА

НЕТ

ДА

НЕТ

НЕТ

НЕТ

НЕТ

ДА

По 2 балла за каждый верный ответ. Всего за задание 16 баллов

Задание 2.

1

2

3

4

5

6

В

А

Е

Б

Г

Д

10 баллов за полностью верную хронологию. 5 баллов за хронологию с одной ошибкой

Задание 3.

1

2

3

4

5

6

7

Б

В

А

Е

Г

Ж

Д

По 2 балла за каждое верное соотнесение. Всего за задание 14 баллов.

Задание 4.

Ошибки

Правильные ответы

1.Карл Великий был образованнейшим человеком своего времени.

1.Действительно, Карл Великий обладал пытливым умом, знал латынь и немного греческий, интересовался философией, астрономией. Но образованнейшим человеком был его современник Алкуин, которому принадлежат многие учебники, сборники задач по арифметике, знаменитый «Вопросник».

2.До наших дней сохранились пожелтевшие от времени листы бумаги, на которых рукою самого Карла начертаны записи о важнейших событиях в империи.

2.На самом деле, Карл Великий не умел писать.

3.Позднее Алкуин прославился как автор книги «Жизнь Карла Великого».

3.Автор указанного произведения – ученый Эйнгард.

12 баллов за указание ошибок (по 4 баллов за каждую ошибку) и до 12 баллов за объяснения (до 4

баллов за каждое объяснение. Возможны иные верные объяснения). Всего за задание 24 баллов.

1

2

3

4

5

6

7

8

В

Г

З

Ж

А

Д

Е

Б

Задание 5.

По 2 балла за каждое верное соотнесение. Всего за задание 16 баллов. Задание 6. До 20 баллов за заметку о значимом событии Древнего Рима.

Назовите описываемое событие; 2 балла

укажите период истории Древнего Рима, когда оно произошло; 3 балла назовите не менее двух участников события; до 4 баллов

опишите произошедшее событие; до 5 баллов

объясните в чем его значение для древнеримской истории; до 6 баллов.

Всего за работу 100 баллов


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 2015/2016. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС.

Критерии и указания к оцениванию

1.

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

2

3

2

2

3

По 2 балла за каждый верный ответ. Всего за задание 10 баллов.

2.

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

Нет

Нет

Да

Нет

Да

По 2 балла за каждый верный ответ. Всего за задание 10 баллов.

3.

Группа

Событие

Дата

Исторические деятели

3.1.

Разорение Северо- Восточной Руси монголо-татарами

1237-1238

Батый, Юрий Всеволодович, Евпатий Коловрат,  Субедей, Евпраксия Рязанская (принимаются другие, верно указанные имена)

3.2.

Правление Ивана III

1462-1505

Софья Палеолог, хан Ахмат, Марфа Борецкая, Аристотель Фиорованти, Пьетро Антонио Солари (принимаются другие, верно указанные имена)

По 3 балла за каждое верно указанное событие, по 3 балла за каждую верно указанную дату, по 3

балла за каждую верно указанную группу имен. За ошибочно названное имя балл снимается.

Максимум за задание  18  балла

4.

4.1 аБсОлютизм - форма правления, при которой неограниченная верховная власть принадлежит монарху.

  1. рЕфОрмация – движение за обновление, реформу католической церкви.
  2. мАнуфактура – крупное предприятие, основанное на наемном труде, где  широко использовалось разделение труда.
  3. кОрмление - способ содержания должностных лиц за счёт местного населения.
  4. пОжИлое - денежный сбор с крестьян при их уходе от землевладельцев в Юрьев день.

Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла.

По 1 баллу за каждое полностью верное слово.   До 3 баллов за полное определение понятия.  Всего за задание 20 баллов.

5.

  1. Эпоха, обозначенная на карте, вошла в историю, как ЭПОХА ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ.
  2. Когда венецианцы узнали об открытии МОРСКОГО ПУТИ В ИНДИЮ, совершенном ВАСКО ДА ГАМОЙ (имя) и обозначенном на карте цифрой 3, то сказали, что не слышали давно такой плохой новости.

  1. Король Фердинанд и королева Изабелла согласились снарядить экспедицию под командованием

ХРИСТОФОРА КОЛУМБА (имя), обозначенную на карте цифрой 1.

  1. Путешествие флорентийского мореплавателя и астронома АМЕРИГО ВЕСПУЧЧИ (имя),

обозначенное на карте цифрой 4, позволило ему во всеуслышание заявить об открытии Нового света.

  1. Португалец ФЕРНАН МАГЕЛЛАН (имя), сам не вернулся из возглавленной им экспедиции, но его плавание, обозначенное на карте цифрой 2, вошло в историю как ПЕРВОЕ КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ.
  2. ФРЕНСИСА ДРЕЙКА(имя) называли самым удачливым пиратом своего времени, а после успешного завершения плавания, обозначенного на карте цифрой 5, королева посвятила его в рыцари.

По 3 балла за каждый верный ответ. Всего за задание 24 балла.

6.

  1. а) крещение Руси; б) Киев;  в) 988 г.
  2. а) Ледовое побоище; б) Чудское озеро;  в) 1242 г.

По 3 балла за каждый верный ответ. Всего за задание 18 баллов.

Всего за работу 100 баллов.


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 2015/2016. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС.

Критерии и указания к оцениванию

Задание 1.

  1. Создание приказа Тайных дел, т.к. не относится к мероприятиям эпохи Петра I
  2. В.Л.Боровиковский, т.к. был художником, а остальные –  архитекторы.
  3. В.И.Беринг, т.к. совершил свои открытия в XVIII в., а остальные – в XVIIв.

По 2 балла за каждое правильно указанное лишнее понятие с пояснением. Принимается только полный ответ.  Всего за задание 6  баллов.

Задание 2.

Правитель

Иван IV

Алексей Михайлович

Петр I

События

1,3

4,7,9

2,5,6,8

По 2  балла за каждое правильно названное имя правителя и по 1 баллу за каждое верно соотнесенное с ним мероприятия. Всего за задание 15 баллов.

Задание 3.

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

3.6.

Нет

Нет

Нет

Да

Нет

Да

По 2 балла за каждый  верный ответ. Всего за задание 12 баллов.

Задание 4.

Война

Даты

Участники войны

А

Руско-турецкая война

1768-1774

А.Г. Орлов, Г.А.Спиридов

Б

Семилетняя война

1756-1763

П.А.Румянцев, П.С. Салтыков

В

Северная война

1700-1721

Б.П.Шереметьев, А.Д.Меншиков, Ф.М.Апраксин

По 2 балла за каждую верно указанную позицию. Принимаются другие, верно указанные имена участников войны. За ошибочно названное имя балл снимается. Всего за задание 24 балла.

Задание 5.

  1. Территории, обозначенные на карте римскими цифрами I, II, III вошли в состав Российской империи в результате РАЗДЕЛОВ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ (РАЗДЕЛОВ ПОЛЬШИ).
  2. Предводителем восстанием, район которого обозначен римской цифрой V, был Е.ПУГАЧЕВ, выдававший себя за ИМПЕРАТОРА ПЕТРА III (ПЕТРА ФЕДОРОВИЧА)
  3. Заселением и освоением территорий, обозначенных на карте цифрой IV, руководил Г.А.ПОТЕМКИН.
  4. Город СЕВАСТОПОЛЬ, обозначенный на карте цифрой 1, стал военно – морской базой России.
  5. Непреступная турецкая крепость ИЗМАИЛ, обозначенная на карте цифрой 2, была взята штурмом российской армией под командованием А.В.СУВОРОВА.

По 2 балла за каждую верную вставку. Всего за задание 14 баллов.


Задание 6.

Группа

Событие

Дата

Исторические деятели

6.1.

Правление Павла I

1796-

1801

А.А.Аракчеев, П.А.Пален, А.В.Суворов

6.2.

Основание Московского университета

1755

Елизавета Петровна, М.В.Ломоносов, И.И.Шувалов

По 2 балла за каждое верно указанное событие, по 2 балла за каждую верно указанную дату, по 3 балла за каждую верно указанную группу имен. Принимаются другие, верно указанные имена. За ошибочно названное имя балл снимается. Максимум за задание  14  баллов.

Задание 7.

Могут быть названы следующие аргументы.

  1. В ходе революции была принята Декларация прав человека и гражданина, в основу  была положена концепция равноправия и свободы, ставшая основой для конституций ряда стран.
  2. Революция защитила себя в борьбе почти со всей Европой.
  3. Революция уничтожила абсолютизм, создала условия для развития капитализма, уничтожив феодальные пережитки.
  4. Революция расшатала устои феодально-абсолютистских порядков и ускорила развитие буржуазных отношений и в других европейских странах.
  5. В ходе этой революции земельный вопрос впервые был решен в пользу крестьян.
  6. Конституция, принятая в ходе революции якобинцами, была самой демократической в мире.

Допускаются иные формулировки ответов, не искажающие его смысл. По 3 балла за каждый верный аргумент. Всего за задание 15 баллов.

Всего за работу 100 баллов


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 2015/2016. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС.

Критерии и указания к оцениванию

Задание 1. По какому принципу образованы ряды. Дайте краткий ответ.

  1. Объединение русских земель под властью Москвы конец XIV– начало XVI вв. (Н. Новгород, В.Новгород, Тверь, Смоленск, Рязань) – 2 балла
  2. Прикладное искусство Древней Руси (техники обработки драгоценных металлов) – 2 балла

  1. Руководители первых кругосветных экспедиций 1803-1806гг.,  1819-1821гг.  – 2 балла Итого за задание 6 баллов.

Задание 2. Что или кто является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение.

  1. Земщина – относится к периоду опричнины, остальные – события Смутного времени. 1+3 (за объяснение) – 4 балла
  2. Ф.С. Конь – зодчий второй половины XVIв., остальные – изобретатели   XVIII-XIX вв.1+3 (за объяснение) – 4 балла
  3. Сражение у д. Лесная – сражение в ходе Северной войны, остальные – в период Отечественной войны 1812г. 1+3 (за объяснение) – 4 балла

Всего за задание 12 баллов.

Задание 3.

А

Б

В

Г

Д

3

4

1

5

2

1  балл за каждое верное соотнесение. Итого за задание 5 баллов.

Задание 4. Какие историческое событие описаны ниже? Назовите не менее двух известных исторических деятелей, с которыми они связаны.

4.1  Церковный  раскол  XVIIв.  Царь  Алексей  Михайлович,  патриарх  Никон,  протопоп  Аввакум

(боярыня Морозова).

  1. Оборона Севастополя (падение Севастополя, 27 августа 1855г.) в годы Крымской войны 1853- 1856гг. Вице-адмирал В.А. Корнилов, вице-адмирал П.С. Нахимов, военный инженер Э.И. Тотлебен, будущий писатель Л.Н. Толстой, хирург Н.И. Пирогов (возможны другие верные ответы).

По 2 балла за правильно определенное событие, по 1 баллу за каждого названного исторического деятеля.

Итого за задание 8 баллов.

Задание 5.  Заполните пропуски в тексте.

  1. «Русская Правда» 2. 1497г. 3.1550г. 4.Соборное Уложение

По 2 балла за каждую верную вставку Всего за задание 8 баллов.

Задание 6. Замените выделенный курсивом фрагмент историческим термином.

  1. Вотчина – 2 балла

  1. Земства – 2 балла

Итого за задание 4 балла

Задание 7. Познавательные исторические задачи.

  1.   Задача №1. Представители иудаизма не могли так ответить князю Владимиру. В конце X в., когда происходил «выбор веры», Палестина (Иудея) находилась в руках мусульман. Первые крестовые походы были организованы римско-католической церковью в конце XIв., и Иерусалим был захвачен крестоносцами в 1099г. Таким образом, в «ПВЛ» мы имеем дело с явно более поздней вставкой.
  2. Задача №2. До 1710 г., когда был введен новый гражданский шрифт при Петре I (146 лет).

  1.   Задача №3. В период правления Николая I. Теория «официальной народности» (православие,

самодержавие, народность) министра народного просвещения С.С. Уварова, 1833г.

За каждое верное решение по два балла. Итого за задание 6 баллов

Задание 8.

1

2

3

4

5

6

7

да

да

нет

нет

нет

да

нет

За каждый верный ответ по 2 балла Итого за задание 14 баллов.


Задание 9. Перед вами 4 пронумерованных портрета и карта.

  1. 1 – Г.А. Потемкин. 2 – П.С. Нахимов. 3 – Александр I. 4 – А.Х. Бенкендорф

  1. Портрет № 2

  1. 1. Синопское сражение. Полный разгром турецкого флота.

2.  Оборона  Севастополя.  Сорваны  планы  союзников  по  быстрому  разгрому  и  расчленению Российской империи.

При раскрытии исторического значения события, могут быть названы иные соответствующие современным научным представлениям положения.

По 1 баллу за определение каждого персонажа. 2 балла за правильное соотнесение персоналии и карты.  До 3-х баллов за каждое названное событие и его значение. Всего 12 баллов.

Задание 10. Критерии эссе:

  1. Обоснованность  выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник) – до 5 баллов.
  2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления – до 5 баллов.

  1. Грамотность использования исторических фактов и терминов – до 5 баллов.

  1. Четкость и доказательность основных положений работы – до 5 баллов.

  1. Знание различных точек зрения по избранному вопросу – до 5 баллов. Итого за задание 25 баллов.

Всего за работу 100 баллов.


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 2015/2016. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС.

Критерии и указания к оцениванию

Задание 1.

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

б

г

а

б

По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего за задание 4 балла.

Задание 2.

  1. Даты основных сражений Северной войны

  1. Понятия, относящиеся к эпохе  Н.С. Хрущева

  1. Художники,  члены  объединения  «Мир  искусства»  -        (принимается  только  полный  ответ  с указанием названия художественного объединения)

По 1 баллу за верное указание принципа объединения. Всего за задание 3 балла

Задание 3.

3.1. пролетариат,  т.к. не относится к сословиям. 3.2 А.Ф. Басманов , т.к. не был, членом Избранной рады

По 2 балла за полный ответ с пояснением.  Всего за задание 4 балла.

Задание 4.

1

5

7

6

4

2

3

Принимается только правильная последовательность. Всего за задание 5 баллов.

Задание 5.

5.1.

5.2.

5.3.

5.4.

5.5.

Да

Нет

Нет

Нет

Да

За каждый верный ответ по 1 баллу. Итого за задание 5 баллов.


Задание 6. Кому были даны эти прозвища? Свой ответ поясните.

  1. «Граф  Полусахалинский»  -  С.Ю.Витте.  Возглавлял  российскую  делегацию  при  подписании Портсмутского мира, по условиям которого Россия потеряла Южный Сахалин.
  2. «Бунтовщик  хуже  Пугачева»  -  А.Н.Радищев.  Слова  Екатерины  IIпосле  прочтения  книги

«Путешествие из Петербурга в Москву», в которой Радищев призывал к свержению самодержавной монархии.

  1. «Полудержавный властелин» - А.Д.Меншиков. Слова А.С.Пушкина, Меншиков - второе лицо в государстве после Петра I. После смерти императора стал полновластным правителем.
  2. «Белый генерал»        - М.Д. Скобелев. В сложные моменты сражений любил появляться перед войсками в белой бурке.

По  2  балла  за  правильно  названное  имя,  до  2  баллов  –  за  пояснение.  Допускаются  иные формулировки ответов, не искажающие его смысл. Всего за задание 16 баллов.

Задание 7. Какие исторические события описаны ниже? Назовите не менее двух известных исторических деятелей, с которыми связано каждое событие.

  1. Церковный раскол. Никон, Алексей Михайлович, протопоп Аввакум .

  1. Дворцовый переворот. Елизавета Петровна,  Анна Леопольдовна, Иван Антонович.

По 3 балла (событие + 2 персонажа) за верный ответ. Принимаются другие, верно указанные имена. Всего за задание 6 баллов.

Задание 8.

Вставка

Вставка

1.

поручик

8.

Багратиона

2.

шведской

9.

августа

3.

военным

10.

правым

4.

Францией

11.

Георгия

5.

Александра I

12.

Тарутинском

6.

Дрисский

13.

Казанским

7.

Смоленском

14.

Военной

По 1 баллу за каждую верную вставку. Всего за задание 14 баллов.


Задание 9.

  1. Назовите период отечественной истории, часть событий которого отражена на данной карте и укажите его хронологические рамки: ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА 1918 – 1920 ГГ.  (возможен вариант ответа 1918-1922 гг.)  (2 балла за верное указание периода и 2 балла за верное указание хронологических рамок)
  2. Укажите год, к которому относятся события, изображенные на карте: 1920 г. (2 балла)

  1. Укажите название города, обозначенного на карте цифрой 1: ВАРШАВА (2 балла)

  1. Назовите фамилию командующего Западным фронтом во время событий, изображенных на карте М.Н. ТУХАЧЕВСКИЙ (2 балла)
  2. Укажите название государства, против которого были направлены действия Западного и Юго- Западного фронтов в событиях, обозначенных на карте: ПОЛЬША (2 балла)
  3. Укажите название города, обозначенного на карте цифрой 2: СЕВАСТОПОЛЬ (2 балла)

  1. Назовите фамилию командующего Южным фронтом во время событий, изображенных на карте: М.В. ФРУНЗЕ (2 балла)
  2. Укажите фамилию командующего армией противника, против которой действовали силы Южного фронта: П.Н.ВРАНГЕЛЬ (2 балла)

Всего за задание 18 баллов.

Задание 10. Критерии эссе:

  1. Обоснованность  выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник) – до 5 баллов.
  2. Грамотность использования исторических фактов и терминов – до 5 баллов.

  1. Четкость и доказательность основных положений работы – до 5 баллов.

  1. Знание различных точек зрения по избранному вопросу – до 5 баллов. Итого за задание 25 баллов.

Всего за работу 100 баллов.