Автоматизация звуков в речи посредством нейроигр"
Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушений речевых и психических процессов ребёнка через движение.В своей работе я использую нейроигры с речевым материалом, когда ребёнок синхронизирует выполнение двигательных упражнений с проговариванием отдельных звуков, слогов, чистоговорок, потешек, стихотворений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyroigry.docx | 37.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я хочу предоставить вашему вниманию свой опыт работы по теме « Автоматизация звуков в речи посредством нейроигр»
У детей с ТНР, как правило, наблюдаются нарушения высших психических функций, эмоционально-волевой и двигательной сферы, что свидетельствует о поражении со стороны центральной нервной системы в целом, либо незрелости определенных структур головного мозга, отмечаются нарушения межполушарного взаимодействия.
Все эти трудности у детей с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами логопедии, поэтому использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность более эффективно вести коррекционную работу.
Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушений речевых и психических процессов ребёнка через движение.
В своей работе я использую нейроигры с речевым материалом, когда ребёнок синхронизирует выполнение двигательных упражнений с проговариванием отдельных звуков, слогов, чистоговорок, потешек, стихотворений. Данные игры на координацию речи с движением, позволяют не только эффективно воздействовать на развитие познавательных процессов, общей и мелкой моторики, мыслительной деятельности, а также способствуют улучшению звукопроизношения, ритмичности речи, её интонационной выразительности, формированию правильного речевого дыхания. Данные игры я применяю на логопедических занятиях на всех этапах: от постановки звуков до их автоматизации в речи .
Я хочу показать Вам несколько нейроигр.
1)Нейроигры на автоматизацию изолированного звука:
«Лабиринты»
Такие игры развивают зрительно-моторную координацию, синхронизируют работу полушарий.
Ребенок рисует одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки в разных направлениях, произнося нужный нам звук.
«Кинезиологические дорожки»
Такие игры направлены на развитие координации, мелкой моторики. Сначала ребёнок произносит звук и шагает пальчиками обеих рук по одинаковым дорожкам, затем задание усложняется. Ребёнок произносит заданный звук и левой и правой руками одновременно выполняют разные движения.
2) Нейроигры, направленные на автоматизацию слогов и слов:
«Волшебные ладошки»
В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе, проговаривая слоги. Необходимо соединить большой пальчик с большим на тренажёре правой рукой и левой, проговаривая слог ША. Затем усложняем, проговариваем цепочку слогов ША-ШО-ШУ-ШИ-ШЕ)
«Весёлые мячики»
Игры с мячиками улучшают общую и мелкую моторику, чувство ритма, развивают зрительное внимание, фонематический слух, межполушарное взаимодействие, так как пересекается срединная линия тела и работают две руки почти всегда одновременно). Дети играют парами, проговаривая чистоговорки или потешки, перекладывают мячики: из правой руки в левую и наоборот; передают соседу и наоборот; делают перекрёстные движения.
Су-Джок шарики
Это колючие мячики с металлическими колечками внутри. Ребёнок катает шарик по часовой стрелке по середине между ладошками и произносит поставленный звук в слогах. Например: слоги ША, ША, ША, ША; ШО, ШО, ШО, ШО и так далее. Затем катает против часовой стрелки и произносит обратные слоги: АШ, АШ, АШ, ОШ, ОШ, ОШ и так далее. Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш) На правой руке: Этот малыш-Илюша, (на большой палец) Этот малыш-Ванюша, (указательный) Этот малыш-Алеша, (средний) Этот малыш-Антоша, (безымянный) А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец) На левой руке: Эта малышка-Танюша, (на большой палец) Эта малышка-Ксюша, (указательный) Эта малышка-Маша, (средний) Эта малышка-Даша, (безымянный) А меньшую зовут Наташа. (мизинец) «Логоритмическая парковка» Игры с таким пособием помогают ритмизировать речевую деятельность, развивать пространственные отношения. Его используют как вертикально, отрабатывая понятия сверху-вниз и наоборот, а также горизонтально-слева направо и справа налево. Сначала ребёнок слушает логопеда, и выкладывает предметы на звук С правой рукой, на звук Ш-левой рукой, затем произносит слова с движением обеих рук.
«Звуковая тропинка»
Используется для дифференциации оппозиционных звуков в словах,слогах. Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, выполняя соответствующие движения руками (если в слове есть звук [Ш], движение выполняется ведущей рукой).
« Скажи и покажи » В данной игре используются нейрокарточки с кинезиопозами. Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках со звуком Ш, выполняя соответствующие движения руками
Таким образом, использование нейроигр и приемов способствует более успешному преодолению имеющихся у детей речевых нарушений. Это даёт возможность логопедам наиболее эффективно вести свою работу.