Автоматизация звуков в речи посредством нейроигр"

Ольга Николаевна Шикина

Нейропсихологический подход предполагает коррекцию  нарушений речевых и психических процессов ребёнка через движение.В своей работе я использую нейроигры с речевым материалом, когда ребёнок синхронизирует выполнение двигательных упражнений с проговариванием отдельных звуков, слогов, чистоговорок, потешек, стихотворений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyroigry.docx37.84 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я хочу предоставить вашему вниманию свой опыт работы по теме                  « Автоматизация звуков в речи посредством нейроигр»

 У детей с ТНР, как правило, наблюдаются  нарушения высших психических функций, эмоционально-волевой  и двигательной сферы, что свидетельствует о поражении со стороны центральной нервной системы в целом, либо незрелости определенных структур головного мозга, отмечаются нарушения межполушарного взаимодействия.

Все эти трудности у детей с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами логопедии, поэтому использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность более эффективно вести коррекционную работу.  

Нейропсихологический подход предполагает коррекцию  нарушений речевых и психических процессов ребёнка через движение.

В своей работе я использую нейроигры с речевым материалом, когда ребёнок синхронизирует выполнение двигательных упражнений с проговариванием отдельных звуков, слогов, чистоговорок, потешек, стихотворений. Данные игры на координацию речи с движением, позволяют не только эффективно воздействовать на развитие познавательных процессов, общей и мелкой моторики, мыслительной деятельности, а также способствуют улучшению звукопроизношения,  ритмичности речи, её интонационной выразительности, формированию правильного речевого дыхания. Данные игры я применяю на  логопедических занятиях на всех этапах: от постановки звуков до их автоматизации  в речи .

Я хочу показать Вам несколько нейроигр.

1)Нейроигры на автоматизацию изолированного звука:

 «Лабиринты» 

Такие игры развивают зрительно-моторную координацию, синхронизируют работу полушарий.

Ребенок рисует одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки в разных направлениях, произнося нужный нам звук.

«Кинезиологические дорожки» 

Такие игры направлены на развитие координации, мелкой моторики.  Сначала ребёнок произносит звук и  шагает пальчиками обеих рук по одинаковым дорожкам, затем задание усложняется. Ребёнок произносит заданный звук и  левой и правой руками  одновременно выполняют  разные движения.

  2) Нейроигры, направленные на автоматизацию слогов и слов:

 «Волшебные ладошки»

 В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе, проговаривая слоги. Необходимо  соединить большой  пальчик  с  большим  на тренажёре  правой рукой и левой, проговаривая слог  ША. Затем усложняем, проговариваем цепочку слогов ША-ШО-ШУ-ШИ-ШЕ)

 «Весёлые мячики»

 Игры с мячиками улучшают общую и мелкую моторику, чувство ритма, развивают зрительное внимание, фонематический слух, межполушарное взаимодействие, так как пересекается срединная линия тела и работают две руки  почти всегда одновременно). Дети играют парами, проговаривая чистоговорки или потешки, перекладывают  мячики: из правой руки в левую и наоборот; передают соседу и наоборот; делают  перекрёстные движения.

Су-Джок шарики

Это колючие мячики с металлическими колечками внутри.  Ребёнок катает шарик по часовой стрелке по середине между ладошками  и произносит поставленный звук в слогах. Например: слоги ША, ША, ША, ША; ШО, ШО, ШО, ШО и так далее. Затем катает  против часовой  стрелки и произносит обратные слоги: АШ, АШ, АШ, ОШ, ОШ, ОШ и так далее. Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш)                                                                                                                              На правой руке:                                                                                                                  Этот малыш-Илюша, (на большой палец)                                                             Этот малыш-Ванюша, (указательный)                                                                     Этот малыш-Алеша, (средний)                                                                                             Этот малыш-Антоша, (безымянный)                                                                                    А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)                                                                           На левой руке:                                                                                                                   Эта малышка-Танюша, (на большой палец)                                                                         Эта малышка-Ксюша, (указательный)                                                                                Эта малышка-Маша, (средний)                                                                                       Эта малышка-Даша, (безымянный)                                                                                            А меньшую зовут Наташа. (мизинец)                                                «Логоритмическая парковка»                                                                                  Игры  с таким пособием  помогают ритмизировать речевую деятельность, развивать пространственные отношения. Его используют как  вертикально, отрабатывая  понятия сверху-вниз и наоборот, а также горизонтально-слева направо и справа налево. Сначала ребёнок слушает логопеда, и выкладывает предметы  на звук С правой рукой,  на звук  Ш-левой рукой, затем произносит слова с движением обеих рук.                                                          

 «Звуковая тропинка»

Используется для дифференциации оппозиционных звуков в словах,слогах. Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, выполняя соответствующие движения руками (если в слове есть звук [Ш], движение выполняется ведущей рукой).

« Скажи и покажи »                                                                                                  В данной игре используются нейрокарточки с кинезиопозами. Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках со звуком Ш, выполняя соответствующие движения руками                             

Таким образом, использование нейроигр и приемов способствует более успешному преодолению имеющихся у детей речевых нарушений. Это даёт возможность логопедам наиболее эффективно вести свою работу.