Представление педагогического опыта.

Полянина Елена Ивановна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Организация  развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета МБДОУ в условиях реализации ФГОС.

Подготовила: учитель- логопед Полянина Е.И.

Этот вопрос  на сегодняшний день  особо актуален. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС),  внедрение которого началось  с 1 января 2014 года.

Организуя среду  логопедического кабинета я старалась учитывать требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:

Развивающая  предметно-пространственная  среда   логопедического кабинета:

     1. Обеспечивает максимальную  реализацию   образовательного   потенциала     пространства кабинета в  соответствии  с   особенностями каждого возрастного  этапа,  с учётом особенностей и коррекции недостатков их развития.

     2.   Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей  и логопеда.

     3.   Обеспечивает:

     реализацию  программы коррекционного обучения;

     учитывает возрастные особенности детей.

     4. Содержательно-насыщенная,    трансформируемая,        полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

     1) Насыщенность среды  кабинета  соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

     Образовательное  пространство   оснащено     средствами обучения и  воспитания  (в  том  числе  техническими) в соответствии со спецификой Программы.

     Организация образовательного пространства и разнообразие материалов

 обеспечивает:

     игровую, познавательную, исследовательскую и творческую   активность

всех воспитанников;

     двигательную активность, в том  числе  развитие  крупной  и   мелкой

моторики;

     эмоциональное   благополучие   детей    во   взаимодействии с

предметно-пространственным окружением;

     возможность самовыражения детей.

     2)  Трансформируемость   пространства   предполагает     возможность

изменений   предметно-пространственной   среды   в         зависимости от

образовательной  ситуации,  в  том  числе  от  меняющихся     интересов и

возможностей детей;

     3) Полифункциональность материалов предполагает:

     возможность  разнообразного  использования  различных   составляющих

предметной среды, например, детской мебели.

     наличие в кабинете полифункциональных   предметов,  в  том  числе

природных материалов и пр., пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе  в  качестве  предметов-заместителей  в   детской игре).

     4) Вариативность среды предполагает:

     наличие в кабинете различных пространств  (для   игры,

конструирования,  и пр.), а также разнообразных материалов, игр,

игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

     периодическую  сменяемость  игрового  материала,  появление    новых

предметов,  стимулирующих  игровую,  двигательную,       познавательную и

исследовательскую активность детей.

     5) Доступность среды предполагает:

     свободный  доступ  детей  к  играм,  игрушкам,  материалам,     пособиям,

обеспечивающим все основные виды детской активности;

     исправность и сохранность материалов и оборудования.

     6)  Безопасность   среды     предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению  надёжности   и безопасности их использования.

В соответствии с этими требованиями я разделила кабинет на несколько центров развития:

     

1. Центр коррекции звукопроизношения, в котором находятся:

1 Настенное зеркало со шторками.

2.Небольшой рабочий стол (в соответствии с ростом ребенка).

3. Логопедические зонды.

4. Вата или ватные диски.

5.Спирт.

6.Одноразовые шпатели.

7.Салфетки.

8.Литература на автоматизацию и дифференциацию дефектных звуков

( Коноваленко, Комарова, Норкина, Азова, Ткаченко, Жукова ),

9.Картотеки на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, текстах.

10.Комплексы артикуляционных упражнений в картинках и сказках.

11.Дидактические игры для автоматизации звуков (логопедическое лото Громова, «Весёлые стульчики».

2. Центр развития мелкой моторики, в котором находятся :

1. Разнообразные конструкторы.

2.Шнуровки.

3.Мозаика.

4.Пазлы.

5.Пирамидки.

6.Матрешки.

7.Мелкие игрушки.

8.Эспандеры.

9.Чётки.

10 Счётные палочки и картотека.

11.Прищепки.

12.Волшебные ниточки.

13.Семена, сухой   бассейн.

14.Трафареты на различные лексические темы.

15.Картотеки пальчиковых гимнастик.

3.Центр развития речевого дыхания включает в себя :

1.. Сделанные мной султанчики, свечки, дерево.

2. Соломинки для коктейля, стаканчики.

3. Поющие пузырёчки.

4.«Ветродуйчики».

5.Язычки-гудки.

5.Очень любят дети мыльные пузыри, которые наглядно и действенно учат детей длительному и короткому, плавному и резкому выдоху.

6..Мелкие легкие игрушки.

7.Картотека дыхательных упражнений,

4. Центр развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза и подготовки к обучению грамоте   включает :

1.Музыкальные инструменты.

2.Шумящие коробочки.

3. Картинный материал и игры для определения места звука в словах д.и « Домик»

4. «Звуковые лесенки»,  « Домик звуков», «Звуковички».

5. Центр  развития лексико–грамматического строя и связной речи состоит  :

1. Картинный материал по лексическим темам, настенное пособие « Тематический домик».

2. Д.и.по лексическим темам: лото, домино.

3. Д.и. « Шиворот- навыворот»,» «Слова-действия», « Один- много»,

« Цветотрениг»( многофункциональный логопедический тренажер. Направления его использования: согласование существительных и прилагательных, автоматизация и дифференциация звуков, расширение словаря )

4.Картотеки игровых заданий на закрепление грамматических категорий, различных словесных игр.

5.Картотеки домашних заданий.

6.  Книги, «Звуковые книги».

7. Театры.

6.Центр ТСО (технических средств обучения), в котором располагаются

1.Магнитофон.

2. Ноутбук.

3.Аудиотека.

4.Самостоятельно разработанные  презентации .

5.В целях развития дыхания, чувства ритма, фонематического слуха, восприятия, произношения, связной речи, грамматического строя использую логопедическую  программу «Игры для Тигры» (Лизунова).

8. Информационный центр, где размещаются:
• График работы логопеда
• Сетку занятий
• Консультации для родителей
• Памятки
• Игровые задания на развитие речевой моторики, ручной умелости и многое другое.

9.Центр  методического сопровождения:
В нем собрана документация логопедического (программы, планирование, журналы регистрации, речевые карты и другое). Широко представлена методическая литература, логопедические тетради и альбомы. А также программно-методическое обеспечение всех логопедических занятий

( Гомзяк, Иншакова, Агранович, Филичева, Чиркина).

  В заключение своего выступления хочется сказать, всё  то о чём было

изложено выше, создано мной за 2 года работы логопедом. Мне ещё много предстоит сделать, усовершенствовать, изучить…   Какие хорошие  глаголы -  стимулируют к мечтам, к действиям, к цели. А она у нас одна – здоровый, счастливый талантливый ребёнок, которого мы должны отправить по новым ступеням образования.

Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную среду  необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Современные инновационные технологии и педагогические методики в работе с детьми с ОНР».

Подготовила: учитель-логопед Полянина Е.И.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда.      

  Хочется остановиться на четырёх : арт-терапевтические, здоровьесберегающие, технологии сенсорного воспитания, информационные.

Арт-терапевтические технологии.                                                     Музыкотерапию -  применяют для развития у детей слухового внимания, чувства темпа, ритма, мыслительных способностей и фантазии, коммуникативных навыков                                                                                                        Изо-терапия  – метод психолого-коррекционной работы с детьми – логопатами.                                                                                                     Кинезиологические упражнения  – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, способствует улучшению памяти, улучшает мыслительную  деятельность.                                                  Сказкотерапия  – это создание коммуникативной направленности каждого слова и высказываний ребёнка через проживание сказки.                         Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

  Песочная терапия – с помощью этой терапии ребенок может расслабиться, успокоиться. Песок развивает творческие способности ребёнка и воображение. Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снимают психическое напряжение у ребенка. Трогая руками песчинки, ребёнок развивает мелкую моторику рук.

Сенсорные технологии воспитания, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт (здесь особую роль играют блоки Дьенеша, палочки Кьюзенера, домики Монтессори)                                                                                             Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства( кино,аудио, видеосредства, мультимедийный проектор,компьютеры, телекоммуникативные сети) для работы с информацией)                                                                                                                         Здоровьесберегающие технологии.                      Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. 

Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

  Артикуляционная гимнастика – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Главная задача – выработать точность, силу, темп, переключаемость движений.

 Метод биоэнергопластики – содружественное взаимодействие руки и  языка. По данным А.В. Ястребовой и О.И. Лазаренко движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

 Дыхательная гимнастика. Известно, что у детей, имеющих речевые нарушения, отмечается ряд особенностей процесса дыхания. Прежде всего, это поверхностное (ключичное) дыхание, которое сказывается на жизненной емкости легких. Следствием этого является односложность и стандартность построения фраз. Кроме этого такой тип дыхания наносит вред процессу звукообразования.        

 Гимнастика для глаз. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Кроме того, гимнастика для глаз является средством профилактики нарушений зрения.

Психогимнастика – это игры и упражнения, направленные на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими. Подобные игры помогают детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения.

   Технологии  обучения здоровому образу жизни.

Логопедический масcаж – это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну их логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

 Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией. Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализации мышечного тонуса данных мышц. Самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

Коррекционные технологии

 Логоритмика. Специализированная методика логоритмики является средством перевоспитания речи через тренировку и развитие необходимых качеств общей и речевой моторики. Упражнения над дыханием, голосом и артикуляцией проводятся в комплексе, поскольку эти три компонента речевой деятельности тесно связаны между собой.

                Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением конкретного речевого материала. Все упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирование умения изменять силу и высоту голоса, правильное воспроизведение звуков и их сочетаний, воспроизведение речевого материала в заданном темпе.

    Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения Эти упражнения носят разнообразную направленность. Они нормализуют темп и ритм речи, развивают словарь, автоматизируют звукопроизношение у детей с дизкомпонентом.              Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает   эмоциональный тонус.

  Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики осуществляется как в системе коррекционных занятий, так и в виде рекомендаций родителям и воспитателям. Развитие мелкой моторики является неотъемлемой частью каждого занятия и по возможности должно предшествовать речевой активности детей.