Самообразование.

Полянина Елена Ивановна

Предварительный просмотр:

                                                    Утверждаю

                                             Заведующий МБДОУ № 32

                                             Коденко А.В._________

                 План работы по самообразованию

                                    по теме: 

«Индивидуализация предметно - развивающей среды логопедического кабинета в    соответствии с ФГТ»

                   на 2012-2013 год.

 «ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГТ».

Создание предметно-развивающей среды  является одной из задач коррекционной программы МБДОУ. Для организации среды в кабинете должно учитываться всё, что будет способствовать оптимальной речевой коррекции  при становлении базовых характеристик личности каждого ребенка:

- закономерности психического развития дошкольников;

- показатели здоровья;

- психофизиологические и коммуникативные особенности;

- уровень общего и речевого развития.

Основное назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционной работы с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи. Это предполагает:

  • во-первых, предметную среду с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами;
  • во-вторых, научно-методическое (технологическое) сопровождение образовательного процесса;
  • в-третьих, наличие логопедической документации;
  • в-четвертых, информационный блок для педагогов и родителей.

Организуя предметно-развивающую среду кабинета, руководствуюсь следующими принципами:

1.        Доступность: материал для игр детей расположен на нижних полках, материал и документация логопеда – на верхних или закрытых полках.

2.        Системность: весь материал систематизирован по разделам; составлен паспорт кабинета с перечислением всего имеющегося оборудования.

3.        Здоровьесбережение:  используются только безопасные для детей материалы для изготовления пособий.

4.        Природосообразность, учёт возрастных особенностей детей: размеры мебели, наглядно – методический материал и игры подобранны с учетом возраста детей группы.

5.        Мобильность: дидактические пособия, дидактические игры, планшеты легко снимаются и переносятся во время игр, детские столы во время занятий отодвигаются.

6.        Вариативность: наглядно – методический материал и многие пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения) могут вноситься и убираться благодаря приспособлениям из липучек, магнитов, петель, вкладышей.

7.        Эстетичность: наглядно – методические пособия и игры выполнены из ярких, легко обрабатываемых материалов, эстетически оформлены.

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета проектируется мной в соответствии с образовательной программой нашего детского сада, с учетом ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования .

Предметно-пространственная развивающая среда насыщается содержанием, рассчитанным на разные уровни речевого развития ребенка с учетом возрастных и индивидуальных возможностей.

Цель:

Обогащение предметно-пространственной среды логопедического кабинета для создания психологически комфортных условий, способствующих эффективному решению коррекционных задач.

Задачи:

•        Обеспечение комфортности, безопасности и эстетичности обстановки с выполнением санитарно-гигиенических норм;

•        Учет всех направлений речевого развития ребенка, доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей;

•        Обеспечение богатства сенсорных впечатлений, разнообразие центров развития, их рациональное расположение;

•        Предоставление возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования.

Предполагаемые результаты :

•        Обеспечивает целостность коррекционного процесса путем организации окружающего пространства, удовлетворяющего потребностям актуального, ближайшего и перспективного речевого развития каждого ребенка.

  • Учитывает индивидуальные особенности детей в зависимости от речевого диагноза, возраста, особенностей психического развития и пожеланий самого ребенка.
  • Создает комфортные условия в работе.
  • Способствует свободному ориентированию в пространстве и времени.

•        Повышает состояние эмоционального благополучия, способствует личностному развитию каждого ребенка.

•        Максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция обеспечат повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса.

•        Стабильно положительная динамика результатов реализации программы.

•        Единство подходов к воспитанию и обучению детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Направления самообразованияпрофессиональное, методическое.

Источники самообразования: Интернет, методическая литература, журналы, семинары и конференции,   мастер-классы, занятия коллег, обмен опытом с коллегами.

Представление материала:  дизайн –проект, выступления из опыта работы на педсоветах, на МО, участие в интернет- конкурсе.

Результат работы: создание коррекционно-развивающей среды кабинета, публикации в Интернете,  размещение методических разработок. Итог - обобщение опыта работы по данной теме.

  Срок работы над темой: 2012-2013 уч.г. 

                               План работы по самообразованию  на 2012-2014 г.г.

                     Сентябрь-октябрь

1. Изучение проблем и постановка цели проекта.

сентябрь

2. Изучение санитарно-гигиенических норм и требований.

сентябрь

3. Знакомство с опытом работы детских садов России посредством просмотра фотоматериалов.

сентябрь

4. Составление плана и схемы проекта.

октябрь

5. Разработка эскизов оформления.

октябрь

                     Ноябрь-декабрь-январь

1. Оформление зоны индивидуальной коррекции речи.  

ноябрь

2.Рабочая зона логопеда.

ноябрь

3. Образовательная зона .Оформление стульчиков для детей.

декабрь

4.Оформление зоны методического сопровождения .

декабрь

5.Оформление консультативной  зоны.

январь

16.Изготовление многофункционального тренажера

« Цветотренинг».

январь

                    Февраль- март-апрель-май.

1. Зона оздоровительно-развивающей коррекции.

февраль

2. Зона  дидактического и игрового сопровождения.

февраль

3. Подготовка к обучению грамоте:

« Буквоград».

февраль

5. Формирование грамматически-правильной речи:

« Тематический домик»

март

6. Формирование правильного звукопроизношения:

« Домик звуков».

март

                           

7. Зона оздоровительно-развивающей коррекции

апрель

8. Дидактические игры на развитие правильного речевого дыхания.

апрель

9. Зона технических средств обучения: компьютерные игры по развитию речи и обучению грамоте.

май

10. Зона диагностики.

Создание презентации «Индивидуализация предметно-развивающей среды логопедического кабинета в соответствии с ФГТ

Разработка дизайн –проекта « Индивидуализация предметно-развивающей среды логопедического кабинета в соответствии с ФГТ».

Публикация в электронном СМИ.

Участие II Всероссийского творческого конкурса « Талантоха.

Выступление на семинаре ДОУ.

май

Литература:

1.ФГТ в дошкольном образовании. Типовое положение о ДОУ (2012); Сфера, 2012. - 147 c.

2.Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ; Детство-Пресс, 2012. - 821 c.

3. Нищева Н.В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Вып. 1. Сост. Нищева Н.В.; [не указанo], 2013. - 117 c.

4.Федеральные государственные требования к ДОУ; Перспектива, 2011. - 456 c.

5.Емельянова Н. В., Жидкова Л. И., Капицына Г. А. Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопункта ДОУ; Детство-Пресс, 2013. - 288 c.

 6.Федяева Н. В., Белодед Г. А. Организация игрового пространства в ДОУ в контексте ФГТ; Детство-Пресс, 2013. 

Тема семинара: «ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГТ».

Подготовила : учитель-логопед Полянина Е.И.

Федеральные государственные требования к условиям реализации  общеобразовательной  программы дошкольного образования. (Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 20 июля 2011 г. №2151).

Принципы создания коррекционно-развивающей средыка бинета логопеда в условиях ФГТ:

  •  информативности, предусматривающей разнообразие тематики, материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
  • трансформируемости, обеспечивающей возможность изменения предметно-развивающей среды, позволяющей по ситуации вывести на первый план ту или иную функцию пространства;
  • вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными, климато-географическими особенностями;
  • полифункциональности, предусматривающей обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
  • педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность дополнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников и их эмоциональное благополучие.

В соответствии с этими принципами я разделила кабинет на несколько центров развития:

     

1. Центр коррекции звукопроизношения, в котором находятся:

1 Настенное зеркало со шторками.

2.Небольшой рабочий стол (в соответствии с ростом ребенка).

3. Логопедические зонды.

4. Вата или ватные диски.

5.Спирт.

6.Одноразовые шпатели.

7.Салфетки.

8.Литература на автоматизацию и дифференциацию дефектных звуков

( Коноваленко, Комарова, Норкина, Азова, Ткаченко, Жукова ),

9.Картотеки на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, текстах.

10.Комплексы артикуляционных упражнений в картинках и сказках.

11.Дидактические игры для автоматизации звуков (логопедическое лото Громова, «Весёлые стульчики».

2. Центр развития мелкой моторики, в котором находятся :

1. Разнообразные конструкторы.

2.Шнуровки.

3.Мозаика.

4.Пазлы.

5.Пирамидки.

6.Матрешки.

7.Мелкие игрушки.

8.Эспандеры.

9.Чётки.

10 Счётные палочки и картотека.

11.Прищепки.

12.Волшебные ниточки.

13.Семена, сухой   бассейн.

14.Трафареты на различные лексические темы.

15.Картотеки пальчиковых гимнастик.

3.Центр развития речевого дыхания включает в себя :

1.. Сделанные мной султанчики, свечки, дерево.

2. Соломинки для коктейля, стаканчики.

3. Поющие пузырёчки.

4.«Ветродуйчики».

5.Язычки-гудки.

5.Очень любят дети мыльные пузыри, которые наглядно и действенно учат детей длительному и короткому, плавному и резкому выдоху.

6..Мелкие легкие игрушки.

7.Картотека дыхательных упражнений,

4. Центр развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза и подготовки к обучению грамоте   включает :

1.Музыкальные инструменты.

2.Шумящие коробочки.

3. Картинный материал и игры для определения места звука в словах д.и « Домик»

4. «Звуковые лесенки»,  « Домик звуков», «Звуковички».

5. Центр  развития лексико–грамматического строя и связной речи состоит  :

1. Картинный материал по лексическим темам, настенное пособие « Тематический домик».

2. Д.и.по лексическим темам: лото, домино.

3. Д.и. « Шиворот- навыворот»,» «Слова-действия», « Один- много»,

« Цветотрениг»( многофункциональный логопедический тренажер. Направления его использования: согласование существительных и прилагательных, автоматизация и дифференциация звуков, расширение словаря )

4.Картотеки игровых заданий на закрепление грамматических категорий, различных словесных игр.

5.Картотеки домашних заданий.

6.  Книги, «Звуковые книги».

7. Театры.

6.Центр ТСО (технических средств обучения), в котором располагаются

1.Магнитофон.

2. Ноутбук.

3.Аудиотека.

4.Самостоятельно разработанные  презентации .

5.В целях развития дыхания, чувства ритма, фонематического слуха, восприятия, произношения, связной речи, грамматического строя использую логопедическую  программу «Игры для Тигры» (Лизунова).

8. Информационный центр, где размещаются:
• График работы логопеда
• Сетку занятий
• Консультации для родителей
• Памятки
• Игровые задания на развитие речевой моторики, ручной умелости и многое другое.

9.Центр  методического сопровождения:
В нем собрана документация логопедического (программы, планирование, журналы регистрации, речевые карты и другое). Широко представлена методическая литература, логопедические тетради и альбомы. А также программно-методическое обеспечение всех логопедических занятий

( Гомзяк, Иншакова, Агранович, Филичева, Чиркина).

  В заключение своего выступления хочется сказать, всё  то о чём было

изложено выше, создано мной за 2 года работы логопедом. Мне ещё много предстоит сделать, усовершенствовать, изучить…  Какие хорошие  глаголы -  стимулируют к мечтам, к действиям, к цели. А она у нас одна – здоровый, счастливый талантливый ребёнок, которого мы должны отправить по новым ступеням образования.

Отчет по самообразованию учителя-логопеда

Поляниной Е.И. за 2012 – 2013 учебный год.

Создание  особого  пространства  в логопедическом  кабинете  - необходимое условие  качественной  коррекционной  работы в детском саду Предметно-развивающая среда должна обладать мобильностью, быстро реагировать на изменяющиеся и формирующиеся в коррекционном воспитательном процессе потребности и возможности ребёнка. Организованная в соответствии с этими требованиями  предметно – развивающая среда логопедического кабинета в дошкольном учреждении  всегда способствует целенаправленному формированию эмоционально-положительного психологического климата в процессе обучения детей.

В ходе работы над темой по самообразованию мной была создана презентации «Индивидуализация предметно-развивающей среды логопедического кабинета в соответствии с ФГТ».

Разработан дизайн – проект « Индивидуализация предметно-развивающей среды логопедического кабинета в соответствии с ФГТ».

В кабинете созданы зоны:

-Зона коррекции звукопроизношения.

- Зона  развития мелкой моторики.

- Зона развития речевого дыхания.

- Зона развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза и подготовки к обучению грамоте.  

- Зона развития лексико–грамматического строя и связной речи.

- Зона ТСО (технических средств обучения).

- Информационная зона.

- Зона  методического сопровождения.

Публикация в электронном СМИ.

Участие II Всероссийского творческого конкурса « Талантоха.

Результат: 1 место.

Выступление на семинаре ДОУ.



Предварительный просмотр:

                                                    Утверждаю

                                             Заведующий МБДОУ № 32

                                             Коденко А.В._________

                 План работы по самообразованию

                                    по теме:

 «Использование современных информационно- коммуникативных технологий в работе учителя – логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения».

                             на 2013-2014 год

«Использование современных информационно- коммуникативных технологий в работе учителя – логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения».

Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно

для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнок часто не

хочет заниматься, его утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов,

 называние картинок с целью автоматизации звука.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры.

Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Поэтому, проблема использования специализированных компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с речевой патологией для формирования у них положительной мотивации к учебной деятельности в настоящее время особо актуальна.

Информационно-коммуникационные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать учитель – логопед.

В настоящее время разработано множество компьютерных игр, интересных мультимедийных пособий с энциклопедическими данными для дошкольников, отвечающих современным психолого-педагогическим, эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям и успешно использующихся в практике решения задач познавательного, социального и эстетического развития детей.

Цель: – разработать систему коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с использованием информационных компьютерных технологий.

Задачи:

1.   Изучить и обобщить психологическую и педагогическую литературу по проблеме использования информационных компьютерных технологий в работе с дошкольниками.

2.   Выявить уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста с использованием информационных компьютерных технологий.

3.   Описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми .

4.   Внедрить систему работы по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с НР в ДОУ , распространение положительного опыта.

Условия реализации поставленных задач

  • использование новых моделей компьютера;
  • работу с компьютером на одном занятии в течение 5-10 минут, не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы, в соответствие с требованиями САН ПиНа);
  • кроме занятий с детьми в систему мероприятий входит работа с родителями

Этапы работы

  • 1 этап  – планирование работы: изучение литературы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы, диагностические срезы;
  • 2 этап – организация коррекционно-образовательного процесса, вовлечение в работу детей и родителей, анализ результатов реализации поставленных задач, корректировка содержания деятельности;
  • 3 этап  – анализ результатов работы, формулирование выводов внедрение системы работы по использованию ИКТ в работе с детьми с НР.

Основная идея проекта заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для

формирования речевого развития у детей с НР.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя-логопеда и родителей.

Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей.

Компьютер позволяет расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей с недоразвитием речи.

 

Направления самообразования: профессиональное, методическое.

Источники самообразования: Интернет, методическая литература, журналы, семинары и конференции,  курсы повышения квалификации, мастер-классы, занятия коллег, обмен опытом с коллегами.

Представление материала:  открытые занятия с применением ИКТ, выступления из опыта работы на педсоветах, на МО.

Результат работы: разработка методических рекомендаций, публикации в Интернете, создание персонального сайта и размещение методических разработок. Итог - обобщение опыта работы по данной теме.

  Срок работы над темой: 2013-2014 уч.г. 

План работы по самообразованию на 2013 – 2014 учебный год

п/п

Содержание работы

Сроки

Результат

 

1.

 

 

 

 

 

 

2.

 

3.

4.

5.

 

6.

Изучение материалов  по проблемам:

  «Психолого-педагогические основы использования компьютерной техники на коррекционных занятиях в ДОУ»;

  «Санитарно- гигиенические и медицинские аспекты применения новых информационных технологий в ДОУ»;

  «Технические и программные средства обеспечения педагогического процесса».

Компьютерные развивающие игры в помощь логопеду.

Отбор и апробация образовательных компьютерных программ и игр, наиболее приемлемых в логопедической работе.

Разработка презентаций и обучающих тренажеров для индивидуальных и групповых логопедических занятий.

Разработка и создание персонального сайта.

Распространение опыта работы: добавление разработок на  личный сайт.

 

В течение года

 

   

В течение года

 

Март-май 2014г.

В течение года

 В течение года

 В течение года

В течение года

В течение года

Создание электронного банка картинок для коррекции нарушений звукопроизношения и слоговой структуры слова.

 

Создание презентаций, содержащих задания и упражнения на коррекцию нарушений звукопроизношения и слоговой структуры слова.

 

Создание банка данных компьютерных презентаций к занятиям, развивающих логопедических   игр.

Внедрение программы  

Л. А. Лизунова. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи « Игры для Тигры».

Создание презентаций для занятий по формированию лексико-грамматического  строя речи.

Создание презентаций по обучению грамоте.

 http://nsportal.ru/elenap-0

Выступление на МО ДОУ тема: « ИКТ в работе учителя –логопеда».

Участие в  муниципальном конкурсе «Лучший учебно- методический комплекс к занятию (лучшее электронное приложение к занятию)  

Информационные ресурсы:

1. Газета «Мой компьютер». ЗАО. Издательство «Газетный мир».

2. Гаргуша Ю. Ф. Черлина Н. А. «Новые информационные технологии в логопедической работе». Журнал «Логопед» №2 2004г.

3. Томилина С. М «Логопедия и интернет». Журнал «Логопед» №3 2006г.

4. Кузьмина Е. В. «Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы». Журнал «Логопед» №5 2008г.

5. Ходченкова О. А. Использование ИКТ в работе логопеда детского сада. www. iteach. ru

6. Интернет-ресурсы:

http: //sch138. kob. ru /Infomatic/ PowerPoint/L 1. htm

http:// festival .1 september. ru / articles /520782/

 

                   

Тема семинара: «Использование современных информационно- коммуникативных технологий в работе учителя – логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения».

Учитель-логопед: Полянина Е.И.

Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно – коммуникативных технологий в организации образовательного процесса. Современные информационные технологии являются перспективным средством  коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужно ли использование компьютера в системе образования. Современное общество активно создаёт новую информационную культуру, в которой уже живут наши дети. И логопеды ДОУ не должны оставаться в стороне. Детям интересно всё, что связано с компьютером, таким образом, повышается учебная мотивация, повышается и речевая, познавательная активность ребёнка на логопедическом занятии.

Компьютеризация образовательных учреждений способствует внедрению ИКТ и в образовательный процесс воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Использование компьютерной техники в образовательном процессе позволяет педагогу творчески переосмысливать, художественно и эстетично «оформлять» свои методические идеи:

- делать то, что без компьютера делать сложно;

- делать то, чего не делали раньше (виртуальные экскурсии в лес, парк, музей)

- по – новому и более качественно делать то, что делали раньше.

Я использую ИКТ в совместной деятельности с детьми на коррекционно – логопедических занятиях в качестве современного наглядного материала.

Компьютерные технологии представляют для нас, учителей - логопедов большой интерес и являются не частью содержания коррекционного обучения, а дополнительным набором возможностей коррекции отклонений в развитии речи ребёнка.

Контингент воспитанников старшего дошкольного возраста в детском саду составляют дети, имеющие разный уровень речевого развития.

Организация образовательной деятельности этих детей требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку дошкольников во время проведения мероприятия. Одной из центральных проблем в логопедической работе является мотивация. Очень часто ни желание логопеда, ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков.

 С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи дошкольников я стала использовать обучающие компьютерные программы:

  • «Учимся говорить правильно».
  • «Игры для тигра».
  • Также стали создавать собственные. Презентации мы создаём с помощью программ:
  • Программа Movie Maker обрабатывает видео – кадры, фотографии;
  • Программа Microsoft office Powerpoint

Я использую ИКТ для диагностики детей, на индивидуальных, фронтальных мероприятиях, в работе с родителями, а также в обмене опытом с коллегами.

Аналогом компьютерных программ для использования на логопедических мероприятиях могут стать презентации, видеомероприятия, создаваемые самим логопедом.

Вы спросите, на каких этапах коррекционной работы учитель – логопед может вводить компьютер? В своей практике мы  используем персональный компьютер:

- на подготовительно этапе узнавания речевых и неречевых звуков;

- на этапе постановки, автоматизации и дифференциации и развития фонематического слуха;

- на этапе формирования и коррекции произносительной стороны речи;

 - на этапе  развития лексико - грамматической стороны речи;

- на этапе развития связной речи.

Использование мультимедиа на логопедических мероприятиях повышает качество работы учителя - логопеда, если материал представлен ярко с опорой на различные каналы восприятия, то он усваивается прочнее, а его воспроизведение не вызывает у ребёнка затруднений. У ребёнка повышается самооценка, он перестаёт бояться, активно работает на занятиях, свободно общается в социуме.

Мероприятия с использованием компьютерных технологий нужно проводить с обязательным соблюдением следующих условий для сбережения здоровья ребёнка, с соблюдением САНПиН:

- использование новых моделей компьютера;

- работа с компьютером не более 2х раз в неделю;

- проведение гимнастики для глаз:

- работа за компьютером не более 5-7 мин.

 Использовать компьютер на групповых и фронтальных мероприятиях можно при наличии специального оборудования: мультимедийного проектора или большого телевизора.

Преимущество использования ИКТ для ребёнка:

- повышает мотивацию ребёнка к логопедическим  занятиям:

- формирует у ребёнка активную позицию субъекта обучения;

- обучается элементарным действиям с компьютером.

Таким образом, я считаю, что использование в логопедической и коррекционной работе нетрадиционных методов и приёмов, например,  мультимедийных презентаций предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом, их применение на логопедических занятиях интересно детям, что немаловажно мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми, также мы используем ИКТ, чтобы расширить осведомлённость родителей в вопросах воспитания и обучения детей с недоразвитием речи, повысить общий уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития своих детей. Подготовленные задания,  мультимедийные  презентации предлагаем родителям, такой способ выполнения рекомендаций логопеда в процессе домашних занятий вызывает интерес и детей и родителей.

        Отчет по самообразованию учителя-логопеда

Поляниной Е.И. за 2013 – 2014 учебный год.

Применение информационных  компьютерных технологий в логопедической работе облегчает усвоение учебного материала, а также предоставляет новые возможности для  развития творческих  способностей  детей: повышает мотивацию воспитанников к изучению нового материала; активизирует познавательную деятельность; развивает мышление и творческие способности ребёнка; формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

В процессе коррекционной работы  мной используется  познавательная компьютерная программа («Игры для Тигры» Л. А. Лизунова.).

Также презентации по автоматизации и дифференциации звуков в речи, презентации по формированию лексико-грамматического строя речи, обучению грамоте, артикуляционные сказки:

1.Обследование звукопроизношения.

Звукопроизношение.

 2.Артикуляционные сказки.

1). Сказка о Весёлом язычке №1

2). Сказка о Весёлом язычке №2

3). Белоснежка.

4).Артикуляционная гимнастика для свистящих.

5. Артикуляционная гимнастика для шипящих.

6). Артикуляционная гимнастика для звука л.

7). Артикуляционная гимнастика для звука р.

                   

3.Автоматизация звуков.

1). Автоматизация звука л в начале слова.

2).Автоматизация звуков л и ль.

3).Автоматизация звука р  « Смешарики  дарят подарки».

4). Автоматизация звука р.

5).Трудный звук ты наш друг р.

60.Автоматизация звука «Р» в многосложных словах.

7). Постановка звука с.

9). Автоматизация звука с в словах.

10). Автоматизация звука с в словосочетаниях.

11). Автоматизация звука с в стихах , чистоговорках.

12). Автоматизация звука с .

 4.Лексические темы.

1). Осень старшая группа.

2). Осень подготовительная группа.

3). Весна.

4). Зима.

5).Зимующие птицы.

6). Перелётные птицы.

7). Посуда.

8). Профессии.

9. Грибы.

10). Деревья.

11).Дикие животные зимой.

12).Комнатные растения.

13). Мебель.

14). Транспорт.

15). Насекомые.

16). Овощи.

17). Фрукты.

18). Ягоды.

19). Домашние животные.

5. Обучение грамоте.

1). Звук и буква А.

2).Звук и буква У.

3). Звук и буква О.

4). Звук и буква Ы.

5). Звук и буква И.

6. Звук и буква Н.

7). Звук и буква М.

8). Звуки К, Кь. и буква К.

9). Звук и буква П.

10).Звуки Б, Бь. Буква Б.

11. Звуки Д, Дь. Буква Д.

12).Звуки Л, Ль. Буква Л.

13). Звуки С, Сь. буква С.

14).Звук и буква Ш.

15).Звуки Т,Ть. Буква Т.

16 ). Звуки Г, Гь. Буква Г.

  6.Дидактические игры.

1).Начало, середина , конец.

2). Светофор.

Мной было подготовлено выступление на семинаре ДОУ по теме: «Использование современных информационно- коммуникативных технологий в работе учителя – логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения».

Был создан   сайт: http://nsportal.ru/elenap-0.

Я стала победителем муниципального конкурса «Лучший учебно- методический комплекс к занятию (лучшее электронное приложение к занятию).




Предварительный просмотр:

                                                    Утверждаю

                                             Заведующий МБДОУ № 32

                                             Коденко А.В._________

                 План работы по самообразованию

                                    по теме:

«Реализация ФГОС в воспитательно-образовательном процессе".

                    на 2014-2015 год.

Тема самообразования 2014-2015 уч.г.г.

«Реализация ФГОС в воспитательно-образовательном процессе".

  Цель: изучить ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

  Задачи:

  •  разработать рабочую программу в соответствии с ФГОС.
  •  разработать перспективные планы в соответствии с ФГОС.
  •  разработать модель образовательного процесса, отвечающего ФГОС
  •  апробировать данную модель на практике

 Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

  Форма самообразования: индивидуальная.

 Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

  •  изучение литературы по теме
  • разработка рабочей программы  в соответствии с ФГОС;
  •   посещение НОД у воспитателей, специалистов своего ДОУ и района;
  •   посещение педсоветов, семинаров, конференций;
  •  самоанализ и самооценка НОД в своей группе;
  •  разработка модели образовательного процесса , отвечающего ФГОС
  •  апробация разработанной модели на практике. Внесение необходимых корректив;
  •  проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
  •  обобщение результатов на заседании методического объединения.

  Практический выход: семинар-практикум.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях МО и педсовете, участие в конкурсах.

Этапы работы над темой

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Изучение ФГОС ДО.

Вебинары: «Планирование образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС»

«Портфолио логопеда: разработка и оформление портфолио логопеда в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС»
Курсы повышения  квалификации:

«Сопровождение специалистов дошкольных образовательных организаций в освоении и реализации ФГОС ДО» (72 ч.).

Изучение  литературы: «
«Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи».

Л.Б Боряева, Т.В Волосовец, О.П Гаврилушкина, Г.П. Голубева и др. Под ред. проф. Л.В. Лопатиной СПб.,2014 г.

Прогностический

Определение целей и задач темы.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов

ноябрь

Выступление на районном МО «Организация  развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета МБДОУ в условиях реализации ФГОС»

Практический

Внедрение опыта работы.
Формирование методического комплекса.
Корректировка работы.

Октябрь-май.

Создание рабочей программы  в соответствии с ФГОС .
Участие в викторинах, конкурсах.

Обобщающий

Подведение итогов
Оформление результатов работы

В течении года

Участие в работе районного  МО учителей – логопедов в проведении семинаров.
Участие и результаты в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах и  викторинах.
Участие в работе  сайта ДОУ, персонального сайта.
Консультативная помощь воспитателям и родителям.

Внедренческий

Распространение опыта работы

Участие в районном конкурсе « Воспитатель года»

Публикации на сайтах . 

Источники самообразования:

В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

  • Курсы повышения квалификации
  • Семинары и конференции
  • Мастер-классы
  • Телевидение
  • Газеты, журналы
  • Видео, аудио информация на различных носителях
  • Платные курсы
  • Мероприятия по обмену опыта
  • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)
  • Интернет

Литература:

1.Новый закон "Об образовании в РФ". Что необходимо знать руководителю ДОУ? 69 стр.

2.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в ДО. Комментарии специалиста к СанПин 2.4.1.3049-13. 46 стр.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах. Информационно-методическое сопровождение специалистов дошкольного образования. 77 стр.

4.Родительские собрания в условиях перехода к ФГОС. 182 стр.

5.ФГОС ДО. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочно-методические материалы. 137 стр.

6.Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет. 62 стр. С учетом ФГОС ДО.

7.«Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи».

Л.Б Боряева, Т.В Волосовец, О.П Гаврилушкина, Г.П. Голубева и др. Под ред. проф. Л.В. Лопатиной СПб.,2014 г.



Предварительный просмотр:

Тема: « Использование театрализованной деятельности в работе с детьми с ОНР». 2014-2015 уч. г.

Подготовила : учитель-логопед Полянина Е.И.

Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников. Театрализованные игры детей способствуют развитию их словарного запаса, грамматического строя речи, активизации монолога, диалога, совершенствованию звуковой стороны речи. Коллективная театрализованная деятельность помогают ребенку справиться с волнением и страхом перед выходом на сцену, с чувством неуверенности в себе, «заражает» его радостным ожиданием чего-то прекрасного, яркого. Участвуя в постановке спектакля, ребенок реально переживает поступки персонажа, роль которого он исполняет, и эти чувства и переживания он передает с помощью движений, интонаций, жестов, мимики и других средств выразительности. Он приобретает опыт различного рода взаимоотношений, что очень важно для социальной адаптации детей с речевой патологией. Дети помогают друг другу контролировать звукопроизношение, у них появляется желание говорить четко, правильно и красиво, передать характер своего героя, отношения к нему голосом и даже исполнения песен от лица персонажа.

 

    Главной целью  является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

Исходя из основной цели, можно выделить  следующие задачи:

 - развитие речи детей и коррекция ее нарушений;

 - развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники-конкурсы;

 - обеспечение понимания детьми способов коррекции речи;

 - развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы;

 - развитие эстетических способностей.

Цель коррекционной работы логопеда – научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно. Для достижения данной цели  можно использовать речевые игры и упражнения, направленные на:

- развитие дыхание и свободы речевого аппарата,

-умение владеть правильной артикуляцией,

-четкой дикцией,

-разнообразной интонацией,

-логикой.

-игры со словом, развивающие связную речь, 

-творческую фантазию,

-умение сочинять небольшие рассказы и сказки,

-подбирать простейшие рифмы.

                            План работы на 2014-2015 уч. год

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

В течении года

- изучение нормативных документов;

- чтение конкретных педагогических периодических изданий;

- чтение методической, педагогической и предметной литературы;

- обзор в интернете информации по образовательным областям;

- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

- проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;

- изучение и внедрение новых технологий;

- пополнение собственного сайта и электронного портфолио;

- участие в конкурсах, проводимых в детском саду и сайтах интернета с детьми, также в  профессиональных конкурсах;

- работа с родителями;

- информация для родителей о театральной деятельности в детском саду

 (консультация, анкетирование, памятки)

- разработка новых форм, методов и приёмов обучения;

- доклады, выступления;

- оформление театрального уголка;

Сентябрь

2014 г.

Работа над темами:

-знакомство с театром;

-кто работает в театре;

-правила поведения в театре;

-с/р игра «Театр».

Изучение закона об образовании в новой редакции

Изучение нового СанПиН

Подбор и приобретение необходимого материала и оборудования для реализации проекта

 «Здравсвуй, сказка!»

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.

Беседы, просмотр картинок.

Знакомство с театральными профессиями. Знакомство с устройством театра изнутри.

Консультация для родителей по теме «Театр- наш друг и помощник»

(анкетирование, памятки).

Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса

Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса.

Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.

Октябрь

2014 г.

Работа над темами:

-мимика;

-сила голоса;

-пальчиковый театр.

Артикуляционная гимнастика;

 упражнение угадай интонации;

скороговорки;

игра «Успокой куклу»;

игра «Теремок»;

отгадываем загадки

Артикуляционная гимнастика;

игра «Перебежки»;

пальчиковые игры;

игра «Веселый бубен», Игра «Эхо»

«Артикуляционная гимнастика со  Смешариками»,

игра «Найди и исправь ошибку»

Освоение навыков владения пальчиковым театром.

Развитие мимики;  

раскрепощение через игровую деятельность;

Развивитие силы голоса;

работа над активизацией мышц губ.

Ноябрь

2014 г.

Работа над темами:

-плоскостной пальчиковый театр;

-пантомима;

-сила голоса и речевое дыхание;

-конусный настольный  театр;

-мимика и жесты

Артикуляционная  гимнастика; игра «Вьюга»;

упражнения на развитие сенсомоторики;

этюд «Старый гриб»; пальчиковые игры

пальчиковые игры;

этюд «Цветочек»; игра «Гудок»;

скороговорки; этюд «Удивительно»

игра «Прекрасный цветок»;

игра «Дует ветер»;

пальчиковые игры;

игра «Медведь и елка»;

игра «Солнечный зайчик»;

этюд «Это я! Это мое!»

игра «Волк и семеро козлят»;

игра «Одуванчик»;

упражнения на тренировку памяти;

игра «Радуга»;

этюд «Медведь в лесу»

Освоение навыков владения шагающим пальчиковым театром (инсценировка сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка»).

Освоение навыков владения конусным настольным театром (инсценировка сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах»).

Развитие умения концентрироваться на предмете и копировать его через движения;

развитие сценической раскрепощённости;

развитие силы голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ

Развитие воображения;

обучение с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние.

Декабрь

2014г.

Работа над темами:

-теневой театр

-куклы

 би-ба-бо;

-слух и чувство ритма.

Артикуляционная гимнастика;

игра «Лиса и волк»;

игра «Ловим комариков»;

игра «Волшебный стул»; пальчиковые игры;

отгадываем загадки;

этюд «Колокола»;

игры- диалоги;

игра «Чудесные превращения»

Освоение навыков владения теневым театром (инсценировка сказок «Заюшкина избушка», «Гуси- Лебеди»). Освоение навыков владения  театром би-ба-бо (инсценировка сказки «Волк и лиса»).

Развитие мелкой моторики рук в сочетании с речью.

Развитие слуха и чувства ритма у детей.

Конкурс рисунков «В театре» (организация выставки )

Январь

2015 г.

Работа над темами:

-театральные игры;

-сценическая пластика

Артикуляционная гимнастика;

игра «Что изменилось?»;

игра «Поймай хлопок»;

игра «Я положил в мешок..»;

игра «Тень»; этюд «Гадкий утенок»

игра «Внимательные звери»;

игра «Веселые обезъянки»;

игра «Угадай что я делаю»;

игра- викторина с куклами «Знаете ли вы ПДД?»;

сочиняем сказку сами;

игра «Не ошибись»;

игра «Если гости постучали»;

пальчиковые игры «Бельчата»;

Развитие игрового поведения, готовность к творчеству; развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, уверенности в себе.

Повторение с детьми основных ПДД

Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.

Развитие умения передавать через движения тела характер животных.

Февраль

2015 г.

Работа над темами:

-расслабление мышц;

- театр из резиновых игрушек (персонажи из мультфильмов);

-магнитный театр;

-театр кукол-оригами;

-чувства и эмоции.

Артикуляционная гимнастика;

этюд на расслабление мышц «Штанга»;

игра «Волк и овцы»;

скороговорки; пальчиковые игры;

изготовление кукол-оригами для театра;

упражнения на тренировку памяти;

игра «Заря»;

этюд «Отряхнем руки»;

пальчиковые игры

этюд «любимая игрушка»;

игра «Старый сом»;

упражнения на развитие сенсорной моторики;

игра «Кошка и скворушки»;

игра «Почта»;

этюд «Кривое зеркало».

Развитие умений владеть собственным телом; управлять собственными мышцами.

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности (инсценировка сказки «Репка», «Три поросёнка», «Кот и пес»)

Дать детям возможность ощутить себя «творцами» кукол.

Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками»

( фото о том как это делалось)

Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса.

Знакомство с миром чувств и эмоций;

развитие умений передавать чувства и эмоции.

Март

2014 г.

Работа над темами:

-театром масок;

-театр на фланели;

-инсценировка шуток-малюток;

-культура и техника речи.

Сочиняем сказку сами;

артикуляционная гимнастика;

игра «Птицелов»;

пальчиковые игры;

 игра «Считай до пяти»;

игра «Больной зуб»;

игра «Укачиваем куклу»;

игра «Игра со свечой»;

игра «Самолет»;

игра Мяч эмоций»;

Освоение навыков владения театром масок (инсценировки сказок «Мужик и Медведь»,

«Волк и Семеро козлят»,

«Курочка Ряба»)

Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.

Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением.

Формирование правильного четкого произношения (дыхание, артикуляция, дикция); развитие воображения; расширение словарного запаса.

Консультация для родителей на тему «Роль эмоций в жизни ребенка» (анкетирование, памятки).

Апрель

2015 г.

Подготовка к инсценировке сказки «Красная шапочка на новый лад»

Артикуляционная гимнастика;

разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей через театральную деятельность

Май

2015 г.

Театрализованное представление.

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности;

раскрытие творческих способностей детей.

Показ спектакля родителям.

Увидеть своими глазами что такое театр, как он устроен и как  работают артисты.

По возможности заглянуть за кулисы.

                                                           Литература:

  1. Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.
  2. И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.
  3. И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.
  4. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.
  5. О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.
  6. А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г.
  7. Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.
  8. И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.
  9.  Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.
  10. А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
  11. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.
  12. Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.
  13. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.
  14. Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г.
  15. Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:2007г.
  16. А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
  17. Мигунова Е.В. М 57       Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; Вели- кий Новгород, 2006..
  18. Н.Б.Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г.
  19. О.И.Лазаренко «Артикуляционно- пальчиковая гимнастика». Комплекс упражнений.М.:2012г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

        детский сад комбинированного вида №32«Лесная сказка»

       г. Пролетарска   Пролетарского района Ростовской области

        

                                                    Утверждаю:

                                                 Заведующий МБДОУ  №32

                                                «Лесная сказка» А. В. Коденко

                                                  ________________________

                                   ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на 2019 – 2020 учебный год

Тема: Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда.

Учитель-логопед: Полянина Елена Ивановна.

                                ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на 2019 – 2020 учебный год

Тема: Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда.

Время работы над темой: сентябрь 2019– май 2020 г.

Актуальность. Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью нетрадиционных методов работы.

Использование нетрадиционных методов на занятиях по логопедии в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение нетрадиционных методов направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

В своей работе я решила остановиться на одном из нетрадиционных методов: песочная терапия.

Песочная терапия – возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а, значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания.

Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. Это загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека своей податливость, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и эластичным.

Благодаря этому нетрадиционному методу, мы сможем: развивать мелкую моторику, работать над фонетической и лексической стороной речи и формировать фразовую речь.

Цель: осуществление коррекционно – логопедической работы с применением нетрадиционных методов (песочная терапия).

Задачи:

1. Изучение соответствующей литературы по теме самообразования;

2. Знакомство (ознакомление) с инновационными методиками, технологиями.

3. Разработка перспективного плана по изучаемой теме на учебный год.

4. Изготовление и приобретение пособий для песочного стола, картотек, консультаций. 

 Принципы работы над темой:

• Создание естественной стимулирующей среды. В которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

• Учет индивидуальных особенностей, уровня развития каждого ребёнка.

• Уважение к детскому творчеству, фантазии.

ПЛАН РАБОТЫ

 

п/п

                       Содержание

Вид

 оформления работы

Сроки

1.

Изучение теоретического материала по теме (книги, журналы, Интернет-ресурсы).

 

Краткая аннотация

Сентябрь - октябрь

2.

Создание необходимой развивающей среды:

а) изготовление песочницы;

б) подготовка песка;

в) подготовка валика для разравнивания песка;

г) подбор разнообразного мелкого материала:

- игрушки (не более 8 см.): фигурки животных, птиц, насекомых, рыб, людей, сказочных и фантастических персонажей, транспорта, деревьев, домов и других построек;

- камни, ракушки, шишки, кораллы;

- кусочки ваты, пуговицы, крышки;

- трубочки для дутья;

- палочки для рисования по сухому и мокрому песку;

- пластмассовые буквы и счётные палочки;

 

Песочница и мелкий игровой материал.

Сентябрь-ноябрь

3.

Подбор логопедических игр с использованием песка и изготовление картотеки.

Картотека игр.

Ноябрь

4.

Проведение с детьми индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми с использованием пескотерапии.

Конспекты занятий.

II–III

период

5.

Подготовка презентации по пескотерапии для педагогов ДОУ.

Электронная презентация.

Март

6.

Обобщение опыта работы по теме самообразования на педчасе ДОУ.

 

Мастер- класс

Март

7.

Творческое сотрудничество по теме самообразования.

Методобъединения.

В течение года

8.

Анализ собственной деятельности.

 

Аналитическая справка.

Май

9.

Изучение передового педагогического опыта по подбору и систематизации содержания работы с детьми по данной проблеме

 

 

В течение года.

10.

 

 

 

Подготовка альбома фотографий индивидуальных и подгрупповых занятий с использованием технологии песочной терапии.

Фотоматериалы.

Апрель  

Отчет по теме самообразования учителя-логопеда Поляниной Е.И. «Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда».

Актуальность. Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью нетрадиционных методов работы.

Использование нетрадиционных методов на занятиях по логопедии в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение нетрадиционных методов направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

В своей работе я решила остановиться на одном из нетрадиционных методов: песочная терапия.

Песочная терапия – возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а, значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания.

Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. Это загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека своей податливость, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и эластичным.

Благодаря этому нетрадиционному методу, мы сможем: развивать мелкую моторику, работать над фонетической и лексической стороной речи и формировать фразовую речь.

Цель: осуществление коррекционно – логопедической работы с применением нетрадиционных методов (песочная терапия).

Задачи:

1. Изучение соответствующей литературы по теме самообразования;

2. Знакомство (ознакомление) с инновационными методиками, технологиями.

3. Разработка перспективного плана по изучаемой теме на учебный год.

4. Изготовление и приобретение пособий для песочного стола, картотек, консультаций.

Прежде чем начать работу я изучила соответствующую литературу по теме.

1. Журнал «Логопед». №3 -8, 2006г.

2. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973

3. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг – СПб.: ИД «МиМ», 1998

4. Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов–на-Дону: «Феникс», 2001

5. Журнал «Логопед». №3 -8, 2006г.

6. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973

7. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг – СПб.: ИД «МиМ», 1998

8. Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов–на-Дону: «Феникс», 2001

Следующим шагом был подбор картотеки дидактических игр по работе с песком, а так же цикл занятий по автоматизации звуков в речи.

Игры с песком я использовала в индивидуальной работе.

При организации игр руководствовалась следующими принципами:

• Создание естественной стимулирующей среды. В которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

• Учет индивидуальных особенностей, уровня развития каждого ребёнка.

• Уважение к детскому творчеству, фантазии.

Игры с песком я брала разнообразные:

обучающие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Эти игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира. ; проективные игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество и фантазию.

Проанализировав методическую литературу я использовала игры с песком для детей старшего дошкольного возраста..

В старшем дошкольном возрасте  игры для подготовки руки к письму. Игры с буквами. Дети пишут сначала пальцем, потом палочкой. «Графические диктанты», «Допиши букву». «Слепи букву», «Выложи букву», «Найди букву», «Слоговые дорожки», « Составь рассказ». Были изготовлены картотеки игр с песком.

Для родителей были выпущены  консультации с использованием песочных игр: «Играем с песком», «Роль песочной терапии в развитии ребенка". Были созданы буклеты: «Чудеса на песке», «Игры с кинетическим песком»

Планирую к концу учебного года  подготовить фотоматериал «Логопедические игры с использованием песка», чтобы  расположить на стенде группы. На педагогическом совете обобщить свой опыт среди коллег.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

- существенно повышается мотивация ребенка к логопедическим занятиям;

- снижается уровень напряжения и возбудимости;

- совершенствуется мелкая моторика пальцев рук у детей, а следовательно развивается речь;

На фоне комплексной логопедической помощи песочная терапия, не требуя особых усилий, оптимизирует процесс коррекции речи детей и способствует оздоровлению всего организма ребенка. Альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.