Внеклассная работа

Разработки уроков и материалы к внеклассным занятиям по химии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Час занимательной химии

(внеклассное мероприятие для учащихся 7 классов)

Цель мероприятия: первоначальное знакомство с кабинетом химии, с химическим оборудованием, химическими веществами; пробуждение первоначального интереса к науке химии; положительная мотивация к изучению данного предмета в дальнейшем.

Мероприятие проводят учащиеся 9-10 классов.

Учитель химии:

Химия – удивительная наука. Она не только интересна, она имеет огромное практическое значение для каждого из нас. Но химия и достаточно трудна. Трудно и интересно – это то, что мыслящему человеку необходимо, чтобы ум находился в постоянном поиске, трудился.

Химия обеспечивает переработку полезных ископаемых в топливо, ядерное горючее для космических кораблей и ракет.

Продукты химии широко используют в быту: изделия из искусственных волокон, искусственные кожи, пластмассы, лаки и краски, моющие средства.

Химия проникает во все отрасли народного хозяйства. Поэтому, кем бы вы ни стали в будущем – строителем, медицинским работником, геологом, металлургом или работником сферы услуг – вам придется использовать знания химии.

Сегодня мы пригласили вас в кабинет, в котором  вы будете изучать химию – науку о веществах и их превращениях.

1-й ученик (в руках держит стакан)

Жарко здесь. Хочу я пить.

У кого б воды спросить?

2-й ученик (в руках стакан, в котором на дне находится раствор карбоната натрия)

Я бы выпил очень много

Газировки без сиропа!

3-й ученик (в руках стакан, в котором на дне находится метиловый оранжевый)

Ой, а я люблю с сиропом,

Только чтоб совсем немного

4-й ученик (в руках стакан, в котором на дне находится раствор хлорида бария)

Братцы, мне нужна корова –

Молочка хочу парного!

(Выходит 5-й ученик, в руках которого большая колба с раствором серной кислоты.)

5-й ученик

Вы, ребята, пить хотите?

В колбе сказочная жидкость.

Чудеса мне по плечу,

Я ведь химию учу!

Подставляйте-ка стаканы,

Опыт точно проведем,

Все у нас идет по плану!

(Подходит к каждому ученику и наливает в стаканы серную кислоту.)

5-й ученик

Вот вода, вот газировка, вот парное молоко,

Получилось очень ловко, а секрет узнать легко!

(Ребята делают вид, что хотят выпить содержимое стаканов.)

Ведущий.

Стоп, ребята! Погодите! Чтобы не было беды,

Вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды.

В этом строгом кабинете есть серьезные запреты.

Все запомните, друзья,

Здесь ни пить, ни есть нельзя!

Все ученики вместе

Мы знакомы с чудесами,

Делать их умеем сами!

2.

Ведущий

В чудесах химических я уже остер,

Без огня и спичек разведу костер.

Наложу лучинок-дров и костре готов.

Возьму в руки ватку, спиртом намочу,

На костер им капну:

Гори, раз я хочу!

(В чашке для выпаривания находится смесь твердого перманганата калия и концентрированной серной кислоты. Вокруг смеси ученик укладывает древесные опилки. Намочив ватку спиртом, осторожно капает на смесь. При попадании спирта, смесь воспламеняется. При выполнении опыта необходимо соблюдать меры предосторожности: руку с ваткой надо держать достаточно высоко над чашкой, чтобы не получить ожог!)

3.

Ведущий

У меня спокойный опыт, без огня и пламени.

(На столе перед учеником стоят химические стаканы с водой, с растворами кислоты, щелочи, а также индикаторы – фенолфталеин и метиловый оранжевый; универсальная индикаторная бумага)

Не страшны кислоты мне

Даже очень сильные,

Но в растворах щелочей

Становлюсь малиновым.

Ярче сока всех малин и зовусь –

Фенолфталеин!

(в стакан с раствором щелочи капает фенолфталеин)

В щелочах я очень желтый,

А в кислотах очень красный.

В среде нейтральной – цвет оранжевый, прекрасный.

Индикатор очень важный –

Метиловый оранжевый!

(в стаканы с раствором кислоты и водой капает метиловый оранжевый)

Эта желтая бумажка все укажет без труда:

Посинеет – в колбе щелочь, покраснеет – кислота.

Коль нейтральная среда – не изменит цвет она.

Мы за эти указания назовем ее универсальная.

(опускает полоски универсальной индикаторной бумаги в растворы кислоты, щелочи и воду)

4а)

Мы знакомы с чудесами

Делать их умеем сами

4-ый класс внимание!

На обычную дощечку наливается вода

и стаканчик с талым снегом тоже ставится туда.

Насыпаем в стакан соль,

ты, дружок, мешать изволь.

Я считаю до пяти,

ты же палочкой крути.

(считать медленно)

Примерз стакан химический, процесс....

Эндотермический

Все вода, снег да раствор,

надоевший разговор...

А у нас другие планы

Сделаем дым без огня

4б) дым без огня

5.

Улыбнитесь поскорее, улыбнитесь веселее. Мы сегодня открываем наше фотоателье.

Мы готовы приступить к непростой работе. Моментально получить можем ваше фото.

Приглашает кого-либо из семиклассников.

Вот на этот чистый лист посмотри внимательно. Веселее улыбнись - это обязательно.

Этот снимок проявить мы сумеем запросто: фотографию чуть сбрызнем из пульверизатора.

Приглашает следующего.

Снова чистый лист бумаги, способ есть у нас другой, фотографию прогладим мы горячим утюгом.

Гладит лист утюгом, всем показывает "снимок". Приглашает еще семиклассников.

6.

Ведущий

Вот еще одно развлечение.

Кто даст руку на отсечение?

Жалко руку на отсечение?

Тогда нужен больной для лечения.

(Из числа зрителей выбирают ученика для проведения опыта, усаживают на стул)

Оперируем без боли,

Правда, будет много крови!

При каждой операции нужна стерилизация.

Помогите, ассистент, дайте йод!

Один момент!

(Подает раствор роданида калия. Ватку обильно смачивают данным раствором и обрабатывают руку «пациента»)

Йодом смочим мы обильно,

Чтобы все было стерильно.

Не вертитесь, пациент!

Нож подайте, ассистент!

(Нож обрабатывают раствором хлорида железа (III) и тупым концом ножа проводят по руке «пациента»)

Посмотрите, прямо струйкой «кровь» течет, а не вода!

Но сейчас я вытру руку  - от разреза, ни следа!

(Обрабатывает «кровяной» след ваткой, смоченной раствором тиосульфата натрия)

7.

1-й ученик

Ребята, вы знаете сказку «Конек-горбунок»?

 (зачитывает несколько строчек из сказки П.Ершова «Конек-горбунок»)

Вот приехали в столицу.

«Что, достал ли ты жар-птицу?» -

Царь Ивану говорит.

Свет такой тут вдруг разлился,

Что весь двор рукой закрылся.

Царь кричит на весь базар:

«Ах ты, батюшки, пожар!»…

Это, слышь ты, не пожар,

Это свет от птицы-жар!

2-й ученик

Сказку вспомнили слегка

Про конька, про горбунка.

Пришло время подивиться,

Как горит перо жар-птицы.

(На столе в чашках для выпаривания находятся соли металлов, растворенные в 2-3 мл спирта: натрия, калия, меди, кобальта и др.  При поджигании пламя окрашивается в различные цвета)

8.

3-й ученик

А сейчас, друзья, для вас

По истории рассказ:

Ночью спали горожане,

Вдруг из кратера вулкана

Показалось пламя.

Гул и грохот,

Через жерло льют потоки лавы.

Покажу вам, как умею,

Гибель города Помпеи!

(На столе модель, имитирующая вулкан. В чашке для выпаривания находится дихромат аммония, смоченный спиртом. Поджигает смесь, начинается реакция разложения и образуется оксид хрома зеленого цвета)

Учитель химии

Вот и закончился наш час занимательной химии. Скоро вы начнете изучать химию. И если будете учиться с увлечением, то сможете объяснить все увиденные сегодня опыты. До встречи на уроках химии!



Предварительный просмотр:

Произошла ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу или повторите попытку через несколько минут.

Чтобы узнать больше о редакторах Google Документов, посетите наш Справочный центр.


Приносим извинения за доставленные неудобства.
- Команда Google Документов



Предварительный просмотр:

Занимательные опыты по химии

               Элементы занимательности во внеклассной работе.

Большое преимущество химии перед другими предметами состоит в том,

что ее преподавание может включать красивые эксперименты.

Приводим описание экспериментальных опытов по химии,

которые можно проводить на уроках, факультативных и внеклассных занятиях и

на химических вечерах.

Эти эксперименты, согласно учебному плану, желательно проводить в конце

III четверти 8 класса. После того как учащиеся пройдут такие темы как

Тема4 "Вода.Растворы.Основания ",

Тема5 "Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений";

Тема7 "Химическая связь".

Неплохо провести эксперименты также в конце изучения курса химии, т.е. в

конце 11 класса, когда учащиеся занимаются обобщением и повторением

материала. Таким образом, они смогут объяснить неизвестные на уровень 8-го

класса факты.

Опыт I. Химическая радуга.

Описание. В семь больших пробирок, помещенных в демонстрационный штатив с белым

фоном, сливаем попарно растворы:

   1- хлорид железа (III) и роданид калия (красный цвет);(

   2- раствор хромата калия подкисляем H2SO4 (оранжевый цвет); (

   3- нитрат свинца и иодид калия (желтый цвет); (

   4- сульфат никеля (II) и гидроксид натрия (зеленый цвет);(

   5- сульфат меди (II) и гидроксид натрия (голубой цвет); (

   6- сульфат меди (II) и раствор аммиака (синий цвет); (

   7- хлорид кобальта (II) и роданида калия (фиолетовый цвет).(

        1. FeCl3 + 3KCNS ( Fe(CNS)3 + 3KCl

        2. 2K2CrO4 + H2SO4 ( K2Cr2O7 + K2SO4 + H2O

        3. Pb(NO3)2 + 2KJ ( PbJ2 + 2KNO3

        4. NiSO4 + 2NaOH ( Ni(OH)2 + Na2SO4

        5. CuSO4 + 2NaOH ( Cu(OH)2 + 2Na2SO4

        6. CuSO4 + 4NH3 ( [Cu(NH3)4]SO4

        7. CoCl2 + 2KCNS ( Co(CNS)2 + 2KCl

Примечание. Опыт очень простой, но эффективный, благодаря яркости веществ, получаемых входе реакции. Учащиеся могут вспомнить как составляются уравнения

химических реакций. Для опыта можно привлечь учащихся.

Опыт II. Фейерверк в жидкости.

Описание.

В мерный цилиндр наливаем 50 мл этилового спирта. Через пипетку, которая

опущена до дна цилиндра, вводим 40 мл концентрированной серной кислоты.

Таким образом, в цилиндре образуется два слоя жидкости с хорошо заметной

границей : верхний слой -  спирт, нижний – серная кислота В цилиндр бросаем

немного мелких кристалликов перманганата калия. Дойдя до границы раздела,

кристаллики начинают вспыхивать – вот нам и фейерверк. Появление вспышек

связано с тем, что при соприкосновении с серной кислотой на поверхности

кристалликов соли образуется марганцевый ангидрид Mn2O7 – сильнейший

окислитель, который поджигает небольшое количество спирта:

2KMnO4 + H2SO4 ( Mn2O7 + K2SO4 + H2O.

Mn2O7 – зеленовато-бурая жидкость, неустойчива и при соприкосновении с

горючими веществами поджигает их.

Примечание.

Также весьма красивый опыт. Здесь учащиеся могут повторить окислительно-

восстановительные реакции.

Опыт III. Красные призмы.

Описание.

10 г двухромовокислого калия смешиваем с 40 мл концентрированной соляной

кислоты и добавляем 15-20 мл воды. Смесь немного нагреваем, и кристаллы

соли перейдут в раствор. После растворения двухромовокислого калия раствор

охлаждаем водой. Выпадают очень красивые красные кристаллы в виде призм,

представляющие собой калиевую соль хлорхромовокислой кислоты KCrO3Cl,

согласно уравнению реакции:

K2Cr2O7 + 2HCl ( 2KCrO3Cl + H2O.

Примечание.

После изучения темы7 «Химическая связь» (в частности подтемы

«Кристаллические решетки»), этот опыт будет очень полезен.

Опыт IV. Горящий снег.

Описание.

В железную консервную банку насыпаем снега и слегка уплотняем. Затем делаем

в нем углубление (примерно на ј высоты банки), помещаем туда небольшой

кусочек карбида кальция и засыпаем сверху снегом. К снегу подносим

зажженную спичку – появится пламя, «снег горит».

Карбид кальция медленно вступает в реакцию со снегом, в результате чего

образуется ацетилен, который при поджигании горит.

CaC2 + 2H2O ( Ca(OH)2 + C2H2.

2C2H2 + 5O2 ( 4CO2 + 2H2O + Q.

Примечание.

Опыт позволяет показать факты, которые будут изучаться в последующих

разделах химии (орг.химия).

Опыт V. Буран в стакане.

Описание.

В химический стакан емкостью 500 мл насыпаем 5 г бензойной кислоты и уложим

веточку сосны. Стакан закрываем фарфоровой чашкой с холодной водой и

нагреваем над спиртовкой. Кислота сначала плавится, потом превращается в

пар (испаряется), и стакан заполняется «снегом», который покрывает веточку

белыми хлопьями.

Примечание.

Эксперимент можно связать с полученными знаниями учащихся о химической

связи.

Литература:

   1. Журнал «Химия и жизнь XXI век» №9 1999г. (раздел «Школьный клуб»);

   2. Журнал «Химия в школе» №6 ноябрь-декабрь 1976г.