Творчество детей

Назырова  Голифар Галиулловна

здесь показаны работы моих учеников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_rassuzhdenie.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Областной конкурс знатоков русского языка  для обучающихся школ с этнокультурным компонентом содержания

Номинация : «Русские деревянные игрушки»

Тема : «Матрешек я тебе привез»

               

               автор:

                                                                     Курманова Диана Динаровна,

                                                                     ученица 5 класса

                                                                     БОУ «Ташетканская ООШ»,

                                                                     руководитель:

                                                                     Назырова Голифар Галиулловна

«…Матрешек я тебе привез, -знаешь, такая красивая куколка: чем больше проявляешь к ней интерес, тем мельче она оказывается...»

                                                                                                     Анна Гавальда

Эти слова я услышала от папы, когда он протянул мне какую-то фигурку вместо ожидаемой коробки с подарком. Подарки все любят. Почему  во множественном числе, ведь она одна…? Какой интерес я должна была к ней проявить, чтоб она изменилась в размере? С количеством я разобралась быстро, а интерес породил множество вопросов, ответы на которые мне не были известны. Как появилась деревянная  игрушка? Кто ее мастерил? Почему ее назвали матрешкой? Что известно о ее происхождении и значении? Есть ли другие русские деревянные игрушки?

Наверное папа намеренно подарил мне Матрешку, пытаясь заинтересовать чем то особенным. Пожалуй, я попытаюсь найти ответы на свои вопросы.

Мне вспомнилось прошлогоднее выступление на конкурсе. Мы выступали с хореографической постановкой «Матрешечки». Я помню наши яркие наряды, движения, построения друг за дружкой, а главное- слова из песни :

В лавке на прилавке, матрешечки стоят,
Удивляет завлекает, затейливый наряд!
Сарафаны расписные, щечки зорькою горят,
Матрешки как живые, шлют улыбки всем подряд.
Люба, Надя, Груша, Марина, Вера, Ксюша,
Дуняша, Катя, Зина, Наташа, Таня, Нина
Впереди стоят большие, сзади крошечки
Русcкие матрешечки!
Все вокруг довольны, покупкам нет цены,
Покупатели как дети, в матрешек влюблены.
А матрешки и по кругу, и шеренгами стоят,
Похожи друг на друга - будто все они родня.
Люба, Надя, Груша, Марина, Вера, Ксюша,
Дуняша, Катя, Зина, Наташа, Таня, Нина
Знамениты и пригожи эти крошечки
Русcкие матрешечки!
Едет по России, плывет за океан,
Наша русcкая матрешка - веселый сарафан.
И теперь диктует моды, симпатичный сувенир,
Матрешек хороводы покорили целый мир.
Люба, Надя, Груша, Марина, Вера, Ксюша,
Дуняша, Катя, Зина, Наташа, Таня, Нина
Всем напомнят о России эти крошечки
Русcкие матрешечки!(
 автор: А.Осьмушкин, муз В. Темнов).

Мне повезло, в этой песне много полезной информации о русской матрешке, которую я ищу. Например, «…сарафаны расписные, впереди стоят большие, а сзади крошечки, похожи друг на друга, симпатичный сувенир…». Для меня важнее та информация, что матрешка как живая улыбается всем, даря радость окружающим. Ей  радуются даже взрослые люди на мгновение возвращаясь в свое детство, туда, где игрушка берет свое начало. И наконец, Матрешка-напоминание всем о нашей красавице  России. По-моему, я иду в правильном направлении. К моему большому удивлению, в сельской и школьной библиотеке не смогли мне помочь и я была вынуждена искать информацию у взрослых людей, в музее, в детской районной библиотеке, в интернете. Вот что я узнала.

     Во-первых , развитие на Руси было связано с народными традициями и потому, шло по-своему, особому пути. Древняя языческая вера русичей «одушевляла» всех вокруг. Люди верили в домовых, духов леса, воды и воздуха (моя прабабушка до сих пор верит). Поэтому в избе обязательно должны были присутствовать фигурки, ассоциирующие особо почитаемые божества. Приход в дом новой игрушки связывался с приходом счастья и благополучия. К каждому празднику детей старались порадовать новой игрушкой (как и в настоящее время), так как считалось- если дети много и охотно играют с игрушками- быть тому дому благополучным. Узнав об этом я часто и с охотой играю. Было  мнение-  за небрежное отношение игрушки могли наказать бедой хозяев. С отходом от язычества отошла необходимость в обрядовых куклах. Со временем игрушки начали подразделяться на обереговые и игровые. Оказалось, что моя матрешка-это одна из самых популярных русских  деревянных игрушек. Она прижилась  не только на Руси, у меня дома, но и у большинства иностранцев. Матрешка для них ассоциируется с Россией. Оказывается, что матрешки есть  и в домах у моих друзей, учителей и знакомых. Матрешку я нашла в детском саду, в сувенирной лавке местных умельцев. Жаль, что в магазине игрушек их нет. У каждой моей «новой подруги-матрешки» замечательная дружная семья, доброжелательная улыбка, красивый наряд. Во мне нет сомнения в том, что мастера вложили в них все свои знания и умения, огромный труд,  душу, не для того, чтобы мы- дети,  поиграв пять-десять минут с ними, никогда не забросим их в ящик шкафа и следовательно, в мусорный бак. Я могу с уверенностью сказать это о себе. Матрешка в моей комнате занимает самое почетное место.

     Во -вторых, матрешка появилась в ХІХ веке в игрушечной мастерской Саввы Мамонтова, что находится в Москве. Оказывается ,туда привезли несколько японских фигурок лысого старика- мудреца Фукурума. В мастерской заинтересовались тем, что фигурки были вложены друг в друга. Мастера решили создать что-то подобное. Токарь по дереву Василий Звездочкин вырезал из дерева восемь похожих фигурок разного размера. Художник Сергей Малютин разукрасил фигурки. Он рисовал не стариков, а мальчиков и девочек в простой народной одежде. Мальчик и девочка чередовались. Каждая фигурка отличалась от остальных не только размером, но и рисунком. У каждой фигурки был свой неповторимый узор. Среди фигур была и самая маленькая. Она изображала запеленованного младенца. Фигурки были названы в честь имени Матрена-«матрешками», потому что в те времена на Руси было популярно это имя. Имя олицетворяло материнство. Уже к 1900 году мастерская  Мамонтова прекратила своё существование, однако изготовлением матрёшек в то время уже занимались и в других мастерских. Постепенно мастерских по изготовлению матрёшек стало  больше, они начали пользоваться небывалым спросом, несмотря на то, что в те времена они стоили довольно дорого, потому что игрушки были сделаны вручную. У каждой матрешки была своя уникальная особенность, в зависимости от места «рождения». Например, Сергиево-Посадская -широколицая, румяная красавица, наряженная в праздничный костюм с дорогим цветастым платком. У Вятской  матрешки голубые глаза и застенчивая улыбка. Полховская матрешка отличается уникальной техникой нанесения ярких красок, цветочная роспись-живопись которой очерчена четким черным контуром.

 В-третьих, в конце XIX века в России начал проявляться  большой интерес к русской культуре и истории, к народным сказкам и промыслам. Очевидно, что именно поэтому матрёшки  стали популярными. Скорее всего по той же причине покупать матрёшек начали и за границей. В российские мастерские по изготовлению матрёшек начали приходить заказы из Германии, Франции. Сейчас в России есть множество деревень, в которых люди зарабатывают себе на жизнь изготовлением матрёшек. В 2001 году в Москве был открыт музей, посвящённый матрёшкам. В нескольких городах работают музеи матрешки:в Нижнем Новгороде, в Нолинсе, Кализине, Вознисенском и Сергиевом-Посаде. Интерес к матрешкам дал мне знания и  о городах, названия которых я впервые узнала.

В-четвертых, я узнала, что история изготовления первых игрушек началась тысячи лет назад. Сырьем для них служило дерево - липа, береза, осина- распространенные деревья нашей родины. Среди наиболее частых  образов был медведь. Чаще всего он воплощал в себе доброе животное, наделенное некоторыми чертами человека. Да и в современном мире отношение к этому животному особенное. Образ его является и символом олимпийских игр, и изображением политической партии «Единая Россия», изображен на гербах многих городов России. А как россиян прозвали иностранцы? «Русскими медведями». Сначала игрушки предназначались лишь для детской забавы, но со временем их стали продавать. Новым оберегом в русских избах стали щепные птицы (сделанные из деревянных лучинок), подвешенные в красном углу возле икон. Щепная птица была символом Святого Духа и несла в дом счастье и радость. Для того чтобы у детей развивалась сосредоточенность, усидчивость, придумывались игрушки «Бирюльки», когда из вороха рассыпанных бирюлек нужно было крючком вылавливать по одному предмету, не шелохнув остальные. Для четкости движений, развития глазомера, целеустремленности существовали «Бабки», «Закидушки», «Кубарь». Игрушки «Чижик» - развивали быстроту реакции, хваткости, ловкости, меткости. Русские народные деревянные игрушки неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями   региона, где находилось их производство.

     Из всего сказанного следует, что сегодня значимость деревянных игрушек не потеряла свою силу несмотря на то, что в современном мире мастерят их из всевозможного сырья. Как известно, дерево дарит человеку умиротворение. Кроме того, это природный материал. Современная деревянная игрушка, независимо от того, медведь это, кукла или лошадка, красивая и гладкая, она приятна на ощупь. От контакта с ним я получаю только положительное воздействие. Именно за этим я отправилась в ближайший магазин игрушек. Конечно же, в магазине в глаза бросилась  пестрота  разных  красок, форм и материалов, но я  поняла, что  многие из них ничего хорошего не несут. Медведей  и матрешек  не было. Нынче они  не особо пользуются спросом у детей, поэтому их на прилавках я не нашла. Каких только героев не встретила  на прилавках - шреки, лунтики, ждуны, барби... По-моему,  не стоит забывать старых добрых персонажей, выполненных из натурального сырья, вручную, несущих в себе мудрость веков и  традиции наших прадедов.

      Идет время, меняется образ жизни, достигаются высокие результаты в науке и технике, но души многих людей остаются такими же, как и много лет назад. Мы переживаем те же чувства и эмоции, мы решаем похожие проблемы, и именно поэтому матрешка все также идет  с нами по жизни, ее по праву можно назвать «вечной игрушкой». Она забавляет нас, учит, воспитывает, заставляет смеяться и радоваться , помогает нам  жить, не дает сердцам очерстветь. В моей, еще не такой длинной жизни, были случаи, когда взрослые люди, на виду у своих детей, показывали свою невоспитанность. К примеру, в очереди за покупками взрослый мужчина не хотел стоять в очереди, ругался, грубил другим. Вот бы матрешек выставить перед прилавком  друг за дружкой и подписать : «Покупатель, не толпись, ты соседу улыбнись». Я бы сказала, что матрешка для меня, как любая из мам, добрая, отзывчивая, любящая, со своим деревенским говором, прибаутками, озорными словечками, с «льющейся» из ее уст живой русской речью, которую сейчас нигде не услышишь. Она близка не только мне , но и взрослым членам моей семьи, потому что близка нам  по духу. Она символ нашей необъятной любимой  Родины, как большой и дружной семьи, с ее традициями, обычаями, культурой, которые мы любим и чтим. Матрешка- это олицетворение целостности  сильной, могучей и прекрасной России, ее неофициальный символ. Я всегда буду помнить об этом, а когда сама стану мамой  обязательно подарю своим детям русские деревянные игрушки и расскажу о своей любимице матрешке.