Обобщение опыта

Воронина Анна Алексеевна

 


Обобщение опыта


 Год Название мероприятия Тема выступления
2015Семинар в МАОУ СШ №8"Рефлексия на уроке"
 2015РМО учителей информатики Борского района Нижегородской области  Сетевой проект "Проектирование урока в условиях введения ФГОС"
 2015Семинар РМО учителей информатики Борского района Нижегородской области   "Разработка технологической карты урока информатики"
 2010 Школьный конкурс "Учитель года-2010" Доклад на тему "Игровые технологии на уроке информатики"

Открытый урок в 3 классе "Подготовка к контрольной работе"
 2012 Районный конкурс "учитель года - 2012" Доклад на тему "Активизация познавательной деятельности на уроках информатики"

Мастер-класс проведения рефлексии на уроке "Шесть шляп мышления"

Открытый урок в 6 классе "Линейные алгоритмы"
2012 Заседание районного МО Доклад на тему "Технология развития критического мышления на уроке информатики"

Открытый урок в 5 классе "Метод координат"
 2013Школьная конференция учителей"Применение технологии развития критического мышления на уроке информатики"
 2013 Школьный день открытых дверей Мастер-класс для родителей "Мульт-студия в вашем доме"
 2014 МБОУ СОШ №8 Открытый урок в 7А классе "Простые таблицы"
 2014Районное общешкольное родительское собрание, ЦВР "Алиса"  Мастер-класс для родителей "Мульт-студия в вашем доме"
 2014Детская  Библиотека Мастер-класс  "Мульт-студия в вашем доме"
 2014 ЦОД Семинар для воспитателей  "Мульт-студия в вашем доме"
167

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках информатики Воронина А.А., учитель информатики первой категории МБОУ СОШ №8 г.Бор Нижегородской области

Слайд 2

«Единственный путь к знаниям –это деятельность» Б.Шоу

Слайд 3

ФГОС Обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию Вычленять проблемы и искать пути их решения Уметь критически анализировать полученные знания Применять полученные знания для решения новых задач Основные задачи Технологии Технология проектного обучения Технология развития критического мышления Игровые технологии Проблемное обучение и т.д. Чем больше технологий в руках учителя, тем выше его мастерство

Слайд 4

О чем это мы?...  Критическое мышление – это: способность ставить новые, полные смысла вопросы ; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы ; принимать независимые продуманные решения . … 4

Слайд 5

Сравнение признаков обыденного и критического мышления 5 Умелое мышление Обычное мышление Оценивающее суждение Гадательное предположение Взвешенное суждение Предпочтение Классификация Группирование Допущение Верование Логическое формулирование выводов Формулирование выводов Понимание принципов Объединение понятий по ассоциации Построение гипотезы Предположение (без достаточных оснований) Предложение мнений с аргументами Предложение мнений без аргументов Формулирование суждений на основе критериев Формулирование суждений без опоры на критерии

Слайд 6

Технологические этапы 1-я стадия ВЫЗОВ 2-я стадия ОСМЫСЛЕНИЕ 3-я стадия РЕФЛЕКСИЯ Актуализация знаний Побуждение интереса к получению новой информации Постановка учеником собственных целей обучения Получение новой информации Корректировка поставленных учеником целей обучения Рождение нового знания Постановка учеником новых целей обучения 6

Слайд 7

Приемы технологии развития критического мышления 1.Приемы стадии вызова: верные и неверные утверждения («верите ли вы»), ключевые слова 2.Кластеры, денотатный граф 3.Инсерт 4.Эффективная лекция 5.Дерево предсказаний 6.Дневники и бортовые журналы 7.Толстые и тонкие вопросы 8.Таблицы 9.Чтение с остановками 10.Работа в группах 11.Зигзаг 12.Дискуссии 13.Письмо 14.Приемы проведения рефлексии 15.Стратегия « Fishbone » 16.Стратегия «РАФТ» 17.Ранжирование 18.Пирамида приоритетов 19.Стратегия IDEAL

Слайд 8

«Мозговой штурм» При работе обращайте внимание на иерархию вопросов, которые сопровождают каждый этап «Мозгового штурма»: I уровень - что ты знаешь? II уровень - как ты это понимаешь? (применение других знаний, анализ) III уровень - применение, анализ, синтез

Слайд 9

«Мозговой штурм» I уровень - Приведите примеры исполнителей; II уровень – Какие алгоритмы, выполняют ваши исполнители? Чем они похожи и в чем у них отличие? III уровень – А нужны ли нам исполнители?

Слайд 10

«Мозговой штурм» I уровень – С какими циклическими алгоритмами вы сталкиваетесь каждый день? II уровень – Всегда ли количество повторений в ваших циклах известно заранее? III уровень – А что бы стало, если бы циклы пропали из нашей жизни?

Слайд 11

Прием «Корзина» идей, понятий, имен...

Слайд 12

Кластеры

Слайд 13

“Шесть шляп критического мышления” “Белая шляпа” — ИНФОРМАЦИОННАЯ “ Желтая шляпа” — ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ “Черная шляпа” — НЕГАТИВНАЯ “Зеленая шляпа” — ТВОРЧЕСКАЯ “Красная шляпа” — ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ

Слайд 14

Прием стратегия ИДЕАЛ. Расшифровывается она следующим образом: И ― Идентифицируйте проблему (Проблема определяется в общем виде) Д ― Доберитесь до её сути (Сформулировать её в виде вопроса). Е ― Есть варианты решения! (Как можно больше) А ― А теперь за работу! (Выбрать из всех лучший вариант) Л ― Логические выводы (Анализ проделанной работы)

Слайд 15

Прием « Фишбон »

Слайд 16

Приём « Синквейн » 1 строка – тема или предмет (одно существительное); 2 строка – описание предмета (два прилагательных); 3 строка – описание действия (три глагола); 4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово ).

Слайд 17

Что бы стимулировать критическое мышление учителю необходимо : Выделить время , обеспечить возможность Содействовать активному вовлечению учащихся в учебный процесс Высказывать уверенность в способностях каждого ученика Разрешать ученикам свободно мыслить и высказывать свои мысли Принимать различные идеи и мысли Ценить критическое мышление учащихся

Слайд 18

Учитель Душевный, открытый Любящий, ищущий, думающий Много идей - мало времени Призвание

Слайд 19

Учитель Суетливый, крикливый Объясняет, объясняет, ждет Когда окончится эта пытка? Бедолага

Слайд 20

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рефлексия на уроке Подготовила: Воронина Анна Алексеевна, учитель информатики МАОУ СШ №8 г.Бор Семинар «Современный урок» Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя школа №8

Слайд 2

Рефлексия ( reflexio –обращение назад) – способность человека взглянуть на себя со стороны. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителей, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентированный на личность каждого ученика.

Слайд 3

Рефлексия бывает: а ) индивидуальная – формирование реальной самооценки (-за что ты можешь оценить свою работу, - беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень) б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)

Слайд 4

Виды рефлексии: 1) физическую (успел – не успел); 2) сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно); 3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); 4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Слайд 5

• Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека. • Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим. • Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Слайд 6

рефлексия может: 1) выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия); 2) отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия); 3) быть средством самопознания.

Слайд 7

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация. 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния 2. Рефлексия деятельности 3. Рефлексия содержания учебного материала

Слайд 8

Рефлексия настроения: Образная рефлексия Мишени настроения Светофор Мое состояние

Слайд 9

Рефлексия деятельности: Как бы вы назвали урок? Что было самым важным на уроке? Зачем мы сегодня на уроке…? Какова тема сегодняшнего урока? Какова цель урока? Чему посвятим следующий урок? Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке? Что для тебя было легко (трудно)? Доволен ли ты своей работой? За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

Слайд 10

Выбери верное утверждение : 1) Я сам не смог справиться с затруднением; 2) У меня не было затруднений; 3) Я только слушал предложения других; 4) Я выдвигал идеи….

Слайд 11

Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать… Мне больше всего удалось… А особенно удалось… Что я получил от этого дня (урока, праздника)? За что ты можешь себя похвалить? За что ты можешь похвалить одноклассников? За что ты можешь похвалить учителя?

Слайд 12

Карточка с заданием «Продолжить фразу»: Мне было интересно… Мы сегодня разобрались…. Я сегодня понял, что… Мне было трудно… Завтра я хочу на уроке…

Слайд 13

Рефлексивные сочинения (как для домашних заданий, так и для 5-7 минут в классе) Примерный план рассуждений ребёнка в соответствии с этапами урока: Сначала мы рассуждали так… Потом мы столкнулись с проблемой Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…. Мы увидели (поняли)…Значит… Теперь мы будем…

Слайд 14

Ресторан Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов: - Я съел бы еще этого… - Больше всего мне понравилось… - Я почти переварил… - Я переел… - Пожалуйста, добавьте… Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта , комментируя.

Слайд 15

Рефлексивная мишень. На листе бумаги или ином формате рисуется мишень, которая делится на четыре части. В каждом из секторов записываются вопросы рефлексии состоявшегося занятия. Например, 1-й сектор – оценка содержания урока (типы и количество заданий); 2-й сектор – оценка формы занятия: формы, подача, разнообразие, новизна…; 3-й сектор – оценка деятельности учителя, что и как делал учитель; 4-й сектор – оценка собственной деятельности/работы во время занятия. Каждый ученик маркером или фломастером четыре раза (по одному в каждый сектор) «стреляет» в мишень, делая метку. Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Для метки можно использовать кнопки, магниты, силовые цветные гвозди, все зависит от темы и идеи урока. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в «молоко» или в поле «0» на мишени, если выше, то в поле «5». Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в «яблочко», в поле «10» мишени. После того как каждый участник взаимодействия «Выстрелил», то есть поставил четыре метки, в рефлексивную мишень, она вывешивается на всеобщее обозрение и педагог организует ее краткий анализ.

Слайд 16

Метод «Мухомор» На большом листе рисуется круг, который разделяется на секторы по числу вопросов. Вне круга записываются вопросы. Учащимся предлагается поставить свою оценку в виде значка: чем ближе к центру, тем выше удовлетворенности по данному вопросу.

Слайд 21

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагается ребятам на листочке условно отмечать свои ответы: «V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный «| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный «0» - не ответил.

Слайд 22

Сиквейн Пятистишие - составление четверостишья по схеме: первая строка – понятие, выраженное существительным, вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями), третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к понятию, четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.

Слайд 23

Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде . Составление памяток, схем или текстов для справочника Архивариус – вхождение в образ изучаемого понятия и написание автобиографии или сообщения о «себе» (об образе). ов . Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий . Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами ( например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).

Слайд 24

Понятие Знал Узнал Хочу узнать Моделирование или схематизация своего понимания, действий в виде рисунка или схемы. Паучок (солнышко, цветочек) – фиксация ассоциативных связей любого понятия. Табличка - фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально .

Слайд 25

Прием «Резюме» ученики письменно отвечают на вопросы, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю. Среди вопросов обычно предлагаю следующие: • Что нравится на уроках? • Что не нравится на уроках? • Можешь ли учиться лучше по предмету? • Что мешает учиться лучше? • Какие действия учителя считаешь неправильными? • Поставь отметку учителю по 10-ти балльной системе. Обоснуй её.

Слайд 26

Прием «Благодарю…» : В конце урока предлагаю каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Себя из числа выбираемых людей для благодарности следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом выбираются те ребята, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Слайд 27

Прием «Комплимент» : Цель данного приема - оценить свою активность и качество работы. Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Слайд 28

Прием «Телеграмма» : После завершения занятия каждому ученику предлагается заполнить бланк телеграммы, дается при этом следующая инструкция: «Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе». На следующем занятии обычно делятся с обучающимися своими соображениями о полученных результатах и рассказывают о том, как они будут учитываться в дальнейшей совместной работе на уроке.

Слайд 29

Письмо самому себе В конце урока учитель предлагает ученикам написать письмо самому себе, в котором они должны описать чему научились на уроке, что из усвоенного и как они хотели бы реализовать на практике. П исьма остаются у учителя, которые он раздаст через некоторое время

Слайд 30

Прием «Паровозик» : На парте перед каждым ребенком в начале урока раскладываю по два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске в конце урока приклеиваю поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагаю опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика .

Слайд 31

Какой путь я прошел? На доске цепочка следов по количеству этапов урока. Ученикам предлагается вспомнить и оценить свою деятельность на каждом этапе урока.

Слайд 32

Прием «Рюкзак» : Прием рефлексии использую чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть данного приема- зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход". Пример . • я научился составлять план текста и конспект; • я запомнил формулу для нахождения дискриминанта; • я разобрался в такой-то теме ; • я наконец-то запомнил, чем стандартный многочлен отличается от не стандартного.

Слайд 33

Все у меня в руках или Ладошка Учащиеся рисуют свою ладонь. Вопросы для оценки результатов обозначаются с помощью пальцев: Большой палец – над этой темой я хотел бы поработать Указательный – здесь мне были даны конкретные указания Средний – мне здесь совсем не понравилось Безымянный - психологическая атмосфера Мизинец – мне здесь не хватало

Слайд 34

Органайзер В начале урока каждый ученик получает бланк, который надо заполнить в течении урока: Проблема/тема Что понравилось Что применю в практике Что для этого надо Примечания В конце урока обсуждается

Слайд 35

Ваш новый компьютер Ученикам раздаются листы с изображение компьютера, просят дать оценку урока в следующем порядке: Монитор – что нового увидел на уроке; Клавиатура – чему научился; Системный блок – что понял; Мышка – эмоции. В конце все зачитывается.

Слайд 36

Уборка в доме Три листа с рисунками: чемодан, мусорная корзина, мясорубка. У каждого ученика – три клеящихся стикера : На первом пишется, что было важного на уроке, что ученик «заберет с собой» На втором – что было лишнее, ненужное, что надо отправить в Корзину. На третьем – то, что оказалось интересным, но еще не готово к применению, требуется домыслить, доработать.

Слайд 37

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сетевой проект для учителей информатики «Разработка урока информатики по ФГОС»

Слайд 2

Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения. Ч.Дарвин

Слайд 3

Цель: систематизация знаний учителей о федеральном государственном образовательном стандарте, современном уроке в свете внедрения ФГОС второго поколения формирования мотивационной готовности участников к педагогической и управленческой деятельности по реализации стандарта и включение участников в наработку практических навыков его введения.

Слайд 4

Этап 1. окт Требования к уроку по ФГОС. зарегистрироваться как участник проекта (внести данные в таблицу продвижения проекта); ознакомится с презентацией составить фишбон «ФГОС в уроке информатики», выложить на google документах, скопировать ссылку в таблицу продвижения - блог

Слайд 5

Этап 2 ноя УУД ознакомиться с презентацией разработать фрагмент урока, выложить на google документах, скопировать ссылку в таблицу продвижения - блог

Слайд 6

Этап 3 дек Виды контроля на уроке ознакомиться с презентацией и банком видов контроля разработать фрагмент урока с применением формирующего контроля, выложить на google документах, скопировать ссылку в таблицу продвижения - блог

Слайд 7

Этап 4 Янв Рефлексия, виды рефлексии ознакомиться с презентацией разработать фрагмент урока (рефлексии), выложить на google документах, скопировать ссылку в таблицу продвижения - блог

Слайд 8

Этап 5 февраль Технологическая карта урока ознакомиться с презентацией и банком видов технологических карт разработать технологическую карту, выложить на google документах, скопировать ссылку в таблицу продвижения - блог

Слайд 9

Этап 5 март Семинар в МО «Разработка урока информатики в условиях внедрения ФГОС» - обсуждение требований к уроку по ФГОС, ознакомление с результатами работы участников проекта

Слайд 10

Этап 6 апр Рефлексия блог; подведение итогов проекта вручение сертификатов за участие в проекте - издание брошюры с лучшими проектами.

Слайд 11

Спасибо за внимание !