4.2 Технология духовно патриотического воспитания детей

Смирнова Юлия Анатольевна

Опыт работы и использования технологии духовно патриотического воспитания в образовании и воспитании личности будущего гражданина своей страны

Цели:

  • Формировать духовно нравственные  ценности у воспитанников и способствовать становлению и развитию гражданской позиции  и чувства патриотизма у формирующейся личности дошкольника на основе православной культуры своей страны

Задачи:

  • Воспитывать у детей уважение и любовь к своей стране,  родному краю,  дому, семье
  • Развивать познавательный интерес к истории, культуре своего народа и традициям своей страны
  • Формировать традиции внутри коллектива "родители-дети", укреплять детско-родительские отношения
  • Знакомить с календарными православными праздниками
  • Формировать внутренний мир ребенка, учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки.
  • Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям народной культуры, в становлении нравственно здоровой и духовно развитой личности ребенка.

1 этап: Подготовительный:

- выбор темы;

- определение цели, задач;

-сбор информации (анкетирование и экспресс опросы родителей);

- перспективное планирование образовательной деятельности;

- планирование работы с родителями

-методическое и материальное обеспечение (сбор и подготовка)

2 этап: Основной:

- проведение непосредственно-образовательной деятельности с учётом интеграции образовательных областей;

- проведение игровой, художественно продуктивной деятельности; ,

- формирование, наполнение и обогащение патриотического уголка;

-экскурсии в городской музей, в храм;

-подготовка и проведение совместной досуговой деятельности, с привлечением родителей и узких специалистов(музыкального работника, инструктора по физической культуре).

3 этап: Заключительный:

Подведение итогов, анализ, рефлексия.

Закрепление полученных результатов и применение их в дальнейшей образовательной и профессиональной деятельности.

Работа с использованием технологии духовно патриотического воспитания велась по программе "Добрый мир" Л.Л.Шевченко.В результате плодотворной работы был разработан план кружковой деятельности "Светлая Русь". В течении года проводилась работа с детьми, включая все образовательные области развития и режимные моменты.С родителями на родительских собраниях проводилось анкетирование и консультации, чтобы узнать их мнение, желание принимать участие в совместной досуговой деятельности, мастер классах, походах, экскурсиях.При  активном партнерском взаимодействии с родителями и их поддержкие была реализована проектная деятельность по духовно патриотическому воспитанию "Ознакомление детей 4-5 лет с народными традициями России".В группе был создан мини музей старинных предметов русского быта, а также мини музей национальных культур разных народов(мини музей занял первое место в смотре конкурсе на базе ДОУ среди групп).Были организованы экскурсии в городской музей,храмы города Дубны.В храме с детьми беседовал о.Виктор Гавриш о понятии четности, добра, хороших и плохих поступках(ответственный за взаимодействие с образовательными учреждениями г.Дубна). Дети смогли увидеть внутреннее устроение храма, познакомиться с атрибутами, которые используются в храме, побывали в трапезной на чаепитии.Были проведены досуговые мероприятия в соответствии с тематическими календарными православными праздниками (Рождество Христово, Пасха, Покров Богородицы, др).Родители принимали активное участие в подготовке и проведении совместных детско родительских мероприятий(принимали участие в постановках сказок, организации чаепития,помогали организовать катание на лошадях на территории ДОУ в праздник Пасхи, развлечений для детей, посещения музея в г.Кимры, мастер класса по росписи пряников и др.).На протяжении нескольких лет ведется взаимодействие с православной и воскресной школой города Дубны: на праздники Рождества Христова, Пасху воспитанники школ приходят к нам по приглашению с театральными постановками.Дети ДОУ смогли увидить сказки в их исполнении: "Однажды Рождество", "Рождественские колядки", "Осенняя ярмарка", "Пасхальная история" и др. Регулярно проводятся выставки поделок и рисунков:творческие работы детей участвуют в конкурсах разного уровня.У родителей и детей появилось больше времени для совместного общения,творчества, проявления положительных эмоций.Родители сплотились друг с другом, отношения с воспитателями стали партнерскими.Родители и дети, у которых отмечались нарушения детско-родительских взаимотношений-эмоционально сблизились.Такие родители стали чаще откликаться на предложения участвовать в подготовке совместных мероприятиях, проявлять желание участия в совместном творчестве.Взаимодействие в партнерских отношениях "Родители-воспитатели" возросло с 33% до 74%.Развитие детских познавательных способностей в областях "Социально-коммуникативное развитие" увеличилось с 42% до 75%, "Познавательное развитие"(традиции и обычаи родной страны, особенности быта, календарные праздники) с 31% до 69%.

В результате использования технологии  духовно патриотического воспитания в образовательно-воспитательном процессе  и в своей профессиональной деятельности, мне удалось:

  •  Сформировать познавательный интерес у детей и родителей к  истории народа,православной культуре своей страны;
  •  Создать первичные представления о народных традициях и обычаях, календарных праздниках, 
  • Укрепить детско родительские взаимоотношения и сформировать традиции празднования календарных праздников в группе и внутри семьи
  • Сформировать предпосылки духовно нравственного здорового развития детей внутри семьи

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация 1.16 МБ
Файл План556.13 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология духовно патриотического воспитания Воспитатель первой квалификационной категории ДОУ№24 « Семицветик » города Дубна московской области Смирнова Юлия анатольевна Сайт:http :// nsportal . ru / smirnovayuliyaanatolevna

Слайд 2

В современном обществе одной из первостепенных задач является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. Для решения этой задачи в своей педагогической практике я применяю духовно патриотическую технологию. В образовательной деятельности с 01.09.2013 года использую программу Л.Л. Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей». С целью осуществления системности работы разработала на основе данной программы перспективное планирование «Светлая Русь» на 1 год с учетом интеграции образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное, физическое, речевое и художественно-эстетическое В перспективном планировании учтены разнообразные виды деятельности, что позволяет осуществлять интеграцию знаний детей . Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется на протяжении всего года, в разнообразных видах деятельности.

Слайд 3

Все темы НОД, игр и педагогических ситуаций непосредственно решают задачи духовно-нравственного воспитания. Рождественский вертеп Знакомство с традиционной русской игрушкой Матрешка

Слайд 4

В рамках работы по духовно патриотическому воспитанию детей разработан и реализован проект «Ознакомление детей 4-5 лет с народными традициями России»

Слайд 5

Народные игры и развлечения, знакомство с предметами быта нашего народа, тестопластика «Урожай на Покров собирай» в интегрированных областях образовательной деятельности детей.

Слайд 6

В рамках работы над проектом «Все мы разные и все мы вместе» был создан мини музей. В смотре конкурсе среди групп ДОУ наш музей занял 1 место.

Слайд 7

Экскурсия в храм города Дубна, беседа «Уроки доброты» с отцом Виктором ( Гавриш ), учащиеся воскресной школы в гостях у воспитанников ДОУ с «Рождественской сказкой»

Слайд 8

Художественно эстетическое развитие детей в рамках кружковой работы «Светлая Русь»

Слайд 9

Праздники и развлечения для воспитанников

Слайд 10

Совместные детско-родительские досуги, мероприятия, посвященные православным календарным праздникам .

Слайд 11

Совместная творческая деятельность родителей и детей-обязательная часть совместных мероприятий

Слайд 12

Русские народные игры, чаепития в досуговой деятельности

Слайд 15

В своей работе по духовно патриотическому воспитанию дошкольников с 2013 года использую программу Л.Л . Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей».



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение №16 «Рябинка»

города Дубны Московской области

Принято решением                                                      «Утверждено» приказом №

педагогического совета №1                                         Заведующего ДОУ №16

Протокол №1                                                                 от 31.08.2018г

От «31» августа 2018 года                                           __________Л.А.Богомолова

Программа дополнительного образования «СВЕТЛАЯ РУСЬ»

для детей 5 лет

(средняя группа)

                                               Руководитель:

 Воспитатель первой

 квалификационной категории

 Смирнова Ю.А.

2018-2019

Год

Пояснительная записка:

Еще К. Д. Ушинский отмечал:

“Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью”.

Традиции и культура русского народа— предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начинается процесс знакомства с народной культурой, тем лучших результатов можно добиться.

  Дошкольный возраст — особо значимый период в развитии личности. Именно в этот период у ребёнка формируются многие качества (физиологические, психологические); складываются интересы; начинается процесс самопознания, — ребёнок пытается понять, кто он в этом огромном мире. Знакомство детей с народным традициями, творчеством (поэтическим, музыкальным, танцевальным, декоративно-прикладным) в дошкольный период позволяет сформировать у них первичные представления о народной культуре, что очень важно для дальнейшего процесса обучения, духовно-патриотического воспитания и любви к своей Родине: это  очень актуально в наше время, т.к. многие из нас забыли о своих корнях и  традициях  родного народа.

В этом возрасте главное зародить у ребёнка любовь и интерес к народной культуре и традициям, тогда он будет интересоваться этим  на протяжении всей жизни.

Традиции русского народа - с размахом и весело проводить  такие праздники, как  Покров Богородицы, Рождество, Масленица , Пасха, Троица: в этих календарных народных праздниках присутствуют много традиций и обычаев, сложившихся столетиями.

Радость  единения с родной культурой, сочетается с духовным обогащением детей и  формирует у них  гордость за свою Отчизну,   создавая  эмоционально-положительную основу для  развития патриотических чувств.


Цели программного содержания кружка «Светлая Русь»:

Целями знакомства детей с народными традиционными календарными праздниками, жизнеописаниями и подвигами защитников Русской земли,  русским фольклором и бытом, является:

  • Формирование интереса у детей к прошлому русского народа;
  • Развития духовно нравственных и патриотических чувств, любви к родному краю и устойчивого, эмоционально-положительного отношения к культуре родной страны;
  • Развитие познавательного интереса детей;
  • Расширение представления о христианском празднике;
  • Формирование у детей общих представлений о культуре русского народа, знакомство со старинными русскими традициями и обычаями.

Приемы и методы используемые на занятиях кружка:

  • Наглядные методы: создать предпосылки для познавательного развития, эмоциональной вовлеченности в процесс знакомство с темой с помощь использования ИКТ (мультимедийных презентаций, музыкальных произведений, игровых сюжетов  с использованием медийного проектора и электронной доски);
  • Всевозможные словесные методы: рассказы, беседы, речевая активность (использовать  все виды фольклора: сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки)
  • Практические методы: создать условия для  самостоятельного отраже-ния  полученных знаний,  умений детьми с помощью наблюдения, исследо-вания, использование на практике старинных атрибутов, предметов быта и фольклора, продуктивной творческой деятельности.
  • Экскурсии

Все занятия строятся по коммуникативному принципу:

В процессе занятий активизируется познавательная  и коммуникативная деятельность участников кружка. Происходит  общение участников между собой, коллективное и индивидуальное обучение. Работа по пройденной теме проводиться в виде ответов на вопросы, общим обсуждением полученных знаний; Закрепляется игровыми и театрализованными сюжетами, художественно продуктивной деятельностью.

Материалы, атрибуты, методическое обеспечение:

Основы православной культуры для детей дошкольного возраста: Книга для учителя./ Сост. О.К. Харитонова под ред. В. Дорофеева. – М.: Издательский дом «Покров», 2002

Шевченко Л.Л. «Добрый мир» (Центр поддержки культурно-исторических традиций Отчества. М. 2004–2011)

Князева О. Л., Маханёва М. Д. "Приобщение детей к истокам русской народной культуры": Программа. Учебно-методическое пособие. - 2-е., перераб. и доп. - СПб: Детство-Пресс, 2010.

Сборник книг для детей 3-7 лет «Зернышки»

«Божий мир» Православный журнал для детей

Борис Гонаго «Детям о вере» Минск-2011

Познавательная литература «Русские народные праздники».

Интернет ресурсы (сайты дошкольного образования)

Иллюстрации, сюжетные картинки, фотографии, презентации, мультимедийное и музыкальное оснащение.

Атрибуты русского быта, православная атрибутика.

Интерактивная доска, ноутбук, колонки

Условия реализации программы кружка:

Занятия организуются в форме кружковой работы и дополняют содержание основной образовательной программы в ДОУ.

Кружок «Светлая Русь» комплектуется из возрастной группы детей 4-5 лет.

Занятия проводятся во вторую половину дня.

Количество занятий в неделю-1, в месяц-4, в год -36 занятий. Продолжительность одного занятия-20 минут. День занятий – вторник.

C:\Users\user\Desktop\жесткий диск\ДОУ 16\Досуг Урожай собирай-Покров провожай\image (1).jpg

Программа «Светлая Русь»:

№п/п

Тема занятия

Цель

Сентябрь

1.

«Моя семья»

Сформировать понятие, что такое семья; закрепить представление о составе семьи; развивать знания детей о том, что члены семьи могут иметь разные вкусы и увлечения. Воспитывать уважение, заботу к членам семьи.

2.

«Традиции в моей семье»

Познакомить детей с семейными обычаями; дать представление о том, что в каждой семье есть свои традиции; обогащать словарь антонимами и синонимами; учить самостоятельно готовить приятные сюрпризы, подарки к праздникам.

3.

«Что значит мое имя?»

Познакомить детей с проис-хождением имен у людей. Знакомить с понятием «име-нины». Рассказать детям о значении их имен.

4.

«Рисунок моей семьи»

Как я вижу свою семью, какая она(дать понимание детям о своей семье).Укреплять семей-ные ценности, уважение, за-боту и любовь к членам семьи.

Октябрь

1.

«Осень встречает урожаем,

да вкусным караваем»

Знакомство с праздником сбора урожая на Руси, традиц-иями и обычаями.

Разучивать потешеки, поговор-ки, отгадывать загадки об урожае.

2.

«На Покров будь к холодам готов»

Знакомство с календарными народными праздниками годового цикла, историей происхождения, традициями, приметами, поверьями.

3.

«Песня народная, веселая хороводная»

Знакомство с социокультурной категорией «Русская народная песня».Развитие умения слу-шать мелодии, выражать свое отношение к прослушанному, слышать друг друга в процессе обсуждения.

4.

«Как у Лёли под окном»

Знакомство с русским фольк-лором (народными играми, танцами, потешками).

Игра «Как у Лёли под окном»

Ноябрь

1.

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Закрепить умение детей решать нравственные ситуации, аргументировать свои ответы; развивать и обогащать речь детей; воспитывать стремление совершать хорошие поступки

2.

«О дружбе и друзьях»

Дать представление о том, что такое «дружба», «друзья». Формировать у детей положи-тельное отношение к себе и к окружающим; совершенство-вать коммуникативные навыки; развивать социальные чувства, взаимопомощь; развивать навыки межвозраст-ного общения.

3.

«Наша Родина»

Дать детям представление о родине – России, её столице; воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою страну; закреплять и обобщать знания о символике нашего государства.

4.

«У матрешки-русская душа»

Знакомство с народной русской игрушкой Матрешкой.История происхождения, разновидности матрешек.Развивать духовно патриотические чувства, любви к Родине, гордости.

Декабрь

1.

«Лапти, да лапти, да лапти мои»

Знакомство с русскими лаптя-ми. История происхождения. Развивать духовно патриоти-ческие чувства, любви к Роди-не, гордости.

2.

«Ложки расписные, красивые какие»

Познакомить с русским народ-ным музыкальным инструмен-том. Провести мастер класс игры на деревянных ложках.

3.

«Колокольчики и колокола»

Знакомить с историей про-исхождения  колокола на Руси. Прослушать колокольный звон.Художественное творчес-тво «Колокольчик расписной»

4.

«Чайные традиции. Самовар.»

Знакомить с традициями чае-пития на Руси. Рассказать о происхождении самовара, по-

казать как именно пользо-вались самоваром во время чаепития.Игра «Как у Вани в гостях».

Январь

2.

«Праздник Рождества»

Знакомить детей с традицией празднования Рождества Христова Воспроизведение исторических событий с помощью театрализованной постановки «Рождество»

3.

«Святочные гулянья. Пришла коляда-открывай ворота».

Знакомить детей с традицией  святочных гуляний в России. История  возникновения «свя-ток». Знакомство с традицией колядования на Руси. Игра «Коляда»

4.

«Крещенье на Руси»

Знакомство с народным кален-дарным праздником. Приобще-ние к традиции проведения праздника всей семьей и про-паганда ЗОЖ.

Февраль

1.

«Каков есть, такова и честь»

Формировать  нравственно-этические представления о стойкости и мужестве, любви и верности. Подвести детей к пониманию того, что в жизни нет мелочей и ни кем не пренебрегать.

2.

«Веселится народ, игры танцы ведет»

Знакомить с традиционными  русскими народными играми.

3.

«Масленица. Прощёное воскресение».

Знакомство с народным календарным праздником «Масленица», с народными традициями  празднования на Руси. Понятие «Прощение»

4.

«Умение прощать и просить прощение»

Развивать в детях духовно нравственное начало.Учить детей строить дружеские отношения друг с другом, довести до понимания значение слов «прощать и прощение». Воспитывать дружелюбие, миролюбие.

Март

1.

«Русский традиционный костюм»

Знакомить детей  с традицион-ными русским костюмами, которые носили наши предки. Художественное творчество «Сарафан, да кофтан».

Закреплять знания о традициях и русском быте.

2.

«Праздник Жаворонка»

Знакомство с народным кален-дарным праздником, с  исто-рией возникновения,  традици-ями. «Жаворонок из бумаги»-оригами.

3.

«Как по утру, по утру»

Знакомство с понятием «Русский танец» и «Русская песня». Прослушивание рус-ских народных мелодий и напевов.

4.

«Празднование встречи Весны на Руси»

Знакомство с народным календарным праздником, с  историей возникновения,  традициями. 

Апрель

1.

«Русская изба хлебом, солью красна»

Знакомство с русским бытом, с традициями, обрядами.

Просмотр презентации «Как устроена русская изба».

2.

«На Руси любят кушать каши, да щи»

Знакомить детей с традицион-ной русской кухней: с люби-мыми блюдами русского человека.Формировать осозна-ние принадлежности к своей национальности.

3.

«Добро и любовь, как главные человеческие ценности» 

Формировать духовно-нрав-ственные ценности у детей, вызывать эмоциональный отклик, желание  совершать добрые поступки.

4.

«Пасха звонкая, Пасха светлая»

Знакомство с календарным народным праздником Пасха. Рассказать о традициях и обычаях празднования. Просмотр презентации.

Май

1.

«Герб Росии. Георгий победоносец»

Знакомить детей с историей происхождения Российского Герба.Рассказать о значение символов, изображенных на Гербе. Формирования чувства патриотизма, гордости, любви к Родине.

2.

«Белая береза-русская краса»

Познакомить детей с символа-ми русской земли: с традици-онными понятиями «Родина».

Коллективная работа «Русская березка». Прививать любовь к родной земле.

3.

«Откуда произошли буквы»

Знакомить детей с история возникновения письменности на Руси. Игра «Какая буква?»

4.

«Светлая Русь» Викторина итоговая.

Повторить кратко программное содержание кружковой деятельности и закрепить полученные знания.

C:\Users\user\Desktop\жесткий диск\ДОУ 16\Досуг Урожай собирай-Покров провожай\image (2).jpg

Предполагаемые результаты освоения программы

           К концу года ребенок должен:

  1. Знать 2 православных праздника
  2. Знать особенности православной культуры
  3. Знать герб России
  4. Иметь представление о смысле праздников Рождество Христово, Пасха.
  5. Иметь представление о традиционных  блюдах и атрибутах праздников  Рождество, Пасха, Масленица, Троица
  6. Иметь представления о подвигах и героических поступках воинах победителях, оставивших след в истории России
  7. Знать свою малую родину, страну,столицу.
  8. Иметь представление о нравственных качествах человека (доброта, скромность, честность, трудолюбие, отзывчивость и др.)
  9. Иметь представление о семье как о главной ценности для человека. Иметь представление о родственных связях.

C:\Users\user\Desktop\О.Павел\УЛЫБКА плюс\УЛЫБКА\ДИПЛОМЫ ВСЕ\фото\IMG_20190603_163237.jpg