Конкурсное испытание " Методический семинар" на региональный этап Всероссийского конкурса "Учитель года"

Краснова Ольга Николаевна

Пояснительная записка

Компьютерная презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование читательской грамотности младших школьников посредством системно - деятельностного подхода на уроках литературного чтения

                

Мои ученики будут узнавать новое не только от меня,

                                         они    будут открывать это новое  сами …

                                                                                                 И.Г.Песталоцци

  1. Актуальность (слайд 4)

Современная школа стремительно меняется вслед за обществом. Сегодня важно не просто дать ученику набор знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать и развиваться на основе рефлексивной самоорганизации. Это основная задача новых образовательных стандартов.

Для успешного обучения и воспитания необходимо преодолеть пассивную позицию ученика и создать такие условия, когда ученик должен не запоминать и воспроизводить заученное, а думать и творить. В младшем школьном возрасте (при традиционном обучении) ученики, как правило, стараются угадать, какого ответа ждет от него учитель, который  подводит ученика к правильному ответу, задавая ему наводящие вопросы. Подобный подход  мешает формированию творческой личности.

Вот поэтому в настоящее время  меняется подход к структуре, содержанию и организации урока. Наиболее результативным и перспективным в современной школе является системно-деятельностный подход, который я использую на своих уроках, в том числе и на уроках литературного чтения с целью формирования читательской грамотности.

  1. Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования (слайд 5)

 «Прочти и перескажи» - основная задача традиционной школы на уроках литературного чтения. На современном уроке девиз звучит по-другому: «Учимся через деятельность!».

Учитель даёт право ребёнку быть самим собой:  предполагать, воображать,  ошибаться, задавать вопросы, искать правильные ответы, давать оценку полученной информации- то есть формировать читательскую грамотность. Эти читательские умения помогают учащимся осваивать другие школьные дисциплины, а также быть успешными во взрослой жизни.

          Д. Б Эльконин пишет: «Под читательской грамотностью подразумевается владение: техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, а также знанием книг и умением их самостоятельно выбирать».

Следует осознавать, что навык чтения - залог успешного учения как в начальной школе, так и на остальных этапах обучения. А  процесс чтения, в свою очередь,  - это тот процесс, который необходимо формировать постоянно.

Целью моего педагогического опыта является создание условий для эффективной работы по формированию читательской грамотности младших школьников с помощью системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения. (слайд 6)

При проведении уроков я решаю следующие задачи: 

  • совершенствование навыка чтения: целенаправленная работа над правильностью, беглостью, сознательностью и выразительностью чтения; формирование читательских умений по работе с текстом;
  • активизация «вдумчивого чтения», т.е. умения думать над произведением до чтения, во время чтения и после завершения чтения;
  • проведение литературоведческой пропедевтики и формирование первоначальных литературоведческих знаний.
  1. Ведущая педагогическая идея. (слайд 7) Чтение - это процесс общения между автором произведения и обучающимися, которые осознают себя собеседниками, способными откликнуться на полученную информацию.

Осуществление системно - деятельностного подхода обеспечивается наполнением урока определённым содержанием, выбором современных технологий и способов работы над произведением, позволяющим сформировать читательскую грамотность.

  1. Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования. (слайд 8-10)

          Изучив технологии и приёмы по формированию читательской грамотности младших школьников, я остановилась на тех, которые, по моему мнению, при систематическом употреблении дают наилучший результат.

1)Технология критического мышления подразумевает развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни.

         С целью заинтересовать учеников книгой, развить навыки осмысленного чтения в своей работе часто использую приём  «Чтение

с остановками». Данный приём охватывает все стадии урока: вызов, осмысление и рефлексию. Сначала обсуждаем заглавие произведения и эпиграф (подбираем так, чтобы был приближен к теме текста). Затем начинается чтение, проходящее в несколько этапов: чтение – вопросы по тексту – предположения.   

Прием "Корзина идей"  позволяет собрать все предположения, касающиеся содержания произведения в начале урока. В корзину идей учащиеся «складывают» имена, факты, проблемы, мнения, имеющие отношение к теме, а затем связывают их в логические цепочки. В ходе дальнейшей работы с текстом учащиеся выбирают важную и правильную информацию, отказываются от неправильных предположений. 

Приём «Синквейн», полезный в качестве инструмента для  подведения итогов по изученному учебному материалу. 

          Приём «Мозговой штурм» помогает  развивать фантазию и воображение, позволяет показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий. Дети учатся не бояться высказывать свои мысли, ошибиться.   

          Приём «Герои»   используется в моей практике на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого- либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит характеристику положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце работы необходимо сделать совместный вывод.  

После прочтения текста использую приём «Логическая цепочка».  Детям предлагается построить события в логической последовательности, что облегчает пересказ произведения. Также этот прием помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений.

         Приём «Ромашка Блума» предполагает работу как в группах, так и парах. Дети учатся  различать те вопросы, на  которые можно дать однозначный ответ, и те, на которые ответить  однозначно невозможно.

2)  Технология проблемного обучения предполагает создание проблемных ситуаций, включающих детей в поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа.  

3)  Проектная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

4)  Игровые технологии делают обучение более интересным, создают у учащихся  хорошее настроение, облегчают процесс преодоления  трудностей в обучении. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока я часто использую  загадки, ребусы, кроссворды. Закрепить изученный материал помогает игра «Театр»,  дающий возможность обучающимся представить себя в роли актёров.

Игра  «Древо мудрости» включает в себя несколько этапов: сначала дети  быстро, но внимательно читают текст, затем каждый пишет записку с вопросом и крепит ее к нарисованному дереву (на доске), далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.  

«Деловая игра»: обучающимся предлагается ситуация, происходившая с героями произведений. Им предстоит, работая в группах, найти выход из данной ситуации, не читая произведение до конца.  

5)   Информационно-коммуникационная технология особенно актуальна в рамках работы по формированию читательской грамотности.  В процессе обучения я широко использую цифровые образовательные ресурсы, в том числе, электронные учебники. Ключевой в данной технологии является работа с разными источниками информации и, в том числе, со  словарями. Наглядность является важным преимуществом этой технологии, так  как высокая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается  с поддержкой зрительной  памяти. ИКТ позволяют облегчить усвоение обширного материала за счёт комплексного воздействия видеоряда и звука (музыка, шумы, дикторский текст).

6) Здоровьесберегающая  технология помогает создать на уроке психологический комфорт. Сюда относятся учет дозировки учебной нагрузки, соблюдение  гигиенических требований, благоприятный эмоциональный климат, включение оздоровительных моментов, смена видов  деятельности  на  уроке.  Все это позволяет преодолеть  усталость и  повысить познавательную активность детей на уроке.  

7) Личностно-ориентированная технология предполагает учебную ситуацию, в процессе которой раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Здесь важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу.

      Учитель помогает ученикам проявить себя, задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы; организует обмен  мыслями, мнениями, оценками; стимулирует учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей; создает ситуацию успеха для каждого;  побуждает учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку.

Один из приемов работы – вариативные домашние задания, что даёт возможность каждому ученику  проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе.

  1. Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты (слайд 11-14)

Реализация системно - деятельностного подхода в обучении литературному чтению позволяет достичь определенных результатов:

- качество обученности по всем предметам достаточно высокое;

- у большинства обучающихся сформировалась положительная мотивация к изучению как отдельных тем, так и к литературному чтению в  целом;

-вырос уровень развития творческих способностей;

-учащиеся освоили разные приёмы поиска  нужной информации, овладели алгоритмами   основных учебных действий (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), направленными на формирование читательской грамотности.

Я уверена, что  учащиеся моего класса  достигнут необходимого уровня читательской компетентности для дальнейшего успешного обучения в основной школе. Дальнейшая работа в данном направлении поможет сформировать универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.

  1. Заключение        (слайд 15)

                                                               Единственный путь, ведущий

                                                               к знаниям – это деятельность …

Бернард Шоу

             Системно-деятельностный подход в преподавании  литературного чтения дает возможность учителю стать мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у обучающихся универсальные учебные действия, готовить их к продолжению образования и к жизни, так как в современном мире умение мыслить самостоятельно, принимать верное решение, опираясь на знания, ценится выше, чем просто владение большим объёмом знаний. Чтобы будущее наших детей было успешным, именно сейчас так важно формировать у ребенка активную гражданскую позицию, учить думать, искать, творить, созидать. На решение этих важных задач и направлена моя педагогическая деятельность.



Предварительный просмотр:

Л. Н. Толстой «Котёнок»

Поэтапное чтение рассказа.

  • Чтение 1 части.

Были брат и сестра - Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали, над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала:

- Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей:

- Нашёл! Наша кошка... и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке. (делаем остановку)

- Когда происходило событие? (весной)

- Из каких слов видно, что дети переживали за кошку?

- Можете вы предположить, что же будет дальше. Как будут развиваться события?

  • Чтение 2 части.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом.

Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним.

- Какого котёнка ребята выбрали себе? Ответим словами из текста.

- Что они делали с котёнком?

- Что произошло с другими котятами?

- Теперь мы знаем, что у ребят появился котёнок. Как думаете, как дальше будут развиваться события?

  • Чтение 3 части.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:

- Назад, назад!

- Как вы думаете, ребята любили своего котёнка? Из каких слов вы это увидели? (дети радовались на него). Что значит радовались? (любовались)

- Почему же котёнок остался один?

- Когда ребята вспомнили о котёнке?

- В какой момент вы испытали волнение (заволновались?)

Можете вы предположить, что случится?

  • Чтение 4 части.

И увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину

и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.

- Как вы думаете, что пережили дети в этот момент?

- Как повела себя Катя? Ответим словами из текста.

- Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала? (нет, она была маленькая; собаки были большими, охотник громко кричал)

- Как поступил Вася?

- Как вы думаете, а Вася боялся в этот момент? (Боялся, но только не за себя, а за своего котёнка. Люди в состоянии сильного переживания способны на отважные поступки, в нашем случае как раз это и видно).