Конкурсное испытание " Я учитель" на региональный этап Всероссийского конкурса "Учитель года России"

Краснова Ольга Николаевна

Эссе "Гражданская позиция современного учителя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdanskaya_pozitsiya_sovremennogo_uchitelya.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя школа»

Конкурсное испытание «Я – учитель»

Эссе «Гражданская позиция современного учителя»

Краснова Ольга Николаевна,

учитель начальных классов

г. Первомайск

2018 г

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Н.А.Некрасов

Я учитель. Все сказанное и сделанное мной для моих учеников найдет в них отражение. Пусть не сразу. Пусть немножко позже.

Я учитель начальных классов. Это еще большая ответственность, потому что вера детей в меня безгранична. Поэтому все слова и поступки должны быть максимально честными. Дети сразу почувствуют фальшь.

Я мать, у которой сердце болит за всех своих детей: и уже вылетевших из родного гнезда, и тех, кого  ещё учу летать.

Я человек. Стремлюсь к стабильности и процветанию во всех сферах жизни.

Я гражданин. От меня, в том числе, зависит, какой будет жизнь в нашем государстве уже сегодня.

Я учитель-гражданин. Поэтому ответственность перед страной, перед моими детьми возрастает.

Моя гражданская позиция заключается в том, что нельзя стоять в стороне и ждать, когда кто-то сделает за тебя жизнь вокруг лучше. Нужно быть активным и стремиться приносить пользу. Кто, если не мы, может изменить мир и его отношение к нам? Кто, если не мы, достоин самого лучшего?

Своим девизом по жизни я взяла слова американского поэта Дугласа Мэллока:  

«Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,

Будь маленьким деревцем в долине, но только самым лучшим деревцем.

Будь кустиком, если не можешь быть деревом.

Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,

Если не можешь быть кустиком.

Если ты не можешь быть китом, будь самым красивым окунем в озере!

Все мы не можем быть капитанами, кто-то должен быть и матросом.

Для всех найдется работа на корабле жизни, только найди свое дело.

Работа может быть большой и малой.

Мы должны делать то, что неотложно.

Если ты не можешь быть широкой дорогой, будь узенькой тропинкой.

Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой на небе.

Только найди свое дело и старайся стать самым лучшим!

Проявляй лучшее, что в тебе есть».

К этому призываю я и моих учеников.

Современная система образования направлена на становление активной гражданской личности, конкурентоспособной в стремительно изменяющемся мире.  В рамках урочной и внеурочной деятельности мы на ярких примерах учимся этому.

Свою трудовую деятельность я начинала в качестве пионервожатой, поэтому всегда готова пройти этот путь вместе с моими детьми.  Традиционным делом нашего класса является взаимодействие с домом милосердия.  Несколько раз в год мы навещаем пожилых людей, дарим им концертные номера и маленькие сюрпризы, сделанные своими руками. Ведь одиноким людям нужна наша забота. Иногда достаточно даже одного доброго слова, чтобы поддержать человека.

Не забываем мы и про детей дошкольного возраста. Со своими учениками проводили для воспитанников детского сада мероприятие по правилам дорожного движения, дарили кормушки для птиц, валентинки и многое другое.

Много внимания уделяется краеведению, где ребята узнают историю родного края, учатся гордиться своей малой родиной и людьми, живущими рядом. Большим подспорьем здесь являются экскурсии, встречи с интересными людьми. С трепетом и замиранием сердца знакомятся они с событиями Великой Отечественной войны, принимают участие в акциях «Бессмертный полк», «Письмо ветерану», «Подарок ветерану», «Журавлик мира», в демонстрации ко Дню Победы, в проекте «Мой родной край. Герои-земляки».

Очень важным направлением в развитии гражданской активности считаю экологическое воспитание. Уроки и мероприятия по данной теме плавно перетекают в акции и проекты. Например, «Ёлочка, живи!», «Покорми птиц зимой!», сбор макулатуры, «Подари книге вторую жизнь», «Цветы для школьной клумбы», «Чистый двор, чистая школа» и многое другое. Уже в юном возрасте дети начинают осознавать свою ответственность перед планетой, Родиной, городом за каждый свой шаг.

«Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой — и солнца!», - писал В. Маяковский. И мои ученики, как маленькие лучики солнца, пытаются осветить окружающим жизнь, внести в неё новые краски. С этой целью ребята в рамках различных акций с удовольствием готовят и раздают жителям города информационные буклеты, открытки, приятные сюрпризы, изготовленные своими руками.

Например,  валентинки, куклы-мартинички, записочки с добрыми пожеланиями и высказываниями знаменитых людей.

        Настоящий гражданин сознательно должен относиться к своему здоровью и здоровью окружающих. Мы являемся активными участниками спортивных игр и состязаний, проводим различные квесты, игры, проекты, мастер-классы по формированию здорового образа жизни. Например, «Откуда берутся грязнули?», «Планета Здоровейка», «Правильное питание - великое подспорье для нашего здоровья», «Вкусные истории» и многое другое. Вместе с родителями организуем  однодневные походы, где с пользой для нашего здоровья весело проводим время. Большинство ребят в моем классе занимаются в различных спортивных секциях.

Постепенно дети приучаются к самостоятельности, предлагая все новые и новые формы проявления доброй воли и гражданской активности. Например, в проведении игр и мастер-классов для ровесников.

А я, как мать, учитель-гражданин и просто человек, всегда рядом, учусь жить, творить и летать вместе с моими детьми. Ведь только все вместе – мы сила.

Мне очень нравится притча про маяк.

Наступал вечер. Некий человек взял маленькую свечку и начал взбираться с ней по длинной винтовой лестнице.

- Куда мы идем? - спросила свечка.

- Мы взбираемся на башню, чтобы осветить кораблям путь в гавань.

- Но ни один корабль в гавани не сможет увидеть мой свет, - возразила свеча.

- Хоть твой огонек и невелик, - сказал человек, - все же продолжай гореть так ярко, как сможешь, остальное же оставь за мной.

Так беседуя, они достигли вершины лестницы, и подошли к большой лампе. Человек зажег лампу при помощи маленькой свечки, и вскоре, большие отполированные зеркала за лампой отразили лучи от маленькой свечки, и свет ее распространился на мили окрест и вглубь моря, освещая путь кораблям и путешественникам.

Как маленькая свечка или даже спичка могут разжечь огромный костер и указать путь сотням людей, так и малое пламя твоего душевного тепла сможет в принципе изменить жизнь, мировоззрение и судьбу людей, даже если ты сам этого еще и не осознаешь в полной мере.

Просто будь светом для окружающих тебя людей, как тот маячок, который радостно направлял корабли в безопасный путь.

Я очень надеюсь, что моя гражданская активность для ребят такой маячок, который поможет найти им свой путь в этом мире и стать настоящими людьми и гражданами нашей великой России. За нами будущее. Ведь кто, если не мы?