Обобщение педагогического опыта.


Предварительный просмотр:

«Приёмы коррекции нарушений письменной речи у детей с ОВЗ»

Слайд 1   Цель: показать приемы коррекции специфических ошибок на логопедических занятиях и уроках русского языка.

        

        Разминка. Игра «Волшебный мешочек»: угадайте на ощупь букву.

        Логопед: «Думаю, хотя бы один из Вас, ощупывая букву, сомневался или боялся ошибиться. Поэтому представьте, какие испытывают трудности дети с ОВЗ, ведь у них нарушены все психические процессы, в том числе и речь. У детей, обучающихся в массовых образовательных и коррекционных школах, имеют место различные формы дисграфии.

Слайд 2   Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких,  повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций. Выделяют несколько форм дисграфии, каждая из которых имеет свои специфические ошибки.  

Перед Вами лежат тексты диктантов, в которых допущены разные ошибки. Давайте разберёмся, к какому виду дисграфии они относятся, и проведем ряд коррекционных упражнений и игр, которые можно использовать не только на логопедических занятиях, но и на уроках русского языка, чтения».  

Слайд 3   Диктант №1

Участники находят ошибки, анализируют их, определяют вид дисграфии.*В диктантах нет орфографических ошибок.

Слайд 4   Артикуляторно – акустическая дисграфия представляет собой отражение на письме дефектного звукопроизношения. Ребёнок пишет так, как произносит звуки. На начальных этапах обучения письму он пишет, проговаривая слоги, слова, опираясь при этом на ненормированное произношение звуков. Таким образом, он отражает своё неправильное произношение на письме. Например, «рак» - «лак», «машина»- «масына».

При этом у ребёнка в письменной работе будут присутствовать множественные замены, пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в собственном произношении. Иногда замены букв остаются без специальной коррекционной работы и после их устранения в устной речи. Это можно объяснить тем, что при внутреннем проговаривании у ребёнка ещё нет пока достаточной опоры на правильное артикулирование проговариваемых слов, так как не сформированы чёткие кинестетические образы звуков.

Слайд 5    Что делать?  

  • Исправлять звукопроизношение;
  • Развивать фонематические процессы.

Логопед проводит:

  • Артикуляционную гимнастику (Упражнения «Забор», «Трубочка», «Лопатка», «Качели»).
  • Упражнение «Назовите картинки, в названии которых есть звук РЬ» (на экране)

Кремль, герб, президент, флаг, министр.

Слайд 6    Упражнение: Посчитайте, сколько в стихотворении слов со звуком Ш, постарайтесь запомнить эти слова.        

А.Ахматова

Здравствуй! Легкий шелест слышишь
Справа от стола?
Этих строчек не допишешь -
Я к тебе пришла.
Неужели ты обидишь
Так, как в прошлый раз,-
Говоришь, что рук не видишь,
Рук моих и глаз.
У тебя светло и просто.
Не гони меня туда,
Где под душным сводом моста
Стынет грязная вода. (9 слов)

Назовите слова с двумя звуками Ш (слышишь, допишешь).

Слайд 7   Диктант №2

Слайд 8   Акустическая дисграфия (дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания) в своей основе имеет чаще всего нарушение слухового восприятия и слуховой дифференциации звуков речи. При этой форме дисграфии, в отличие от предыдущей, нет нарушений произношения тех звуков речи, которые неправильно обозначаются на письме. Однако это тоже достаточно сложное нарушение письменной речи.

Акустическая дисграфия проявляется в работах ребёнка в виде множественных повторяющихся замен букв, соответствующих фонетически близким звукам. Чаще всего на письме наблюдаются замены букв, обозначающих следующие сложные звуки: свистящие – шипящие (с – ш. з – ж,), звонкие – глухие (б – п, в – ф, г – к, д – т, з – с, ж – ш), твёрдые – мягкие, особенно смычные, аффрикаты и их компоненты, входящие в состав (ч – т’, ч – щ, ч – ш, ц – т, с – ц). Например, «загадка» - «сагадка», «огурец» - «окурец», «чайник» - «щайник», «цайник».

 Этот вид дисграфии проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных звуков на письме вследствие нарушения слуховых дифференцировок, а также сложности их обозначения на письме («писмо» – «письмо», «мач» – «мяч», «восла» – «вёсла»). Частыми ошибками являются замены гласных звуков даже в ударном положении, особенно акустически и артикуляторно сходных (о – у, е – ю).

Слайд 9   Что делать?  

  • Развивать фонематический слух;
  • Дифференцировать (научить различать) смешиваемые на письме буквы.

Логопед проводит:

  • Игру с мячом «Будь внимателен, смотри, точно так же повтори!»

Та – та - да

Бо-бо –по

Фа –ва –фа

Со-со-зо-со

Гу-ку-ку-гу

Ши-жи-жи-ши

  • Игру  «Хлопни, если услышишь слово с заданным звуком»

1 группа – со звуком П

2 группа – со звуком Б

3 группа – со звуками П, Б

Образование, публикация, лаборант, коррупция, стандарты, поблагодарить, оптимизация, поблажка.

  • Игру «Исправь ошибку»

Назовём мы книжку  ДОМ.

Для жилья построим ТОМ.

Вот тележка. Это ДАЧКА.

Дом в саду зовётся ТАЧКА.

Я в тетради ставлю ДОЧКУ.

Мама любит свою ТОЧКУ.

Нитку сматывай с КАДУШКИ.

Воду черпай из КАТУШКИ.

Хорошо танцует ДАНЯ

И её братишка ТАНЯ.

Слайд 10   Диктант №3

Дисграфия, обусловленная нарушением различных форм языкового анализа и синтеза (на почве нарушения языкового анализа и синтеза) – деление предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки и буквы.
          Недоразвитие звукового анализа и синтеза у ребенка проявляется на письме в нарушениях правильной структуры предложения и слова. Это может быть слитное написание двух самостоятельных слов («пит дрова» – «пилит дрова»), служебного и самостоятельного, особенно предлогов и союзных слов и существительных («уворот» – «у ворот»), или сочетание в слиянии двух самостоятельных слов и служебного с самостоятельным («умамы краякофта» – у мамы красная кофта), в раздельном написании частей слова: приставок или суффиксов («со чинила» – сочинила»).

Наиболее сложной формой языкового анализа и синтеза является фонематический анализ слов: последовательный и количественный. Вследствие чего на письме появляются искажения звуко-слоговой структуры слова. Наиболее часто это может быть пропуск гласного, («крова» – «корова»), или согласного звука, особенно при стечении («ратёт» – «растёт», «мика» – «мишка», «лит» – «лист»), добавление лишнего гласного («палаток» – платок»), перестановка букв («коно» – окно»), пропуски, перестановки, вставки слогов («кова» – «корова», «палота» – «лопата», «листиточек» – «листочек»).

Слайд 11   Что делать?  

  • Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов.

Полезно, например, придумывать слова, начинающиеся на какой-либо звук; выстраивать цепочку слов, когда последний звук одного слова становится первым для следующего.

Слайд 12   Логопед проводит:

  • Игру (на уровне слова) «Составь слово по первым буквам слов»
  • Игру (на уровне слова) «Буквы перепутались»

е, а, п, д, о, г, г  (педагог)

р, и, т, е, н, т, е, н  (интернет)

я, т, к, а, р, г, е, о, и (категория)

С, О, Г, Ф  (ФГОС)

т, ч, в, е, ь, е, р, т (четверть)

  • Игру (на уровне предложения) «Прочитай и определи, сколько предложений в тексте»: Скородвадцатьтретьемартапоздравляюскоровесениеканикулы.

Слайд 13   Диктант №4

Слайд 14   Аграматическая дисграфия обусловлена недоразвитием лексико-грамматического строя – речи – морфологических, синтаксических обобщений. Эта форма дисграфии проявляется на письме во множественных аграмматизмах на письме на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Является компонентом системного недоразвития речи, которое широко распространено у детей с ОНР.

Дети затрудняются в установлении сложных, а иногда и простых логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений в письменных работах детей не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между представленными предложениями.

Аграмматизмы на письме проявляются также в грубом искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, флексий («влететь» – «налететь», «котята» – «котёнки», «много стулов» – «много стульев», «красный платье»- «красное платье»), в выраженном нарушении предложно-падежных конструкций («на столом» – «на столе», «в кухня» – «в кухне»), в нарушении согласовании существительных с числительными («пять деревы» – «пять деревьев»). При этой форме дисграфии наблюдаются также трудности логического конструирования сложных по структуре предложений, нередки пропуски членов предложений, нарушение правильной последовательности слов в предложении.

Слайд 15   Что делать? Развивать лексико- грамматический строй речи.

Логопед проводит:

  • Упражнение «Сосчитай» (одна тетрадь, две тетради, три тетради….).
  • Упражнение: подобрать определение к словосочетанию «весенние каникулы» (какие). Участники по очереди придумывают определения (долгожданные, веселые,   и т.д).

В заключении педагоги подводят итоги мастер – класса. Логопед уточняет, что в последнее время все чаще у детей встречается смешанная форма дисграфии, особенно у детей с умственной отсталостью.

Логопед: «Наше занятие подходит к концу, и я предлагаю вам упражнение на развитие интонационной выразительности речи. Данное упражнение можно проводить со всеми детьми»

Задание: произнесите фразу «Скоро  весенние каникулы» с различной интонацией. Участники по одному вытаскивают из коробочки карточки, на которых указаны различные виды интонации (грусть, удивление, вопросительная интонация, утвердительная и т.п.), остальные должны угадать интонацию. Затем логопед поднимает карточку для всех с надписью «радость».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Приёмы коррекции нарушений письменной речи у детей с ОВЗ» Учитель-логопед МКОУ Абанской ООШ №1 С.В. Брюханова

Слайд 2

Цель - показать приемы коррекции специфических ошибок на логопедических занятиях и уроках русского языка Проблема нарушений письменной речи у школьников одна из самых актуальных , поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения. И.Н. Садовникова

Слайд 3

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладевания навыками письма.

Слайд 4

Пришла зима. Первые снежинки закружились в воздухе. Лес весь пушистый и белый. Теперь тетеревам незачем прятаться. Хорошо там! « Присла зима. Пелвые снезынки заклузылись в воздухе. Лес весь пусыстый и белый. Тепей тетевам незачем пятаться . Холосо там!» Диктант №1

Слайд 5

Механизм – неправильное произношение звуков в речи (пишет так, как произносит) Проявляется – замены, пропуски, которые соответствуют заменам, пропускам в устной речи. Иногда проявляются и после того, как устранены в устной речи. В этом случае нет достаточной опоры на правильную артикуляцию Наблюдается – при дизартрии, ринолалии , а лалии (сенсорной сенсомоторной) ! Нарушение звукопроизношения не всегда отражаются на письме Артикуляторно – акустическая дисграфия

Слайд 6

Исправлять звукопроизношение; Развивать фонематические процессы . Упражнение Что делать?

Слайд 7

А.Ахматова З дравствуй! Легкий шелест слышишь Справа от стола? Этих строчек не допишешь - Я к тебе пришла. Неужели ты обидишь Так, как в прошлый раз,- Говоришь, что рук не видишь, Рук моих и глаз. У тебя светло и просто. Не гони меня туда, Где под душным сводом моста Стынет грязная вода. Упражнение: Посчитайте, сколько в стихотворении слов со звуком Ш, постарайтесь запомнить эти слова.

Слайд 8

Серая и холодная осень. Чаще льёт дождь. Уныло в поле воет ветер. Чуткая тишина в осеннем лесу. Только иногда можно найти маленький флажок. Это только один листок. «Серая и холотная осень. Чаче лот тождь . Уныло в поле воет ветер. Чуткая тишина в осеннем лесу. Только иногта можно найти маленький влажок . Это только один листок.» Диктант №2

Слайд 9

Проявляется на письме заменой букв, соответствующих фонетически близким звукам. В устной речи аналогичная замена отсутствует Типы замен и смешений: замена и смешение парных звонких и глухих согласных (имеют место как оглушения , так и озвончения) б- п,з -с, д- т,ш -ж, д-т, г-к, в-ф з амена и смешение свистящих и шипящих: с-ш, з-ж, ч-щ, ц-с з амена и смешение аффрикат и компонентов, входящих в их состав: ч- ть замена и смешение гласных первого и второго рядапри обозначении мягкости согласных: а-я, о-ё, у-ю, э-е, ы-и п ропуски, замена, смешение при обозначении мягкости согласных с помощью мягкого знака (в конце и середине слова): день – ден , коньки-конки, пальто- палто Акустическая дисграфия ( дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания)

Слайд 10

Развивать фонематический слух; Дифференцировать (научить различать) смешиваемые на письме буквы. Что делать?

Слайд 11

Синицы – птички всеядные. Они ловят насекомых. Очень любят сало. Клюют крошки и кашу. Помогайте птичкам в холод. «Синицы – птичк всеядные. Они ловат накосмых . Очень любят сало. Клут крошки икашу . Помогай те пичкам вхолд .» Диктант №3

Слайд 12

Механизм – нарушение различных форм языкового анализа и синтеза; деление предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Проявляется – в искажениях структуры слова и предложения: пропуски согласных при их стечении (диктант – дикат , школа - кола) п ропуски гласных (волк- влк , собака - сбака ) д обавления букв (тигр – тигар , прыгать - пырыгать ) п ропуски, добавления, перестановки слогов (машина – мана , работа – ратабо , листочек – листоточек ) с литное написание слов, особенно предлогов с другими словами (на улице - наулице ) р аздельное написание слова (сочинила- со чинила) р аздельное написание приставки и корня (зашел –за шел) Дисграфия , обусловленная нарушением различных форм языкового анализа и синтеза (на почве нарушения языкового анализа и синтеза)

Слайд 13

Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов. Что делать?

Слайд 14

1. «Составь слово по первым буквам слов » 2. «Буквы перепутались» е, а, п, д, о, г, г р , и, т, е, н, т, е, н я , т, к, а, р, г, е, о, и С , О, Г, Ф т , ч, в, е, ь, е, р, т а , ы, л, у, и, к, к, н 3. «Прочитай и определи, сколько предложений в тексте »: Скородвадцатьтретьемартапоздравляюсвесеннимиканикулами . Упражнения

Слайд 15

Стоят теплые погожие деньки. Снег начал таять. Небо стало высоким и прозрачным. Лес покрылся зелёным дымком. Ребята сделали много домиков для птиц. «Стоят теплый погожий деньки. Снег начал таять. Небо стало высоком и прозрачном. Лес покрылася зелёным дымком. Ребята сделали много домиком для птиц.» Диктант №4

Слайд 16

Причина возникновения – недоразвитие граматического строя речи; морфологических, синтаксических обобщений . оформление синтаксического строя речи; - билингвизм (двуязычие) Характерные ошибки : изменение падежных окончаний (красных мячов ); н еправильное употребление предлогов, рода, числа (синий машина, на столом, ; н арушение последовательности слов в предложении: н арушение смысловых связей в предложении и между предложениями Аграматическая дисграфия

Слайд 17

Развивать лексико- грамматический строй речи. Упражнение «Сосчитай» ( один портфель, два портфеля, три …, пять … .). Упражнение: подобрать определение к словосочетанию « весенние каникулы» ( какие). Что делать?

Слайд 18

Скоро весенние каникулы



Предварительный просмотр:

Слайд. 1  Построение индивидуальной траектории сопровождения детей с разными образовательными  потребностями.

Слайд 2.  «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением»

Адольф Дистерверг

        Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. Основной задачей в области реализации права на образование детей с ОВЗ, является создание специальных условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей.

    Безусловно, отдельного внимания на сегодняшний день требуют категории детей с особыми образовательными   потребностями, в частности  дети с ограниченными возможностями здоровья.

    Следовательно, для построение и реализация индивидуальной образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать индивидуальные способности каждого ребенка.

    Слайд 3     В 2019- 2020 учебном году в Абанской  школе  обучалось    139 учащихся с ОВЗ  из них с задержкой психического развития, вариант 7.1. –  28 ,  с умственной отсталостью легкой степени,   вариант 8.1 – 98у., с умственной отсталостью  умеренной степени, вариант 8.2 – 7 у.,     с тяжелыми  нарушениями речи,  вариант  5.2 – 4 у.,  инвалидов -14 обучающихся.   Содержание общего образования и условия организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной  основной образовательной программой для учащихся  НОО и ООО, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

      В  школе для детей с ОВЗ осуществляется всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение личности ребенка, выявление его возможностей и индивидуальных особенностей с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса. Учащимся прививается интерес к получению знаний, формируются навыки учебной деятельности, самостоятельности. Проводится работа по общему и речевому развитию ребенка, коррекции нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, поведении

Слайд 4   Целью психолого-педагогического сопровождения школы является создание системы социальных, психологических и педагогических условий, способствующих успешной интеграции, адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, и т.п.).

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных ступенях образования различны:

Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и "умения учиться", развитие творческих способностей.

Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения.

      Индивидуальный образовательный  маршрут обучающихся с ОВЗ испытывающих трудности в освоение образовательных программ , может рассматриваться в качестве определенной последовательности компонентов деятельности, направленной на реализацию собственных целей познания. При этом он должен соответствовать возможностям, способностям, мотивации, интересам человека. Осуществляется эта деятельность при организующей, координирующей, консультирующей поддержке педагога , специалистов  при   взаимодействии с родителями.

Слайд 5    Для построения индивидуального  образовательного маршрута  необходимо :

  •  Провести диагностику – определение уровня развития способностей обучающегося и его индивидуальных особенностей,  уровень обученности по предмету.
  • Исходя из результатов диагностики, определить   цели и задачи, которые должны быть достигнуты обучающимися по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута,
  • Разработать содержание учебно-тематического плана (почасового), формы занятий, приёмов и методов;
  • Составить  индивидуальный план обучения; учащийся с помощью учителя выбирает форму организации учебного процесса (ученик вправе использовать наряду с традиционными формами дистанционное обучение, экстернат, индивидуальный режим посещения занятий и др.), темп прохождения обучения, формы отчётности – творческие или аналитические, устные или письменные.  При реализации индивидуального учебного плана,  начинается продвижение  учащегося по индивидуальному образовательному маршруту.  Чтобы индивидуальный образовательный маршрут был пройден, необходим этап рефлексивно-оценочной деятельности.
  • Разработать критерии оценивания личностного роста учащегося,  успешности продвижения по индивидуальной образовательной траектории).

Специалисты и педагоги, работающие с детьми с ОВЗ должны стать  координаторами по организации  системного сопровождения ребёнка.

Слайд 6      В школе разработана нормативно – правовая база :

  • План мероприятий (дорожная карта) по созданию специальных условий получения общего и дополнительного образования обучающихся с инвалидностью и обучающимися с ОВЗ
  • порядок приема детей с ОВЗ, обучающихся по АООП;
  • положение о классах коррекционно-развивающего обучения для детей с ОВЗ;
  • положение о школьном ППк;
  • положение о внутреннем мониторинге качества образования обучающихся с ОВЗ;
  • положение об индивидуальном обучении для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а так же детей-инвалидов в части организации обучения по АООП на дому;
  • положение об инклюзивном образовании,  положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся с ОВЗ»,
  • положение об организации внеурочной деятельности  в условиях реализации ФГОС для обучающихся  с ОВЗ, 
  • положение о  разработке и реализации индивидуального учебного плана 

для обучающихся с ОВЗ в МКОУ ООШ №1,

  • положение о структуре, порядке разработки, утверждения, реализации и внесения изменений в адаптированную основную общеобразовательную программу

    В связи с необходимость сопровождения данных учащихся  нами был  разработан и внедряется в практику индивидуальный маршрут сопровождения учащихся  ОВЗ, в том числе испытывающих трудности в обучении

   Слайд 7   Индивидуальный маршрут содержит :  

  • План реализации сопровождения обучающегося.
  • Мониторинг  успеваемости.
  • Социальный паспорт семьи.
  • Результаты диагностических обследований специалистами  ППк ОО (протоколы медицинского обследования и индивидуальной диагностики, которая проводится в начале и конце каждого учебного года).
  • Представления специалистов ППк по результатам диагностических обследований (медицинского работника, педагога (воспитателя, учителя начальных классов, классного руководителя), учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, социального педагога).
  • Заключение ППк ОО.

Составляя индивидуальную образовательную программу педагог должен учитывать следующее:

  1. Индивидуальная образовательная программа касается только тех предметных областей, в освоении которых ребенок с ОВЗ испытывает реальные трудности. При определении приемов педагогической деятельности учитель опирается  на знание возможностей ребенка, его сильные стороны, а также на точное понимание его возможных затруднений, индивидуальные особенности усвоения учебного материала, поведения.
  2. В соответствии с требованиями ФГОС педагогу необходимо включить мероприятия по формированию социальной компететности ребенка, которая позволит ему самореализоваться в дальнейшей жизни.
  3.  С целью успешной социализации ребенка и полноценного развития школа совместно с родителями должны разработать индивидуальный образовательный маршрут,который включил в себя  и дополнительное образование, и мероприятия по формированию социальной активности детей с ОВЗ.

   Важнейшей задачей является тесное сотрудничество семьи и школы, что успешно сказывается на  адаптации  ребенка к массовой школе. Необходимо воспитание  окружающих  толерантности и эмпатии  как ценностных основ инклюзивного образования.

   В школе разработана карта наблюдений, в которой отражаются следующие показатели: особенности самовыражения ребенка (поведение, эмоции) , особенности общения (общение со взрослыми, общение со сверстниками), сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности (мотивация, произвольность, отношение к помощи окружающих) .  Именно данная карта позволяет  нам сделать выводы  о дальнейшем сопровождение ребенка.

 Слайд 8.   Таким образом индивидуальная образовательная траектория есть процесс и результат осуществления учебной деятельности ученика, в ходе которой происходит его творческая самореализация, проявление и развитие совокупности личностных качеств, обеспечивающих его образование.

Главная цель – это научить школьников учиться.

Своё выступление я хотела бы закончить словами Сократа.

В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Абанская основная общеобразовательная школа №1 Построение индивидуальной траектории сопровождения детей с разными образовательными потребностями.

Слайд 2

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением» Адольф Дистерверг

Слайд 3

Всего с ОВЗ – 139 учащихся: ЗПР, вариант 7.1 – 28 учащихся; УО легкой степени, вариант 8.1 – 98 учащихся; УО умеренной степени, вариант 8.2 – 7 учащихся; ТНР, вариант 5.1 – 4 учащихся; 2019-2020у.г.

Слайд 4

Задачи: н ачальная школа - определение готовности к обучению в школе , обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и "умения учиться", развитие творческих способностей . Основная школа- сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития , помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения. Целью психолого-педагогического сопровождения школы является создание системы социальных, психологических и педагогических условий, способствующих успешной интеграции, адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, и т.п.).

Слайд 5

Провести диагностику О пределить цели и задачи Р азработать содержание учебно-тематического плана Составить индивидуальный план обучения Разработать критерии оценивания личностного роста учащегося Построения индивидуального образовательного маршрута

Слайд 6

План мероприятий (дорожная карта) по созданию специальных условий получения общего и дополнительного образования обучающихся с инвалидностью и обучающимися с ОВЗ порядок приема детей с ОВЗ, обучающихся по АООП; положение о классах коррекционно-развивающего обучения для детей с ОВЗ; положение о школьном ППк ; положение о внутреннем мониторинге качества образования обучающихся с ОВЗ; положение об индивидуальном обучении для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а так же детей-инвалидов в части организации обучения по АООП на дому; положение об инклюзивном образовании, положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся с ОВЗ», положение об организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ, положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана для обучающихся с ОВЗ, положение о структуре, порядке разработки, утверждения, реализации и внесения изменений в адаптированную основную общеобразовательную программу нормативно – правовая база

Слайд 7

План реализации сопровождения обучающегося. Мониторинг успеваемости. Социальный паспорт семьи. Результаты диагностическ их обследований специалистами П Пк ОО (протоколы медицинского обследования и индивидуальной диагностики, которая проводится в начале и конце каждого учебного года). Представления специалистов П Пк по результатам диагностических обследований (медицинского работника (по необходимости), педагога (воспитателя, учителя начальных классов, классного руководителя), учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, социального педагога). Заключение П Пк ОО. Индивидуальный маршрут

Слайд 8

Индивидуальная образовательная траектория есть процесс и результат осуществления учебной деятельности ученика, в ходе которой происходит его творческая самореализация, проявление и развитие совокупности личностных качеств, обеспечивающих его образование . Главная цель – это научить школьников учиться .

Слайд 9

В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить . Сократ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование фонематического анализа и синтеза у детей с интеллектуальной недостаточности Выполнила: Брюханова Светлана Владимировна, учитель-логопед МКОУ Абанской «ООШ №1»

Слайд 2

Цель : организация коррекционной работы по формированию фонематического восприятия у младших школьников, влияющей на успешное овладение письменной речью. Задачи: познакомить с системой упражнений, направленных на предупреждение специфических нарушений письма, обусловленных несформированностью звукобуквенного анализа у уч-ся. www.moi-mummi.ru

Слайд 3

В логопедии традиционно принято обозначать следующие фонематические процессы: фонематическое восприятие; фонематический анализ; фонематический синтез. Фонематическим восприятием - принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов www.moi-mummi.ru

Слайд 4

Признаками нарушения фонематического восприятия являются: Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков); Нарушения звуковой структуры слова, проявляющееся в ошибках звукового анализа: а) пропуск гласных и согласных букв, слогов; б) вставки букв; в) перестановки букв, слогов; Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв.

Слайд 5

Специфические ошибки чтение письмо - трудности слияния звуков в слоги и слова; - взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих) - побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А) - искажение слоговой структуры слов; - недочитывание окончаний слов; - слишком медленный темп чтения; - добавление лишних букв, слогов; - нарушения понимания прочитанного. - пропуски гласных ( день – днь); - пропуски согласных в их стечении ( между – межу, парта – пара); - слияние слов на письме; - раздельное написание частей одного слова ( покрасил – по красил) ; - пропуски, наращения или перестановки слогов; - замена гласных в ударном положении ( травка – тровка, задача – задоча); - замена йотированных гласных ( идёт – идют); замена согласных: свистящих – шипящих ( золотистый –жолотистый); п арных по звонкости – глухости ( пироги- пироки, травка – трафка); аффрикатов (птицы – птичи, цветы – чветы); обозначение твёрдости – мягкости согласных на письме гласными ( люди – луди); при помощи Ь ( васильки – василки); - орфографические ошибки.

Слайд 6

Система коррекционной работы по формированию ФВ у младших школьников 1 этап. Узнавание неречевых звуков 2 этап . Различение высоты тембра и силы голоса 3 этап . Различение слов, близких по звуковому составу 4 этап. Дифференциация слогов 5 этап . Различение фонем родного языка 6 этап. Формирование навыков звукового анализа

Слайд 7

Упражнения для первого этапа. Послушайте звуки за окном и опишите их. ( Какая именно машина проехала, чьи голоса слышны и т.д.) Прислушайтесь в тишине к различным звукам ( скрип стула, шаги, шорох тетради, скрип мела). Расскажите , какие звуки услышали, чем они издавались. Ведущий закрывает глаза, логопед прячет игрушку. Ведущий ищет её , ориентируясь на силу ударов в бубен. На стульях сидят две игрушки: большой медведь и маленький. Они играют на барабане с разной громкостью, так как у них разная сила. Логопед показывает. Затем закрывает игрушки ширмой и издаёт разные по силе звуки , дети отгадывают, какая игрушка их издала. Логопед показывает звучание разных предметов: погремушка, карандаш по столу, ложка по стакану. Дудочка и др. Затем закрывает предметы ширмой и издаёт разные звуки, дети отгадывают, что звучало. В коробочки из одинакового материала помещают разные сыпучие продукты: рис, манка, сахар, горох, бусинки. Логопед показывает звучание, затем закрывает предметы ширмой. Дети отгадывают. Что звучало.

Слайд 8

Упражнения для второго этапа. Детям предлагается по очереди назвать имя водящего, который стоит к ним спиной. Водящий должен сказать. Кто его назвал. Вариант предыдущего задания. Определить далеко или близко кричат в лесу : «Ау!» Различные животные ( игрушки) издают звуки далеко( громко) и близко ( тихо). Дети повторяют звук. Котёнок испугался собаки и мяукает жалобно. Логопед предлагает детям, опираясь на высоту голоса, определить, какая дудочка играет: большая ( ду-ду-ду низким голосом) или маленькая ( ду-ду-ду высоким), кто мяукает : большой кот или маленький, кто плачет: мальчик или девочка. Три медведя. Кто из медведей говорил сейчас.

Слайд 9

Упражнения для третьего этапа. 1) Логопед показывает картинку и называет её. Затем объясняет: « я буду называть этот предмет то правильно, то неправильно, а вы хлопните в ладоши. Если я ошибусь. - вагон, вакон ,факон, вагон, фагон, кавон, вагон, гафон. - бумага, пумага, тумага, бумага, пумака, бумака, бумага и т.д. 2) логопед выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка. Каток. Каждому выходящему к наборному полотну предлагается по одной картинке, которую он должен положить под той картинкой , название которой наиболее близко по звучанию. 3) Логопед произносит слова, дети должны назвать слово, которое отличается. – ком- ком- кот- ком 4) Логопед произносит три слова, затем предлагает детям послушать четвёртое и сказать на какое слово оно похоже. – мак- дом – ветка ( сетка, ком, бак, метка, клетка); совок – вагон – гном ( дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон)

Слайд 10

Упражнения для четвёртого этапа. На- на –на- па . Какой слог в ряду лишний? На- но- на – на КА- га – кА –ка Па- ба- па- па Логопед говорит водящему на ухо слог, а вслух называет оппозиционный слог. Дети должны казать, одинаковые слоги были произнесены или нет. Воспроизвести слоговые ряды со сменой ударного слога. Да- да- ДА НА- на- на Да- ДА – да на- на- НА ДА- да – да на- НА- на Слоговые ряды с одним согласным, но разными гласными. Та- то- ты ты- та- то

Слайд 11

Упражнения для пятого этапа . Логопед раздаёт картинки – символы с изображением волка, малыша и птички и объясняет: « Волк воет: У-У-У, малыш плачет: А-а-а, птичка поёт: И-и-и» Услышав звук, дети поднимают соответствующую картинку. Логопед произносит ряд гласных звуков: а, о, и, у, о,а, э, ы, у, ы, о, а, и . дети должны показать картинки – символы или букву. Предлагают прослушать слоги различной структуры: ах, ус, мА, да, гул, кра, пра, аст, олт и т.д. и выделить определённый гласный звук, хлопнув в ладоши, подняв соответствующую букву. Аналогично с односложными словами. Логопед произносит 1, 2 или 3 гласных звука. Дети определяют, сколько звуков они услышали. www.moi-mummi.ru

Слайд 12

Упражнения для шестого этапа . 1) Определение наличия звука в слове. Хлопнуть в ладоши, если в слове есть заданный звук. Выбрать из картинок те, в названии которых есть заданный звук. По сюжетной картине назвать, в названии которых есть заданный звук. Придумай слова с заданным звуком. Добавить слог с заданным звуком. Дополнить предложение словом с заданным звуком. 2) Определение места звука в слове. Определить первый ( последний ) звук . Найти среди предложенных букв букву, соответствующую первому (последнему) звуку. Придумать слова , начинающиеся (заканчивающиеся) на заданный звук. Выбрать из предложенных предметов, картинок предметы на заданный звук в позиции начала, середины, конца слова. Заменить первый ( последний) звук в начале слова на другой. Вписать букву, соответствующую первому звуку слова в схему слова под картинкой.

Слайд 13

Выделение звука на фоне слова Поднять карточку с буквой р ,если в слове имеется звук р Рама, нос, рыбак, шапка, санки, рак, книга, арбуз, крыша, стол, топор, ромашка, собака, тигр, карман , трава, забор, ножницы .

Слайд 14

Вычленение первого и последнего звука из слова Назвать картинки и определить первый звук Отгадать загадку и назвать в отгадке последний звук Я над речкой лежу, оба берега держу. ( Мост )

Слайд 15

Развитие сложных форм фонематического анализа Разгадать ребус. Из названий изображённых предметов выделить первый звук. Назвать полученное слово.

Слайд 16

Виды работ по закреплению функции фонематического анализа Найти картинку, в названии которой на один звук больше, чем в названии предыдущей картинки Какой звук выпал из слова: крот – кот, лампа – лама, рамка – рама, пилка – пила, мушка – мука ?

Слайд 17

Преобразование слов Отгадай загадки С ч над морем я летаю, С г в машинах я бываю. С к я в школе на стене, Горы, реки есть во мне, С п – от вас я не таю – В каждом классе в ряд стою .

Слайд 18

Игра "Как называется цветок" Выдели первый звук и узнай цветок

Слайд 19

Литература Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.,2010 Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. – М.,2008 Хрестоматия по логопедии. – М.,2007 http://www.solnet.ee/ http://orel.rsl.ru/nettext/russian/zukerman/bukvar1/oglavlenie.htm http://www.cnt.ru/users/logoped/logoped.shtml http://www.logos.pp.ru/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКОУ Абанская ООШ №1 Коррекция оптических и кинетических нарушений письменной речи младших школьников у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья . у читель-логопед Брюханова С.В.

Слайд 2

Цель : познакомить участников с опытом работы по коррекции специфических нарушений письменной речи младших школьников на уроках русского языка .

Слайд 4

Дисграфия – это специфическое нарушение письменной речи, проявляющееся в смешениях, пропусках, заменах, перестановках, вставках букв и слогов в сильной позиции в слове имеющее стойкий повторяющийся характер.

Слайд 5

Виды дисграфий 1 . Артикуляторно -акустическая дисграфия . Ребенок пишет так, как произносит. В основе ее лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. 2. Акустическая дисграфия . При акустической дисграфии происходит нарушение слуховых дифференцировок. У детей с данной формой дисграфии встречаются замены или смешения. 3 . Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза . В основе ее лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложения на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. 4. Аграмматическая дисграфия . Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. 5. Оптическая дисграфия . У детей наблюдается неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы, замени и смешения графически сходных букв.

Слайд 6

Оптическое сходство Кинетическое сходство с – е о – с у – д – з л – и м – ш в - д о – а б – д и – у , У – Ч п – т, П – Т, л – м, Л – М х – ж ч – ъ, Г – Р н – ю, и – ш л – я, Н – К а - д

Слайд 7

Причины Недостатки в развитии процессов произвольного внимания Различные физиологические проблемы Несформированность графомоторного навыка Несформированность зрительного анализа и синтеза, гнозиса , пространственных представлений

Слайд 8

Подготовительный этап: развитие зрительного восприятия и узнавания предметов, развитие зрительного анализа и синтеза, уточнение и расширение объема зрительной памяти, формирование пространственного восприятия и представлений, развитие зрительно-моторных координаций. Основной этап: закрепление связей между фонемой – артикулемой – графемой — кинемой .

Слайд 9

Этапы работы над смешиваемыми буквами . 1 . Дифференциация изолированных смешиваемых букв. Цель: Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением . Средства : артикуляционные профили, сравнение артикуляции звуков, характеристика звуков, изображения букв. Для уточнения зрительных образов букв я соотношу их с каким-либо сходным по форме предметом: «ц» - с цепочкой, «б» - с белкой, «д» - с дятлом и так далее. Эти задания сопровождаются иллюстрациями и речевыми обозначениями.

Слайд 10

2 . Анализ и синтез состава букв в наглядно-действенном плане. Цель : Развитие оптико-пространственных представлений; совершенствование навыка конструирования и реконструирования букв . Средства: ощупывание и узнавание рельефных букв (из бархатной или наждачной бумаги), срисовывание, вырезывание буквы, лепка ее из пластилина, построение буквы из счётных палочек, спичек, веревочек, мозаики, работа с сенсорным планшетом; отгадывание букв с закрытыми глазами (прописывание на ладони ребенка); обведение контуров, письмо букв в воздухе, определение сходства и различия смешиваемых букв.

Слайд 11

3 . Анализ и синтез состава букв по представлению . Цель : Формирование навыков целостного восприятия буквы. Средства : опорные схемы, связь буквы со сходным предметом.

Слайд 12

4.Дифференциация смешиваемых букв в слогах, словах, предложениях, текстах . Цель : Закрепление навыков на уровне слога, слова, предложения, текста. Средства : дописывание элементов букв по опорным точкам, письмо букв по количеству составляющих элементов; слоговые таблицы; цифровая полоска; вставка букв в слова; выделение заданной буквы в тексте; графический диктант; слова-паронимы; списывание; диктант.

Слайд 13

Заключительный этап предусматривает проведение контрольной диагностической работы с целью определения уровня усвоения материала.

Слайд 14

Работа в группах Дифференциация букв о - а . Дифференциация букв п - т.



Предварительный просмотр:

Тема мастер- класса: 

Цель: познакомить участников с опытом работы  по коррекции специфических нарушений  письменной речи младших школьников на уроках русского языка.

Планируемые результаты мастер- класса:

Предметные: повышение собственного уровня теоретической и методической подготовки;   овладение видами упражнений для коррекции смешения букв в письменных работах обучающихся; формирование желания использовать эти виды упражнений и заданий  в  своей работе.

Регулятивные: участвовать в постановке учебной проблемы мастер-класса; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять действия по заданному алгоритму; контролировать свою деятельность.

Познавательные: отбирать необходимую информацию по определённым критериям; устанавливать причинно- следственные связи; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, приходить к общему решению; участвовать в общей беседе и работе группы, соблюдая правила речевого этикета.

Личностные: осознавать необходимость работы над данной проблемой; проявлять самостоятельность в разных видах деятельности; дипломатично выражать своё мнение.

Методы: методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные, практические и самостоятельная работа), методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса),  методы контроля и самоконтроля (практическая работа, групповые задания, самооценка), образовательные технологии (групповая работа, сотрудничество), информационные технологии.

Слайд1     Добрый день,  уважаемое жюри,  учителя, коллеги. Я, Брюханова Светлана Владимировна, учитель-логопед Абанской школы №1.  Я рада приветствовать вас на своем мастер-классе, думаю, что он вам будет полезен. Тема моего мастер класса "Коррекция  оптических и кинетических нарушений письменной речи младших школьников ".

Слайд2   Цель и задачи вы видите на слайде.

В настоящее время у учеников 2-4 классов в нашей школе в письменных работах всё чаще встречаются замены букв по принципу оптического и кинетического сходства. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов.  Одинаковые элементы, по-разному комбинируясь в пространстве,  образуют различные буквенные знаки. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. С переходом на стадию связного письма отмечается значительный рост числа таких ошибок, что связано с убыстрением темпа письма и увеличением объема письменных работ.

Слайд 3  Смешение букв по кинетическому сходству не следует воспринимать как безобидные "описки" на том основании, что они не связаны ни с произносительной стороной речи, ни с правилами орфографии. Этот феномен имеет под собой то основание, что у школьников при указанных смешениях "размываются" неокрепшие еще связи между звуком и буквой: между фонемой и артикулемой – с одной стороны, и графемой и кинемой – с другой.

Не все дети попадают  к логопеду, что же делать, если у ребёнка в классе вы обнаруживаете такие ошибки?

- Как помочь ребёнку, испытывающему трудности в обучении?

- На эти вопросы мы и постараемся сегодня ответить в ходе работы  мастер- класса.

Слайд 4  Перед вами на экране представлен диктант ученика 2 класса. Наверное, вы уже заметили, что в нём много ошибок. Выпишите найденные ошибки на листочек. Хорошо, теперь каждая группа озвучивает ошибки, которые нашли в тексте. На какие группы можно разделить все ошибки?

1. Ошибки на еще не изученное правило.

2.Ошибки на уже изученное правило, они называются дизорфографическими,  но при условии, что эти ошибки систематически повторяются.

3.Пропуски, замены букв, перестановки, слитное написание слов и т.д. эти ошибки мы называем дисграфическими.

 Итак, из вышесказанного давайте подумаем, что же такое дисграфия?

Слайд 5 Дисграфия – это специфическое нарушение письменной речи, проявляющееся в смешениях, пропусках, заменах, перестановках, вставках букв и слогов в сильной позиции в слове имеющее стойкий повторяющийся характер.

 Рассмотрим, на какие виды делится дисграфия. Перед вами лежит таблица в левой колонке, которой расписаны все виды дисграфии, а правая колонка пустая, она для ваших записей. В нее вы можете записать характерные ошибки для каждого из вида дисграфии.

Слайд 6 Выделяют пять видов: вы видите на слайде

 1. Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ребенок пишет так, как произносит. В основе ее лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание.

2. Акустическая дисграфия. При акустической дисграфии происходит нарушение слуховых дифференцировок. У детей с данной формой дисграфии встречаются  замены или смешения.

 3.Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В основе ее лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложения на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.

4. Аграмматическая дисграфия. Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений.

5. Оптическая дисграфия. У детей наблюдается неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы, замени и смешения графически сходных букв.

 Мы рассмотрели все виды дисграфии. Подробнее остановимся на пятом виде. Замены букв представлены в таблицах. Эта группа замен букв заслуживает особого внимания, т.к. она недостаточно дифференцируется учителем и родителями.

 - А как вы думаете, почему дети делают эти ошибки при письме?

- На самом деле причинами ошибок являются:

Слайд 6 Причины вы видите на слайде

 - Какими же упражнениями и заданиями можно исправить или предупредить ошибки на письме.

- Покажу  на практике, как помочь детям , предлагаю вам роль школьников.

Коррекционная работа проводится  поэтапно.

Слайд 7 Подготовительный этап включает развитие зрительного восприятия и узнавания предметов, развитие зрительного анализа и синтеза, уточнение и расширение объема зрительной памяти, формирование пространственного восприятия и представлений, развитие зрительно-моторных координаций.

Слайд 8 Основной этап включает закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме, автоматизацию смешиваемых и взаимозаменяемых букв, дифференциацию смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

Главной целью коррекционной работы является закрепление связей между фонемой – артикулемой – графемой — кинемой. Для лучшего усвоения образа буквы я  привлекаю к работе максимальное количество анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный.

Использование занимательного материала способствует снятию напряжения и страха письма у детей, создает положительный эмоциональный настрой у детей в ходе групповых занятий.

слайд 9 Этапы работы над смешиваемыми буквами.

            1.Дифференциация изолированных смешиваемых букв.

Цель: Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением.

Средства: артикуляционные профили, сравнение артикуляции звуков, характеристика звуков, изображения букв. Для уточнения зрительных образов букв я соотношу их с каким-либо сходным по форме предметом: «ц» - с цепочкой, «б» - с белкой, «д» - с дятлом и так далее. Эти задания сопровождаются иллюстрациями и речевыми обозначениями. Например:

Эта буква широка

И похожа на жука

И при этом точно жук

Издает жужжащий звук:

    Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

 2. Анализ и синтез состава букв  в наглядно-действенном плане.

Цель: Развитие оптико-пространственных представлений; совершенствование навыка конструирования и реконструирования букв.

Средства: ощупывание и узнавание рельефных букв (из бархатной или наждачной бумаги), срисовывание, вырезывание буквы, лепка ее из пластилина, построение буквы из счётных палочек, спичек, веревочек, мозаики, работа с сенсорным планшетом; отгадывание букв с закрытыми глазами (прописывание на ладони ребенка); обведение контуров, письмо букв в воздухе, определение сходства и различия смешиваемых букв.

3.Анализ и синтез состава букв  по представлению.

Цель: Формирование навыков целостного восприятия буквы.

Средства: опорные схемы, связь буквы со сходным предметом.

3.Анализ и синтез состава букв  по представлению.

Цель: Формирование навыков целостного восприятия буквы.

Средства: опорные схемы, связь буквы со сходным предметом.

4.Дифференциация смешиваемых букв в слогах, словах, предложениях, текстах.

Цель: Закрепление навыков на уровне  слога, слова, предложения, текста.

Средства: дописывание элементов букв по опорным точкам, письмо букв по количеству составляющих элементов; слоговые таблицы; цифровая полоска; вставка букв в слова; выделение заданной буквы в тексте; графический диктант; слова-паронимы; списывание; диктант.

 Заключительный этап предусматривает проведение контрольной диагностической работы с целью определения уровня усвоения материала.

- А сейчас я предлагаю вам смоделировать два фрагмента урока (по группам) с применением упражнений.

Методический инструментарий необязательно использовать полностью, выберете  только то, что уместно к вашей теме урока, кратко укажите вид работы по выбранному направлению.

Работа в группах по выбранным темам урока

1."Дифференциация  букв   х - ж".

2."Дифференциация  букв п - т".

Учитель- мастер выполняет роль консультанта.

Проверка получившихся моделей по блокам.

 И в завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать. (проводится под спокойную музыку).

Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.

А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового.

А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!

А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание, а участников за работу.
- Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!

 Заполнение анкеты участника мастер-класса.

   Большое спасибо за работу!