Главные вкладки
Психолого-педагогическая (логопедическая) помощь обучающимся с нарушениями речи
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка с нарушением речи - это создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В помощь родителям.
Развитие речи ребенка главное условие его успешного обучения в школе.
Чтобы обеспечить успешное речевое развитие ребёнка, сформировать у него готовность к разнообразной речевой деятельности, не забывайте разговаривать с детьми.
Пожалуйста, разговаривайте с детьми!
Ваш ребёнок должен знать, что это счастье — даже несколько минут разговора с папой или мамой.
Ваша дочка (или сын) должна посматривать на часы во время вечерней прогулки: "Нам с мамой ещё надо поговорить!"
А что делать, спросите вы, если в семье это не заведено? Если все уже стали молчунами?
Разговаривать!
Умение разговаривать друг с другом — это не просто умение произносить слова. Это умение по-особенному организовать жизнь семьи: доверчиво, открыто, доброжелательно. Ведь в такой семье не только рассказывают, но и слушают.
Разговаривайте с детьми! Это может быть и обычный разговор о том, что интересного было в школе. Приучайте ребёнка ежедневно делиться с вами — это поможет вам стать друзьями. Разговаривайте с ним постоянно обо всех событиях, спрашивайте обо всём. Можно организовать речевую разминку "Спроси — отвечу". Вы предлагаете ребёнку задумать какой-нибудь предмет, а вы задаёте вопросы, на которые можно отвечать "Да" или "Нет". Например, задумали предмет "книга".
— Это живое? — спрашиваете вы. — Нет, — отвечает ребёнок. — Это нужно для еды? — Нет. — Это одежда? — Нет. — Для учёбы? — Да. — Учебник? — Почти да. — Книга? — Да.
Игровое упражнение "Вопросы цепочкой" несколько отличается от предыдущего. Условия этой игры таковы, что не позволяют задавать вопросы, ответами на которые были бы короткие "да" и "нет". Родители должны так сформулировать вопрос, чтобы ребёнку необходимо было дать развёрнутый ответ. Приведём примеры подобных вопросов: чего тебе сейчас больше всего хочется? О чём ты задумался? Где ты был вчера? Почему ты такой грустный?
Для развития речи полезно также совместное рассматривание ярких картинок и детских книжек. Важным оказывается и то, какую книгу рассматривать вместе. Попробуйте показать ребёнку красивую детскую книгу, рассмотрите вместе иллюстрации, а затем уберите её на видное, но недосягаемое для него место. Каждое такое совместное рассматривание станет для ребенка событием незаурядным и праздничным. Таким же образом можно познакомить с детскими энциклопедиями, каждый раз что-нибудь читая или рассказывая. Вместе можно и читать, и говорить, и смотреть, и играть, и трудиться, и осваивать, без устали осваивать загадочный, удивительный мир людей и предметов.
Совместное чтение книг следует сочетать с беседой о прочитанном, которую нужно организовать не как пересказ того, что запомнил и понял ребёнок, а как обсуждение прочитанного или рассказанного взрослым. Постепенно следует перевести беседу от конкретной книжки к какой-либо общей теме, касающейся жизни людей. Так, например, к разговору о том, кого из друзей напоминают ребёнку персонажи книги, как он оценивает поступки героев, как он сам поступил бы в той или иной ситуации. И, наконец, перевести разговор на самые общие человеческие проблемы (о доброте, об упрямстве, о жадности).
Для формирования эмоционального диалога используются упражнения типа "Встреча". Их можно проводить в форме ролевой игры. Вы идёте по улице, вдруг увидели грустного мальчика и начинаете диалог: "Давай предположим и подумаем, что с ним случилось?"
— Что случилось? Почему ты плачешь?
— Я потерял ключ от квартиры.
— Ничего страшного, закажите другой.
— Тебе хорошо говорить, а меня будет мама ругать.
— А ты все объясни.
— Всё равно будет ругать.
— Где ты его потерял?
— На прогулке.
— Пошли, поищем.
Эти упражнения можно разнообразить, используя элементы перевоплощения (в грустного котёнка или в весёлого).
Направлений для развёртывания сюжета может быть очень много: чему ты удивляешься? Почему ты сердитый? Почему ты плачешь? О чём ты задумался? Эти упражнения подготавливают детей к успешному выполнению более сложных речевых разминок, которые требуют от детей выдумки и речевого творчества.
Упражнение "Кто лучший выдумщик"
Выдумывать — естественная потребность ребёнка. Задайте направление мысли ребёнку: "Придумай невероятную, неправдоподобную историю о том, как мы вчера провели вечер". Сами тоже придумайте эту же историю. Лучше, если победителем окажется ребёнок. Или составляйте рассказ вместе с ребёнком.
Для пополнения словарного запаса ребенка используйте игры со словами. Эти игры не только увеличивают словарный запас вашего ребенка, но и тренируют у него способность легко находить нужное слово. Ведь каждое слово имеет свою смысловую основу , своё звучание.
«Закончи слова»
Родитель называет часть слова, а ребёнок должен подобрать вторую или несколько частей, чтобы получилось слово:
ма — (к) ма — (ска)
ма — (ма) ма — (рт)
ма — (рка) ма — (лыш)
Слова на "дежурную" букву
Называете букву, а ребёнок должен назвать слова, которые начинаются с этой буквы. (р – рыба, родник, рука, речка, рукав, рот, рог, роль, рысь, репа, рельс, родина, Россия, речь, рис, ручка, ролики, решето, риск, и т.д.)
Словесные цепочки
Предлагается ребёнку назвать слово, начинающееся с определённого звука [ч]. Родители продолжают и называют слово, которое начинается с последнего звука. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не сделает ошибку. Эта игра поможет вам скоротать дальнюю дорогу.
(число, ослик, куст, тропинка, арбуз, звук, карандаш, шарф, фикус, слон, нога, аист, трава и т.д.)
Что бывает...
Вы задаёте ребёнку вопросы: что бывает зелёным? колючим? светлым? быстрым?.. И т.д. А ребёнок должен как можно быстрее пока вы сами не сосчитали до трёх или пяти — назвать что-то, обладающее названным качеством. Повторять одни и те же слова нельзя, а выигрывает тот, кто больше сможет назвать признаков предметов.
Измени слово
Взрослый называет слово рак и предлагает изменить первую букву, чтобы получились новые слова (мак, бак, лак), бочка (дочка, точка, кочка).
Синонимический ряд (синонимы – слова близкие по значению)
Предложите ребёнку найти слова, сходные по значению, например, со словом "лес", и выстроить из них ряд. Вставляя новое слово в ряд, обязательно надо его объяснить.
Лес — бор, роща, березняк, дубрава, перелесок, ельник, осинник и т.д. Большой — огромный, крупный, громадный.
Назови слово, противоположное по значению
Назовите слово, а ребёнок называет слово с противоположным значением. Вперед — назад; направо — налево; вверх — вниз; далеко — близко; высоко — низко; быстро — медленно и т.д. Тот, кто затрудняется, платит фант.
Подбери слово
Задайте ребёнку вопрос: "Что можно шить?" Ответ: "Платье, пальто, рубашку". "Завязывать? - Шнурки, платок, шарф". "Надеть? - Пальто, чулки, шубу, плащ, юбку, колготки".
Пропущенное слово
Вы начинаете говорить какую-то фразу, но пропускаете в ней слово, обозначая его только интонацией или бессмысленными слогами (та-та, ля-ля-ля и др.) а ребёнок должен отыскать и вернуть на место пропавшее слово. Игру можно бесконечно варьировать и усложнять, пропуская слова, обозначающие то действия, то качества, то предметы. (Светит яркое тра ля-ля. Прилетели ля-ля-ля птички). Можно использовать стихи Даниила Хармса.
Я хотел устроить бал, И гостей к себе...
Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый ...
Пирог, ножи и вилки тут — Но что-то гости ...
Я ждал, пока хватило сил, Потом кусочек ...
Потом подвинул стул и сел, И весь пирог в минуту ...
Когда же гости подошли, То даже крошек ...
Придумай предложение
Дается слово в определенной форме, а ребенок должен составить предложение. Например: слово "недалеко" — предложение: "Я живу недалеко от школы" (слова могут быть разных форм: маме, пришел, зимой, хороший и др.).
Что это за птица?
Описание птиц по характерным признакам расширит представление детей о жизни птиц. 1. Сначала один из родителей описывает птицу, а ребенок узнает, о какой птице говорится, а потом ребенок должен составить описательный рассказ. 2. Загадывание и отгадывание загадок о птицах.
Работать над устной речью ребёнка надо начинать с первых лет его жизни. Для ребёнка в семье должны быть созданы такие условия, чтобы он испытывал удовольствие от общения со взрослыми, старшими братьями, сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас.
Каждое непонятное слово ребёнку надо объяснять, а также поправлять неправильно произнесённые слова. Чтобы речь ребёнка была грамматически правильной, можно проводить следующие упражнения на словоизменение.
Упражнение 1. (Образование форм родительного падежа множественного числа существительных)
Ребёнку показываете картинку, на которой изображён лес. Затем задаёте вопрос: "Чего в лесу много?'. (Деревьев, кустов, ёлок, цветов, ягод, грибов, листьев). Можно спросить: "Чего много в этой комнате?" (Столов, стульев, карандашей, книг, тетрадей, окон, ламп и т.п.).
Упражнение 2. (Преобразование единственного числа имён существительных во множественное)
Взрослый предлагает ребёнку поиграть так: "Я буду говорить про один предмет, а ты про много. Я скажу "стол", а ты — "столы", я скажу "рука", а ты — "руки". Когда ребёнок поймёт, предлагается ему ряд слов: коза, глаз, стул, ухо, дерево, рот, перо, окно, рукав, воробей и другие слова.
Упражнение 3. (На словообразование. Образование уменьшительной формы существительных)
Взрослый предлагает ребёнку поиграть так: "Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие: если я скажу "стол", то ты говори — "столик"; если я скажу "шапка", ты говори — "шапочка". Когда ребёнок поймёт задание, ему предлагается для упражнения следующий ряд слов: сумка, гнездо, ковёр, голова, ваза, птица, ведро, трава, ухо, лоб, стул, дерево, воробей.
Упражнение 4. "Что из чего сделано?"
Ребёнку предлагается ответить на вопросы: из чего сделан стул (шкаф, стол)? (Из дерева). "Значит, он какой?" (Деревянный). "А гвоздь из чего сделан?" (Из железа). "Значит, он какой?" (Железный). Так же ребёнок образует прилагательные от существительных: снег, бумага, пластмасса, стекло, шерсть, пух.
Упражнение 5. (На выделение признаков и действий)
1. Что можно сказать об арбузе по форме, цвету, по вкусу? О вишне? О помидоре? О моркови? О яблоке? (Арбуз — круглый или овальный, зелёный или полосатый, очень сладкий, как сахар).
2. Укажите признаки солнца, луны, звезды, электролампочки. Назовите их общий признак. Солнце — круглое, яркое, жёлтое, очень горячее, греет землю, всходит и заходит.
3. Укажите предметы, про которые можно сказать одновременно: мягкий, тёплый, пушистый (котёнок, платок, шарф и т.д.); высокий, стройный, красивый (мужчина, олень и т.д.); сочный, сладкий, ароматный (апельсин, пирог, банан и т.д.); быстрый, ловкий, проворный (лисёнок, человек, жук, тушканчик, цыплёнок и т.д.).
4. Назовите общие признаки весны и осени (это времена года, часто идут дожди, бывает снег, земля мокрая и грязная, изменяется длина дня и ночи); вороны и скворцов (птицы, покрыты перьями, чёрный цвет перьев, летают, имеют крылья, 2 ноги и т.д.); лошади и собаки; яблони и груши; стола и стула; автобуса и троллейбуса. Назовите признаки, по которым они отличаются.
5. Скажите, как люди идут, когда спешат? (быстро, поспешно). А когда не спешат? (медленно, не торопясь).
Для дальнейшего развития грамматического строя речи родителям необходимо обратить внимание на составление предложений и рассказов. Составлять предложения можно по картинкам, по наблюдениям, а помогут справиться с этим нелёгким делом ваши вопросы.
Темы рассказов могут быть разные, главное условие, если вы составляете описательные рассказы, предмет описания должен быть перед ребёнком — это картинка или натура.
Можно составить рассказы: "Мой любимый котёнок", "Синичка", "Дятел", "Лиса", "Ветка сирени", "Тюльпан", "Ромашки" и другие, по картинкам, которые есть у вас дома.
Если ваш ребёнок умеет уже читать, предложите ему составить небольшой рассказ по опорным словам на следующие темы. Слова надо записать на листе, чтобы ребёнок мог прочитать.
Гроза
Появилась, загромыхал, поплыли, кружатся, закачались, упали, сверкнула, ударил, хлынул.
На рыбалке
Воскресенье, речка, товарищ, ловить, поймали, лещ, окунь.
В сентябре
Осень, ветерок, растут, крепкие грузди, жёлтые опята.
В лесу зимой
Зима, деревья, земля, кусты, снег, следы, дятел.
На катке
Алёша, коньки, научился кататься, на каток, ледовая дорожка, бежит весело.
На реке
Весна, треснул лёд, льдины, кружились птицы, рыбу, трубили лебеди.
Чтобы составить рассказ по данным словам, надо составить предложения с одним или двумя словами, используя другие, подходящие по смыслу слова. Вот какой может получиться рассказ "На реке".
"Пришла тёплая весна. На реке треснул лёд. По воде поплыли льдины. Над рекой кружили птицы. Они ныряли и ловили рыбу. В небе звонко трубили лебеди".
Научить ребёнка составлять описательный рассказ о природе — значит не только пробудить его интерес к тому, о чём он рассказывает, но и помочь ему понять, почувствовать красоту описываемого предмета или явления и вызвать у него желание передать это в своей речи. Можно предложить детям следующие темы рассказов: "Зимний лес", "Весна", "Мое любимое время года", "В осеннем лесу", "Что нам осень подарила" и др.
Дети — большие любители и знатоки сказок. Окружающий мир они познают через сказку. Даже сны им порой снятся сказочные. Поэтому составить сказку или придумать конец сказки ребёнку не составит большого труда. Прочитайте сказку "Колобок" и предложите ребёнку придумать другой, добрый конец, чтобы лиса не съела его. Можно взять любую сказку и предложить ребёнку придумать свою с этими же героями. Предложите детям составить сказки "На дне рождения у Мишки", "Зимняя сказка", "У весны в гостях", "Сказка о дне и ночи".
Все свои занятия по развитию речи ребёнка направляйте на то, чтобы он смотрел на окружающий мир широко открытыми глазами, где каждый предмет и каждое событие подобны чуду. Не бойтесь потерять много времени, анализируйте каждое высказывание ребёнка, помогайте найти более подходящую фразу, записывайте рассказы, сказки и стихи ваших детей. И ваш ребёнок обязательно научится наблюдать, фантазировать и правильно выражать свои мысли.
Литература: «Как подготовить ребенка к школе». Л.С. Михайлова. Волгоград. Издательство «Учитель», 2006.
http://aisschool.ucoz.ru/publ/roditeljam/ravitie_ustnoj_rechi/6-1-0-302
Предварительный просмотр:
10 простых советов родителям
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики, нормального социального окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
1 совет. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
2 совет. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
3 совет. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»
4 совет. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
5 совет. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
6 совет. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
7 совет. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 простых слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Добавляйте слова, пока ребенок не узнает большинство предметов. Занимайтесь каждый день.
8 совет. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч» и т.д.
9 совет. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
10 совет. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».
Виды трудностей при обучении чтению и их возможные причины
(М. М. Безруких)
Виды трудностей | Возможные причины |
1. Плохо запоминает конфигурацию. | - недостаточная сформированность зрительной памяти. |
2. Недостаточное различение близких по конфигурации букв «п-н», «в-а», «г-т» (путает буквы при чтении). | - недостаточная сформированность зрительного восприятия; - недостаточная сформированность зрительной памяти. |
3. Перестановка букв при чтении (рак - кар, нос-сон). | - недостаточная сформированность зрительного восприятия. |
4. Замена букв, неправильное произношение при чтении. | - недостаточная сформированность звукобуквенного анализа, нарушения произношения, трудности артикуляции. |
5. Трудность слияния букв при чтении (каждая буква легко читается отдельно, а вместе – трудно). | - недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия; -недостаточная зрелость коры головного мозга. |
6. Пропуски слов, букв («невнимательное» чтение). | - функциональная слабость центральной нервной системы; - трудность концентрации внимания; - выраженное утомление. |
Детям до 5 лет учить иностранный язык вредно!
Английские логопеды доказали, что дети, с рождения оказавшиеся в двуязычной среде, склонны к дефектам речи. Дети, владеющие двумя языками, часто путают слова и с трудом выражают свои мысли.
К такому выводу пришли логопеды после проведенного исследования в группе детей дошкольного возраста, говорящих на двух языках. Специалистами были замечены дефекты речи у 60% детей. Такие речевые недостатки, по словам логопедов, устраняются сложнее, чем подобные дефекты у дошкольников, не знающих иностранный язык.
Поэтому западные логопеды рекомендуют начинать осваивать «дебри» неродного языка только после 5 лет. До этого возраста знание родного языка у детей еще не сформировано, и есть шансы, что малыш начнет путать языки.
Педагоги и детские психологи уже давно изучают так называемых билингвов - детей, с детства говорящих на двух языках. Установлено, что такие дети не чувствуют, где их основной, родной язык.
Эксперты не советуют при общении с ребенком привносить в речь иностранные выражения - малыш может не понять, на каком языке с ним разговаривают. Это повлияет на дальнейшее формирование у него «чувства родного языка», что грозит различного рода лексико-грамматическими ошибками.
Зачем нужен логопед?
И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются? Очень многие считают, что логопеды – это те, кто «учит правильно говорить букву Р». Конечно, частично эти люди правы, но это далеко не всё, чем занимается логопед.
Да, мы учим правильно произносить звуки (и не только Р), но вместе с этим мы развиваем связную речь, мелкую моторику, учим правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки…
Возможно, вы спросите: а зачем это надо? Но ведь каждая мамочка и каждый папочка хочет, чтобы его ребёнок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. И если логопед вовремя не преодолеет все трудности, возникшие в детском саду, эти трудности будут преследовать ребёнка и в школе.
Не умеет красиво и правильно рассказывать – трудно будет учить историю, географию, словом все те науки, которые требуют пересказа.
Не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, сложно будет научиться читать.
Не развиты пальчики – трудно будет вообще научиться писать.
Не умеет обобщать – возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой.
И, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Таким образом, задача логопеда – помочь ребёнку вовремя преодолеть все возникающие трудности.
И напоследок, маленькая шутливая иллюстрация:
У Олесика всегда с буквой «ЭР» была беда
Скажет «РАК» – выходит «ЛАК», вместо «РОЖЬ» – выходит «ЛОЖЬ».
Так вот, чтобы у вашего ребёнка не было такой беды или любой другой, связанной с речью и нужен логопед. Мы обязательно вам поможем! И помните, что детство – это этап подготовки к будущей жизни.
Как научить ребенка слушать?
Есть единственный способ научить ребенка слушать (воспринимать информацию на слух), научить тому, чем он будет занят по крайней мере еще 10 лет в школе:
ребенку дошкольного возраста нужно много читать (но не комиксы с минимумом текста).
Желательно покупать детям хорошо иллюстрированные книги известных детских классиков, которые знакомы нам с собственного детства (например, сказки Андерсена).
При покупке обязательно просмотрите текст и картинки. Иногда текст настолько безбожно урезают или искажают, что от любимой сказки остается только общий сюжет. Картинки же должны быть реалистичными, чтобы ребенок без труда узнал персонажей, а не ломал голову над тем, кого же нарисовал художник - зайца, мышонка или котенка.
Другой способ (более легкий для родителей, но не отменяющий родительского чтения) - аудиокассеты.
Важно обращать внимание на то, что именно озвучено. Желательно, чтобы в детской домашней коллекции преобладала классика. Не менее важно, какие именно актеры и в какой студии озвучивали текст.
Лучшими были и пока остаются записи с грампластинок и радиоспектаклей, сделанных еще в советские времена. Трудно себе представить, чтобы сейчас в таком малоприбыльном предприятии, как 40 минутная детская аудиопьеса удалось задействовать сразу несколько лучших отечественных актеров (а, например, только в сказке Андерсена "Новое платье короля" Апрелевского завода грампластинок их пятеро: Н.Литвинов, Р.Плятт, Е.Вестник, О.Табаков, Г.Вицин).
Так же точно теперь относятся к аудиозаписям - как к устаревшему по сравнению с видеокассетами носителю. Но психологи и логопеды замечают, что много видео вредно для детей, в особенности для детей с низкой способностью сосредоточения, слабым вниманием, для возбудимых и агрессивных детей. Попытки создания телешкол, образовательных программ на телевидении показали, что эти программы малорезультативны. В основном процесс обучения осуществляется классическими древними методами.
Если ребенку тяжело слушать, он быстро устает и отвлекается, для начала лучше брать записи, где текст перемежается музыкой, песнями, чтобы малыш мог отдохнуть, подвигаться.
УГОЛОК ЛОГОПЕДА
Как развить мелкую мускулатуру руки ребенка
- Разминать пальцами тесто, глину, пластилин.
- Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
- Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
- Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
- Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.
- Заводить будильник, игрушки ключиком.
- Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой
и т.д.
- Резать ножницами.
- Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.
- Делать пальчиковую гимнастику.
- Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
- Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие).
Леворукий ребенок
Леворукость - это предпочтительное использование левой руки для осуществления различных действий. Установлено, что леворукость в десять-двенадцать раз чаще встречается в семьях, в которой левшой является хотя бы один из родителей, т.е. носит унаследованный характер.
Кроме явной, часто встречается скрытая леворукость. Такой человек приучен с детства пользоваться правой рукой, но при непривычных действиях или в состоянии аффекта пользуется левой.
Если у правши ведущим является левое полушарие головного мозга, то у левши ведущее - правое. Оба полушария отвечают за совершенно различные функции, поэтому понятно, что правши и левши существенно отличаются друг от друга. Левши - это обычно особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Они уже с трех лет намного лучше других детей рисуют и лепят из глины или пластилина. Все отмечают большие музыкальные способности левшей, для них не редок музыкальный слух. Но в то же время им свойственна задержка речи и затруднения в произношении различных звуков. Такой ребенок непосредствен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений, плаксив, капризен и подвержен ярости и гневу, настойчив в осуществлении своих желаний, очень упрям. Ему с большим трудом даются чтение и письмо. Несмотря на эти особенности, левша нормально проходит все стадии физического и психического развития и становится абсолютно полноценной личностью. Переучивание левши не может изменить особенности его центральной нервной системы. Оно приводит лишь к тому, что ребенок с равным успехом начинает пользоваться обеими руками, т. е. леворукость приобретает скрытую форму. Ученые считают, что переучивание левши нецелесообразно и даже вредно, так как иногда это приводит к психическим травмам и неврозам, а также к речевым нарушениям(например, к заиканию). Можно предупредить развитие леворукости, если с самого раннего возраста стараться давать ребенку предметы только в правую руку; осторожно, но настойчиво перекладывать предметы из левой руки в правую (например, ложку во время еды), в игре использовать преимущественно правую руку и т. д.
Общаясь с ребенком – развиваем речь
Речь маленького ребенка развивается постепенно.
Еще в утробе матери малыш привыкает к ее голосу, различает его среди других голосов. Когда малыш рождается, мама должна как можно чаще говорить с ним. Пускай маленький человечек многого не понимает, но ему очень нужно слышать речь, для того, чтобы со временем овладеть родным языком.
Одевая малыша на прогулку, мать проговаривает вслух, что одевает на него, куда они пойдут гулять, какая на улице погода и т.д.
Если мать кормит ребенка, то происходит тот же процесс обучения восприятию речи: «ложечка за маму, за папу и т.д.; «будешь хорошо кушать – вырастешь большой и сильный». Ребенок внимательно слушает, реагирует жестами, улыбается, гулит.
Постепенно у ребенка накапливается пассивный словарь, развивается внимание, мышление. Если с ребенком не разговаривать и все режимные моменты (одевание, кормление, прогулки) проводить в молчании, то речь и психические процессы развиваться не будут.
Например, детей, которых воспитывают в Доме Малютки, очень часто встречаются дети с ЗПР и различными речевыми нарушениями. Я видела таких детей в больнице. Приехала к своему сыну, и мы пошли по отделению на беседу к врачу. В боксах лежали малыши. Крохи совсем, милые и беззащитные. Сын сказал, что эти детки лежат здесь одни, без родителей. Старшим ребятам иногда медсестры разрешают заходить к малышам, играть с ними. Детям от 2 до 5 месяцев. Они лежат в больших (для их возраста) кроватках и смотрят в одну точку, некоторые спят. Зрелище душераздирающее. Они никому не нужны, от них отказались прямо в роддоме, через несколько часов после рождения.
Кто с ними будет разговаривать, общаться, играть, любить, заботиться? Какими вырастут эти дети?
Давайте любить детей, холить, лелеять, баловать, защищать, оберегать и надеяться, что они вырастут самыми-самыми замечательными!
Подготовка руки ребенка к письму
Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Рисование каракулей, штриховка, лепка, массаж пальчиков и кистей рук, работа с мозаикой, конструктором и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций. Важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но ребенка, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить. А как же правильно?
При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Далее следует понаблюдать за тем, как ребенок пишет, и решить, правильно ли он выполняет это действие.
Вас должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании. В этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев. Контроль навыка письма у ребенка желательно провести до того, как ему исполнится четыре года, чтобы иметь запас времени для исправления неправильного навыка перед поступлением в школу. Заниматься шестилетний ребенок может не более двадцати минут. Если к школе ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на сформированность навыка письма.
Причины нарушений речи
Точную причину нарушений, конечно же, должен определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда, но и невропатолога, ортодонта и отоларинголога. Но вы сами можете предположить, что могло вызвать задержку речевого развития.
Возможные причины:
- негативные факторы в период беременности и родов;
- «педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом;
- перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов. Этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист;
- частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
- наследственные факторы;
- снижение слуха;
- анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;
- сосание пальца.
Родителям первоклассников
Ребенок приобретает в школе много новых обязанностей. Он должен научиться организовывать свое время и окружающее его пространство. Насколько ребенок будет собранным и успешным в учебной деятельности, зависит от родителей. Вот несколько правил для родителей.
Правило 1: при ребенке не высказывать негативного мнения о школе.
Правило 2: рабочее место первоклассника должно быть удобным, привлекательным и располагать к интеллектуальной деятельности.
Правило 3: не стоит превращать подготовку домашних заданий в бесконечный процесс.
Правило 4: необходимо сочетать или чередовать различные виды деятельности младшего школьника, учитывая специфику материала и степень его сложности. Родители не должны забывать, что через игру обучение может стать более привлекательным и доступным.
Правило 5: каждый человек имеет право на ошибку. Если ребенок при выполнении задания допустил ошибку, важно увидеть и исправить ее, но ни в коем случае не заставлять его переписывать все задание снова.
Правило 6: все достижения ребенка нужно считать важными. Это придаст ему уверенности, повысит в его глазах значимость выполненной работы.
Правило 7: родители должны стараться не допускать невыгодных для ребенка сравнений с другими детьми, не должны стесняться говорить о его успехах и достоинствах в присутствии других людей, особенно учителей и одноклассников. Общественное мнение и самооценка ребенка должны быть позитивными.
Успехов Вам и Вашему ребенку!
Социальные причины нарушения звукопроизношения
Часто причиной дефектного звукопроизношения является неправильная речь окружающих ребенка взрослых людей, двуязычие в семье, а также «сюсюкание».
Если у родителей в семье имеются дефекты звукопроизношения (например, папа или мама не выговаривают звук «Р» или «Л»), то и ребенок будет подражать этому неправильному произношению. Именно этим и можно объяснить нередкие случаи «семейной картавости». В данном случае родители, у которых неправильное произношение звука, не могут заниматься автоматизацией звука с ребенком. Когда у ребенка звук поставлен, автоматизировать его нужно на занятиях с педагогами или с тем из родителей, у которого нет речевых проблем.
Если в семье «двуязычие», то это становится большой проблемой. В детском саду ребенок учится произносить звуки русского языка, а приходит домой и слышит другую речь. Хорошо, когда в этом случае родители идут навстречу педагогам и в период занятий с логопедом по постановке и автоматизации звуков не используют второй язык. Добавлю, что детям, имеющим проблемы со звукопроизношением, не рекомендуются ранние занятия английским языком.
Отдельная история, когда родители начинают сознательно «подстраиваться» под речь ребенка, копировать его неправильное произношение. Вследствие этого, ребенок не только лишен правильного образца для подражания, но также утрачивает стимул для совершенствования собственной речи – ведь его речь и так нравится взрослым. В данном случае требуется помощь логопеда.
Бывают случаи, когда родители невнимательно, безразлично относятся к речи ребенка, не обращают внимания на неправильное произношение, а также на речь в целом. Это можно назвать педагогической запущенностью.
Все перечисленные причины неправильного произношения являются социальными. Ребенку в данных случаях мешает самостоятельно овладеть правильным звукопроизношением окружение, среда.
Что делать в таких случаях? Немедленно бежать к логопеду и не ждать, когда у вашего ребенка звукопроизношение «само» станет нормальным.
Учите детей говорить выразительно
Около 53% детей с отставанием в развитии речи не могут выразить эмоционально – смысловое содержание высказывания, иными словами, не умеют выразительно говорить.
В связи с этим родителям необходимо выполнять с детьми специальные упражнения, которые помогут им научиться говорить с выражением.
1. Ребенок упражняется в произнесении коротких фраз с заданной интонацией.
Взрослый говорит фразу, например: Наконец – то выглянуло солнце! Ребенок воспроизводит фразу с той же интонацией сначала вместе со взрослым. Затем малыш сначала выслушивает взрослого, а после этого повторяет фразу один с таким же выражением (Мама дома ? Катя здесь!).
Наконец, ребенку предлагается самому придумывать предложения и произносить их с нужной интонацией самостоятельно.
2. Далее работа по формированию интонационной стороны речи проводится на материале нескольких предложений; затем коротких рассказов, историй, стихов, сказок. Последовательность этапов работы сохраняется: вместе со взрослым, после него, самостоятельно.
При выполнении всех упражнений хорошо использовать мимику и жесты.
3. Взрослый произносит фразу, выделяя каждое слово. Например, Наташа подарила Саше лошадку. Задает ребенку вопросы, интонационно выделяя нужное слово и просит дать полный ответ, добиваясь, чтобы ребенок тоже выделял слово – ответ интонационно: Кто подарил лошадку Саше? -
Наташа подарила Саше лошадку.
Что сделала Наташа? – Наташа подарила Саше лошадку.
Кому подарила Наташа лошадку? – Наташа подарила Саше лошадку.
Что подарила Наташа Саше? - Наташа подарила Саше лошадку.
4. Выучите с ребенком для закрепления стихотворения. Следите, чтобы он правильно использовал интонационные средства выразительности.
Например: Зайка плачет:- Ой – ой – ой!
Я ударился ногой!
- Мы сейчас достанем йод,
И нога твоя пройдет.
Ты у нас совсем большой,
Что ж ты плачешь:- ой – ой – ой!
Предварительный просмотр:
О проблемах письма и чтения у младших школьников
В настоящее время среди детей можно наблюдать нарушения чтения и письма. Проявляются они в том, что ребёнок испытывает затруднения при овладении навыками чтения и письма.
При чтении он допускает следующие ошибки:
- не может составлять слоги из букв;
- переставляет местами звуки в слове (не улавливает их последовательности);
- неправильно читает буквы (при чтении заменяет одни звуки на другие);
- пропускает буквы (не читает их);
- может добавлять лишние звуки;
- читает очень медленно;
- плохо понимает прочитанный материал (часто не понимает его совсем),
это сказывается на его успеваемости по другим школьным предметам;
- не может запомнить прочитанное и пересказать его.
При письме характерно то, что:
- ребёнок не может писать ровно, то есть удерживать строку;
- пишет буквы разного размера;
- может писать вместо одних букв другие;
- может добавлять буквы в словах;
- пропускает буквы в словах;
- переставляет их местами;
- может писать слева направо;
- может разрывать при письме слово на части;
- может слитно писать два слова подряд.
Эти специфические ошибки в основном не связаны с правилами орфографии и не являются единичными.
Если у ребёнка выявлены признаки данных нарушений, обязательно надо проконсультироваться у специалистов. Проблема не является изолированной, решать её надо в комплексе с логопедом, психологом, возможно невропатологом.
Если вы хотите помочь своему ребёнку, не забывайте, что:
- ничего не делается быстро, нужны время, терпение и система;
- необходимо выполнять всё, что назначено специалистом, и не от случая к случаю;
- не пытайтесь нарушения письма и чтения исправить количественными приёмами: диктантами, чтением больших текстов. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться, принесут только вред.
Если на дом задали прочитать текст или много писать, надо, чтобы ребёнок это делал не в один приём, а с перерывами, разбив текст на части. Это позволит лучше справиться с домашним заданием.
Учителям нужно помнить, что ошибки фиксируются в памяти ребёнка. По этой причине нежелательно давать детям с нарушением письма упражнения с неоткорректированным текстом (на поиск ошибок). Суть работы над ошибками в том, что ребёнок не видит неправильно написанные слова, а работает с педагогом над «опасным» местом в слове.
Подвижных детей не стоит насильно заставлять выполнять какие-то дополнительные задания. И развитие фонематического восприятия, и звукобуквенный анализ, и развитие памяти, внимания – всё это можно делать в любой обстановке. Это касается и учителя и родителей. Призовите свою фантазию.
Например:
- находясь в комнате или кабинете, попросите ребёнка найти не меньше десяти слов (названий предметов), где первым был бы звук [с] (или любой другой);
- возвращаясь из школы, попросите ребёнка внимательно смотреть на дорогу; а затем спросите, сколько красных машин проехало, сколько всего машин проехало;
- учитель в начале урока, в качестве разминки, может задать любой вопрос (о здании школы, школьном коридоре), проверить память и внимание учеников (некоторые из них даже не знают, сколько этажей в школьном здании); заставить их не только смотреть, но и видеть. Через некоторое время дети сами начнут придумывать такие упражнения;
- играйте в анаграммы, когда из одного длинного слова надо составить множество слов поменьше.
Для предупреждения у ребёнка нарушений чтения и письма необходимо:
- Развивать речевой слух.
- Учить воспринимать на слух и анализировать единицы речи (звукосочетания, слова и предложения).
- Уточнить, устойчивы ли произносительные навыки.
- Хорошо ли воспринимается, анализируется и удерживается в памяти зрительный материал, слуховой материал.
- Определить уровень сформированности пространственно-временных ориентировок.
Любые игры, направленные на развитие речи и психических процессов (память, внимание, восприятие) полезны для ребёнка. Но они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения, на подъёме.
Предварительный просмотр:
Практические советы для родителей по развитию речи детей
С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка лишь речевые звуки, и то, только в словах, служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. А прежде чем ребенок научится понимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию. Два слова, одно из которых выражает одобрение, а второе- угрозу, но произнесенные одинаково, ребенок будет и воспринимать совершенно одинаково, не различая их по смыслу.
Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.
Речь - это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих — ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.
Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.
Наша задача убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Взрослый необходим ребенку как источник помощи и защиты.
Обучение в данном возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе, подражания приятному взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему, и плохому. Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Она во многом зависит от родителей, от их образования, культурного развития ребенка.
Родительство - уникальный труд. От других видов его отличает обязательная самоотдача и самовоспитание. Как часто « в сердцах» и « от души» воспитываем детей, проявляя свою беспомощность! Для ребенка родители – это боги: утешают, понимают, создают праздник, наказывают и милуют, а сколько знают!
Часть родителей завышают возможности ребенка: ну как ты этого не понимаешь? Сколько раз повторять? Часто не учитываются возрастные особенности ребенка. Так, родители больше склонны воздействовать через речь, а лучше - подключать игру, показ, действие. «Слова учат, а пример заставляет подражать» (латышская пословица).
А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.
Учить ребенка весьма не просто. В особенности если обучающий (т.е. вы) не обладает достаточным педагогическим опытом и навыками. Сложно, но очень даже можно! Главное, чтобы ребенок не воспринимал образовательный процесс как наказание за разбросанные по полу игрушки, а вы – как ежедневную получасовую каторгу. А достаточно этого можно, следуя весьма нехитрым (но очень полезным!) советам, которые мы осмелились предложить вам:
Совет № 1.
Во время обучения поддерживайте у ребенка положительный эмоциональный настрой.
Совет № 2.
Наберитесь терпения! Темп усвоения материала у всех детей разный; если ребенок ошибся, покажите, как исправить ошибку
Совет № 3.
Превратите процесс обучения в веселую и занимательную игру. Тем самым вы будете поддерживать у ребенка интерес к занятиям.
Что делать, если вы заняты, а ребенок рядом?
Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком. Например, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено — тем самым малыш окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Ведь развитие пальцев тесно связано с развитием речи ребенка.
Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками. Скорлупу можно раскрасить любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.
Увлекательными могут быть игры с тестом. Тесто для этих игр нужно не обычное, а соленое. Такое тесто после высыхания делается словно камень. Поделки из него хранятся очень долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды (ее можно подкрасить), 2 ст. ложки растительного масла — все смешать, чуть подогреть, и получится мягкий комок. Лепите на здоровье!
Наверное, в каждом доме имеется старая пряжа, нитки, вата, поролон, пух, пуговицы, бисер и т.п. Найдите им достойное применение! Из ваты и ниток, пуговиц и бусинок попробуйте сделать портрет зайчика или вашей кошки Мурки.
Аппликации из пуха хорошо передают изображение снега, зверей, птиц. Детали могут закрепляться на фоне без клея, нужно лишь правильно выбрать фон. Им может служить любой материал, имеющий шероховатую поверхность: бархатная бумага, наждачная бумага и т. д.
Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Если малышу трудно их пришивать, то пока можно укрепить их на тонком слое пластилина.
Пусть малыш отвернется, а вы помешайте ложкой в стакане, закройте крышкой кастрюлю и т. д. Предложите ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.
Вместе с ребенком попробуйте приготовить необычный ужин. В названии блюд должен быть звук «С». Что можно приготовить? Салат, сырники, морс, суп. Не путайте твердые и мягкие согласные звуки! И если ребенок скажет «селедка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твердого и мягкого звука. По этому же принципу придумайте меню с названиями блюд, где встречаются другие звуки.
Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук «Ч» — чашки, чайник, а затем со звуком «Л» — ложки, вилки, салатник и т. д.
Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук «Р». Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:
Кар-р-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-рсики или бананы? Лук или огур-р-рцы? Помидор-р-ры или баклажаны?
Игры— «превращалки»
Жили-были разные слова. Но, однажды они так веселились, играли, бегали, танцевали, что перепутали свои буквы и слоги. Наведи порядок в словах: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и т. д.
Замени первый звук в словах, которые я скажу, звуком «Щ» и назови новое слово.
Был кит, а стал щит, тучка — щучка, река — щека, венок — щенок, мель — щель.
Давай искать слова на кухне. А вот и корзинка (коробочка, мешочек и т. д.), в которую мы их будем складывать.
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?..
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в СЛОВО!
Угостим друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» все.
Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
«Наши помощники»
Как одним словом назвать прибор, который варит кофе (кофеварка), режет овощи (овощерезка), мелет кофе (кофемолка), выжимает сок (соковыжималка), чистит картофель (картофелечистка)?
«Приготовим сок»
Спросите ребенка, какой сок получается из яблок (яблочный), из груш (грушевый), из слив (сливовый), из вишни (вишневый), из моркови, лимонов, апельсинов и т. д.
И наоборот — из чего получается апельсиновый сок?
«Назови ласково»
Попросить ребенка назвать ласково все предметы на кухне.
«Что, где лежит?»
Предложить ребенку рассказать где какие предметы находятся (вверху, внизу, слева, справа, в…., на…., под…, за…, между…, около…. и т.д.)
«Веселый счет»
Предложить малышу посчитать посуду (тарелки, вилки…и т.д.). Например, одна тарелка, две тарелки, три тарелки, четыре тарелки, пять тарелок… и т.д.
«Чего не стало?»
Попросить ребенка внимательно посмотреть, что лежит на столе. Затем малыш закрывает глаза, а взрослый убирает один из предметов.
«Приготовим вкусный обед (салат, суп, кашу, компот)»
Взрослый просит ребенка озвучить его действия (Например: «Что я делаю?», «Ты трешь…, шинкуешь…, отрезаешь…»
Несколько простых игр, стимулирующих развитие мелкой моторики
Как можно чаще, даже в очереди, рисуйте ребенку всевозможные лабиринты. Пусть "пройдет" по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. ("Этот лабиринт в замке Снежной Королевы, он из льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет").
Обведение любых вкладышей из серии "рамки и вкладыши Монтессори" полезно для развития руки, не менее полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под разным утлом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штрихование получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного до яркого, темного. Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны образцы, так что штриховать придется и вам.
Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов.
Для детей от 1 года до 3-х лет лучше всего подходят шнуровки фабричного производства, как объемные, так и плоские. Они безопасны и прочны. Для 4-х летнего ребенка задание следует усложнить, приблизив к реальности. Проткните шилом или гвоздем дырки в толстом картоне. Эти дырки должны располагаться в каком-либо порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть малыш самостоятельно вышьет этот узор с помощью большой "цыганской" иглы и толстой яркой нитки.
Пришивание настоящей пуговицы настоящей иголкой вполне под силу 4-х летнему ребенку, под Вашим наблюдением, конечно.
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.
Нарисуйте на листочке в клеточку несложную дорожку, если малышу не составит труда ее точно перерисовать, нарисуйте дорожку посложней.
Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты -как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж. Приклеивать различные кусочки ткани, листья, макаронины, вату, ленточки, яркие бумажки к бумаге, создавая картинки.
С 3-х лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки всё из тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров из сложенных в несколько раз листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.
Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги - задание на тренировку руки и на аккуратность.
Лепить из пластилина можно начинать уже в год, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.
Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте для малыша соленое тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата.
Вот рецепт: мука - соль- вода- подсолнечное масло. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла). Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго хранится в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу.
«Упражнения с тестом».
Отщипывать кусочки двумя пальчиками, потом прилеплять их (напр. глазки).
Хлопать по тесту, плющить его всей ладошкой, катать колбаски ладошкой и каждым из пальцев.
Отпечатывать на тесте пальцы, палочки.
Совмещать тесто с другими материалами (горохом, фасолью, веточками, вермишелью, соломкой).
Можно слепить колечки и их нанизывать на шнурок.
«Волшебный мешочек».
Ребенку показываем несколько предметов, кладем в непрозрачный мешок, лучше из ткани, и предлагаем ребенку, ощупывая их внутри мешка, определить каждый предмет.
«Парочки».
Подбираем одинаковые предметы (специальные лото, носочки, варежки и т.п.)
«Пересыпание-переливание».
Ребенок пересыпает круглый рис из небольшого кувшинчика по чашкам.
«Бусы».
На шнурок для обуви (обязательно с жестким наконечником) нанизываем: колечки от гардин, крупные макароны, пуговицы, крупные бусины (список по мере усложнения задания).
«Рисование пальчиком».
Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами, можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами. Можно использовать специальные краски для рисования руками. Покажите, как можно, обмакнув палец в краску, рисовать горошки, потом - полоски или более сложные линии. Объединять их в цветочки, грибочки и т.п. Предложите ребенку: нарисовать глазки киске, собачке и пр. (вырезанным из бумаги и раскрашенным предварительно мамой)
- разрисовать бумажную тарелку (настоящую или просто кружок из плотной бумаги)
- разрисовать вырезанные из бумаги силуэты посуды, знакомой ребенку.
Желаем вам успехов в занятиях и радости в общении!
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей будущих первоклассников
Представленные рекомендации помогут родителям проанализировать устную речь ребенка (ведь именно от ее сформированности зависит овладение письмом), распознать намечающиеся у него трудности и предотвратить дисграфию.
Задания, предложенные для проверки речи ребенка, в дальнейшем можно использовать и как тренировочные, если какие-то моменты западают.
Для исследования словарного запаса применяются следующие приемы:
1) название предметов, относящихся к личным группам, например: известные цветы, деревья, виды транспорта…;
2) нахождение общих названий для группы однородных предметов (чашка, стакан, блюдце- посуда), можно показать картинки ребенок перечисляет предметы и называет общее слово;
3)подбор признаков и название по признакам предмета, например: кислый, желтый лимон);
4)подбор действий к предмету (птица…, уж…, собака…);
кто чем занимается: повар…, ученик…,
5)подбор предметов к действию: лает…, мяукает…;
6)подбор слов, близких по значению: храбрый - смелый, хороший - приятный;
7)подбор слов противоположного значения: белый - черный, хороший – плохой, узкий-широкий, толстый-тонкий, длинный-короткий;
8)можно проверить понимание ребенком переносных значений. Для этого объясняются значения выражений:
золотое сердце
злой язык
короткая память…
Для проверки грамматической системы словоизменения можно предложить следующие задания:
назови один (глаза, уши, …);
назови много (нос, лоб, ухо, …);
закончи словосочетания:
три помидора, пять…,
одна конфета, шесть…,
три медведя, пять…,
одно зеркало, семь…
Для проверки грамматической системы словообразования предлагаются следующие задания:
а) Подбери подходящее по смыслу слово:
Большой сад, а маленький…,маленькая куколка, а большая…
б) Закончи предложения:
Весной картошку сажают, а осенью…
Воду наливают, а соль…
в) Назови детишек:
у медведицы-
у коровы-
у слонихи-
у кошки-
у собаки-
г) Образуй прилагательные:
кораблик из бумаги – бумажный кораблик
шуба из меха
у лисы хвост
у зайца хвост…
С целью проверки состояния связной речи можно попросить ребенка рассказать, что он видит на картинке. Для овладения связной речью следует научить ребенка давать полный ответ на вопрос, вызвать у ребенка желание о чем-то рассказать, расспрашивать о важных для него событиях, слушать внимательно и направлять сбивчивый рассказ путем вопросов по содержанию.
Прослеживанию последовательности событий очень помогает составление ребенком рассказов по серии сюжетных картин, сам порядок расположения которых является планом рассказа и не дает уклониться в сторону.
Для упражнений в рассказывании используют пересказ сказки или рассказа, прочитанного взрослым, пересказ фильма, мультфильма, продолжение рассказа по началу, составление рассказа по концу.
Большое внимание следует уделить проверке уровня сформированности фонематических процессов, т.е. умению ребенка различать звуки родного языка (например, звонкие и глухие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие) и анализировать слово по звуковому и слоговому составу. Недостаточный уровень развития фонематических процессов у ребенка – это серьезная предпосылка для развития дисграфии.
Насторожитесь, если ребенок допускает ошибки в ответах на предложенные задания и используйте похожие задания для тренировки нарушенных процессов.
Задание для проверки (развития) фонематических процессов.
1) Назови первый звук в слове: облако, аист, утка, иглы, слон, танк, грабли и т.п.
2) Назови последний звук в слове: пила, грибы, очки, кольцо, кенгуру, жук, автобус, шар, стул, танк, и т.п.
3) Какой звук находится в середине слова? ( этот гласный звук можно произнести более протяжно): рак, дом, кит, сыр, лук.
Не используйте слова с гласными Ё, Е, Я, Ю !
4) Назовите ребенку слово по отдельным звукам: М, А, К. (Но называйте звуки правильно, не МЭ, а М, не КА, а К) Ребенок должен назвать предложенное слово. Примеры слов: сыр, мир, дом, сок, рука, шуба, сумка, шапка)
5) Положи (нарисуй) столько кружков, сколько в слове звуков. Предложите ребенку слова из трех звуков: рак, пол; затем из четырех звуков: рука, жуки.
6) Определить наличие (или отсутствие) заданного звука в слове. Например, есть ли звук Р в словах: рука, замок, лодка, ведро. Давайте ребенку задания с разными звуками.
7) Подобрать слова определенной тематики на заданный звук. Например, назови ягоду на звук М, одежду на звук К, овощ на звук П.
8) Повторить цепочку слогов. (Называйте слоги четко и медленно):
ТА-ТА-ДА, ЗА-СА-ЗА, РА-ЛА-РА
9) Определить место звука в слове (начало, середина, конец). Например, где находится звук Ш в словах: шуба, ландыш, кошка.
10) Повторить сложные по слоговому составу слова: милиционер, регулировщик, электричество. Если ребенку трудно, предложите слово прохлопать: ми-ли-ци-о-нер.
Эти задания очень показательны в плане проверки речи у детей, но также имеют огромный развивающий потенциал. Дети воспримут их как интересную игру. Предложите им придумать задания для Вас. Играть можно не только дома, но и на прогулке. Продолжайте заниматься-играть до тех пор, пока ребенок не научится легко справляться со всеми предлагаемыми ему заданиями.
Удачи Вам и Вашим детям!
Предварительный просмотр:
Правила выполнения артикуляционной гимнастики.
1. Упражнения должны нравиться малышу! Желательно знакомить ребёнка с новым упражнением эмоционально в форме игры, сказки.
2. Выполнять логопедические упражнения необходимо регулярно – каждый день.
3. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
5. Выполнять движения губами и языком необходимо чётко, под счёт. Статические упражнения (удержание артикуляционной позы в одном положении)выполняются по 10-15 секунд.
Предварительный просмотр:
Точечный массаж при заикании
Заикание встречается чаще всего в детском и юношеском возрасте. Наиболее распространенная причина — испуг или психическая травма. Точечный массаж может оказаться хорошим дополнением к логопедическим занятиям и медикаментозному фону, назначенному врачом. При этом рекомендуется избегать психических травм. Воздействие на точки следует проводить успокаивающим методом, приемом легкого надавливания в течение 3—5 минут. На курс — 12 ежедневных сеансов, повторные курсы проводят с перерывом в 7—10 дней (рис. 3.5).
Рис. 35. Точечный массаж при заикании
Точка 1 — симметричная, находится на передней поверхности запястья между сухожилиями. Массировать поочередно справа и слева в положении сидя, рука лежит на столе ладонью вверх
Точка 2 — симметричная, находится на передней поверхности предплечья выше средней складки запястья, между сухожилиями.
Точка 3 — симметричная, находится на задней поверхности плеча выше локтевой складки вытянутой руки. Массировать поочередно, сидя, массируемая рука опущена вдоль туловища.
Точка 4 — симметричная, находится на голени ниже подколенника. Массировать одновременно, в положении сидя с вытянутыми ногами.
Точка 5 — симметричная, находится в углублении над скуловой дугой у основания ушной раковины. Массировать одновременно, сидя.
Точка 6 — симметричная, находится на голени выше внутренней лодыжки. Массировать одновременно справа и слева в положении сидя.
Точка 7 — симметричная, находится на предплечье выше средней складки запястья, в углублении у шиловидного отростка лучевой кости. Массировать поочередно, сидя, рука лежит на столе.
Точка 8 — несимметричная, находится на границе волосистой части головы по задней срединной линии. Массировать в положении сидя, слегка наклонив голову вперед.
Точка 9 — симметричная, находится на границе тыльной и ладонной поверхностей кисти над головкой V пястной кости. Пассировать поочередно в положении сидя, рука лежит на столе ладонью вниз, пальцы полусобраны в кулак. Воздействовать на точку тонизирующим методом, приемом глубокого надавливания в течение 0,5—1 минуты.
При заикании точечный массаж проводят ежедневно в течение 12 дней. После семидневного отдыха курс повторить. Последовательно провести 3—4 курса. Ребенок во время массажа должен быть спокойным, расслабленным. Избегать острой пищи, крепких напитков: чая, кофе, так как они возбуждают нервную систему, снижают эффект воздействия. Натощак или сразу после еды массаж проводить не рекомендуется.

