Внедряя ФГОС... 5 класс (Русский язык)
В 2015-2016 году, работая над внедрением ФГОСа в 5 классе, представляю мои учебно-методические разработки по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-fgos.docx | 35.79 КБ |
moy_konspekt.docx | 232.88 КБ |
urok.ppt | 2.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта модуля
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема: Корни с чередованием гласных букв
Тип урока: Урок отработки умений
Форма: урок - путешествие
Планируемые результаты:
предметные: научиться применять правило написания в корнях слов повторить, обобщить и закрепить знания по данной теме; развивать интерес к изучению русского языка, совершенствовать умение выделять части слова, повышать уровень грамотности учащихся, обогащать их словарный запас; воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и внимательность к слову.
метапредметные (УУД):
- коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; уметь работать в группе; в паре;
- регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию;
- познавательные: объяснить языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова;
- личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи, установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.
Предварительный просмотр:
Тема: Фразеологизмы
Тип урока: урок изучения новых знаний
Методы: эвристические, , наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.
Цели урока:
- Образовательные:
- развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические умения.
- Развивающие:
- осуществлять системно-деятельностный подход;
- развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развивать умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- Воспитательные:
- воспитывать интерес и уважение к родному языку;
- воспитывать ценностное отношение к слову;
- развивать коммуникативные УУД:
- формировать взаимодействие учащихся в групповой работе на основе уважения друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные: обеспечить в ходе урока развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений,
Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, стремление к речевому самосовершенствованию, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
Метапредметные: продолжать формирование общеучебных знаний, умений и навыков, содействовать развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач.
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач; структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения; овладение основными понятиями фразеологии; опознание фразеологических оборотов по их правилам; различение свободных сочетаний слов и фразеологизмов; получение представлений о синонимичных фразеологизмах; использование фразеологических оборотов в устной речи, в том числе замена фразеологизмов словами-синонимами и наоборот; получение сведений о фразеологизмах разных народов.
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и исправлений, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Характеристика основных видов деятельности (УУД) по теме:
- овладевают основными понятиями фразеологии;
- опознают фразеологические обороты по их правилам;
- различают свободные сочетания слов и фразеологизмы;
- получают представление о синонимичных фразеологизмах;
- используют фразеологические обороты в устной речи, в том числе заменяя фразеологизмы словами-синонимами и наоборот;
- получают сведения о фразеологизмах разных народов.
Оборудование:
- ПК; интерактивная доска, презентация к уроку, видеофайлы.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I. Оргмомент. 1 мин. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. -Внимание на экран! Из видеосюжета выберите точные и образные выражения. | Включение в деятельность | мобилизация внимания, уважение к окружающим;(Л) планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К); саморегуляция (Р) |
II. Постановка проблемы (основного вопроса урока). 3 мин. | Проблемная ситуация. Видеофайл № 1 -А вы, дети, знаете, что такое идиомы? -Какова тема нашего урока? Слайд № 1 Лексическое значение слова «фразеологизм». - Как вы считаете, каковы задачи нашего урока? - Что мы будем делать на уроке?
Да,
| Работа с фразами, поиск цели урока, обучающиеся высказывание предположений, формулирование проблемного вопроса и темы урока. | |
III. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. 5 мин. | 1 Орфографический практикум (стр.116 учебник). Сжигать мосты Бездонная бочка - человек, который может выпить много жидкости; (Сизифов труд, бочка данаид) Забирать последнее – присваивать, обворовывать; Вздохнуть свободно – почувствовать облегчение; Воспрянуть духом – стать бодрым; Положить на обе лопатки – победить; Вопросы: -Объясните орфограмму, как она называется? - Подчеркните орфограмму. – Назовите условия выбора орфограммы.
Слайд № 2 Эпиграф. Чтение эпиграфа.
| Записывают слова Самопроверка Отвечают на вопросы Формулируют правила Проверка домашней работы Работа с фразами, поиск основной проблемы урока, Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками | Владеть приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения, (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); подведение под понятие (П); выполнение пробного учебного действия (Р); фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); аргументация своего мнения и позиции (К); учет разных мнений (К); Целеполагание(Р) Высказывание предположения на основе наблюдений. Формулирование проблемы урока. (П); определение основной и второстепенной ин- формации (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); |
III.Систематизация изученного. Составление кластера. 1 мин. | Слайд № 3,4,5 Кластер
| Самостоятельно составляют фрагменты кластера в технологические карты | осознанное и произвольное построение схематического знакового речевого высказывания (П); |
IV. Открытие нового знания. 7 мин. | 1.Выполнение упр. 257(устно) Сделайте вывод:
Один иностранный художник, не знающий русского языка, любезно согласился проиллюстрировать несколько фразеологизмов для мультфильма. Вот что у него получилось. Видеофайл № 2 1.Обрати внимание на фразеологизм «СПУСТЯ РУКАВА»
Делам вывод: фразеологизмы - неделимые словосочетания. 2. Составление предложения, выборочный синтаксический разбор.
-Что такое фразеологизмы? 3.Самостоятельная формулировка правила 4. Проверка на стр.116 5.Смысловое чтение. Сформулируйте вопрос к тесту на стр.117 | метод ознакомительного чтения; взаимопроверка Предположения, выводы, самостоятельная формулировка правила Виды разборов Запись в тетради Обсуждение Работа с учебником | Анализ, синтез, сравнение, обобщение, (П); использование знаково-символических средств(П); подведение под понятие (П); установление причинно-следственных связей (П); построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);достижение договоренностей и согласование общего решения (К); осознание ответственности за общее дело (Л); |
V. Развитие учебноязыковых, правописных и речевых умений. 7 мин |
Стр.117, упр. 259 Работа в группах (Лингвистическая игра)
Проверка. Слайд № 6 Сделайте вывод:
(Версии) Внимание на экран! Видеофайл № 3 (Видеофильм «Зарубить на носу»)
Стр. 119, Смайлик (Лингвистическая игра) Прочитайте задание: (Мальчики назовут фразеологизмы, похожие по смыслу, а девочки выберут устойчивые выражения с противоположным значением) Девочки запишут через тире, а мальчики – через запятую. ПРОВЕРКА Девочки на экране Слайд № 7 Мальчики на экране Слайд № 8 Сделайте вывод:
| Работа со словарями Самостоятельная работа с использованием знаний по лексике и комментированием Ответы на вопросы, графическое выделение Повторение морфологии. Творческая работа | нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); анализ, синтез, сравнение, обобщение, (П); использование знаково-символических средств(П); установление причинно-следственных связей (П); построение логической цепи рассуждений, вы- ведение следствий (П); самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); контроль, коррекция, оценка (Р); |
Физминутка 2 мин. | Слайд № 9 Физминутка Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять -- Встанем, как аршин проглотили. -- Проголосуем обеими руками. -- Согнемся в три погибели. -- Попрыгаем, как заяц. -- Дадим задний ход. -- Посмотрим друг другу в глаза. -- Сделаем хорошую мину при плохой игре. -- Побьём друг другу челом. -- Разведем руками. -- А теперь -- руки в брюки. -- Подержим нос по ветру. Но в ногах правды нет, занимайте свои места. | ||
VI VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение. 8 мин | Работа в группах. Речеведческий анализ текста. Задания группам. Слайд № 10
ПРОВЕРКА Слайды № 11,12,13 - Лидеры групп, дайте свою версию ответа. Слайд № 14
Слайд № 15 | Правила правописания | Включение нового знания в систему знаний (П) совершенствовать орфографические умения(П) Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.). Строить логические рассуждения.(П) |
VII. Итог урока. 3 мин. | Слайд № 16 Возвращение к ЭПИГРАФУ Урока.
Задание. Закончить кластер:
Слайд № 17, 18
Итоги урока:
| Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы. | рефлексия способов и условий действия (П); контроль и оценка процесса и результатов дея- тельности (П); самооценка на основе критерия успешности (Л); адекватное понимание причин успеха / неус- пеха в учебной деятельности (Л); выражение своих мыслей с достаточной пол- нотой и точностью (К); использование критериев для обоснования своего суждения (К); |
VIII. Рефлексия 1 мин. | РЕФЛЕКСИЯ Слайд № 19 Выберите нужный фразеологизм, определяющий вашу самооценку. | ||
IX. Домашнее задание. 1мин. | Домашнее задание Д. у - Упр. 260; В. у – упр. 260 + ( ⃰ ) Творческая работа по заданию на стр.118 | Запись в дневниках | Свободно пользоваться электронными ресурсами в учебных целях.(П) |
Ресурсы сети Интернет:
1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)
2. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий ( http://www.testsoch.com)
Источники:
1.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс. М. «ВАКО» 2011
2. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. М. Мнемозина, 2003
3.Рыбченкова Л.М., Алесандрова О.М и др. Русский язык 5класс.М. Просвещение, 2014
4.«Нестандартные уроки. Русский язык. 5 – 11»,автор-составитель Н. А. Шарова, Волгоград, 2010
5.Быстрова Е.А. и др.Учебный фразеологический словарь русского языка. М. Просвещение, 2008
6. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М. Просвещение, 1992
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Живой народный язык, сберёгший в жизненной свежести дух, который придаёт языку стройность, силу, ясность, целость и красоту, должен послужить источником и сокровищницей для развития образованной русской речи.
1 – 1; 2 – 5; 3 - 3; 4 - 2; 5 - 7; 6 - 6; 7 - 4.
Девочки С гулькин нос – хоть отбавляй, хоть пруд пруди; душа в душу (жить) – как кошка с собакой (жить).
Мальчики Бить баклуши, валять дурака, гонять лодыря, считать ворон, плевать в потолок.
Физминутка -- Встанем, как аршин проглотили. -- Проголосуем обеими руками. -- Согнемся в три погибели. -- Попрыгаем, как заяц. -- Дадим задний ход. -- Посмотрим друг другу в глаза. -- Сделаем хорошую мину при плохой игре. -- Побъем друг другу челом. -- Разведем руками. -- А теперь -- руки в брюки. -- Подержим нос по ветру. Но в ногах правды нет, занимайте свои места.
Задания группам 1) В предложенном тексте найдите и выпишите фразеологизмы с помощью нужного словаря. 2) Определите стиль речи в тексте. 3) Догадайтесь, о ком идёт речь в вашем тексте?
Из биографии…
У смертельного одра великого поэта.
Неожиданная встреча
«Я принадлежу к тому народу, на языке которого думаю. А я думаю по-русски…»
Живой народный язык, сберёгший в жизненной свежести дух, который придаёт языку стройность, силу, ясность, целость и красоту, должен послужить источником и сокровищницей для развития образованной русской речи.
Рефлексия Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы: На все сто (отлично, хорошо) Без сучка и без задоринки (хорошо, безукоризненно) Не ударил в грязь лицом (показал себя с лучшей стороны) Первый сорт (лучше всех) Не ахти как (не очень-то, не особенно хорошо) Через пень колоду (плохо, небрежно)
С. у - Упр. 260; Д. у – упр. 260 + ( ⃰ ) В. у - Творческая работа по заданию на стр.118 Для любознательных – расшифровать логотип фразеологизма Домашнее задание