Моя методическая копилка

Пичугина Наталья Валентиновна

Рецензия

на урок-праздник «Великий Сын Земли Российской», проведённый

ПИЧУГИНОЙ НАТАЛЬЕЙ ВАЛЕНТИНОВНОЙ,

учителем русского языка и литературы

МБОУ «Кожевниковская СОШ №1»

Урок – праздник был проведён Пичугиной Н.В. 23 ноября 2013 года. На уроке присутствовали учителя русского языка и литературы «Кожевниковской СОШ №1», администрация школы, родители учащихся. Данное мероприятие не входит в рамки школьной программы по литературе. Главной целью  урока являлось вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую и самостоятельную познавательную деятельность.

Мероприятие имело интегрированную направленность, связано со многими учебными дисциплинами (историей, литературой, обществознанием), культурологией. В процессе подготовки  и в ходе урока было сформировано целостное представление учащихся о личности великого русского учёного М. В. Ломоносова, о его роли и месте в отечественной науке. Урок – праздник разработан в соответствии с возрастными особенностями пятиклассников. Задания были доступными, логичными, имели элемент научности.

На уроке закреплялись, обобщались и систематизировались  знания, полученные ранее  (например, об открытиях М. В. Ломоносова, о вкладе учёного в развитие  российской науки). Данный урок способствовал развитию связной речи учащихся, их творческих способностей; был направлен на развитие  мыслительных процессов детей, внимания, умения вести диалог и

На разных этапах урока были использованы: объяснительно-иллюстративные методы; методы проблемного обучения; методы организации учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации. При подготовке к мероприятию огромное внимание уделялось методам самостоятельной познавательной (исследовательской) деятельности.

Атмосфера урока была живой, доброжелательной, эмоциональной; учитель грамотно направляла детей, выслушивая мнения каждого. В разговор о личности учёного были вовлечены и гости, присутствовавшие на уроке. Отдельного внимания заслуживает воспитательный момент урока: через изучение личности М. В. Ломоносова дети рассуждают о патриотизме, испытывают чувство гордости за то, что речь идёт о заслугах русского учёного, сформировавшего представления о научных знаниях в разных областях.

Обучающиеся на уроке были активны; изучение личности великого учёного заинтересовало их и, более того, оно будет продолжено, поскольку классная учебно-исследовательская конференция, запланированная Пичугиной Н.В. на декабрь 2013 г., является логическим завершением систематической работы учителя, направленной на развитие одарённости учащихся.

Учителя русского языка и литературы МБОУ «КСОШ №1»:

Федорова Л. Б.

Захарова Е. В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий урока24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий литературного праздника – урока

«Великий Сын Земли Российской»

Целевая аудитория: учащиеся 5А класса;

Присутствующие: родители обучающихся, администрация «КСОШ №1»;

Дата проведения: 23.11.2013 г   Время: 14.00 -15.00

Цель и задачи: подвести итог сформированных представлений о жизни основоположника отечественной науки М. В. Ломоносова; обобщить знания, полученные в начальной школе, об открытиях М. В. Ломоносова; подробнее ознакомиться с фактами биографии великого учёного; способствовать развитию познавательных интересов учащихся и расширению их кругозора; развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся (развитие одарённости), воспитание  чувства гордости за великого Сына России;

Оформление мероприятия: портрет М. В. Ломоносова (на доске); цветные таблички со словами: «ода», «компас», «смальта» и др; выставка книг о российском учёном; буклет «Великие открытия М. В. Ломоносова»; мультимедийная установка, проектор (включены с самого начала мероприятия); выставки исследовательских работ учащихся 5А класса по теме мероприятия;

Эпиграф: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли Просвещения» (А. С. Пушкин);

Примечание: дети посажены группами (всего 3 группы); каждое выступление ученика сопровождается слайдами

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент, приветственное слово учителя:

- Добрый день, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок. Это даже не урок, а праздник, на котором мы чествуем и вспоминаем прославленного сына России, гениального учёного, первооткрывателя, М. В. Ломоносова. Сегодня мы поговорим о страстном борце за русскую национальную культуру, поговорим о человеке, который стремился воспитать любовь и уважение к своему историческому прошлому.

Обращение к эпиграфу урока, беседа по нему;

  1.  - Ребята, давайте вспомним, что мы уже знаем о великом русском учёном?(звучат ответы детей);
  2. Полякова Настя:

В стихотворении Н. А. Некрасова есть такие строки:

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и доброй воле

Стал разумен и велик.

М. В. Ломоносов – сподвижник Просвещения, основоположник русской поэзии. Он написал более 20-ти торжественных произведений, которые в литературоведении называются «одами» (обращение внимания обучающихся на доску).

Науки юношей питают,

Отраду старшим подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной – случай берегут.

В домашних трудностях – утеха

И в дальних странствах – не помеха.

Науки пользуют везде:

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

- Ребята! Настя прочитала нам фрагмент из оды М. В. Ломоносова. О чём здесь говорится? (ответы учащихся)

- Талант Ломоносова раскрылся во многих областях, давайте послушаем, в каких именно. Ваши одноклассники подготовили мини-сообщения об открытиях М. В. Ломоносова.

  1. Беляков А. Ломоносов – профессор химии, основатель первой научно-химической лаборатории. Он провёл свыше 4.000 опытов и открыл смальту – цветное прозрачное стекло, стал художником мозаичного искусства. Кроме того, он задумал серию мозаичных картин, чтобы увековечить имя Петра Первого. Ломоносов был великим химиком. Он считал, что физика и химия составляют неразрывное целое.
  2. Ларионов Д. Все процессы, которые Ломоносов изучал, он связывал с явлениями в космическом пространстве. Им руководило представление о единстве Вселенной и действующих в ней сил природы. Ломоносов был наблюдателем астрономических явлений, он изобрёл и сконструировал зрительные подзорные трубы. Учёному принадлежит открытие атмосферы на планете Венера.
  3. Усачёва М. 

В земное недро ты, химия,

Проникла взора остротой,

И что содержит в нём Россия,

Драги сокровища открой (стихотворение на слайде, работа с трудными словами)

- Ребята! Вы услышали краткие сообщения о научных открытиях М. В. Ломоносова. Какой вывод можно сделать? (ответы уч-ся). Учёный стал первооткрывателем в области физики, химии, астрономии. Ломоносов призывал к изучению и разработке земных недр, а в последние годы своей жизни он выпустил практическое руководство «Первые основания металлургии, или рудных дел». Это пособие долгие годы изучалось во многих учебных заведениях России и за рубежом, было «настольной книгой» при изучении металлургии. Значит, М. В. Ломоносов был ещё и великим металлургом и горным инженером.

  1. Авершин С. В течение всей жизни Ломоносов сохранил любовь и интерес к морю, он всячески стремился обеспечить развитие русского морского флота, изобрёл самопишущий компас - прибор для подводного наблюдения. Ломоносов заботился о развитии мореплавания и изучении полярных стран. По его предложению была основана первая научная экспедиция для установления северо-восточного морского пути.
  2. Шайхутдинова У.

Колумбы русские, презрев угрюмый рок,

Меж льдами новый путь отводят на Восток,

И наша досягнёт в Америку держава…

 - Ребята! А как вы думаете, кого Ломоносов в этом фрагменте называет колумбами? Кто такие колумбы? С целью побудить правительство к снаряжению экспедиции для исследования полярных стран, Ломоносов составил «Краткое описание разных путешествий» по северным морям. Экспедиция вышла в море, к сожалению, уже после смерти Ломоносова, а руководил ею известный путешественник, адмирал Чичагов.

9. Кривенко Р. Ломоносов не щадил сил, чтобы обеспечить развитие науки и техники, культуры в России. Он стремился сделать науку всеобщим достоянием, привлечь к ней самых деятельных людей из разных слоёв общества. Именно Ломоносов стал основателем первого русского университета в Москве, добился, чтобы в нём учились люди разных социальных слоёв. Он разработал программы обучения, по которым учились несколько десятилетий.

- Да, заслуг у великого учёного немало. К ним прибавилась ещё одна – создание главного ВУЗа страны, ВУЗа, который и до сих пор является «визитной карточкой» образования.

- Ребята! А как вы думаете, почему А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «первым нашим университетом»? Какие качества характера позволили Ломоносову стать известным учёным, с честью пройти все испытания?

(благодаря своей настойчивости, упорству, трудолюбию великий учёный достиг всего, стал известным на весь мир)

10. Игра

- Да, труд – великая сила. На примере жизни М. В. Ломоносова мы убедились в этом. А сейчас мы проведём игру. Ребята, вы уже поделены на команды. Ваша задача – соединить части «рассыпавшихся» пословиц и поговорок о труде и сделать это необходимо на время. После выполнения задания мы послушаем, как вы понимаете значения этих пословиц о труде.

Терпенье и труд

Чтобы рыбку съесть

Кончил дело

Кто любит труд

Делу время

С детства не научишься-

Умелые руки

Надо в воду лезть

Гуляй смело

Всё перетрут

А потехе – час

Всю жизнь намучишься

Не знают скуки

Того и люди чтут

11. Обобщение

- Ребята! На занятиях научного общества учащихся мы с вами не только учились создавать первые исследовательские работы, но и занимались «словотворчеством». «Пробу пера» сегодня продемонстрируют Деева А., Смирнова Н., Холодилина Л., Саранина Д.. Обращаясь к российскому народу  и  к вам, ребята, Ломоносов призывает показать способность и остроту в науках, считая, что славить своё Отечество надо знаниями.

Деева А.

Мы будем дерзать,

Мы будем учиться,

Славить Отчизну,

Народу служить!

Смирнова Н.

Будем учиться,

Будем дерзать,

Ума набираться,

Страну прославлять!

Саранина Д.

Плоды прежних открытий

Возьмём в свои руки,

Чтоб много ещё

Совершить для науки!

Холодилина Л.

Мы будем стараться,

Мы будем трудиться,

Чтоб многому в жизни

Ещё научиться!

- А теперь Л. Бучинская и Д. Аксёнова  - наши эксперты - подведут итоги вашим первым исследовательским работам, защита которых вам ещё предстоит. Критерии оценивания вы видите на слайде (подведение итогов первого тура исследовательских работ).

12. Рефлексия. Ну что ж, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Вот и подошёл к концу наш Праздник. А почему, ребята, я сегодняшнее мероприятие назвала праздником? Что нового вы  сегодня узнали? Чему научились? При завершении праздника обязательно следует угощение, тем более что М. В. Ломоносов считал «подпитку мозгов чем-то сладеньким делом особой важности и нужности» (угощение конфетами всех присутствующих). Спасибо за праздничную атмосферу, которую мы вместе создали сегодня!

- На этом наш урок-праздник завершён. Желаю всем новых открытий, побед и свершений – всего того, что пожелал бы вам сейчас великий сын земли русской – М. В. Ломоносов