Моя педагогическая философия

Пичугина Наталья Валентиновна

РебёнокВесна… Вам не кажется, что эти слова созвучны?  Да, созвучны,  несмотря на то, что не являются родственными. Когда появляется на свет маленькое чудо, оживает всё вокруг, нас переполняют чувства радости,  от восторга нам хочется петь, летать, любить весь мир… Когда приходит весна, звенит весёлая капель, напоминающая детский заливистый смех, всё вокруг улыбается нам, а мы, вдохновлённые и окрылённые ощущением счастья, бежим, летим, поём… Ну разве не похожие состояния? Ребёнок – продолжение  жизни, Весна – пробуждение её, надежда на возрождение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_filosofiya.docx425.31 КБ

Предварительный просмотр:

 

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

эссе

«РЕБЁНОК – СЛОВНО ВЕСНА!»

«РЕБЁНОК – СЛОВНО ВЕСНА!»

Януш Корчак

РебёнокВесна… Вам не кажется, что эти слова созвучны?  Да, созвучны,  несмотря на то, что не являются родственными. Когда появляется на свет маленькое чудо, оживает всё вокруг, нас переполняют чувства радости,  от восторга нам хочется петь, летать, любить весь мир… Когда приходит весна, звенит весёлая капель, напоминающая детский заливистый смех, всё вокруг улыбается нам, а мы, вдохновлённые и окрылённые ощущением счастья, бежим, летим, поём… Ну разве не похожие состояния? Ребёнок – продолжение  жизни, Весна – пробуждение её, надежда на возрождение.

О том, что моя профессия будет связана с учительством (слово «педагогика» на тот момент мне было незнакомо), я знала с детства. Родители, которые всегда поддерживали меня в собственных начинаниях, ни разу не пытались отговорить от сделанного раз и навсегда выбора, и я не устаю благодарить их за это. Рассаживая «по местам» кукольных воспитанников, стоя с импровизированной указкой посреди комнаты, выписывая мелом графические «кренделя» - буквы на дверце шкафа, беседуя «с детьми», поняла: как же это здорово – БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ! Единственное, что омрачало тогда мою радость «от уроков» - это то, что дети молчали. А диалога, сотворчества, сопереживания, сопричастности  очень хотелось!

Ребёнок и Весна для меня – слова-синонимы.

Вспомните, что вы испытываете, когда на смену лютым морозам, озорным вьюгам и зимней беспросветности приходит лучезарная, смеющаяся, полная творческих идей и планов, красавица-весна. Наверняка счастье не покидает вас. Но иногда…весна запаздывает - так распорядилась природа.  

А что же  Ребёнок?  Возможно, мы вовремя не заметили его дарования, не разглядели таланта (а ему свойственно прятаться), отмахнулись, ссылаясь на занятость, не похвалили, когда он ждал этого. Мы вольно или невольно «устроили» в душе ребёнка зиму. А ведь он так ждал нашего одобрения, оно для него равнозначно долгожданному приходу весны…

Знаете, я убеждена, что все дети наделены от природы талантом. Природа дарит нам весну, природа же дарит способности  ребёнку. Но, вероятно, не каждому из нас (мы ж не Боги!) дано увидеть одарённость ребёнка своевременно, направить её в нужное русло, посеять зёрнышко в благодатную почву, лелеять всходы, чутко относиться к каждому росточку… Мы же сразу ждём плодов, сетуем на то, что всходы были, но, увы, почему-то не развились так, как нам бы этого хотелось. (А нам, как правило, хочется «всё быстро и сразу»).  Мы не хотим понять, что способности – росточки -  у всех детей разные, чаще всего они не лежат на поверхности - почве. Видеть их и помогать им раскрыться – высокая миссия учителя.

Так сложилось, что изучение вопросов детской одарённости стало делом  моей жизни. Это связано не только с педагогической профессией, но, прежде всего, с личным интересом. С первых лет преподавания в школе мне встречались оригинальные дети: юные поэты, музыканты, художники, дизайнеры, фотографы. Именно тогда научные изыскания зарубежных и отечественных исследователей в области детской одарённости стали представлять для меня интерес.

Как выявить одарённость? Какого ребёнка можно считать одарённым?  Почему одарённые дети часто «не уживаются» с нами, учителями? На эти и многие другие вопросы я скрупулёзно ищу ответы вот уже в течение ряда лет.

Ежедневно общаясь с моими ребятишками, удивляюсь их неординарности. Лера и Маша пишут книги. Алёша - прекрасный оратор. Настя и  Маша - готовые артистки. Саша и Алёна - прирождённые  организаторы. Карина - будущий художник. Ульяна, Лиза, Даша - замечательные танцовщицы. Дима, Серёжа, Стас – первоклассные спортсмены. Василиса, Ира, Света - трудолюбивые мастерицы…

Вот они, мои весенние росточки, мои солнышки, которые, пускай не совсем успешны в учёбе (академическая одарённость, действительно,  явление нечастое), но проявление творческих способностей (а также спортивных, художественных, артистических) – налицо. И моя задача сегодня и всегда – пробудить в душах детей лучики добра, тепла и света – пробудить таланты – пробудить …Весну!