«Программа занятий по психологической коррекции состояния страхов и тревожности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» 2016 г.

Данная компилированная программа имеет коррекционно- развивающую направленность, ориентирована на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Программа составлена на основе авторских разработок: Алябьевой Е.А. «Коррекционно - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста»; Чистяковой М.И. «Психогимнастика»; Хухлаевой О.В. «Лесенка радости: Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте»; Н.В. Клюевой, Н.В.Устиленцевой «Программа коррекции личностно-эмоциональных проблем детей младшего школьного возраста.

Цель программы: индивидуальная коррекция страхов и повышенного уровня тревожности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Задачи:

Образовательные:

  1. Обеспечить родителей информацией об источниках тревожности и страхов и способах самопомощи.
  2. Обучить родителей способам преодоления страхов и повышенной тревожности у детей.

4.Обучение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста игровому проигрыванию своих переживаний. Коррекционно-развивающие:

  1. Снять психоэмоциональное напряжение, скованность, мышечные зажимы у детей.
  2. Снизить уровень личностной и ситуативной тревожности
  3. Уменьшить количество страхов
  4. Гармонизировать самооценку и уровень притязаний ребенка (повысить уверенность в себе у детей).
  5. Развить навыки саморегуляции и эффективного поведения в ситуациях, провоцирующих тревогу.

Воспитательные:

 

  1. Сформировать у родителей адекватное восприятие ребенка, повысить уровень принятия его личностных особенностей
  2. Воспитать у ребенка и родителей интерес к внутреннему миру, позитивное отношения к себе и окружающим.

Предполагаемые результаты:

  • понижение уровня тревожности ребенка
  • снятие мышечного напряжения
  • снижение количества и устранение имеющихся страхов.
  • обретение чувства уверенности, самопринятия, самоуважения
  • расширение спектра проявляемых переживаний, чувств, эмоций. Методологически данная программа опирается на работы Л.С

Выготского о переходных возрастных кризисах, в период которых появляются качественно новые изменения (новообразования), необходимые для развития личности; на работы А. Бодалева, В. Столина о стилях поведения в конфликтах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\81E4~1\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image1.jpeg



Предварительный просмотр:

C:\Users\81E4~1\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image1.jpeg

Содержание программы.

  1. Пояснительная записка.

1.1. Актуальность проблемы.

  1. Основные цели и задачи программы.
  1. Цель, задачи.
  2. Структура программы
  3. Структура занятий

III Требования к реализации программы.

  1. Предполагаемые результаты
  2. Оценка достижения планируемых результатов.
  3. Основные материалы и оборудование. IV. Тематический план.

Список литературы

Приложение №1. Конспекты занятий. Приложение №2. Диагностический инструментарий. Приложение №3. Инструктаж по технике безопасности, правилам поведения в Центре.

I. Пояснительная записка.

1.1. Актуальность проблемы.

В настоящее время при смене социальной ситуации развития детей, когда зачастую в семье воспитывается только один ребенок, когда дети воспитываются только одним родителем, когда нет поддержки со стороны старшего поколения, когда возрастает неуверенность и тревога самих родителей, увеличивается число детей, имеющих психологические проблемы. Все чаще к нам обращаются родители, воспитатели, учителя детей, имеющих либо высокий уровень тревожности, различные страхи и невротические реакции, либо высокий уровень агрессивности, конфликтности, что является свидетельством о психологическом нездоровье. Ведь психологическое здоровье - одно из важных характеристик в развитии ребенка, необходимых для успешной адаптации и социализации его в обществе. При нормальном развитии ребенок должен уметь не только приспосабливаться к среде, но и приспосабливать ее в соответствии со своими потребностями. На пути поиска этого хрупкого баланса ребенок проходит через ряд внутриличностных конфликтов. При успешном разрешении внутриличностного конфликта приобретается что-то новое, что способствует успешной адаптации и социализации (конструктивный внутриличностный конфликт).        При неуспешном разрешении

внутриличностного конфликта (деструктивный внутриличностный конфликт) повышается уровень тревожности. Ролло Мэй пишет: «При постоянном неразрещенном конфликте человек может вытеснить из сознания одну сторону этого конфликта и тогда проявляется невротическая тревога. В свою очередь, тревога порождает чувства беспомощности и бессилия, а также парализует способность действовать, что еще более усиливает психологический конфликт».

Страхи - это проявления в поведении ребёнка его внутриличностного конфликта. При такой форме проявления внутриличностного конфликта ребёнок стремится приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Неконструктивность такого поведения проявляется в ригидности, в результате его ребёнок пытается полностью соответствовать желаниям окружающих.

Беспокойство, тревога, страх - такие же неотъемлемые, эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка, о неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребёнка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. К сожаленью, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и идея разработанной мной программы - предупредить возможность проявления страхов и тревожности и устранить проблемы у детей уже имеющихся нарушений, вызванных семейными неурядицами, душевной чёрствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью. Не последнюю роль в воспитании детей играют и специалисты образовательного учреждения, в которое попадает ребёнок. В силах педагога, психолога - создание благоприятного психологического климата в группе, формирование у ребёнка чувства защищённости, уверенности в себе адекватной самооценки. По данным психологического исследования, почти у 50 % -60 % детей детских садов и школ города имеются нарушения психологического здоровья. Актуальной становится проблема по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Актуальность и новизна темы:

В современных условиях проблема коррекции детской тревожности становится все более актуальной. Это обусловлено увеличением числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. По определению К. Изарда, тревожность понимается как комплекс отрицательных эмоций: страха, гнева и печали. Исследования показывают значительное негативное влияние этого состояния на поведение, особенности восприятия себя и окружающих, успешность в общении и деятельности. Работа с личностной тревожностью является профилактической развития невротических состояний и социальной дезадаптации у детей и подростков.

Новизна программы заключается в возможности ее индивидуальной направленности в сочетании с работой с родителями, т.к. при серьезных нарушениях эмоционально-волевой и коммуникативной сферы групповая работа может быть не только неэффективна, но и опасна.

Индивидуальная психологическая коррекция выбирается в следующих случаях:

  • если проблемы ребенка имеют индивидуальный, а не межличностный характер, например, недоразвитие познавательных процессов у детей с психическим недоразвитием и задержанным развитием;
  • если ребенок отказывается работать в группе по каким-либо причинам, а именно: недостаточный социальный опыт, тяжелый физический дефект, негативное отношение родителей к групповому взаимодействию ребенка;
  • если у ребенка наблюдаются выраженные аффективные проблемы: высокая тревожность, необоснованные страхи, неуверенность в себе.

Индивидуальная форма психологической коррекции в основном используется в работе с детьми, имеющими тяжелые формы психических и физических нарушений: тяжелые формы психического недоразвития, выраженные парциальные формы задержанного развития, глубокие аффективные нарушения у детей с дисгармоничным, искаженным и поврежденным развитием. В нашем случае индивидуальные занятия проводятся с детьми с высоким уровнем личностной тревожности и страхами.

Данная компилированная программа имеет коррекционно- развивающую направленность, ориентирована на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Программа составлена на основе авторских разработок: Алябьевой Е.А. «Коррекционно - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста»; Чистяковой М.И. «Психогимнастика»; Хухлаевой О.В. «Лесенка радости: Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте»; Н.В. Клюевой, Н.В.Устиленцевой «Программа коррекции личностно-эмоциональных проблем детей младшего школьного возраста.

Основополагающими нормативно-правовыми документами при составлении программы явились:

  • Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ).
  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ» Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказ Минобрнауки России №1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.06.2013 г. № ИР- 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
  • Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)
  • СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

Адресность:

«Программа занятий по психологической коррекции состояния страхов и тревожности у детей старшего дошкольного и младшего школьного

возраста» рассчитана на детей 5-7 лет с повышенным уровнем тревожности, наличием страхов, неуверенности в себе.

Цель программы: индивидуальная коррекция страхов и повышенного уровня тревожности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Задачи:

Образовательные:

  1. Обеспечить родителей информацией об источниках тревожности и страхов и способах самопомощи.
  2. Обучить родителей способам преодоления страхов и повышенной тревожности у детей.

4.Обучение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста игровому проигрыванию своих переживаний. Коррекционно-развивающие:

  1. Снять психоэмоциональное напряжение, скованность, мышечные зажимы у детей.
  2. Снизить уровень личностной и ситуативной тревожности
  3. Уменьшить количество страхов
  4. Гармонизировать самооценку и уровень притязаний ребенка (повысить уверенность в себе у детей).
  5. Развить навыки саморегуляции и эффективного поведения в ситуациях, провоцирующих тревогу.

Воспитательные:

  1. Сформировать у родителей адекватное восприятие ребенка, повысить уровень принятия его личностных особенностей
  2. Воспитать у ребенка и родителей интерес к внутреннему миру, позитивное отношения к себе и окружающим.

Принципы работы:

  1. Принцип гуманизма и ненасильственного взаимодействия.
  2. Принцип        сотрудничества,        личностно-ориентированного взаимодействия.
  3. Принцип систематичности, последовательности и постепенности. Форма занятий: групповая

Режим занятий:

Данная программа имеет коррекционную направленность и рассчитана на 18 занятий. Длительность одного занятия для ребенка дошкольного возраста составляет 60 минут с динамической паузой. Частота встреч - 1 раз в неделю.

  1. Основная коррекционная работа - 20 минут.
  2. Игровая деятельность под наблюдением педагога - 5 минут.
  3. Основная коррекционная работа - 20 минут.
  4. Свободная игровая деятельность под наблюдением педагога - 7 минут.

5. Завершение занятия, подведение итогов, беседа с родителями по

результатам занятия и домашнему заданию - 8минут.

Занятия предполагают индивидуальную работу с ребенком по коррекции страхов, повышенного уровня тревожности, но возможна работа и в малых группах. Стоит отметить, что при работе со страхами необходима психологическая помощь и родителям. Выявление возможных причин появления деструктивного внутриличностного конфликта и факторов его усугубляющих. В связи с этим, родители могут получить индивидуальные консультации и рекомендации по оптимизации отношений с ребенком и влиянию негативных факторов.

До начала реализации программы дети проходят индивидуальную диагностику по следующим методикам (Приложение №2):

  1. Анкетирование родителей (оценка уровня тревожности и склонности ребенка к неврозу по А. И Захарову
  2. Проективный тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен
  3. Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус»
  4. Методика выявления детских страхов "Страхи в домиках" М.А. Панфиловой

На основе диагностики психологом определяются особенности индивидуальной работы с ребенком.

Требования к результату усвоения программы

Данная программа рассчитана на работу с детьми, имеющими различные страхи. Как правило, это характерно для детей в возрасте от 5 до 7 лет. Система занятий предназначена для коррекции страхов у детей, не имеющих серьезных отклонений в развитии (нарушение интеллектуальной деятельности, задержка психического развития, искаженное развитие).

Данная программа предназначена для педагогов-психологов, работающих как в коррекционно-развивающих, так и в общеобразовательных учреждениях.

Предлагаемая программа построена таким образом, что любое изменение упражнений их выключение может привести к изменению структуры программы и как следствие, к снижению эффективности достижения поставленных задач.

В то же время, работа с аффективной сферой личности ребёнка при необходимости допускает увеличение часов работы по основным темам (в зависимости от динамики и интенсивности изменений эмоциональных переживаний и реакций ребёнка).

Предполагаемые результаты:

  • понижение уровня тревожности ребенка
  • снятие мышечного напряжения
  • снижение количества и устранение имеющихся страхов.
  • обретение чувства уверенности, самопринятия, самоуважения
  • расширение спектра проявляемых переживаний, чувств, эмоций. Методологически данная программа опирается на работы Л.С

Выготского о переходных возрастных кризисах, в период которых появляются качественно новые изменения (новообразования), необходимые для развития личности; на работы А. Бодалева, В. Столина о стилях поведения в конфликтах.

Оценка достижения планируемых результатов

Представленная программа направлена на нормализацию эмоционально - аффективной сферы ребенка, снятие внутриличностного конфликта, что, в свою очередь, ведет к исчезновению страхов (или достаточному их снижению), тревожности, внутренней напряженности. Кроме того, проведение занятий способствует повышению самооценки ребенка и укреплению его «Я», что обеспечивает более успешную адаптацию ребенка в окружающей среде.

Таким образом, проводимая коррекционная работа способствует обеспечению полноценного психологического здоровья ребенка, как участника образовательного процесса, что является основной целью психолого -педагогического сопровождения.

Контрольная диагностика позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее использованных. Результаты фиксируются в психологических картах и сравниваются. Прослеживаются изменения по всем параметрам : внешние проявления тревожности, изменения по тестовым данным, по отзывам родителей и учителей.

Критерии эффективности программы:

  • повышение уверенности в себе;
  • снижение уровня тревожности;
  • снижение количества страхов;
  • умение решать проблемные ситуации;
  • повышение коммуникативных навыков;

Формы и методы контроля

Наблюдение

Качественная оценка продукта арт-терапевтических и игровых техник Диагностическое обследование в начале работы - проведение тестирования согласно календарному плану

Диагностическое обследование в конце работы - проведение тестирования согласно календарному плану

Учебно-тематический план программы

Наименование разделов/тем

Всего

В том числе

Форма контроля

занятий

часов

теории

практики

1.

«Первичная Диагностика»

1

0,5

0,5

диагностическое обследование

I

Аффективная стимуляция страха

-

2.

«Моё имя»

1

-

1

наблюдение

3.

«Баба-яга»

1

-

1

наблюдение

4.

«Воздушный бой»

1

-

1

наблюдение

II

Актуализация страха

наблюдение

5

«Чего я боялся...»

1

-

1

наблюдение

6.

«Расскажи о своих страхах»

1

-

1

наблюдение

7.

«Чужие рисунки»

1

-

1

наблюдение

8.

«Я любимый»

1

-

1

наблюдение

III

Коррекция страха

9.

«Дневник моего настроения»

1

-

1

наблюдение

10.

«Я хороший».

1

-

1

наблюдение

11.

«Азбука страхов»

1

-

1

наблюдение

12.

«Я - смелый»

1

-

1

наблюдение

13.

«Сказочное путешествие»

1

-

1

наблюдение

14.

«Вот они какие, наши страхи»

1

-

1

наблюдение

IV

Укрепление «Я» ребенка

15.

«Я не боюсь.»

1

-

1

наблюдение

16.

«Я умею.»

1

-

1

наблюдение

17.

«Мои подвиги»

1

-

1

наблюдение

18.

Контрольная диагностика

1

0,5

0,5

диагностическое обследование

Итого

18

1

17

Содержание разделов программы: см. приложение № 1 Методическое обеспечение программы

Каждое коррекционное занятие состоит из трёх блоков.

  1. БЛОК упражнений направлен на создание положительного эмоционального настроя, повышение самооценки ребёнка.
  2. БЛОК - основной направлен на непосредственную работу со страхами.
  3. БЛОК - завершающий направлен на полное расслабление, снятие психоэмоционального напряжения.

Непосредственно работа со страхами (2 блок) строится по следующим этапам, предложенным О. Хухлаевой:

  1. этап - аффективная стимуляция ребёнка, или повышение его психического тонуса. При этом снимается запрет на проявление ребёнком агрессии, более того, она может специально провоцироваться ведущим. Данная задача может реализовываться через следующие упражнения: «Петушиный бой», «Кто больше», «Воздушный бой», «Злюки» и другие.

Для детей, не умеющих проявлять агрессивные реакции, можно вводить упражнения на проигрывание непослушных, невоспитанных учащихся.

  1. этап - включает в себя актуализацию страха (выражение в любой форме). То есть нужно создать возможность для проявления страха (вербально или не вербально) с помощью различных средств. При этом полезно давать имя объектам страха. Данная задача может реализовываться через следующие упражнения: «Дом ужасов», «Альбом страхов», «Чего я боялся, когда был маленьким».
  2. этап - коррекционный блок должен помочь ребёнку найти способ либо символического уничтожения пугающего объекта или ситуации, либо преобразование их - например, через придание объектам страха несвойственных, непривычных характеристик.

Способы преобразования пугающего объекта можно условно разделить на 2 группы:

  • идентификация с объектом (можно использовать следующие упражнения: игра «Маски».
  • дистанциирование от него.

Дистанциирование в свою очередь может осуществляться следующими способами:

  • через гротескизацию - усиление страшности персонажа до такой степени, что объект становится смешным (можно использовать прием сочинения
  • страшной сказки с веселым окончанием.

- через создание ситуации сопереживания страшному герою

  1. этап - коррекции направлен на усиление «Я» ребёнка. Это необходимо, чтобы стимулировались собственные возможности ребёнка для преодоления стрессовых ситуаций.

Упражнения 2 блока (коррекция страхов) начинаются с упражнений направленных на снятие различных мышечных зажимов, обеспечение регуляции мышечного тонуса. Задания в каждом из занятий можно адаптировать по степени сложности в зависимости от возраста. Упражнения

в программе можно заменять или дополнять, но таким образом, чтобы они не противоречили концепции построения данной программы. (Приложение №1)

Основные материалы и оборудование:

  1. Краски, фломастеры, карандаши, бумага, ножницы, клей, кисточки
  1. Стол
  2. Игрушки, игровое оборудование
  3. Диван или удобное кресло
  4. Магнитофон

Календарный план

№ п/п

Тема

Основная цель

Количество занятий

Количество часов

1.

Диагностика уровня и количества страхов

Инструктаж по технике безопасности и Правилам поведения в Центре. Выявление уровня страха на момент первичной диагностики

1 занятие

1 час

1

Аффективная стимуляция страха

Аффективная стимуляция ребёнка, или повышение его психического тонуса

2 - 4 занятия

2 часа

2

Актуализация страха

Создание возможности для проявления страха с помощью различных средств.

5 - 8 занятие

4часа

3

Коррекция страха

Символическое уничтожение страха

8 занятие

1 час

Преобразование страха через:

  • идентификацию
  • придание объектам страха

несвойственных,

непривычных

характеристик

  • гротескизацию
  • сопереживание

9 - 14 занятия

6 часов 2 часа 2 часа

1 час 1 час

4

Укрепление «Я» ребенка

Стимуляция собственных возможности ребёнка для преодоления стрессовых ситуаций

15 - 17 занятия

3 часа

Контрольная диагностика

Сравнение показателей первичной и завершающей диагностики.

18 занятие

1

Всего

18 занятий

18 часов

Литература:

  1. Агафонова И.Н.Программа «Я И МЫ» Уроки общения для детей 6-10 лет.- СПб ГУПМ, 2003.
  2. Алябьева Е.А. Коррекционно - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. -М.: ТЦ Сфера, 2002.
  3. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - С-П., 2000.
  4. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей. - М., 1993.
  5. Клюева Н.В., Устиленцева Н.В. «Программа коррекции личностно- эмоциональных проблем детей младшего школьного возраста», Ярославль, 1995 г.
  6. Коломинский Я.Л, Панько Е.А. «Диагностика и коррекция психического развития дошкольника» Минск,1997 г.
  7. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми.- СПб.: Речь, 2003.
  8. Леви В. «Ближе к телу», М., 2003 г.
  9. Макарова Е.Ч. Преодолеть страх или искусство терапия. - М., «Школа- Пресс», 1996.
  10. Ольшанский Д. Страх. // Диалог 1991 - №5
  11. Панфилова М.А. Игратерапия общения - М., 2000.
  12. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Academa, 1998.
  13. Риман Ф. Основные формы страха. - М., 1998.
  14. Родионов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. «Я и другие. Тренинги социальных навыков», Ярославль, 2001 г.
  15. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья - ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000.
  16. Слободяник Н.П. «Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы», М. 2004 г.
  17. Хухлаева О.В. Лесенка радости: Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте. М., 1998.
  18. Чистякова М.И. Психогимнастика/Под редакцией М. И. Буянова. - 2-е изд.-М: Просвещение: Владос, 1995.

Литература для родителей:

  1. Винникотт Д. В. Разговор с родителями. — М., 1995
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, Сфера, 2003
  3. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. — М.: Издательство: Знание, 1992
  4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000

5. Эда Ле Шан. Мудрая книга для умных родителей. Главная книга родителей, которые желают своим детям счастья. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2009