Методическая разработка урока музыки «Эти разные марши» для уч-ся 2-го класса

Чибирова Диана Людвиговна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РСО - Алании

Методическая разработка

урока музыки «Эти разные марши»

для уч-ся 2-го класса

Автор:

Чибирова Диана Людвиговна  

учитель музыки высшей категории

ГБОУ прогимназии «Эрудит»

Г. Владикавказа

План-конспект урока музыки для уч-ся 2-го класса

электронный вариант.

№ слайда

Содержание слайда

1

План – конспект урока музыки для уч-ся 2-го класса (программа «Музыка» авт Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

2

Тема: «Эти разные марши»

2

Цель урока: сформировать понимание  разнообразия маршей

Тип урока: закрепление нового материала

Вид урока: Урок - экскурсия

3-9

1-й этап - Музыкальная разминка – повторение понятия и цели раздела. Требования к правильному музыкальному дыханию. Распевание – певческая позиция. Игровой момент.

Учебная задача – закрепить навыки правильного музыкального дыхания.

Методы – Упражнения

Содержание – слайды презентации

10-12

2-йэтап – Импровизация. Прослушивание. Метроритмические движения. Музыкальные инструменты

Учебная задача – сформировать чувственное ощущение метроритмической пульсации.

Методы – Соучастия

Содержание – А.И. Островский «Пусть всегда будет солнце»

13-14

3-й этап – Основная тема – Виды маршей. Разбор пьесы «Марш деревянных солдатиков». Творчество П.И.Чайковского. Разучивание метроритмических движений.

Учебная задача – слушательская – научить различать  марши по видам

Методы – Погружения

Содержание – слайды презентации

15

4-й этап – Повторение пройденного. Подведение итогов занятия.

Учебная задача – закрепить знания полученные на уроке

Методы – «Синквейн» - анализ, сравнение, обобщение, оценка.

Содержание – слайды презентации

Результат:

понятия: интонация шага, ритм марша,

способы действий: характеризует звучание музыки с  позиции выразительности

суждения: личностное отношение к музыке

Дидактическое обеспечение урока:

«Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский

«Похороны куклы» П.И.Чайковский

 «Марш» П .И. Чайковский

«Военный марш» Г. Свиридова

Музыкальные инструменты.

Компьютерная презентация

               

                 

Тема урока  «Эти разные марши»

Урок разработан на основе программы Е.Д.Критской, Т.С.  Сергеевой.

Ход занятия

I. Музыкальная разминка - повторение понятия и цели раздела

Как и прошлое занятие, нашу сегодняшнюю встречу с музыкой, с музыкальным искусством надо начать с разминки.

-  Кто напомнит, что такое музыкальная разминка? (Ряд маленьких упражнений, напоминающих утреннюю зарядку.)

-  А для чего мы занимается такой музыкальной гимнастикой перед тем, как начать петь песни? (Чтобы разогреть горлышко, привести в порядок свое дыхание и свой голос.)

II. Требования к музыкальному дыханию

Вспомните, как вы на прошлом занятии учились делать по руке все вместе активный вдох. Повторите это же действие и сейчас.

(Ученики несколько раз делают вдох по команде учителя - по дирижерскому взмаху руки.)

Теперь проконтролируйте правильность выполнения вашего вдоха. Он должен быть коротким, активным, делают его слегка приоткрытым ртом. А выдох потом сделайте долгим, протяжным. И еще одна важная особенность: при музыкальном вдохе нельзя поднимать плечи.  Вдох должен быть незаметным, поэтому делать его надо научиться так: вашим животом. Во время вдоха воздух втягивается так, чтобы он оказывался в животе. Вот тогда дыхание получится правильным и плечи не станут подниматься. Представьте, будто перед вами находится горящая свеча. И вы должны сделать активный вдох, а выдыхать так экономно, чтобы эта свеча не погасла.

(Проводится несколько раз упражнение на экономное дыханий «Свеча».)

А теперь сделаем это с помощью системы, которую мы называем БОС –биологически –обратная связь.

(использование  упражнений по программе БОС на интерактивной доске)

Вот, оказывается, каким должно быть правильное певческое дыхание.

III Распевание - певческая позиция; повторение старого и разучивание нового

Теперь можно перейти к следующему этапу музыкальной разминки – проговариванию и пению упражнений. Но сначала покажите, как надо принять правильную певческую позицию.

Плечи - раз, головка - два, внимание - три! В певческой позе - замри!

Еще одно упражнение - фраза, которую вы уже знаете - «Кто здесь поет? Мы здесь поем»

| С ее помощью потренируем длинный выдох во время пения. Для этого споем фразу несколько раз на одном звуке , а затем  от основных ступеней.

(Идет исполнение на длинном выдохе указанной фразы от разных звуков, по восходящему звукоряду, согласно взмахам руки педагога.)

Упражнение на тренировку дикции. Ма –ме –ми –мо –му - очень любим мы игру.

 (Идет повтор распевания от нескольких звуков восходящей гаммы.)

IV. Игровой момент - повторение приемов «Эхо» и «Перекличка»

-  Кто напомнит, что это за музыкальная игра - «Эхо»? (Когда одна и та же фраза поется сначала громко, а потом ~ тихо, словно ее повторяет эхо.)

Исполним новое упражнение приемом «Эхо»: в первый раз - громко, а потом - тихо.

(Идет несколько раз исполнение нужным приемом от восходящих звуков гаммы.)

Теперь поделим класс на две группы. Пусть первая группа будет петь начало упражнения громко, а - вторая - отвечать тихо. Такой прием называется «Перекличка».

(Несколько раз класс поет упражнение приемом «Перекличка», затем группы меняются ролями.)

V.  Импровизация - повторение понятия, импровизация в нужном характере

Теперь, когда вы разогрели свой голосовой аппарат, перейдем к новому певческому заданию - импровизации.

-  Кто напомнит, что такое импровизация? (Это сочинение мелодии на заданный учителем текст.)

Вы получили от меня фразу, которую разобрали - кто был ее героем, что это за персонаж и т. д. А потом попытались ее пропеть в нужном характере.

-  Что это была за фраза, кто вспомнит? (Серенький зайчик.)

-  А какой должна быть музыка у такого героя, чтобы правильно, передать его характер? (Скачущей, осторожной, отрывистой.)

Это новые для вас слова-определения, чтобы вы их лучше запомнили, надо всем вместе повторить их хором.

(Идет повторение слов-определений по руке руководителя.)

Попробуем сегодня повторить музыкальную импровизацию про зайчика, только удлиним фразу про него. Пусть это будет загадка, запоминайте ее слова: «Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг».

(Школьники, скандируя, запоминают текст будущей импровизации.)

-  Кто попробует исполнить свою музыкальную фразу-импровизацию на этот текст?

(Идет исполнение ребятами импровизации, после чего школьники могут провести анализ - чья импровизация им понравилась больше, оказалась точнее и ближе характеру героя.)

VI. Прослушивание - марши; метроритмическое движение -маршировка

-  На уроках вы познакомились с таким музыкальным жанром, как марш. Скажите, что удобно делать под звучание маршал (Маршировать, шагать.)

Верно. Вспомните припев песни «Пусть всегда будет солнце»  - давайте один раз споем его, чтобы вспомнить слова и мелодию. Пойте негромко, прислушиваясь к тому, как поют ваши соседи, чтобы звучание всего вашего хора получилось стройным, слитным.

(Исполняется припев песни композитора А.И. Островского  «Пусть всегда будет солнце».)

-  Теперь вам осталось доказать, что вы послушали и спели марш. Как это сделать? (Промаршировать под собственное пение.)

-  Прошу вас встать со своих мест. Еще раз надо спеть этот припев и промаршировать под него. Но прежде скажите, какой этот марш по характеру? (Уверенный, упругий, четкий.)

Вот и во время маршировки   под музыку старайтесь передать ее характер - делайте шаги упругими, а взмахи руками - активными. (Идет выполнение указанного метроритмического движения.)

VII. Музыкальный инструмент барабан

- Подумайте и ответьте на вопрос, какой музыкальный инструмент лучше всего подходит к звучанию марша? Чтобы помочь вам, я загадаю загадку.

Деревянные подружки

      Пляшут на его макушке.

      Сам пустой, голос густой,

      Дробь отбивает, шагать помогает. (Барабан.)

Верно. Оказывается, на свете существует множество самых разных барабанов - больших и маленьких, с голосами высокими и низкими. Посмотрите на рисунки, где вы сами увидите, какие бывают барабаны.

(Идет демонстрация иллюстраций с изображением разных барабанов оркестра на интерактивной доске.)

А играют на нем с помощью специальных палочек. Но мы вернемся к барабану немного позднее.

 А у осетинского народа есть свой барабан?

Кто знает, как он называется? (доули)

(Учитель показывает инструмент детям и демонстрирует, как на нем играют, затем звучит музыкальный фрагмент.)

VIII. Виды маршей

Вы сейчас спели один марш - «Пусть всегда будет солнце» - и сами промаршировали под эту музыку. Но на свете существует много разных маршей - громких и тихих, высоких и низких, веселых и печальных. Давайте послушаем несколько разных маршей и постараемся ответить на вопрос, какие они. Чтобы вам было удобнее слушать и понимать музыку, пусть помощь в этом деле окажет нам наша волшебная доска.

(В качестве музыкальных примеров можно продемонстрировать отрывки  из «Детской музыки» С.С.Прокофьева - «Шествие кузнечиков», «Ходит месяц над лугами», «Марш», а также «Марш», «Похороны куклы» и  «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского.) После прослушивания каждого отрывка делается разбор его характера - высота звучания, темп, сила звука, настроение. А также демонстрируются произведения изобразительного искусства, рисунки, фотографии подходящие по замыслу и сюжету, изображающие разные сцены человеческой жизни, в которых могут звучать всевозможные марши.  Все эти задания выполняются с использованием интерактивной доски.

X. Разбор пьесы «Марш деревянных солдатиков», знакомство с творчеством П.И. Чайковского

Остановимся более подробно на последнем произведении - пьесе, которая называется «Марш деревянных солдатиков». Давайте познакомимся с человеком, который написал эту прекрасную музыку. Посмотрите, вот его портрет.  (на экране портрет П.И.Чайковского) Запомните, его зовут Петр Ильич Чайковский.

(Школьники несколько раз повторяют имя, отчество и фамилию композитора хоровым ответом по взмаху руки руководителя.)

Этот великий русский композитор сочинил так много замечательной музыки, что вот уже почти 200 лет ее исполняют и любят во всем мире. И на ваших школьных уроках, и во время наших внеурочных занятий вы будете неоднократно встречаться с его сочинениями.

Так кто же такой композитор? (Дети дают ответ) Это человек, музыкант, который пишет, сочиняет музыку. Повторите слово «композитор» несколько раз все вместе по моей руке. (Идет повторение и запоминание термина.) Послушайте, какие стихи подходят по смыслу к «Маршу деревянных солдатиков».

Раз-два! Аты-баты! Весело солдаты

Сабли деревянные несут.

Пусть живут в коробке, но они не робки,

Увидали: кот ворует суп!

И. Агапова

Вот, оказывается, какие события могут происходить в сказочной кукольной стране, где живут деревянные солдатики.

X. Разучивание метроритмических движений

Попробуйте поразмышлять - каким музыкальным инструментом можно дополнить исполнение «Марша деревянных солдатиков»? Конечно, это барабан, о котором мы сегодня уже говорили. Вот у меня есть один такой инструмент. Посмотрите, как на нем играют. Повторяйте мои движения (показываются приемы игры па барабане)- Видите, я беру в руки деревянные палочки - вообразите, что и вы тоже берете руками такие же палочки. Их надо брать  не кулачками, а пальцами. И теперь все вместе ритмично поочередно поднимаем то одну руку с палочкой, то другую, словно каждый из вас играет на своем барабане. При этом повторяйте негромко слова стихов, которые только что услышали.

Раз-два! Аты-баты! Весело солдаты

Сабли деревянные несут.

Пусть живут в коробке, но они не робки,

Увидали: кот ворует суп!

(Идет тренинг выполнения нужных движений в ритме, заданном, мелодией музыки.)

XI. Игровой момент «Военный парад»

Теперь все вместе промаршируем под звучание «Марша деревянных солдатиков». Покажем, словно все мы двигаемся на военном  параде.

(Кто-то из школьников получает барабан для игры на нем. Тот, кому досталось подыгрывать исполнению на настоящем барабане, будет играть на нем, а остальные ребята имитируют движение «рук барабанщиков», делая вид, что тоже являются военными музыкантами.)

XII.  Повторение пройденного - метроритмическая инсценировка

Для завершения нашего занятия давайте вспомним попевку, которая вам всем очень нравится. Это русская народная песенка «Скок, скок, поскок». Сначала вам надо пропеть ее мелодию со словами.

(Идет повторение вокальной и текстовой части песенки.)

Теперь осталось сделать ее инсценировку - показать ее героев.

(Идет показ метроритмической инсценировки с двумя героями сюжета. Можно исполнять песенку по ролям. Группа школьников делится на две подгруппы, каждая поет и показывает часть песни про своего героя. Финал поется всеми вместе. После чего группы меняются ролями.)

XIII.  Подведение итогов занятия

Сегодня вы встретились с разными видами маршей - веселым и грустным, громким и тихим. Познакомились с «Маршем деревянных солдатиков», который сочинил композитор П.И. Чайковский, и маршировали под его звучание. А также мы закрепили навыки правильного дыхания, красивой осанки и что самое главное покидаем сегодня наш класс в отличном настроении, чтобы вновь и вновь возвращаться сюда для встреч с прекрасным искусством под названием – МУЗЫКА!

XIV. Выход учащихся    под « Марш» Г. Свиридова.