Влияние музыкальной среды на физическое и эмоциональное развитие ребенка

Чибирова Диана Людвиговна

«здоровье это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_muzykalnoy_sredy_na_fizicheskoe_razvitie.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Чибирова Д.Л.

Влияние музыкальной среды

на физическое и эмоциональное развитие ребенка.

        По мнению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов», поэтому трудно переоценить значение музыкального развития ребенка особенно в наш век, металла, стекла, техники, оружия, умных, но бездушных машин. И уже бьют в набат ученые, всерьез обеспокоенные психическим и физическим здоровьем подрастающего поколения.

        Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от рождения к моменту поступления в школу не улучшается, а ухудшается. Одной из причины отклонений в состоянии здоровья ребенка является поражение центральной нервной системы (ЦНС). Эти дети, чаще подвержены заболеваниями ЛОР - органов, ОРЗ. Все эти состояния усугубляются адаптационным стрессом при переходе ребенка из семьи в ДОУ, а затем в школу.

        Так как ДОУ стоит на стыке двух этих стрессовых переходов, то и привлекает наибольшее внимание. По моему мнению программа «Школа 2100», как раз и учитывает этот главный комплексный переход на минимальной стрессовой активности из ДОУ в школу.

        Психическое развитие ребенка тесно связано с чувственным познанием окружающего мира. Процесс отражения его звукового свойства и формирования звуковых образов может в основе слухового восприятия, которое дает возможность «озвучить2 происходящее, обогатить представления о свойствах предметов и явление жизни, развить речь.

        Развитие навыка слухового восприятия речи представляет собой сложный         процесс, который неразрывно связан с развитием всей познавательной деятельности ребенка, накоплением им жизненного опыта, усвоением языка, формированием произношения. На основании изложенного необходимо отметить: важное значение для эмоционального и физического развития ребенка имеет музыка, восприятие которой также базируется на слуховой основе.

        Наиболее тяжелые отношения в развитии слухового восприятия связаны с нарушением слуха. Некоторые из них могут быть временными, другие носят стойкий характер. Своевременно заметив проблему музыкальных руководителей обращает на нее внимание родителей, советуя обратиться к врачу отолорингологу.

        Для развития слухового восприятия важно познать определенные условия, наличие развивающей музыкальной среды: музыкальные игрушки звучащие сюжетно0образные игрушки, дидактические игры со звуковыми сигналами, аудио видео кассеты с записями детских писателей, музыкальные инструменты.

        Существует несколько рекомендаций родителям относительно развития музыкального слуха и его охраны.

  1. Охранять детский слух от резких слуховых эффектов.
  2. Устранять все, что нарушает правильное развитие слуха (громкие звуки, хаотическая речь и т.д.).
  3. Продумать правильный подбор игрушек. Они должны быть с нежным, мелодичным звучанием.
  4. Учить детей ориентироваться в ритме.
  5. Упражнять детей в различении музыкальных тонов и музыкальной окраски.

Очень продуктивно используются элементы ритма на занятиях с детьми, страдающими различными речевыми нарушениями. Движение в сочетание со словом и музыкой, представляющей собой целостный воспитательно-коррекционный процесс: на детей благотворно влияют темы, ритм, динамика музыки и слова, и ритмическая пульсация с которой связаны движения, вызывает согласованную реакцию всего организма. В работе выделяются несколько звеньев.

  1. Развитие и коррекция неречевых процессов: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной ориентации, координации движений, чувства темпа и ритма в движении.
  2. Ритмический рисунок может выполняться различными способами: хлопками, игрой пальцев, шагом, прыжками, а также игрой на разных музыкальных инструментах.

Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания строится на речи?? и движении. Проводятся упражнения на медленное речевое чередование слогов, пропевание их на одном звуке и быстрых дикционных упражнений.

Очень важна постановка дыхания в работе над развитием вокально-певческих навыков ребенка, а роли правильного дыхания для здоровья человека можно посвятить отдельное выступление. Хочу лишь напомнить, что многие лечащие и оздоравливающие методики Индии, Японии, Китая полностью основываются на дыхании. Для выработки правильного вдоха и плавного продолжительного выдоха используются разнообразные задания: «Вот как шарик надуваем, а рукою проверяем» (вдох). «Шарик лопнул – выдыхаем» (выдох). Для выработки правильного и продолжительного дыхания даются задания: подуть на предмет, кораблик на воду и т.д.

Работа над дыханием ведется на протяжении всего курса обучения детей  в ДОУ, очень усложняется из года в год.

Большое внимание на занятиях музыки уделяется мелкой моторики пальцев рук. Современные исследования подтвердили уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, начиная с самого раннего возраста упражнения для развития мелкой моторики, систематически используются на музыкальных занятиях, начиная с простейших капель дождя и заканчивая сольмизацией гаммы.

Я сторонник комплексно-эстетического образования, поэтому меня устраивает программа «Синтез искусств». Общение с произведениями искусства отражает действительность во всей гамме ее проявления. Это не только способствует формированию органов чувств установленных на восприятии отдельных видов искусства, но и активизирует эстетическое сознание, т.е. позволяет человеку от психофизического отношения к произведениям искусства перейти к аналитическому отношению к нему. Общение с музыкой искусством совершенствует эстетический вкус, позволяют корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов.