Обобщение педагогического опыта

Чибирова Диана Людвиговна

Обобщение педагогического опыта "Использование ИКТ, как средство активизации учебного процесса по предмету "Музыкальное искусство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обобщение педагогического опыта51.74 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

по теме: «Использование ИКТ  как средство активизации учебного процесса

по предмету Музыкальное искусство»

1.Сведения об авторе:

Ф.И.О. Чибирова Диана Людвиговна
Образование: среднее специальное; высшее.  
Название 1982г. Магаданское училище искусств.  
Специальность по диплому преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

1991г. СОГУ филологический факультет. Преподаватель русского языка и литературы.
Место работы: ГБОУ прогимназия «Эрудит» г. Владикавказ РСО-Алания
Должность: учитель музыки
Педагогический стаж 33 года
Стаж работы в занимаемой должности 33 года
Квалификация высшая
Награды  Лауреат конкурса «Учитель года- 2001»

Победитель Регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель здоровья- 2010» .

Награждена грамотой Министерства образования и науки за большой вклад в развитие  интеллектуально – творческого потенциала подрастающего поколения  Республики Северная Осетия – Алания,

Грамотой Министерства образования и науки за многолетний добросовестный труд и успехи в деле воспитания подрастающего поколения.

Награждена грамотой Президиума Республиканского Комитета Северо – Осетинской Республиканской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ за  многолетнюю работу и активное участие по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий и пропаганду здорового образа жизни.

Залогом профессионального успеха

 уже не могут служить полученные один раз в жизни знания.

На первый план выходит способность людей

 ориентироваться в огромном информационном поле,

 умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать. В. В. Путин. [1.]



Существует очень много актуальных проблем в  преподавании предмета «Музыкальное искусство». Хочу остановиться на проблеме отчуждения  предмета  в силу различных причин и о попытке вернуть ему заслуженное место в цикле образовательных предметов.

 Причин много и все они связаны с временем в котором  мы живем. Это неумолимый технический прогресс, который полностью владеет многими процессами  развитие общества, это социальные и духовно – нравственные причины разложения общества, это отсутствие морали и забытые имена героев. Наши дети плохо понимают «Что такое хорошо, а что такое плохо», ведь их родители – это дети лихих  90-х,и ни кто ни в чем не виноват.  Но справедливости ради хочется отметить все возрастающую позитивную  роль нашего правительства  в понимании и решении данных ,жизненно важных проблем возрождения общекультурного ,нравственного, патриотического наследия.

Наблюдая  и анализируя, натыкаясь на неоспоримые факты, волей не волей приходишь к выводу, что в отличии  от других предметов образовательного цикла, предмет «Музыкальное искусство», стал утрачивать свою значимость, и отходить на второй план. А ведь было время,  когда каждая семья нашей страны старалась приобрести  пианино и каждого ребенка родители стремились научить играть на инструменте, а сейчас тебе еще доплатят, только бы ты вывез этот громоздкий инструмент из квартиры, тат как он не вписывается в евроремонт.   И учиться в музыкальной школе было престижно, и не каждый мог туда попасть, так как был конкурс в несколько человек на одно место. В самом отдаленном населенном пункте нашей необъятной Родины люди старались открыть Музыкальную школу. Я понимаю, что это был социальный запрос. Общество нуждалось в прикосновении к прекрасному искусству  после  всех ужасов войны,  разрухи, голода, репрессий. Период оттепели 60-х годов поставил свои приоритеты, на людей интеллигентных, творческих: поэтов, художников, музыкантов. Только люди сильные духом, верившие в идеалы добра, чести и справедливости могли восторгаться музыкой  Д.Шостаковича,  Л.Бетховена,  П.И.Чайковского,  С.В.Рахманинова, при этом не покладая рук работать на стройках страны  поднимая  новые города и восстанавливая разрушенные.

Мне трудно представить себе  развитие высоко духовной личности  её культурного формирования без полноценного и равноправного преподавания всех предметов эстетического цикла. Как заложить фундамент эстетического восприятия мира? Как научить любить и понимать прекрасное? Как научить детей  ориентироваться в современном мире информации? Как научить их пользоваться интернет ресурсами во благо, не провоцируя и без того хрупкую психику ребенка  на развитие комплексов и зависимостей? Как помочь ребенку в огромном, бесконечном море  музыки плыть на прекрасном паруснике, а не барахтаться  в хаосе бурь и штормов? Как  помочь найти для себя то,  единственно гармоничное звучание созвучное с миром?  Как научить творить и созидать, а  не уничтожать и  разрушать? Что же нужно сделать для того, чтобы ребята с радостью шли на урок, чтобы с нетерпением ждали встречи с искусством?  И сегодня этот вопрос остается для меня актуальным. Очень часто ребенок раскрывается нам абсолютно с другой стороны на внеклассных мероприятиях, где в порыве творческого вдохновения может приоткрыть нам некоторые стороны своего таланта. Театрализация, олимпиады, викторины, тематические мероприятия, конкурсы вот неполный список мероприятий на которых ученик получая положительную оценку своей творческой деятельности, становится успешным и начинает верить в себя, что не всегда удается обнаружить  и раскрыть  на уроках. Однако нельзя забывать, что наш ребенок 21 века живет в социуме, абсолютно отличном от того,  в котором жили мы,  и наш технический прогресс не летел с такой реактивной скоростью, от которой старается не отставать современный ребенок, порой удивляя нас  умением разбираться во всех этих гаджетах с необычайной ловкостью.  А что самое главное, что ему это нравиться и чувствует он себя в этом мире комфортно, он получает полноту ощущений и удовлетворение. Как же нам попасть в этот мир, какие волшебные сказать слова, что бы открылась эта потайная дверь к сердцу каждого ребенка. Очевидно, что общаться с ним надо на понятном, а главное  интересном ему языке. И в этом нам должны помочь информационно коммуникативные технологии, которые так близки, понятны и интересны нашим ученикам. Выход найден. Мы активно начинаем «методом тыка» изучать компьютер и понимаем, что наши ученики давно обогнали нас, а проблема на прежнем месте.

Чтобы использовать  информационно  коммуникативные и общекультурные технологии  на уроках музыки нужно заняться самообразованием.  Мной была поставлена цель - расширить общепедагогические и технические знания с целью совершенствования технологий обучения, через использование ИКТ на уроке музыки и во внеурочной деятельности. Я прошла обучение по программе «Использование информационных технологий в  управлении  образованием для слушателей без опыта работы на компьютере в Северо –Осетинском региональном центре Федерации Интернет Образования,  по окончании получила  Диплом и ту базу знаний, которые помогли развиваться в данном направлении и раскрыли огромный новый потенциал возможностей в дальнейшей работе.  Также закончила курсы в СОРИПКРО по теме «Обучение по использованию информационных и компьютерных технологий работников образования  в условиях введения ФГОС начального общего образования».Только после хорошего владения  ИКТ можно использовать потенциал компьютерных технологий в процессе активизации музыкального развития школьников. Хочу поделиться некоторыми методами, приемами которые использую в работе.

На современном этапе работы можно сказать, что:

 1. Практически все уроки проходят с компьютерной поддержкой.

 2. Работа на уроке стала более продуктивной, иллюстративной, помогающая эмоциональной разгрузке учащихся.

 3. Накоплен готовый продукт в виде презентаций, флипчартов, тестов, фонограмм, видеофильмов, караоке, мини-проектов учащихся. На данном этапе работы идёт обработка и систематизация накопленного материала. Первое, с чего я начала работу, как я уже говорила, это самообразование. В связи с этим мной была сформулирована цель профессионально-личностного роста: расширение общепедагогических и технических компетенций с целью расширения и совершенствования технологий обучения, через использование ИКТ на уроке музыки и во внеурочной деятельности. Я ясно понимала, что работа  с использованием ИКТ  не будет успешной, если при этом сам педагог не развивается, не оттачивает свое мастерство, не расширяет знания по общепедагогическим и техническим компетенциям. А для того, чтобы это осуществилось, пришлось обогащать свои знания достижениями современных методик, шагать в ногу со временем, стараться идти на шаг впереди от своих воспитанников в освоении информационно-компьютерных технологий. Для этого сегодня в прогимназии «Эрудит» есть все возможности. Большой выбор научной и методической литературы, Интернет-ресурсы, совершенствование технической базы школы — это компьютеры, микрофоны, усилители, интерактивная доска, проектор... В связи с этим мне предстояло решить следующие задачи:

1.         Определить место ИКТ в учебном процессе преподавания предмета «Музыкальное искусство»

 2.         Обобщить опыт ведущих специалистов в области развития информационно — технологических, коммуникативных и общекультурных компетенций средствами ИКТ.

 3.         Провести работу  по внедрению ИКТ в учебный процесс и внеклассную работу.

4.         Обобщить собственный опыта в СМИ и Интернете

5.         Разработать рекомендации по внедрению ИКТ на уроках музыки и внеклассной работе.

Так что же подразумевается под информационно-коммуникационными технологиями?

Это - обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.

Информационные технологии рассматривают в трех аспектах: как предмет изучения, как средство обучения, как инструмент автоматизации учебной деятельности, т.е. в парадигме системного подхода. Системный подход представляет собой технологизацию учебного процесса. Это когда каждое рабочее место ученика снабжено компьютером, имеющим связь с рабочим местом учителя, в ходе урока применяются электронные учебные пособия, осуществляется интерактивное общение учителя и ученика посредством компьютера, ведется электронный классный журнал, электронный мониторинг учебного процесса, возможно дистанционное обучение школьников.

 В настоящее время возможность применения ИКТ к обучению в полном объеме имеет далеко не каждая школа, можно сказать, единичные школы. И я рассмотрю возможность применения ИКТ с позиций “поддерживающего” средства в рамках традиционных методов обучения.

В этом формате ИКТ применяются следующим образом: для подготовки печатных раздаточных материалов (самостоятельных, контрольных работ, дидактических карточек для индивидуальной работы); мультимедийное сопровождение урока (презентации, аудиозаписи, учебные видеоролики); уроки компьютерного тестирования; уроки тренинга или моделирования, когда программным обеспечением является какая-либо компьютерная среда, позволяющая решать определённый тип задач.

 Тестирование - это один из видов контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в жизнь современной школы. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель - ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Этот метод очень популярен и актуален. Программным обеспечением служат тестовые программы. Тестовые программы имеются на компакт-дисках, причем по большинству предметов. Существуют компьютерные программы, позволяющие самим создавать подобные тесты. Предлагаю вашему внимание несколько тестов, которые я использую в работе. (см. прил.)

Использование компьютера с целью демонстрации, как технического средства обучения, является его наиболее распространенной функцией. Для этого требуется наличие предметного кабинета, оснащённого компьютером и проектором или переносной вариант этой техники. На таком уроке информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом его этапе. В качестве программного обеспечения используются материалы готовых программных продуктов, содержащих большой объём фото, видео, аудио информации по различным темам.

Проблема использования технических средств обучения уже на протяжении многих лет поднимается и решается в сфере образования. Известно, что школьники имеют наглядно-образное мышление, поэтому знания, которые учитель доносит до учеников, можно представлять не только в виде слов, формул, записей, беседы, диалога, но и в виде наглядных изображений, видеороликов, графиков, таблиц, иллюстраций. Конечно, данные формы представления информации присутствовали и до введения ИТ в школу. Так, например, ранее большой популярностью пользовались учебные кинофильмы. Популярные ТСО: кодоскоп, кинопроектор, эпидиаскоп, телевизор, видеомагнитофон, диапроектор, фильмоскоп и т.д. Но компьютер является универсальным ТСО, которое сочетает в себе все достоинства вышеперечисленных своих предшественников, и имеет массу преимуществ перед ними. Это очевидно. Учитель может представить информацию дозировано, в любом режиме восприятия, ему достаточно просто управлять подключением, редактированием визуальных, аудиальных и печатных источников информации.

Прежде всего, а это наша приоритетная задача, повышается интерес учащегося к такому уроку. Психологи отмечают, что современные дети информационного общества – это дети экранной динамичной информации. Информация на экране монитора, проектора или телевизора воспринимается ими намного лучше, чем печатная книжная информация. Конечно, печально осознавать, что современные дети очень мало читают, однако, при подготовке к уроку необходимо учитывать данный фактор.

Компьютер, укомплектованный звуковой картой, колонками, видеопроектором, позволяет сделать урок живым и красочным. На качественно новом уровне реализуется принцип наглядности обучения. Для уроков музыки это просто подарок.

Анимация, видеоизображение, звук делают изучаемые события и явления более наглядными, а, значит, и доступными, таким образом,  превращая процесс обучения в более комфортный для ученика. Использование ИКТ на уроке позволяет рационально организовать рабочее время учителя и учеников на уроке, т.к. учителю не потребуется писать на доске мелом, отвернувшись от класса, развешивать иллюстрации, менять демонстрируемый материал и т.д. Заранее подготовленная информация к уроку появляется в нужно время, в эстетической форме, в заранее продуманном темпе и объеме. Время, сэкономленное на уроке, может использоваться для увеличения объема информации или тренировочных упражнений.

Каждый отдельно взятый урок – это звено в цепи уроков. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит, нужно составлять план урока исходя из его целей. При отборе учебного материала он должен соблюдать основные принципы систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

Разработка урока с использованием ИКТ состоит из следующих этапов:

1. Концептуальный. На данном этапе с позиций макроанализа определяется дидактическая цель с ориентацией на достижение результатов: формирование, закрепление, обобщение или совершенствование знаний; формирование умений; контроль усвоения и т.п. Использование ИКТ в качестве дополнительного источника информации.

2. Технологический. На основе сформулированных требований к образовательным электронным ресурсам по дидактическим целям и методическому назначению проводится многофакторный анализ и отбор образовательных электронных ресурсов. Выбирается форма урока, выделяются основные структурные элементы урока. Более детальный подход к выбору ИКТ

3. Операциональный. На данном этапе проводится детализация функций, которые можно возложить на средства ИКТ, и способов их реализации с одной стороны, выбор способов взаимодействия обучаемого и электронным ресурсом и обучающим с другой; осуществляется поэтапное планирование урока.

Для каждого из этапов определяется: цель; длительность этапа; форма организации деятельности учащихся; функции преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе; форма промежуточного контроля и т.п.

Организовывая урок с ИКТ, нужно учитывать следующие факторы: уровень подготовки класса, методическую цель урока, тип урока, готовность учащихся к новому виду учебной деятельности, гигиенические требования.

Критерии полезности ИКТ в образовании можно сформулировать следующим образом: та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить также результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии. ИКТ можно использовать на всех этапах урока в зависимости от цели.

Этап №1. Организационный (не более 2 минут)

Цель: организовать ребят на успешную работу. Основной вид деятельности со средствами ИКТ: показ слайдов

Этап №2. Проверка домашнего задания. Повторение ранее изученногоматериала.

Цель: закрепить знания, полученные ранее. М.б. актуализация знаний, выявление пробелов. Основной вид деятельности с ИКТ: демонстрация, контролирующая (до 10 мин), защита презентаций.

Этап №3. Этап усвоения новых знаний.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний (15-20 мин). Основной вид деятельности с ИКТ: презентация, беседа, выход в Интернет (получение дополнительной информации), составление схемы.

Этап №4. Проверка понимания изученного материала (3-5 мин)

Цель: проверка усвоения полученных знаний. Основной вид деятельности с ИКТ: демонстрация презентаций, ответы на вопросы.

Этап №5. Закрепление полученных знаний (10-15 мин)

Цель: закрепить полученные знания, начать вырабатывать умения применять их. Основной вид деятельности с ИКТ: тестирование.

Этап №6. Подведение итогов, информация о домашнем задании. Цель: подвести итог, познакомить с домашним заданием.

При организации учебной деятельности с применением информационных технологий следует учитывать санитарные правила и нормы, которые регламентируют возможности применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся. Непрерывная длительность занятий непосредственно с компьютером не превышает:

  • - для учащихся 1 класса – 10 минут,
  • - для учащихся 2-5 классов – 15 минут,
  • - для учащихся 6-7 классов – 20 минут,
  • - для учащихся 8-9 классов – 25 минут,
  • - для учащихся 10-11 классов на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором – 20 минут

Получается, что если рассматривать один отдельно взятый урок в школе, то использование ИКТ - это замечательно. Но когда это распространится на все уроки, надо серьезно задуматься о разумной дозировке использования ИКТ на уроках в школе. Не просто бездумно насаждать, а каждый раз серьезно анализировать, что это дает учебному процессу.

Проблемы внедрения ИКТ

Основная сложность заключается в сложности поиска и подготовки учебного материала. И если в случае традиционных способов представления информации мы можем использовать накопленные данные (карты, схемы), легко разрабатываемые данные на основе литературы, то в случае представления информации с помощью ИКТ возникает сложность поиска и создания информации. Найти или создать информацию в электронной форме учителю гораздо сложнее, чем взять информацию из книг (справочников) и продемонстрировать на уроке

Усилия,  затраченные на разработку уроков с применением ИКТ компенсируются, если применение ИКТ методически оправдано, продуктивно. К тому же, если учитель систематически готовит материал в электронном виде, то через определенное время накапливается обширная база данных. Наши педагоги стали чаще использовать компьютер в образовательно-воспитательном процессе. На сегодняшний день медиа-оборудование становится всё более востребованным. Учителя постепенно оценивают преимущества компьютера для совершенствования методики урока.

На первой стадии я уделила большое внимание знакомству с нормативными документами РК о внедрении ИКТ в учебный процесс. Знакомству с психолого-педагогическими особенностями современных младших школьников, знакомству с российскими и зарубежными методиками использования ИКТ на уроках музыки и во внеклассной работе.

 Проведенные срезы в младших классах показали готовность учащихся к восприятию новых информационных технологий. Согласно этому мною были разработаны основные критерии и нормативы внедрения ИКТ в урок музыки (исходя из здоровьесберегающих технологий), были обозначены темы внедрения, и решено начать работу по созданию «мультимедийной копилки» по предмету музыка, для использования данного материала на уроках в начальных классах.

Ведущая идея моей работы: целенаправленное применение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе на уроке музыки позволит ускорить формирование учебно - познавательной компетенции учащихся, стимулировать мотивацию и добиться повышения качества обучения.

Необходимость использования ИКТ в образовательном процессе продиктована самой жизнью: дети живут в технологическом пространстве и в школе, и дома. Современный урок не может быть эффективен и интересен без использования ИКТ, и авторитет учителя резко падает, если он не следит за современными педагогическими технологиями.
В нашей прогимназии  созданы хорошие условия для использования ИКТ на уроке. Сегодня прогимназия «Эрудит» технически оснащенная школа города. В моем кабинете имеются хороший компьютер, проектор, экран. Все компьютеры, объединены в локальную сеть. Есть устойчиво функционирующий выход в Интернет.
 В ходе использования новых современных образовательных технологий, значительно повысился процент усвоения учащимися теоретического и музыкального материала, а так же увеличился объем даваемой информации на уроке.  Уроки стали яркими и наглядными, вызывая у учащихся, чувства радости, творческого подъема, тем самым стала повышаться их активность и включаемость в урок, что способствовало подтверждению гипотезы  –  если в урок музыки будут внедрены компьютерные и информационно — коммуникационные технологии, то оптимизируется учебный процесс (то есть за тот же отрезок времени будет достигнут более высокий результат), вследствие чего, повысится эффективность музыкального развития учащихся, интенсивно будут развиваться творческие способности учащихся. И стало возможным создание дидактического интерактивного приложения к каждому уроку. В форме презентаций, видеоматериала, интерактивных проверочных заданий

ИКТ дают возможность:

  • повысить интерес к предмету, делая процесс обучения более увлекательным, запоминающимся;
  • поставить в центре обучения самого обучающегося, его психологические особенности;
  • расширить возможности для плодотворного сотворчества учеников и учителя, что положительно влияет на эмоциональную атмосферу на уроке;
  • увеличить объем информации, сообщаемой ученику на уроке;
  • обеспечить оптимальное музыкальное развитие учеников;
  • обеспечить каждому школьнику собственную траекторию обучения;
  • помогает расширить кругозор учащихся, мотивировать детей самостоятельно искать информацию;
  • активизировать организацию процесса познавательной деятельности школьника;
  • активизировать умственную деятельность учащихся.

Теоретическое обоснование опыта

В ходе своего опыта я использовала идеи ведущих в области педагогики и психологии отечественных ученых: Г.К. Селевко, В.В. Давыдова, Д.Б.Эльконина и др. об активизации учебно-познавательной деятельности обучащихся. За методологическую основу своего опыта я взяла труды современных авторов , изучавших проблему творчества и психологии личности (Л.С. Выготского, A.M. Матюшкина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.).

Мой опыт базируется на трудах учёных о применении в образовательном процессе в школе ИКТ (Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной, Н.А. Лепской, М.В. Моисеевой, Б.Хантер и др.).

Наиболее важными в своем опыте считаю принципы ИКТ, изложенные в работе «Педагогические технологии на основе информационно – коммуникативных средств» Г. К. Селевко .

Изучив опыт ведущих ученых, педагогов, я наметила свой путь использования ИКТ на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

Технология опыта

Целью своего педагогического опыта считаю формирование учебно - познавательной компетенции учащихся на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

Достижение ожидаемых результатов предполагает решение следующих задач:

  • создание педагогических условий для формирования у учащихся учебно-познавательной компетенции;
  • организация исследовательской и самостоятельной работы детей для развития творческих способностей и вовлечения их в активный познавательный процесс;
  • повышение текущей успеваемости и качества знаний.

Основные направления использования ИКТ на уроке музыки.

Для реализации поставленных задач в своей работе использую следующие компьютерные программы: Internet Explorer для возможности выхода в Интернет, E- Publish для создания своего сайта, PowerPoint, Elite Panaboard book для создания своих презентаций, Word для оформления текстовых документов, Picture Manager для просмотра изображений, а также для редактирования изображений в форматах BMP, EMF, GIF, JPEG, PNG, TIFF и WMF; Excel для составления проверочных тестов, таблиц, графиков и диаграмм, а также Publisher , которая позволяет создавать готовить профессиональные публикации к печати, применяя к ним собственный дизайн или используя готовые шаблоны.

На уроках широко использую электронные образовательные ресурсы, позволяющие эффективно решать задачи:

  • обеспечение уроков информацией;
  • демонстрация учебной информации;
  • поддержка различных активных форм занятий;
  • закрепление знаний, навыков и умений;
  • оценка и контроль знаний.

Электронные учебные материалы

Использование ОМС (ЭОР Нп).

В своей работе активно использую электронные образовательные ресурсы нового поколения (НП); использую их и в учебном процессе, и для самостоятельного изучения информации учащимися с целью формирования у учащихся ключевых компетенций по предмету.

ЭОР НП по предмету «Музыка» создавали учителя разных городов России, ведущие специалисты отечественных институтов. 

Учебные материалы ЭОР соответствуют современным требованиям в предметной области «Музыка», разработаны с учетом современных возможностей информационных технологий , возрастных ограничений взаимодействия с компьютером учащихся, особенностей восприятия информации с экрана.

Традиционный урок комбинированного типа условно можно структурировать следующим образом:

  1. предъявление информации;
  2. практическое закрепление навыков ;
  3. контроль учебных достижений.

ЭОР НП состоит из трех модулей:

  • информационный (изучение нового);
  • практический (исследовательская деятельность );
  • модуль контроля.

Некоторые модули имеют различные варианты подачи одной и той же темы, различающиеся уровнем сложности, формой подачи информации содержанием, что дает возможность составлять индивидуальную траекторию обучения. 

Урок – контроля знаний с использованием ОМС.

Работа в группах. Одна группа выбирают вариант модуля для практики , самостоятельно работает за компьютерами. В это время другая группа проходит тестирование в презентации. Потом группы меняются местами.
Огромную помощь на уроках дают мультимедийные учебные пособия, художественные программы от компаний «Кирилл и Мефодий», «Просвещение-МЕДИА». Учащиеся с интересом работают с «Энциклопедией популярной музыки Кирилла и Мефодия». Это Российская мультимедиа-энциклопедия, в которой можно найти информацию практически о современной музыке, группах и исполнителях, композиторах. Энциклопедия дает возможность прослушать музыку или посмотреть видеоклип.

Еще один пример электроннного учебно-справочного материала - это мультимедиа-энциклопедия «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства». Она представляет собой коллекцию записей музыки 15-16 вв. с комментариями. Песенного приложения  «Здравствуй, песня!», электронного иллюстрированного справочника «Выдающиеся исполнители», методических материалов «Музыка всем», энциклопедического ресурса «Музыкальные инструменты». В ней есть картинная галерея, материал об эпохах в искусстве 15-20 вв., выдающихся деятелей культуры прошлого и современности, академической культуре и современных жанрах, обучающе-развивающие увлекательные викторины и другой полезный материал для самостоятельной работы учащихся дома и на уроках .

Фонограммы, репродукции, фотографии в этой энциклопедии встроены по алфавиту и по жанровому принципу, снабжены гиперссылками. Учитель может по собственному усмотрению выбирать различные формы знакомства с информацией: от авторской подачи материала до творческих работ учащихся.

Благодаря различным компьютерным дискам («Музей музыкальных инструментов», «Учимся понимать музыку» и др.) можно виртуально путешествовать во времени и пространстве ,по эпохам, странам, знакомится с лучшими музыкальными образцами, с лучшими исполнителями мира, со стилями и направлениями в музыке , можно оказаться в гостях у художника в мастерской , в музее изобразительного искусства, в музее музыкальных инструментов. Например, знакомясь с темой «Симфонический оркестр», учащиеся могут не только услышать звучание музыкальных инструментов, но и увидеть вдохновенное исполнение музыкантов, понаблюдать за процессом управления оркестром выдающихся дирижеров.
Электронная «Энциклопедия классической музыки» содержит видеофрагменты, рассказы о произведениях, музыкальные экскурсии по разным странам, словарь терминов, учебно-развивающие викторины , видеофрагменты.

Очень интересен электронный образовательный ресурс «Шедевры музыки» . В этом ресурсе представлена информация в виде лекции о музыкальных эпохах и жанрах; биографии 40 композиторов; биографии музыкальных деятелей, дирижеров, исполнителей ; словарь музыкальных терминов; интерактивные статьи о музыкальных классических шедеврах; образцы звучания инструментов симфонического оркестра; познавательный тест-игра; огромное количество уникальных иллюстраций; видеофрагменты опер и балетов.

Мировая художественная культура:
более 150 фрагментов музыкальных произведений от старинной музыки до композиций современных авторов.
Как показывает практика, использование электронных образовательных ресурсов позволяет эффективно организовать самостоятельную работу на уроке, индивидуализировать процесс обучения, совершенствовать практические умения обучающихся, создавать обстановку эмоционального восприятия учебного материала, повышать интерес к урокам музыки.

Использование интерактивной доски на уроке.

Говоря о применении современных ИКТ в организации учебного процесса, нельзя не упомянуть об использовании интерактивной доски, применение которой позволяет по-новому использовать информацию ( графическую, текстовую, звуковую, видеоинформацию), обогащать методические возможности учебного процесса, условия для самовыражения обучающихся, поддерживать интерес школьников к предмету, придать уроку современный уровень, помогает активизировать творческий потенциал ребенка. Музыкальные инструменты на интерактивной доске могут воспроизвести своё звучание.

На интерактивной доске можно печатать, редактировать, сохранять текст, показывать презентации, видеофильмы, выходить в интернет. Интерактивная доска позволяет использовать огромное количество наглядности.

Интерактивная доска позволяет управлять процессом презентации, сохранять материалы урока для дальнейшего использования, потому что в ней объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством . На доске можно писать и делать пометки поверх всех документов, диаграмм и веб-страниц в презентациях Power Point, elite Panaboard software и др.,+ перемещать объекты, работать с цветом, использовать спецэффекты (например «Шторка») и т.д. На доске удобно повторять пройденный материал, возвращаясь к нему в любой момент урока. Достаточно лишь коснуться поверхности доски, чтобы открыть файл, или запустить Интернет, или сделать необходимую запись.

На уроках музыки использую следующие виды работы с интерактивной доской:

  • как средство наглядности при изучении нового материала (видео, мультимедиа, компакт-диски);
  • презентации учителя к уроку;
  • закрепление пройденного материала;
  • проведение проверочных, самостоятельных работ;
  • контроль и проверка знаний учащихся (тесты, игры-викторины, нотная грамота); (Задание: перетащить фотографии композиторов к созданным произведениям)
  • самостоятельный поиск информации учащимися.

Предлагаю ссылку на материал, который ученики могут обработать на уроке музыки или дома в сети Интернет http://eomi.ws/. По этому адресу можно найти информацию о музыкальных инструментах симфонического оркестра, об истории возникновения инструментов. Здесь можно рассмотреть строение инструментов, послушать их звучание.

Урок музыки с применением интерактивной доски имеет ряд преимуществ для учащихся:

  • создает условия для коллективной работы учащихся, социальных навыков;
  • освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске;
  • сложный материал становится более доступным для учащихся благодаря, более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
  • делает занятия увлекательными и интересными, развивает мотивацию;
  • способствует развитию креативности учащихся, их уверенности в себе;
  • для работы с доской не нужна клавиатура, что упрощает работу с ней, что повышает вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями.

Систематическое использование информационных технологий на уроках способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию наблюдательности, эстетической восприимчивости.

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ.

Одним из социальных заказов современного общества является воспитание личности, способной к саморазвитию, самообразованию, которая могла бы легко адаптироваться к новым социальным условиям. Наиболее результативным для решения поставленной задачи является проектная технология, интерес к которой возрастает в последние годы в педагогической практике. В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию, умеющий анализировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, делать выводы, принимать самостоятельно решения.

Проекты по продолжительности бывают разными (от одного урока до нескольких месяцев). Класс мною разбивается на несколько групп, но возможно и индивидуальное выполнение. Выбрав из предложенных мною множества тем свою, группы определяют цель исследования, выдвигают гипотезу, продумывают способы реализации поставленной цели, составляют план исследования. На организационно-подготовительном этапе школьники распределяют между собой обязанности: одна группа работает с текстом, другая – с иллюстрациями, третья-с музыкой и т.п.. На поисковом этапе ребята изучают, анализируют и систематизируют собранную информацию. После выполнения этой работы проходит защита проекта, когда каждая из групп представляет результаты своего исследования одноклассникам.

Защиту проектов можно превратить в увлекательный праздник (фестиваль искусств, соревнование команд, всеобуч для родителей, музыкальный ринг, театрализация, представления для младших школьников, и т.п. ). Зрелищность проекту придаст компьютерная презентация.

Большую помощь при создании совместных групповых проектов оказывает возможность помещать информацию (текст, видео, музыка, рисунки и т.д.) на гугл диске. При открытии совместного доступа к файлам и папкам можно другим пользователям открывать, скачивать файлы, редактировать их.

Это позволяет разнообразить средства воздействия на обучающихся, повышает положительную мотивацию обучающихся к учению, качественно изменить самоконтроль и контроль результатов обучения, своевременно корректировать и обучающую деятельность, и деятельность учения.

Итоги реализации моего опыта:

  • возрос познавательный интерес учащихся к предмету;
  • повысилось качество успеваемости;
  • совершенствовались навыки исследовательской работы с применением ИКТ;
  • появилась потребность в работе с дополнительной литературой, с Интернет-ресурсами;
  • наблюдается интеллектуальный рост, повысилась культура общения, расширился кругозор;
  • повысился творческий потенциал учащихся.
  • активизировался  духовно – нравственный, эстетический и патриотический потенциал  личности учащихся

Итак, использование компьютера – мощное средство для создания оптимальных условий работы на уроке, но оно должно быть целесообразно и методически обосновано. ИКТ следует использовать только тогда, когда это использование дает неоспоримый педагогический эффект и ни в коем случае нельзя считать применение компьютера данью времени или превращать его в модное увлечение

В ходе  работы я поняла, что успешность  использования ИКТ в учебном процессе напрямую зависит от профессионально-личностного развития учителя. Развиваясь сам, учитель помогает  развиваться тем, кто рядом с ним. Ведь любому педагогу хочется, чтобы его ученики стали личностями. Педагог и ребенок зависимы, друг от друга. Ведь от развития педагога, зависит формирование перспективного развития его учеников. Мудрый Сократ говорил: «В каждом человеке солнце, только дай ему светить».

Список литературы

  1. Агатова, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании/ Н. В. Агатова М., 2006
  2. Алексеева, М. Б., Балан, С. Н. Технологии использования мультимедиа. М., 2002
  3. Зайцева, Л. А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе/ Л. А. Зайцева. М., 2004
  4. Кузнецов Е. В. Использование новых информационных технологий в учебном процессе/ Е. В. Кузнецов. М., 2003
  5. Селевко Г. К.Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. – Т. 1. М.: НИИ школьных технологий -2006-с.
  6. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств/Г.К.Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.
  7. Тимченко, А. А., Разваляева, Н. В. Применение информационных технологий в процессе изучения гуманитарных дисциплин как средство реализации деятельностного подхода в образовании// Реализация образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе преподавания филологических дисциплин. Материалы первой областной научно-практической конференции/ Сост. Г. М. Вялкова, Т. А. Чернова; под редакцией Л. Н. Савиной. М.:Планета, 2010
  8.  Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www.
  9. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования – М.: Школа-Пресс, 1994.
  10. .Эффективность компьютерного обучения // Новые информационные технологии в образовании. - М., 1991. - Вып. 6.