Внеурочная деятельность

Козлитина Ирина Владимировна

Организация внеурочной деятельности в начальной школе (презентация и методическое сопровождение к ней). Материал может быть использован для выступления на методическом объединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vd_v_nsh.zip164.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Козлитина Ирина Владимировна,

                                                            учитель начальных классов

                                                           МБОУ для детей дошкольного и

                                                           младшего школьного возраста

                                                           «Начальная школа – детский сад №44»

                                                           г. Белгорода

Организация внеурочной деятельности в начальной школе

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

В рамках реализации ФГОС НОО под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (слайд №2).

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

  1. обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  2. оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  3. улучшить условия для развития ребенка;
  4. учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по таким направлениям развития личности, как:

  1. спортивно-оздоровительное;
  2. духовно-нравственное;
  3. социальное;
  4. общеинтеллектуальное;
  5. общекультурное.

Могут быть использованы следующие формы (слайд №3):

  1. экскурсии;
  2. кружки;
  3. секции;
  4. круглые столы;
  5. конференции;
  6. диспуты;
  7. школьные научные общества;
  8. олимпиады;
  9. соревнования;
  10. поисковые и научные исследования;
  11. общественно полезные практики и др.

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Выделяют следующие виды внеурочной деятельности (слайд №4):

  1. игровая;
  2. познавательная;
  3. проблемно-ценностное общение;
  4. досугово-развлекательная деятельность;
  5. художественное творчество;
  6. социальное творчество;
  7. техническое творчество;
  8. трудовая (производственная) деятельность;
  9. спортивно-оздоровительная деятельность;
  10. туристско-краеведческая деятельность.

Таким образом, очевидно, что внеурочная деятельность способствует закреплению и практическому использованию отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель (слайд №5), где внеурочная деятельность может осуществляться через:

  1. учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
  2. дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
  3. образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
  4. организацию деятельности групп продленного дня;
  5. классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
  6. деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;
  7. инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Опираясь на данную базовую модель, можно выделить несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности (слайд №6):

  1. модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);
  2. модель «школы полного дня»;
  3. оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);
  4. инновационно-образовательная модель.

Каждое образовательное учреждение разрабатывает свою модель организации внеурочной деятельности.

Эффективность любой деятельности человека или сообщества людей измеряется по двум основным критериям:

  1. продуктивность деятельности;
  2. удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.

Эти же критерии можно взять и для выявления эффективности внеурочной деятельности. Показателями и методиками для изучения продуктивности деятельности, организованной во внеурочное время учащихся, могут стать следующие:

  1. знания, умения и навыки, сформированные у школьников в процессе занятий в объединениях дополнительного образования и в ходе подготовки и проведения внеурочных воспитательных дел;
  2. достижения учащихся в культивируемых видах внеурочной деятельности.

Для изучения продуктивности внеурочной деятельности в соответствии с предлагаемыми показателями можно использовать такие методы (слайд №8), как беседа, тестирование, анализ результатов участия в мероприятиях состязательного характера (соревнование, конкурс, олимпиада и т.п.), экспертная оценка специалистов, анализ содержания «портфеля достижений» ребенка, метод незаконченного предложения (неоконченного тезиса) и др.

Второй критерий – удовлетворенность учащихся, их родителей и педагогов организацией внеурочной деятельностью и ее результатами.

Для изучения состояния удовлетворенности детей и взрослых, принимающих участие во внеурочной деятельности можно использовать такие диагностические приемы и методы, как педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, ассоциативный рисунок, цветопись, незаконченный рассказ, неоконченный тезис и др.

Таким образом, диагностико-аналитический инструментарий для изучения и оценки состояния и эффективности действующей в образовательном учреждении модели внеурочной деятельности школьников будет состоять из критериев, показателей и методик анализа и оценки названных критериев.

В соответствии с п. 8 ст. 9 Закона РФ «Об образовании» «Дополнительная образовательная программа включает в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)».

К компетенции образовательного учреждения согласно п.2.7, 2.8 ст.32 Закона РФ «Об образовании» относятся: «разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов»; «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)», что является обязательным для реализации образовательной программы образовательного учреждения.

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности (слайд №9).

Рабочая программа – это учебная программа, разработанная на основе примерной программы для определенного детского объединения, определяющая содержание, последовательность изучения тем и количество часов на их усвоение, использование организационных форм обучения и т.п.

Рабочие программы в учреждениях дополнительного образования детей педагогами разрабатываются на основе примерных (типовых), модифицированных (адаптированных), экспериментальных, авторских, комплексных, интегрированных, модульных и других дополнительных образовательных программах по направлениям и видам деятельности, так как дополнительные образовательные программы являются основными.

Рабочая программа включает следующие структурные элементы (слайд №10):

  1. титульный лист;
  2. пояснительная записка;
  3. требования к уровню подготовки обучающихся;
  4. календарно-тематический план;
  5. содержание рабочей программы;
  6. средства контроля;
  7. учебно-методические средства обучения.

Титульный лист (см. Приложение) содержит (слайд №11):

  1. наименование образовательного учреждения;
  2. гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения);
  3. название учебного курса вида деятельности;
  4. Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего рабочую программу;
  5. год обучения;
  6. возраст детей;
  7. год составления программы.

В тексте пояснительной записки к рабочей программе указывается:

  1. название, вид, уровень и направленность образовательной программы, автор и год утверждения (издания) конкретной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;
  2. цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений на текущий учебный год;
  3. изменения, внесенные в примерную или авторскую программу и их обоснование;
  4. количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения практических работ, экскурсий, проектов, исследований;
  5. особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание (пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм учебных занятий), а также режим учебных занятий;

Требования к уровню подготовки обучающихся,  основанием для выделения которых выступает образовательная программа, включают в себя (слайд №12):

- описание требований к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе занятий по программе;

- качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий данным видом деятельности;

- систему отслеживания и оценивания результатов: формы учета знаний, умений;

- возможные способы оценки результативности образовательной деятельности обучающихся.

Структурный элемент «Календарно-тематический план» оформляется в виде таблицы. Это самый объемный раздел, отражающий реализацию образовательной программы в течение учебного года. Для написания календарно-тематического плана рабочей программы необходимо использовать «Учебно-тематический план» образовательной программы и «Содержание программы». Составляется календарно-тематический план на текущий срок обучения, т.е. на один учебный год.

Раздел «Содержание рабочей программы» (слайд №13) включает краткое описание каждой темы учебного занятия согласно нумерации в календарно-тематическом плане (3-4 предложения).

Структурный элемент рабочей программы «Средства контроля» представляет собой систему контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки освоения обучающимися планируемого содержания.

Раздел «Учебно-методические средства обучения» может включать описание: учебных методических пособий для педагога и обучающихся (дидактический, информационный, справочный материал на различных носителях, оборудование, специальную литературу и т. д.); материалов по индивидуальному сопровождению развития личностных результатов обучающихся (методики психолого-педагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей и т. п.); материалов по работе с детским коллективом (методики диагностики уровня развития личности, сформированности коллектива, сценарии коллективных мероприятий и дел, игровые методики).

Учебно-методические средства обучения также включают список основной и дополнительной литературы (слайд №14). В него должна включаться как литература, используемая педагогом для подготовки учебных занятий, так и научная литература, расширяющая кругозор самого педагога. Может быть составлен отдельный список литературы для детей и родителей по тематике занятий (для расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка). Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

Сроки и порядок рассмотрения Рабочих программ устанавливаются локальным актом образовательного учреждения.

После утверждения руководителем образовательного учреждения рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении. Общий перечень рабочих программ утверждается приказом по общеобразовательному учреждению.

Рабочая программа обновляется ежегодно.

Рабочая программа разрабатывается педагогом для каждого детского объединения (учебной группы). Если у педагога две или более учебных групп одного года обучения и обучающиеся в этих группах одного возраста (10-14 лет), то рабочая программа разрабатывается одна. Если же обучающиеся в этих группах разного возраста (1 группа – 10-12 лет, 2 группа – 12-14 лет и т.д.), то рабочие программы разрабатываются для каждой учебной группы.

«Календарно-тематический план» как структурный элемент является обязательной составляющей рабочей программы, в Программе деятельности детского объединения данного структурного элемента не будет.

Литература:

1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М., Просвещение, 2011.

2. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3266-1 статьи 9, 32 (ред. от 02.02.2011).

3. Инструктивно - методическое письмо департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области «О развитии воспитания в системе образования области в 2010-2011 учебном году». 

4. Инструктивно - методическое письмо департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в 2011-2012 учебном году».

5. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования. // Вестник образования России. – 2004. -  № 12.

6. http://standart.edu.ru/

7. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2862

8. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2773

     Приложение  

                                                                                                    Титульный лист

ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

(название учреждения, пишется полностью – по центру)

Печать 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ СОШ №__ г. Белгорода

_______________    Ф.И.О.

«____»   ______________   20__  г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«название программы»

на NN лет

возраст воспитанников

(обучающиеся 7-10 лет)

                                                              Педагог

Фамилия Имя Отчество

Город - год

Обратная сторона титульного листа

Программа: (название, вид, уровень и направленность образовательной программы)

Автор программы: _____________________________

Фамилия Имя Отчество (педагог, разработавший данную

образовательную программу)

Программа рассмотрена на заседании педагогического совета от «____» _____________ 200 г., протокол № ______________

Председатель _______________              _____________________________

                                подпись                                                                                 Ф.И.О.