Главные вкладки
Учебно - исследовательская деятельность
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Владимирской области
«Муромский педагогический колледж»
ПЦК педагогики психологии и частных методик
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Использование дымковской игрушки на занятиях по лепке,
как средство развития творческих способностей
старших дошкольников»
Специальность 050144 Дошкольное образование
Выполнила:
Филатова Мария Алексеевна
студентка 5 курса,
заочного отделения
Научный руководитель:
Зарипова Антонина Афанасьевна
2014
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей старших дошкольников………………………………………………………………………………7
1.1 Понятие «творчества » и «творческие способности»……………………………..7
1.2 Требования программ по развитию творческих способностей старших дошкольников……………………………………………………………………………..14
1.3 Использование дымковской игрушки на занятиях по лепке с целью развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста…………………….18
Вывод………………………………………………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………………...26
Список литературы………………………………………………………………..............28
Приложения
Введение
В современном мире, когда все острее ощущается потребность в новых, нестандартных способах мышления и все большую ценность приобретает умение находить неожиданные решения и любую ситуацию принимать, как возможность решить интересную задачу, особое значение имеет развитие творческого потенциала личности. Необходимым условием этого является духовное и практическое освоение человеком всего богатства культуры, в том числе художественной. Сегодня ни у кого уже не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего возраста, когда ребенок начинает открывать для себя окружающий мир. Большую роль в этом призваны сыграть художественно – эстетические образовательные программы, главная задача которых - развитие эмоционально – познавательной сферы ребенка, его творческой деятельности. В настоящее время идет активное их внедрение не только в школьную практику, но и в сферу дошкольного воспитания детей (Т.С. Комарова, Т.Н. Доронова).
Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка. Однако для реализации такого развития необходимы соответствующие условия. Если для развития творчества созданы условия в группе, детском саду, дети с удовольствием рисуют, лепят, готовы проводить за творческими занятиями много времени. К сожалению, известно немало случаев, когда дети не испытывают интереса к изобразительной деятельности, их лица скучны во время рисования, глаза не загораются восторгом при рассматривании произведений искусства, созданные ими изображения бедны, неинтересны, невыразительны. (Доронова Т. Н., Комарова Т. С., Игнатьев Е.)
Руководство детской изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания того, что представляют собой творчество вообще и особенно детское творчество, знания специфики детского творчества, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению им необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала, творческих способностей.
Творческие способности – индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.(Дружинин В.Н.)
Особое значение приобретает проблема творчества детей, развитие которого выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение, творчество в природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по новому, по своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Как утверждают выдающиеся психологи Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и другие, основой творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.
Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творческих способностей. Именно в это время происходит прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности. (Котова Е.В. Кузнецова В. С.)
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природного материала и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказывать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность дошкольника как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер.
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности, которое может идти разными путями.
Рисование, лепка и аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Ведь не случайно ребенок, как писала Н. К. Крупская, очень рано начинает стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему, отмечала она, расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выразилось [13,С.22].
На занятиях рисованием, аппликацией, лепкой дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей [13,С.3].
Ознакомление дошкольников с различными видами изобразительного искусства (живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным искусством) оказывает влияние на изобразительную деятельность. Дети узнают жанры искусства, учатся видеть многообразие линий, форм, определяют цветовой колорит, композицию. У них проявляется интерес, предпочтение при выборе картины, иллюстрации, народной игрушки.
Особое место занимают народные игрушки – жанр, наиболее близкий детям. Каждый вид народной игрушки по – своему необычен, в нем много шутки, юмора. При знакомстве с народной игрушкой важно показать детям, что народные мастера с любовью создавали эти образы [17,С.10].
Произведения декоративно-прикладного искусства отличаются национальным колоритом, яркостью, красочностью, условностью, стилизованностью образцов, составляющих узор или орнамент.
Вопросом ознакомления детей c декоративно-прикладным творчеством дошкольного возраста занимались Т. С. Комарова, А. А. Грибовская, Т.Н. Доронова, Н. Б. Халезова, Т. В. Черных, Т. Г. Казакова и др.
В своей книге С.В.Погодина пишет: «Декоративное творчество- процесс создания различных декоративных образов на основе усвоенных традиций того или иного вида декоративно-прикладного искусства и преобразование их в соответствии с замыслом, ситуацией и поставленными задачами» [14, C. 298].
Творческие способности в ДОУ возможно развивать разными средствами. Так, Ветлугина Н.А. предлагает использовать в этих целях художественно – театральную деятельность. Радынова О.П. предлагает через музыкальную деятельность. Т.С.Комарова, А.А.Грибовская, Т.Н. Доронова, Н.Б.Халезова, Т.В.Черных, Т.Г.Казакова занимались ознакомлением детей с народно – прикладным искусством, с лепкой народных игрушек: гжель, хохлома, дымковская игрушка.
Лепка и роспись дымковской игрушки на наш взгляд, наиболее эффективное средство для развития творческих способностей старших дошкольников. Потому что именно яркость, образность, выразительность данных игрушек наиболее привлекательна для детей.
Поэтому необходимо выяснить: какова методика использования дымковской игрушки на занятиях лепкой будут способствовать развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Недостаточная разработанность и несомненная значимость этой проблемы послужили основанием для определения задач исследования.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – использование дымковской игрушки с целью развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе;
2. Выявить методику использования дымковской игрушки на занятиях по лепке с детьми старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, и другой литературы.
Глава 1 Теоретические основы развития творческих способностей старших дошкольников
1.1 Понятие «творчества » и «творческие способности»
Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку. Что такое творчество и творческие способности на самом деле?
По мнению Николаевой Е.И. творчество - это один из немногих феноменов, которые выделяют человека от окружающего мира. Под творчеством, прежде всего, понимают созидание нового, под которым могут подразумевать как преобразование в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдает другим. Некоторые исследователи, напротив, сужают термин творчество, включая в него только познавательную деятельность, которая ведет к новому или необычному видению проблемы или ситуации. Есть и более расширенное определение, в соответствии с которым в центре проблематики творчества находятся не познавательные процессы и не личностные качества, а сущностные проблемы бытия человека в мире, его открытость новым возможностям. С этой позиции, весь мир культуры - продукт творчества человека, которое присутствует везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое. Важная особенность творчества в том, что оно коллективно, свойственно каждому человеку, который когда-либо жил, живет, и будет жить на нашей планете [12, С. 8].
Творчество - это всегда создание нового. Но важная особенность творческого продукта - он должен быть не только новым, но и интересным и важным для человечества.
Творчество – вещь добровольная, и не может приходить через силу. Можно спросить так: зачем вообще развитие творчества в ребёнке? Ведь для того, чтобы состояться как личность и впоследствии найти подходящую работу надо совсем другое – просто хорошо усвоить школьные предметы? Но те, кто думают, что обучение ребёнка творчеству – только напрасная трата времени, заблуждаются.
Творчество – процесс освобождения внутренней энергии, которая есть в каждом из нас. Эта энергия – положительная и светлая. Она приносит ребенку состояние гармонии. Это самое состояние необходимо и ребёнку. Ведь всякий человек по природе – творец.
Творчество ребёнка – важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания. Ребёнок словно переделывает мир под себя, и помогает сам себе понять и постичь его лучше. Он учится постигать красоту этого мира и научается видеть «белые пятна», которые необходимо заполнить своим творчеством для того, чтобы мир стал немного лучше и красивей.
По определению В.Н.Дружинина, способности – это индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения. К способностям относят не все психологические свойства, а только те, которые отличают одного человека от другого. Способности облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков. В свою очередь, знания, умения и навыки приводят к дальнейшему развитию способностей .[4. С.105]
Другое мнение у Д.Б.Богоявленской, что способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.[1,С.48]
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б.М.Теплов. В его понятие «способности» заключено несколько идей: во-первых, под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей; в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Способности, считал Б.М.Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.
Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем.
Богоявленская Д.Б. утверждает, что процесс творческого развития дошкольника неизбежно сопровождается определенными эмоциями и чувствами. Не научив ребенка понимать и принимать собственные чувства, мы не научим его проявлять свою индивидуальность, быть творческой личностью. Ребенок все дальше будет уходить от самого себя, от своих проблем и противоречий, которые открываются ему в его чувствах.
Творческая деятельность всегда начинается с мечты, т.е. обозначении объекта творения в воображении человека. Именно она делает человека существом, обращенному к будущему, созидающим его и видоизменяющее свое настоящее. И именно с творческой деятельностью связано такое понятие как "творческие способности", которые собственно и лежат в основе любой творческой деятельности. В силу этого под творческими способностями следует понимать такие индивидуальные способности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода (В. Н. Дружинин).
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств, многие из которых связаны с особенностями мышления. Например, американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям, свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов [1, С. 31].
Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:
. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид [1,С. 31-32].
Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности
. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
. Гибкость мышления.
. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
. Лёгкость генерирования идей.
. Творческое воображение.
. Способность доработки деталей, до первоначального замысла [10,С. 58].
Ученый и педагог Ефремов В.М. занимающийся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считает, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:
. Способность рисковать.
. Дивергентное мышление.
. Гибкость в мышлении и действиях.
. Скорость мышления.
. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
. Богатое воображение.
. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.
. Высокие эстетические ценности.
. Развитая интуиция [6,С. 19].
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.
Анализ положений о детском творчестве известных ученых Г. В. Лабунской, В. С. Кузина, П. П. Пидкасистого, И. Я. Лернера, Н. П. Сакулиной, Б. М. Теплова, Е. А. Флериной и их многолетних исследований проблем детского художественного творчества позволили ученым сформулировать рабочее определение детского творчества. Под художественным творчеством детей дошкольного возраста принято понимать создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта (рисунка), придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по – новому характеризующих создаваемый образ в рисунке, применение ранее усвоенных способов изображения или средств выразительности в новой ситуации, проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения. Под творчеством понимается и сам процесс создания образов в рисовании, поиски в процессе деятельности способов, путей решения изобразительной задачи.
Для развития творчества детям необходимо приобрести необходимые знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими богатого художественного опыта. Положительное отношение взрослых к инициативе и творчеству детей – важный стимул развития детского творчества. Поэтому необходимо отмечать и поощрять творческие находки детей, устраивать в группе детского сада, в зале, вестибюле выставки творчества, широко использовать их в оформлении детского учреждения [18,С.43].
Творческие способности относят, в том числе к области эстетического воспитания. Специалисты выделяют три группы средств эстетического воспитания: искусство во всех видах, окружающую жизнь, включая природу, и художественно – творческие деятельности. Все эти средства взаимосвязаны и благодаря им ребенок активно приобщается к опыту творческой деятельности людей. Осуществить эффективное руководство художественной деятельностью детей и развитием их творчества можно только при условии учета тех психических процессов, без которых невозможно творчество. Поэтому педагог должен знать, какие же психические процессы лежат в основе детского творчества, и обеспечивать их систематическое развитие. Вместе с тем и сами эти психические процессы развиваются в художественно – творческой деятельности, поднимая ее на новый уровень. [18, С.45]
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Дж. Смит [ 5, С.123], Б.Н. Никитин, и Л.Кэррола [11, С.38-39] выделяют шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.
По их мнению, первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще за долго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, а не решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
1.2 Требования программ по развитию творческих способностей старших дошкольников.
В настоящее время имеется большой выбор программ по воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении.
Ряд программ - результат многолетней работы научных и научно - педагогических комплексов. Все эти программы показываю разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.
При изучении образовательных программ для дошкольного учреждения выделены два вида программ: комплексные и парциальные. С точки зрения темы курсовой работы, нами был проанализирован ряд программ: комплексные программы «Детство», «Радуга», «Развитие», «Истоки».
Программа «Радуга» разработана авторским коллективом сотрудников лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.
Работа по программе «Радуга» ведется с 1989 года. Авторский коллектив исходил из того, что в жизни человека дошкольному детству отведено непродолжительное время. Поэтому, с одной стороны, надо сделать все возможное, чтобы ребенок полноценно прожил дошкольные годы, а с другой - необходимо как можно эффективнее использовать этот возраст. В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований [15,С.4].
Педагогическая работа в программе строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности.
В программе «Радуга» основу разделов «Изобразительная деятельность» и «Художественный труд» составляет народное искусство. Отличительные особенности в программе «Радуга» в том, что как в никакой другой программе много внимания уделяется знакомству детей с подлинными образцами народного и декоративно - прикладного искусства. В программе «Радуга» подчеркивается значение бережного отношения к результатам деятельности детей, изобразительную деятельность называют продуктивной. Рисование, лепка - это те формы проявления детской активности, в которой дети могут получит реальный результат и поставить перед собой цель.
В программе много интересных методических находок, фрагментов организации детской художественной деятельности. Есть методические рекомендации для педагогов и широко распространенные в практике методические пособия. В программе не навязывается определенная методика работы с детьми, даются только рекомендации и это имеет большое значение для работы педагога по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.
«Детство» - программа развития и воспитания детей в детском саду создавалась как программа обогащенного, многократного развития и воспитания ребенка - дошкольника в разных видах деятельности. В основу программы положены общие идеи, отражающие взгляды авторов на дошкольное детство условия эффективного развития ребенка в дошкольные годы, его полноценного личностного формирования и составления, готовности его к школьному обучению.[16,С.5]
Содержание программы условно объединено вокруг четырех основных блоков. Один из блоков называется «Созидание». Главная задача этой программы — ввести ребенка в основные сферы бытия, в мир людей, предметов, в мир природы и помочь ребенку осознать себя субъектом собственных действий и переживаний. Программа «Детство» помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: игровые, художественные, двигательные умения, развивать детскую активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству. Творческие проявления детей становятся высшим выражением их самостоятельности. То же решение мы наблюдаем и в программе «Радуга». Но такого более полного ознакомления детей с народным прикладным творчеством, как в программе «Радуга», в программе «Детство» нет. Количество занятий по народному декоративно - прикладному искусству недостаточно, хотя они распределены по разным видам художественной деятельности: рисованию, лепке, аппликации, их мало для развития творческих способностей детей.
Но в то же время программа «Детство» очень выгодно отличается от других программ конкретизацией задач, содержанием знаний, умений, навыков и отношений по каждому виду искусства в определенном возрастном периоде, проводятся уровни освоения программы, даются методические советы, приводится перечень произведений изобразительного искусства. Некоторые блоки взаимосвязаны между собой одними темами, что способствует лучше усвоить программу. Авторским коллективом опубликован ряд методических пособий для воспитателей, составляющих библиотеку программы «Детство».
В основу программы «Развитие», как указывают авторы, взяты два теоретических положения [2, С.2].
Первое - это теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию.
Согласно этой теории основной путь развития ребенка - это обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности.
Второе - это концепция Л.А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач.
В соответствии с данными теоретическими положениями основными целями программы стали развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также развитие специфических дошкольных видов деятельности. Кардинально меняются способы дошкольного обучения - перед детьми ставится система последовательно - усложняющихся задач.
В отличии от других программ основной акцент в работе по программе «Развитие» направлен не на то, какой фактический материал дается детям, а на то, как он дается. Как уже отмечалось, программа направлена на развитие у детей умственных и художественных способностей. Поэтому при разработке программного материала в первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач должных быть усвоены детьми наиболее эффективно.
Программа «Истоки» разработана по заказу Московского департамента образования авторским коллективом научных сотрудников центра «Дошкольное детство» им. Запорожца, как базисная программа развития дошкольника. Она основана на многолетних психологических и педагогических исследованиях проводимых под руководством академика А.В. Запорожца, и учитывая современные тенденции развития дошкольного воспитания [7,С.260].
Программа направлена на обогащение психического развития ребенка, максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются в специфически детских видах деятельности. Цель программы - разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей до уровня соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. Завершает программу разделы посвященные рассмотрению общих условий реализации программы.
Из четырех рассматриваемых комплексных программ , на наш взгляд, более оригинальными и углубленными в вопросе ознакомления детей с народным декоративно - прикладным искусством и развитием творческих способностей являются программа «Радуга», «Детство» и в меньшей мере «Истоки».
В этих программах образовательные и развивающие задачи имеют свою определенную логику построения, а также методические рекомендации для педагогов и опубликованные и широко распространенные в практике работы методические пособия.
Наряду с вариативными программами существует ряд альтернативных - парциальных программ. Из них наиболее интересна в изучаемом вопросе авторская программа Г.С. Швайко. Программа Швайко оригинальная авторская методика, основанная на глубоком знании особенностей дошкольного возраста, широким использованием игровых методов и приемов, позволяет воспитателю достичь максимальных успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей [3,С.125].
В программу входит комплекс пособий для средней, старшей и подготовительной к школе группы. Всё учебное содержание занятий сгруппировано по циклам.
Интересна и авторская программа С.К. Кожохиной. «Путешествие в мир искусства»[9,С.98]. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста содержит подробное описание и рекомендации по организации изобразительной деятельности, психолого-педагогической диагностики, взаимодействия с детьми и родителями, разнообразных занятий, развивающих игр и психотерапевтических техник.
Анализируя эту программу, мы видим, что подход, на котором построена программа - это своего рода педагогический самомониторинг, благодаря которому можно установить контакт с любым ребенком и добиться успеха. Таким образом анализ программ показал, что все они ставят задачи по развитию творческих способностей старших дошкольников и практически все в качестве средства предлагают знакомить детей с народно – прикладным искусством.
1.3 Использование дымковской игрушки на занятиях по лепке с целью развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Как мы уже отмечали выше, в программах по воспитанию и обучению в ДОУ, как в комплексных, так и в парциальных, выделены задачи художественно – эстетического воспитания, а также задачи по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством.
Занятия художественным творчеством в ДОУ достигнут своей цели, если для этого созданы соответствующие условия и подобрана методика.
Декоративная лепка в дошкольном учреждении – это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек. Кроме того, детям доступно выполнять небольшие украшения (бусы, броши для кукол), сувениры мамам, бабушкам, сёстрам ко дню рождения, к празднику 8 Марта. Навыки, полученные детьми во время занятий декоративной лепкой, могут использоваться ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными.
Под влиянием предметов народного творчества дети глубже и с большим интересом воспринимают иллюстрации к русским народным сказкам. Народные игрушки своей богатой тематикой влияют на замысел ребёнка во время лепки, обогащая представление об окружающем мире. Занятия с использованием предметов народного творчества помогают развивать умственную деятельность ребёнка. Однако, всё это возможно лишь в том случае, если осуществляется планомерное, систематическое ознакомление детей с предметами декоративно – прикладного искусства, в результате чего дети создают свои декоративные работы: игрушки, посуду, пластины, украшенные орнаментом по типу изразцов. Предметы прикладного искусства народов России могут стать ценным материалом не только для художественного, но и для всестороннего воспитания каждого ребёнка, в том числе для развития творческих способностей.
Одной из интересных и увлекательных форм ознакомления детей с произведениями народного прикладного искусства является метод тематических творческих заданий, позволяющих органично сочетать процесс восприятия народных образцов детьми и участие их в декоративно-прикладном творчестве. Сами названия творческих заданий, такие, как «Веселые узоры», «Цветущий сад», «Сказочные птицы», «Волшебный конь» и др., достаточно полно раскрывают образную их сторону и вызывают у детей определенные ассоциации, творчески настраивают на выполнение той или иной темы.
Творческие задания предполагают совместные действия взрослого и ребенка. Их постановка во многом определяется взрослым, но выполнение заданий осуществляется детьми творчески, самостоятельно. Основу творческих заданий составляют определенные темы, которые делают образ наглядным и доступным. Лепя из глины, выкладывая мозаику, рисуя цветы, дети стремятся выполнить определенную композицию: «Платье для мамы», «Веселые узоры», «Цветущий сад», «Сказочные птицы», «Весенние цветы», «Сверкающие звездочки» и многие другие темы.
В старшей группе при обучении рисованию воспитатель все больше применяет исследовательские методы, т. е. задает вопросы, которые требуют воображения, фантазии, знаний ранее усвоенного материала. Показ сокращается до минимума; если возникает необходимость, дети сами показывают сверстнику. Однако возрастает значимость наглядного материала. Дети должны уметь разбираться в содержании картин, иллюстраций, скульптур малых форм, предметах декоративно-прикладного искусства. Воспитатель учит их ориентироваться в конкретной ситуации, подготавливая заранее наглядный материал. Процесс рисования становится все более интересным, увлекательным.
На занятиях воспитатель учит детей осваивать, некоторые элементы узора, характерные для народных орнаментов и современного декоративного искусства. Дети составляют более сложные узоры на предметах разной формы на основе образцов декоративного искусства, как народного, так и современного (роспись по дереву, керамика, ткань, вышивка, кружево и пр.).
Освоение приемов украшения предметов быта дает возможность знакомить детей с различными вариантами узоров, которые характерны для того или иного изделия. Они быстро познают, для чего создается украшение (узор для платья маме, кукле, сестре на день рождения или узор для красивой шапочки, тюбетейки, платочка). Детям показывают не только таблицы, рисунки с изображением произведений прикладного искусства, но и сами предметы искусства. Воспитатель стремится познакомить детей с различными промыслами, чтобы обратить их внимание на разнообразие материала: глина, береста, дерево, ткань, стекло, камень, металлы, папье-маше, кость и т. д. Это позволит развить у них вкус, научит сознательно отдавать предпочтение тому или иному материалу.
Декоративное рисование лучше начинать с украшений предметов симметричной формы. Если знания и умения у детей хорошие, дают на выбор предметы разной формы, вырезанные из бумаги, и напоминают, как надо их украшать. Полезно до занятия вывесить в групповой комнате образцы, по которым воспитатель выясняет, что общего в узорах, что различно, что детям особенно нравится, кажется красивым. После этого дети создают узоры по замыслу. В узоры можно ввести элементы – кружки разной величины, завитки, а по краям - украшения в виде маленьких листочков [ 8, с. 124-130].
Из выше сказанного следует, что знакомство детей с декоративно-прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развить творческие способности. Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.
Желания детей создавать красивые предметы, украшать их во многом зависят от интереса и отношения воспитателя к этой работе. Воспитателю нужно знать народные промыслы, историю их возникновения, к какому народному промыслу относится та или иная игрушка, уметь рассказать о мастерах, которые делают эти игрушки и рассказать это увлекательно, чтобы заинтересовать детей, пробудить в них желание к творчеству.
Рассмотрим предмет народного декоративно-прикладного искусства – дымковскую игрушку, - которую можно использовать в детском саду.
Изделия кировских мастеров удивляют пластикой формы, особыми пропорциями, необычным по яркости узором. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, пони, петухи с яркими хвостами. Промысел зародился в далёком прошлом. Самое раннее описание дымковских игрушек относится к 1811г. Автор его – Николай Захарович Хитрово. Фабрика, где сейчас изготавливают дымковские игрушки, находится в городе Кирове. Здесь работают всем известные прославленные мастера А.А. Мазурина, Е.З. Кошкина, З.В. Пенкина, которые, сохраняя старые традиции, создают новые оригинальные игрушки. Народные умельцы работают в благоустроенных светлых мастерских. На полках тесными рядами стоят игрушки, разные по содержанию и оформлению, яркие, с позолотой. Это барыни-франтихи, расписные козлы, кони, уточки-свистульки, поросята, медведи и др.
Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его. Способы лепки очень простые. Например, изображая куклу, делают сначала юбку из пласта глины, в результате чего получается полая колоколообразная форма; голову, шею и верхнюю часть туловища делают из одного куска, а детали одежды (рюши оборки, манжеты, шляпки и др.) лепят отдельно и примазывают к основной форме, называя их налепами.
Дымковская игрушка весьма специфична. В её создании и оформлении существуют свои традиции, которые выражаются, прежде всего, в статичности, пышности форм и яркости окраски. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны, но выразительны. Они дают возможность мастеру показать фантазию, творческие способности художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.
Для того чтобы дети проявляли свое творчество, воплощали в рисунке, лепке, задуманное, необходимо:
- Создать условия рабочего места. На занятиях понадобятся гуашь, карандаши, фломастеры, пластилин, глина, стеки, картон. Кисти разные по ворсу, поролоновые тампоны, ватные палочки, доски, тряпочки, поворотные станки.
- Овладение техникой каждого вида изобразительной деятельности, видами росписи, терминологией.
- Показать способы подбора необходимой цветовой гаммы. Использовать при этом следующие методические пособия: плакаты, таблицы с цветосочетаниями, декоративными элементами дымковского промысла углубленную работу лучше начинать с младшей группы: дети знакомятся с игрушкой, рассматривают ее, учатся простым элементам «тычок», «точка», «палочки», «Волнистая линия», «безотрывная», «примакивание», используя при этом палочки и тампоны. Знакомятся с основными цветами в дымке, постепенно добавляя поэтапно оттенки. Здесь чаще используется роспись на бумажных шаблонах посуды, хвост петуха, юбка барышни, полотенце. Сначала начинают выполнять простой орнамент из дымковских элементов, вырезают из бумаги геометрические элементы и приклеивают их на изделия. В старшей и подготовительной группе цвета, узоры, орнаменты усложняются, уже объемные игрушки из бумаги и глины.
Знакомство детей с народной игрушкой одного промысла проходит в течение 2—3 бесед. На первом занятии дети рассматривают игрушки, а воспитатель рассказывает о том, где находится промысел и какие игрушки там делают. Для первой беседы подбираются одно фигурные и сюжетные игрушки. Скульптурки устанавливаются так, чтобы они были хорошо видны со всех сторон, для чего используется подставка с поворотным кругом. Воспитатель рассказывает детям, что все игрушки выполнены народными мастерами в городе Кирове на фабрике игрушек. Сначала игрушки лепят, после того как они высохнут, их обжигают в муфельных печах, затем расписывают яркими красками. Игрушки данного промысла украшены большим количеством мелких декоративных деталей, поэтому после беседы дети могут подойти поближе и рассмотреть все подробнее.
В следующей беседе воспитатель рассказывает, как делают такие игрушки, причем он показывает способы лепки. Дети сидят на стульях, поставленных полукругом, а перед ними воспитатель; на его столе игрушки, глина, стека и мокрая тряпка. Ребята наблюдают, как воспитатель делает уточку, козлика, собаку, куклу и другие игрушки. Воспитатель берет такие же ранее вылепленные игрушки и отправляет их на сушку. Когда игрушка высохнет ее покрывают белилами и расписывают гуашью. Дети наблюдают все этапы работы и таким образом становятся свидетелями выполнения игрушек. Воспитатель спрашивает детей, не хотят ли они сами лепить такие же игрушки, и предлагает подумать, какую фигурку лучше изобразить. Обычно дети называют разные игрушки, но педагог останавливается на тех, которые проще для изображения, имеют несложное строение. Так, для начала можно предложить ребятам вылепить козла или барашка, в зависимости от того, какие игрушки есть в детском саду. Если в детском саду имеется набор слайдов о народных игрушках, в конце беседы можно рассмотреть их. Делать это рекомендуется в вечерние часы. Детям нравится рассматривать яркие слайды, слушать рассказ об игрушках и самим участвовать в разговоре. Внимание их следует направить на содержание игрушек, их роспись, на лепные украшения.
Как правило, такие беседы хорошо подготавливают детей к предстоящей лепке, и в начале занятия воспитателю остается лишь напомнить общий способ изображения, который часто подсказывает сама игрушка, например туловище и ноги можно вылепить из одного куска глины, а остальные части — прикрепить к туловищу. Народные игрушки козел или барашек во время занятия стоят на подставках, дети могут в случае необходимости подойти к ним, чтобы лучше рассмотреть их, пользуясь поворотным кругом.
Тема следующей лепки — кукла. Для детей 5—6 лет можно подобрать куклу «Франтиху» или «Нянюшку с младенцем». Игрушки стоят перед детьми, и воспитатель старается объяснить ребятам разницу между ними. Лепка фигурок начинается с конуса. Голова, шея и средняя часть туловища выполняются из верхней половины, а юбка из нижней. Из валиков лепят руки. Все мелкие детали делают путем налепа. Объясняя детям способы изображения, можно спросить их, не помнят ли они, как надо делать куклу, и если ребята не смогут ответить, то нужно показать им, как из конусообразной формы делается основа, т. е. наметить быстрым движением руки все основные части фигурки (голову, шею, туловище, юбку). Руки ребята лепят сами. Дети берут нужное количество глины и начинают работать над формой.
Расписывая силуэты, старшие дошкольники первоначально используют в рисунках только отдельные легкие элементы, упрощали орнамент, невыразительно пользовались цветом. Поэтому на занятии надо чаще использовать таблицы, работать над композицией рисунков, над подборкой цвета. Знакомя детей с росписью, надо обращать внимание на то, что нарядность игрушке придает сочетание разных узоров, например, на фартуке и на юбке барыни. Дети самостоятельно составляют узоры из отдельных элементов к концу старшей группы, тем самым развивая свои творческие способности и фантазию.
В процессе обучения лепке используются технологические карты по лепке. На занятиях должны использоваться дидактические игры («собери целую игрушку», «обведи и раскрась», «дымковское домино», трафареты). Целесообразно использовать альбомы для детского художественного творчества «Наш вернисаж», «Цветочный мир».
В любом возрасте на занятиях зачитываются стихи, прибаутки, загадки, сказки, в которых раскрывается тот или иной образ, например: «Со студеною водицей возвращалась молодица, как лебедушка плывет, ведра полные несет». «Моя хрюшка, как подушка, мягкая и гладкая, во всем она приятная, только неопрятная». «В красной шляпке на козле скачет молодец в седле».
Готовя детей к поделке игрушек из глины, мы берем простые задания (слепить бусы, плиточки) по книге Н. Г. Пантелеевой "Декоративное искусство детям". Рисовать на объемной форме намного труднее, чем на листе бумаги. В старшей группе дети лепят петушков, курочек, уток, так как объемная форма и способы лепки этих игрушек наиболее просты.
В подготовительной группе ставятся задачи: глубже познакомить детей с народным промыслом, с разнообразной тематикой изделий, научить их различным специфическим приемам лепки дымковских игрушек, изображать скульптурные группы, использовать в росписи сложные по композиции и цвету орнаменты, развивать творческие способности, фантазию. Дети неплохо справляются с лепкой, передают характерные особенности народной игрушки.
Самой продуктивной формой работы являются занятия, где дети на основе конкретного вида создают узоры, лепят народную игрушку. Количество занятий по тому или иному виду деятельности, зависит от наличия предметов, их изображений, а также от поставленных задач. На каждом занятии ставятся конкретные учебные задачи. Также мы определяем, как ребенок может проявить выбор, самостоятельность.
Готовые игрушки дети любят обыгрывать, показывать родителям на выставке. Это мотивирует их к работе. Дети придумывают про них стихи и небылицы, подключая к этому своих родителей.
Для того чтобы дети стали творческой личностью, необходимо развивать их воображение, поддерживать проявление фантазий, смелости, предоставить возможность для самостоятельности.
Яркость, образность, выразительность данных игрушек наиболее привлекательна для детей. Ознакомление с Дымковской игрушкой начинается на ранних ступенях художественно-эстетического воспитания и к подготовительной группе дети должны знать элементарные особенности данного вида народного промысла.
В конце занятия воспитатель показывает детям их работы и предлагает оценить, как соблюдены пропорции, выполнены форма и движение. Ребята отвечают, а воспитатель дополняет их ответы. Важно чтобы дети научились критически и доброжелательно оценивать свою работу и работу товарища.
В подготовительной к школе группе большое внимание воспитатель должен уделять обучению детей умению планировать свою работу, обдумывать заранее изображение формы предмета и его динамику. Это необходимо для развития детской самостоятельности и творческих способностей детей.
Выводы
Дети и творчество – понятия практически нерасторжимые. Любой ребёнок по своей природе – созидатель. Творчество проявляется у детей в самой неожиданной форме, однако практически всегда связано с изобразительной деятельностью. Рисование, лепка и аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – развитие творческих способностей. Изобразительная творческая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста. В процессе творческой деятельности с использование дымковской игрушки дети развивают зрительное восприятие (наблюдение), воображение, память, осязание, моторику, речь, сенсорику. Кроме этого творчество формирует в ребенке эстетическую направленность. Творчество ребёнка – важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания.
1. Изучив теоретические исследования о занятиях по лепке, можно говорить о необходимости ознакомления детей с дымковской народной игрушкой, которая способствует развитию творческих способностей.
2. Занятия по ознакомлению с дымковским народным промыслом не только формируют и совершенствуют у детей технические навыки и умения, но и развивают эстетически правильное отношение к предметам народного искусства, а также творчества дошкольников.
3. Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте является: развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
- раннее физическое и интеллектуальное развитие детей;
- создание обстановки, опережающей развитие ребенка;
- самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей;
- предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.;
- умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых;
- комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно существующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития. Хотя дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития этого компонента творческих способностей.
Список используемой литературы
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 292с.
- Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Варенцова Н.С. Развитие+. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Старший дошкольный возраст: программно-методическое пособие /Н.С.Варенцова, О.М.Дьяченко, Л.А. Венгер.- М.: Издательство НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера «Развитие», 2012. - 144 с.
- Г. С. Швайко. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная к школе группа: методическое пособие/Г.С. Швайко.- М.: Издательство Владос,2006. -176с.
- Дружинин В.Н. Психодиагностика общий способностей/ В. Н. Дружинин. М – Академия, 1996. – 224с.
- Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает: учебное пособие для студентов высший учебных заведений/ Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко. – М.: Знание, 1994. – 157с.
- Ефремов В.М. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ: учебное пособие/ В.М. Ефремов. – Пенза – Уникон –ТРИЗ, 2006. – 231с.
- Истоки: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под редакцией Л.А.Парамоновой.- М.:ТЦ Сфера, 2011.- 320с.
- Комарова Т.С. Сакулина Н.П. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учебное пособие/ Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. – Москва: «Просвещение», 1991. - 256 с.
- Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности/ С.К. Кожохина.— М.: ТЦ Сфера, 2002. - 192с.
- Лук А. Н. Психология Творчества: учебное пособие/ А. Н. Лук. – М.: Наука, 1978. – 126 с.
- Мурашковская И. Н. Когда я стану волшебником: учебное пособие/ И.Н. Мурашковская. – Рига.: Эксперимент, 1994. -62с.
- Николаева Е.И. Психология детского творчества: учебное пособие для педагогических училищ/ Е.И. Николаева. – СПб.: Речь, 2006. – 220с.
- Под редакцией Т.С. Комаровой. Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования: учебное пособие для педагогических училищ/ Т.С. Комаровой. – М.: Просвещение, 1991. – 251с.
- Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для учреждений среднего профессионального образования / С. В. Погодина. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 352с.
- Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова,Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон .Программа воспитания и образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада «Радуга»: программно-методическое пособие/ С.Г.Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик.-М.: Издательство «Просвещение», 2010.- 111с.
- Т.Н. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.И. Гурович «Детство» - программа развития и воспитания детей в детском саду: программно - методическое пособие/Л.И.Гурович, З.А.Михайловой,Т.Н. Бабаевой.- СПб.: Детство-ПРЕСС,»2004. – 244с.
- Федосова Е.С. Федосов Г.С. В стране гномов: книга для развития способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Г.С. Федосов, Е.С. Федосова. – СПб.: Союз, 2002. – 63с.
- Халезова Н.Б. Декоративная пластика и декоративная лепка в детском саду: учебное пособие для воспитателей /Н.Б. Халезова. – М.: Сфера, 2005. - 112с
