Социальный проект "Родова"

Ширямова Татьяна Николаевна

Участники проекта «Родóва» - учащиеся малокомплектной сельской школы, их родители, бабушки и дедушки, общественность, люди, заинтересованные историей своего рода, желающие оставить свой след в истории. У нас в Земле Родной бьют живые ключи, память древняя, земля святая, земля заповедная. Род, Родная, Родóва, - суть корень первопредок, отсюда слова русские - Родина, родить, родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Социальный проект "Родова"955.5 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс социальных проектов

Название Конкурса: «Наши родители»

Номинация: «Бесценный опыт»

Название проекта: «Родóва»

Заявитель:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Цыгановская основная общеобразовательная школа

Руководитель проекта:

Ширямова Татьяна Николаевна, директор школы.

СТРУКТУРА ПРОЕКТА

1. Полное наименование проекта:

 «Родова» (Издание серии книг по истории Земли Зырянской)                                      

2. Краткая аннотация проекта

  • Кто выполняет проект?

Участники проекта «Родóва» - учащиеся малокомплектной сельской школы, их родители, бабушки и дедушки, общественность, люди, заинтересованные историей своего рода, желающие оставить свой след в истории. У нас в Земле Родной бьют живые ключи, память древняя, земля святая, земля заповедная. Род, Родная, Родóва, - суть корень первопредок, отсюда слова русские - Родина, родить, родители. Много сокрытого в языке нашем, во многом можно узреть отголоски жизни и веры Предков. Им и посвящается наша работа. 

  • Почему нужен проект?

Проект «Родóва» - логическое продолжение социального проекта «Данко», целью которого была забота о людях старшего поколения. Работая по проекту, мы выяснили, как много  пережили наши предки, как отразилась судьба страны в их жизни, сколько замечательных событий хранится в памяти земляков. Совсем недавно в школу принесли документы, найденные в старом доме, по которым можно изучать историю.

Уходят из жизни те, кто помнит комсомольскую юность, годы коллективизации, поездку в Москву к Н.С.Хрущеву деревенского кукурузовода, призовые галоши за ударный труд, почетные грамоты в рамках под стеклом в каждой избе вместо зарплаты… На самом деле – это бесценный опыт, который нужно использовать, и мы, молодое поколение, должны донести до потомков ценности их предков, Рода, Родни, Родóвы …

В последние годы значительно изменился уклад деревенской жизни. Лозунг о стирании граней между деревней и городом частично воплощается в жизнь. Изменения коснулись и семейного уклада. Раньше в крестьянском доме проживало три поколения, где все подчинялись старшему и не смели принять самостоятельного решения, отнестись неуважительно к кому-либо или просто ослушаться. Нравственные устои были крепки. Теперь же при создании семьи молодые предпочитают жить отдельно от родителей, быть самостоятельными и ни от кого не зависеть. Это приучает к самостоятельности, но и не ограничивает молодых в свободе действий, что не всегда во благо. При этом не учитывается опыт поколений, теряется связь между родными людьми, рушатся семьи, так как рядом нет близких людей, которые бы выслушали и помогли, предостерегли от плохих поступков. Поэтому в Цыгановской школе появилась программа реализации межпоколенческих связей.

  • Аудитория проекта?

Проект нужен молодым и старым, жителям села Цыганово и жителям Зырянского района, жителям России как показатель силы Рода. Как дерево не растет без корней, так и человек не может жить без прошлого, без поддержки Рода. Издание книг позволит пожилым людям обрести уверенность, что их опыт востребован, и жизнь они прожили не зря. А молодое поколение будет изучать историю не только по учебникам, но и по истории своего Рода.

  • Каковы цели и задачи проекта?

Цель проекта: Укрепление межпоколенческих связей в процессе изучения истории родного края; систематизация материалов и издание серии книг по краеведению.

Задачи проекта:

--передача опыта старших младшим, вовлечение людей разного возраста в создание истории своего края;

-изучение  истории и местных традиций, развитие у детей и молодежи чувства патриотизма и гордости за место, где они живут;

-наладить сетевое взаимодействие с заинтересованными людьми из школ района;

-систематизировать краеведческие материалы школьного музея;

-научиться работать с историческим материалом;

-сформировать банк данных по жителям села;

-научиться обрабатывать материал при подготовке к печати.

-укрепление межпоколенческих связей на основе регулярного проведения совместных межпоколенческих акций и мероприятий.

  • Каким образом осуществляется реализация проекта?

Организационная деятельность

Информационная деятельность

Взаимодействие с людьми старшего поколения

Работа с представителями власти и  общественностью

Работа с детьми и молодежью

Создание инициативной группы участников проекта «Родова».

Информация о проекте «Родóва» через районную газету «Сельская правда», молодежные издания.

Акции: «Дорога памяти», «Мы – наследники традиций», «Река жизни», «Милосердие», «У нас не бывает чужих».

Официальные запросы в Администрацию Зырянского района с предложениями о сотрудничестве.

Сетевое взаимодействие учащихся школ Зырянского района через Центр гражданского образования «Мир цвета радости».

Изучение нормативно-правовой базы по издательской деятельности.

Проведение социологического опроса среди жителей с.Цыганова.

Работа в архиве.

Лекторий для родителей и для представителей старшего поколения (членов клуба «Встреча») по вопросам межпоколенческих отношений в семье, роли старшего поколения в духовно-нравственном, физическом и трудовом воспитании.

Обращения в:

-Совет ветеранов Зырянского района,

-Социальной защиты,

Районную Думу,

-Отделение партии «Единая Россия».

Исследования по публикациям в СМИ последних  исторических находок в Зырянском районе.

Проведение организационного заседания клуба «Встреча»  жителей старшего поколения с.Цыганово. Определение основных направлений деятельности по проекту.

Работа школьного  корпункта по теме проекта.

 Творческие встречи на дому для пенсионеров, не имеющих физических возможностей посещения культурных мероприятий.

Встречи со специалистами государственных служб, занимающихся вопросами социальной помощи жителям старшего возраста сельской местности. Консультации юристов, работников пенсионного фонда, Администрации Зырянского района.

Фестивали:

 «Люблю Россию», «И край родной откроет тайны», «Робинзонада», «Творчество жителей  Причулымья».

Связь с другими школами Зырянского сельского поселения.

Выпуск информационных бюллетеней.

Занятия Центра гражданского образования с участием пожилых людей, подвергшихся репрессиям.

Поиск спонсоров, заинтересованных лиц.

Изучение родословной через произведения писателей – земляков

(Г.Игнатов, Т.Алексеев).

Удовлетворение  и формирование культурных, духовных, спортивных потребностей родителей и сельских семей в целом через сотрудничество с населением.  

Пропаганда деятельности через школьные МО, «круглые столы», конференции.

Работа с семейными архивами.

Экскурсии в школьном музее, использование музейного материала в учебной и внеучебной деятельности.

  • Какова продолжительность проекта?

Так как материал имеется, то его необходимо доработать и систематизировать. На это потребуется один год. В дальнейшем он может редактироваться и дополняться. Важно показать, как сохранить память народа, чтобы следующее поколение продолжило этот труд.

   3. Степень реализации проекта (для проектов в стадии реализации) 

Руководители проекта – опытные педагоги, неравнодушные люди, отдающие все силы и знания любимому селу, где родились, учились в школе, а теперь сами учат детей любить свой край родной. За многие годы работы в школьном музее накопилось достаточно материала, по которому можно изучать историю России. Это архивные документы, официальные сведения, материалы о героических днях Великой Отечественной, большая подборка  газетных публикаций, воспоминания жителей, переписка, исследовательские работы учащихся и краеведческие проекты детей…

Инициативная группа учащихся работает по различным направлениям: одни работают с материалами школьного музея, другие – в архиве редакции районной газеты «Сельская правда», третьи – в военкомате - работы очень много. Пожилые жители села заинтересованы в том, чтобы оставить о себе добрую память, поэтому эта категория участников проекта является максимально задействованной в работе. И дети проводят рейды по квартирам жителей с целью сбора и уточнения материалов для проекта. Помогает в работе то, что на базе школы работает клуб «Встреча» для людей старшего поколения, что является благодатной почвой для работы по проекту. Идет непрерывное общение. Ежегодные праздники «Село мое родное», где участвуют представители всех поколений, позволяют продемонстрировать не только знание, но и любовь к русской культуре. В рамках подготовки и проведения этого праздника происходит слияние представлений о будущем молодых жителей села и жизненного опыта старшего поколения. Представители старшего поколения имеют возможность продемонстрировать свое умение в создании предметов прикладного искусства, мужчины-умельцы представляют на суд односельчан столярные и слесарные изделия, кузнечные работы, предметы домашнего обихода сельского жителя. Самые ценные работы отправляются в школьный музей, где хранятся как ценные экспонаты, которые используются на различных школьных мероприятиях.

 Ничто так не побуждает к творчеству, как личный пример или успех ближнего. В связи с этим можно считать, что Г.И.Игнатов, наш житель, живой тому пример. Он - один из хранителей истории судеб цыгановских жителей. Много труда вкладывает Г.И.Игнатов в создание летописи села, где он родился.  Вышли в свет его книги стихов о родном крае: «Цыганово», «Цыгановские частушки», «Частушки Причулымья», «Путь на Кушлу», «Фотографии моих современников», «У истоков творчества». Две последние книги, «Деревня моя», «Далекое и близкое»,  посвящены близким нам людям, ныне живущим в селе и тем, кого уже нет. Книги снабжены фотографиями многих односельчан, описаны истории семей и многих судеб, поэтому они дороги всем нам. В сборе материала для этих книг есть и доля нашего участия. Часто Г.И.Игнатов бывает в школе, где проходят сельские часы поэзии с участием жителей села, учащиеся пишут работы по изучению своего края по стихам Г.Игнатова.

        Представителем более молодого поколения поэтов-земляков является Тимофей Алексеев, который возглавляет поэтическую мастерскую Зырянского района. С его участием проходят встречи  на поэтической волне и конкурсы по выявлению юных дарований. По стихам Т.Алексеева в школе проводятся занятия словесности, учащиеся читают стихи своих замечательных земляков на праздниках и конкурсах. Этим самым проявляют уважение к своему краю и его людям. Более того, дети сами пробуют свои силы в создании стихов о родном крае. Иногда получается очень даже неплохо: ведь у ребёнка свой, свежий взгляд на окружающий мир, реальные события и явления природы.

Построение гражданского общества начинается с воспитания чувства гражданственности у каждого отдельно взятого человека. С его общественной позиции, реальных дел на благо родного края. Считаем, что проект «Родóва» объединит людей разных поколений для изучения истории края, станет основой для развития школы гражданской активности  молодежи. Как известно, без прошлого нет настоящего, поэтому важной страницей истории нашего края являются рассказы и воспоминания людей старшего поколения, их бесценный жизненный опыт, без которого не обойтись нынешним детям. Продолжить летопись своего края и взяли на себя труд нынешние участники проекта «Родóва».

Наш земляк Г.И.Игнатов надеется, что новое поколение цыгановских жителей будет знать свою родословную, как и чем жили наши предки, и даже какие песни и частушки пели.

С каждым годом я больше седею,

И хотя не обижен судьбой,

Перед домом родным я немею.

И он всюду незримо со мной.

Все мне кажется снова и снова,

Что живу я не дома, вдали,

Видно, теплится в каждом родова:

Она в сердце и  в жилах земли.

Она греет в осеннюю сырость.

Она в горе поддержит,  любя,

И за самую высшую милость

Не оставлю, мой край, я тебя.

(«Родова»).

4. Описание организации-заявителя

  • История организации

Цыгановская ООШ расположена в 100 км. от областного и в 12 км. от районного центра, что  даёт ей некоторые преимущества перед другими. Школа расположена в типовом 2-этажном  деревянном здании застройки 1969 г. В настоящее время в школе обучается 54 человека, занятия проводятся в условиях класса-комплекта в начальном и среднем звене.

Родители учащихся – люди малообеспеченные, с низкой заработной платой, хотят, чтобы их дети усвоили государственный образовательный стандарт и учились дальше. Из этого и строится модель выпускника.  Это, прежде всего, человек, сочетающий в себе духовное богатство, моральную чистоту и физические свойства. Вместе с тем родители хотят, чтобы дети их были готовы к жизни в социуме.

Школа работает по программе развития «Школа проектной деятельности», когда основой обучения является проектная методика, которая рассматривается как вариант, противоположный научно-техническому подходу, сопряженный с пониманием  внутреннего мира человека, отражающий особенности профессионального педагогического поведения и сознания.

Сейчас проектной деятельностью в  школе охвачено более 80% учащихся, начиная от второклассников до бывших выпускников. Ученические проекты стали предметом обсуждения учащихся за пределами школы. Наша школа по итогам работы является лидером среди школ района, директор школы – руководитель высшей категории, почетный житель Зырянского района, лауреат премии Президента РФ.

  • Цели и задачи

Цель: Освоение новых способов человеческой деятельности в социо-культурной среде, развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека.

Задачи:

  • совершенствование работы над качеством образования;
  • развитие проектной деятельности учащихся;
  • использование интернет-технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся; 
  • открытие на базе школы Центра гражданского образования, включающего развитое спортивное направление; 
  • развитие форм самоуправления;
  • выстраивание договорных отношений с родителями для привлечения их к созданию более комфортных условий для получения их детьми качественного образования на уровне лучших школ района и области.

Школа - образовательный центр определения, обогащения и реализации жизненных планов учащихся.

Главной задачей школы является не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, а также формирование умений и навыков, необходимых для самостоятельного поиска, анализа и оценки информации. Переход от «школы знаний» -  к «школе компетентности», основанной на умении применять и использовать полученную информацию. В этих условиях меняется образовательная среда школы, важнейшим компонентом которой становится информационная среда. Важно не просто дать сумму знаний, а научить жить.

  • Перспективы организации на ближайшие два года. 

Приоритетным в ближайшее время остается развитие творческого потенциала  личности ребенка, направленное на воспитание специалистов для села, будущих лидеров, грамотных политиков. Формирование новой модели педагогического процесса, когда в настоящей, взрослой жизни, ученик оказывается более компетентным, адаптированным и конкурентоспособным в рамках базовых сквозных компетенций, обеспечивающих функциональную грамотность, среди которой особое место занимает деятельностная грамотность. А это как раз и дает практика проектирования.

5. Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей 

В данном разделе описываются стратегия и методы достижения поставленных целей, а также механизмы реализации проекта (не более 3 страниц). Должны быть включены ответы на следующие вопросы:

  • Каким образом достигаются намеченные цели?

Отношения глубокого взаимопонимания, уважения детей и родителей, бабушек и дедушек не возникают сами по себе. Они формируются в процессе общения и совместной трудовой деятельности, результатом которой является укрепление духовной связи с родными людьми. Труд, чтение, туризм, досуг, спорт, коллекционирование, художественное и техническое творчество, опытничество – вот те виды совместной деятельности наших учащихся и их родителей. Это совместная работа по ремонту школы, уборка территории села, экологический десант на берегу Чулыма, деревенские праздники, спортивные конкурсы, занятия кружков, ежегодная акция «Село мое родное» (фото 1). Каждый прожитый день наполнен событиями.

Фото 1,2

       

Фото 3

Разрабатывается подробный план действий через сетевое взаимодействие (фото 2), который включает различные формы работы. Идет активная работа с представителями пожилого поколения через школьный музей (фото 3).

  • Как выполняются поставленные задачи?

Самая важная из поставленных задач проекта – это передача опыта старших младшим, вовлечение людей разного возраста в создание истории своего края. Она реализуется через гостевые программы на квартиры пожилых людей. Сначала ребята ходили на квартиры с творческими программами  для одиноких беспомощных стариков, но в процессе визитов выяснилось, что старому человеку важно внимание, важно, чтобы его выслушали. В результате ребята услышали много интересных судеб, поучительных историй из жизни многих семей.

В школьном учебном плане есть уроки регионального компонента, что тесно связано с восприятием  истории и местных традиций, способствует развитию у детей и молодежи чувства патриотизма и гордости за место, где они живут. Программа патриотического воспитания, реализуемая школой через занятия в военно-спортивном клубе, через дополнительное образование, помогает подготовить ребенка к жизни в обществе.

Сетевое взаимодействие с заинтересованными людьми из других школ района способствует почувствовать себя в роли лидера, проводника добрых идей и объединить усилия для совместной работы по проекту.

В процессе работы по проекту формируются  умения  решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определенной местности и т.д.), анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям.

Учащиеся получают навыки  поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества. Вырабатываются умения систематизировать краеведческие материалы, умение  работать с историческим материалом, научиться обрабатывать материал при подготовке к печати.

Без помощи взрослых ребенок не справится с данной задачей, поэтому возникает сотрудничество с людьми разного возраста и общественного положения. Ребята имеют опыт проектно-исследовательской  работы, хорошо вступают в контакт с незнакомыми людьми, бывали на приемах у представителей власти разного уровня. Приходилось сталкиваться с грубостью и невниманием чиновников, но чаще всего детей везде принимали радушно и не отказывали в помощи.

Ребята на высоком уровне провели акции «Река жизни», «Мы – наследники традиций», игровую программу для взрослых «Встань с нами в круг», соцопрос разных слоев населения по проблеме сохранения и передачи жизненного опыта от поколения к поколению. Праздник для жителей села «Люблю Россию», организованный молодежью в конце нынешнего лета, многих заставил забыть о возрасте: пожилые люди вспомнили игры своего детства и приняли участие в играх молодых.

На основе регулярного проведения совместных межпоколенческих акций и мероприятий происходит укрепление межпоколенческих связей

  • Какой опыт работы имеется в той области, в которой реализуется проект?

Школа на селе – это духовный центр, где концентрируется вся деятельность. Здесь работают педагоги, которые любят и ценят свой край, его людей. Сколько существует школа, столько и собирается краеведческий материал, который сосредоточен в музее и классных комнатах. Постоянно на базе школы работает клуб «Встреча» по организации досуга пожилых людей. Старожилы охотно сотрудничают со школой, и в дар школьного музея переданы многие материалы из семейных архивов. В последние годы педагогам удалось опубликовать материал из опыта работы отдельными книгами и в сборниках, а в 2007г. работы авторов данного проекта были опубликованы в Москве. Большое количество работ школьников, посвященных изучению истории своего края,  подготовлены к изданию.

  • Какое кадровое обеспечение проекта?

Координатором  проекта является Ширямова Татьяна Николаевна, руководитель музея Цыгановской основной общеобразовательной школы. Консультирует проект Ануфриева Ольга Егоровна, учитель начальных классов. Большую помощь оказывает В.Н.Шаханов, историк по образованию, и краевед, Г.И.Игнатов, писатель-краевед, руководитель Зырянского районного музея Н.И.Баркина.

  • Как проводится отбор участников программы или получателей услуг?

В школе последние три года ведется курс по проектно-исследовательской деятельности, который посещают все желающие. А желающих много, т.к. дети сразу видят результаты своего труда. Победы детей и педагогов в различных  конкурсах служат мотивацией к участию, поэтому наши дети социально активны. Учащиеся 8-9 классов объединяются в инициативную группу, распределяют обязанности между собой  по способностям, другие – выполняют разовые поручения по проекту. В процессе работы состав рабочей группы  постоянно меняется: ребята меняются ролями, вовлекают в деятельность своих родителей, соседей, бабушек и дедушек. В результате получается разновозрастная рабочая группа. Даже учащиеся начальной школы мотивированы, т.к. их труд  организован творчески. Ребятам нравится такая форма работы, когда они выступают в благородной роли, помогая старикам.  Результаты деятельности инициативной группы постоянно заслушиваются на Совете, оформляются на компьютере и систематизируются. На общешкольных линейках докладываются результаты работы, в районной газете и на радио освещается ход работы, дети поощряются за свой труд – все это мотивирует участников проекта.

6. Рабочий план реализации проекта.

№п/п

Наименование мероприятий

Сроки

выполнения

Ответственные

за выполнение

1

Определение замысла проекта «Родóва».

Январь  2007г.

Ануфриева О.Е..

Ширямова Т.Н.

2

Формирование оргкомитета из числа детей и взрослых по разработке проекта.

Февраль 2007г.

Ануфриева О.Е.

3

Проведение рабочих совещаний оргкомитета.

1 раз в месяц

Инициативная группа

4

Разработка информационных писем  к жителям села, общественности,  в Администрацию Зырянского сельского поселения по  оказанию содействия в реализации проекта «Родóва».

Весь период подготовки

Оргкомитет

5

Оповещение жителей района в СМИ о предстоящей работе по проекту.

 Февраль 2007г.

Оргкомитет, корреспонденты местных СМИ

6

Выпуск рекламных буклетов

Март 2007г.

Оргкомитет, Дудко А., Ситникова А.

7

Встреча оргкомитета с активом сельских администраций. Разработка плана действий.

Апрель 2007г.

Оргкомитет, активы школ

8

Сотрудничество с активистами – краеведами:

  • встреча с поэтом-земляком Г.И.Игнатовым;
  • гостевые визиты к старожилам села;
  • Посещение музея Боевой Славы в МОУ Зырянская СОШ №1;
  • оформление итогов встреч.

Весь период работы по проекту

Оргкомитет,

актив школ,

администраторы, завклубы.

9

Мотивация учащихся к изучению своей родословной: Систематизация краеведческого материала школьного музея.

Составление перечня материалов для публикации..

Постоянно

Актив музея, группа редакторов

10

Формирование банка данных по жителям села.

Постоянно

Рабочие группы

11

Составление  сметной документации по проекту.

Сентябрь 2007г.

Оргкомитет.

Бухгалтер

12

Осуществление проекта «Родóва». Обработка материала при подготовке к печати.

Декабрь 2007г.

Координаторы проекта

13

Издание серии книг по краеведению.

Декабрь

Оргкомитет

14

Фоторепортаж

Январь 2008г.

Тюфтяева Н.Б.

7. Конкретные  результаты

№п/п

Результаты деятельности по проекту

Количественная оценка труда

Качественная оценка труда

1

Вовлечение людей разного возраста для написания истории своего края;

80% жителей села

Укрепление межпоколенческих связей.

2

Сетевое взаимодействие с заинтересованными людьми из школ района.

Зырянская СОШ №1, №2, Берлинская ООШ, Причулымская ООШ, Семеновская ООШ.

Расширение поля деятельности, использование опыта других школ.

3

Редактирование материалов для публикации.

50% участников проекта.

Формирование навыков грамотного письма, осмысление прочитанного.

4

Работа с историческим материалом.

55% школьников

Мотивация учащихся к изучению своей родословной. Определение своей роли в истории.

5

Подготовка тематических блоков к публикации.

80% участников проекта.

Получение профессиональных навыков работы с текстом, документами.

6

Издание серии книг по истории своего края:

  1. «Цыгановцы вспоминают»
  2. «Документы рассказывают»
  3. «Перекличка поколений»
  4. «Сила Рода»

Использование 100% знаний  истории своего Рода.

Уважительное отношение к жизни своих предков. Умение сострадать, сопереживать близким людям.

        Подтверждением результативности проекта «Родова» может служить тот факт, что уже готовы к изданию следующие краеведческие материалы:

В.Шаханов. «История Земли Зырянской», Т.Н.Ширямова «Восславим солдатских вдов», «Из семейного архива Боженковых», «Погиб в бою за социалистическую Родину» (Архивные данные военкомата), «Ветераны былых боев». Исследовательские работы Т.Елкиной « Фронтовые дороги цыгановцев», Н.Наливайко  «Достопримечательности моего села», «История села в стихах поэта-земляка Г.Игнатова», А.Ситниковой « Школа в лицах», Т.Володиной «История одного письма» и др.

Социальные проекты, реализованные на родной земле: «Патриот», «Возрождение», «Зов Чулыма», «Каскад», «Берегите мужчин» «Данко», «Мир цвета радости» и другие.

Все работы отражают уважительное отношение к жизни своих предков, умение сострадать, сопереживать близким людям и продолжать традиции Рода.

8. Механизм оценки результатов 

В данный раздел должны быть включены ответы на следующие вопросы (не более 1 страницы):

  •  Каковы критерии оценки эффективности  проекта?

Эффективность проекта оценивается через

  • степень поддержки общественности (через социологический опрос разных слоев населения);
  • анкетирование жителей села о их точке зрения на реалистичность проекта;
  • интервью с представителями власти по проблеме проекта;
  • исследование ресурсов, необходимых для реализации проекта.

        Учитывается, насколько проект реалистичен, актуален и перспективен. Механизмом оценки здесь является социологический опрос населения, анкетирование, встречи, выступления в СМИ.

  • Каким образом реализация  проекта повлияет на среду, территорию и т.д.?

«Ни одно общество, ни одна цивилизация не может выжить, если  12- летние рожают детей,  15 –летние  убивают друг друга,  17-летние умирают от СПИДа, а 18-летние получают аттестаты, которых не могут прочесть»,- так говорил спикер палаты представителей США Н.Джингриху, рассуждая о нравственности нашего общества. Чтобы этого не произошло, нужно показать ценности жизни детям, научить строить отношения с самим собой и окружающими, ценить и беречь опыт своего Рода.

Будущее принадлежит тем, кто не боится труда, кто легко осваивает новые ремесла, тем, кто способен грамотно заботиться о себе и среде своего обитания. Готовность и способность придумать дело, создать команду, организовать ресурсы, дело внутри своей семьи, рода, народа – таков девиз гражданина. В деятельности человек развивается всесторонне, укрепляет здоровье, открывает свой талант и способность. Чтобы у ребенка взрослая жизнь была удачной, чтобы он смог в жизни найти свое место, его надо с малых лет приучать к уважительному отношению к труду, чужому опыту.  Через совместную деятельность детей и родителей можно решить проблему взаимоотношений в семье. Организация совместной деятельности детей и родителей в работе над проектом «Родова» будет способствовать гармонизации детско-родительских отношений. Воспитательные меры просты – это процесс жизни в гармоничной, правильно организованной семье, совместное решение важнейших вопросов на семейных советах, уважительные, доверительные отношения, любовь и внимание к детям. Благодаря родственным связям в семье получает поддержку каждый ее член. Обеспечивается экономическая, социальная и физическая безопасность, проявляется забота о малолетних, престарелых и больных, создаются условия для социализации детей и молодежи, семья становится источником уважения, привязанности и солидарности. Сохраняется историческая преемственность поколений.

  • Указать ФИО и должность лиц, которые оценивают результаты работы в ходе реализации проекта.

1. Флигинских Александр Николаевич,  Глава Администрации Зырянского района

   2.  Епифанцева Татьяна Владимировна, главный редактор районной газеты «Сельская правда».

3.  Игнатов Геннадий Иванович, писатель – краевед, коренной житель с.Цыганово.

4. Мармыш Валентина Захаровна, представитель старшего поколения с.Цыганова, активист клуба «Встреча».

9. Перспективы дальнейшего развитие проекта 

В данный раздел должны быть включены ответы на следующие вопросы (не более 1 страницы):

  •  Как предполагается развивать деятельность в этом направлении после выполнения

  проекта?

Опыт показывает, что изучение  истории и местных традиций, пользуются спросом, способствуют развитию у детей и молодежи чувства патриотизма и гордости за место, где они живут, за нашу страну. Такие книги читаются на одном дыхании. И, как следствие этого – волна деятельности: в процесс вовлекаются те, кто не счел нужным уделить внимание самому себе, скептики, что не верили в благополучный исход дела. Честолюбие жителей тоже играет положительную роль. Работа по краеведению не имеет границ: то, что происходит сегодня, завтра становится историей, которая забвению не подлежит.

В ближайшие годы планируется на территории школьного двора открыть музей славянской культуры. Этим летом группа детей побывала в музее-заповеднике «Томская писаница» в Кемеровской области и решили, что школьникам по силам создать экспозиции музея под открытым небом на своей территории. Это будет логическим продолжением работы по проекту «Родова».

  •  Каким образом предполагается сохранить и расширить достижения данного

             проекта?

           Веками село было и остается наиболее соответствующей российским народам формой сохранения и развития народного духа – народной нравственности, народной культуры, национального языка. Крестьянский Двор – не городская семья, где люди собираются после работы и не знают, что делать друг с другом. Здесь свой уклад трудовой жизни, здесь свои духовные отношения, корнями уходящие в крестьянские ценности, проживаемые ежедневным трудом.  Поэтому изучение жизни Крестьянского Двора, его экономических и духовных основ, признание Крестьянского Двора ядром сохранения и воспроизводства народной жизни, народной культуры, народного духа – вот главное направление деятельности интеллигенции села, а значит, нашей деятельности. Многогранная работа по изучению Крестьянского уклада жизни даст ответ на многие насущные вопросы. В селе живут Великие труженики, несмотря на то, что их споили, отняли то, что можно было отнять – его честь и достоинство, возможность прокормить семью. Самых толковых заманили в город, лишая крестьянскую жизнь интеллектуального потенциала. Другое дело, куда направлен этот труд. Поэтому у сельской интеллигенции, а это, в основном, учителя, - великая миссия: сохранить память народа, вдохнуть в сердце каждого селянина мысль о значении его труда, всей его жизни.

            Работа по краеведению – занятие многогранное и бесконечное. Школьный музей – тому подтверждение. Здесь хранятся материалы, имеющие отношение к каждому жителю села. В районном музее Боевой Славы – материалы об участии наших земляков в Великой Отечественной войне. Планируется объединение краеведческого материала всех школ района и его публикация. Зырянский район – один из тех, кто не имеет своего музея истории. А материала по селам много, он хранится, как придется: в школьных музеях, у любителей, в семейных шкафах… Дела нынешних дней тоже когда-то станут историей, поэтому расширение проекта планируется за счет публикаций проектно-исследовательских работ школьников Зырянского района, получивших признание на различных конкурсах. История образования района – это тоже белое пятно. Пока живы свидетели событий, пока есть возможность систематизировать и оформить весь материал на современном уровне, нужно этим заниматься. Село – форма сохранения и умножения народной культуры, народного духа. Несколько поколений родителей и детей, старших и младших, мужчин и женщин вместе трудятся, учатся, поют, горюют… Поколение в селе – это группа сверстников, единомышленников, единодушников, сотрудников по играм, труду, радости, переживанию горя. Поколение в селе – это Волна, которая принимает с молоком матери народные ценности. Необходимо привлечь внимание земляков на то, что из крупиц жизни складывается история, что каждый человек ценен и должен оставить после себя доброе имя, чтобы потомки с гордостью говорили о своем Роде, Родне, Родине.  Нам необходимо новое сельское образование с недостижимыми для города возможностями в развертывании интеллектуально-духовного потенциала детей, поколения.  Именно в детях сходятся интересы всего народа – всех партий. Поэтому именно школа как источник надежды может стать местом всех созидательных сил. Именно в сельской школе закладывается любовь к земле, роду и народу своему. Именно здесь закладывается книжность или живительность знаний для народа. Сельская школа, обогащенная опытом цивилизации, способна сыграть роль ключевой силы нравственного, экономического, этнического, экологического и генетического возрождения народа, способна обеспечить преемственность времен.

Данный проект отвечает этим задачам.

  •  За счет каких ресурсов предполагается дальнейшее продолжение проекта?

        Дальнейшее продолжение проекта возможно за счет следующих средств:

-средств бюджета Администрации Зырянского района;

- спонсорской помощи жителей села, бывших выпускников школы, заинтересованных лиц;

-грантовских средств.

        Реализация программы развития «Школы проектной деятельности» позволяет использовать выигранные гранты на реализацию проекта «Родова».

Сопроводительное письмо руководителя

по социальному проекту  «Родóва»

        

        Маленькое село Цыганово – это частичка нашей необъятной Родины, но нам оно дорого. Дорого потому, что в его судьбе отражается судьба каждого из нас: наших дедушек и бабушек, наших родителей и нас. Цыганово для нас – это то же, что для Пушкина - Михайловское, для Лермонтова – Тарханы, для Шукшина – Сростки… Где бы ни был человек, мыслями он всегда стремится к своему родному дому. И когда мы произносим слово «Родина», мы представляем не необъятные просторы, а узкую деревенскую улочку, стадо коров, возвращающееся с пастбища, берёзку у покосившегося забора и яркие головы подсолнухов… Понять и полюбить всю эту незатейливую красоту помогают и те материалы, что собраны в школьном музее. Именно они помогли нам и нашим детям  понять многое в жизни, поэтому  наша работа будет продолжаться. Этим не ограничивается наш интерес к истории своего Рода. Мы знаем, что будем стремиться к успеху, добиваться уважения окружающих, учиться и будем всегда любить то маленькое местечко, где мы сейчас живем. Считаем, что историю пишет каждый из нас.

Проект «Родóва» имеет право жить, т.к. это стимул для тех, кто прошел жизненный путь, и тех, кто стоит перед выбором. Все, что прописано в проекте, по силам детям и их помощникам. Проект может заставить многих задуматься о смысле бытия, остаться в родном селе и продолжать дело своих отцов и дедов, преумножая их славу. А нам, школьникам и педагогам, проект дает право заявить: мы – важная веха истории, наш опыт востребован.

                                               Учитель русского языка и литературы                             Ширямова Т.Н.

Резюме основных участников проекта

Координатор проекта «Родова»

Ширямова Татьяна Николаевна, 1954 г.р., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.

Образование высшее, ТГПИ, факультет русского языка и литературы.

Стаж работы 31 год.

«Отличник народного просвещения», победитель районного конкурса «Учитель года –2004», автор программы «Нравственное воспитание в сельском социуме», победитель Всероссийского конкурса «Лучшие учителя России» (2006г.), награждена грамотами Департамента общего образования Администрации Томской области, грамотами Администрации Зырянского района.

Замужем, имеет двух детей.

Консультант проекта «Родова»

Ануфриева Ольга Егоровна, 1969 г.р., учитель начальных классов.

Образование высшее, ТГПИ, факультет русского языка и литературы

1 квалификационной категории. Стаж работы 15 лет (в сельской школе).

Увлекается сибиреведением, краеведением, социально активна. Автор нескольких социальных проектов.

Победитель Всероссийского конкурса «Лучшие учителя России»-2007г. Награждена грамотами МУ управления образования Администрации Зырянского района, Департамента общего образования Администрации Томской области; автор элективных курсов по сибиреведению, имеет печатные работы на региональном и федеральном уровнях.

Замужем, имеет двух детей.