"Навстречу самому себе"

Ширямова Татьяна Николаевна

Описание методической разработки:

Межпредметный курс «Навстречу самому себе» представляет собой комплекс методических разработок для учителя и рабочей тетради для учащихся. Программа ориентирована на формирование нравственных ценностей учащихся на основе изучения лучших образцов художественной литературы, способствующих развитию нравственных качеств личности.

            Курсы ориентированы на разное количество часов, представлены разнообразные виды деятельности, используются современные образовательные технологии. Во всех программах в пояснительных записках на высоком уровне определяются цели, задачи, требования к знаниям и умениям учащихся. Все курсы логически связаны между собой, возможно их варьирование.

В ходе занятий по этой программе можно не только просвещать умы, но и вдохновлять сердца учеников, формируя духовно-нравственный облик нового поколения.           Система этических норм хороша лишь настолько, насколько она отображает реальность. На учителе лежит ответственность формирования у учащихся представления о том, что хорошо и что плохо; это позволяет оценить жизненную позицию или поступок и определить, хороши они или дурны, правильны или неправильны.

 

Краткая аннотация

Практически любое общество видит одну из задач образования в том, чтобы воспитать достойных граждан, из числа которых, в свою очередь, выдвинутся руководители и политические лидеры нового поколения. Важнейшим условием становления таких личностей является глубокое усвоение нравственных и этических ценностей.

Предлагаемый курс рассчитан на время, которое учащийся обучается в среднем звене. Однако не обязательно придерживаться этих временных рамок. Можно изучать отдельно понравившийся курс, включать отдельные занятия в свои уроки.

Обязательным атрибутом каждого урока являются «Рабочие странички». Их следует размножить и раздать каждому ученику. «Рабочие странички» помогут учителю правильно организовать урок, а учащимся – глубже понять изучаемую тему. Предлагая разные виды заданий, нужно учесть их индивидуальные особенности и интересы.

Реакция учащихся на предлагаемые виды работ во многом будет зависеть от того, насколько уверенно и интересно учитель излагает содержание заданий. Поэтому:

1.      Заранее продумайте задание и убедитесь, что сами хорошо поняли все указания.

2.      Выполняйте задания по очередности.

3.      Сделайте все, чтобы не поставить кого-либо из учащихся в неловкое положение. Помните: легче докладывать о результатах, полученных группой, чем о своих собственных. Можно благодарить в классе, даже если результаты этой работы не оправдали ожиданий.

 

Учебный предмет: литература

Уровень образования школьников: общеобразовательный

Форма учебной работы: проектная, факультативная.

 

Полное описание разработки

Цель курса: Формирование разносторонней и гармонически развитой личности, нацеленной на активную и успешную реализацию своих творческих способностей, на духовное и физическое развитие и самосовершенствование.

 

Содержание курса: Постижение нравственных качеств личности через литературные произведения и процесс самопознания

Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

В УМК входят разделы:

  • «Мир наших предков» - 5 кл.
  • «Сотвори себя сам» - 6-7, 8 кл.
  • «Мое второе «Я» - 9 кл.

Объединение знаний по литературе, истории, ИЗО, МХК.

 

Общая концепция курса:

Движение по тому пути, который во многом сродни духовной судьбе русского человека, истории становления и укрепления его души.

•         Формируем ценные свойства личности:

Разум, Дружба, Забота, Честность, Доброта, Доверие, Верность слову, Умение прощать, Свобода выбора и др.

 

Организация работы

Формы и методы обучения:

n      Интеграция знаний по русскому языку, литературе, истории, ИЗО.

n      Урок на основе литературных произведений малых жанров (рассказы, сказки, легенды, притчи, пословицы)

n      Познание себя и окружающего мира, включающего самоопределение и выбор жизненного пути на основе соотнесенности личного опыта с опытом человечества.

Формы проведения занятий:

•         Урок-наблюдение

•         Урок-игра

•         Урок-лекция

•         Интегрированный урок

•         Технологическая игра – форма занятий, которая

позволяет прожить ситуацию, в которой сам участник может легко обнаружить свои положительные и отрицательные черты своего характера и наметить пути работы со своим характером.

 

Задания для учащихся на «рабочей страничке»:

l      Краткий конспект урока в заданиях для учащихся

l      Словарная работа

l      Ответы на вопросы письменно и в рисунках

l      Оценка изображенной ситуации

l      Иллюстрация к произведению

l      Занимательные задания

l      Итог деятельности на уроке

Особенности роли учителя:

Консультирует, наблюдает, направляет деятельность, является партнером учащихся.

 

Использование технического оборудования

Компьютер, проектор, экран,  сканер, принтер, музыкальный центр, графопроектор.

Ожидаемые результаты:

l      Комфортные отношения в школе;

l      Проявление любви к своей малой родине и ее людям;

l      Уважительное отношение друг к другу и к старшим;

l      Решение проблем социальной важности;

l      Содружество с другими детьми через фестивальную деятельность;

l      Участие в конкретных делах социума путем проектирование.

Мое кредо:

n      Отыскать в каждом ребенке божественную искорку .

n      Акцентировать внимание только на хорошем.

n      Создать ситуацию успеха.

n      Разжечь «костер таланта».

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр: