Главные вкладки

    Взаимодействие с педагогами

    Степанова Юлия Александровна

    Взаимодействие спедагогами

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tsentr_rechevogo_razvitiya.docx215.83 КБ
    Файл konsultatsiya_dlya_vospitatelei.docx172.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей
    «Центр речевого развития в ДОУ»

    Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» выдвигают в качестве основной цели педагогической работы – развитие каждого ребенка.

    Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования.

    Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

    Для развития речи дошкольников необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр (книжный уголок) и центр речевого развития.

    Литературные произведения, подбираемые в книжный уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию.

     

    Возрастная группа

    Оснащение уголка

    1 младшая

    В книжном уголке должно находиться немного книг – 4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг:

    • Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов;
    • Книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.);
    • Книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки;
    • Книжки-панорамы ( с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);
    • Музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.);
    • Книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками;
    • Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных), сюжетные картинки с самыми простыми сюжетами

    2 младшая, средняя

    В уголке должно находиться 4 – 5 наименований книг.

    • Книги с твердыми листами, что и в 1 младшей;
    • книги с обычной листовой структурой;
    • эстампы на темы русских народных сказок.  
    • Сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям.

    Средняя

     В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные -  в шкафу).

    • Книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками;
    • Альбомы дополняются по темам: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года»;
    • Открытки для рассматривания по произведениям;
    • Портреты писателей: С.Маршак, В.Маяковский, А.Пушкин;
    • Оформляются тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др. (1 раз в квартал);
    • Материал для ремонта книг

    Старшая

    • Наполняемость: 10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками);
    • Портреты писателей: М.Горький, С.Михалков, Б.Житков, Л.Толстой, Н.Носов, К. Чуковский;
    •  книги, рекомендованные программой;
    •  Книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми;
    • Энциклопедии («умные» книжки), словари;
    • «Толстые» книжки;
    • Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике, космосе;
    • наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов;
    • Портреты художников – иллюстраторов (Е.Рачев, Н.Чарушин);
    • Периодически (1 раз в квартал) оформляются тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т.п., выставки с рисунками детей на заданную тему.

             

    Подготовительная к школе

    Количество книг в уголке не регламентировано.

    • книги на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.):
    • 2-3 сказочных произведения;
    • стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;
    • издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;
    • весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников;
    • книги, которые дети приносят из дома;
    • добавляются книги на школьную тематику;
    • портреты известных детских писателей, поэтов.

    В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотечка по книжкам – малышкам. Необходимо подготовить атбируты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.)

     

    Речевой центр располагается отдельно от литературного центра, так как его назначение предполагает проявление двигательной активности детей, что может помешать спокойному рассматриванию и чтению книжек в литературном центре.

    Для центра речевого развития необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т. п. Основное пространство в игровой комнате занимает мягкое покрытие, на котором размещаются мягкая мебель и мягкие модули, из которых конструируются игровые уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации, в процессе которых происходит развитие связной и образной речи. С этими же целями содержание кукольного уголка соответствует ситуациям различных сюжетно-дидактических игр. Оборудование для сюжетно-дидактических игр может храниться в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах доступных для детей младшего возраста, в ящиках, коробках с характерными символическими изображениями для детей старшего дошкольного возраста. Это могут быть игры «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Веселый зоосад», «Аптека», «Почта», «Магазин школьных принадлежностей», «День рождения куклы» и др.

    Во всех возрастных группах в центре речевого развития организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций. Для театрализованных игр подбираются различные куклы-бибабо, режиссерские куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т. п. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется ковролинограф или фланелеграф. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития ее мелодико-интонационной стороны.

    В центре речевого развития при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи.

    Для этого используются комплекты:

    - игрушек (дидактические, образные, наборы игрушек),

    - предметных картинок и открыток по основным лексическим темам («Грибы», «Лекарственные растения» «Друзья детей», «Кто это?», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Зверюшки-музыканты», «Звери наших лесов», «Зима на носу», «В мире животных», «Животные Севера», «Птицы вокруг нас», «Птичьи следы» и др.),

    - различного типа лото («Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Веселое лото», «Лото на 4-х языках», «Звуковое лото» и др.),

    - альбом О. С. Соловьёвой (“Говори правильно”), картины для упражнения детей в правильном звукопроизношении и т. д.

    Обязательными элементами содержания центра в среднем и старшем дошкольном возрасте должны быть результаты их творческой деятельности: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев, сделанные детьми в процессе проектной деятельности книжки и альбомы являются хорошим средством активизации творческих проявлений детей и упражнением для речи: дети «озвучивают», воспроизводят тексты, используя свои средства выразительности речи.

     

    Младший дошкольный возраст

    Материалы по развитию речи

    1. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детёнышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.

    2. Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.).

    3. Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).

    4. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).

    5. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).

    6. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой)

     

    Средний дошкольный возраст

    Материал по развитию речи

    1. Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.
    2. Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей.
    3. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу).
    4. Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы).
    5. Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина).
    6. Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты).
    7. Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).
    8. Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата.
    9. Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей).
    10. Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей).
    11. Разрезные контурные картинки (4-6 частей).
    12. Набор кубиков с буквами.
    13. Набор карточек с изображением предмета и названием.

     

    Старший дошкольный возраст

    1. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки).

    2. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты).

    3. Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).

    4. Игры для совершенствования грамматического строя речи.

    • «Назови ласково»
    • «Один-много, много-один»
    • «Составь слово из двух»
    • «Добавь слово»

    5. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.

    • «Мяч бросай животных называй»
    • «Кто чем занимается»
    • «Горячий – холодный»

    При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте. Это могут быть:

    • Классная подвижная азбука.
    • Азбука в картинках.
    • Дидактическая игра «Буква за буквой»,
    • Дидактическая игра «33 богатыря»,
    • Дидактическая игра «Умный телефон»,
    • Таблицы по обучению грамоте с рисунками.
    • Звуковые линейки.
    • Комплект наглядных пособий “Обучение грамоте” (автор Н. В. Дурова).
    • Дидактический материал “Ступеньки грамоты” (авторы Н. В. Дурова, Л. Н. Невская).
    • Наглядно-дидактическое пособие для детского сада “Звучащее слово” (автор Г. А. Тумакова) и др.

    Компьютерные программы по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста и др.



    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей: «Организация речевого уголка в группе ДОУ»

    Проблема развития речи особенно остро стоит в настоящее время.
    Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

    В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.

    Главная суть речевого развития детей заключается в тесной взаимосвязи и взаимодополняемости четырёх компонентов:

    1. Центральное место занимает речь воспитателя.

    Своей речью педагог учит ребенка родному языку, общаясь на протяжении всего дня. Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей в детском саду, и он должен в совершенстве владеть теми речевыми навыками, которые передает детям (звукопроизношение, артикуляция, формирование лексических и грамматических навыков и т. д).
    2. Систематические занятия по развитию речи.

    3. Беседы, игры, и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию речи ребенка, которые проводятся со всеми детьми, частью детей и в индивидуальной форме. Они могут быть кратковременными и более длительными (10-15 минут); могут быть спланированы заранее, а могут возникнуть стихийно - у педагога должно быть чутье на “момент”.

    4. Создание педагогами определенных условий – специального места, обособленного от игровых зон, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи – речевой уголок.

    Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в ДОУ – правильная организация предметно-развивающей среды. Предметно развивающая среда - есть комфортная, уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

    Речевые уголки способствуют содержательному общению детей с взрослыми и сверстниками. С их помощью педагоги создают условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.

    Критерии оснащения при подборе дидактического материала:

    - наполняемость уголка;

    - разнообразие материала;

    - соответствие возрасту;

    - доступность;

    - системность;

    - эстетика оформления;

    - ведущая игрушка («хозяйка» речевого уголка).

    Содержание должно определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи.
    Материал, содержащийся в 
    речевом уголке, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в уголке ежемесячно. Необходимо разнообразить деятельность детей в речевом уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор. Комплектование игрового и дидактического материала в речевом уголке по темам занятий по развитию речи. Она регулируется взрослым в соответствии с разделами программы или решаемыми задачами. А помогает им в этом введение цветовых маркеров на конвертах и накопителях, содержащих игры.

    Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому мы уделяем большое внимание эстетике речевого уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

    Содержание речевого уголка:

    1. Картотека артикуляционных упражнений.
    2. Комплект зеркал 
    (с ручкой).
    3. Картотека дыхательных упражнений.
    4. Картотека пальчиковых игр.
    5. Картотека оздоровительных пауз со стихотворным текстом 
    (динамических).
    6. Предметы для поддувания.
    7. Дидактические игры на обогащение словаря.
    8. Дидактические игры на развитие ГСР.
    9. Дидактические игры на развитие СР.
    10. Картотека словесных дидактических игр по всем разделам.
    11. Дидактические игры на совершенствование ЗКР.
    12. Картотека игр на развитие фонематического 
    восприятия.
    13. Предметы на развитие мелкой моторики 
    (шнуровки, застёжки и т. д.)
    14. Массажные мячики и картотека упражнений с ними.

    Цветовое отображение разделов речевого уголка:

    • дыхание – голубой;

    • ЗКР – оранжевый;

    • лексика – жёлтый;

    • грамматика – синий;

    • СР – красный;

    • мелкая моторика – чёрный.

    Работу по развитию обогащению словарного запаса детей включаеть в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития дошкольников. Всякая двигательная активность не будет наиболее интересна для ребенка без использования в утренней гимнастики, на занятиях физкультурой, в подвижных играх, в самостоятельной двигательной деятельности; при выполнении закаливания считалок; словесных игр; без подвижной игры со стихотворным текстом.
    Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Движения рук, в частности упражнения для пальцев являются хорошим стимулом не только для своевременного 
    (на 2- ом году жизни ребенка) возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. По мнению известного философа Канта, “рука - это выдвинувшийся вперед человеческий мозг”. Поэтому уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека. Необходимо как можно чаще использовать в занятиях и играх с детьми упражнения для развития мелкой моторики, так называемую пальчиковую гимнастику.

    Особый интерес для педагогов составляют двигательно-речевые средства. Они часто используются на занятиях при динамической паузе, при автоматизации звуков, при развитии умений координировать движения с речью. Стихотворения подбираются так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, и туловища. Длина строки должна быть средней, чтобы подобрать к ней соответствующее движение.

    Детям необходимо выполнять как традиционные дыхательные упражнения на тренировку верхнегрудного, нижегрудного и диафрагменного дыхания, так и звукоречевую гимнастику. Особенно эффективно сочетать дыхательную и звукоречевую гимнастику с упражнениями на мячах, используя их вибрационные свойства расслабления, а также используя музыку и пение.

    Если захочет взрослый, то захочет и ребенок. Главное, вооружить воспитателей простыми и эффективными средствами для организации речевых уголков, которые таят в себе огромный резерв творческого развития ребенка.

    В заключение хочется напомнить, что одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.