Математический кружок для начальных классов "Пифагор"

Красникова Марина Борисовна

 


706
Vsyo_chto_pomogalo_razvivatsya_2009_g.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеклассных занятий по математике выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента на развитие у ребенка внимания, восприятия и воображения, памяти и мышления. Занятия даются в интересной и доступной форме и представляют особый интерес для развития ребенка младшего школьного возраста. На занятиях ученик знакомится с мировыми именами в области математики. В процессе занятий рассматриваются ситуации, способствующие развитию познавательной и умственной активности детей; логические задачи способствуют развитию логического мышления, внимания, умению применять свои знания в новых условиях.
Целью составления кружковых занятий являются методико – психологические обоснования процессов развития психических механизмов, лежащих в основе успешной учебной и креативной деятельности младшего школьника: воображения, внимания, памяти.
Задачи занятий:
1) определить объем знаний и умений, качество и степень их обобщенности;
2) развивать внимание, мышление, воображение, память, умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, конкретизировать, синтезировать и т.п.;
3) учить приемам исследовательской и творческой деятельности.
Актуальность работы определяется рядом факторов практического характера:
- ориентирование на исследовательскую, творческую самореализацию ученика,
- ориентирование на общение учителя и ученика;
- направленность на организацию занятости ученика во внеурочное время.
Гипотеза. Предположение об эффективности задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:
- развитие личности ученика, его творческого потенциала;
- развитие интеллекта, исследовательского начала;
- развитее познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий; 
- формирование умения классифицировать посредством осмысления и сознательности и оперирования средствами логического и творческого мышления.
Практическая значимость кружковых занятий несомненна. Она обусловлена обучением рациональным приемам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребенком знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия. 
В зависимости от учебной задачи используются всевозможные методы и приемы:
- фронтальный,
- групповой, 
- метод индивидуальной работы.
На занятиях обучающую роль играют наравне с учителем высказывания детей, информация, добытая ими в процессе работы, как дома, так и в классе.
Курс занятий рассчитан на два академических часа в неделю.
За основу работы математического кружка «Пифагор» в 2008 – 2009 учебном году взята авторская методика и программа Г.Т. Дьячковой «Математика. Внеклассные занятия в начальной школе» (2007 г.).
ЛИТЕРАТУРА
1. Математика: внеклассные занятия в начальной школе/ авт.-сост. Г.Т. Дьячкова.- Волгоград: Учитель, 2007.- 173 С.
2. Устные упражнения по математике/ В.С. Кравченко.- М.: Просвещение, 1979
3. Внеклассная работа по математике/ В.П. Труднев,- М..: Просвещение, 1975
4. Школьные олимпиады/ Н.Г. Белицкая.- М.: Айрис – пресс, 2006. - 128 С.
5. Олимпиадные задания/ Е.А. Чаус.- Волгоград: Учитель, 2007. – 124 С.

 

«Золотые стихи» Пифагора
   
  Мать и отца уважай, проявляй внимание к ближним,
  С теми, кто доблестью всех превосходит, поддерживай дружбу.
  Делать старайся полезное людям и следуй советам.
  Не обижайся, сколь можешь, на друга за мелкий проступок,
   
  Все это так и запомни. 
  И не предавайся обжорству.
  Сон ограничь, научись обуздывать гнев и желанья.
  Не совершай ни сам, ни с другими постыдных деяний.

  Пусть,- что важнее всего,- твоим главным судьей станет совесть.
  Быть и в словах, и поступках всегда ты стремись справедливым
  И никогда старайся себя ты вести безрассудно,
   
  Смертным по воле богов могут выпасть на долю страданья -
  Ропот смири на судьбу, каким бы ни был твой жребий,
  [ Ты ж свою долю, какая досталась, неси без роптаний. ]
  И утешенье себе постарайся найти, если можешь.

  Помни, что честные люди привержены меньше невзгодам.
  Много люди слышат и добрых, и злых разговоров -
  Веры слепой не питай, но не оставляй без вниманья,
  Не раздражайся, узнав, что обман принимают за правду.
  То же, что я говорю, всегда исполнить старайся:
  Веры к тому не имей, чьи слова и дела ненадежны,
  Сам же лишь то говори, что сочтешь из всего наилучшим.
  Прежде, чем делать,- подумай, иначе получится глупо.
   
  Не занимайся тем делом, в котором ты не образован,
  Но изучай то, что нужно, и жизнь твоя будет прекрасной.
   
  В успокоительный сон не дóлжно тебе погружаться,
  Прежде чем снова не вспомнишь о каждом сегодняшнем деле:
  В чем провинился? Что мог совершить? И чего не исполнил?
  Перебери все в уме, начиная с начала, и после.
  Радуйся добрым делам и себя укоряй за дурные.
   
  Так поступай и усвой, к чему ты должен стремиться,
  Так ты найдешь пути достиженья божественных качеств.
  Если не чуждо всё это тебе, ты наказы исполнишь,
  Душу свою исцелишь и от множества бедствий избавишь.

   

ПИФАГОР Самосский (ок. 570 - ок. 500 до н.э.) - древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма. Историю его жизни трудно отделить от легенд, представляющих Пифагора в качестве полубога и чудотворца, совершенного мудреца и "великого посвященного" во все мистерии (тайные доктрины) греков и варваров. По преданию, Пифагор посетил в своих путешествиях Египет и Финикию. На 40-м году жизни он поселилился в южноиталийской колонии г. Кротоне. Там Пифагор основал сообщество своих последователей, представляющее собой одновременно и философско-научную школу и религиозно-магический союз "посвященных". П. впервые назвал Вселенную "космосом" (греч. cosmos - порядок) по причине той упорядоченности, которая ему присуща. Он также первый, давший себе название "философ" или "любомудр", вместо обычного "мудрец" или просто "сведущий". Скорее всего, это связано с тем, что на место "мудрости" как осведомленности о практической жизни, и, в первую очередь, о государственных делах, Пифагор предложил поместить более высокий род знания - чистое размышление, т.е. рассмотрение "мудрости" (sophia) как любимого предмета, что впредь и стало именоваться "философией" (phileo - люблю и sophia). В качестве основного принципа всего сущего Пифагор выделял число. Предположительно, в области математики ему принадлежит систематическое введение доказательств в геометрию, построение планиметрии прямолинейных фигур и доказательство "теоремы Пифагора". Также, по всей видимости, им было разработано учение о четных и нечетных числах, об арифметических, геометрических и гармонических пропорциях.

  ПИФАГОРЕИЗМ - древнегреческая философская школа, которая существовала в 6-4 вв. до н.э., исходившая из того, что число является, во-первых, сущностью всех вещей и, во-вторых, принципом, который упорядочивает и организует вселенную. Пероначально ПИФАГОРЕИЗМ существовал в рамках религиозно-философского сообщества, основанного Пифагором. Первое его письменное изложение дал Филолай, от произведения которого дошли немногочисленные фрагменты. В представлении пифагорейцев "число" как реальная сущность всего сущего насчитывает три измерения: арифметическо-геометрическое, акустическое (музыкальное) и астрономическое. Музыкальное измерение числа представители П. провозгласили через свое открытие математических характеристик музыкальных соотношений. Астрономическое измерение связано с космологией пифагорейцев. По учению Пифагора, Вселенная шарообразна и состоит из десяти небесных сфер - это "неподвижные звезды", а также Сатурн, Юпитер, Марс, Венера, Меркурий, Солнце, Луна, Земля, а также невидимая "Противоземля". В центре Вселенной расположен невидимый с Земли "огонь", называемый пифагорейцами "стражем Зевса". Вокруг него вращаются все сферы, включая и Землю. Однако этим центральным "огнем" не считалось Солнце. Каждая сфера, поскольку она определена "числом", издает свойственный только ей звук, в результате космос в целом представляет собой гармонический мировой хор. (см. Гармония сфер). Круговорот вещества во вселенной характеризуется "числом". В этот круговорот включена и человеческая душа. За сущностью (т.е. душой) человека пифагорейцы усматривали самодвижущееся "число". Отсюда их учение об индивидуальном бессмертии и переселении душ (метемпсихозе). В дальнейшем, идеи Пифагора получили распространение в средние века и в Новое время. Особо следует выделить влияние пифагореизма на учение Каббалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon TEMPLAN_matkruzhka.doc100 КБ
Microsoft Office document icon Pifagor_templan.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Красникова Марина Борисовна

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

математического кружка «ПИФАГОР»

на 2008 – 2009 учебный год

№ п/п

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ЦЕЛЬ

ДАТА

план

факт

Второе полугодие

Третья четверть

1

2

3

4

5

1

Как люди учились считать

Воспитание гибкости математического мышления, умения рассуждать

12.01

2

Мини – олимпиада по математике

Раскрытие потенциальных возможностей школьников, привитие интереса к изучению математики

15.01

3

Математическая викторина

Формирование интереса учеников к математике, расширение их кругозора

19.01

4

Путешествие в Страну Ребусов. Игра «Чудесная таблица»

Формирование интереса учеников к математике, расширение их кругозора, умения работать в группе, развитие логического мышления

22.01

5

Бесконечный ряд загадок

Знакомство с историей натурального числа; развитие творчества и инициативы детей

26.01

6

Архимед

Знакомство с открытиями гениального учёного; воспитание познавательного интереса к математике

29.01

7

Решение старинных задач

Развитее логического мышления

2.02

8

Математические игры. «Задумай число», «Задачи – смекалки», «Задачи – загадки»

Развитие внимания, памяти, логического мышления

5.02

9

«Арифметика» Диофанта

Знакомство с «Арифметикой» Диофанта; развитие математического мышления

9.02

1

2

3

4

5

10

«Арифметика» Диофанта

Учить размышлять, воспитывать гибкость математического мышления

12.02

11

Урок – соревнование «Занимательный квадрат». Логическая игра «Какая геометрическая фигура исчезла?»

Воспитание умения работать в группе, развитие навыка самоконтроля

16.02

12

Средневековая Индия.

Знакомство с возникновением математики в средневековой Индии; формирование умения решать арифметические задачи разных видов

19.02

13

Индийский счёт

Знакомство с индийским счётом, воспитание гибкости математического мышления, развитие умения рассуждать

26.02

14

Выпуск математической газеты «Пифагор»

Учить приёмам коллективной творческой деятельности

2.03

15

Мини – олимпиада «Юный математик»

Способствовать повышению интереса школьников к математике

5.03

16

Четыре действия умножения

и  деления

Учить детей рассуждать; доказывать, отстаивать свою точку зрения

9.03

17

Математический турнир «В царстве смекалки»

Повышать интерес к занятиям математикой, формировать математическую любознательность

12.03

18

Четыре действия арифметики. Абак

Знакомство с абаком. Обучение детей умению мыслить последовательно, рассуждать, доказывать

16.03

19

Тематическая мини - олимпиада

Способствовать повышению интереса к математическим знаниям, развитию мыслительной деятельности учащихся

19.03

Четвёртая  четверть

1

2

3

4

5

20

Логические и математические игры

Развитие мыслительной деятельности учащихся

30.03

21

Аль – Хорезми об индийском счёте

Познакомить с индийским сложением в столбик; учить детей рассуждать

2.04

22

Викторина «В Стране Загадок»

Повышение уровня познавательной активности

6.04

23

Умножение

Познакомить с умножением в средние века; учить детей мыслить логически, развивать инициативу

9.04

24

Выпуск математической газеты «Пифагор»

Учить приёмам коллективной творческой деятельности

13.04

25

Деление

Познакомить с историей возникновения методов деления. Учить отстаивать свою точку зрения

16.04

26

Конкурс «Смекай, считай, отгадывай»

Развитие памяти, мышления, формировать умение решать логические задачи

20.04

27

Делится или не делится

Познакомить учеников с признаками делимости на 2, на 4, на 5, на 8; развивать математическую любознательность

23.04

28

Математические игры на смекалку. Задачи на развитие

Развивать умение анализировать, логически мыслить

27.04

29

Мини - олимпиада

Способствовать повышению интереса к математическим знаниям, развитию мыслительной деятельности учащихся

30.04

1

2

3

4

5

30

Интеллектуальный марафон

Проверить знания, умения, математические навыки учеников

7.05

31

В Стране Геометрии

Повышать интерес к занятиям математикой, формировать математическую любознательность.  Развивать умение анализировать, логически мыслить

11.05

32

Математическая экскурсия

Познакомить учеников с различными видами измерений на местности

14.05

33

Математическая экскурсия

Измерение расстояния «на глаз»

Познакомить учеников с различными видами измерений на местности

18.05

34

Математический КВН

Способствовать повышению интереса к математическим знаниям, развитию мыслительной деятельности учащихся

21.05

35

Итоговое занятие. Математические игры и задачи  на развитие

Формирование интереса учеников к математике, расширение их кругозора, умения работать в группе, развитие логического мышления

25.05

Всего    35    занятий



Предварительный просмотр:

Красникова Марина Борисовна

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ЦЕЛЬ

ДАТА

план

факт

Первое полугодие

Первая четверть

1

Вводное занятие.

Что дала математика людям? Задачи на развитие

Показать практическую значимость математики; учить мыслить, слушать, запоминать

2.09

2

История и причины возникновения математики

Познакомить учеников  с историей возникновения математики; развивать логику мышления учащихся

4.09

3

Старинные системы записи чисел

Расширить познания об истории математики; развивать внимание, память, воображение

9.09

4

Единичная система счисления. Решение логических задач

Расширить кругозор учащихся; развивать логику мышления

11.09

5

Иероглифическая система древних египтян. Тайна древнеегипетского счета

Познакомить учеников с иероглифической системой древних египтян; учить логически мыслить, управлять процессом своего мышления

16.09

6

Римские цифры. Занимательные задачи

Учить решать занимательные задачи

18.09

7

Иероглифы, символы чисел. Задачи логического характера

Учить рассуждать, развивать мышление учащихся

23.09

8

Урок – игра «Удивительный квадрат». Отгадывание ребусов. Задачи – «смекалки»

Развивать внимание; закреплять навык анализа и синтеза

25.09

9

Коллективная работа членов кружка по выпуску математической газеты «Пифагор»

Учить приемам коллективной творческой деятельности

30.09

10

Римские цифры. Как читать римские цифры?

Познакомить с римскими

цифрами и научить их читать

2.10

11

Записываем римские цифры. Задачи на развитие. Задачи - шутки

Познакомить с римскими цифрами и научить их читать. Учить решать логические задачи, делать их анализ и синтез

7.10

12

Другие иероглифические системы. Упражнения, задания, задачи

Познакомить учеников с другими иероглифическими системами. Развивать память, мышление, умение решать логические задачи

9.10

13

Алфавитные системы. Логические задачи на геометрическом материале

Познакомить с алфавитными системами. Развивать память, мышление, речь, умение анализировать, логически мыслить

14.10

14

Из истории цифр. Математические игры на смекалку

Познакомить с историей цифр. Развивать пространственное мышление, математическую любознательность

16.10

15

Мини – олимпиада «В гостях у Пифагора»

Способствовать повышению интереса школьников к знаниям, развитию их способностей

21.10

16

Инсценированный рассказ о детстве талантливой женщины – математика Софьи Васильевны Ковалевской (1850 – 1891). Загадки. Задачи – шутки

Учить приемам исследовательской деятельности, развивать мышление и речь учащихся

23.10

17

Игровое занятие по составлению ребусов «Поле чудес в стране математики»

Развивать творческую деятельность учащихся. Тренировать навык анализа - синтеза

28.10

18

Коллективное творческое дело. Выпуск итоговой математической газеты по материалам занятий

 №15 – 17

Тренировка психических процессов, лежащих в основе учебной и креативной деятельности учащихся: воображения, внимания, памяти

30.10

Вторая четверть

19

Математика Древнего Востока. Древний Египет. Задачи – шутки

Познакомить с математикой Древнего Египта. Учить сравнивать, обобщать, рассуждать

11.11

20

Ранние математические тексты. Геометрический материал. Задачи на развитие

Учить рассуждать, мыслить последовательно, доказательно

13.11

21

Первые учебники. «Кожаный свиток египетской математики»

Познакомить с историей появления первых учебников

18.11

22

Методы вычислений. Как умножали, делили, складывали и вычитали древние

Учить мыслить последовательно, доказательно

20.11

23

Простейшие уравнения с одним неизвестным

Учить доказательно отстаивать свою точку зрения

25.11

24

Алфавитные системы. Буквенная символика. Решение старинных задач

Учить анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать. Развивать память и воображение

27.11

25

Математический КВН «Римляне против Египтян»

Развивать творческий потенциал учеников, повышение уровня познавательной и творческой активности

2.12

26

Древний Китай. Математические тексты Древнего Китая

Познакомить с развитием математики древних цивилизаций «осевого времени» (по К. Ясперсу). Учить детей рассуждать, развивать их математическое мышление

4.12

27

Арифметика в Китае

Познакомить с развитием математики в Китае. Развивать пространственное мышление

9.12

28

Конкурс смекалки. Логическая игра «Молодцы и хитрецы»

Развивать математическую любознательность

11.12

29

Античная математика Культурная революция древних греков

Познакомить с античной математикой. Учить детей рассуждать, развивать их математическое мышление

16.12

30

Математик – грек Фалес Милетский. Доказательство признака равенства равенства треугольников

Познакомить с одним из первых древних греков, кто убедительно научился отвечать на трудные вопросы; развивать у детей математическое мышление

18.12

31

Выпуск математической газеты «Пифагор»

Тренировка психических процессов, лежащих в основе учебной и креативной деятельности учащихся: воображения, внимания, памяти. Учить приемам коллективной творческой деятельности

23.12

32

Математические игры: «Угадай фигуру», «Угадай название цветка на карточке»

Развивать творческую деятельность учащихся. Тренировать навык анализа - синтеза

25.12

Всего    32    занятия