Технология проблемного обучения

Олимова Алла Сергеевна

Технология проблемного обучения (Джон Дьюи).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинги ситуаций

Мониторинг ситуации «Новогодний сюрприз для родителей»

Фамилия, имя ребенка

Видит проблемную ситуацию

Выдвигает предложения по решению проблемной ситуации.

Проявляет эмоциональный отклик на ситуацию.

 

Сохраняет интерес на протяжении всего хода решения проблемной ситуации.

1.

Буданов Слава

Понимает проблему

Предлагает, но очень медленно соображает, что предпринять

Ребенок не эмоционален, но в процессе участвует

Сохраняет интерес на протяжении всего хода решения проблемной ситуации.

2.

Бочкова Василиса

Видит проблемную ситуацию

Очень активна в предложениях

Девочка очень активна и эмоциональна

Сохраняет интерес на протяжении всего хода решения проблемной ситуации.

3.

Ворущак Кирилл

Понимает проблему

Включается в обсуждение при личном обращении

Проявляет эмоции при изготовлении подарка

Сохраняет интерес на протяжении всего хода решения проблемной ситуации

4.

Глазырин Степан

Не видит проблему

Не включается в процесс обсуждения

Не проявляет эмоции

Интереса не проявляет

5.

Гуров Леша

Понимает проблему

Включается в обсуждение при личном обращении

Эмоции появились, когда увидел результат своей деятельности

Интерес проявился к концу ситуации, когда процесс изготовления подарка подошел к завершению

6.

Дорофеева Настя

Видит проблемную ситуацию

Предлагает, но очень медленно соображает, что предпринять

Девочка очень активна и эмоциональна

Сохраняет интерес на протяжении всего хода решения проблемной ситуации.

7.

Ежов Женя

Видит проблемную ситуацию

Очень активен в предложениях

Проявляет эмоциональный отклик на ситуацию

Сохраняет интерес на протяжении всего хода решения проблемной ситуации.

 

8.

Потапов Вова

Понимает проблему

Активен в предложениях

Проявляет эмоциональный отклик на ситуацию

Сохраняет интерес на протяжении всего хода решения проблемной ситуации.

9.

Потапов Матвей

Понимает проблему

Предлагает решения, требующие участия взрослых

Проявляет эмоциональный отклик на ситуацию

Сохраняет интерес на протяжении всего хода решения проблемной ситуации.

10.

Поликарпов Даниель

Видит проблемную ситуацию

Очень активен в предложениях

Проявляет эмоциональный отклик на ситуацию

Сохраняет интерес на протяжении всего хода решения проблемной ситуации.

11.

Рой Савелий

Понимает проблему

Предлагает, но очень медленно

Эмоции появились когда увидел результат своей деятельности

Интерес проявился к концу ситуации, когда процесс изготовления подарка подошел к завершению.

12.

Рой Леша

Видит проблемную ситуацию

Очень активен в предложениях

Проявляет эмоциональный отклик на ситуацию

Сохраняет интерес на протяжении всего хода решения проблемной ситуации.

  

Мониторинг ситуации «Помощь Деду Морозу»

Фамилия, имя ребенка

Видит проблемную ситуацию

Выдвигает предложения по решению проблемной ситуации.

Проявляет эмоциональный отклик на ситуацию.

 

Сохраняет интерес на протяжении всего хода решения проблемной ситуации.

1.

Бочкова Василиса

Понимает проблему

Предлагает разные варианты

Девочка очень активна и эмоциональна

Сохраняет интерес на протяжении всего хода решения проблемной ситуации.

2.

Гуров Леша

Понимает проблему

Включается в обсуждение при личном обращении

Эмоции появились в итоге, на развлечении в лесу

Интерес проявился к концу ситуации, когда пришли в лес и увидели Деда Мороза

3.

Ежов Женя

Видит проблемную ситуацию

Очень активно предлагает разные варианты

Проявляет эмоциональный отклик на ситуацию

Сохраняет интерес на протяжении всего хода решения проблемной ситуации.

 

4.

Поликарпов Даниель

Понимает проблему

Предлагает варианты в начале обсуждения, затем теряет интерес

Эмоции переполняют по возвращению с развлечения, ребенок рассказывает всем окружающим людям о мероприятии

В начале интерес был слабый, но к завершению интерес возрос.

5.

Рой Савелий

Понимает проблему

Предлагает, но очень медленно

Эмоции появились, когда увидел результат своей деятельности

Интерес проявился к концу ситуации, когда процесс изготовления подарка подошел к завершению.

6.

Рой Леша

Видит проблемную ситуацию

Выдвигает предложения

Проявляет эмоциональный отклик на ситуацию

Сохраняет интерес на протяжении всего хода решения проблемной ситуации.

 

Мониторинг ситуации «Строительство домов на одной из улиц поселка»

Фамилия, имя ребенка

Видит проблемную ситуацию

Выдвигает предложения по решению проблемной ситуации.

Проявляет эмоциональный отклик на ситуацию.

 

Сохраняет интерес на протяжении всего хода решения проблемной ситуации.

1

Рой Леша

Видит проблемную ситуацию

Выдвигает предложения

Проявляет эмоциональный отклик на ситуацию

Сохраняет интерес на протяжении всего хода решения проблемной ситуации.

2

Потапов Володя

Понимает проблему

Предлагает разные варианты

Эмоционально сдержан

Сохраняет интерес на протяжении всего хода решения проблемной ситуации.

3.

Ежов Женя

Видит проблемную ситуацию

Очень активно предлагает разные варианты

Проявляет эмоциональный отклик на ситуацию

Сохраняет интерес на протяжении всего хода решения проблемной ситуации.

4.

Поликарпов Даниель

Понимает проблему

Предлагает варианты в начале обсуждения, затем теряет интерес

Эмоционально неуравновешен, то кричит, руководя строительством, то все бросает и уходит

В начале интерес был сильный, но, не сумев договориться с другими детьми, уходит из игры

5.

Рой Савелий

Понимает проблему

Предлагает, но очень медленно

Эмоции появились, когда увидел результат своей деятельности

Интерес проявился к концу ситуации, когда процесс строительства подошел к завершению.

  

Мониторинг домашнего задания «Узнать, как растет киви»

 

Фамилия, имя ребенка

Видит проблему

Выдвигает предложения по решению задания

Проявляет эмоциональный отклик при рассказывании домашнего задания

Сохраняет интерес на протяжении всего хода задания

1

Дергачёва Маша

Понимает задачу

Очень активно предлагает разные варианты

Проявляет эмоциональный отклик

Сохраняет интерес на протяжении всего хода задания.

2

Жадобин Артём

Понимает задачу

Предлагает разные варианты

Эмоционально сдержан, информацию рассказывает заученно.

Сохраняет интерес на протяжении всего хода задания.

3.

Михалёва Ульяна

Понимает задачу

Предлагает разные варианты

Проявляет эмоциональный отклик при рассказывании.

Сохраняет интерес на протяжении всего хода задания.

4.

Никитина Екатерина

Понимает задачу

Предлагает, но очень медленно

Эмоционально сдержана

Сохраняет интерес на протяжении всего хода задания

5.

Поликарпов Даниель

Понимает задачу

Очень активно предлагает разные варианты

Ребенок переполнен эмоциями. Рассказывает громко и подробно, сопровождая рассказ жестами.

Сохраняет интерес на протяжении всего хода задания

6.

Рой Савелий

Понимает задачу

Предлагает варианты в начале обсуждения, затем теряет интерес

Эмоционально сдержан

Сохраняет интерес на протяжении всего хода задания.

7.

Рыбась Александра

Понимает задачу

В обсуждении не участвует, слушает высказывания других детей

Девочка не проявляет ни каких эмоций, в рассказывании не участвует

Интереса не проявила

8.

Телегина Ника

Понимает задачу

Предлагает разные варианты

Эмоционально сдержана

Сохраняет интерес на протяжении всего хода задания

9.

Титов Виктор

Понимает задачу

В обсуждении не участвует, слушает высказывания других детей

Эмоционально сдержан

Сохраняет интерес на протяжении всего хода задания

10.

Федулов Владимир

Не понимает задачу

В обсуждении не участвует в связи с проблемами речи

Не рассказывает в связи с проблемами речи. Отвлечен. Занимается игрушкой.

Интереса не проявляет.

11.

Чибисов Вячеслав

Понимает задачу

Выдвигает предложения

Проявляет эмоциональный отклик при рассказывании

Сохраняет интерес на протяжении всего хода задания

 

Мониторинг ситуации «Поиск ботинка, оставшегося под снегом»

Фамилия, имя ребенка

Видит проблемную ситуацию

Выдвигает предложения по решению проблемной ситуации

Проявляет эмоциональный отклик на ситуацию

 

Сохраняет интерес на протяжении всего хода решения проблемной ситуации

1.

Дорофеева Настя

Ситуацию видит

Предлагает свои варианты

Девочка переживала  и активно копала снег формочкой

Была заинтересованность от начала  до конца. Очень радовалась, когда ботинок откопали.

2.

Потапов Матвей

Ситуацию видит

Предлагает свои варианты

Мальчик волновался, громко высказывал версии для решения проблемы и активно раскапывал снег ногой

Была заинтересованность на протяжении всего действия

3.

Гришин  Коля

Ситуацию видит

Предложил свой вариант

Проявлял сочувствие, успокаивал ребенка, потерявшего ботинок

Была заинтересованность на протяжении всего хода, но помощь оказывал только психологическую

4.

Рой Савелий

Ситуацию видит

Предложил свой вариант

Было видно сопереживание, мальчик старался откопать ботинок руками из под снега

Была заинтересованность на протяжении всего хода, проявил огромную радость, когда ботинок откопали

 

Мониторинг ситуации  «Игрушку, принесенную из дома, сломали»

Фамилия, имя ребенка

Видит проблемную ситуацию

Выдвигает предложения по решению проблемной ситуации

Проявляет эмоциональный отклик на ситуацию

 

Сохраняет интерес на протяжении всего хода решения проблемной ситуации

1.

Ежов Женя

Ситуацию видит

Предлагает свои варианты

Мальчик  переживает  и активно пытается игрушку отремонтировать

Была заинтересованность от начала  до конца. Очень переживал, когда объявили, что игрушку нельзя отремонтировать

2.

Рой  Леша

Ситуацию видит

Предлагает свои варианты

Мальчик громко рассказывает , что произошло и говорит, что надо ее склеить

Была заинтересованность на протяжении всего действия

3.

Гришин  Коля

Ситуацию видит

Решений не предлагает

Проявляет сочувствие, но больше ябедничает, чем пытается помочь

Была заинтересованность на протяжении всего хода, но помощь не оказывал

4.

Рой Савелий

Ситуацию видит

Предложил свой вариант

Мальчик сопереживает, старается игрушку собрать, предлагает наказать ребенка, сломавшего игрушку

Была заинтересованность на протяжении всего хода. Очень расстроился, когда сказали, что игрушку нельзя отремонтировать

5.

Буданов Слава

Ситуацию видит

Поддерживает версии других

Ребенок не показывает свои эмоции, выступает в роли наблюдателя

Был заинтересован в происходящем от начала до конца.

 

 



Предварительный просмотр:

"Утренний круг " как одна из форм самоорганизации дошкольников

F:\старшая логогруппа\комнатные растения\IMG_2364.JPG

 

Утренний или групповой сбор дети сидят в кругу на ковре и обсуждают самые важные для них проблемы вопросы общаются по теме недели.

Основными задачами утреннего круга являются:

• установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками;

• развитие самостоятельности, самоорганизации;

• развитие коммуникативных умений – умение говорить и слушать.

• создание позитивной атмосферы в группе. (Это и доверие друг к другу, и доброжелательное отношение к товарищам, честность, равенство.)

Технология организации утреннего круга:

• Дети собираются все вместе, радуются встрече, началу нового дня.

(Прежде всего, это даёт возможность всем детям собраться вместе, рассказать, о чем они думают, что чувствуют, высказать свое мнение, задать вопросы. Для утренних и вечерних сборов в группе есть ковёр. В кругу воспитателю легче создать неформальную обстановку, так как он ясно видит каждого ребёнка. Благодаря этому дети свободнее говорят им легче высказать своё мнение. Круг – это гарантия защищенности.

Утренний круг всегда начинается в приветствия. Воспитатель здоровается с каждым ребёнком индивидуально, показывая этим значимость каждой личности. Приветствие - первый и обязательный компонент утреннего круга и его нужно провести сразу после того, как дети собрались в круг. Для приветствия можно использовать весёлый стишок:

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: "Доброе утро!"

Доброе утро! - Солнцу и птицам.

Доброе утро! - Улыбчивым лицам.

Или можно здороваться «по кругу» т. е. по цепочке называя друг друга по имени пожелать доброго утра, здоровья и т. д.

Для сплочения коллектива можно использовать различные приёмы посадки детей:

- сначала садятся в круг мальчики, а потом между ними место занимают девочки или наоборот

- дети выстраиваются по росту и так и рассаживаются

• Играют в разнообразные игры, не требующие крупных движений.

(В общем кругу проводятся игры на развитие навыков общения и взаимодействия, формируется доброжелательная атмосфера.

Игры способствуют развитию творческого мышления и самовыражению каждого. НАПРИМЕР игра “Волшебная шкатулка”. Воспитатель прячет в шкатулке любую вещь. Дети получают задание угадать, что находится в шкатулке. До начала игры необходимо договориться о правилах, которым надо следовать: никто не должен открывать шкатулку; шкатулку можно потрясти; можно задавать любые вопросы о содержимом шкатулки, на которые можно ответить “да” или ”нет”; если ученик думает, что он угадал, то можно спросить: “Это….?”)

• Обмениваются новостями, задают вопросы.

(Здесь дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Например, кто-то из детей сообщил, что он на выходных с родителями ездил в цирк. Затем педагог организует обсуждение, количество детей, кот. Принимают в нем участие, ограничивается. Для этого используется коробочка с кружочками красного и синего цветов. Таким образом, задается три вопроса и звучит столько же ответов. Т. е. дети учатся говорить поочереди, не перебивая друг друга.)

• Определяют тему работы.

• В заключение утреннего группового круга воспитатели создают установку на обдумывание и планирование детьми своих занятий на предстоящий день, побуждают детей рассказывать о том, в каких центрах они хотели бы играть, чем конкретно заниматься.

В ходе утреннего круга появляются определенные правила группы. Дети самостоятельно принимают эти правила, которым затем следуют весь учебный год. Постепенно добавляются новые правила, которые внезапно возникают в процессе учебной и игровой деятельности.

Утренний круг помогает многим ребятам проявить самостоятельность, повысить самооценку, стать значимым в коллективе.

Может показаться, что на утренний круг уходит много времени. Можно с уверенностью сказать, что это не так. Всё зависит от находчивости и компетентности воспитателя.

Таким образом, утренний круг – один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников.



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

«Игровые и проблемные ситуации»

  СТАРШАЯ ГРУППА

 

  ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ

Игры в почту.
Игра-ситуация «Пришла посылка» №1

Воспитатель приносит посылку и сообщает детям, что она пришла от мамы Козы.
Воспитатель: «Коза любит своих козляток, поит их молоком, охраняет от волка. Коза прислала детям свежей сметаны. Что мы козочке пошлем? Давайте пошлем ей яблоки в посылке».
Дети берут шарики и кладут в посылку.
Воспитатель: «Козочка обрадуется, угостит своих козлят».
Воспитатель отдает детям посылку и они играют самостоятельно (кладут в нее разные подарки для бабушки, для мамы, для кукол).

Игры в больницу.
Игра-ситуация. «Зайка заболел» №2

Воспитатель-врач разыгрывает диалог с зайкой – пациентом.
Врач: « Больница открывается. Я — врач. Кто пришел ко мне на прием?»
Пациент-зайчик (жалобно): «Я пришел».
Врач: « Садитесь, больной. Что у вас болит?»
Пациент: « У меня кашель, болят ушки».
Врач: « Давайте я вас послушаю. Дышите глубже. (Слушает больного трубкой.) Вы сильно кашляете. Покажите уши. Уши воспалились. А теперь надо измерить температуру. Возьмите градусник. Температура высокая. Вам надо пить лекарство. Вот это. (дает флакон.) Наливайте в ложечку и пейте каждый день. Вы поняли?»
Пациент: « Да. Я буду пить лекарство, как вы велели. Спасибо, доктор. До свидания».
Игра продолжается без участия взрослого.

Игры в больницу.
Игра-ситуация «К нам приехал доктор» №3

Воспитатель показывает на сидящие на диване игрушки — зайку, мишку, куклу, ежика—и говорит: 
«Какая очередь в больнице! Зверята, вы все заболели? Но доктор уехал к больным, а больше врачей нет. Что делать? Нам срочно нужен доктор. Кто будет лечить больных? Лена, ты будешь доктором? Полечишь больных зверюшек? Надевай халат. Теперь ты доктор. Зови больных в кабинет».
Доктор слушает больных, смотрит горло, дает лекарства.
Воспитатель: « Доктор, у нас в больнице есть кабинет, где греют ушки, носик. Я — медсестра, делаю уколы. Ваши больные будут приходить ко мне».
Проводится прием больных. Медсестра помогает врачу: выписывает рецепт, греет приборами уши, нос, делает уколы.
Воспитатель говорит: «Я должна уйти домой, моя работа закончилась. Кто будет медсестрой? Оля, иди работать за меня. Приводите к Оле кукол лечиться. Она делает уколы хорошо, совсем не больно».
Игра продолжается без участия взрослого.

Магазин.
Игра-ситуация «делаем Покупки» №4

Воспитатель берет сумку и произносит, не обращаясь к детям: «Пойду я в магазин, надо купить муки. В магазине очередь. Что продают? Муку сахар. Вот кукла Рита. Рита, что ты хочешь купить? Муку? Я встану в очередь за тобой. Кто у нас продавец? (Обращается к девочке.) Лиза, ты сегодня продавец? Мы с Ритой пришли в твой магазин».
Покупатель (воспитатель): «Здравствуйте, я хочу испечь пирог, мне нужна мука, дайте мне один пакет муки».
Продавец (ребенок): « Вот, берите».
Покупатель: « Мне еще нужно что-нибудь для начинки. Я люблю пироги с капустой. Капуста есть?».
Продавец: « Есть».

Покупатель: «Дайте кочан капусты. А теперь мне нужен творог, я напеку ватрушек. Люблю ватрушки с изюмом. У вас есть творог и изюм?» 
Продавец: « Есть».
Покупатель: « А пряники есть? Они мятные или шоколадные?»
Продавец: « Мятные».
Покупатель: « Возьму пряников. Спасибо. Моя дочка будет довольна. Она любит пирожки и прянички. До свидания!»

Магазин.
Игра-ситуация « Что надеть на ножки?№5

Воспитатель обращается к кукле, стоящей босиком: «Катя, почему у тебя босые ножки? Ты можешь замерзнуть! Некому тебя пожалеть. Где твоя мама? Оля, это не твоя дочка бегает босиком? Потом с ней хлопот не оберешься: горлышко заболит, температура поднимется, гулять нельзя будет». (Оля подходит к кукле и берет ее на руки.) 
Воспитатель: «Где ее обувь? Нет? Тогда надо идти в магазин. Пойдем подберем твоей дочке ботинки. Я работаю в магазине обуви. Там много товара. Бери сумку».
Воспитатель и девочка идут в магазин.
Продавец (воспитатель): «В нашем магазине вы можете подобрать все, что хотите. Какую обувь вы хотите купить? Ботиночки?»
Покупатель (ребенок): «Да».
Продавец: « Вам больше нравятся красные или белые ботинки?».
Покупатель: « Красные».
Продавец: « Примерьте ботиночки вашей дочке. Подошли они ей?».
Покупатель (примеряет кукле ботинки): 
« Подошли».
Продавец: «Спасибо за покупку. Вы довольны?».
Покупатель: Да. Спасибо».

Парикмахерская.
Игра-ситуация Модная прическа№6

 Воспитатель говорит: «Я — парикмахер. Очередь большая, мне одной тяжело работать. Кто будет работать парикмахером вместе со мной? Лена, давай работать вместе. Вот мишка пришел стричься».
Лена работает, подражая педагогу.
Дети приходят с игрушками или сами выступают в роли клиентов.
Воспитатель: « Все, я закончила работу. Пойду в больницу, горло заболело. Кто будет вместо меня? Лиза, побудь вместо меня парикмахером. Поработаешь вместе с Леной?».
Приходит новый парикмахер—Лиза—и принимает клиентов. 

Парикмахерская.
Игра-ситуация Модная прическа№7

Воспитатель спрашивает у куклы, где она сделала такую красивую прическу. Кукла «отвечает», что ходила в парикмахерскую. Воспитатель сообщает, что открывает парикмахерскую и приглашает ребят посетить ее.
Воспитатель: « Ко мне пришла кукла Полина. Полина, что ты хочешь делать с волосами? Стрижку прическу?»
Кукла: « Прическу».
Воспитатель: «Тогда садись поудобнее. (Делает прическу.) Прическа готова. Посмотри в зеркало. Нравится?»
Кукла: «Очень нравится».
Воспитатель: «Кто ко мне следующий? Здравствуй, Петя. Тебя постричь? Садись. Вот ножницы, вот расческа. Стрижка готова. Тебе нравится?»
Петя: «Нравится».
Воспитатель: « Приходи еще».

Игры с игрушечными животными.
Игра-ситуация «Игры с Жучкой»№8

Воспитатель подходит к игрушечной собачке и обращается к играющим детям: «Возле нашего детского сада гуляет собачка. Как ее зовут, я не знаю. Кто ее хозяин? Миша, может ты? Что же ты так далеко ушел, твоя собачка испугалась. Смотри, она прижала ушки, испуганно смотрит по сторонам. (Ребенок берет собачку.) 
Воспитатель: «Собачка, ты любишь своего хозяина? А ты, Миша, любишь свою собачку?».
Воспитатель: «Давайте, ребятки, спросим у хозяина собачки, как ее зовут. (Ребенок называет имя собачки.) Ее зовут Жучка. А что она умеет делать? Жучка, ты умеешь прыгать? Прыгай через палочку». (Мальчик держит палочку, а воспитатель берет собачку и собачка «перескакивает через барьер».) 
Воспитатель: «Ай да молодец, Жучка. Еще раз, еще раз. Ты хочешь кушать, Жучка? Скоро хозяин покормит тебя. Где твоя миска?». (Ребенок дает собачке «корм», она «ест».) 
Воспитатель: « Смотри, Мишенька, твоя собачка виляет хвостиком, радостно скулит, ластится. Она наелась и повеселела. А теперь, Жучка, можешь идти спать. Где твое место? На коврике? А где коврик?» (Ребенок показывает).
Далее дети играют с собачкой самостоятельно.

Игры с игрушечными животными.
Игра-ситуация «Цирк зверей»№9

Воспитатель вешает на доску афишу, на которой нарисованы животные и сообщает: «Внимание, внимание! Сегодня к нам приехал цирк. В цирке будут выступать дрессированные звери! Спешите, спешите!».
Воспитатель: «В цирке веселые зверята: обезьяна, лев, тигрята. Дорогие зрители, Купить билеты не хотите ли?»
Воспитатель раздает детям «билеты в цирк» и сообщает: «Первым выступает лев. Он умеет прыгать: ап! Еще раз: ап! (Демонстрирует прыжки игрушечного льва через перекладину) Молодец! Давайте похлопаем».
Воспитатель: «Теперь выходит тигр. Он тоже умеет высоко прыгать через обруч. (Демонстрирует прыжок игрушечного тигра.) Красиво прыгал, ловко! Похлопаем ему тоже. Проворная обезьянка умеет качаться на качелях: вверх-вниз! Вверх-вниз! (Демонстрирует умения игрушечной обезьянки)».
Воспитатель: «А в цирке есть попугай, он умеет петь куплеты:
Я попугай, сижу на ветке,
Распеваю песни в клетке.
Билет берите
И приходите!
Выступление зверей-артистов окончено. До свидания!».
Звери выходят на поклон, дети аплодируют.
Примечание. Через 1—2 дня игру можно повторить, а затем оставить оборудование в группе для самостоятельной игры детей.

Игры с куклами.
Игра-ситуация «Знакомство с куклами» №10

 Куклы сидят на диване.
Воспитатель приносит еще одну куклу и говорит сидящим куклам, вызывал любопытство играющих рядом детей: «Здравствуйте, куколки. Вы отдыхаете? К вам пришла подружка, кукла Вера. Вы хотите с ней познакомиться?».
Кукла Вера знакомится со всеми куклами. Воспитатель предлагает подошедшим поближе детям познакомить своих кукол с Верой. Педагог дает детям разные поручения: предложить кукле Оле чай, пересадить куклу Катю поближе к окну, угостить куклу Настю пирогом. 
Таким образом, дети запоминают имена кукол и называют их в ходе игры, отвечая на вопросы педагога: »Кто сидит ближе к окну? Кто пьет чай? Кому дали пирог?».
Вариант игры (для детей старше 2,5 лет). Дети сами могут придумывать имена куклам.

Игры с куклами.
Игра-ситуация «У куклы Веры новый шкаф» №11

Воспитатель везет на игрушечной машине шкаф. Останавливает
машину рядом с уголком для кукол и объявляет: «Из мебельного магазина на грузовой машине привезли новый шкаф. Куда выгружать?».
Дети подбегают к машине, воспитатель просит мальчиков помочь с разгрузкой, а девочек— выбрать место для шкафа. Воспитатель хвалит покупку, обсуждает с детьми, хороший ли шкаф привезли куклам. 
Дети вместе с педагогом рассматривают его, открывают дверцы, обсуждают, что можно положить в шкаф.
Воспитатель (куклам): « Куколки, мы купили в магазине шкаф для вашей новой подружки. Теперь Вера может хранить там свои наряды. Вера, у тебя много помощников, они соберут твою одежду».
Воспитатель (обращаясь к детям): « Поможем Вере? Коля, что положим на полочку? Шапку? Вот, Вера, у Коли на полочке шапка лежит, и у тебя теперь тоже. Лена, обувь куда поставить? Помоги нам, пожалуйста, принеси сапожки. А куртку куда? Повесим на вешалку. Смотри, Вера, все на своих местах: и одежда, и обувь в шкафу. Можешь собираться на прогулку».
Вариант игры. Воспитатель обращается к детям: «Мамы, а у ваших дочек одежда в порядке?».
Дети сами раскладывают одежду своих кукол.

Игры с куклами.
Игра-ситуация «Наводим чистоту в комнате»№12

 Воспитатель говорит детям: «Вера наконец-то поправилась. Можно всем вместе наводить порядок. Кто возьмет пылесос? Бери, Галя. Кто тряпку? Бери, Валя. Миша, принеси-ка нам воды. Начнем, пожалуй».
Воспитатель: « Вера у нас такая чистюля. Она любит, чтобы в комнате было чисто, красиво. Вера подметает, Валя моет пол, Галя вытирает пыль. Миша, помоги отодвинуть стулья. Ловко у вас, ребята, получается. Пол блестит, пыли нет. Вместе получается быстро: раз-два и — готово! Посмотрите вокруг — чистота! Хорошая у нас хозяйка Вера. И вы, ребята, молодцы — старались. Теперь отдыхайте, труженики».

Игры с куклами.
Игра – ситуация «Новая кукла знакомится с игровым уголком»№13

Воспитатель приносит в группу новую куклу и сообщает, что ее зовут Кристина. Дети рассматривают куклу. Педагог начинает показывать кукле игровой уголок: кухню, спальную комнату и т.д. дети помогают кукле освоиться: показывают кухонную посуду, содержимое шкафов для одежды, принадлежности для купания и др.
Вариант игры (для детей старше 2,5 лет): детям предоставляется
большая самостоятельность: они могут называть и показывать предметы по своей инициативе.

Игры с машинами и другим транспортом
Игра-ситуация «Машина едет по улице»№14

Воспитатель подходит к ребенку, везущему игрушечный автомобиль, и спрашивает, что он делает, куда едет его машина. Если ребенок затрудняется, воспитатель подсказывает ему игровую ситуацию (машина едет но городу, потом в гараж).
Воспитатель с помощью показа, советов помогает ребенку разнообразить игровые действия: катать машину туда-обратно, везти ее с поворотами, препятствиями (объезжал их), к конкретному месту, объекту. 
Воспитатель помогает ребенку ощутить себя водителем, который может планировать свои действия: (Я поеду в гараж, Мне надо ехать на дачу).
Примечание. К 3 годам ребенок постепенно вживается в роль, называет себя шофером, то есть принимает эту роль на себя

Игры с машинами и другим транспортом
Игра-ситуация «Мойка машин» №15

Воспитатель подходит к детям, играющим в машинки, и говорит:
«Хорошо ездит твоя машина, Женя, но, по-моему она немного запылилась. У меня есть шланг, можно полить ее водой, помыть. Машина любит, когда ее моют, ухаживают за ней.»
Воспитатель: « Тебе нужна тряпочка или мочалка? Намочи тряпочку протри дверцы, кузов, стекла. Машина высохла, засияла. Вот какой у нее заботливый водитель!».

Игры со строительным материалом.
Игра-ситуация «Построим башенку для принцессы» №16

 Воспитатель приносит в группу красивую куклу-принцессу, сажает ее на стульчик и говорит ей: «Принцесса, скоро будет построен ваш дом. Надо выбрать хорошее место. Позову-ка я строителей. Кто будет строить дом для принцессы? Лена и Лиза, вы знаете, где будет стройка? Тогда найдите нам подходящее место, где будет дом для принцессы. (Девочки находят место для дома.) 
Воспитатель: «Теперь нам нужны строительные материалы. Гена и Саша, помогите нам, выберите, пожалуйста, все, что нужно для стройки. А что нам нужно? (дети называют материалы: кирпичи, доски, камни, песок.) дети, вы будете строителями. Постройте хороший дом, похожий на башню».
Дети вместе с воспитателем строят башенку, используя строительный набор и подручные материалы.
В конце игры воспитатель показывает новый дом принцессе и говорит: «Это ваш новый дом — башня. Вы довольны, принцесса? Хорошо постарались наши строители! Они могут строить и другие красивые дома».

 ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ

ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ.

         Ситуация на транспорте (городском, железнодорожном).
1•   Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что будешь делать? Почему?

 2•   Бабушка села на поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе?

               Ситуация с огнём.
3•  В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?
4•  Дым в соседней квартире. Твои действия?

               Ситуация с водой. 
5•   Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?

6•  В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему

7•   Дети получают  письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей: организовывать отряд помощи и предложить пути решения проблемы.

8•  Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха. Задача детей: организовывать доставку питьевой воды в специальных баллонах (их заменяют пластиковые бутылки); используя географическую карту, предложить способы доставки. 

9•  Собака Жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина, в результате чего пострадали звери, поломаны деревья. Задача детей: собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой для деревьев.

В уголке «Школа» сидит зайчик, у него забинтована лапка. Вопрос детям: почему лапка забинтована, что могло произойти?

 10• Лежит бумажная бабочка с оторванным крылышком, вокруг нее изображения «печальных» цветов. Задание детям: высказать свои предположения, почему у бабочки такой вид и почему цветы «грустные».

 11•  В уголок «Школа» прилетела сорока с письмом от Берендея: «Тревога, появился муравьед!» Чем может грозить его появление в лесу?

 

12•  В уголке «Школа» находится сюжетная картина, изображающая голые, больные деревья. Задание детям: подумать, что произошло в этом лесу и как можно ему помочь.

 13•  Сказка «Репка» (У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?)

 14•  Сказка «Теремок» (нужно помочь персонажам построить дом, не используя лес).

 Тема: «Грибы»

Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.

       Тема: «Транспорт»

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

 

17.Тема: «Дома», «Свойства материалов»

Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать. 

18.Тема: «Фрукты»

Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?

  1. Тема: «Свойства материалов»

В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

       Тема: « Язык мимики и жестов»

Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.

  1. Тема: «Погодные условия»

Отправились  в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой,  чтобы было комфортно.

       Тема: « Свойства металлов»

Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

  1. Тема: «Стороны света»

Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

  1. Тема: «Объём»

Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.

 

  1. Тема: «Погодные условия»

Одна подруга  живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая -  живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и  снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?

       Тема: « Измерение длины»

Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…

  1. Тема: « Выше, ниже»

Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.  

  1. Тема: «Лекарственные растения»

Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

  1. Тема: «Почва»

Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.     

  1. Тема: « Свойства дерева»

Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться.  Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.

Противоречие: Буратино должен перебраться через  речку, так как может опоздать  в школу, и боится войти в воду, так как   не умеет плавать и думает, что утонет. Что  делать?

  1. Тема: « Часы»

Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

 

  1. 32. Тема: «Свойства воздуха»

Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг.  Но он все равно боится, и думает, что утонет.

  1. Тема: «Увеличительные приборы»

Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

       Тема: «Средства связи»

У  слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

 

  1. Тема: «Свойства бумаги»

Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?

  1. Тема: « Свойства копировальной бумаги»

Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок?

  1. Тема: «Свойства магнита»

Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?

       Тема: «Дружба красок»

Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.

СИТУАЦИОННЫЕ ИГРЫ НА НАХОЖДЕНИЕ ВНЕШНИХ РЕСУРСОВ

39.  «Кот в одном сапоге»
Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту?

40.  «Вот так игра»
Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?

41.  «Маша и медведь»
Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст — он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?

«Помоги Золушке»

42.  Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

43.  «Подготовка к празднику»
Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. «Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?

44.  «Рассеянный Петя»

Решив отправиться в поход, дети договорились, кто что с собой возьмет. Уложив рюкзаки, рано утром отправились за город на электричке. Вот и нужная им станция. Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя, который «славился» своей рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем были палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая предложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек?

СИТУАЦИОННЫЕ ИГРЫ НА НАХОЖДЕНИЕ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ

45.  «Открытки для Дины»

Дина коллекционирует открытки, и друзья (а их у нее 20) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. В последний момент выяснилось, что все открытки совершенно одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?

46.  «Красная Шапочка»
У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей красивую шапку к дню рождения. Внучка была очень довольна. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапочку на Новый год, на 8 Марта и еще на семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?

47.  «Помоги Оле»
У Оли длинные волосы. К Новому году мама, папа, бабушка и подружки подарили ей много ярких лент — так много, что Оля ума не могла приложить, что с ними делать, как использовать. Помогите Оле решить эту проблему.

48.  «Молочные проблемы кота Матроскина»
Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?

49.  «Корзинки для козлят»

Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделить между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила двадцать одну корзину (!). Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.

50.  «Чудный лесник»
В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник не знал. Как бы вы их использовали?

51.  «Жители города Кисельска»
С жителями Кисельска приключилась беда: в один прекрасный день все обитатели города сварили свое любимое блюдо — кисель. п его оказалось так много, что в городе началось «кисельное» наводнение. Подскажите жителям города, как можно использовать кисель.

52.  «Варенье для Карлсона»
Все знают, что Карлсон очень любил все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопи¬лось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их использовать?

Итак дети решают проблемные ситуации, используя предложенный им алгоритм (2-й этап). На примере одной проблемной ситуации покажем, как используется алгоритм.

53.  Буратиио уронил золотой ключик в болото, но черепахи Тортиллы поблизости не оказалось. Это и есть ситуация, которая представляется детям.

Как Буратино достать ключ? В ситуации выделяется задача или вопрос.

Буратино должен опуститься под воду, потому что ему необходимо достать ключ, но не может этого сделать, потому что он деревянный и сразу же всплывет на поверхность. Таковы противоречия этой проблемной ситуации.

Следующими этапами станут нахождение оптимального конечного результата с наименьшими затратами и определение ресурсов, которые помогут получить этот результат.

54.  ОХ и АХ собрались в поход, взяли консервы и хлеб. Пришли на место и решили перекусить, но оказалось, что консервный и столовый ножи они оставили дома. Как открыть банку?

Противоречие. ОХ и АХ должны открыть банку консервов, потому что они проголодались, и не могут это сделать, потому что нечем.

  1. В город приехал цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить афиши, но в городе нет ни капли клея. Как расклеить афиши?

Противоречие. Афиши расклеить надо, потому что они помогут жителям города узнать о приезде цирка; афиши расклеить невозможно, потому что нет клея.

  1. Знайка попросил Пончика через Незнайку передать ему рецепт вкусных пирожков. Когда Пончик начал говорить Незнайке о том, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что писать не умеют. Как быть?

Противоречие. Незнайка должен передать Знайке рецепт пирожков, потому что тот без рецепта ничего сделать не сможет, и не может это сделать, потому что не умеет писать.

  1. В королевском саду на волшебной яблоне созрело только одно молодильное яблоко, но так высоко, что король даже с помощью большой лестницы не смог достать его. Как королю овладеть этим яблоком?

Противоречие. Король должен достать молодильное яблоко, потому что только с его помощью он станет моложе, и не может, потому что не знает, как это сделать.

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СВЕРСТНИКОВ.

 У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача педагогов. 

  1. . -Галина Анатольевна, если бы сломался цветок, вы бы очень рассердились?
    - Наверное, рассердилась бы. А почему ты спрашиваешь?
    -А я видела, как Рита сломала цветок. Что можно сказать о поступке Риты?
    Какую пословицу вы знаете, которая подходит в данной ситуации?

59.У Кати укатился мяч и ударился о твою ногу.
Никита закричал.- Ты что не видишь, куда мяч бросаешь? Мне же больно.
Как бы вы поступили иначе ? Что вы скажете друг другу?

  1. .Ника пришла в новом платье. Наташа увидела и громко сказала.
    - Что хвастаешься? Подумаешь, мне мама еще лучшее платье купила.
    Права ли Наташа в такой ситуации?
  2. .Саша до сих пор не научился завязывать шнурки.
    Никита в раздевальной комнате кричит.
    -Ха, посмотрите , скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать.
    Катя молча подошла и помогла Саше.
    Чей поступок верный?
  3. Дети вернулись с прогулки. Быстро разделись , ушли в группу. Андрей выглянул в раздевальную комнату и кричит.
    Галина Анатольевна, а Сережа сапоги не убрал на место.
    Галина Николаевна с укоризной посмотрела на Андрея.
    Почему ? Как бы ты поступил на месте Андрея.
  4. Дети рисуют. У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место.
    Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?
  5. Венера Рашитовна разговаривает с младшим воспитателем Валентиной Ивановной. Наташа кричит.
    Венера Рашитовна, А Оля не отдает мою куклу.
    Потом подходит и трогает воспитателя за руку.
    -Вы что не слышите, Оля не отдает мою куклу.
    Что сказала Венера Рашитовна Наташе ?
    Группа мальчиков строит замок. Алеша подошел и положил сверху доску. Замок развалился.
    Что сказали ему мальчики? Как бы ты поступил?
  6. Утром Слава играл с Артемом. Когда пришел Рома, Слава стал играть с ним. Артем подошел и сказал Славе.
    -Ты предатель.
    Рома обиделся.
    Как ты думаешь, почему?
  7. .Рита и Саша дежурные в уголке природы. Саша сказал.
    -Рита, а давай мы черепаху отнесем к девочкам , пусть они с ней поиграют.
    Рита рассказала об этом Галине Анатольевне.
    Права ли Рита? Как бы ты поступил?
  8. В раздевальной Галина Анатольевна разговаривает с мамой Артема. Рита подходит и говорит.
    -А вы знаете, что ваш Артем самый последний одевается.
    Галина Анатольевна сделала замечание Рите.
    Как вы думаете, что сказала Рите Галина Анатольевна?
  9. Света выходит в раздевальную и громко говорит.
    - Я с Никой больше не дружу. Она меня называет Светкой- конфеткой. Почему обиделась Света
  10. .Во время обеда Вите Валентина Ивановна предложила добавку.
    Витя говорит.
    - Не нужна мне ваша добавка.
    Что бы ты сказал Валентине Ивановне?
  11. После обеда дети уснули. Наташе не спится. Она постоянно обращается к воспитателю.
    -Поправьте мне одеяло.
    -Я хочу в туалет.
    - А Саша громко сопит, мне мешает.
    Как бы поступили вы?
  12. Во время полдника Саша поставил стул очень близко к столу. Когда стал усаживаться, толкнул Никиту. Тот пролил молоко.
    Никита громко сказал.
    -Ты, что не видишь? Я с тобой не хочу сидеть рядом.
    Прав ли Никита? Как бы ты поступил на месте Саши и Никиты?

 

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ.

   Цель: воспитывать у детей уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста,

личностного своеобразия, внешнего облика, физических недостатков.

  1.  Ситуация.

В сказке "Золушка" мачеха и ее сестры не взяли Золушку с собой на бал, потому что она была у них

служанкой, мыла и убирала за ними. Как бы ты поступил на месте мачехи?

а) Не взял бы на бал, ведь Золушка ходила в старом, грязном платье;

б) сказал бы, что на нее не хватило приглашения;

в) взял бы с собой, потому  что все люди равны.

 Ситуация

Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась, вошла заведующая детским садом с двумя чернокожими девочками и сказала: "Эти сестренки, Бахарнеш и Алина, приехали из Эфиопии, и теперь будут ходить к вам в группу". Как бы ты поступил на месте детей?

а) Засмеялся и стал показывать пальцем на сестренок: "Они совсем черненькие!";

б) пригласил девочек вместе позавтракать, а затем показал свою группу; неважно какой расы девочки;

в) повернулся к своей тарелке, как будто никто не пришел.

  1.  Ситуация.

В группу пришел новенький - мальчик из Грузии, который не очень хорошо говорил по-русски. Ваня

стал дразнить его. Что бы ты сказал Ване?

а) Посмеялся бы вместе с ним над новичком;

б) не обратил внимания на то, что Ваня дразнит новичка;

в) защитил бы новичка, стал играть с ним, ведь это не главное, на каком языке ты говоришь.

  1.   Ситуация

Однажды дети проходили мимо мечети и увидели, как молится пожилой человек, стоя на коленях. Они+

а) засмеялись, показывая пальцем на старика;

б) стали передразнивать;

в) отошли в сторону, чтобы не мешать ему, потому что нужно уважительно относиться к любой религии.

Как поступил бы ты?

  1. Ситуация.

В сказке "Сивка-Бурка" старшие братья не взяли Иванушку с собой в город, потому что считали его

маленьким и глупым. Они так и сказали ему: " Сиди, дурачок, дома!" Как бы поступил ты?

а) Так же, как братья;

б) взял бы Иванушку с собой;

 в) оставил бы дома, но сказал: "Ты останешься за хозяина".

  1. Ситуация .

Обитатели птичьего двора из сказки Г.Х. Андерсена " Гадкий утенок" обижали утенка за то, что он был некрасивым. Они называли его гадким, никто с ним не дружил. Правильно ли вели себя птицы? Как

поступил бы ты?

а) Правильно; я поступил бы так же;

б) неправильно; не дружи, если не хочешь, но обижать нельзя;

в) неправильно; несмотря на разную внешность, все имеют равные права; дружил бы

 

СИТУАЦИИ НА ТЕМУ «ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ...»

  1. «…люди не знали об опасности»

Обследовать уровень знаний и навыков детей по ОБЖ; развивать мышление, внимание; воспитывать желание следовать правилам безопасности.

  1. «…в детском саду объявили тревогу»

Учить детей правильно и быстро реагировать на сигналы тревоги, закрепить знания детей о мерах противопожарной безопасности; развивать быстроту реакции, согласованность действий воспитателя и детей; воспитывать желание помогать друг другу.

  1. «…съесть незнакомую ягоду»

Учить понимать, что детям дошкольного возраста есть любые грибы вредно и опасно; познакомить со съедобными и ядовитыми ягодами и грибами; учить высказываться полными предложениями, развивать чувство осторожности к незнакомым ягодам; воспитывать чувство меры.

  1. «…собака напала на ребенка»

Учить детей действовать в различных ситуациях, связанных с домашними животными; закрепить знания детей о гигиенических навыках после игр с домашними питомцами; дать представление о заболеваниях, передаваемых животными; учить выражать свои мысли полными предложениями; воспитывать любовь к животным

  1. «…взлететь высоко, как птица»

Познакомить детей с разнообразием птиц, учить понимать, что любые птицы могут быть источником заболеваний; дать представления о безопасном уходе за птицами, в том числе домашними питомцами; развивать мышление, связанную речь; воспитывать любовь к живому.

  1. «…питаться только сладостями

Дать представление о влиянии разнообразной пищи на детский организм; познакомить с некоторыми витаминами (А, В, С, Д) и их влиянии на здоровье; какие продукты приносят пользу, а какие вред; развивать связанную речь, активизировать словарный запас детей по теме; воспитывать  культуру еды.

Источник:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/01/07/kartoteka-problemnykh-situatsiy-dlya-detey-starshego-doshkolnogo 

 



Предварительный просмотр:

Проблемные ситуации

Дата : 12 мая 2016 года                  время: 16 ч.25 мин.

Ситуация: Детские столы накрыты для приема пищи, но бокалы с чаем выставлены на отдельно стоящем на столе в поле зрения детей.

 

Развитие ситуации: Дети сидят за столами кушают. Женя Е., так как съел самый первый, спросил : «А где бокал? Чего мы пить будем?» Воспитатель промолчал. Савелий Р. Увидел чашки и произнес: «Ой, смотрите». Все дети сидели за столами, ели вафли и возмущались, что нет никакого напитка. Леша Г. Сказал: «Как хотелось попоить чаю», Слава тоже поддержал разговор: «С чаем было бы лучше». Ребята ели вафли, но сидели за столами до тех пор, пока педагог не предложил взять чашки с отдельно стоящего стола. Детишки были довольны, получив напитки.

Дата : 16 мая 2016 года                  время: 8 ч.30 мин.

Ситуация: Детские индивидуальные полотенца для рук и лица не развешаны по ячейкам. Они лежат на рядом стоящей полотенечнице в поле зрения детей.

 

Развитие ситуации: Настя Д. и Эвелина Ш. помыли руки первые и вышли в групповую комнату и спросили: «Чем нам вытирать руки?» Воспитатель сказал, что не знает. Саша Г. Громко сказал «Идите сюда. Вот полотенца». Саша Г. Первый взял одно полотенце из стопки, вытер руки и лицо, а затем повесил его в свою ячейку. Дети, глядя на него, стали брать полотенца, вытираться и вешать в свои ячейки.

Дата : 18 мая 2016 года                  время: 15 ч.10 мин.

 

Ситуация: В групповой комнате на ковре лежат коробки (одна на одной).

Развитие ситуации: Славик Б. подошел к коробкам, посмотрел на них и ушел в игровые уголки. Затем Женя Е. и Вова П. подошли к коробкам и рассматривают, что же там внутри коробок. К ним присоединились ещё дети. Ребята рассматривают коробки и их содержимое, но руками не трогают. Посмотрев, детишки разошлись по игровым зонам и стали играть. Коробки одиноко стоят на ковре. Савелий Р. проходя мимо них спросил: «Кто принес коробки?». Воспитатель ответил: «Не знаю». Мальчишки сели на ковер и стали строить из деревянного конструктора постройку. Слава Б. задел верхнюю коробку и та свалилась на пол. Женя Е. снова пошел к коробке, позвал Вову П., и, показывая внутрь коробки сказал: «Там фломастеры!» Савелий Р. поднял свалившуюся коробку и поставил ее наверх другой коробки. Спустя 40 минут Женя Е. спросил: «Зачем здесь коробки?» Воспитатель ответил: «Вам играть». Мальчик с восторгом повторил: «Нам играть!», - и предложил Славе Б. поиграть в коробки. Савелий Р. Одел коробку на голову и, смотря в боковое отверстие, стал ходить по группе. Воспитатель разрешил взять фломастеры, лежащие внутри коробок. Детишки с удовольствием взяли фломастеры и уселись рисовать на коробках.  Затем Кирилл В. сел в одну из коробок и, отталкиваясь о пол руками, говорил: «Я еду, я еду». Вова П. оторвал боковую часть коробки и, говоря, что делает пульт от телевизора, стал рисовать на ней квадратики. Затем он и другие ребята стали играть в телевизор с пультом, далее дети перевели игру в игровую приставку на двух мониторах, что вызывало у них огромные положительные эмоции. Эксперимент завершил воспитатель, так как наступила время плотного полдника. После него дети много и активно играли с коробками, пока те не разорвались.

Автор:  Олимова Алла Сергеевна

Из опыта работы 



Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения в детском саду.

(Автор Джон Дьюи).

В жизни наши дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые –ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать, и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами.

Почему так происходит? Чаще всего из-за нехватки нашего времени, из-за возможности возникновения опасности в некоторых ситуациях для ребенка. Мы считаем наших детей недостаточно компетентными во многих вопросах, неспособными разобраться в проблемах и найти выход из них. Дети привыкают просить помощи, подсказки у взрослых, вырастают не готовыми к реалиям жизни. Но проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. От мастерства воспитателя зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет.

Основная задача детского сада – наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность. Цель воспитателя – побудить у ребенка интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.

Появление такого инновационного веяния в дошкольной педагогике, как проблемное обучение связывают с идеями американского педагога и психолога ДжонаДьюи, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу. Автор разработал целую систему образования, которую позже назвали «обучение путем делания». Основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.

В России проблемным обучением занимались отечественные психологи И. Я. Лернер, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, они утверждают, что суть проблемного обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создания условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания.

Актуальность. Проблемное обучение в детском саду  - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. Что же такое проблемное обучение?

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, догадкам.

Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).

В каждом конкретном случае воспитатель сам решает, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых, контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога - простота общения, демократичность отношений.

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения

1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

2. Быть доступным для обучающихся.

3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.

4. Задания должны быть таковыми, чтобы обучающийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Почему современное образование активно внедряет данную технологию?

Достоинства проблемного обучения:

1. Высокая самостоятельность обучающихся;

2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации обучающихся;

3. Развитие мыслительных способностей детей.

Недостатки

Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний.

Проблемное обучение включает несколько этапов:

1) осознание общей проблемной ситуации;

2) анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы;

3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка);

4) проверка правильности решения проблемы.

Формы организации проблемного обучения в ДОУ.

Существуют следующие формы организации проблемного обучения?

  • Проблемный вопрос
  • Проблемная задача
  • Проблемная ситуация
  1. Проблемный вопрос: это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.

«Как вы думаете, почему в природе можно встретить ящериц и зелёного цвета и желтовато-коричневого?».

«Почему на участке одни лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают?»

Т.е., вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос.

В вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т.к. требует от детей при ответе на него рассуждений.

Проблемные вопросы содержат в тесте вопросы «почему?», «зачем»?

Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (просто вопрос)

Почему дикие утки, гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).

Почему утка плавает, а курица нет?

Почему обувь не делают из железа?

2) Проблемная задача:Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос?

Примеры проблемных задач.

Проблемная задача №1.

Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», « Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют  имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей  приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».

Проблемная задача №2..

- Одна подруга живёт на юге и никогда не видела снега. Другая - живёт на Крайнем севере. Там снег никогда не тает.

Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды. Однако, переезжать они не хотят.

Проблемная задача №3

- Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до донца зимы.

Почему?

3)Проблемная ситуация.

Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.

При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления. Противоречие – основное звено проблемной ситуации.

(Противоречие - положение, при котором одно исключает другое, несовместимое с ним, противоположное ему.)

Проблемная ситуация №1,металлические предметы  в воде тонут, но корабль, построенный из металла, плавает. Возникает противоречие, неопределённость, почему?

Для того, чтобы решить данную проблемную ситуацию, педагог организует ряд опытов с предметами, демонстрируя, что металлическая гирька, опущенная в воду сразу тонет, но эта же гирька, положенная на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде? Воспитатель вопросами наталкивает детей на поиск ответа, обращая внимание, что крышка заполнена воздухом, т.к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно,  и груз большего веса может удержаться на ней,  не утонув.

Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла,  не тонет.

Проблемная ситуация №2, воспитатель предлагает детям по наклонной доске прокатить шарики из разных материалов (деревянные, пластмассовые, резиновые, стеклянные, металлические). Дети выполняют действия и видят, что все шарики скатываются, а металлические останавливаются посередине доски.

Неизвестное в данном случае – почему только металлический шарик остановился посередине доски.

Возникло противоречие: шарик должен скатиться, но не скатился.

Дети задумываются, пытаются высказать свои предположения. Те, кто не знаком со свойствами магнита – в затруднении.

Далее наступает момент познавательной деятельности. Дети обследуют доску, чтобы найти причину остановки металлических шариков. Проявляют свои творческие способности – что-то предполагают. Если у кого-то уже имеются знания о свойствах магнита, могут правильно разрешить возникшее противоречие без обследования доски. Обследование доски и находка закреплённого с её обратной стороны магнита полностью разрешает возникшее противоречие у всех детей. Такое знакомство со свойствами магнита запомнится лучше всех рассказов взрослых, т. к. основано на эмоциональном восприятии.

Данная проблемная ситуация была специально создана воспитателем, но очень часто проблемные ситуации возникают естественно. В этом случае воспитатель обязан помочь детям увидеть противоречие, несоответствие, замеченное одним ребенком (или несколькими), и включить их в активную поисковую деятельность.

  • Приемы создания проблемных ситуаций в работе с дошкольниками
  • Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом.
  • Побуждение детей к сравнению, обобщению,  выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов.
  • Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций, часто ролевых.
  • Создание противоречия, проблемной ситуации.
  • Организация противоречия в практической деятельности детей

Требования к проблемным ситуациям:

— решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка;

— проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает

ребенок, а также уже имеющуюся у него информацию;

— формулировка проблемы должна быть максимально ясной и свободной от непонятных для детей слов и выражений;

— проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной для ребенка. Это будет формировать потребность в ее решении;

— проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности детей;

— в процессе решения проблемы должна возникать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с ней;

— проблемная ситуация должна строиться с учетом основных дидактических

принципов обучения;

— в основе проблемной ситуации должно быть противоречие.

Рекомендации по стилю общения с детьми

Выслушивайте каждого желающего. Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо». Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него. В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты, решение ситуационных задач.