Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по Социальной психологии

Департамент образования и молодёжной политики

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Бюджетное учреждение профессионального образования

«Нижневартовский строительный колледж»

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом       

БУ «Нижневартовский строительный колледж»

от _____________2015 года,

протокол №______

 

            УТВЕРЖДАЮ

Директор БУ «Нижневартовский

строительный колледж»

________________А.А. Десятов

Приказ №____от «_____» 2015 г

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

                                                                          

по образовательным программам

по подготовке квалифицированных рабочих, служащих

 

23.01.03: «Автомеханик» (слесарь по ремонту автомобилей, водитель категории «ВС»)

Слесарь по ремонту автомобилей, водитель автомобиля.

 

15.01.05: «Сварщик»  (Электрогазосварщик. электросварочные и газосварочные работы)

Электрогазосварщик

 

15.01.20: «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»

Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике

 

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОЧНОЙ  ФОРМЫ  ОБУЧЕНИЯ

 

 

Рассмотрено МК ______________

_____________________________

Протокол № ___ от ____________

 

Согласовано МС_______________

Протокол № _____от ___________                         

 

 

 

Нижневартовск

2015

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Наименование разделов

стр.

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………...

 

3

СТРУКТУРА И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ……………………………

 

 

5

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ………..

 

7

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО  НАПИСАНИЮ  И ПРОРАБОТКЕ КОНСПЕКТА ………………………………

 

26

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО  СОЗДАНИЮ МИНИ-ПРОЕКТОВ С ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ ИХ В ВИДЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ, ВЫПОЛНЕННЫХ В ПРОГРАММЕ  Microsoft PowerPoint ……………………………………………

 

 

 

 

28

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО  НАПИСАНИЮ 

ДОКЛАДА ……………………………………………………….

 

 

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уважаемый Обучающийся!

 

 

Методические рекомендации по организации самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся по дисциплине «Социальная психология» созданы Вам в помощь для работы без преподавателя,  при выполнении домашнего задания и подготовке к текущему и итоговому контролю знаний  по дисциплине. По каждой теме самостоятельной работы указаны виды работы и форма контроля.

Цели самостоятельной работы:

-         систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

-   углубление и расширение теоретических знаний;

-   формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

-        развитие познавательных способностей, активности студентов, творческой     инициативы,     самостоятельности,     ответственности и организованности;

-          формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

-  развитие исследовательских умений.

 

Приступая к изучению новой учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.

По  итогам изучения дисциплины проводится дифференцированный зачет.

 

В результате освоения дисциплины Вы должны уметь:

У1: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

У2: использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

У3: давать психологическую оценку личности;

У4: эффективно разрешать конфликтные ситуации;

У5: принимать решения в группе.

В результате освоения дисциплины Вы должны знать:

З1: предмет и методы социальной психологии;

З2: социально-психологические характеристики и типологии личности;

З3: процесс социализации и ее условия;

З4: механизмы социализации;

З5: способы усвоения социальных норм личностью;

З6: возможности социальной дифференциации;

З7: формы межличностных отношений;

З8: структуру и функции общения;

З9: виды групп и их динамические процессы;

З10: виды и пути преодоления конфликтов.

В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

 

Внимание! Если в ходе изучения дисциплины у Вас возникают трудности, то Вы всегда можете  прийти к преподавателю  на дополнительные занятия, которые проводятся согласно графику. Время проведения дополнительных занятий Вы сможете узнать у преподавателя, а также познакомиться с графиком консультаций, размещённых  на сайте колледжа.

           

Желаем Вам успехов!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТРУКТУРА И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

 

Наименование разделов, тем

Вид самостоятельной работы

Кол-во часов

СА-111

ГЭС-112

КИП-113

Раздел 1. Теоретико-методологические основы социальной психологии

Тема 1.1

Предмет, объект, структура и методы социальной психологии

Самостоятельная работа № 1

- Разбор основных понятий и положений социальной психологии;

- Составление словаря психологических терминов;

- Сравнительный анализ основных и специальных методов социальной психологии

2

2

1

Тема 1.2

История становления и развития социальной психологии

Самостоятельная работа № 2

- Подготовка доклада – сообщения по историческим периодам становления социальной психологии;

- Заполнение таблицы;

- Заполнение теста-опросника.

2

2

1

Раздел 2. Социальная психология личности

Тема 2.1

Социально-психологические особенности личности

Самостоятельная работа № 3

- Составление словаря терминов;

-Заполнение таблицы

2

2

1

Тема 2.2

Темперамент как показатель психотипа

Самостоятельная работа № 4

- Выполнение тестовых заданий

2

2

1

Тема 2.3

Характер

Самостоятельная работа № 5

- Заполнение сравнительной таблицы

2

2

1

Тема 2.5

Социализация личности

Самостоятельная работа № 6

- Выполнить тестовые задания

2

2

1

Раздел 3.Психология межличностного взаимодействия

Тема 3.1

Психология общения: основные понятия, структура, функции

Самостоятельная работа № 7

- Составление кроссворда по теме «Общение»

- Написание мини-сочинения «Значение общения в моей жизни»

- Заполнение теста-опросника «Психология общения»

2

2

1

Раздел 4. Социальная психология общностей

Тема 4.1

Группа как социально-психологический феномен

Самостоятельная работа №8

- Разбор основных понятий и терминов по теме

- Составить конспекты основной и дополнительной литературы к теме «Формирование и развитие малых групп»

- Составить доклады-презентации

- Заполнение теста-опросника по теме «Группа как социально-психологический феномен»

2

2

1

Тема 4.2

Социальная психология малых групп

Самостоятельная работа № 9

- работа с дополнительной литературой

- составление алгоритма сплочения группы как коллектива;

- заполнение теста-опросника

2

2

1

Тема 4.3

Психология больших социальных групп

Самостоятельная работа № 10

- подготовка мини-сообщения

2

2

1

Тема 4.4

Психология межгрупповых отношений

Самостоятельная работа № 11

- составление словаря психологических терминов

2

 

 

Раздел 5. Проблемы регулирования социально-психологических явлений и процессов

Тема 5.1

Социальная психология конфликтов

Самостоятельная работа № 12

- Работа со словарем: выбрать основные понятия по данной теме и в словаре найти их определение

- составить опорные конспекты или планы – конспекты по теме с выделением основных разделов и рассмотрением основных вопросов

- Подобрать для обсуждения на занятии ряд конфликтных ситуаций

- На примере, какой – либо конфликтной ситуации, рассмотреть варианты исхода конфликта, используя разные способы выхода из конфликта

- Заполнение теста-опросника «Конфликт и способы его разрешения»

2

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ

 

Раздел 1. «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

Тема  1.1. «Предмет, объект, структура и методы социальной психологии»

 

Самостоятельная работа №1

Цель: сформировать целостное представление о социальной психологии как науке.

Виды деятельности:

Для овладения знаниями:

- разбор основных понятий и положений социальной психологии:

* социальная психология;

* предмет, задачи социальной психологии;

* основные разделы социальной психологии;

* методы воздействия, исследования, контроля;

- составление словаря психологических терминов по теме: психоанализ, бихевиоризм, когнитивизм, интеракционизм.

Для закрепления и систематизации знаний: работа с дополнительной литературой

- сравнительный анализ основных и специальных методов социальной психологии

Форма контроля:

- Терминологический словарь            

- Конспект

- Заполненная таблица

 

 

Информационное обеспечение:

Основная:

1.      Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология: учебник/ 3-е изд. – М.: ФОРУМ, 2010. – 336 с.

Дополнительная:

1. Андреева М.Г. Социальная психология. – М.,1998.

2. Ждан А.Н. История психологии. – М., 1990.

3. Парыгин Б. Социальная психология. – С-П., 1999.

4. Столяренко А.М. Социальная психология. – М., 2001. – 543с.

5. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Ч.1.- М., 1995.

6. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985.

 

 

Самостоятельная работа №2

 

Цель: сформировать целостное представление у студентов об истории становления и развития социальной психологии.

Виды деятельности:

- Работа с основной и дополнительной литературой

- Подготовить доклад – сообщение по историческим периодам становления социальной психологии

- Возможные темы докладов – сообщений:

«Донаучный этап становления социальной психологии»,

«Научный этап становления социальной психологии»,

«Вклад различных направлений социальной психологии (бихевиоризма, психоанализа, интеракционизма, когнитивизма) в становление социальной психологии»,

«Вклад отечественных психологов в становление и развитие социальной психологии»

- Проанализировав литературу по истории социальной психологии заполнить таблицу:

- Заполнение теста-опросника

 

№ п/п

Основные течения психологии начала 20в.

Представители

Вклад в становление социальной психологии

Методы исследо-вания

1

2

3

4

5

 

Форма отчета

- Заполненная таблица

- Тест-опрос

- Индивидуальная беседа

Тест

 

Cоциальная психология как наука

 

1. Социально-психологические явления или феномены:

а) социальная среда влияет на нас как на отдельную личность;

б) характер;

в) каждый из нас участвует в общении;

г) мы принимаем участие в межличностных отношениях;

д) темперамент;

е) участие в групповом взаимодействии

2. Социальная психология:

а) это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности;

б) это отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы;

в) это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека

3. Что является предметом социальной психологии?

4. Перечислить 4 основных раздела социальной психологии

5. С какими другими науками и отраслями психологии связана социальная психология?

6. Социальная психология это самостоятельная наука?

а) да б) нет

Объяснить выбор своего ответа

7. Период становления социальной психологии как науки:

а) начало 19в.;

б) середина 19в.;

в) конец 19в.;

г) начало 20в.

8. Раскрыть классификацию методов социальной психологии (Б. Парыгин). Привести примеры

9. Датой рождения социальной психологии принято считать выход в свет книги «Введение в социальную психологию» (1908г.). Её автор:

а) Лебон;

б) Вундт;

в) Мак – Дугалл

10. Чем характеризуется научный этап развития социальной психологии?

11. Перечислить основные направления социальной психологии и их ведущих представителей (не менее)

 

Информационное обеспечение:

Основная:

1.      Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология: учебник/ 3-е изд. – М.: ФОРУМ, 2010. – 336 с.

 

Дополнительная:

 

1. Андреева М.Г. Социальная психология. – М.,1998.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология. М., 2000.

3. Ждан А.Н. История психологии. – М., 1990.

4. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Ч.1.- М., 1995.

5. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985.

 

 

Самостоятельная работа № 3

Социально-психологические особенности личности

 

Цель: сформировать целостное представление о социально-психологических особенностях личности, структуре личности.

Виды деятельности:

- разбор основных понятий и положений социальной психологии;

- заполнение таблицы:

 

Автор теории

Структурная единица личности

Функции структурной единицы

З. Фрейд

Эго (Я)

 

Суперэго (Свех-Я)

 

Ид (Оно)

 

К.Г. Юнг

 

 

 

 

 

 

Э. Эриксон

 

 

 

 

Э. Фромм

 

 

 

 

Э. Берн

 

 

 

 

 

Форма контроля:

- Терминологический словарь            

- Заполненная таблица

 

 

Информационное обеспечение:

Основная:

1.      Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология: учебник/ 3-е изд. – М.: ФОРУМ, 2010. – 336 с.

 

Дополнительная:

1.   Андреева М.Г. Социальная психология.- М., 1998.

2.   Андриенко Е.В. Социальная психология.- М., 2000.

3.   Бодалев А.А. Психология личности. – М., 1988.

4.   Еникеев М.И. Общая и социальная психология.- М.,1999.

5.   Леонтьев А.Н. Деятельность, Сознание, Личность. – М., 1975.

6.   Столяренко А.М. Социальная психология. – М., 2001. – 543с.

7.   Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – Спб., 1997.

8.   Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Ч.1.- М., 1995.

 

Самостоятельная работа № 4

Темперамент как показатель психотипа

 

Вид работы:

Решение теста по теме «Темперамент»

 

1 вариант

 

1.      Психологическое описание «портретов» различных темпераментов впервые дал:
А) Гиппократ                       В) И. Кант
Б) Гален                                Г) Платон

 

2.      Согласно концепции Г.Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт—это:
А) холерик                            В) сангвиник
Б) меланхолик                      Г) флегматик
 

3. Низким уровнем психической активности, замедленностью движений, быстрой утомляемостью, высокой эмоциональной сензитивностью характеризуется:
А) холерик                                   В) меланхолик
Б) флегматик                               Г) сангвиник

 

4.      NN. – типичный представитель меланхолического типа темперамента. Формирование какой из следующих черт характера потребует наименьших усилий:
А) доверчивость                       В) инициативность
Б) решительность                      Г) принципиальность
 

5.    Обращенностью на окружающий мир характеризуется тип личности:
А) интропунитивный                 В) экстравертированный
Б) интровертированный            Г) экстрапунитивный
 

6.    Обращенностью внутрь себя характеризуется тип личности:
А) интропунитивный                 В) экстравертированный
Б) интровертированный            Г) экстрапунитивный
 

7. Тип темперамента, характеризующийся повышенной впечатлительностью и обидчивостью:

А) холерик                                   В) флегматик

Б) сангвиник                               Г) меланхолик

 

8. Тип темперамента, характеризующийся вспыльчивостью и поспешностью в действиях:

А) холерик                                   В) флегматик

Б) сангвиник                               Г) меланхолик

 

9.    Темперамент, характеризующий индивид замедленной скоростью протекания нервных процессов, маловыразительной мимикой:

А) холерик                                   В) флегматик

Б) сангвиник                               Г) меланхолик

 

10. Темперамент, характеризующийся безудержностью, вспыльчивостью, резкостью, стремительностью и непредсказуемым повелением в общении с окружающими:

А) холерик                                 В) флегматик

Б) сангвиник                             Г) меланхолик

 

11. Что характеризует темперамент:

А) вежливость                           В) чувство долга                  Д) быстрое включение в работу

Б) аккуратность                         Г) трудолюбие

12. Что определяет темперамент:

А) трудолюбие              В) целеустремленность                   Д) высокая контактность

Б) ответственность       Г) аккуратность

 

13.              Кто стоял у истоков учения о темпераменте:

А) Аристотель               В) Локк                      Д) Гален

Б) Гиппократ                 Г) Демокрит

14. Физиологический процесс, противоположный возбуждению, ведущий к замедлению или задержке проведения импульсов в нервных центрах:

А) инертность               В) динамичность                  Д) лабильность

Б) торможение               Г) меланхолия

 

15.Темпераментом называют

А) совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к самому себе, к выполняемой работе

Б) совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение

В) оба ответа верны

Г) оба ответа неверны

 
16. Человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, часто неуверен в себе, тревожен; у него могут возникать невротические расстройства относится к

А) сангвиникам            В) флегматикам

Б) холерикам                 Г) меланхоликам

 

17. Сильный, уравновешенный, инертный тип – это

А) сангвиник

Б) холерик

В) флегматик

Г) меланхолик

 

18. По И.П. Павлову, сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для:
А) сангвиников                        В) холериков
Б) флегматиков                           Г) меланхоликов
 

19. Способность нервной системы выдерживать большие нагрузки и раздражители, это:

А) сила нервных процессов

Б) уравновешенность нервных процессов

В) подвижность нервных процессов

Г) ни один ответ неверен

 

20.Профессии, связанные с общением и организацией деятельности людей, подходят:

А) холерику                     В) флегматику

Б) сангвинику                  Г) меланхолику

 

21. Профессии, связанные с возможностью соблюдать привычный режим и монотонный характер, подходят:

А) холерику                     В) флегматику

Б) сангвинику                  Г) меланхолику

 

22. В общении подчиняет, непреклонен, властен

А) холерик           Б) сангвиник             В) флегматик                        Г) меланхолик

 

23. В общении спокойный созерцатель

А) холерик                       В) флегматик

Б) сангвиник                    Г) меланхолик

 

24. Самооценка неустойчивая, повышенная, рассказывает об успехах, у всех на виду

А) холерик                       В) флегматик

Б) сангвиник                    Г) меланхолик

 

26. Самооценка низкая, стеснителен, держится в тени

А) холерик                       В) флегматик

Б) сангвиник                    Г) меланхолик

 

27. Дружит с немногими, другом командует, склонен к ревности, гневу

А) холерик                       В) флегматик

Б) сангвиник                    Г) меланхолик

 

28.Не склонен к выражению ярких чувств, спокойное отношение к партнеру, спокойная привязанность

А) холерик                       В) флегматик

Б) сангвиник                    Г) меланхолик

 

29. В движениях и походке подвижный, быстрый, непоседа

А) холерик                       В) флегматик

Б) сангвиник                    Г) меланхолик

30. В движениях и походке стремительный, резкий, напряженный

А) холерик                       В) флегматик

Б) сангвиник                    Г) меланхолик

 

 

2 вариант

 

1. По И.П. Павлову, сильный, неуравновешенный тип нервной системы характерен для:
А) сангвиников               В) холериков
Б) флегматиков                Г) меланхоликов
 

2. Тип темперамента, отличающийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью, характерен для:
А) холерика                     В) флегматика
Б) сангвиника                Г) меланхолика
 

3.    В схеме личности Г.Айзенка выделяются два измерения: эмоциональная стабильность/нестабильность и:
А) подвижность/уравновешенность
Б) экстраверсия/интроверсия
В) экстрапунитивность/интропунитивность
Г) психотизм/депрессия

4. Тип темперамента, отличающийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью, характерен для:
А) холерика                     В) флегматика
Б) сангвиника                Г) меланхолика
 

5.    Что является природной основой темперамента:

А) головной мозг                         В) динамический стереотип

Б) тип нервной системы             Г) нервные импульсы

 
6. Тип темперамента, характеризующийся замедленной ответной реакцией:

А) холерик                       В) флегматик

Б) сангвиник                    Г) меланхолик

 

7.    Тип темперамента, характеризующийся хорошей приспосабливаемостью к изменившимся условиям окружающей среды:

А) холерик                       В) флегматик

Б) сангвиник                    Г) меланхолик

8. Темперамент, проявляющийся в эмоциональной неустойчивости и нерешительности, глубоких переживаниях, даже из-за мелочей, ввиду слабого типа нервной системы (по теории Павлова):

А) холерик                       В) флегматик

Б) сангвиник                    Г) меланхолик

 

9.    Темперамент, характеризующийся активностью, энергичностью, самообладанием, хорошей работоспособностью, коммуникабельностью и лёгкостью приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды:

А) холерик                       В) флегматик

Б) сангвиник                    Г) меланхолик

 
10. Свойство нервной системы, характеризующееся лёгкостью возникновения возбуждения и торможения при формировании условных рефлексов:

А) инертность                  В) динамичность                  Д) лабильность

Б) торможение                 Г) меланхолия

 
11. Что определяет темперамент:

А) ответственность         В) чувство долга                  Д) низкая работоспособность

Б) аккуратность               Г) трудолюбие

 
12. Какой признак характерен для меланхолического темперамента:

А) реактивность и активность

Б) эмоциональная возбудимость

В) темп психических реакций

Г) пластичность и ригидность

Д) сензитивность и чувствительность

 
13. Кому принадлежит учение о типах высшей нервной деятельности как физиологической основы темперамента:

А) Ильин                          В) Мерлин                 Д) Ухтомский

Б) Павлов                         Г) Гиппократ

 

14. Замедленность ответных реакций человека на раздражители, воздействующие на него, что присуще, обычно, лицам с флегматическим темпераментом:

А) инертность                       В) динамичность

Б) торможение                      Г) меланхолия

 

15. Кто из ученых связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи

А) Гиппократ                   В) Фромм                  Д) Кречмер

Б) Кант                              Г) Личко

 

16. Представители какого типа отличаются повышенной возбудимостью и неуравновешенностью поведения. Они вспыльчивы, агрессивны, прямолинейны в отношениях, энергичны в деятельности.

А) сангвиники                      В) флегматики

Б) холерики                           Г) меланхолики

 

17. Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям, присущ:
А) холерику                     В) флегматику
Б) сангвинику                  Г) меланхолику


18. Формально-динамическую сторону поведения характеризует (ют):
А) направленность              В) характер
Б) темперамент                     Г) способности

 

19. N. – представитель сангвинического типа темперамента. Какую из черт характера сформировать у него легче?
А) дисциплинированность                 В) отзывчивость
Б) общительность                                 Г) трудолюбие
 

20. Способность быстро реагировать на изменения в окружающей среде, это:

А) сила нервных процессов

Б) уравновешенность нервных процессов

В) подвижность нервных процессов

Г) ни один ответ неверен

 

21. Цикличная работа, в которой чередуются периоды больших усилий и спокойной деятельности, подходит:

А) холерику                     В) флегматику

Б) сангвинику                  Г) меланхолику

 

22. Работа, требующая точных ручных умений, но не связанная с неожиданностями и сложностями, подходит:

А) холерику                     В) флегматику

Б) сангвинику                  Г) меланхолику

 

23. В общении развлекатель, старается всех развеселить

А) холерик                       В) флегматик

Б) сангвиник                    Г) меланхолик

 

24. В общении подопечный, беззащитный

А) холерик                       В) флегматик

Б) сангвиник                    Г) меланхолик

 

25. Имеет наивысшую самооценку, стремиться к первенству

А) холерик                       В) флегматик

Б) сангвиник                    Г) меланхолик

 

26. Самооценка занижена, скромен

А) холерик                       В) флегматик

Б) сангвиник                    Г) меланхолик

 

27. Переживает симпатии легко, ярко и весело

А) холерик                       В) флегматик

Б) сангвиник                    Г) меланхолик

 

28. Предан, в паре подчинен, однолюб, стесняется открывать свои чувства

А) холерик

Б) сангвиник

В) флегматик

Г) меланхолик

29. В движениях и походке замедленный, плавный, расслабленный

А) холерик                       В) флегматик

Б) сангвиник                    Г) меланхолик

 

30. В движениях и походке замедленный, нерешительный

А) холерик                       В) флегматик

Б) сангвиник                    Г) меланхолик

 

Форма контроля:

- решенный тест;

- индивидуальная беседа

 

Информационное обеспечение:

Основная:

1.      Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология: учебник/ 3-е изд. – М.: ФОРУМ, 2010. – 336 с.

 

Дополнительная:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. — М.: АспектПресс, 2003. — 364 с.

2. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие. — М.: ЭКСМО - Пресс, 2001. — 576 с.

3. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. — М.: Изд-во МГУ, 1986. – 101 с.

4. Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2006. – 416 с.

5. Лучшие психологические тесты. — Петрозаводск: Петроком, 1992 .— 318с.

6. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие. — Самара: Барах, 1998. — 669 с.

7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Владос, 1995. – 529 с.

8. Справочник практического психолога. Психодиагностика / Под общ. ред. С.Т. Посоховой. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – 671 с.

 

Самостоятельная работа № 5

Характер

 

Цель: сформировать целостное представление о социально-психологических особенностях личности

Виды деятельности:

Заполнить сравнительную таблицу:

 

Параметр

Темперамент

Характер

Время формирования

 

 

Сфера проявления

 

 

Время проявления

 

 

Чем определяется

 

 

Отношение к окружающему

 

 

На что влияет

 

 

В каких ситуациях проявляется

 

 

Возможно ли произвольное изменение

 

 

 

Форма контроля:

- Заполненная таблица

 

Информационное обеспечение:

Основная:

1.      Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология: учебник/ 3-е изд. – М.: ФОРУМ, 2010. – 336 с.

 

Дополнительная:

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. — М.: АспектПресс, 2003. — 364 с.

2. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие. — М.: ЭКСМО - Пресс, 2001. — 576 с.

3. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. — М.: Изд-во МГУ, 1986. – 101 с.

4. Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2006. – 416 с.

5. Лучшие психологические тесты. — Петрозаводск: Петроком, 1992 .— 318с.

6. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие. — Самара: Барах, 1998. — 669 с.

7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Владос, 1995. – 529 с.

8. Справочник практического психолога. Психодиагностика / Под общ. ред. С.Т. Посоховой. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – 671 с.

 

Самостоятельная работа № 6

Социализация личности

Виды деятельности:

- работа с дополнительной литературой;

- тест-опрос

 

Опросник:

 

1. Сравнить понятия индивид и индивидуальность

2. Перечислить основные составляющие личности

3. Что включает в себя когнитивно – познавательная сфера? Дать определение

4. Какие признаки личности вам известны?               

5. Раскрыть 3 инстанции личности по З. Фрейду

6. Личность определяется различными потенциалами:

а) нравственные формы, жизненные ценности, убеждения личности общение человека

б) объем и качество информации

в) эстетические потребности личности

г) способность человека к деятельности, его умения, навыки

– Дать название каждой потребности

7. Какие еще потребности вы знаете, без которых личность полноценно функционировать не может? Раскрыть

8. Что вы понимаете под понятием «социализация» личности?

9. Перечислить основные институты социализации, указать наиболее важный для вас

10. Правильно распределить механизмы социализации:     

а) процесс и результат приобретения человеком ЗУН. в результате буквального копирования модели поведения, опыта других людей

б) осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении

в) стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее

А. Внушение.

Б. Идентификация.

В. Конформность.

Г. Социальная фасилация.

Д. Подражание.

11. Сравните 2 механизма социализации: чувство вины и стыд

12. Какие основные направления социализации вам известны?

13. Когда и кем было введено понятие «социализация»?

 

Форма контроля:

- проверка тетрадей

 

Информационное обеспечение:

Основная:

1.      Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология: учебник/ 3-е изд. – М.: ФОРУМ, 2010. – 336 с.

 

Дополнительная:

 

  1. Андреева М.Г. Социальная психология.- М., 1998.

2.   Андриенко Е.В. Социальная психология.- М., 2000.

3.   Бодалев А.А. Психология личности. – М., 1988.

4.   Еникеев М.И. Общая и социальная психология.- М.,1999.

5.   Леонтьев А.Н. Деятельность, Сознание, Личность. – М., 1975.

6.   Столяренко А.М. Социальная психология. – М., 2001. – 543с.

7.   Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – Спб., 1997.

8.   Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Ч.1.- М., 1995.

 

Самостоятельная работа № 7

Психология межличностного взаимодействия

 

Цель: познакомить студентов с разными видами общения, его функциями и структурой.

Виды деятельности:

- Работа со словарем: найти в словаре и выписать определение основных понятий по изучаемой теме

- Составить кроссворд по теме «Общение», используя основные понятия

- Написание мини-сочинения «Значение общения в моей жизни»

- Заполнение теста-опросника «Психология общения»

 

Опросник

 

1. Дать определение понятию «Общение»

2. Правильно распределить:

А. Содержание

Б. Цели       

В. Средства общения

а) способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации;

б) информация, передающаяся в межиндивидуальных контактах от одного человека к другому;

в) это то, ради чего у человека возникает процесс общения

3. Распределить виды общения по содержанию:

А. Материальное

Б. Когнитивное

В. Кондиционное

Г. Мотивационное

Д. Деятельностное

а) обмен знаниями;

б) обмен психическими или физиологическими состояниями;

в) обмен действиями, операциями, навыками;

г) обмен предметами и продуктами деятельности;

д) обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами

4. Сформировать основную цель коммуникативного процесса

5. Распределить виды общения по средствам:

А. Опосредованное

Б. Непосредственное

В. Прямое

Г. Косвенное

а) общение, предполагающее личные контакты и непосредственное восприятие друг с другом;

б) общение, осуществляющееся с помощью естественных органов, данных человеку природой;

в) общение через посредников;

г) общение, связанное с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией

6. Какова конечная цель интерактивной стороны общения?

7. Какие виды общения по целям вам известны? Раскрыть

8. Правильно распределить стороны общения:

А. Коммуникативная

Б. Интерактивная

В. Перцептивная

а) это сторона общения представляет собой процесс восприятия друг друга и установления на этой основе взаимопонимания между ними;

б) это сторона общения заключается в обмене информацией между общающимися индивидами;

в) это сторона общения проявляется в организации взаимодействия между участниками общения

9. Перечислить ведущие стратегии поведения, раскрыв одну из них по вашему выбору

10. Сформулировать цель перцептивной стороны общения

11. Правильно распределить 3 типа межличностного общения:

А. Императивное

Б. Манипулятивное

В. Диалогическое

а) это форма межличностного общения, при котором воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно;

б) это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками, мыслями, принуждающая его к определенным действиям или решениям;

в) это равноправное субъект – субъективное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание

12. Написать сферы деятельности, где используются эти 3 типа межличностного общения

13. Распределить:

А. Техника общения

Б. Приемы общения

а) способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения

б) разнообразные средства общения

 

Формы отчета:

- Терминологический словарь

- Кроссворд

- Мини-сочинение

- Тест-опрос

 

Информационное обеспечение:

Основная:

1.      Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология: учебник/ 3-е изд. – М.: ФОРУМ, 2010. – 336 с.

 

Дополнительная:

1.   Батаршев А.В. Психология личности и общения. – М., 2003ю – 248с.

2.   Горянина В.А. Психология общения. – М., 2002. -416с.

3.   Долгополов Н. Мир общения (тренинг) – М.,1998.

4.   Каган М.С. Мир общения. – М., 1998.

5.   Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997.

6.   Обозов Н.Н. психология делового общения. – СПб., 1995.

7.   Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Ч.1.- М., 1995.

8.   Фишер Р., Юрн У. Путь к согласию или переговоры без поражения. – М.,1990.

 

Самостоятельная работа № 8

Группа как социально-психологический феномен

 

Цель: сформировать представление у студентов о группе, ее видах и структуре.

Виды деятельности:

- Разбор основных понятий и терминов по теме:

малая группа, большая группа;

формальная, неформальная группа;

референтная группа, нереферентная группа;

лабораторная группа;

корпорации, коллектив

- Прочитать и составить конспекты основной и дополнительной литературы к теме «Формирование и развитие малых групп»

- Составить доклады-презентации

- Заполнение теста-опросника по теме «Группа как социально-психологический феномен»

 

Формы отчета:

- Терминологический словарь

- Конспект

- проверка тетрадей

- презентация

 

Опросник

 

1. Дать определение малой группы

2. Перечислить признаки или характерные черты малых групп (не менее пяти)

3. Привести примеры больших социальных групп

4. Какие отечественные психологи, изучающие проблемы малых групп, вам известны?

5. В чем отличие реальных групп от условных?

6. Правильно распределить виды малых групп:

а) это такие группы, которые складываются сами по себе, возникают и существуют исходя из потребностей общества;

б) это общность людей, добровольно объединенная на основе интересов, симпатий, дружбы;

в) это любая реальная или условная малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать.

А) формальные

Б) естественные

В) референтная

Г) нереферентная

Д) неформальная

7. Может ли лабораторная группа быть неформальной? Почему?

8. Коллектив – это высокоразвитая группа? Доказать.

9. Чем характеризуются корпорации?

10. Описать динамику развития малых групп.

                                                          

 

Информационное обеспечение:

Основная:

1.      Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология: учебник/ 3-е изд. – М.: ФОРУМ, 2010. – 336 с.

 

Дополнительная:

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. – М., 1990. - 248с.

2. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М., 1999.

3. Кричевский Р. Л., Дубровская М. Психология малой группы. – М., 1991.

4. Парыгин Б. Социальная психология. – СПб., 1999.

5. Руденский Е. В. Социальная психология.- М.Новосибирск, 1997.

6. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы, 1998.

7. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. – М., 1999.

 

 

 

 

Самостоятельная работа № 9

Социальная психология малых групп

 

Цель: познакомить с критериями эффективности деятельности коллективов.

Виды деятельности:

- работа с дополнительной литературой

- составление алгоритма сплочения группы как коллектива;

- заполнение теста-опросника

 

Формы отчета:

- Выступление на занятии

- Алгоритм

- Проверка теста

 

Опросник

 

1. «Филиппова Женя – староста группы».

«Андреев А.Л. – директор Канского пед.колледжа».

Какое понятие здесь используется?

а) позиция                       в) внутренняя установка

б) статус                          г) роль

2. Могут ли статус и внутренняя установка расходиться? Привести пример.

3. «Женя – неформальный лидер группы».

4. «Максим – весельчак группы».

«Лена – изгой».

О каком понятии здесь идет речь?

5. Существуют типы внутри групповых структур коммуникаций. Сделать рисунки и привести примеры:

а) фронтальной структуры г) цепной

б) радиальной структуры д) круговой

в) иерархической структуры

6. Сравнить такие понятия, как централизованная структура каналов коммуникаций и децентрализация.

7. В чем отличие руководителя от лидера?

8. Существует три основных стиля лидерства. О каких стилях идет речь?

а) этот стиль лидерства характеризуется властностью, систематическим контролем, единоличием в принятии решений;

б) при этом стиле лидер фактически уходит от своих обязанностей, по руководству группой и ведет себя так, как будто он не лидер, а рядовой член группы;

в) при этом стиле лидер постоянно обращается к мнению членов группы, советуется с ними, привлекает к сотрудничеству в управлении группой.

9. Правильно распределить виды взаимоотношений:

а) отношения складывающиеся на базе личных или частных взаимоотношений людей;

б) отношения, в которых на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие;

в) отношения, возникающие между людьми на должностной основе, фиксирующиеся законом.

10. Что включает в себя каждый из критериев?

 

 

 

 

Информационное обеспечение:

Основная:

1.      Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология: учебник/ 3-е изд. – М.: ФОРУМ, 2010. – 336 с.

 

Дополнительная:

 

1.   Андриенко Е.В. Социальная психология.-М.,2000.

2.   Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М., 1999.

3.   Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. – М., 1999.

4.   Руденский Е. В. Социальная психология.- М. Новосибирск, 1997.

5.   Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы, 1998.

6.   Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Ч.1.- М., 1995. – 544с.

 

Самостоятельная работа № 10

Психология больших социальных групп

Цель: углубить знания о больших социальных группах

Виды деятельности:

- работа с дополнительной литературой;

- подготовка мини-сообщения по теме:

 

Примерные темы сообщений:

2.      В чем заключаются особенности современных подходов к изучению проблемы этнической психологии?

3.      Что понимают под психическим обликом нации?

4.      Что такое национальный характер? Что лежит в основе этнического стереотипа?

5.      Каковы характеристики этноцентризма?

6.      Каковы психологические особенности толпы?

7.      Правила поведения в толпе.

8.      Особенность массовых коммуникаций.

 

Форма контроля:

- сообщение на уроке;

- проверка тетрадей.

 

Информационное обеспечение:

Основная:

1.      Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология: учебник/ 3-е изд. – М.: ФОРУМ, 2010. – 336 с.

 

Дополнительная:

 

1.  Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения. М., 2001.

2.  Преступная толпа. Инст. Психологии РАН, 1999.

3.  Психология масс: Хрестоматия / сост. Д.Я.Райгородский. Самара, 1998.

4.  Рощин С.К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня // Психологический журнал. 1990., №5.

 

 

 

Самостоятельная работа № 11

Психология межгрупповых отношений

 

Цель: углубить и систематизировать знания о межгрупповых отношениях

Виды деятельности:

- работа с дополнительной литературой;

- составление словаря психологических терминов:

* целостность,

* унифицированность,

* межгрупповая перцепция,

* перцептивная защита,

* расизм,

* социальная дискриминация,

* фаворитизм внутригрупповой.

 

 

Форма контроля:

- терминологический диктант;

- проверка тетрадей.

 

Информационное обеспечение:

Основная:

1.      Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология: учебник/ 3-е изд. – М.: ФОРУМ, 2010. – 336 с.

 

Дополнительная:

 

1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.

2. Дубовская Е М., Кричевский Р.Л. Психология малой группы М., 1991.

3. Душков Б.А. Актуальные проблемы этнической психологии // Психол. журн. 1981. Т. 2, № 5.

4. Социальная психология. Хрестоматия. Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая, М.,2000.

5. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения //Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987.

 

Самостоятельная работа № 12

Социальная психология конфликтов

 

Цель: дать представление о конфликте и возможных выходах из него.

Виды деятельности:

- Работа со словарем: используя конспекты и учебную литературу выбрать основные понятия по данной теме и в словаре найти их определение

- Используя лекции или учебную литературу составить опорные конспекты или планы – конспекты по теме с выделением основных разделов и рассмотрением основных вопросов

- Подобрать для обсуждения на занятии ряд конфликтных ситуаций

- На примере, какой – либо конфликтной ситуации, рассмотреть варианты исхода конфликта, используя разные способы выхода из конфликта

- Заполнение теста-опросника «Конфликт и способы его разрешения»

 

Формы отчета:                                                                                      

- Терминологический словарь

- План-конспект

- Проверка тетрадей

 

Опросник Конфликт и способы его разрешения

 

1. Дайте определение понятия «конфликта»

2. Что лежит в основе любого конфликта?

3. Назовите не менее 3-х причин возникновения конфликтной ситуации

4. Правильно распределите виды конфликтов:

а) реальное столкновение между сторонами;

б) восприятие субъектом ситуации как конфликтной, хотя реальных причин нет;

в) ситуация, когда существуют реальные основания для возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе не осознали данную ситуацию, как конфликтную

А) Ложный

Б) Потенциальный

В) Истинный

5. Какие еще виды истинных конфликтов вы знаете?

6. Последовательно опишите динамику развития конфликта

7. Приведите конкретные примеры:

а) конфликта деятельности;

б) конфликта поведения или поступков;

в) конфликта отношений

8. Какие компоненты входят в структуру конфликта?

9. Назовите стадии разрастания конфликта

10. Каковы способы разрешения или пути выхода из конфликтных ситуаций? Один из способов раскройте.

 

Информационное обеспечение:

Основная:

1.      Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология: учебник/ 3-е изд. – М.: ФОРУМ, 2010. – 336 с.

 

Дополнительная:

 

1. Бородин Ф.Н., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск, 1989

2. Джини Г. Способы разрешения конфликтов. – Киев, 1991.

3. Ковачик П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов. – М., 1994.

4. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. – М., 1996

5. Морозов А.В. Социальная конфликтология. – М., 2002. – 336с.

6. Обозов Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения. – Спб., 1993

7. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М., 1988

8. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ И ПРОРАБОТКЕ КОНСПЕКТА

Методические рекомендации по написанию и проработке  конспекта

1.    Внимательно прочти текст.

2.    Выдели главную идею и озаглавь текст.

3.    Раздели материал на части, выдели главную мысль каждой части.

4.    Запиши названия смысловых частей в форме плана    в левом рабочем поле конспекта.

5.    Прочти текст во второй раз.

6.    Сформулируй тезисы конспекта и запиши их в центральном поле конспекта. Помни, что тезисы - это мысли, содержащие главную информацию о содержании смысловых частей. Они не должны быть многословными.

7.    Определи ключевые понятия, которые необходимо включить в конспект.

8.    Визуализируй конспект:

1)    Напиши источник конспектирования (название, автор);

2)    раздели страницу на три части в соотношении . Левая часть - это рабочее поле плана, центральная- поле тезисов, правая- поле конспекта.

3)    главные идеи помечай специальными знаками на рабочем поле (например, !, ?, *, проч.) или выделяй шрифтом либо подчёркиванием;

4)    каждый пункт плана с отделяй от последующего горизонтальной линией в 1-2 см от окончания текста (возможно тебе надо будет внести еще информацию);

5)    в конце конспекта сделай вывод, к которому ты пришёл, проработав текст.

Критерии оценки конспекта:

п/п

Критерии оценивания

«5»

«4»

«3»

«2»

1

Объём выполненной работы

Оптимален для конспектирования материала

Оптимален для

конспектирования материала

Занижен завышен

Занижен завышен

2

Логическая последовательность и связанность материала

+

Незначительно нарушена

нарушена

Отсутствует

3

Полнота изложения содержания

+

Не выдержана

Не выдержана

Не выдержана

4

Сохранение основной идеи через весь конспект

+

+

нарушено

Отсутствует

5

Использование дополнительной литературы (при постановке подобной задачи)

+

+

Не достаточно

Не используется

6

Оформление

+

+

Наличие отклонений

Наличие отклонений

7

Орфографический режим (как дополнительный критерий)

+

-

Соблюдается слабо

Нарушены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-ПРОЕКТОВ С ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ В ВИДЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ, ВЫПОЛНЕННЫХ В ПРОГРАММЕ MICROSOFT POWER POINT

Проект – это целенаправленное, ограниченное по времени и ресурсам мероприятие, ориентированное на создание уникального продукта или услуги.

Основные требования к использованию метода проектов

¨ Наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска

¨ Практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов

¨ Самостоятельная деятельность учащихся

¨ Структурирование содержательной части проекта

¨ Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий

¨  

Содержание этапов проекта

Этап

Содержание

Этап 1. « Начальный»

Выбор проблемы, введение в проблему, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач поиска. Выработка плана работы

Этап 2. «Поисковый»

Работа в информационном поле, сбор необходимой информации по проблеме в различных источниках, анализ и структурирование собранного материала, качественная и количественная обработка собранного материала.

Этап 3. «Исследовательский »

Проведение исследования, решение поставленной проблемы

Этап 4. «Обработка результата»

Переработка полученных данных, анализ и редактирование полученных данных, подтверждение или отрицание  выдвинутой ранее гипотезы, оформление полученных данных в виде продукта проекта

Этап 5. «Заключительный »

Подведение итогов работы, составление письменного отчета, подготовка к публичной защите проекта  в виде мультимедийной  презентации.

 

Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись химических и физических опытов, снимки полевых изысканий, чертежи зданий и сооружений, календарные графики замеров температуры и др. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.

Рекомендации по созданию презентации

Общие требования к презентации:

  • Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
  • Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; фамилия, имя, отчество автора; наименование колледжа,
  • Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
  • Дизайн -эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.
  • В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов.
  • последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.

 

Практические рекомендации по созданию презентаций

Создание презентации состоит из трех этапов:

                   I.      Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:

1.      Определение целей.

2.      Сбор информации об аудитории.

3.      Определение основной идеи презентации.

4.      Подбор дополнительной информации.

5.      Планирование выступления.

6.      Создание структуры презентации.

7.      Проверка логики подачи материала.

8.      Подготовка заключения.

                 II.      Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

              III.      Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

 

 

Требования к оформлению презентаций

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Оформление слайдов:

Стиль

-   Соблюдайте единый стиль оформления

- Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

- Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Фон

Для фона предпочтительны холодные тона

Использование цвета

- На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.

-  Для фона и текста используйте контрастные цвета.

-  Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Таблица сочетаемости цветов в приложении.

Анимационные эффекты

-  Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

-  Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

 

Представление информации:

Содержание информации

 

-  Используйте короткие слова и предложения.

- Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

-  Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

- Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

-  Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

-     Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

-   Для заголовков – не менее 24.

-    Для информации не менее 18.

-   Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

-  Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

- Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

- Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

  Следует использовать:

-   рамки; границы, заливку;

-   штриховку, стрелки;

- рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

-  Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

-   Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

- с текстом;

- с таблицами;

- с диаграммами.

 

 

Советы

Ø Настройка презентации по щелчку облегчает показ нужных слайдов в нужном месте выступления при условии, что показывает презентацию другой человек.

Ø Автоматическая настройка презентации дает возможность показа самим выступающим, но может вызвать сложности рассказа (задержка или спешка в смене слайдов).

Ø Музыку целесообразно накладывать, если презентация идет без словесного сопровождения. Музыка также подбирается в соответствии с темой презентации, дополняя ее, создавая определенный эмоциональный настрой.

Создание презентации – увлекательный творческий процесс, в котором ключевое слово: ГАРМОНИЯ!

 

Успешной работы!

 

 

 

 

Критерии оценивания презентаций

Общие баллы

Область оценивания

Параметры для оценивания

Базовый уровень (от 1 до 4)

Средний уровень (от 5 до 7)

Высший уровень (от 8 до 10)

Общие баллы

15

Стиль

1. Единый стиль оформления.

2. Избегайте стиля, которые будет отвлекать от самой презентации.

3. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не преобладают  над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

 

 

 

 

10

Содержание

1.Содержание раскрывает цель и задачи исследования.

 

 

 

 

30

Информация

1.Достоверность (соответствие информации действительности, истинность информации).

2.Полнота (отражение источником информации всех существенных сторон исследуемого вопроса).

3.Ссылки и обоснования (наличие ссылок, сведений о происхождении информации).

4.Отсутствие неопределенности, неоднозначности.

5. Современность источника.

6.Разумная достаточность (ограничения с точки зрения используемых источников).

 

 

 

 

35

Текст

1.Научность (построение всех положений, определений и выводов на строго научной основе).

2.Логичность (наличие логических связей между излагаемыми понятиями).

3.Доступность (текст должен быть понятен, значение новых терминов должно быть разъяснено).

4.Однозначность (единое толкование текста различными учащимися).

5.Лаконичность (текстовое изложение должно быть максимально
кратким и не содержать ничего лишнего).

6.Завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено).

7. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.

 

 

 

 

10

Оформление

1.Использование эффектов (цвета, анимации и звуковых эффектов)
2.Наличие схем, графиков, таблиц.

 

 

 

 

 

    

Пояснения: 0-30 баллов – неудовлетворительно                                       

                      31-60 баллов – удовлетворительно                                         

                      61-90 баллов - хорошо

                             91-100 баллов - отлично

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ДОКЛАДА

 

1. Основные требования к  докладу


Доклад – это научное сообщение на семинарском занятии, заседании студенческого научного кружка или студенческой конференции.

Существует несколько стилей изложения, например, разговорный стиль, канцелярский и т.п. Студенческий доклад должен быть изложен языком науки. Это предполагает выполнение определенных требований.

Известный российский специалист по риторике (науке о грамотной речи) М.Н.Пряхин так определяет основные признаки научного текста.

Научный текст – это:
1) сообщение, которое опирается на широкое обобщение, на представительную сумму достоверных, подкрепленных документально и неоднократно проверенных фактов;
2) это сообщение о новых, ранее неизвестных явлениях природы, общества;
3) это сообщение, написанное с использованием строгих однозначных терминов;
4) это сообщение, в котором нет предвзятого отношения к изучаемому предмету, бесстрастное и не навязывающее необоснованных оценок».
В ходе научного доклада необходимо показать, насколько хорошо автор знаком с фундаментальными трудами по избранной теме, продемонстрировать владение методологией исследования, показать, что результат исследования есть результат широкого обобщения, а не подтасовка случайных фактов.
Доклад начинается с научной актуальности темы, затем дается обзор предшествующих работ и, наконец, формулируется тезис – мысль, требующая обоснования.

В качестве тезиса могут выступать:
а) новые неизвестные факты;
б) новые объяснения известных фактов;
в) новые оценки известных фактов.

Чем сомнительнее исходный тезис, тем больше аргументов требуется для его обоснования.

Аргумент – это суждение, посредством которого обосновывается истинность тезиса. Аргументы, используемые в качестве доказательства, должны удовлетворять следующим требованиям:
а) аргументы должны быть истинными утверждениями;
б) истинность аргументов должна устанавливаться независимо от тезиса;
в) приводимые аргументы не должны противоречить друг другу;
г) аргументы, истинные только при определенных условиях нельзя приводить в качестве аргументов истинных всегда, везде и всюду;
д) аргументы должны быть соразмерны тезисам.

 

2. Специфика доклада как устного сообщения.


Поскольку доклад – это устное выступление, он отличается от письменных работ (рефератов, курсовых и дипломных работ). Для этого нужно соблюдать определенные правила.

Во-первых, необходимо четко соблюдать регламент.


Для того чтобы уложиться в отведенное время необходимо:
а) тщательно отобрать факты и примеры, исключить из текста выступления все, не относящееся напрямую к теме;
б) исключить все повторы;
в) весь иллюстративный материал (графики, диаграммы, таблицы, схемы) должен быть подготовлен заранее;
г) необходимо заранее проговорить вслух текст выступления, зафиксировав время и сделав поправку на волнение, которое неизбежно увеличивает время выступления перед аудиторией.

Во-вторых, доклад должен хорошо восприниматься на слух.


Это предполагает:
а) краткость, т.е. исключение из текста слов и словосочетаний, не несущих смысловой нагрузки;
б) смысловую точность, т.е. отсутствие возможности двоякого толкования тех или иных фраз;
в) отказ от неоправданного использования иностранных слов и сложных грамматических конструкций.

И, наконец, главное: слушателю должна быть понятна логика изложения. С повторить алгоритм (ход рассуждений), с помощью которого автор пришел к окончательным выводам.

В третьих, необходимо постоянно поддерживать контакт с аудиторией.


Для того, чтобы поддерживать постоянный контакт с аудиторией, используются разнообразные ораторские приемы. Основными из них являются следующие:
а) риторические вопросы;
б) паузы;
в) голосовые приемы (понижение или повышение голоса, ускорение или замедление речи, замедленное и отчетливое произнесение некоторых слов);
г) жестикуляция;
д) прямое требование внимания.
Для активизации внимания можно использовать пословицы, поговорки и даже анекдоты. Однако следует иметь в виду, что при слишком частом употреблении средства акцентирования перестают выполнять свои функции и превращаются в информационно-избыточные элементы, мешающие следить за логикой изложения.

3. Оформление иллюстративного материала.


В качестве иллюстративного материала в экономических науках обычно используют графики, диаграммы, таблицы и схемы. График – это условное обозначение в виде линий, позволяющее показать функциональную взаимосвязь между зависимой и независимой переменной.

График включает в себя заголовок, оси координат, шкалу с масштабами и числовые данные, дополняющие или уточняющие величину нанесенных на график показателей, а также словесные пояснения условных знаков.
Диаграмма – это условное изображение зависимости между несколькими величинами.

Диаграммы делятся на столбиковые, ленточные и секторные. На столбиковых (ленточных) диаграммах данные изображаются в виде прямоугольников (столбиков) одинаковой ширины. Эти прямоугольники располагаются вертикально или горизонтально. Длина (высота) прямоугольника пропорциональна изображаемым ими величинам.

При вертикальном расположении прямоугольников диаграмма называется столбиковой, при горизонтальной – ленточной. Секторная диаграмма представляет собой круг, разделенный на секторы, величины которых пропорциональны величинам частей отображаемого объекта или явления.

Таблица – это перечень систематизированных цифровых данных или каких-либо иных сведений, расположенных в определенном порядке по графам.

Таблица состоит из следующих элементов: нумерационный заголовок (т.е слово «Таблица» и ее порядковый номер); тематический заголовок; головка (заголовок и подзаголовок граф); горизонтальные ряды (строки); боковик (заголовки строк); графы колонки; сноска или примечание.

В зависимости от характера материала, приведенного в табличной форме, таблицы делят на цифровые и текстовые.
Схема – это изображение, выполненное с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба.

Основная задача схемы – показать основную идею какого-либо процесса и взаимосвязь его главных элементов. Иногда для простоты схемы изображают в виде прямоугольников с простыми связями-линиями. Такие схемы называют блок-схемами.

 

4. Основные критерии оценки доклада.


В качестве основных критериев оценки студенческого доклада могу выступать:
а) соответствие содержания заявленной теме;
б) актуальность, новизна и значимость темы;
в) четкая постановка цели и задач исследования;
г) аргументированность и логичность изложения;
д) научная новизна и достоверность полученных результатов;
е) свободное владение материалом;
ж) состав и количество используемых источников и литературы;
з) культура речи, ораторское мастерство;
и) выдержанность регламента.

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по организации самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся по дисциплине «Социальная психология» составлены в соответствии с требованиями результатов освоения дисциплины, изложенными в Федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования по специальности 

- 23.01.03: «Автомеханик» (слесарь по ремонту автомобилей, водитель категории «ВС») утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от 20 мая  2010г. № 555,

- 15.01.05: «Сварщик»  (Электрогазосварщик. электросварочные и газосварочные работы), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 апреля 2010г. № 441,  

- 15.01.20: «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации№682 от 02.08.2013г.

Методические рекомендации по организации самостоятельной (внеаудиторной) работы по дисциплине «Социальная психология» адресованы обучающимся очной  формы обучения.