Программа содействия социально-психологической адаптации

Для работы с учащимися с низкой адаптацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dezadaptatsiya.docx76.43 КБ

Предварительный просмотр:

Программа содействия социально-психологической адаптации

Социально-психологическая адаптация к условиям профессионального училища в период юности является неотъемлемой частью успешной социализации. От умения оценить правильно свои возможности, принять решение, найти выход в сложной ситуации зависит психологическое здоровье учащегося, что очень важно для дальнейшего становления личности. Процесс адаптации связан с адаптивной ситуацией, возникающей в связи с произошедшими изменениями в социальной среде или переходом личности из одной социальной среды в другую. Успех вхождения в экстремальную ситуацию (адаптация) определяется установками и уровнем психологической готовности, индивидуальными особенностями личности, положительно действующими мотивами.

Необходимо также учитывать степень внушаемости личности, которая выражается в некритическом усвоении образцов поведения, исходящих от других людей. Общение выступает как средство самовыражения, установления контактов из которых постепенно выкристаллизовывается что-то исключительно свое. Это еще и специфический канал информации, по которому юноши узнают многие необходимые вещи, вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия. Для учащихся необходимо быть принятым сверстниками, уметь общаться, управлять поведением.

В программе рассмотрены основные моменты направленные на осознания себя как личности и взаимодействие с окружающими. Ряд занятий посвящен профилактике возникновения вредных привычек. Каждая встреча заканчивается контрольными вопросами к учащимся, которые служат в качестве критериев эффективности. Подводя итог занятия необходимо помнить, что главное в ответах учащихся это выразить свое отношение к людям, например употребляющим алкоголь, а не говорить о его пользе или вреде.

Приблизительный список вопросов, которые предполагается затронуть на занятиях. Темы могут меняться и дополняться в зависимости от запросов.

"Я" 
отношение к себе и самоуважение 
формирование отношения к будущему 
как планировать свое время 
как управлять своими чувствами 
как учиться легче и эффективнее 
умение отвечать за свой выбор с удовольствием

"Я и близкие" 
как достичь взаимопонимания с родителями 
умение строить и сохранять отношения с близкими людьми 
способы приходить к согласию и договариваться 
умение формулировать свои чувства 
умение принимать разные точки зрения

"Я и чужие" 
умение прекратить ненужные отношения 
умение сказать "нет", когда это необходимо 
умение выйти из-под влияния общественного мнения, когда это мешает

"Я и мир" 
умение создавать о себе хорошее впечатление 
как вести себя в конфликтных ситуациях 
умение доносить свою точку зрения до окружающих 
умение работать в группе и выбирать наиболее интересные для себя роли 
умение находить нужные сведения, отличать правду от домыслов, анализировать информацию
Уточненные планы будут предварительно сообщаться участникам группы и их родителям на занятиях, публиковаться на сайте, а желающие смогут регулярно получать эту информацию по электронной почте.

Основным направлением работы психолога являются индивидуальные занятия.

Преимущества индивидуального тренинга:

· подросток имеет больше возможности потренироваться;

· легче подстроится к индивидуальному отсутствию навыков, интересам, пожеланиям и уровню подростка;

· легче выстроить рабочие отношения; меньше вероятность нежелательного поведения;

· нет риска отрицательного (асоциального) влияния подростков друг на друга;

· легче обеспечить конфиденциальность личности подростка.

По своей структуре занятия состоят из следующих частей:

- Вводная часть. Актуализация имеющихся житейских знаний.

- Основная часть. Направлена на формирование новых представлений.

- Заключительная часть. Включает осмысление полученного опыта, рефлексия.

Цель: способствовать более полной социально-психологической адаптации обучающихся.

Задачи: дать учащимся представление о:

  • механизмах принятия решений и способах отстаивания права на их осуществление.
  • взаимоотношениях между людьми.
  • способах противостояния стрессовым ситуациям.

Занятие №1. Выбор жизненных целей.

Цель: Развивать умения ставить цели и выбирать эффективные способы их достижения.

Задачи:

- Дать представление о жизненных ценностях и уметь оценивать свои возможности.

- Сформировать понятие ответственности за свое будущее.

Упражнение 1. “Моя жизнь”

Инструкция. “Возьмите лист бумаги. Нарисуйте на координатной оси события жизни в виде графика – гистограммы (столбцы в верх). Ось х - годы жизни в которые произошли значимые для вас события. Ось у - значимость события. Вначале, нарисуйте события прошлого, синим карандашом, настоящего красным, будущего зеленым.

Обсуждение. Какие события вы изобразили? Что из нарисованного для вас более значимо, а что менее?

Упражнение №2 “Перспектива”

Инструкция. Нарисуйте события, которые вы хотели, чтобы произошли у вас в будущем в виде круга. Подумайте, какая часть зависит от вас, а какая от других обстоятельств? Разделите его на две части.

Обсуждение. На сколько положительный результат в вашей власти, а сколько зависит от окружающих?

Упражнение №3 “Лучшие качества”

Учащимся предлагают подумать над следующими вопросами: “Что тебе может помочь достичь твоих целей? Чем ты уже обладаешь, чтобы достичь этих целей: черты характера, способности, друзья?”

Инструкция. Напишите свои сильные качества, которые помогут в жизни.

Обсуждение. Какие ресурсы вы нашли? Чем вы обладаете? Какие качества характера вам необходимы в жизни?

Упражнение №4 “Лестница успеха”

Инструкция. Нарисуй лестницу. На ее вершине напиши цель, к которой ты стремишься. А на каждой ступеньке действия, которые помогут это достичь.

Если твоя цель получить высокий разряд по профессии портной, тогда твои действия могут быть такими: терпеливо и последовательно изучать специальные предметы, на практике производственного обучения выполнять работу в соответствии с повышенным разрядом, выбрать тему диплома, успешно сдать экзамены, защитить дипломный проект.

Закройте глаза, представьте себе каждый шаг. Ты видишь слова и образы, которые им соответствуют, например “изучаю спец. предметы”. Не открывай глаза, пока отчетливо не увидишь каждый шаг.

Составь список всего, что тебе мешает. Например: мысли о развлечениях. Глубоко вдохни и выдохни - отвлекающие мысли исчезли, у тебя появились идеи об учебе.

Вопросы по теме:

- Должен ли взрослый человек выбирать цели в жизни сам или полагаться на случай?

- Прав ли тот, кто ничего заранее не планирует и считает, что “все еще сто раз может измениться”?


Занятие №2. Мои эмоции. Стресс

Цели: 

  • формирование понятия о стрессе, его причинах, способах борьбы с данным явлением;
  • выработка индивидуальной психотехники видоизменения, ослабления стрессовых переживаний.

Реквизит: бумажный стаканчик, бумага и письменные принадлежности.

1. Определение настроения.

2. Эмоциональный разогрев:

Упражнение “Фокусировка”

Инструкция: Подростку предлагается удобно расположиться в кресле. Отдавая себе команды, следует сосредоточить внимание на определенном участке своего тела, почувствовать его тепло. Например, по команде “Тепло!” надо сосредоточиться на своем теле, по команде “Рука” – на правой руке, “Кисть!” – на кисти правой руки, “Палец!” – на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде “Кончик пальца!” – на кончике указательного пальца правой руки. Команды самому себе следует подавать с интервалами 10-12 секунд. Продолжительность упражнения 5 минут.

3. Основная часть

Упражнение “Стаканчик”

Инструкция: Психолог ставит на ладонь мягкий одноразовый стаканчик и говорит: “Представь, что этот стаканчик – сосуд для самых твоих сокровенных чувств, желаний, мыслей. В него ты можешь положить то, что для тебя действительно важно и ценно, это и есть, то, что ты любишь и чем очень дорожишь” На протяжении нескольких минут в комнате царит молчание, и в неожиданный момент психолог сминает этот стаканчик. Затем ведется работа с эмоциональными реакциями, возникшими у подростка. Важно обсудить, что почувствовал подросток, и что ему хотелось сделать.

– Когда у человека могут возникнуть такие же чувства?

– Кто ими управляет?

– Куда они деваются потом?

– То, что ты пережил сейчас – это реальный стресс, это реальное напряжение, и то, как ты это пережил, и есть твоя настоящая реакция на стресс, реакция на проблемы, которые возникают у тебя, в том числе и в общении с другими людьми.

– Психолог вводит понятия стадий стресса: адаптация, истощение жизненной энергии – внутренние (эмоциональное внутреннее состояние – гнев, страх) и внешние стрессоры (холод, шум).

Упражнение “Жизнь и смерть”

Инструкция: Подростку предлагается 2 листа бумаги. На одном он пишет “жизнь”, на другом “смерть”. Психолог предлагает подростку подумать и определиться, кому из окружающих людей он отдал бы свои листочки с данными записями?

Рефлексия:

– Почему этому человеку ты отдал бы “жизнь”, а этому – “смерть”?

– А почему теперь ты решил их оставить себе? Что понял?

– Что ты почувствовал сейчас?

– Как ты понимаешь, что такое “позитивное” мышление?

Оно необходимо человеку, чтобы управлять стрессом. Как справиться со стрессом?

– Подростку предлагается овладеть динамической медитацией (в 5 этапов) для управления стрессом:

  1. Встать прямо и максимально расслабить тело. Дыхание через нос как можно глубже. Не нужно работать как насос, дыхание должно быть хаотическим и достаточно быстрым. Концентрируйся на собственном дыхании. Тело при этом может начать двигаться – не мешай ему. Движения могут быть любыми.
  2. Теперь ты должен стать “сумасшедшим”. Ты можешь делать все, что угодно – кричать, прыгать, трястись, танцевать, смеяться, плакать. Не контролируй себя! Наоборот, старайся усилить то, что тебе хочется сделать. Делай все как можно энергичнее, пытайся превратиться в сплошной сгусток энергии.
  3. Встань прямо и подними руки вверх. Начинай выкрикивать звук “Ха”. При этом у тебя должно создаваться ощущение, что звук резко падает в низ живота. Во время крика старайся выплеснуть из себя все негативные эмоции, исторгнуть все, что мешает, исчерпать себя до дна. Делай это, как можно энергичнее.
  4. Резко остановись. Замри в этом положении, в каком оказался. Сохраняй неподвижность. Прислушайся к тому, что происходит внутри тебя. Не старайся обнаружить в себе что-нибудь необычное, а просто стань сторонним наблюдателем.
  5. Начни легко танцевать, кружиться, напевать. Почувствуй благодать и освобождение.

4. Заключение.

Рефлексия:

– Что полезного узнал сегодня?

– Какие выводы сделал?

– Что именно будешь использовать в жизни?


Занятие № 3. Я и другие. Конфликты.

Цель: 

  • введение в понятие “конфликт”, осознание степени собственной конфликтности, получение опыта активной борьбы.

Реквизит:

  • распечатка – памятка “Способы разрешения конфликта”;
  • карточки с ситуациями конфликта;
  • карточки с изображением солонки и стола, вилки и ложки, парты и пенала.

Определение самочувствия, настроения.

Основная часть.

Беседа с подростком по понятию “Конфликт”:

Как только человек начинает делать свои первые шаги в мире людей, в его жизнь входят конфликты. Вспомни свои конфликты в раннем детстве, в данное время дома или раньше в детском саду. Что называют конфликтом? С чего он начинается? Конфликт – это отношение между двумя или несколькими людьми, при котором один из них, оба или несколько чувствуют гнев и считают, что другая сторона виновата в этом. Конфликт возникает тогда, когда люди в некорректной форме передают друг другу чувства. Каждый отстаивает свое мнение, не слушая другого человека.

Задача: найти взаимопонимание. Конфликт возникает в том случае, когда задеты чувства другого человека.

– Как разворачивается конфликт?

– К чему он может привести?

– Какое наблюдается поведение у людей в конфликтной ситуации?

– Можно ли избежать конфликта?

Упражнение “Конфликт рук”

Инструкция: Подростку предлагается закрыть глаза, сосредоточиться на своих руках и вложить в них свою энергию. Ничего не говоря, познакомившись с руками сидящего рядом человека, побороться с ним, сначала шутя, а затем побить их, вложив в них силу, помириться с помощью рук, попрощавшись, открыть глаза.

Рефлексия:

– Расскажи, что происходило с тобой в разные моменты “общения” с чужими руками.

– Что ты переживал в момент ссоры и борьбы? Ты почувствовал его?

– Что хотелось сделать? Нравится ли тебе конфликтовать с кем бы то ни было?

Упражнение “ В стране вещей”

Инструкция: Необходимо разобраться в конфликтных ситуациях, мысленно принимая на себя роль того или иного предмета (карточки: стол и солонка, вилка и ложка, парта и пенал)

Рефлексия:

– В какой роли тебе было комфортнее? Почему?

Упражнение “Закончи предложение”

– Конфликт – это плохо, потому что…

– Конфликт – это хорошо, потому что…

Вывод: Конфликты полезны, при умении их конструктивно разрешать.

Беседа с подростком о том, умеет ли он разрешать конфликт? Если да, какие способы он использует?

Разбор конфликтных ситуаций (по карточкам)

4. Заключение.

Рефлексия:

– Что нового ты узнал сегодня на занятии?

– Было ли оно полезным для тебя?

– Что ты понял, какие выводы смог сделать?

– Что ты будешь использовать в жизни из того, что узнал сегодня?


Занятие № 4. Внутренние барьеры социальной адаптации

Цель: умение опираться на свой жизненный опыт; обучение практическим способам преодоления психологических барьеров

Содержание:

Обсуждение материала.

1. Если бы у меня были:                 -  деньги…

                                                         - хорошее образование…

                                                         - время…

                                                         - талант…

2. Если бы мне:                               - кто-то помог…

                                                         - не действовали на нервы…

                                                         -не мешали…

3. Если бы:                                      -меня понимали…

                                                         - не были настроены против меня…

                                                         - у меня не было столько проблем…

                                                         - не мое прошлое…

                                                         - люди не были такими тупыми…

·       Человек, который использует часто такие выражения, сможет добиться успеха?

·       Часто ли вы оправдываете свое бездействие такими выражениями?

Предлагаются такие ситуации:

·       Вы не  смогли поступить в ПТУ. Объясните почему?

·       У вас не получилось задание, которое вам поручили выполнить

·       Вы поссорились с близким человеком

·       Вы забыли выполнить просьбу вашего друга

Подвести к выводу, что каждый раз используя «оправдательные» высказывания, мы только усугубляем негативное влияния проблем на нас.

 

Релаксация «Четыре двери»

Вывод: любое «если» мешает и лишает нас мужества увидеть себя таким, каков есть на самом деле, и понять, что не так, что бы исправить это. Возможность самоанализа, принятия себя таким, какой ты есть, дает шанс учиться на своих ошибках и ошибках других. Ведь все «оправдания» - «алиби» не заменят чувства  реального успеха и радости в жизни.

Занятие № 5 Я и чужие

Цель: овладение следующими навыками:

  • умение прекратить ненужные отношения 
  • умение сказать "нет", когда это необходимо 
  • умение выйти из-под влияния общественного мнения, когда это мешает

Навыки общения

Предложи варианты поведения в предложенных ситуациях. Это поможет тебе заранее приготовиться к некоторым трудностям, которые издалека могут показаться мелкими, но в реальной жизни часто имеют решающее значение.

1. Ты видишь несколько играющих друг с другом ребят и хочешь включиться в игру

2. Несколько твоих друзей идут вместе в кино, а тебя с собой не пригласили. Ты хочешь пойти вместе с ними

3. Ты хочешь, чтобы родители давали тебе больше карманных денег

4. Ты не понял, как надо решать пример, и хочешь, чтобы учитель объяснил тебе еще раз

5. Неделю назад ты спросил у своего отца, можно ли тебе поехать в туристический поход  с ночевкой, и до сих пор не получил ответа

6. Твой друг взял у тебя почитать книгу и не возвращает ее обратно. Ты хочешь получить ее назад

7. Кто-то из ребят смеется над твоей прической

8. Твой друг взял у тебя денег взаймы и не вернул. Эти деньги нужны тебе самому

9. Ты стоишь в магазине в очереди в кассу, а какая-то женщина пытается подойти без очереди

10. Вы на прогулке давно ни во что не играли вместе. Ты узнал новую игру и хочешь чтобы друзья поиграли в нее вместе с тобой 

Пятьдесят способов сказать "нет" в ситуации наркотической (алкогольной, противоправной, поведенческой и т.д.) провокации
Из предложенного списка выбери 10 наиболее подходящих для тебя ответов:

                                                                        

  1. Спасибо. Я буду рад этим воспользоваться, как только мне это понадобится.
  2. Я больше в этом не нуждаюсь.
  3. Я не курю. 
  4. Не похоже, чтобы мне сегодня стало от этого хорошо. 
  5. Я не собираюсь загрязнять организм. 
  6. Я не в настроении, поэтому не хочу сегодня это пробовать.' 
  7. Не сегодня или не сейчас. 
  8. Я не думаю, что мне стоит это начинать до тех пор, пока я не буду иметь своих денег. 
  9. Нет, не хочу неприятностей. 
  10. Сейчас не могу. Моя мать нюхает меня, когда я прихожу домой. 
  11. Когда мне понадобится это, я дам тебе знать. 
  12. Мои родители меня убьют. 
  13. Я таких вещей боюсь. 
  14. А почему, как ты думаешь, эту штуку называют дурманом? 
  15. Когда-нибудь в другой раз. 
  16. Эта дрянь не для меня. 
  17. Нет, спасибо. 
  18. Если тренер узнает, он заставит меня бежать 20 кругов. 
  19. В последний раз, когда мать застала меня за курением, мне не давали денег шесть месяцев (два года и т.п.). 
  20. Меня посадят на мель, если плохо буду следить за своей маленькой сестрой; ненавижу думать о том, что случится, если мама застанет меня за курением (выпивкой и т.д.). 
  21. Нет, спасибо, у меня и так хватает неприятностей с родителями. 
  22. Не думаю, что они достаточно об этом знают. 
  23. Нет, спасибо, я дождусь, когда мне это будет разрешено законом по возрасту. 
  24. Ты надо мной смеешься. Меня не выпускают из дома, даже если от меня пахнет сигаретным дымом после того, как я был рядом с курящими людьми. 
  25. Нет, спасибо, у меня и так ужасные оценки. 
  26. Я за витамины! 
  27. Нет, спасибо, препаратов не хочу. 
  28. Я и без этого превосходно себя чувствую. 
  29. Нет, спасибо, у меня завтра проверочная работа за четверть, и мне сегодня вечером надо подготовиться. 
  30. Нет, спасибо, у меня бывает на это аллергическая реакция. 
  31. Я вчера поздно лег спать, у меня и без того красные глаза. 
  32. Нет, я за рулем. 
  33. Нет, мне понадобятся все мозги, какие есть. 
  34. Нет, спасибо, это опасно для жизни. 
  35. Я пытаюсь сколотить легкоатлетическую команду и слышал, что дым вредит легким. 
  36. Ты с ума сошел? Я даже не курю сигарет. 
  37. Эти химические радости не для меня. 
  38. Нет. Я это пробовал и мне не понравилось. 
  39. Мне не хочется умереть молодым. 
  40. Нет, я и так много воюю с родителями. 
  41. Нет, когда-нибудь я могу захотеть иметь здоровую семью. 
  42. Нет, спасибо, я только что прочел статью о вредных эффектах этого. 
  43. Я хочу быть здоровым. 
  44. Это мне ничего не дает. 
  45. Сейчас аллергический сезон, и у меня и без того все время красные глаза. 
  46. Нет, спасибо, я слышал, что от этого глаза краснеют. 
  47. У меня завтра большая контрольная, и я хочу хорошо запомнить то, что сегодня буду учить. 
  48. Я начинаю вести себя глупо, когда курю (пью и т.д.). 
  49. Меня до сих пор контролируют с тех пор, как мама в последний раз поймала меня за этим, а это было два года назад.
  50. Я цыпленочек? Где ты видишь на мне перья?


Программа социальной адаптации подростков методом творческого самовыражения (Л. Протасова, Т. Гилева)

Программа разработана для занятий с детьми, лишенными попечения родителей, с воспитанниками детских домов, а также может быть использована для работы с подростками любых социальных групп, испытывающими трудности в социальной адаптации.

* * *

Дети, лишенные попечения родителей, имеют ряд личностных особенностей, затрудняющих адаптацию в социуме. У них акцентируются такие личностные черты, как повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость, агрессивность, негативизм, конформизм. Эти черты, вступая в противоречие с природной индивидуальностью ребенка, провоцируют возникновение и обострение внутриличностных конфликтов, проявляющихся в поведенческих отклонениях и различных формах дезадаптации, которые сопровождаются неспособностью принятия жизненно важных решений, планирования деятельности, прогнозирования будущего. Подобная пассивность является одной из актуальных проблем, требующих особого психологического решения.

Предложенная программа составлена на основе метода «Терапия творческим самовыражением», разработанного профессором М. Е. Бурно. Данный метод является, на наш взгляд, одним из действенных способов помощи депривированным детям. Уникальность этого метода в его глубоком гуманистическом отношении к личности, и прежде всего к дефензивной личности. Дефензивность — это пассивная оборонительность в противоположность активной агрессивной оборонительности. Как отмечает М. Е. Бурно, в основе дефензивности лежит «конфликт чувства неполноценности с ранимым самолюбием. Чувство неполноценности конкретно обнаруживается робостью, неуверенностью в себе, боязливой инертной нерешительностью, патологической застенчивостью, тревожной мнительностью, ипохондрическими переживаниями, житейской непрактичностью». Все эти дефензивные свойства могут быть присущи людям с самыми разнообразными характерами, но особенно болезненно переживаются депривированными детьми.

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ: формирование активной жизненной позиции подростков на основе понимания и принятия сильных и слабых сторон своего характера как резерва для творческой самореализации.

ЗАДАЧИ:

— познакомить участников группы с основными характерологическими типами; показать сильные и слабые стороны в каждом типе характера;

— создать условия для понимания подростками уникальности своего характера, показать ценность его проявления в творческом самовыражении; способствовать пониманию и принятию своей дефензивности как возможности обретения творческого вдохновения;

— формировать у подростков толерантность и позитивное отношение к людям с иной индивидуальностью;

— помогать участникам активизировать собственные резервы;

— показать возможность использования средств творческого самовыражения для самопомощи в трудных жизненных ситуациях.

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Метод «Терапия творческим самовыражением» используется для воспитания у дефензивных подростков творческого стиля жизни, творческого отношения к себе, к окружающим их людям, к своему труду. Творческая деятельность заключается в создании чего-то нового, будет ли это вещь внешнего мира или построение ума, или чувства, живущие и обнаруживающиеся только в самом человеке. Именно творческое вдохновение, творческое мироощущение служит тем коррекционным механизмом, который помогает подростку более гармонично существовать в окружающей его действительности, адаптироваться в этом сложном противоречивом мире, ощутить себя активной творческой личностью, найти в себе то, на что можно опереться в жизни, что волнует и вдохновляет.

Метод «Терапия творческим самовыражением» приглашает в сложное духовно-интеллектуальное путешествие по морю человеческого разнообразия. На занятиях изучаются и анализируются проявления характеров у взрослых и детей на основе образов героев художественных произведений, биографических данных великих людей — поэтов, художников, писателей, ученых — в сравнении с собственным характером. Дети узнают, что данному характеру присуще всегда; что очень типично, но присуще не всегда; что нетипично, но все-таки может быть; что никогда в рамках данного характера не встречается. Знания и умения, получаемые на занятиях, помогают найти пути к пониманию себя и окружающих и, стало быть, способствуют профилактике душевных срывов, нервных кризисов; а также, что очень важно, помогают найти свое место в жизни, опираясь на собственную индивидуальность.

Программа рассчитана на подростков 13–17 лет. Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа каждое. Для реализации программы предполагается 64 встречи (128 часов): по 32 встречи в течение каждого года обучения. Встречи начинаются в середине сентября по мере установления стабильного распорядка дня в детском доме и формирования группы и заканчиваются в середине мая для предоставления времени на подготовку к окончанию учебного года. Форма организации встреч — творческие гостиные со свечами и чаепитием.

Для повышения эффективности усвоения подростками предлагаемого материала используются следующие методы: просмотр слайдов и репродукций, рассказ ведущего, чтение литературных произведений, выполнение творческих работ, беседа, дискуссия, рефлексия, самоанализ, ассоциативный метод, приемы психологической само- и взаимопомощи, игры и инсценировки, поиск вариантов завершения ситуаций.

Контроль усвоения материала и оценка личностного роста проводятся в форме самооценки, выполнения творческих работ, игр и самоотчетов. В заключение цикла участники группы выполняют итоговую творческую письменную работу, в которой определяют свои характерологические особенности.

В результате участия в программе «Творческая гостиная» предполагается появление у подростков навыков эффективного взаимодействия с людьми на основе понимания их характерологических особенностей; осознание своего творческого потенциала и умения им пользоваться; укрепление активной жизненной позиции, способствующей жизненному самоопределению; понимание и принятие инаковости другого человека; стремление к саморазвитию и обретению творческого вдохновения в деятельности; знания о творчестве великих поэтов, писателей, художников как возможности самореализации.

Занятия по программе социальной адаптации подростков методом творческого самовыражения «Творческая гостиная» проходят в соответствии с рекомендуемыми основателем метода М. Е. Бурно условиями, которые включают в себя атмосферу гостиной с мягким светом свечей, кипящим самоваром, сухариками. Чаепитие в уютной гостиной располагает к теплому общению, служит способом проявления внимания друг к другу. Неяркость освещения смягчает напряженность, конфузливость. Тревожно-застенчивый ребенок, не знающий, куда деть руки, может взять сухарик, чашку с чаем, и эти простые действия помогут в какой-то степени преодолеть неловкость. Тихое чаепитие уводит от суеты, объединяет ребят между собой, располагает к доверительности.

Помещение для занятий должно быть достаточно просторным, хорошо проветриваемым, со шторами для затемнения. Хорошо, если есть специально отведенное место для выставок детских творческих работ.

Для того чтобы помочь подростку наиболее глубоко прочувствовать содержание занятий, используются слайды, репродукции картин, портреты известных людей, записи музыкальных произведений, природный материал (камни, растения), произведения прозаиков и поэтов.

Во многих занятиях ребята получают возможность ощутить себя творческой личностью в создании собственных произведений. Для этого потребуются листы бумаги, карандаши, фломастеры, пластилин, глина, природный материал.

Для театрализованных занятий необходимы всевозможные куклы (можно самодельные), маски, минимальный театральный реквизит (шляпки, очки, накидки).

Формирование группы происходит в начале учебного года, в ходе индивидуальных бесед с потенциальными участниками. Желательное количество подростков в группе 10–15 человек, близкого возраста. При наборе необходимо обратить внимание на характер и психическое состояние будущих участников: не включать в группу более чем по одному истерическому и эпилептоидному подростку, исключить участие детей с психопатоподобным поведением. Основу группы составляют дети с дефензивными проявлениями различных характеров.

Характерологически разнородная группа представляет собой модель микросоциальной среды, в которой дети, творчески общаясь между собой, учатся принимать человека с иным характером таким, какой он есть.

В процессе своего развития группа проходит несколько этапов:

1. Предварительное знакомство участников группы с характерами людей.

2. Расширение и уточнение представлений о характерах при знакомстве с литературными произведениями, творчеством и биографиями известных людей, участии в психологических играх и инсценировках.

3. Осознание собственной индивидуальности со стойким творческим вдохновением и знанием приемов само- и взаимопомощи.

На первом занятии ребята знакомятся друг с другом, с условиями проведения группы, темами курса, его целями и задачами. В доступной форме ведущие рассказывают о сущности метода «Терапия творческим самовыражением» и о структуре и правилах проведения занятий. На эту встречу можно пригласить выпускников — участников предыдущих групп, которые поделятся своими впечатлениями о работе в группе. Это помогает вновь пришедшим почувствовать себя более уверенно и определиться с желанием посещать занятия.

На всех занятиях, входящих в программу, ребята постепенно знакомятся с собственным характером. Можно выделить пять видов занятий:

— творческое общение с литературой и искусством;

— создание собственных творческих произведений;

— творческое общение с природой;

— проникновенно творческое погружение в прошлое;

— игры и драматизации.

В структуре большинства занятий можно выделить четыре части:

1. Начало занятия: ведущие помогают вспомнить предыдущую тему, устанавливая связь с новым материалом.

2. Информация об изучаемом характере: чтение литературных произведений, выдержек из воспоминаний современников, дневников, сообщение биографических данных и т. д. в сопровождении показа слайдов, репродукций, фотографий.

3. Беседа по вопросам ведущих, помогающая ребятам выделить основные особенности представленного характера; найти черты сходства и различия с собой; определить свое отношение к такому характеру, принять его.

4. Обмен впечатлениями. Ведущие подводят итоги занятия с выделением сильных и слабых сторон этого характера, подчеркивают возможное поле деятельности для него, приемы самопомощи.

Структура занятий, посвященных выполнению творческих работ, несколько иная: во второй части после информации ведущих по предлагаемой теме выполняются творческие работы; в третьей части эти работы рассматриваются, обсуждаются с позиции характерологии.

Текущий контроль за личностными изменениями участников осуществляется определением степени их активности на занятиях; в ходе личных бесед с ведущим, при выполнении творческих работ, в дискуссиях, а также при помощи самооценки и самоотчета.

Промежуточный контроль предусматривает проведение специально организованных игр и инсценировок.

Итоговый контроль подразумевает выполнение творческой работы «Мой портрет» — ребята пишут рассказ о себе, своем опыте проживания в группе, о тех изменениях, которые произошли в них; о том, чему научились, как это может им пригодиться в жизни.

Ниже приводятся конспекты некоторых занятий.

 * * *

ТЕМА: «ЦВЕТОК ПО ИМЕНИ НЕЗАБУДКА»

ЦЕЛЬ: помочь почувствовать свою индивидуальность при выборе наиболее понравившегося растения; показать разнообразие проявления характеров во взаимодействии; дать представление о дефензивности как проявлении душевной организации.

1. ИГРА «АССОЦИАЦИИ» (С РАСТЕНИЯМИ)

Сказать о роли природы в жизни человека — ее целительной, вдохновляющей во все времена силе; о человеке как части природы. Прочитать хокку:

 

Как много их на полях,

Но каждый цветет по-своему,

В этом высший подвиг цветка.

(Мацуо Басё)

 

ВЕДУЩИЙ. Попробуйте ощутить себя на цветочной поляне. На ней много цветов. Вот на открытках цветы, выберите близкий себе цветок, может быть, он связан с воспоминаниями, а может быть, просто сейчас привлек ваше внимание. Возможно, вашего цветка нет здесь среди открыток, но вы помните о нем и можете о нем рассказать.

Участники выбирают цветок, близкий себе, похожий на себя или пробуждающий воспоминания о моменте встречи с природой. Затем рассказывают, почему выбрали именно этот цветок.

Обратить внимание участников на индивидуальные особенности, которые проявились в рассказе каждого о выбранном цветке. Подчеркнуть разницу восприятия одного и того же растения людьми разных характеров.

ВЕДУЩИЙ. Как цветочная поляна, разнообразен мир человеческих характеров, и все это разнообразие отразилось в ваших рассказах, открывающих частицу вашей индивидуальности. Как каждому цветку на поляне есть место для жизни, так и каждый характер имеет право быть — он просто есть, существует в обществе. Часто люди страдают, видя недостатки своего характера, принимая их за невозможность что-то в своей жизни изменить к лучшему. Зная особенности разных характеров, можно помочь человеку увидеть силу своей индивидуальности, чтобы не стараться быть таким, как кто-то, а искать силы в себе.

2. ЧТЕНИЕ ФРАГМЕНТА СКАЗКИ О. ГАВРИЧЕНКО «ЦВЕТОК ПО ИМЕНИ НЕЗАБУДКА» (БЕЗ ОКОНЧАНИЯ)

Недалеко от большого города был лес. В лесу была поляна. На ней росли разные цветы. В хорошую погоду на поляну прилетали бабочки, в траве заводили свои звонкие песни кузнечики. Легкий ветерок, пролетая над лесом, раскачивал цветы, траву и деревья, принося с собой приятную прохладу.

Цветы умели разговаривать. Каждый из них рассказывал другому лесные новости. Иногда цветы играли друг с другом в мячик из капельки росы. Весело им было жить на поляне!

Однажды утром на поляне появился новый цветок. У него был тонкий стебелек с маленькими листиками и крошечными зелеными бутонами.

— Ты похож на обыкновенную траву, — сказал большой красный Мак, — ты весь зеленый.

— Нет, — ответил новичок. — Я — цветок. Меня зовут Незабудка.

— Да какой же ты цветок, если твои бутоны не раскрываются! — сказали Ромашки, покачивая головками на тонких ножках. — Вот мы, Ромашки, на этой поляне уже давно, но цветов по имени Незабудка не знаем.

— Таких цветов не бывает! — зазвенел Колокольчик. — Нас здесь много, и никто не знает цветов по имени Незабудка. И все цветы на поляне сказали:

— Нет такого цветка! Ты не наш! Мы не будем дружить с тобой!

Маленькая тоненькая Незабудка оглядела себя: «Да... Я и вправду вся зеленая, и бутоны мои не раскрыты... Конечно, никто и говорить со мной не захочет, а дружить — тем более». От этой мысли она почувствовала себя одиноко. Ей сделалось так грустно, что она стала увядать: стебелек стал еще тоньше, листочки опустились, а нераспустившиеся бутончики наклонились к земле... Незабудка уже совсем было завяла, как вдруг пошел дождь. Он напоил Незабудку спасительной влагой, она ожила и снова услышала гордый голос Ромашки:

— Посмотри, какой у меня большой цветок с желтой серединкой и с белыми лепестками. Я похожа на солнце!

— А мы, — зазвенели колокольчики, — самые звонкие на всей поляне. Знаем много песен и лесных историй.

А маленькой тонкой Незабудке опять нечего было сказать, да ее и никто не слушал, ведь она и не похожа на цветок...

3. ПРИДУМЫВАНИЕ ОКОНЧАНИЯ СКАЗКИ

Предложить участникам придумать окончание сказки сообразно своей индивидуальности, отвечая на вопрос: «Представьте себя или своего знакомого на месте Незабудки... Как тогда закончилась бы сказка? Если бы у вас была похожая ситуация, что бы вы сделали?»

Чтение окончаний сказки.

Подчеркнуть, что разные варианты рассказов отражают характер автора и его опыт разрешения ситуаций. «Кто-то будет настойчиво доказывать свое право быть на поляне, кто-то будет ждать помощи извне, кто-то будет обвинять себя в том, что он несовершенен, а кому-то будет достаточно своего потаенно-внутреннего мира. И все это разнообразие поведения будет отражением человеческих характеров».

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ДЕФЕНЗИВНОСТЬ»

ВЕДУЩИЙ. Часто мы наделяем другого человека своим характером, думая, что он должен поступать так же, как я, забывая о его индивидуальности. Отсюда — неприятие, непонимание в отношениях и поступках. Может ли Мак требовать от Незабудки, чтобы она цвела такими же яркими пышными цветами? Вы предположили, что может произойти с Незабудкой, исходя из особенностей своего характера. Но если бы на месте Незабудки был человек, то каким был бы его характер?

Помочь участникам выделить черты тревожно-сомневающегося характера, почувствовать возможную близость этого характера своему.

Дать понятие «дефензивность» и предложить найти ее проявления в своем характере.

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ

Обратить внимание участников группы на то, что они увидели особенности проявления одного из множества других характеров, знакомство с которыми «позволяет помогать себе и друг другу не только разумом, но и творчески-целебным оживлением души... с постепенным вхождением в целебно-творческий стиль жизни» (М. Е. Бурно).

Предложить участникам поделиться впечатлениями о занятии.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Лабиринт души: Терапевтические сказки (2001) / Под ред. О. В. Хухлаевой. М.: Академический Проект.

 * * *

ТЕМА: «КРАПИВА И ЯСНОТКА»

ЦЕЛЬ: познакомить на примере крапивы и яснотки с застенчивым и авторитарным характерами; сильными и слабыми сторонами этих характеров.

КРАПИВА И ЯСНОТКА

Я давно знакома с крапивой. Считала ее жгучей травой, от которой надо держаться подальше. Но в институте узнала, что не вся крапива бывает жгучей: яснотка белая (глухая крапива) — не жжется и запах имеет довольно приятный. Наделила я крапивы характером: жгучая крапива с невзрачными цветками — вечный воин, всегда готовый к нападению и отпору. Попробуй рядом пройти — и не заметишь, как обжалишься. А как цепко за землю она держится, — не выдернешь просто так, не выкопаешь, обязательно хотя бы кусочек тонкого корневища с почкой останется в земле, и вновь сердитые побеги устремятся к горячему солнцу. Крапива вечный труженик: на любой почве растет и переделывает, преобразует ее, готовит для других растений. Так и видится характер — обстоятельный, серьезный и колючий. Не нужны ей ни шмели, ни бабочки для опыления, а только изменчивый ветер, да собственный вспыльчивый характер: трескается невзрачный цветок и вспышкой-выстрелом пыльцу выбрасывает вверх. Внутри стебля — прочные волокна, которые не дают «воина» сломать. Каждая ворсинка на растении — как бутылочка с ядом — всегда готова отравить существование, настоящий сарказм, много неприятностей, хотя и не смертельно.

Прилетают на крапиву бабочки: крапивница и павлиний глаз — чтобы отложить яйца под надежную защиту жгучих волосков. Личинки потом кормятся листьями, чтобы в один прекрасный день превратиться в куколки на заборе, а потом — в красивейших дневных бабочек.

Бывают и люди такие: порядочные, работящие — все в дом, для семьи; во всем порядок любят. Только вот близкие люди жалуются на строгость, въедливость хозяина. А бывают и девушки-крапивы: так и жалят и шпигуют скромного нескладного мальчика, втайне влюбленного в едкую подружку. Только жить такой паре невозможно будет: придирки и попреки «крапивы» не дадут житья тихому парнишке. Зато если и парень — крапива, и девушка — крапива, тогда семейная жизнь в сплошных баталиях пройдет с горячими примирениями, работой от души, достатком и порядком в доме.

А вот глухая крапива — чуть-чуть похожа на сердитого собрата, да очень скромна: не жалится, листья нежнее, мельче. Потаенные белые цветы (наверное, за них назвали растение Ясноткой белой, или голубиной травой) ждут свидания только со своим избранником — шмелем, больше никто не сможет проникнуть в душу цветка. И растет в тени и сырости, не любит знойного солнца. Она прекрасна в недоступности своей, но избраннику приготовила чашу, полную нектара. Цветок только для него приспособлен: два лепестка для лапок, узкий зев — для головы и усиков. Силой шмель протискивается туда, но насыщается и улетает, оплодотворив цветок его же пыльцой. Крепка стеблем, нежна душой, как застенчивая девушка.

Часто Яснотка притворяется Крапивой, чтобы не трогали, не ранили ее злые руки. Но если распознают ее, то полюбят за мягкий нрав, преданность и верность.

А признание в любви Яснотки-юноши могло бы звучать для веселой искренней девушки так: «Ты знаешь, как замечательно выглядит яснотка в прозрачной хрустальной вазе...».

ЗАДАНИЕ:

— Ребята, рассмотрите эти два растения и с точки зрения своей
индивидуальности; расскажите, как вы видите их характеры, какой
вам ближе?

— Нарисуйте растения так, как вы их представили.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Жгучая крапива — работящая, целеустремленная, живучая, заботливая, крепкая. Но она же и саркастическая, авторитарная, жалящая.

Яснотка белая — мягкая, застенчивая, сомневающаяся, неброская, ждущая своего единственного шмеля.

 * * *

ТЕМА: «ИЗУЧЕНИЕ ХАРАКТЕРОВ НА ПРИМЕРЕ КЛУБНИКИ И ЗЕМЛЯНИКИ»

ЦЕЛЬ: увидеть черты сангвинического и застенчивого характеров в сравнении.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

В семействе Розоцветных есть два интересных растения, похожих и не похожих друг на друга. Это Клубника и Земляника. Почти одинаковые тройчатые листочки, собранные в розетку, белые пятилепестковые цветы, ароматные ягоды...

Но клубнику встретим на склоне, освещенном ярким солнцем, на каменистой почве, а землянику будем искать в траве на полянке, в тени под деревьями в лесу.

Оба растения привлекательны в любое время своей жизни, начиная с ранней весны, когда зеленые листья появляются прямо из-под снега, стойко перенося перепады погоды. Потом расцветают белые цветы, открытые для всех насекомых у Клубники и — только для избранных у Земляники (для тех, кто сможет найти ее в траве). Но вот лепестки облетели, и начинают наливаться ягоды. Клубника сладка, даже если бочок только порозовел, — никто спокойно мимо не пройдет, всякий поклонится, чтобы ощутить густой ароматный вкус во рту. Ягоду трудно от цветоножки оторвать: чашелистики плотно обнимают-берегут плод, приходится в спешке прямо так есть — все равно ведь вкусно и полезно. Целыми букетами несут клубнику ребятишки. Варят из клубники витаминные варенья, сушат ягоды и листья на зиму от простуды, авитаминоза. Кончается ягодная пора, но глаза все равно по памяти ищут в клубничных листьях сладкий подарок, и, может быть, найдется бордовая высохшая, необыкновенно вкусная ягодка, но чаще Клубника мягко шутит — подсовывает краешек красного листика, а воображение дорисовывает его в ягоду: видишь, вдруг, что-то краснеет на полянке, бросаешься стремглав: «О, наверное, ягодка сохранилась!». А это красный листик заманчиво и смешливо играет маленькую роль. Улыбнешься своей поспешности, затопят воспоминания о раннем благоухающем лете... Растение до самого снега прекрасно — зелеными и бордовыми красками листьев радует глаз осенью, во всей красе уходя под снег в зиму...

Земляника скромнее своей сестрицы, прячется от глаз, довольствуется случайными лучами солнца. А когда ягодка созревает, клонится тонкий стебелек до самой земли. Ягодка небольшая, удлиненно-изящная с тонким кисловатым вкусом и ароматом — не надышишься, не наешься. Она легко отрывается от чашечки, как будто Земляника, растерявшись, готова отказаться от самой себя, чтобы перестали обращать внимание на нее.

ВОПРОСЫ:

— Какие характеры видятся вам в этих двух растениях, если бы
можно было наделить растения человеческой жизнью?

— Кому какой характер ближе и почему?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Так и видятся два характера:

Клубника — любящая жизнь, солнце, привлекающая взоры и сердца своей естественностью, полнокровием, созвучием с природой, живущая с ней в одном ритме; прекрасная своим сангвиническим жизнелюбием в любую пору своей жизни.

Земляника — застенчивая, тревожная, легко «теряющая голову» но прекрасная в своей тонкости.

ЗАДАНИЕ:

Представьте, что Клубника и Земляника — человеческие характеры. Попробуйте выразить их рисунком, расскажите, что в вас отозвалось, зазвучало в унисон с ними.

 * * *

ТЕМА: «НАРЦИСС И КИПАРИС»

ЦЕЛЬ: на примере нарцисса и кипариса показать особенности демонстративного и замкнуто-углубленного характеров.

Давным-давно жил сын речного бога и нимфы прекрасный, холодный, гордый Нарцисс. Никого не любил он, кроме одного себя, лишь себя считал достойным любви. Он отвергал любовь всех и многих нимф сделал несчастными. И раз одна из отвергнутых им нимф воскликнула:

— Полюби же и ты, Нарцисс! И пусть не ответит тебе взаимностью тот, которого ты полюбишь!

Разгневалась богиня Афродита на то, что Нарцисс отвергает ее дары, и наказала его. Однажды во время охоты Нарцисс подошел к студеному прозрачному ручью напиться, нагнулся и отразился в воде во всей своей красе. В изумлении смотрел он на свое отражение и влюблялся все больше и больше в него. Нарцисс не отходит от ручья, любуется самим собой, не ест, не спит, готов умереть, чтобы избавиться от мук любви. Склонилась голова Нарцисса на зеленую траву, и мрак смерти покрыл его очи. На том месте, где склонилась голова прекрасного юноши, вырос душистый цветок — нарцисс.

Так о нарциссе рассказывает миф. На самом деле это очень ранний цветок — уже 1 мая на голой еще земле появляются ярко-желтые крупные цветки. Одновременно цветут многие подснежники, но не они привлекают внимание, а душистые прекрасные нарциссы, демонстрирующие разнообразную форму и окраску цветков. Это любимый цветок англичан, и именно в Великобритании было организовано первое общество любителей нарциссов: педантичным англичанам много радости доставляет артистизм нарцисса. Весь май собирает нарцисс плоды восхищения своей красотой, пьет живительную талую воду, делая запас в луковице, а потом, сыграв свою роль, затаивается до следующей весны. Ведь появляются пышные пионы, сирень, а нарцисс уже потерял свои цветы, внимание привлечь нечем.

О другом характере рассказывает миф о Кипарисе. Этот юноша — сын царя острова Кеос, друг бога Аполлона. Кипарис посвятил все свое время любви к прекрасному оленю, которого водил на поляны с сочной травой и звонкими ручьями, украшал рога его венками из душистых трав. Часто Кипарис, играя с оленем, вскакивал на его спину и разъезжал по цветущей долине.

Но однажды в жаркий летний полдень олень укрылся в кустах от зноя, а Кипарис охотился там же и нечаянно бросил копье в своего любимца, не узнав его. Олень был сражен насмерть, и смертельно расстроен был Кипарис. Горе его было неутешно, и молил он Аполлона о смерти. Внял Аполлон его мольбам и превратил юношу в дерево. Кудри его стали темно-зеленой хвоей, тело одела кора, вершина уходила в небо.

С тех пор у дверей дома, где есть умерший, греки вешали ветвь кипариса, его ветками украшали погребальные костры, сажали кипарисы у могил. Называют его деревом скорби. Писатели и путешественники говорят о кипарисе: «Как свечки стоят кипарисы вдоль дороги...».

ЗАДАНИЕ:

— Определите (повторите) главные черты характера Нарцисса и
Кипариса;

— Сравните со своим характером, есть ли сходство с кем-нибудь из них;

— Нарисуйте запомнившийся эпизод.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Нарцисс — себялюбивый, гордый, холодный, артистичный, красующийся. Кипарис — подчинивший свою жизнь служению идее (Красоте).

 

ЛИТЕРАТУРА:

Кун, Н. А. (1998) Легенды и мифы Древней Греции. Симферополь: Реноме.

 * * *

ТЕМА: «КУПЕНА»

ЦЕЛЬ: знакомство с переживанием природы человека с аутистическим характером в сравнении с собственными переживаниями.

1. РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЯ КУПЕНЫ И РАССКАЗЫ КАЖДОГО УЧАСТНИКА О СВОЕМ ВОСПРИЯТИИ РАСТЕНИЯ

ВЕДУЩИЙ. Для человека издавна природа служила источником вдохновения. Красота, мощь, необъятность мира растений побуждала людей к созданию легенд, мифов, сказок, в которых растения оживлялись, наделялись характером, превращались в сказочные существа, людей, божества. Можем вспомнить мифы о нарциссе, кипарисе. Сегодня мы предлагаем вам посмотреть на купену, и, возможно у вас возникнут ассоциации или воспоминания... Вы можете побывать в роли творца рассказа, мифа, сказки, наделить купену чертами какого-либо характера.

Посмотрите на репродукцию и в течение нескольких минут, стараясь проникнуться духом растения, попробуйте придумать историю про купену или предложить свое воспоминание или ассоциацию. Возможно, это будет всего несколько строк, может быть — история из детства, может быть — фантастическая история, а может быть — реальная... Все, что придет на ум за это короткое время.

Участники группы делятся ассоциациями, рассказами, ощущениями.

После каждого рассказа участника следуют вопросы ведущего по уточнению характерологических особенностей, которые увидел в купене участник.

2. ЧТЕНИЕ РАССКАЗА Ю. ЛИННИКА О КУПЕНЕ

Сколько раз я встречался с купеной! Застываешь очарованно: вот одно из самых гармоничнейших растений биосферы.

Стебель у купены приподнимающийся: снизу по нему спускаются узкие колокольчики, а поверху — будто балансируя в своем восхождении — идут узкие струящиеся листья. Это как контрапункт: печаль никнущих колокольчиков и экстатический взлет листьев. Две темы, две партии. Смиренье — и порыв: минор — и мажор. Листья и цветы купены — два образных ряда. Растение построено как диалог. В нем гармонически сопряжены две основные тональности бытия. Такова поэтика купены. Такова ее удивительная композиция.

Тайна красоты неизъяснима. Да, есть математически определимые, прекрасные пропорции: есть золотое сечение. Но красота шире любых форм. Вот угол наклона стебля у купены — он очень существен в композиции. Измени его — и пропадет тайна. Но если этот угол я выражу в градусах, то пойму ли секрет всей грации купены? Нет, не пойму и отчасти.

А эти колокольчики? Не зря они такие странно оттянутые, удлиненные. Уже одна форма говорит: они вызванивают печаль. Смотрят всегда долу, льют свет на землю. И свет у них особый — лунный, зеленоватый чуть. Исчислимы ли необычные пропорции этих колокольчиков? Наверное, нет.

Я знаю: трепетный порыв в небо эти листья выразят лучше меня. И я доверяюсь им — таким неуклонным в своем струении ввысь. Они — как торжественное шествие, они — как зеленые факелы. Но к радости восхожденья примешивается грусть потерь. И потому колокольца купены звучат в моем сознании светлым реквиемом, будто это трава — посвященье, трава — память. Нет в ней безысходной тоски. Но и нет легковерной надежды. Вся она — золотая мера: противоположные начала тонко сгармонированы в купене.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЙ В ВОСПРИЯТИИ

— Выделите черты характера, которые автор рассказа приписывает растению.

— Насколько похож характер купены в рассказе Ю. Линника на характер купены в вашем рассказе?

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Юный натуралист (1990) № 1.

 * * *

ТЕМА: «МИР КАМНЕЙ»

ЦЕЛЬ: помочь подростку понять свою индивидуальность через общение с объектами неживой природы.

1. РАССКАЗ ВЕДУЩЕГО О КАМНЯХ-ТАЛИСМАНАХ. РАССМАТРИВАНИЕ КАМНЕЙ И ДРУГИХ ОБЪЕКТОВ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

ВЕДУЩИЙ.Писатель Константин Паустовский писал: «Блеск камней вызывает ощущение таинственности. Трудно примириться с мыслью, что внутри камня, откуда льются сияющие лучи, нет собственного источника света».

Камни обычно считаются составной частью неживой природы. Но на самом деле минералы рождаются, изменяются, превращаются в другие минералы и горные породы, умирают. У каждого из них своя судьба: век их земной, конечно, гораздо длиннее человеческой жизни, и поэтому мы считаем камни вечными.

Прекрасный, завораживающий мир камней всегда был для человека загадкой. Их яркий красивый цвет, долговечность, прозрачность, лучи и сверкание на солнце привлекали к себе внимание древнего человека как что-то необычное, вызывали восторг, восхищение, удивление и суеверный страх. Люди верили в сверхъестественную силу камней.

Многие древние народы считали камень обителью богов. Древние славяне относились с особым почтением к камням-валунам, на которых они изображали отпечатки, похожие на след человека, птицы или зверя.

У малых народов Севера до недавнего времени существовал культ камней. Камень просили об удаче в охоте или в каком-либо деле, об излечении недугов. Священным камням оказывали знаки внимания — совершали жертвоприношения, забивали оленя или оставляли на этом месте рога, монеты, кусочки меха; землю поблизости кропили спиртом, посыпали табаком. Это должно было избавить от всяческих затруднений, опасностей, невзгод и других превратностей в пути.

На юге Сибири, на перевалах, возле груд наваленных камней, можно часто увидеть массу тряпочек, ленточек. Это коренные жители — алтайцы, хакасы, тувинцы просят о чем-то священные камни.

В некоторых районах Меланезии считается, что камень с небольшими кругами на поверхности хорош для умножения денег. Если кто-то из меланезийцев увидит большой камень, а под ним множество мелких, он положит на этот камень деньги, чтобы умножить количество денег. У аборигенов Австралии есть вера в камни, приносящие дождь: их опрыскивают водой и разжигают вокруг костры.

На ряде островов Полинезии до сих пор считают, что в некоторых камнях живут злые и опасные «пожирающие привидения»: если на один из таких камней упадет чья-то человеческая тень, привидение вытянет из него всю душу. В Норвегии крестьяне собирали круглые камни, мыли их каждый четверг вечером, смазывали коровьим маслом перед огнем, клали на почетное место на свежую солому, а в определенные дни года купали в пиве, чтобы камни посылали дому довольство и счастье. Они считали, что эти камни имеют связь с Тором — богом-громовержцем, от которого зависят урожай и будущее крестьянина.

В Японии рядом с подушкой новорожденного ставится чашка с вареным рисом, а у изголовья постельки кладут камень. Рис служит жертвоприношением божеству, а камень рассматривают как тело бога. Японцы вообще неравнодушны к камням. Основой любого японского сада являются камни. Для своих парков японцы привозят камни даже из других стран. Существуют целые сады камней. Так, в городе Киото по белому песку разложены 15 черных камней. Это «философский сад», или сад Реандзи, куда люди приходят созерцать мудрое и вечное. Люди долго и отрешенно смотрят, и камни вызывают поток мыслей, различные ассоциации. Этот уголок природы является целебным, вызывая стойкое состояние спокойствия и безмятежности.

Для многих народов камни, в частности самоцветы, долго были далеко не безделушкой, а одушевленным предметом, в котором они чувствовали отблески таинственной жизни горных духов. О камнях сложено множество легенд, поверий. В Индии считалось, что многие минералы, подобно животным, имеют душу. В древних индийских рукописях говорится, что цветные камни — это кровь, пролитая сказочным царем Ассуром в битве с чудовищами.

В Китае и Японии считали, что есть места, где камни рождают тысячи мелких камешков и выращивают их как своих детей. Более того, на Востоке полагали, что самоцветы зреют в земле, меняя свой цвет: сначала они бесцветные, потом получают желтую, потом зеленую и синюю окраску, а потом уже красную как цвет высшей степени зрелости.

Издавна люди верили в свой счастливый камень. Камни становились талисманами, амулетами, которые обеспечивали их владельцу счастье, удачу, защиту от злых сил.

А. С. Пушкин написал стихотворение, посвященное любимому изумрудному перстню:

 

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья,

Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан

Вокруг меня валы ревучи,

Когда грозою грянут тучи —

Храни меня, мой талисман.

В уединенье чуждых стран,

На лоне скучного покоя,

В тревоге пламенного боя

Храни меня, мой талисман.

Священный сладостный обман,

Души волшебное светило...

Оно сокрылось, изменило...

Храни меня, мой талисман.

Пускай же ввек сердечных ран

Не растравит воспоминанье.

Прощай, надежда; спи желанье;

Храни меня, мой талисман.

 

В чем же загадка камней? Почему они многие века волнуют умы и чувства людей? Почему, рассматривая их, мы испытываем непонятное влечение к ним? Хорошо об этом сказал художник И. Е. Репин: «Чем больше вглядываешься в самоцветный камень, тем глубже он затягивает вас в свою глубину очарованья».

2. ВЫБОР ОБЪЕКТОВ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ И РАССКАЗ УЧАСТНИКОВ О СВОЕМ ВЫБОРЕ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Выберите камень, чем-то созвучный вам.

2. Объясните свой выбор: чем понравился камень, чем близок вашему характеру, душе.

3. Что видите в нем обычного или необычного?

4. О чем мог бы рассказать этот камень?

3. БЕСЕДА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ОБНАРУЖЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ХАРАКТЕРА УЧАСТНИКОВ В РАССКАЗЕ

ВЕДУЩИЙ. Каждый по-своему воспринимает этот природный дар. Для одного камень — материал, из которого можно что-то сделать. Другой любуется его красотой и использует для украшения. Для третьего — это часть его души, таинственный символ. Для четвертого — свидетель каких-то событий, происходящих в жизни, внимательный слушатель.

Материалисты видят красоту камня как части природы, видят его материальность. Идеалисты часто наделяют камень сверхъестественной силой: для них камень символичен — это обиталище Бога, часть вечной Красоты, Гармонии. Камни похожи на людей своей неповторимостью: как нет одинаковых людей, так нельзя встретить и одинаковые камни. Выбор «своего» камня, наиболее созвучного душе, — это представление своей индивидуальности, своего отношения к природе.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Гоникман, Э. И. (1992a) Ваш талисман: о целебных свойствах драгоценных камней. Минск: Сантана.

Гоникман, Э. И. (1992b) Лечебная радуга камня. Цветотерапия. Основы лечебной моды. Минск: Сантана.

Николаев, С. М. (1995) Камни. Мифы, легенды, суеверия. Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма РАН.

 * * *

ТЕМА: «ЯПОНСКАЯ ПОЭЗИЯ. ХАЙКУ»

ЦЕЛЬ: обретение творческого вдохновения в написании трехстиший.

1. РАССКАЗ ОБ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ЗАКОНАХ НАПИСАНИЯ ХАЙКУ

ВЕДУЩИЙ. Есть на свете вещи, обладающие обманчивой внешней простотой. Таковы хайку, японские трехстишия. «Возвысь свое сердце и вернись к обыденному», — писал Мацуо Басё, мастер хайку.

Для понимания хайку необходимо представить печаль и грусть одиночества, немного налета старины, много подтекста, мало слов. Хайку состоит из трех строк, но включает в себя весь окружающий мир. В Древней Японии хайку являлось простым народным стихотворением, как, скажем, в России — частушка. Но хайку только внешне проста и народна.

Хайку — не стихи, а образ жизни, часть философского восприятия мира, для полного погружения в который необходимо понимание очарования простых вещей, сочетания легкости, простоты и прозрачности с глубиной мысли и чувств. И самое главное, ради чего, собственно, и создается хайку, — это озарение или просветление, наступающее вслед внутреннему освобождению.

 

Я чуть доплелся

до горной ночлежки, как

Вдруг глициний цвет.

(Мацуо Басё)

 

В хайку так сочетается простое и сложное, что разобраться может каждый, у кого возникнет желание погрузиться в мир одиночества, грусти и счастья внутреннего прозрения, в мир наслаждений и открытий, мир, который вас окружает, но в который все же стоит внимательнее вглядеться.

Японская поэзия всегда тяготела к краткости, которая, как известно, является сестрой таланта. В конце первого тысячелетия ведущим жанром стала ТАНКА, что значит «короткая песня». Все сколько-нибудь достойные внимания события и впечатления сопровождались сложением танка: любование цветущей вишней и свидание с возлюбленным, восхищение первым снегом и расставание на рассвете, воспоминания о друге и назначение на должность. При дворе даже устраивались турниры, на которых разделенные на команды дамы и кавалеры соревновались в стихосложении. По сочиненному «на случай» стихотворению судили об уме и талантах юноши, а легкая вязь складывающихся в танка иероглифов, украшающих веер, многое могла сказать об утонченности и изяществе.

Начальная строфа танка отделилась от завершающего двустишия и обрела самостоятельную жизнь, сохранив при этом название «хокку» — «начальные стихи». Впоследствии за хокку закрепилось и другое имя — «хайку», что означает «комические стихи» (первоначально трехстишия носили шуточный характер). Позднее, когда хайку стали преимущественно лирическими стихотворениями о природе, название осталось, хотя и утратило свой буквальный смысл. Сейчас в ходу оба термина — и «хокку», и «хайку», но последний более употребителен.

Существуют правила написания хайку:

1. Каждое хайку имеет три строки.

2. В первой и третьей строке по 5 слогов, в средней — 7 слогов.

3. Хайку строится вокругслов, указывающих на время года.

4. Части композиции связываются мимолетным переживанием.

Время рождения хайку — XVI век — совпало в Японии со временем необычайного расцвета дзэн-буддизма, веком ранее получившего статус государственной религии.

Цель дзэнской практики — озарение, просветление, в результате которого человек понимает, что истина доступна ему «здесь и сейчас», что она всегда присутствует в реальных вещах мира, — надо только суметь ее увидеть. Озарение приходит внезапно, и этот миг нельзя передать долгими описаниями — его можно лишь попытаться запечатлеть, сложив короткое стихотворение-выдох. Этот выдох как раз умещается в семнадцати слогах хайку.

Знание хайку и умение их сочинять со временем стало неотъемлемой частью воспитания японского воина, самурая. Так, в «Начальных основах воинских искусств», составленных в XVII веке, наряду с требованиями к воину «в делах повседневных помнить о смерти», не пренебрегать сыновней добродетелью, быть умеренным в еде, жертвовать жизнью, когда того требует долг, а также «не ложиться ногами в сторону резиденции сюзерена», содержится и следующее замечание: «Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и для постижения чайной церемонии». Среди самураев был распространен обычай слагать перед смертью прощальное стихотворение — чаще всего в жанре пейзажной лирики. Свое умение слагать стихи самурай мог демонстрировать и в самой, казалось бы, неподходящей обстановке. Сохранилась история о том, как великий воин Такэда Сингэн, отразив боевым (стальным) веером занесенный над его головой меч, тут же, не изменившись в лице, сложил лирическое пятистишие.

Легче гусиного пуха

Жизнь улетает...

Снежное утро, — написал, идя на смерть, Катаока Такафуса, один из сорока семи преданных воинов, отомстивших за жизнь и честь своего господина.

XVII век оставил для нас имена самураев, забросивших службу у влиятельных князей-дайме и ставших прославленными мастерами хайку. Среди них — признанные классики японской поэзии Басё (1644–1694) и Рансэцу (1654–1707).

2. ЧТЕНИЕ ХОККУ (МАЦУО БАСЁ)

Внимательно вглядись:

Цветы пастушьей сумки

Увидишь под плетнем.

* * *

Майские дожди.

Заплыла лягушка

В дом через порог.

* * *

Из сердцевины плода

Медленно выползает пчела.

О! С какой неохотой!

* * *

Дождь за окном.

Нет, не ко мне, к соседу

Зонт прошелестел.

* * *

Цветы засохли,

Но семена летят,

Как чьи-то слезы.

* * * 

Некуда воду из ванны

Выплеснуть мне теперь —

Всюду поют цикады.

* * *

К колокольчику

Цветку долетит ли большой комар?

Так грустно звенит.

* * * 

О, сколько их на полях!

Но каждый цветет по-своему, —

В этом высший подвиг цветка!

 

3. СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ТРЕХСТИШИЙ

ВЕДУЩИЙ. Каждый из нас по-своему чувствует красоту окружающего мира. Вспомните свое любимое время года. Вспомните моменты восхищения красотой природы, удивления или гармонии с окружающим миром. Что является самым ярким образом, символом? Что вызывает чувство восхищения? «В миг озарения дыхание прерывается и его можно запечатлеть, сложив короткое стихотворение-выдох — хайку — 17 слогов». Попробуйте пережить это озарение здесь и сейчас.

4. БЕСЕДА О ПРОЯВЛЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ХАРАКТЕРОВ В ЭТИХ СТИХАХ

1. Насколько вам близко творчество хайку?

2. Какие особенности характера вы заметили, когда слушали стихотворения друг друга?

3. Возник ли у вас «миг озарения» здесь и сейчас? Как вы это переживаете?

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВЕДУЩИЙ. Дзенбуддистская философия полагает, что человек рождается чистым, свободным от условностей и лишь в течение жизни этими условностями «замутняется». Общение с красотой очищает — так говорили японцы еще в древности. Красоту можно найти во всем, что окружает, — это будет индивидуально для каждого...

Природа полифонична — мы все по-разному видим одно и то же дерево или дорожку среди полей. Каждый может найти свое созвучие.

Реалист — телесный — чувствует родство с природой, очеловечивает ее, возникает чувство гармонии, защищенности.

У аутиста бытие Природы молчаливо — оно отделено от человека, не подчиняется ему. Природе «нет дела до нас, она бросила нас в беде». Мир — это осуществление Гармонии, Красоты, Бога.

У полифониста природа сказочна.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Хайку (2000) / Авторский перевод и комментарии Д. Серебрякова. СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС.

Японская лирика (2000) / Пер. В. В. Соколова. Под ред. В. Орлова. Минск: Харвест.