Материалы по ФГОС

Гомбоев Бато Болотович

Здесь размещены материалы и техники по Стандартам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование УУД

Самоанализ урока по ФГОС

Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока.  Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.

      Самоанализ урока дает возможность:

-          правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;

-          развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

-          формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

-          формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

               

Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя

 

План самоанализа урока

1.     Характеристика класса:

-         межличностные отношения;

-         недостатки биологического и психического развития;

-         недостатки подготовленности класса.

 

2.     Место урока в изучаемой теме:

-         характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.

 

3.     Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

 

4.     Характеристика плана урока:

-         содержание учебного материала;

-         методы обучения;

-         приёмы обучения;

-         формы организации познавательной деятельности.

 

5.     Как был построен урок в соответствии с планом:

-         разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата.

6.     Структурный аспект самоанализа урока:

-         анализ каждого элемента урока;

-         его вклад в достижение результата;

-         доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.

 

7.     Функциональный аспект:

-         насколько структура урока соответствовала общей цели;

-         соответствие возможностям класса;

-         анализ стиля отношений учителя и учащихся;

-         влияние на конечный результат урока.

 

8.     Аспект оценки конечного результата урока:

-         формирование универсальных учебных действий на уроке;

-         определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;

-         причины разрыва;

-         выводы и самооценка.

 

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ УРОКА

 

         I. Краткая общая характеристика класса

1.     Общая подготовленность класса:

-         умение детей работать в парах;

-         умение детей работать в малых группах;

-         умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

-         умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.

2.     Общая характеристика общения.

3.     Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.

4.     Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.

5.     Общая характеристика освоения программы к этому времени.

 

II. Анализ эффективности проекта урока

1.     Реальность цели урока.

2.     Каким образом организовать  работу на уроке?

3.     Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?

4.     Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?

5.     Что знают ученики об изучаемом понятии?

6.     Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.

7.     Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?

8.     Каким образом проектировался вод учащихся в учебную задачу?

9.     Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?

10.           Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?

11.           Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?

12.           Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.

 

III. Как был осуществлен урок, исходя из его замысла?

1.     Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?

2.     Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?

3.     Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?

4.     При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла  на дальнейший ход ее решения?

5.     Была ли принята учебная задача учащимися?

6.     Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?

7.     Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?

8.     Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?

9.     Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?

10.           Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?

 

IV. Оценка целостности урока

1.      Насколько содержание  урока соответствовало требованиям ФГОС?

2.       На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа?

3.      Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока.

4.      Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи.

Типы современного урока.

 

 

Типология уроков – важная дидактическая проблема. Она должна способствовать приведению данных об уроке в порядок, систему для широкого круга целей, так как представляет основу для сравнительного анализа уроков, для суждения о сходном и различном в уроках. Отсутствие точной и обоснованной типологии уроков препятствует повышению эффективности практической деятельности. 

Тип урока отражает особенности построения ведущей методической задачи. 

 

ТИПЫ УРОКА

 

Тип урока

Целевое назначение

Результативность обучения

Урок первичного предъявления новых знаний

 

Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний

Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

 

Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

Урок применения метапредметных и предметных знаний

Применение универсальных учебных действий  в условиях решения учебных задач повышенной сложности

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса

Урок обобщения и систематизации предметных знаний

 

Систематизация предметных знаний, универсальных   учебных действий (решение предметных задач)

Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД

Урок повторения предметных знаний

Закрепление предметных знаний, формирование УУД

Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

Контрольный урок

Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи

Результаты контрольной или самостоятельной работы

Коррекционный урок

 

Индивидуальная работа над допущенными ошибками

Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

Интегрированный урок

Интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных

Углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных знаний

Комбинированный урок

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока

Запланированный результат

Нетрадиционные уроки  (учебная экскурсия,  учебный поход, лабораторный практикум, урок в библиотеке, музее,

компьютерном классе, предметном кабинете)

 

Практическая направленность изучения теоретических положений

Применение УУД при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов; умение использовать лабораторное оборудование; умение пользоваться дополнительными информационными источниками

Урок решения практических, проектных задач

Практическая направленность изучения теоретических положений

Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта.

Тема урока

 

Тип урока

 

Дата урока

 

Образовательные ресурсы

 

План урока

 

Цели урока

 

Формы и методы обучения

 

Основные термины и понятия

 

Планируемые образовательные результаты:

Научатся:

Получат возможность научиться:

 

Организационная структура урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

УУД

Организационный момент

 

 

 

 

 

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

Первичное осмысление и закрепление

 

 

 

 

 

Итоги урока.

Рефлексия

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Урок истории в 6 классе и использованием требований ФГОС на тему

 «Татаро-монгольское нашествие на РУСЬ»

 

Тип урока: изучение нового материала.  

Форма урока: урок проблемного обучения.

Технологии: КСО с элементами  ИКТ

Оборудование:

учебное пособие: «История России», Пчелов Е.В. М., «Русское слово», 2011,

рабочая тетрадь «История России» для 6 класса

интерактивная карта «Татаро – монгольское нашествие на Русь».

Тесты для текущего контроля по теме.

Цели урока:

 Личностные: Создать педагогические условия, при которых обучающиеся смогут:

  1. в процессе групповой работы, выполняя задание 1,  развить навыки самообразования
  2. работая с  иллюстрацией на с.125 уметь  высказать свое мнение о героической защите русских городов.
  3. Создать условия для развития мышления, памяти и внимания;
  4.  Создать условия для развития интереса к историческому прошлому своей     Родины; 
  5. На примере знакомства с отрывком из «Повести о разорении Рязани Батыем», вызвать чувство гордости и уважения к историческому прошлому своей Родины, воспитывать негативное отношения к войне.

Предметные:

Создать условия, при которых на основе работы с картой, ученик сможет 

1.проследить походы Батыя на Русь,  называть дату и княжества, захваченные Батыем (1238 – 1242);

2. Используя карту «Нашествие монголов на Русь», называть захваченные в 1237 – 1238 и 1239 – 1242  годах княжества;

3.Используя контурную карту в  рабочей тетради, указывать города, оказавшие сопротивление завоевателям.

4. Уметь анализировать причины и последствия монгольских завоеваний.

Метапредметные:

 Создать условия, при которых ученик сможет 

  1. анализировать документ, извлекать информацию и отвечать на поставленные вопросы к документу;
  2. сравнивать однотипные исторические процессы и делать выводы,
  3. работать с историческими источниками, картой,
  4. составлять план на основе текста учебника,
  5. составлять таблицу «Походы Батыя на Русь» и «Последствия татаро – монгольских завоеваний»,
  6. анализировать материалы «Повести о разорении Рязани Батыем».

                                                             Структура урока:

                                                           1. Вводная часть.

1.Мотивация.

2. Организация внимания.

                                                        2. Основная часть

1. Актуализация знаний.

2. Постановка проблемы.

3.Работа  в группах над основной проблемой.

4. Обсуждение проблемы.

                                                            3. Заключительная часть

  1. Подведение содержательных итогов занятия.
  2. Разъяснение домашнего задания.
  3. Рефлексия.

                                                                   Ход урока:

I. Мотивация и активизация внимания.

   На предыдущем уроке мы узнали о том, как и почему татаро – монголы завоевали Китай, Среднюю Азию и Закавказье. Знаете ли вы о том, что большое количество людей в современной России носит татарские имена и фамилии? На сегодняшнем уроке мы вместе с вами выясним, как и почему это могло произойти. Обратите внимание на название сегодняшней темы «Татаро - монгольское нашествие на Русь».

2.Организационная часть:

   Исходя из названия темы, попробуйте  определить возможные вопросы, которые необходимы для понимания данной темы. Обратите внимание на дату, когда были осуществлены эти завоевания (см. форзац учебника). Мы видим, что эти завоевания происходили в 13 веке, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, но при этом русские княжества были достаточно богатыми и сильными и стояли на более высоком уровне развития по сравнению с татаро -  монголами.

                                                                          Основная часть:

1.Актуализация знаний:

А). Почему монголы сравнительно легко покорили страны и народы Северного Китая, Средней Азии, Закавказья?

Б). В чем была сила и слабость русских княжеств?

Проблема «Источники повествуют о массовом сопротивлении и героизме русского народа завоевателям в течение трех лет. Почему, несмотря на это, монголо-татары смогли сломить сопротивление и установить свою власть над Русью в виде ига».

2.Работа над проблемой.

А). Организация групповой работы:

                                                                    1 группа (работа с картой)

 

       «1.Рассмотрите карту на странице 128.

         2.Проследитепо карте путь Батыя.

         3. Пользуясь легендой карты, назовите места сражений, дату и княжества, которые были захвачены татарами.

         4. Сколько лет сопротивлялась Русь монголо – татарам?

                                                                 

                                                                   2 группа (работа с текстом учебника)

        1. Прочитайте текст на странице 124, п.3, и страница 125, пятый абзац до стр. 126 до абзаца 3

        2.Ответьте на вопросы:

  • как ответили рязанцы на просьбу черниговского князя о помощи?
  • какова была судьба Рязани?

сделайте вывод о взаимоотношении между русскими князьями? Каковы последствия этих взаимоотношений?

                                                                3 группа (работа с историческим документом)

            1.Прочитайте извлечение из исторического документа «Повесть о разорении Рязани Батыем» на странице 130 учебника и ответьте на вопросы:

  • почему народная память сохранила имя Евпатия Коловрата?
  • почему выделили именно его среди защитников русских земель?
  • какие чувства у вас вызывает героизм Евпатия Коловрата»

                                                                4 группа (работа экспертной группы)

          Прочитайте текст п. 4 «Последствия монгольского нашествия» на странице 129

 озаглавьте абзацы пункта и вы получите ответ на вопрос «Каковы последствия монгольского нашествия на Русь?»

                                                                   4.Обсуждение проблемы:

           

              Обсуждение проблемы – это отчет групп о проделанной работе и  формулирование вывода, демонстрирующего решение проблемного задания: ««Источники повествуют о массовом сопротивлении и героизме русского народа завоевателям в течение трех лет. Несмотря на это, монголо-татары смогли сломить сопротивление и установить свою власть над Русью в виде ига».

                                    1 группа представляет работу с картой. Для этого используется итнтерактивная карта «Нашествие татаро – монголов на Русь». При этом ученики показывают планируемые УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные) и результаты:

                                         Предметные:                          

  • смогут проследить походы Батыя на Русь называть дату и княжества, захваченные Батыем (1238 – 1242);
  • используя карту «Нашествие монголов на Русь», называть захваченные в 1237 – 1238    и 1239 – 1242  годах княжества;
  • указать города, оказавшие сопротивление завоевателям»

                                     Метапредметные:    

  • Проанализировать причины падения русских княжеств;
  • читать карту, используя ее легенду;
  • делать выводы, анализировать предложенный материал

                                    Личностные:

  • продемонстрируют навыки самоконтроля, способность запоминать, выбирать наиболее актуальный материал, связанный с раскрытием темы «Татаро - монгольское нашествие».

Рефлексия

1 группа.

 Во время отчёта  первой группы остальные учащиеся заполняют таблицу в рабочей тетради на странице 33 «Походы Батыя на Русь».

2 группа.

После отчёта о проделанной работе второй группы учащиеся  высказывают своё мнение,  отвечают на вопрос 3 страница 128.

3 группа.

Во время отчёта третьей группы ученики, опираясь на документ на странице 130,  высказывают своё мнение, отвечая на вопрос к документу.

4 группа.

После отчёта 4 группы все выполняют задание 3 на странице 34 рабочей тетради.

                                         Подведение итогов.

Как вы считаете, достигли ли вы цели в решении главной проблемы сегодняшнего урока?  

Почему,  несмотря на героическое сопротивление русского народа,

татаро – монголы смогли  завоевать русские земли и установить иго на Руси.

                                               Домашнее задание.

  • Подготовить рассказ от имени участника обороны города во время монголо – татарского завоевания  (город по выбору),
  • выучить параграф 18, ответить на вопросы.

                                               

  Тестовая работа   (Можно использовать как рефлексию)

Часть А.

1.Битва на Калке, где русские князья впервые встретились с татаро – монголами произошла  в

А) 1223 г.

Б) 1240 г.

В) 1380 г.

Г) 1480 г.

2. Русь попала в зависимость от Золотой Орды в результате

А) нашествия хана Батыя

Б) набегов хазар

В) походов Чингисхана

Г) набегов половцев.

3. В каком веке произошла битва на реке Сити

А) 11 век

Б) 12 век

В) 13 век

Г) 14 век.

4. Какой город татаро – монголы назвали «злым»?

А) Киев

Б) Козельск

В) Владимир

Г) Рязань.

5. Грамота на княжение, получаемая русскими князьями называлась

А) пайдза

Б) ясак

В) ярлык

Г) баскак.

Часть В.

  1. Установить соответствие между терминами и определениями

Термин

Определение

А. Ордынский выход

1. Экономическая и политическая зависимость русских княжеств

Б. Иго

2. Количество дани, уплачиваемой русскими князьями в орду

В. «Положить в число»

3. Осуществление переписи населения

Г. Поминки

4. Подарки татаро – монголам от русских князей

  1. Рассмотрите карту «нашествие татаро – монголов на Русь» страница 128, укажите события, которые нашли отражение на карте

- какая часть Руси подверглась нападению

- в каких битвах решалась судьба Руси

- какие земли не подверглись нашествию татаро – монгол в первом походе.