Элективные курсы

Паршин Роман Петрович

Предварительный просмотр:

Исследование информационных моделей 10  кл

На основе программы   Н.Д. Угринович.

Пояснительная записка

Изучение любого объекта или феномена внешнего мира основано на методологии моделирования. Специфика информатики в отличие от, скажем, физики заключается в том, что она использует не только (и даже не столько) математические модели, но и модели всевозможных форм и видов (текст, таблица, рисунок, алгоритм, программа — все это модели). Именно понятие информационной модели придает курсу информатики и информационных технологий тот широкий спектр межпредметных связей, формирование которых является одной из основных задач этого курса в основной школе. Сама же деятельность по построению информационной модели — информационное моделирование — является обобщенным видом деятельности, который характеризует именно информатику.

Построенную информационную модель в дальнейшем можно рассматривать как новый информационный объект. Этот объект можно целенаправленно преобразовать в другой объект, управляя тем или иным информационным процессом, если такое управление допускает реализацию на компьютере. Речь идет об автоматизации информационного процесса. Такой автоматизированный процесс и является информационной технологией.

Основным методом обучения в данном элективном курсе является метод проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.

Цель курса: научить учащихся:

—  строить информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей (физика, математика, химия, биология, география и экономика);

— на их основе разрабатывать компьютерные модели с использованием систем объектно-ориентированного программирования Visual Basic и Delphi, а также электронных таблиц Microsoft Excel;

—  проводить компьютерный эксперимент, т.е. исследование компьютерных моделей.

Тематическое планирование учебного материала

Основы объектно-ориентированного программирования (10 ч). Дополнительные возможности электронных таблиц (3 ч) . Построение и исследование моделей (22 ч)

Вид

Тема

-

Основы объектно-ориентированного программирования (10 ч)

1

т

Объекты : свойства, методы, события

2

п

Объекты : свойства, методы, события. Событийные и общие процедуры.

3

т

Интегрированные среды объектно-ориентированного  программирования.

4

т

Операторы ветвления

5

п

Операторы ветвления

6

т

Операторы выбора

7

п

Операторы выбора

8

т

Операторы цикла

9

п

Операторы цикла

10

т

Основные типы данных: переменные, массивы. Функции.

-

Дополнительные возможности электронных таблиц (3 ч)

11

п

Построение диаграмм и графиков

12

п

Подбор параметров. Надстройка. поиск решения

13

п

Логические функции

-

Построение и исследование моделей (22 ч)

14

т

Моделирование как метод познания

15

т

Системный подход к окружающему миру

16

т

Объект и его свойства

17

т

Система как целостная совокупность объектов.

18

п

Объектно- ориентированное моделирование

19

т

Основные этапы разработки и исследование моделей

20

п

Основные этапы разработки и исследование моделей

21

п

Основные этапы разработки и исследование моделей

22

т

Построение и исследование физических и астрономических моделей

23

п

Использование анимации для имитации движений

24

п

Исследование математических моделей

25

п

Биологические модели развития популяций

26

т

Моделирование логических устройств

27

п

Моделирование логических устройств

28

п

Работа над проектом

29

п

Работа над проектом

30

п

Работа над проектом

31

п

Работа над проектом

32

п

Работа над проектом

33

п

Работа над проектом

34

п

Работа над проектом

35

п

Защита проекта. Подведение отогов



Предварительный просмотр:

                               Исследование информационных моделей 11  кл   (35 ч)

Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 кл. Бином 2005 г. Н.Д. Угринович.

Пояснительная записка

Изучение любого объекта или феномена внешнего мира основано на методологии моделирования. Специфика информатики в отличие от, скажем, физики заключается в том, что она использует не только (и даже не столько) математические модели, но и модели всевозможных форм и видов (текст, таблица, рисунок, алгоритм, программа — все это модели). Именно понятие информационной модели придает курсу информатики и информационных технологий тот широкий спектр межпредметных связей, формирование которых является одной из основных задач этого курса в основной школе. Сама же деятельность по построению информационной модели — информационное моделирование — является обобщенным видом деятельности, который характеризует именно информатику.

Построенную информационную модель в дальнейшем можно рассматривать как новый информационный объект. Этот объект можно целенаправленно преобразовать в другой объект, управляя тем или иным информационным процессом, если такое управление допускает реализацию на компьютере. Речь идет об автоматизации информационного процесса. Такой автоматизированный процесс и является информационной технологией.

Основным методом обучения в данном элективном курсе является метод проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.

Цель курса: научить учащихся:

—  строить информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей (физика, математика, химия, биология, география и экономика);

— на их основе разрабатывать компьютерные модели с использованием систем объектно-ориентированного программирования Visual Basic и Delphi, а также электронных таблиц Microsoft Excel;

—  проводить компьютерный эксперимент, т.е. исследование компьютерных моделей.

Тематическое планирование учебного материала

 Моделирование как метод познания (1 ч). Исследование физических моделей (9 ч). Приближенное решение уравнений (2 ч). Вероятностные модели ( 3 ч). Биологические  модели развития популяций ( 4 ч). Оптимизационные модели в экономике (4 ч). Экспертные системы распознавания химических веществ (3 ч). Геоинформационные модели в электронных таблицах Microsoft Exсel (2 ч). Модели логических устройств (4ч). Информационные модели управления объектами ( 3ч).

Литература

1. Н. Угринович.  Информатика и информационные технологии . -М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003.

2. Окулов С.М. Информатика: Развитие интеллекта школьников.- М.: Бином. 2005.

3. Бабушкина И.А., Окулов С.М. Практикум по объектно-ориентированному программированию.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

Рассмотрено на                           Согласовано                                 Утверждаю

на заседании  МО                      зам. директора                             директор МОУСОШ №3

 Пр №       от                               Жаданов С.Ф                                Хмеленко Т.Л.

Элективный курс

Исследование информационных моделей.  11  кл  (35 ч)

Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 кл. Бином 2005 г. Н.Д. Угринович.



Предварительный просмотр:

                     Элективный курс « Физика и искусство»  9 кл (17ч/35ч).

 Первое сентября. Газета «Физика»  №2. Н.А. Абышева.

                      Пояснительная записка.

Время, т.е. деятельность, за последние двадцать лет существенно изменилось. Интеллект всё смелее, хотя пока и косвенно, становится стратегическим ресурсом страны помимо его индивидуальной значимости для развития. А значит, усвоение норм современного мышления и мировоззрения должно быть обеспечено содержательно и организационно. Следует признать, что за последние годы понимание этих качеств усложнилось, но в реальности деятельность (по структуре и смыслам) школьников фактически не изменилась. Никакое дополнительное физическое содержание уже не даст принципиального эффекта, если не будет изменена сама деятельность.

    Анализ показал, что несмотря на определённые достоинства существующих программ, у них есть два существенных недостатка:

—   выпадает очень большой объём познавательного материала, который должен расширять научно-технический кругозор учащихся и развивать их мышление. Этот недостаток целиком и полностью определяется нехваткой учебного времени;

—  у многих учащихся  отсутствуют умения самостоятельно приобретать знания, наблюдать и объяснять явления природы, а также умения пользоваться справочной и хрестоматийной литературой; С целью устранения вышеуказанных недостатков и была создана эта программа. Она учитывает возрастные особенности детей, их интересы к предметам физико-математического цикла и представляет  элективный курс физики, являясь одним из компонентов системы непрерывного физического образования в школе.

Цели курса, формирование одной из важнейших сторон научного мировоззрения школьников — представления о природе как о стройной, гармонически взаимосвязанной системе мироздания; пробуждение интереса к предмету, физическому явлению, эксперименту, желания творчески проявить себя; повышение степени усвояемости получаемых знаний, развитие познавательных и творческих способностей школьников; повышение эффективности трудового воспитания, формирование умений и навыков красивой работы.

 Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, формирование осознанных мотивов учения;

формирование основополагающих понятий и опорных знаний, необходимых при изучении физики и в по вседневной жизни.

     

                Тематическое планирование учебного материала

1.  Физика как важнейший элемент мировой культуры и культуры каждого образованного человека (2 ч/4ч)

2.  Физика и литература (2 ч/4ч)

3. Физика и театр (1 ч/2ч)

4.  Физика и кино (2 ч/4ч)

5. Физика и цирк (2 ч/4ч)

6. Физика и живопись (1 ч/2ч)

7.  Физика и скульптура (1 ч/2)

8.  Физика и архитектура (2 ч/5ч)

9.  Физика и музыка (2 ч/4ч)

10. Встречи в творческой гостиной (1 ч/3ч)

11. Итоговое занятие (1 ч/1ч)

Литература

1. Перышкин А.В., Чемакин В.П. Факультативный курс физики. – М.: Просвещение 1980.

2. Лыков В.Я. Эстетическое воспитание при обучении физике.- М.: Просвещение , 1986.

3. Анфилов Г.Б. Физика в музыке. – М.: Детская литература, 1964.

4. Ланина И.Я. Не уроком единым. – М..6 Просвещение, 1991.

Муниципальное общеобразовательное

Учреждение средняя общеобразовательная

Школа №3 Новоселицкого района

Ставропольского края

Рассмотрено                                                      Принято и утверждено

На заседании                                                     методическим советом

Методического совета                                     отделом образования

МОУ СОШ №3                                                 администрации Новоселицкого

С. Китаевского                                                  муниципального района

Протокол №__от _______                                «___»________2010г.

Председатель МС                                             Зав. методкабинетом

_________   Е.А. Шаповалова                          ____________Т.В.Демочкина

ПРОГРАММА

Элективного курса

« Физика и искусство»  

Первое сентября. Газета «Физика»  №2.2007г

Автор: Н.А. Абышева.

с.Китаевское



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3

с. Китаевское Новоселицкого района.

Утверждаю

Директор МОУ СОШ №3

__________ Жаданов С.Ф.

«__»___________2012 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________ Шаповалова Е.А.

«___»____________2012 г.

Рассмотрено

Руководитель ШМО

естественно

-математического цикла

__________ Васильева Н.И.

Протокол №___

от «___»________2012г.

Рабочая программа

Элективного курса

«Физика в сельском хозяйстве»

на 2011-2012 учебный год.

Автор-составитель:

Паршин Роман Петрович

Учитель физики, высшая

квалификационная категория

                               Пояснительная записка.

   

    Прогресс науки и техники требует от человека максимального развития его способностей , умений и навыков трудовой деятельности. В этих условиях роль физики как основы техники значительно возрастает. Дальнейшее совершенствование политехнического обучения создает возможности для работы по профессиональной ориентации учащихся на сельскохозяйственные профессии.

   Элективный курс  рассчитан на изучение в 9 классах  средней общеобразовательной школы. На изучение курса отводится 34 ч за 1 год обучения. При создании программы элективного курса   поставлены задачи- развивать интерес учащихся к физике, современной сельскохозяйственной технике; осуществлять тесную связь изучения физики с жизнью; формировать у школьников профессиональные намерения для выбора сельскохозяйственных профессий.

    Элективный курс  имеет прикладную направленность. Его содержание тесно связано с основным курсом физики.

Выбор прикладных вопросов элективного  курса  основывается на следующих принципах:

- тесной связи изучаемых на занятиях факультатива прикладных вопросов с материалом основного курса и опоры на него;  

- направленность факультатива на выполнение социального заказа общества по подготовке учащихся к труду, их ориентации на сельскохозяйственные профессии;

- ориентация основных вопросов на важнейшие направления механизации и автоматизации  сельскохозяйственного производства;

- использование при проведении лабораторных работ типового оборудования кабинета физики.

             

 Тематическое планирование учебного материала

1. Движение и силы (10ч). Введение. Какую площадь можно обработать? Инерционный аккумулятор.  Использование инерции в воздухоочистителе Ленточный подъемник. Зерновой метатель . Трение помогает человеку. Почему зимой пользуются санями. Десятичные весы. Какой высоты дом можно построить.

2. Давление в жидкости и газе (9ч). Как приходит вода на ферму. Волна поливает сад. Водоструйная установка. Гидравлический подъемник и тормоза. Воздух тормоз. Лр1 « Сделай поилку для птиц. Сифон». Лр2 « Пульверизатор». Молокомер. Лактометр. Керосино-водяная ванна.

3.  Теплопередача и работа (9ч). Как измеряют температуру воды, воздуха, и почвы. При какой температуре растения гибнут. Как охлаждается двигатель? Как лучше отапливать дом?  Можно ли сохранить картофель зимой в поле? Холодная питьевая вода на комбайне. Использование энергии солнца. Солнечный водонагреватель. Теплица.

4.  Количество теплоты (6ч) Как подсчитать потребность в топливе.  Опыты по испарению. Будут ли заморозки? Как получить дистиллированную воду? Подведение итогов.

      Основные задачи:

Освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных, квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира.

Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать их, обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений. представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц. графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств. для решения физических задач.

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с  использованием информационных технологий.

Воспитание убежденности в возможности познания, природы в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники. отношения к физике как элементу человеческой культуры.

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни. для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


Тематическое планирование «Физика в сельском хозяйстве»  9  кл

Учебник : Физика в сельском хозяйстве.

  1 часа в неделю      всего 34 ч                            

                                                                                                                                                             

Тема

Примечание

-

Движение и силы

1

 Введение. Какую площадь можно обработать ?

2

Инерционный аккумулятор.  Использование инерции в воздухоочистителе.

3

Ленточный подъемник. Зерновой метатель

4

Трение помогает человеку. Почему зимой пользуются санями.

5

Десятичные весы. Какой высоты дом можно построить.

-

 Давление в жидкости и газе.

6

Как приходит вода на ферму. Волна поливает сад. Водоструйная установка.

7

Гидравлический подъемник и тормоза. Воздух тормоз.

8

Лр1 « Сделай поилку для птиц. Сифон»

9

Лр2 « Пульверизатор»

10

Молокомер. Лактометр. Керосино-водяная ванна

-

Теплопередача и работа

11

Как измеряют температуру воды, воздуха, и почвы. При какой температуре растения гибнут.

12

Как охлаждается двигатель? Как лучше отапливать дом?

13

Можно ли сохранить картофель зимой в поле? Холодная питьевая вода на комбайне.

14

Использование энергии солнца. Солнечный водонагреватель. Теплица.

-

Количество теплоты

15

Как подсчитать потребность в топливе.

16

Опыты по испарению. Будут ли заморозки?

17

Как получить дистиллированную воду? Подведение итогов.

Литература:

1. Перышкин А.В., Чемакин В.П. Факультативный курс физики. – М.: Просвещение 1980.

2. Лыков В.Я. Эстетическое воспитание при обучении физике.- М.: Просвещение , 1986.

3. Анфилов Г.Б. Физика в музыке. – М.: Детская литература, 1964.

4. Ланина И.Я. Не уроком единым. – М..6 Просвещение, 1991.