Элективные курсы
Материалы учителя
Скачать:
Предварительный просмотр:
Исследование информационных моделей 10 кл
На основе программы Н.Д. Угринович.
Пояснительная записка
Изучение любого объекта или феномена внешнего мира основано на методологии моделирования. Специфика информатики в отличие от, скажем, физики заключается в том, что она использует не только (и даже не столько) математические модели, но и модели всевозможных форм и видов (текст, таблица, рисунок, алгоритм, программа — все это модели). Именно понятие информационной модели придает курсу информатики и информационных технологий тот широкий спектр межпредметных связей, формирование которых является одной из основных задач этого курса в основной школе. Сама же деятельность по построению информационной модели — информационное моделирование — является обобщенным видом деятельности, который характеризует именно информатику.
Построенную информационную модель в дальнейшем можно рассматривать как новый информационный объект. Этот объект можно целенаправленно преобразовать в другой объект, управляя тем или иным информационным процессом, если такое управление допускает реализацию на компьютере. Речь идет об автоматизации информационного процесса. Такой автоматизированный процесс и является информационной технологией.
Основным методом обучения в данном элективном курсе является метод проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.
Цель курса: научить учащихся:
— строить информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей (физика, математика, химия, биология, география и экономика);
— на их основе разрабатывать компьютерные модели с использованием систем объектно-ориентированного программирования Visual Basic и Delphi, а также электронных таблиц Microsoft Excel;
— проводить компьютерный эксперимент, т.е. исследование компьютерных моделей.
Тематическое планирование учебного материала
Основы объектно-ориентированного программирования (10 ч). Дополнительные возможности электронных таблиц (3 ч) . Построение и исследование моделей (22 ч)
№ | Вид | Тема |
- | Основы объектно-ориентированного программирования (10 ч) | |
1 | т | Объекты : свойства, методы, события |
2 | п | Объекты : свойства, методы, события. Событийные и общие процедуры. |
3 | т | Интегрированные среды объектно-ориентированного программирования. |
4 | т | Операторы ветвления |
5 | п | Операторы ветвления |
6 | т | Операторы выбора |
7 | п | Операторы выбора |
8 | т | Операторы цикла |
9 | п | Операторы цикла |
10 | т | Основные типы данных: переменные, массивы. Функции. |
- | Дополнительные возможности электронных таблиц (3 ч) | |
11 | п | Построение диаграмм и графиков |
12 | п | Подбор параметров. Надстройка. поиск решения |
13 | п | Логические функции |
- | Построение и исследование моделей (22 ч) | |
14 | т | Моделирование как метод познания |
15 | т | Системный подход к окружающему миру |
16 | т | Объект и его свойства |
17 | т | Система как целостная совокупность объектов. |
18 | п | Объектно- ориентированное моделирование |
19 | т | Основные этапы разработки и исследование моделей |
20 | п | Основные этапы разработки и исследование моделей |
21 | п | Основные этапы разработки и исследование моделей |
22 | т | Построение и исследование физических и астрономических моделей |
23 | п | Использование анимации для имитации движений |
24 | п | Исследование математических моделей |
25 | п | Биологические модели развития популяций |
26 | т | Моделирование логических устройств |
27 | п | Моделирование логических устройств |
28 | п | Работа над проектом |
29 | п | Работа над проектом |
30 | п | Работа над проектом |
31 | п | Работа над проектом |
32 | п | Работа над проектом |
33 | п | Работа над проектом |
34 | п | Работа над проектом |
35 | п | Защита проекта. Подведение отогов |
Предварительный просмотр:
Исследование информационных моделей 11 кл (35 ч)
Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 кл. Бином 2005 г. Н.Д. Угринович.
Пояснительная записка
Изучение любого объекта или феномена внешнего мира основано на методологии моделирования. Специфика информатики в отличие от, скажем, физики заключается в том, что она использует не только (и даже не столько) математические модели, но и модели всевозможных форм и видов (текст, таблица, рисунок, алгоритм, программа — все это модели). Именно понятие информационной модели придает курсу информатики и информационных технологий тот широкий спектр межпредметных связей, формирование которых является одной из основных задач этого курса в основной школе. Сама же деятельность по построению информационной модели — информационное моделирование — является обобщенным видом деятельности, который характеризует именно информатику.
Построенную информационную модель в дальнейшем можно рассматривать как новый информационный объект. Этот объект можно целенаправленно преобразовать в другой объект, управляя тем или иным информационным процессом, если такое управление допускает реализацию на компьютере. Речь идет об автоматизации информационного процесса. Такой автоматизированный процесс и является информационной технологией.
Основным методом обучения в данном элективном курсе является метод проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.
Цель курса: научить учащихся:
— строить информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей (физика, математика, химия, биология, география и экономика);
— на их основе разрабатывать компьютерные модели с использованием систем объектно-ориентированного программирования Visual Basic и Delphi, а также электронных таблиц Microsoft Excel;
— проводить компьютерный эксперимент, т.е. исследование компьютерных моделей.
Тематическое планирование учебного материала
Моделирование как метод познания (1 ч). Исследование физических моделей (9 ч). Приближенное решение уравнений (2 ч). Вероятностные модели ( 3 ч). Биологические модели развития популяций ( 4 ч). Оптимизационные модели в экономике (4 ч). Экспертные системы распознавания химических веществ (3 ч). Геоинформационные модели в электронных таблицах Microsoft Exсel (2 ч). Модели логических устройств (4ч). Информационные модели управления объектами ( 3ч).
Литература
1. Н. Угринович. Информатика и информационные технологии . -М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003.
2. Окулов С.М. Информатика: Развитие интеллекта школьников.- М.: Бином. 2005.
3. Бабушкина И.А., Окулов С.М. Практикум по объектно-ориентированному программированию.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
Рассмотрено на Согласовано Утверждаю
на заседании МО зам. директора директор МОУСОШ №3
Пр № от Жаданов С.Ф Хмеленко Т.Л.
Элективный курс
Исследование информационных моделей. 11 кл (35 ч)
Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 кл. Бином 2005 г. Н.Д. Угринович.
Предварительный просмотр:
Элективный курс « Физика и искусство» 9 кл (17ч/35ч).
Первое сентября. Газета «Физика» №2. Н.А. Абышева.
Пояснительная записка.
Время, т.е. деятельность, за последние двадцать лет существенно изменилось. Интеллект всё смелее, хотя пока и косвенно, становится стратегическим ресурсом страны помимо его индивидуальной значимости для развития. А значит, усвоение норм современного мышления и мировоззрения должно быть обеспечено содержательно и организационно. Следует признать, что за последние годы понимание этих качеств усложнилось, но в реальности деятельность (по структуре и смыслам) школьников фактически не изменилась. Никакое дополнительное физическое содержание уже не даст принципиального эффекта, если не будет изменена сама деятельность.
Анализ показал, что несмотря на определённые достоинства существующих программ, у них есть два существенных недостатка:
— выпадает очень большой объём познавательного материала, который должен расширять научно-технический кругозор учащихся и развивать их мышление. Этот недостаток целиком и полностью определяется нехваткой учебного времени;
— у многих учащихся отсутствуют умения самостоятельно приобретать знания, наблюдать и объяснять явления природы, а также умения пользоваться справочной и хрестоматийной литературой; С целью устранения вышеуказанных недостатков и была создана эта программа. Она учитывает возрастные особенности детей, их интересы к предметам физико-математического цикла и представляет элективный курс физики, являясь одним из компонентов системы непрерывного физического образования в школе.
Цели курса, формирование одной из важнейших сторон научного мировоззрения школьников — представления о природе как о стройной, гармонически взаимосвязанной системе мироздания; пробуждение интереса к предмету, физическому явлению, эксперименту, желания творчески проявить себя; повышение степени усвояемости получаемых знаний, развитие познавательных и творческих способностей школьников; повышение эффективности трудового воспитания, формирование умений и навыков красивой работы.
Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, формирование осознанных мотивов учения;
формирование основополагающих понятий и опорных знаний, необходимых при изучении физики и в по вседневной жизни.
Тематическое планирование учебного материала
1. Физика как важнейший элемент мировой культуры и культуры каждого образованного человека (2 ч/4ч)
2. Физика и литература (2 ч/4ч)
3. Физика и театр (1 ч/2ч)
4. Физика и кино (2 ч/4ч)
5. Физика и цирк (2 ч/4ч)
6. Физика и живопись (1 ч/2ч)
7. Физика и скульптура (1 ч/2)
8. Физика и архитектура (2 ч/5ч)
9. Физика и музыка (2 ч/4ч)
10. Встречи в творческой гостиной (1 ч/3ч)
11. Итоговое занятие (1 ч/1ч)
Литература
1. Перышкин А.В., Чемакин В.П. Факультативный курс физики. – М.: Просвещение 1980.
2. Лыков В.Я. Эстетическое воспитание при обучении физике.- М.: Просвещение , 1986.
3. Анфилов Г.Б. Физика в музыке. – М.: Детская литература, 1964.
4. Ланина И.Я. Не уроком единым. – М..6 Просвещение, 1991.
Муниципальное общеобразовательное
Учреждение средняя общеобразовательная
Школа №3 Новоселицкого района
Ставропольского края
Рассмотрено Принято и утверждено
На заседании методическим советом
Методического совета отделом образования
МОУ СОШ №3 администрации Новоселицкого
С. Китаевского муниципального района
Протокол №__от _______ «___»________2010г.
Председатель МС Зав. методкабинетом
_________ Е.А. Шаповалова ____________Т.В.Демочкина
ПРОГРАММА
Элективного курса
« Физика и искусство»
Первое сентября. Газета «Физика» №2.2007г
Автор: Н.А. Абышева.
с.Китаевское
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3
с. Китаевское Новоселицкого района.
Утверждаю
Директор МОУ СОШ №3
__________ Жаданов С.Ф.
«__»___________2012 г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
____________ Шаповалова Е.А.
«___»____________2012 г.
Рассмотрено
Руководитель ШМО
естественно
-математического цикла
__________ Васильева Н.И.
Протокол №___
от «___»________2012г.
Рабочая программа
Элективного курса
«Физика в сельском хозяйстве»
на 2011-2012 учебный год.
Автор-составитель:
Паршин Роман Петрович
Учитель физики, высшая
квалификационная категория
Пояснительная записка.
Прогресс науки и техники требует от человека максимального развития его способностей , умений и навыков трудовой деятельности. В этих условиях роль физики как основы техники значительно возрастает. Дальнейшее совершенствование политехнического обучения создает возможности для работы по профессиональной ориентации учащихся на сельскохозяйственные профессии.
Элективный курс рассчитан на изучение в 9 классах средней общеобразовательной школы. На изучение курса отводится 34 ч за 1 год обучения. При создании программы элективного курса поставлены задачи- развивать интерес учащихся к физике, современной сельскохозяйственной технике; осуществлять тесную связь изучения физики с жизнью; формировать у школьников профессиональные намерения для выбора сельскохозяйственных профессий.
Элективный курс имеет прикладную направленность. Его содержание тесно связано с основным курсом физики.
Выбор прикладных вопросов элективного курса основывается на следующих принципах:
- тесной связи изучаемых на занятиях факультатива прикладных вопросов с материалом основного курса и опоры на него;
- направленность факультатива на выполнение социального заказа общества по подготовке учащихся к труду, их ориентации на сельскохозяйственные профессии;
- ориентация основных вопросов на важнейшие направления механизации и автоматизации сельскохозяйственного производства;
- использование при проведении лабораторных работ типового оборудования кабинета физики.
Тематическое планирование учебного материала
1. Движение и силы (10ч). Введение. Какую площадь можно обработать? Инерционный аккумулятор. Использование инерции в воздухоочистителе Ленточный подъемник. Зерновой метатель . Трение помогает человеку. Почему зимой пользуются санями. Десятичные весы. Какой высоты дом можно построить.
2. Давление в жидкости и газе (9ч). Как приходит вода на ферму. Волна поливает сад. Водоструйная установка. Гидравлический подъемник и тормоза. Воздух тормоз. Лр1 « Сделай поилку для птиц. Сифон». Лр2 « Пульверизатор». Молокомер. Лактометр. Керосино-водяная ванна.
3. Теплопередача и работа (9ч). Как измеряют температуру воды, воздуха, и почвы. При какой температуре растения гибнут. Как охлаждается двигатель? Как лучше отапливать дом? Можно ли сохранить картофель зимой в поле? Холодная питьевая вода на комбайне. Использование энергии солнца. Солнечный водонагреватель. Теплица.
4. Количество теплоты (6ч) Как подсчитать потребность в топливе. Опыты по испарению. Будут ли заморозки? Как получить дистиллированную воду? Подведение итогов.
Основные задачи:
Освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных, квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира.
Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать их, обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений. представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц. графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств. для решения физических задач.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
Воспитание убежденности в возможности познания, природы в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники. отношения к физике как элементу человеческой культуры.
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни. для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Тематическое планирование «Физика в сельском хозяйстве» 9 кл
Учебник : Физика в сельском хозяйстве.
1 часа в неделю всего 34 ч
№ | Тема | Примечание |
- | Движение и силы | |
1 | Введение. Какую площадь можно обработать ? | |
2 | Инерционный аккумулятор. Использование инерции в воздухоочистителе. | |
3 | Ленточный подъемник. Зерновой метатель | |
4 | Трение помогает человеку. Почему зимой пользуются санями. | |
5 | Десятичные весы. Какой высоты дом можно построить. | |
- | Давление в жидкости и газе. | |
6 | Как приходит вода на ферму. Волна поливает сад. Водоструйная установка. | |
7 | Гидравлический подъемник и тормоза. Воздух тормоз. | |
8 | Лр1 « Сделай поилку для птиц. Сифон» | |
9 | Лр2 « Пульверизатор» | |
10 | Молокомер. Лактометр. Керосино-водяная ванна | |
- | Теплопередача и работа | |
11 | Как измеряют температуру воды, воздуха, и почвы. При какой температуре растения гибнут. | |
12 | Как охлаждается двигатель? Как лучше отапливать дом? | |
13 | Можно ли сохранить картофель зимой в поле? Холодная питьевая вода на комбайне. | |
14 | Использование энергии солнца. Солнечный водонагреватель. Теплица. | |
- | Количество теплоты | |
15 | Как подсчитать потребность в топливе. | |
16 | Опыты по испарению. Будут ли заморозки? | |
17 | Как получить дистиллированную воду? Подведение итогов. |
Литература:
1. Перышкин А.В., Чемакин В.П. Факультативный курс физики. – М.: Просвещение 1980.
2. Лыков В.Я. Эстетическое воспитание при обучении физике.- М.: Просвещение , 1986.
3. Анфилов Г.Б. Физика в музыке. – М.: Детская литература, 1964.
4. Ланина И.Я. Не уроком единым. – М..6 Просвещение, 1991.