Программы факультативов и элективов в 2019-2020 учебном году

Глухов Александр Александрович

Факультатив по истории в 6м классе "Тайны Средневековья"

Практикум по обществознанию в 11 классе 

Основы финансовой грамотности в 10 классе

"Правоведение", 11 класс

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 ГОРОДА КОВРОВА

(МБОУ СОШ № 9)

ул. Жуковского, дом 5, г. Ковров, Владимирская область, 601914 Тел./факс (49232) 3 10 52

E-mail: sc-9@yandex.ru    http://школа-9.рф

ОКПО 54597738, ОГРН 1033302200447ИНН/КПП 3305016868/330501001

РАССМОТРЕНО

на заседании УМК:

протокол №____,

от «__» ________  2017г

Зав. кафедрой:

____________________

СОГЛАСОВАНО

 Заместитель директора по УР:  

 «__» ________ ____ 2017г

_______________Е.И. Ромина

УТВЕРЖДАЮ

приказ №            о\д

 от «__» ________  2017г

Директор МБОУ СОШ№9

___________Т.Г. Горбунова

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА

«Тайны Средневековья»

для 6 класса

2017-2018 учебный год

           

     Составитель:

С.И. Кудрявцева «Тайны средневековья»,

электронный ресурс: https://pedportal.net/starshie-klassy/istoriya/programma-dya-fakultativa-po-istorii-quot-tayny-srednevekovya-quot-338039

Исполнитель:

учитель истории

Глухов Александр Александрович,

первая квалификационная категория

КОВРОВ

2017

Рабочая программа

факультатива «Тайны средневековья» 6 класс

Рабочая программа факультатива «Тайны средневековья» разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории, с учетом авторской программы  Кудрявцевой С.И. «Тайны средневековья».

Факультатив предназначен для учащихся 6-х классов, рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.

Общая характеристика учебного предмета

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 6 класса особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Цель и задачи курса

Цель изучения курса:

—        освоение значимости периода феодализма в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Общие задачи изучения курса следующие:

—        формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации в процессе освоения историко-культурного опыта народов зарубежных стран;

—        овладение знаниями о социокультурном развитии народов в эпоху Средневековья (преимущественно с позиции эволюции общественных взглядов);

овладение учащимися знаниями об истории отдельных стран Западной Европы в V—XV веках в их социальном, экономическом, политическом и духовно-нравственном контекстах, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в период Средневековья и его значении для современного Отечества;

—        воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов в процессе изучения истории и богатства культуры народов Европы, Азии, Африки и Америки;

—        развитие у учащихся способностей выявлять общее и различия в развитии отдельных регионов мира в эпоху феодализма, выделять и группировать признаки исторического явления, процесса;

—        формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между людьми, сословиями, отдельными народами, о повседневной культуре и куртуазности в эпоху Средневековья в процессе осмысления современной реальности и общения с разными людьми.

Реализация межпредметных связей

Системный подход в обучении истории призван обеспечивать координацию со смежными предметами: обществознание, литература. Это обеспечивается за счет вычленения исторического контекста отношений человека в обществе, сопоставлении фактов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для курса «Тайны средневековья» в области познавательной деятельности являются:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата);

- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования, (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…».

В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается:

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках;

- извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.

Методика оценивания достижений обучающихся

Проверка освоения материала осуществляется посредством контрольных вопросов после изучения каждой темы, тестов, устного опроса, проведения викторин и других творческих работ.

Методы и формы обучения

Ведущие методы преподавания курса, применяемые в процессе обучения:

– методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся; проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу учащихся;

– интерактивные методы (эвристические методы, учебный диалог, метод проблемных задач, деловые игры);

– самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые.

Формы учебных занятий: традиционный занятия, лекции с последующими дискуссиями, семинары, уроки с элементами моделирования ситуаций и деловыми играми, практикумы, нетрадиционные уроки (презентации, уроки решения ключевых задач, интегрированные уроки, уроки защиты творческих проектов и др.)

Содержание курса (34 часа)

Введение. Живое Средневековье

Что изучает история Средних веков. Дискуссии учёных о временных границах эпохи Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам учёные изучают историю Средних веков.

Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)

Древние германцы и Римская империя. Переселение германцев из Альп на территорию Римской империи. Расселение германцев в новых для них землях.

Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. Образование варварских государств на территории бывшей Западной Римской империи. Франки. Возвышена Хлодвига — вождя франков.

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. Новый король и династия Каролингов. Личность Карла Великого.

Западная Европа в IX-XI вв. Франция в IX—XI вв.

Англия в IX-XI вв. Легенды об английском короле Артуре и историческая реальность. Бретань и Британия. Норманны и их образ жизни. Норманны и Англия. Население Западной Европы и викинги. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Норманнские Рюриковичи — первая династия князей Древней Руси.

Культура Западной Европы в раннее Средневековье, утверждение христианства в раннее Средневековье. Ограниченность представлений о мире у средневекового европейца. Хроники и житийная литература. Появление светской литературы на латинском языке. Англосаксонский эпос «Беовульф», скандинавский — «Старшая Эдда», германский — «Песнь о Нибелунгах», французский — «Песнь о Роланде».

Образование славянских государств. Направления движения славян и территории их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Управление и организация жизни у славян. Вождь и дружина. Объединения славян. Образование государства у южных славян — Болгарии. Князь Симеон и его политика. Кочевники и судьбы Болгарского царства.

Католическая церковь в XI—XIII вв. Крестовые походы. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы.

Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. История региона — часть истории России. Факторы самобытности российской истории. Исторические источники по истории нашей Родины.

Древнейшие народы на территории России. Древняя Русь в VIII — первой половине XII в.

Русь Удельная в 30-е гг. XII-XIII вв. Московская Русь в XIV-XV вв.

Московское государство в XVI в. Социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в первой половине XVI в. Боярское правление. Иван IV: психологический портрет. Венчание Ивана IV на царство.

Учащиеся должны:

  • получить целостное представление об историческом пути Руси, соседних народов и государств с древнейших времён до конца XVI в.;
  • научиться применять понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;
  • уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в XVI в.);
  • уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории.

В результате изучения истории учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

знаниями:

  • ключевых исторических событий (время, место, участники, обстоятельства);
  • периодизации ключевых явлений и процессов (хронологические рамки, основания);
  • основных информационных источников по историческим периодам;
  • наиболее распространённых и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий, явлений и личностей прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендованной литературе;

умениями:

  • извлекать необходимую информацию из различных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты, графики и пр.);
  • сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;
  • различать факты и их интерпретации, оценки; классифицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления;
  • давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отличия;
  • на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, характеризовать условия и образ жизни людей разных исторических эпох, выявлять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
  • определять и аргументировать своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории;
  • применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в поликультурной среде.

Виды деятельности:

Изучение курса предполагает использование нестандартных форм и методов ведения занятий: сочетание теоретических знаний и использование различных  интерактивных форм работы. Во время учебных занятий могут использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой работы. Проведение игр, викторин позволят обеспечить серьезную мотивацию для дальнейшего обучения и сформировать устойчивый интерес учащихся к истории.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Кол-во часов

Название тем

1

1

Введение

2

1

Карл Великий – император франков

3

1

Король Артур и рыцари круглого стола

4

1

Чаша Грааля

5

1

Папесса Иоанна. Папа была мамой

6

1

Викинги и крестьяне

7

1

Леди Годива

8

1

Старец  Горы. Ассасины.

9

1

Ричард Львиное сердце

10

1

Славный разбойник Робин Гуд

11

1

Крестовый поход детей

12

1

Приемыши волчьей ямы. Зеленые дети

13

1

Гамельнский крысолов

14

1

Цвет Синей бороды. Упрямый барон

15

1

Месть Жанны

16

1

Об убийстве в Тауэре

17

1

О влюблённых из Вероны

18

1

«Пусть будет стыдно…» Орден Подвязки

19

1

Принцы в башне

20

1

Погнутый крест. Корона Иштвана Святого

21

1

Кто такой Дракула?

22

1

Средневековые нормы

23-24

2

Что пришло в современный русский язык из средневековой эпохи

25

1

Откуда есть пошла Русская земля

26

1

Кто был Рюрик

27

1

«Слово о полку Игореве»

28

1

Баба Яга и Кощей Бессмертный

29

1

Как крестилась Русь

30

1

Тайна Куликовской битвы

31

1

Загадка – уму зарядка

32

1

Иван Грозный – первый русский царь

33

1

Викторина

34

1

Итоговое занятие

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Список рекомендуемой литературы по курсу «Тайны средневековья» :

Булычёв К. Тайны Средневековья. - Из-во «АСТ», 2010 г.

Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1992.

Игнатов А.В.Всеобщая история. История Средних веков. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений- М.: Просвещение, 2012

Колесниченко Н.Ю.  История России с древнейших времен до конца 16 века. 6 класс. Волгоград;- «Учитель» 2007

Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс/ Сост. К.В.Волкова. -М.:ВАКО, 2013.

Можейко И.В. Тайны Средневековья. – Из-во «Дрофа», 2005 г.

Дополнительные материалы по курсу:

Таблицы

1.Вассальная пирамида

2.Этапы объединения русских земель в единое государство

3.Одежда эпохи и средневековья

4.Повинности средневековых крестьян

Карты:

  • Россия

1.Русь в IХ в.- начале ХII в.

2.Российское государство в ХVI в.

3.Древняя Русь-Русь Удельная- Московская Русь

4.Великое княжество Литовское в ХIII-ХV вв.

5.Киевская Русь в IХ-начале ХII в.

  • Средние века

1.Франкское государство в эпоху каролингов

2.Столетняя война 1337-1453 гг.

3.Византийская империя и славяне в VII в.

4.Восточная Римская (Византийская) империя при Юстиниане I (527-565гг.)

5.Развитие ремесле и  торговли в Европе а ХVII в.

6.Византийская империя в IХ-первой половине ХI в.

7.Западная Европа в ХI-начале ХIII в. Крестовые походы

Интернет-ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/

Планируемые результаты изучения курса:

Защита творческого проекта.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 ГОРОДА КОВРОВА

(МБОУ СОШ № 9)

ул. Жуковского, дом 5, г. Ковров, Владимирская область, 601914 Тел./факс (49232) 3 10 52

E-mail: sc-9@yandex.ru    http://школа-9.рф

ОКПО 54597738, ОГРН 1033302200447ИНН/КПП 3305016868/330501001

РАССМОТРЕНО

на заседании УМК:

протокол №____,

от «__» ________  2017г

Зав. кафедрой:

____________________

СОГЛАСОВАНО

 Заместитель директора по УР:  

 «__» ________ ____ 2017г

_______________Е.И. Ромина

УТВЕРЖДАЮ

приказ №            о\д

 от «__» ________  2017г

Директор МБОУ СОШ№9

___________Т.Г. Горбунова

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА

«Человек, политика и право»

для 9а класса

2017-2018 учебный год

           

     Составитель:

Е.Г. Казанцева

Электронный ресурс: scola5.ucoz.ru›index/rabochie_programmy/0-150

Исполнитель:

учитель истории

Глухов Александр Александрович,

первая квалификационная категория

КОВРОВ

2017

Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию составлена на  основе  Федерального  компонента  Государственного  образовательного  стандарта  основного общего  образования  по обществознанию (утверждён  приказом  Минобразования  РФ  № 1089  от  5  марта  2004  года),   учебного плана МБОУ СОШ №9» на 2016-2017 учебный год, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Обществознание, 6 – 9 классы» Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой, А.И. Матвеева (Москва «Просвещение»  2011) и учебника для  общеобразовательных  учреждений  по  обществознанию под  редакцией  Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева (Обществознание. 9 класс. Москва «Просвещение» 2012).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения обществознания, которые определены стандартом.

В программу внесены следующие изменения:

- за счет резервного учебного времени (11 часов) добавлена тема «Итоговое повторение и контроль знаний» (1 час);

- за счет резервного учебного времени увеличено количество часов на изучение тем «Политика и социальное управление» (+ 3 часа), «Право» (+6 часов) для проведения повторительно-обобщающих уроков по теме, практических работы и внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

- на основании календарного учебного графика ОУ текущего года программа сокращена на 1 час за счет темы «Итоговое повторение и контроль знаний».

Программа адресована обучающимся 9-го класса. Рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю), всего 34 учебных недели в год. 

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 9 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают предмет в первом концентре обществоведческого образования в средней школе на втором этапе. Второй этап (7 – 9  классы) ориентирован на более сложный  круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке обучающихся.

Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Изучение курса призвано содействовать формированию  у обучающихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний важными содержательными компонентами курса являются социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей. Данная дисциплина призвана помочь школьникам ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.

Курс содержит темы «Политика и социальное управление» и «Право». В каждой теме выделены специальные уроки-практикумы и уроки-исследования, на которых обучающиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.

Функции курса:

- обучить правилам пользования научными инструментами, теориями и методами;

- сформировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса;

- воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение, способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию;

- подготовить подростка к жизни во взрослом мире, предоставив исчерпывающую об окружающем обществе, к будущей профессиональной деятельности.

Изучение обществознания (включая экономику и право) на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Используемый учебно-методический комплект:

1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И.,  Иванова Л.Ф., Матвеев А.И. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6 – 11 классы. – М.: Просвещение, 2011.

2.  Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И. Жильцова Е.И. Обществознание. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. – М.: Просвещение, 2012.

Контроль

Основные виды контроля:

- предварительный (вводный)

- текущий

- периодический (тематический, рубежный)

- итоговый

Основанием  для  выделения  этих  видов   контроля   является   специфика дидактических задач на разных этапах обучения: вводный контроль применяют для актуализации имеющихся знаний, текущий контроль  проводят  в процессе  усвоения  нового  учебного  материала,  периодический   применяют   для проверки  усвоения  значительного   объема   изученного   материала   (темы, раздела); с помощью итогового контроля выявляют  степень  овладения  учебным материалом по предмету. Таким образом, все эти виды контроля повторяют логику учебного процесса.

Преобладающие формы контроля:

- письменный опрос (самостоятельные и  контрольные работы, тесты)

- устный опрос

Требования к уровню подготовки  обучающихся

Обучающиеся должны знать/понимать:

  • основные обществоведческие термины;
  • социальные свойства человека, виды его взаимодействия с другими людьми
  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Обучающиеся должны уметь:

  • описывать основные социальные объекты,  выделяя их существенные признаки;  человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять  их общие черты и различия;
  • объяснять    взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
  • приводить примеры   социальных объектов определенного типа, социальных отношений;  ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;  деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.).

Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • первичного анализа и использования социальной информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Критерии и нормы  оценки знаний, умений, навыков обучающихся

Оценка

Устный ответ

Тестовое задание

«5»

Материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика

80-100%

«4»

В усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения

60-79%

«3»

В усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная. При ответе неполно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала. Имеются ошибки в определении понятий, использовании терминов, которые исправляются при наводящих вопросах учителя.

40-59%

«2»

Знания отрывочные несистемные, допускаются грубые ошибки. Недостаточные знания не позволяют понять материал. Главное содержание не раскрыто.

Менее 40%

«1»

Отказ от ответа.

Отказ от выполнения теста.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема раздела

Количество

часов

Контрольные работы 

Политика и социальное управление

11

1

Право

22

1

Итоговое повторение и контроль знаний

1

1

                 Итого:                                              

34

3

Содержание  по предмету

Тема 1. ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, ил роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Тема 2. ПРАВО

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства.

Понятие правоотношений. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности  правового статуса несовершеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция – основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека – идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Список литературы

  1. Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И. Жильцова Е.И. Обществознание. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Всеобщая декларация прав человека.
  3. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителя».
  4. Поздеев А.В. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 9 класс. – М. ВАКО, 2012.
  5. Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию: 9 класс. – М.: ВАКО, 2013.
  6. Конвенция о правах ребенка.
  7. Конституция Российской Федерации. – М.: Айрис-пресс, 2013.
  8. Семейный кодекс РФ
  9. Трудовой кодекс РФ

10. Интернет-ресурсы:                                  

http://www.humanities.edu.ru/ - портал «Гуманитарное образование»

http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm - полная электронная версия курса    

     http://fcior.edu.ru - портал федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).

Календарно-тематическое планирование

п/п

Раздел, тема урока

Количество

 часов

Тема 1. ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

11

1

Политика и власть

1

2

Государство

1

3

Политические режимы

1

4

Политические режимы

1

5

Правовое государство

1

6

Гражданское общество и государство

1

7

Участие граждан в политической жизни

1

8

Политические партии и движения

1

9

Демократия – политический режим России

1

10

Практическая работа № 1 «Влияние средств массовой информации на политическую жизнь общества»

1

11

Повторение и обобщение по теме «Политика и социальное управление». Контрольное тестирование

1

Тема 2. ПРАВО

22

12

Право, его роль в жизни общества и государства

1

13

Правоотношения и субъекты права

1

14

Правонарушения и юридическая ответственность

1

15

Правоохранительные органы

1

16

Конституция Российской Федерации

1

17

Основы конституционного строя РФ

1

18

Практическая работа № 2 «Конституция Российской Федерации»

1

19

Права и свободы человека и гражданина

1

20

Практическая работа № 3 «Права и свободы человека и гражданина»

1

21

Гражданские правоотношения

1

22

Право на труд. Трудовые правоотношения

1

23

Трудовые правоотношения несовершеннолетних

1

24

Семейные правоотношения

1

25

Права и обязанности родителей. Права и обязанности детей

1

26

Административные правоотношения

1

27

Уголовно-правовые отношения

1

28

Уголовная ответственность несовершеннолетних

1

29

Социальные права

1

30

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

1

31

Правовое регулирование отношений в сфере образования

1

32

Практическая работа № 4 по теме «Право»

1

33

Повторение и обобщение по теме «Право». Контрольное тестирование

1

34

Итоговое повторение по темам «Политика» и «Право».

Итоговая контрольная работа

1



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17» городского округа

 г. Стерлитамак Республики Башкортостан

Рассмотрено                                                     Согласовано                                 Утверждено МС                                

на заседании МО учителей истории          Директор МАОУ «СОШ № 17»     МАОУ «СОШ№17»

протокол № 3 от 26.08.2014 г                      _________Ю.Д.Сагадеева                протокол№__от____  

          ___________Р.И.Адигамова                                                                                 ______И.А.Силантьева

                                                                                             

Введена в действие                                                                                                                                                                                                                  приказом №                     .

   Программа элективного курса

Правоведение

для 10-11 класса (базовый уровень)

                Разработчик программы

                                                         Адигамова Р.И. учитель истории и обществознания

2014-2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента  Государственного стандарта основного общего образования и  Примерной программы основного общего образования  по обществознанию МО РФ 2004 г., программы по праву (автор А.Ф. Никитин)

Учебно-методический комплект: учебник  А.Ф. Никитин Основы права. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008 г., соответствует Федеральному перечню учебников, приказу ……__________

Данный элективный образовательный курс рассчитан на 68 часов, 1 час в неделю, изучается в течение 2-х лет. Курс «Правоведение» является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент. Данный правовой курс не просто поможет сформировать устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее познание юриспруденции, но и позволит ему успешно самоопределиться в выборе будущей профессии, заложит основы правовой компетенции.

Настоящая программа составлена в полном соответствии с Обязательным минимумом содержания обществоведческого образования и с ориентацией на следующие основные цели курса:

- содействие правовому воспитанию учащихся, формированию активной гражданской позиции, представлений учащихся об основных правах и обязанностях.

   Задачи курса:

  • развитие личности в период ранней юности, ее политической и правовой культуры;
  • - воспитание активной жизненной и гражданской позиции, толерантности, ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;

-освоение знаний по избирательному праву, их обобщение, систематизация, расширение и углубление;

-формирование опыта применения полученных знаний в области гражданско-правовой деятельности;

       При изучении элективного курса используются активные методы обучения - самостоятельная практическая работа с текстами нормативных правовых актов, беседы, дискуссии, интерактивные лекции, тестовый контроль, подготовка докладов и сообщений.

        Программа курса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

учебно-организационных (умение намечать учебную задачу, ее конечную цель; прогнозировать результат работы; работать в группе; осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимоконтроль, взаимооценку.)

учебно-интеллектуальных (определять понятия; анализировать; классифицировать, сравнивать; обобщать; делать выводы.)

информационно-коммуникативных (умение работать с письменными и устными источниками информации -уплотнять информацию и переводить из одной знаковой системой в другую; создавать тексты различных видов; взаимодействовать в различных формах монолога, диалога)

      В результате изучения элективного курса ученик должен знать:

       -знать основные термины (демократия, выборы, закон, избирательная система, мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, активное избирательное право, пассивное избирательное право, ценз, мандат, референдум ). Сравнивать мажоритарную и пропорциональную избирательные системы, активное и пассивное избирательное право. Объяснять политическую роль избирателя, какие нормы права используются при проведении выборов. Приводить примеры участия граждан в политической жизни общества,подбирать из СМИ материалы о выборах (предстоящих или состоявшихся),о проблемах возникших при их проведении, высказывать свою точку зрения.

      Основные критерии отбора материала:

1) востребованность в повседневных ситуациях;

2) способность содействовать усвоению основных базовых идей курса (государство, право, демократия, правовое государство, права человека, правовая культура, правонарушение и преступление и др.);

3) соответствие материалов курса программе вступительных экзаменов на юридические и экономические факультеты вузов;

4) обеспеченность включенных в программу тем и вопросов нормативно-правовым материалом и литературой для подготовки учителя и организации самостоятельной работы учащихся;

5) соответствие материала уровню подготовки учителя и познавательным возможностям, знаниям, умениям и навыкам учащихся;

6) возможность использования при изучении материала активных форм и методов учебной деятельности.

Предлагаемая программа не соотносится напрямую с каким-либо учебником, предоставляя учителю возможность выбора. В то же время она ориентирована на учебные пособия А.В. Клименко, А.Л. Чичерина, В.О. Мушинского, а также учебное пособие «Основы гражданского образования».

Во время учебных занятий могут использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой работы.

Система контроля подразумевает диагностику эффективности организации учебной деятельности, используя метод само- и взаимоконтроля учащимися знаний. Также используются следующие виды контроля:

  • Текущий (устный опрос, тесты, решение правовых задач);
  • Итоговый (написание эссе, подготовка презентации).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ  I. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И  ПРАВА.

История государства и права. Происхождение государства и права. Из истории российского права. Реформа российского права. Вопросы теории государства и права.

РАЗДЕЛ II. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.

Конституционализм . Конституции в России. Федеративное устройство. Президент РФ.

Федеральное собрание. Совет Федерации. Государственная Дума.

Законотворческий процесс в РФ. Правительство РФ. Судебная власть. Прокуратура.

Местное самоуправление. Права человека. Права ребенка. Защита прав человека в мирное время. Международная защита прав человека в условиях военного времени.

РАЗДЕЛ III. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО. НАЛОГОВОЕ ПРАВО

Избирательное право. Избирательный процесс. Налоговое право. Налоговые органы. Налоги с физических лиц. Ответственность за уклонение от налогов.

РАЗДЕЛ IV. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

Понятие и источники семейного права. Брак, условия его заключения. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей.

РАЗДЕЛ V. ТРУДОВОЕ ПРАВО

Понятие и источники трудового права. Трудовой договор. Коллективный договор. Оплата труда. Охрана труда. Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву.

РАЗДЕЛ VI. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Административное право. Административные правонарушения Административная ответственность.

РАЗДЕЛ VII. УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Понятие и источники уголовного права. Преступление. Уголовная ответственность.

РАЗДЕЛ VIII. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Содержание правовой культуры. Совершенствование правовой культуры

Тематическое планирование

10 класс

Наименование тем курса

Лекций

Семинаров

Форма контроля

1.

История государства и права.

Происхождение государства и права

1

Устный опрос

2.

Из истории российского права

1

Устный опрос

3.

Реформа российского права

1

Устный опрос

4.

Вопросы теории государства и права.

Что такое государство?

1

Устный опрос

5.

Что такое право?

1

Устный опрос

6.

Правовое государство

1

1

Письменная работа: тестирование

7.

Конституционное право.

Понятие конституции, ее виды.

Конституционализм.

1

Устный опрос

8.

Конституции в России.

1

Устный опрос Работа с документами

9.

Общая характеристика конституции РФ

1

Устный опрос Работа с документами

10.

Основы конституционного строя

1

Устный опрос Работа с документами

11.

Гражданство в РФ.

1

Устный опрос Работа с документами

12.

Федеративное устройство.

1

Устный опрос Работа с документами

13.

Президент РФ.

1

Устный опрос, дискуссия

14.

Федеральное собрание. Совет Федерации. Государственная Дума.

1

Устный опрос: ролевая игра

15.

Законотворческий процесс в РФ.

1

Устный опрос

16.

Правительство РФ. Судебная власть. Прокуратура.

1

Устный опрос

17.

Местное самоуправление.

1

1

Письменная работа: тестирование.

18.

Права человека.

Права и свободы человека и гражданина.

 

Устный опрос Работа с документами

19.

Международные договоры о правах человека.

1

Устный опрос Работа с документами.

20.

Гражданские права.

1

Устный опрос Работа с документами.

21.

Политические права.

1

Устный опрос Работа с документами

22.

Экономические, социальные и культурные права.

1

Устный опрос Работа с документами.

23

Право на благоприятную окружающую среду.

1

Устный опрос дебаты

24

Права ребенка.

1

Устный опрос Работа с документами.

25

Нарушения прав человека.

1

Устный опрос: ролевая игра

26

Защита прав человека в мирное время.

1

Устный опрос

27

Международная защита прав человека в условиях военного времени.

1

Устный опрос Работа с документами

28

Международная защита прав человека в условиях военного времени.

1

Устный опрос Работа с документами

29

Избирательное право. 

1

30

Принцип избирательного права

1

1

Письменная работа

Устный опрос

31

Выборы: назначение, юридическая природа, виды

1

Устный опрос Работа с документами

32

Избирательный процесс, его основные стадии

1

Дискуссия

33

Основные гарантии избирательных   прав граждан

1

Устный опрос Работа с документами

34

Ограничение избирательных прав граждан РФ

1

Устный опрос Работа с документами

11 класс

35

Гражданское право.

Понятие и источники гражданского права

1

 

Устный опрос

36

Обязательственное право.

1

 

Устный опрос

37

Наследование. Страхование.

1

 

Устный опрос

38

Право собственности.

1

 

Устный опрос

39

Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних.

1

 

Устный опрос

40

Юридические лица. Виды предприятий.

1

 

Устный опрос

41

42

Защита материальных и нематериальных прав. Причинение и возмещение вреда.

1

1

Устный опрос

Работа с документами

43

Законодательство о налогах.

Налоговое право. Налоговые органы. Аудит.

1

 

Устный опрос

44

Виды налогов.

1

 

Устный опрос

45

Налогообложение юридических лиц.

1

 

Устный опрос

46

Налоги с физических лиц.

1

 

Устный опрос

47

Ответственность за уклонение от уплаты налогов.

1

1

Письменная работа

48

Семейное право.

Понятие и источники семейного права.

1

 

Устный опрос

49

Брак, условия его заключения.

1

 

Устный опрос

50

Права и обязанности супругов.

1

 

Устный опрос

51

52

Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство)

1

 

Устный опрос

Работа с документами

53

Трудовое право.

Понятие и источники трудового права.

1

 

Устный опрос

54

Коллективный договор. Трудовой договор.

1

 

Устный опрос

55

Рабочее время и время отдыха.

1

 

Устный опрос

56

Оплата труда. Охрана труда.

1

 

Устный опрос

57

58

Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву.

1

 

Устный опрос

Письменная работа

59

Административное право.

Понятие и источники административного права. Административные правонарушения.

1

 

Устный опрос

60

Административные наказания.

1

1

Устный опрос

Работа с документами.

61

Уголовное право.

Понятие и источники уголовного права.

1

 

Устный опрос

62

Преступление.

1

 

Устный опрос

63

“Новые” преступления.

1

 

Устный опрос

64

Уголовная ответственность.

1

 

Устный опрос

65

Обстоятельства, смягчающие и отягощающие наказание.

1

 

Устный опрос

66

Уголовная ответственность несовершеннолетних.

1

 

Устный опрос

67

Особенности уголовного судопроизводства. Правовая культура.

1

1

Устный опрос

Работа с документами.

68

Итоговое занятие. Защита презентаций.

 

 

Устный опрос Составление и защита презентаций

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

   В результате изучения элективного курса ученик должен знать:

       -знать основные термины (демократия, выборы, закон, избирательная система, мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, активное избирательное право, пассивное избирательное право, ценз, мандат, референдум ).

Сравнивать мажоритарную и пропорциональную избирательные системы, активное и пассивное избирательное право.

 Объяснять политическую роль избирателя, какие нормы права используются при проведении выборов.

 Приводить примеры участия граждан в политической жизни общества.

Подбирать из СМИ материалы о выборах (предстоящих или состоявшихся),о проблемах возникших при их проведении, высказывать свою точку зрения.

Список литературы для учителя:

1. Алексеев С.С. Государство и право. М., 2006

2. Алексеев С.С. Право, законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей / Для учащихся 9-11-х классов. М., 2006

3. Алексеев С. Государство и право. Начальный курс. М., 2008.

4. Гаджиев К. Политическая наука. М., 206

Список литературы для обучающихся:

1 Клименко С., Чичерин А. Основы государства и права. М., 2006

2. Комментарий к Конституции РФ.

4. Конституция РФ.

5. Малышева Н. Тесты по основам государства и права. М., 2006

6.Марченко М. Теория государства и права. М., 200

7. Никитин А., Суворова Н. Политика и право. М., 2007

8.Никитин А. Конституционное право. Конституция РФ. М., 2005

 9.Никитин А. 200 вопросов и ответов по основам государства и права: Учебное пособие. М., 2006