Кружок "Веселые ручки"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 184.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОГО РАЙОНА ДЕТСКИЙ САД №12 «СКАЗКА»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ д/с № 12
«Сказка»
_______________Т.И.Набокина
Дополнительная образовательная программа по развитию мелкой моторики у детей средней группы «Буратино» посредством кружковой деятельности
«Веселые ручки»
Составила: Абдуллаева
Татьяна Алексеевна
п. Орловский
Структура программы:
Введение………………………………………………………..………3
1. Целевой раздел…………………………………………….……...…4-12
2. Содержательный раздел ……………..…………………………...13-38
3. Организационный раздел …………………………………..…….39-41
4. Литература……………………………………………………………..41
Мониторинг
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире.
Целостность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, в отношении к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.
Рабочая Программа представляет собой детально разработанную систему нетрадиционного рисования с детьми в кружке по изобразительной деятельности в условиях детского сада. В программе сформулированы общие развивающие и обучающие цели, развернуты специальные задачи по использованию нетрадиционных техник изобразительной деятельности, содержится подробное календарно-тематическое планирование, спланированы реальные результаты, которых могут достигнуть дети.
Список используемых сокращений:
МБДОУ (ДОУ) – муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.
ООП ДО – основная образовательная программа дошкольного образования.
РП – рабочая программа.
СанПин - санитарное - эпидемиологические правила и нормативы.
ФГОС ДО – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года).
I. Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка.
Дошкольный возраст - период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации. Роль педагога - оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям. Использование нетрадиционных техник на НОД рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.
Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.
Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).
Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а также развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.
Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.
А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность увидеть мир «по-новому».
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию личности детей. Исходя из задач - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, и взрослым, разработала программу для средней группы, которая направлена на оптимизацию художественно-эстетического развития дошкольников. Развитие мелкой моторики обеспечивает возможность успешного обучения в школе. Решение проблемы у дошкольников наиболее лучше осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально - положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.
Формирование творческого мышления - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду.
Вот поэтому была разработана программа кружка «Веселые ручки», где дети занимаются различными видами продуктивной деятельности.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом Минобрнауки России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакциейН. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В основе программы кружковой работы «Цветная фантазия» лежит парциальная «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыковой.
1.2Актуальность:
Дети - прирожденные художники, ученые, изобретатели - видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать…
В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом.
Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых: и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.
В законе РФ «Об образовании» определен в качестве принципа государственной политики гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности (ст. 2). Практический гуманизм предусматривает обеспечение комплекса условий для развития каждого человека как высшей самостоятельной ценности, как индивидуальности.
Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности.
Практическая значимость программы. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.Изображение нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Эстетическое воспитание сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация, конструирование, знакомство с декоративно-прикладным искусством.
Программа дополнительного образования кружка «Веселые ручки» является программой художественно-эстетической направленности и продуктивной деятельности, предполагает кружковой уровень усвоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - художественно-эстетической.
Программа составлена на основе обязательного минимума содержания данной темы для ДОУ с применением источников, приведённых в списке литературы.
Отличительной особенностью программы является использование нестандартных техник и материалов на занятии, таких как: использование ватных палочек, ладошек, пальчиков, штампов, тычком, в лепке из пластилина и соленого теста, использование разнообразного природного материала, например: плоды деревьев, нити, крупы, ватные палочки и диски, капсулы от киндер-сюрпризов и прочий материал, используемый в быту.
Новизна программы заключается в том, что в основу положено использование разнообразных нетрадиционных техник, что позволяет ребенку в увлекательной форме развивать и совершенствовать свои способности, обеспечивает ситуацию успеха в видах деятельности, требующих проявления творческих способностей. В рабочей программе также заложены возможности предусмотренные стандартом формирования у воспитанников обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Особенной ценностью кружковой деятельности является то, что она предполагает в себе интеграцию нескольких образовательных областей, а это необходимое условие для организации воспитательно-образовательного процесса в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов.
На НОД в кружке «Веселые ладошки» могут заниматься дети разного уровня подготовки, владеющие разными навыками к продуктивной деятельности. На НОД стараюсь создать условия для самостоятельного художественного творчества, помогаю проявлять и реализовывать творческие способности каждого ребенка.
Занятия кружка весомо отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Целью программы является: развитие познавательных, творческих и художественных способностей детей в процессе продуктивной деятельности через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.
Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи.
Обучающие:
- Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками, ладошками, оттиск параллоном, зубной пастой, манкой, крупами, смятой бумагой, ватными палочками и т.д.)
- Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных материалов.
- Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
- Способствовать отображению представлений и впечатлений об окружающем мире, используя нетрадиционные техники рисования как средство выразительности.
- Создавать условия для развития творческой активности детей.
Развивающие.
- Развивать речевую функцию детей через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.
- Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.
- Совершенствовать движение рук.
- Развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.
- Развивать речь детей.
- Развивать художественный вкус.
Воспитательные:
- Воспитывать уверенность в собственных изобразительных возможностях, поддерживать проявление фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
- Воспитывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
- Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемых в работе.
- Воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Формы подведения итогов реализации рабочей образовательной программы.
∙ Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Участие в выставках и конкурсах в течение года.
- Оформление эстетической развивающей среды в групповой комнате.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на НОД дается возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Данная программа предполагает варианты разрешения следующих проблем:
- приобщение детей к творчеству;
- знакомство детей с различными техниками рисования;
- знакомство детей с различными материалами
Основные принципы реализации Программы.
Основным принципом реализации Программы является создание максимально благоприятных ситуаций для развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, социальными возможностями и врождёнными способностями.
В целях организации качественной работы по указанному принципу предполагается также использование таких принципов, как:
· Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
· Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
· Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
· Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
· Принцип динамичности (от самого простого к более сложному);
· Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
· Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
· Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями)
Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:
- Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
- Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это «что-то» нужно искать.
- Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
- Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
- Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.
- Максимум поощрения, минимум наказания.
- Обучение детей посильным приемам регуляции поведения.
Особенности программного материала кружка
- В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и последующим обучением.
- Методы обучения, используемые в образовательном процессе, соответствуют возрастным особенностям детей.
- Раскрывает значение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с детьми для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
- Знакомит детей с техническими приёмами и способам нетрадиционного рисования с использованием различных материалов.
- Учит понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.
- Раскрывает значение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с детьми для развития воображения, творческого
мышления и творческой активности.
- Знакомит детей с техническими приёмами и способам нетрадиционного рисования с использованием различных материалов.
- Побуждает детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы.
- Поощряет и поддерживает детские творческие находки.
Дети, особенно среднего возраста, быстро развиваются, и моя задача, как воспитателя, заключается в том, чтобы применяемые им методы и приемы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.
Планируемые результаты освоения Программы.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы. Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в практической;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать.
- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам.
По итогам реализации Программы предполагается достижение определённых результатов всеми участниками образовательных отношений.
Основные применяемые технологии:
- - Здоровьесберегающие технологии. - Личностно-ориентированная технология. - Игровые технологии - Технология исследовательской деятельности - ИКТ
Планируемые результаты освоения программы:
К концу учебного года ребёнок:
- · уверен в действиях и ответах в течение НОД;
- · активен в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
- · уверенно использует способы нестандартного раскрашивания;
- · умеет экспериментировать с изобразительными материалами;
- · ожидает чёткие объяснения педагогом знакомого способа рисования;
- · проявляет фантазию, художественное творчество;
- · умеет передавать личное отношение к объекту изображения;
- · завершает работы декором;
- · умеет штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
- · умеет наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
- · умеет узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
- · умеет правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;
- · умеет использовать трафареты и печати при работе;
- · завершает работу декором;
- · умеет убирать за собой рабочее место.
II. Содержательный раздел.
Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста.
Ребенок в 4-5 лет имеет представление о том, как надо (не надо) себя вести, об особенностях полового поведения. В поведении сверстников и своем выделяет его несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо». Усиливается взаимный контроль детей за поведением друг друга. Без напоминания взрослого в состоянии убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца. Однако в процессе самой деятельности может отвлекаться на более интересные занятия. Во взаимодействии с другими проявляет (но не всегда) социально одобряемые формы поведения. В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку - величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности, появлением ролевых и реальных взаимодействий, с развитием изобразительной деятельности, конструированием по замыслу, планированием, совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции, развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия, формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа « Я» ребенка, его детализацией.
Задачи художественно-творческого развития детей 4-5 лет.
Особенности возраста обусловливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием. Без этого ребѐнку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие. В силу возрастных особенностей маленький ребѐнок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом и действием. Поэтому любой вид продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией).
Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер. Дети дошкольного возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами (бумагой, глиной), инструментами (карандашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Дошкольники разных возрастов с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают «на глаз» и тактильно (ощупывая руками) художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разными приѐмами особенности бумаги, красок, пастели, восковых мелков, ткани, природного материала.
В средней группе воспитатель ставит и реализует следующие задачи:
- Поддерживать интерес детей к народному и декоративному искусству (дымковская, филимоновская, богородская игрушка), знакомить с произведениями разных видов изобразительного искусства (живопись, натюрморт, книжная графика); поощрять интерес детей к изобразительной деятельности.
- Расширять тематику детских работ в согласовании с содержанием образовательной области «Художественно - эстетическое развитие».
- Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
- Учить передавать характерные особенности изображаемых объектов (городской дом высокий, многоэтажный, каменный, а деревенский низкий, одноэтажный, деревянный) - Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.
- Развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках (изображать солнце, цветок, птичку в рисунке).
- Учить согласовывать свои действия с действиями других детей (под руководством взрослого).
- Консультировать родителей на тему того, как организовать дома изобразительную деятельность ребенка.
- Проявлять уважение к художественным интересам и работам ребенка, бережно относиться к результатам его творческой деятельности.
- Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами, изобразительными техниками.
Организация работы кружка.
Роль кружка.
- Формирование личности ребенка с помощью разнообразных видов творческой деятельности. Создание предпосылок для овладения письмом.
- В процессе творческой деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций.
Состав кружка
- Состав кружка формируется на основе согласия родителей воспитанников.
- Руководителем кружка «Веселые ручки» является воспитатель ДОУ.
- Количественный состав кружка: 12 человек.
- Ответственным за комплектование состава кружка является его руководитель.
Работа кружка. Для функционирования кружка ведется следующая документация:
- программа кружка;
- перспективное планирование;
- список участников кружка;
- методический материал (консультации для педагогов и родителей, анкеты, конспекты мероприятий, детские работы и т.д.)
Права и обязанности. Дошкольное учреждение имеет право:
- Изучать и распространять положительный опыт кружковой работы.
- Вносить корректировки в план работы кружка (по необходимости).
Руководитель кружка имеет право:
- Получать практическую помощь в организации работы кружка.
- Выбирать формы организации кружковой деятельности.
- Взаимодействовать в работе с педагогами и родителями воспитанников.
- По необходимости вносить коррективы в план работы кружка.
Руководитель кружка обязан:
- Вести документацию по работе кружка.
- Предъявлять отчет о кружковой деятельности в конце учебного года.
Контроль за деятельностью кружка. Контроль за деятельностью кружка осуществляется старшим воспитателем МБДОУ детский сад №12 «Сказка» Щевченко О.А.
Итогом работы кружка является творческий отчет о работе кружка, выставки творчества детей и педагога, участие в конкурсах данной направленности.
Организация образовательной деятельности.
Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Веселые ладошки» художественно-эстетической направленности для детей 4-5 лет рассчитана на 1 год.
Сетка НОД для средней группы
Срок действия | Периодичность | День недели | Время проведения | Длительность |
с 01 .09.2025 по 30.05.2026 | 2 раза в неделю | ВторникЧетверг | 15.30-15.50 | 30 минут |
Объем нагрузки занятия для средней группы
Части занятий | Цель | Формы работы | Продолжительность |
1. мотивация детей | Постановка цели Вовлечение совместную деятельность. | Сказочное повествованиеИгровые ситуации Дидактические игры. | 2 минуты |
2. пальчиковая гимнастика | Развитие мелкой моторики; Развитие суставов кисти. | Проведение пальчиковой гимнастики с использованием художественных текстов | 3 минуты |
3. занятие | Развитие мелкой моторики рук | Занятия способствующие развитию мелкой моторике рук | 25 минут |
Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в кружке «Веселые ладошки» позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, их желания, возможности, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
НОД проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета использую стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).
Вся НОД программы взаимосвязана и направлена на постепенное освоение детьми разных художественных материалов и способов взаимодействия с ними в игровой, увлекательной форме. Большая часть НОД выстроена в форме увлекательного сотворчества детей с педагогом и друг другом.
В непосредственно образовательной деятельности дети:
- приобретают способность творчески реализовывать свои замыслы;
- развивают творческое воображение, чувство цвета и композиции;
- приобретают умения и навыки свободно экспериментировать с художественными материалами;
- получают навыки создания художественных образов;
- знакомятся с приемами создания декоративной композиции.
Неотъемлемым элементом каждой НОД являются пальчиковые игры и физкультминутки. В каждой физкультурной паузе содержится большое количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в обучении детей. Это позволяет:
- регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;
- совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;
- облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;
- вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.
Формы проведения непосредственной образовательной деятельности: беседы, игры, выставки, экскурсии.
Структура НОД.
I. Мотивация. Создание интереса, привлечение детей к выполнению работы.
II. Художественное восприятие изображаемого.
- Рассказ-объяснение воспитателя;
- совместное обследование и рассматривание образца;
- совместное уточнение способов и приёмов выполнения работы;
- уточнение поэтапного выполнения работы.
III. Практическая работа детей.
- Выбор детьми необходимого материала для работы.
- Выполнение детьми работы.
- Помощь воспитателя детям, которые испытывают трудности при выполнении работы.
IV. Итог занятия.
- Совместное рассматривание детских работ.
- Анализ детских работ воспитателем.
- Анализ детьми своих работ и работ других детей.
- Организация выставок детских работ.
Способы работы:
- Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.
- Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток.
- Наклеивание ниток на плоскостное изображение.
- Печатание листьями на плоскостном изображении.
- Лепка предметов из теста.
- Выкладывание мозаики на пластилиновой основе и т.д.
Направленность кружковой работы.
Основные направления работы кружка.
- Знакомство воспитанников с разными продуктивными видами деятельности.
- Вовлечение в созидательную деятельность участников кружка.
- Раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка.
- Развитие у детей чувства прекрасного, прививание навыков эстетического воспитания, создание позитивного настроя в ходе совместной творческой деятельности.
Работу кружка организовывала через совместную и индивидуальную работу с детьми, работу с родителями, педагогами дошкольного учреждения. Работа кружка включает в себя следующие разделы:
- пальчиковый игротренинг;
- аппликация из салфеток;
- обрывная аппликация;
- аппликация из шерстяных ниток;
- лепка (пластилинография);
- рисование в нетрадиционных техниках;
- конструирование из природного, бросового материалов.
- рисование ладошками
- монотипия
- кляксография
В разделе «Пальчиковый игротренинг» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровождение художественным словом, гимнастику с учебными предметами. Также проводятся комплексы пальчиковой гимнастики с учебными предметами, направленные на закрепление умения правильно держать карандаш, кисточку, задания на удержание позы кистей рук. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Рисование пальчиками - нанесение краски на бумагу при помощи кончиков пальцев. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятнышек круглой формы, а при проведении им по бумаге получаются линии. Краски (использовала гуашь) разводятся до густоты сметаны. При смене красок пальчики моют водой и вытирают салфеткой.
Аппликация из салфеток. Я считаю, особенно положительное влияние на развитие мелкой моторике рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Коллективные работы, выполненные салфеточной аппликацией, отличаются красочностью, художественным вкусом. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией, получая удовлетворение в виде готовой работы, выполненной своими руками, украшающей группу. Продуктивная деятельность всегда интересна детям, но когда дети видят готовую коллективную работу, которая украшает группу, нет придела детской радости, восхищения, гордости за свой труд.
Пластилинография. С целью развития ручной умелости и умственных способностей детей дошкольного возраста, я решила много внимания уделить такому творчеству как пластилинография. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.
Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других образовательных мероприятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.)
Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине НОД я провожу физкультурные минутки. Еще один важный момент - благоприятный эмоциональный настрой у детей. Особенно приятно видеть, как они радуются выполненной работе, и с каким восторгом и гордостью показывают вечером своим родителям. Я уверена, что условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.
Работа с природным материалом. Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают, сколько выражают свое отношение к ним , передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов. Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщенными способами построения образа с опарой на наглядность (природного материал) и имеющиеся у них много аспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов т.п.
Рисование с помощью штампа (в качестве штампа использовала фигуры из поролона) - нанесение краски на поверхность специальной формы. Прикладывание красочным слоем к бумаге и придавливание с целью получения цветного оттиска.
В качестве штампа можно использовать деревянные геометрические фигурки из игрушечного строительного материала или вырезать шаблоны нужной формы.
Обрывная аппликация. Это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Обрывная аппликация очень проста в выполнении, и ее может освоить даже ребенок 4-5 лет. Кроме того, здесь не нужно четких контуров и ровных линий - настоящий простор для творчества. Что бы детям интересней было выполнять работу, мы вместе придумываем сюжет или выбираем любимого героя.
Скатывание бумаги. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск смятой бумагой. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Отпечатки листьев. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Содержание психолого-педагогической работы.
Наименование образовательной области | Задачи |
«Художественно-эстетическое развитие» | Образовательные: формировать умения передавать простейшие образы предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации, лепки, художественного труда. Развивающие: развивать тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев и кистей рук. Воспитывающие: воспитывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности |
Средства | Программа: И.А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз – Дидактика», 2007 г. Технологии: проектная деятельность; познавательно-исследовательская деятельность; создание проблемных ситуаций. |
Информационно – методическое обеспечение Методическая литература Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1983. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1985. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Педагогика, 1990. И.А. Лыкова «Программа художественного воспитания и обучения, развитие детей 2-7 лет». Малышева А.Н., Н.В.Ермолаева Аппликация в детском саду. – Ярославль, 2004. | |
Интернет ресурсы: http://www.ivalex.vistcom.ru - Всѐ для детского сада, сайт работников дошкольного образования; http://vospitatel.com.ua/ - Сайт "Воспитатель"- конспекты занятий в детском саду. |
Комплексно –тематическое планирование на год для детей средней группы сентябрь | ||
1 | Диагностика | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
2 | Диагностика | Развивать мелкую моторику. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением |
3 | Диагностика | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
4 | Диагностика | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
5 | «Эти вредные микробы». Кляксография. | Познакомить со способом изображения – кляксография; учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения; развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения заданного образа. |
6 | «Астры». Примакивание вилкой. | Познакомить детей с техникой рисования примакивание вилкой. Учить с помощью данной техники рисовать цветы – астры. Развивать чувство ритма. Воспитывать интерес к новым техника рисования. |
7 | «Виноград». Печать пробкой | Познакомить с новым способом рисования ягод. Учить детей передавать форму грозди винограда, формировать умение самостоятельно выбирать цвет ягод (светло-зеленый или фиолетовый). Развивать чувство композиции. |
8 | «Мешок картошки» Оттиск печатками из картофеля | Познакомить детей со способом рисования – печатание картофелем. Упражнять в печатании. Развивать чувство ритма, умение располагать изображение по всему листу бумаги неправильной формы (мешок). Воспитывать аккуратность, интерес к новой технике. |
9 | «Осенний лес» Отпечаток листьями, оттиск скомканной бумагой | развивать внимание, мелкую моторику и координацию движения рук. Учить рисовать деревья с помощью отпечатка листьев; небо, опавшую листву – оттиском скомканной бумаги. Развивать чувство композиции, цвета. |
октябрь | ||
1 | «Котенок» Пуантилизм | Учить детей рисовать ватными палочками, закрашивая силуэтное изображение. Развивать чувство ритма, координацию движений в системе глаз – рука. Воспитывать интерес к новой технике. |
2 | «Вот ёжик — ни головы, ни ножек» Оттиск смятой бумагой, рисование пальчиками | Продолжать знакомить детей со способом рисования смятой бумагой. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком |
3 | «Мой друг – светофор» Рисование цветной солью | Продолжать знакомить детей с техникой рисования солью. Учить рисовать с помощью цветной соли «глаза» у светофора. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к технике. |
4 | «Букет для мамы» Тычок полусухой жесткой кистью | Вызвать у детей желание нарисовать букет для мамы. Учить изображать цветы в технике тычка полусухой жесткой кистью. Развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность |
5 | «Зайка беленький сидит».Пуантализм | Продолжать учить закрашивать изображение, применяя технику пуантилизма. Развивать чувство ритма, координацию движений кисти. Воспитывать бережное отношение к природе. |
6 | «На что похоже?» Монотипия на стекле | Развивать чувство цвета, мелкую моторику рук, мышцы кистей рук, творческую активность. Познакомить детей с новой техникой получения изображения – монотипией. Продолжать учить детей работать с красками, развивать творческое воображение, мышление, фантазию. Воспитывать интерес к творчеству. |
7 | «Мыльная сказка». Рисование мыльными пузырями. | развивать внимание, мелкую моторику и координацию движения рук |
8 | «Северное сияние». Монотипия | Продолжать знакомить детей с техникой монотипия. Помочь в создании выразительного образа. Развивать чувство цвета. |
9 | «Животные, которых я сам себе придумал». Кляксография. | Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов. |
ноябрь | ||
1 | «Жили у бабуси два веселых гуся». Рисование ладошками | Продолжать использовать ладонь, как изобразительное средство, учить дорисовывать детали для получения завершенного образа. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. |
2 | «Игры с кляксами». Кляксография | Познакомить детей с техникой кляксографии. Учить ставить на лист бумаги кляксу, затем согнув лист пополам, получать отпечаток. Развивать воображение. |
3 | «Дерево». Отпечаток ладони, примакивание кистью | Учить детей создавать образ дерева при помощи отпечатка ладони. Рисовать молодые листочки с помощью техники примакивания кисти. Развивать чувство композиции, ритма. Воспитывать эстетический вкус. |
4 |
| Учить детей создавать образ гусеницы, применяя технику рисования мыльными пузырями. Доводить полученное изображение до определенного образа, дорисовывая детали. Воспитывать интерес к нетрадиционному рисованию, бережное отношение ко всему живому. |
5 | «Божья коровка».Печатание. | Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать точки, усики, лапки. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус |
6. | «Тюльпаны». Рисование вилкой | Продолжать учить детей рисовать при помощи отпечатка вилкой. Доводить полученный рисунок до определенного образа. Воспитывать эстетический вкус, аккуратность при работе. |
7. | «Праздничный салют» Кляксография с трубочкой | Продолжать учить детей рисовать с помощью клякс. Создавать при помощи кляксографии изображение салюта. Развивать чувство ритма. |
декабрь | ||
1 | «Кто живет в зимнем лесу?» Трафарет, «тычок» жесткой кистью | Продолжать учить детей изображать животных, используя нетрадиционные техники рисования. Закреплять навык рисования тычком жесткой кистью. Развивать координацию. |
2 | «Снеговик» Рисование манкой | Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
3 | «Пушистая елочка» Тычок жёсткой полусухой кистью | Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. |
4 | «Наша нарядная елка» Рисование пальчиками | Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Развивать чувство ритма.. |
5. | «Подснежники» Рисование цветной солью | Продолжать знакомить детей с техникой рисования цветной солью. Учить создавать образ первоцвета, применяя данную технику. Воспитывать бережное отношение к природе. |
6. | «Мимоза для мамы» Пуантилизм | Вызвать у детей желание нарисовать цветы для мамы. Совершенствовать умения в технике пуантилизма. Развивать чувство цвета, ритма, композиции. |
7. | «Этот загадочный космос». Монотипия | Продолжать учить детей работать в технике монотипия; создавать при помощи данной техники космический пейзаж. Развивать фантазию, воображение. Развивать умение дорисовывать полученное изображение деталями (звезды, кометы, ракета). |
8. | «Нарисуй, что хочешь». Работа со знакомыми техниками | Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность. |
9 | «Укрась варежки» Тычок жесткой кистью, рисование ватными палочками | Совершенствовать умения в технике тычок жесткой кистью. Учить украшать варежки, используя ватные палочки. Развивать чувство ритма, цвета. Совершенствовать умения в технике тычок жесткой кистью. Учить украшать варежки, используя ватные палочки. Развивать чувство ритма, цвета. |
январь | ||
1 | «Узоры на окнах». Раздувание капли. | Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. |
2. | «Дед Мороз». Аппликация из ваты. | Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка.. |
3 | «Елочка». Пластилинография. | Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне. |
4 | «Елочка». Пластилинография (продолжение). | Продолжить мозаику из пластилина. |
5. | «Снеговик» Комкание бумаги (скатывание) | Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
6. | «Снегири на ветке». Рисование способом тычка. | учить детей рисовать нетрадиционным способом, учить дополнять изображение деталями (рисование методом оттиска, рисование пальчиками). |
февраль | ||
1 | «Придумай и дорисуй». Разные техники | Развивать творческое воображение. Учить детей создавать новые образы. |
2 | «Зимний пейзаж».Кляксография | развивать внимание, мелкую моторику и координацию движения рук Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. |
3 | «Музыка». | Продолжать развивать интерес к рисованию. Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать художественное восприятие |
4 | «Берег реки». Рисование по сырому фону | Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию. |
5. | «Подарок папе». Разные техники. | Вызвать желание порадовать пап и дедушек. |
6. | «Подарок папе». Разные техники. (продолжение) | Вызвать желание порадовать пап и дедушек. |
7. | «Волшебная страна – подводное царство». Рисование ладошками | Учить передавать образ, продолжать работу по смешению цветов. |
8. | «Волшебная страна – подводное царство» (продолжение) | Учить передавать образ, продолжать работу по смешению цветов. |
март | ||
1 | Конструирование из макарон. Тема: «Весеннее дерево» | Обучать разукрашивать макароны. Развивать интерес к конструированию. Воспитать аккуратность |
2 | «Какого цвета весна». Монотипия. | Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски |
3 | Цветок в подарок маме. Пластилинография. | Совершенствовать работу в данной технике. Воспитывать аккуратность. Дополнять работу семенами растений. |
4 | «Облака». Рисование по сырому фону. | Помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность. |
5. | «Фантастические растения». «Ниткография» | Познакомить детей с техникой ниткография; Развивать аккуратность, чувство композиции, цветовосприятие. |
6. | «Подарок для кошки Мурки». Аппликация из резанных ниток | Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из резанных ниток; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание по мочь другу. |
7. | Цыпленок. Рисование с помощью «Риса», ватные палочки | Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
8. | Животные (петух, слон, олень, медведь).Рисование ладошками. | Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из отпечатков пальчиков и ладошки, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
апрель | ||
1 | «Сегодня мы волшебники». Кляксография. | Познакомить детей с нетрадиционной художественной техникой кляксографии с трубочкой последующим дофантазированием изображения. |
2 | «Наша улица». Печатание, набрызг, силуэтное рисование | Развивать наблюдательность, художественный вкус, умение находить средства выразительности. |
3 | «Цветы для Лесовичка». Рисование мыльными пузырями» | Учить детей рисовать цветы нетрадиционным методом -мыльными пузырями. |
4 | «Космическое пространство» (Свеча + восковые мелки + акварель) | Закреплять умение рисовать свечой, затем тонировать лист акварелью. |
5 | «Волшебный космос».Граттаж | Познакомить детей с новой техникой рисования – граттаж, побуждать детей передавать в рисунке картину космоса, используя свои впечатления. |
6. | Фантазии. Рисование ватными палочками | учить детей рисовать нетрадиционным способом. |
7. | Роспись Пасхального яйца (Печатание пробкой, тычок ватной палочкой, рисование смятой бумагой) | Развивать у детей интерес к росписи, упражнять раскрашивать разными способами нетрадиционной техники рисования, добиваться выразительности образа, путём контрастного сочетания цветов. |
8. | Полярная ночь. Техника размытого рисунка (рисование по сырой бумаге) | Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности |
9. | Паучок. Кляксография с трубочкой | Учить рисовать используя метод - кляксография с трубочкой. Развивать мелкую моторику рук. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие. |
май | ||
1 | «Салют».Набрызг. | Упражнять в технике набрызг. Развивать чувство ритма. Учить передавать выразительность мерцания огней салюта контрастностью цветов, фактурой изобразительного материала. |
2 | «Букет к 9 мая».Пластилинография.. | Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина. |
3. | «Букет к 9 мая». Пластилинография. (продолжение) | Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина. |
4. | «Здравствуй, лето!» Коллективная работа детей, созданная при помощи совмещения техник (фон листа – «рисование по-мокрому», деревья – рисование тычком, бабочки – лоскутные фантазии. | Закрепить навыки детей в рисовании при помощи нетрадиционных техник. Продолжать учить детей рисовать коллективно; учить детей применять знания о смещении цветов, о перспективе и т.д.; учить детей рисовать пейзаж в правильном колористическом решении в соответствии с выбранным временем года. |
5. | «Фантазеры» (диагностическое занятие) Рисование разными предметами и техниками
| Самостоятельный поиск оригинального изображения рисунка. Формировать интерес и положительное отношение к рисованию. |
6. | Диагностика на конец учебного года | Выявление знаний детей В области сенсорных Эталонов цвета, формы Посредством дидактического материала на конец года. |
7. | Диагностика на конец учебного года | Выявление знаний детей В области сенсорных Эталонов цвета, формы Посредством дидактического материала на конец года. |
8. | Диагностика на конец учебного года | Выявление знаний детей В области сенсорных Эталонов цвета, формы Посредством дидактического материала на конец года. |
Формы сотрудничества с семьей.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Сотрудничество с семьёй является одним из важнейших условий реализации Программы. Моя задача, как педагога, состоит в установлении конструктивных партнёрских отношения, в объединении усилий в области организации здорового образа жизни, создании атмосферы общности интересов, в активизации и обогащения воспитательных знания и умений родителей.
Программа «Веселые ладошки» предусматривает добровольное и посильное включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания в рамках содержания Программы и развитие такого важного направления деятельности дошкольного учреждения, как совместное сотрудничество с семьёй в вопросах развития мелкой моторики у детей.
Основная задача на начальном этапе работы с родителями - формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Одним из эффективных средств знакомства родителей с особенностью развития мелкой моторики является их участие в вечернее время, где они могут познакомиться с методом и приемами работы. Родители отмечают, что совместные занятия способствуют улучшению отношений с ребенком, а после нескольких месяцев работы родители начинают более добросовестно относиться к выполнению детьми домашнего задания и моих рекомендаций. Так как родители не всегда понимают важность художественного творчества и не владеют приёмами обучения, я провожу с ними консультации и беседы. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы. Одни родители удивлены и восхищены, другие начинают критиковать своего ребёнка, с такими родителями приходится проводить индивидуальные беседы.
Задачи работы руководителя кружка «Веселые ладошки» по взаимодействию с родителями:
- Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника.
- Объединить усилия для развития у детей художественного творчества и конструктивных способностей.
- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
- Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципы взаимодействия с родителями:
- Доброжелательный стиль общения педагога с родителями .
- Индивидуальный подход.
- Сотрудничество, а не настойчивость.
- Серьёзная подготовка. (Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить).
Формы работы с родителями:
- индивидуальные беседы;
- групповые родительские собрания;
- консультации;
- совместное проведение мероприятий;
- анкетирование.
Условия работы с родителями:
- целенаправленность;
- систематичность;
- дифференцированный подход с учётом специфики каждой семьи;
- доброжелательность и внимание.
Социальное партнёрство с родителями.
Средняя группа
Формы и темы взаимодействия | |
Месяц | |
Сентябрь | Анкетирование "ЛЮБИТ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК РИСОВАТЬ?" Мониторинг Индивидуальные беседы с родителями по результатам мониторинга Групповое родительское собрание « Виды нетрадиционных техник рисования |
Октябрь | Организация ―уголков для родителей Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики» Консультация «Рисуем дома пальчиками» ( папка передвижка) |
Ноябрь | Консультация «Использование нетрадиционных техник рисования в семье» ( папка передвижка) Буклет для родителей « Порисуем вместе с мамой» |
Декабрь | Мастер-класс. Нетрадиционные техники рисования для развития мелкой моторики Консультация «Как научить ребёнка рисовать, используя нетрадиционные техники рисования» |
Январь | Тематические консультации Папка-передвижка «Волшебный пластилин» |
Февраль | Круглый стол: «Возможности использования нетрадиционных способов рисования и их преимущества». Выставка детских рисунков |
Март | Оформление альбома детских работ беседы с родителями «Рисуем всей семьёй» (выставка) Индивидуальные консультации |
Апрель | Творческое объединение (родители, дети) - рисование на свободную тему любыми видами нетрадиционных техник «Мир, в котором мы живем» |
Май | Выставка детских рисунков (дальнейшее оформление альбома) Круглый стол « Наши достижения» Фото – отчѐт «Как мы занимались». |
Организация диагностики продуктивной деятельности.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 утверждён Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС).
В соответствии с п. 3.2.1 ФГОС «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Диагностическая работа направлена на изучение особенностей продуктивной деятельности и специфику личностных качеств дошкольника. Для сбора конкретных диагностических данных использую метод наблюдения. Данные наблюдения важны для определения уровня освоения детьми продуктивных видов деятельности, эмоционального благополучия. Дополняются наблюдения специально организованными диагностическими заданиями и анализом продуктов детской деятельности.
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь) и в конце учебного года (итоговая – апрель). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу.
Цель диагностики: выявить уровень развития мелкой моторики рук, через продуктивную деятельность.
Сроки диагностики: 01.09.25 г. – 15.09.25 г.; 18.05.19 г.- 29.05.26 г.
Для получения результатов диагностики использую следующие методы и приёмы:
- беседы, игры, художественное слово;
- непосредственно образовательная деятельность;
- самостоятельная продуктивная деятельность детей;
- выставки, изготовление подарков.
По результатам диагностики по критериям направления определяется уровень выполнения задания:
Низкий уровень: не проявляет интерес и желание работать, не владеет техническими и художественными навыками и умениями.
Средний уровень: проявляет интерес и желание работать, частично владеет техническими и изобразительными навыками и умениями
Высокий уровень: испытывает удовлетворение и радость при выполнении задания. Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.
Критерии диагностики разработаны исходя из задач кружковой работы и ручной умелости детей, накопленного практического опыта ребёнка, их индивидуальных особенностей. Занесены критерии в таблицу. Критерии были разделены по направлениям: развития мелкой моторики движений руки, пальцев и качество освоения ребенком продуктивного труда.
III. Организационный раздел.
Создание предметно – развивающей среды.
Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и участка, материалов, оборудования для художественно-эстетического развития детей среднего дошкольного возраста.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.
Перечень материалов и оборудования для организации деятельности кружка.
Вид детской деятельности. Рисование. Средства обучения и воспитания:
∙ акварельные краски, гуашь;
∙ восковые мелки, свеча;
∙ ватные палочки;
∙ поролоновые печатки;
∙ матерчатые салфетки;
∙ стаканы для воды;
∙ подставки под кисти;
Вид детской деятельности. Аппликация. Средства обучения и воспитания:
∙ клей;
∙ клеевые кисти;
∙ матерчатые салфетки;
∙ клеенки;
∙ ножницы;
∙ цветная бумага, цветной картон;
∙ природный материал;
∙ макаронные изделия, крупы;
По итогам реализации Программы предполагается достижение определённых результатов всеми участниками образовательных отношений.
В группе имеются игрушки развивающего характера: пирамидки, вкладыши различного типа, матрешки, мозаика, конструктор Лего, пластмассовый конструктор.
4. Литература:
1.«Пальчиковые игры для детей»- С. О. Ермакова, 2009 г.
2.«Забавы для малышей»- М. Ю. Картушина., Москва «Творческий центр», 2007 г.
3.«Озорные пальчики»- муз. занятие И. В. Бодраченко, журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007 г.
4.«Пальчиковые игры для малышей» - Д. А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.
5. «Учимся играя.» Волина В. М., 1994
6. «Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет» И.Ю. Кулагина. - М.: Айрис-пресс, 2005.
7. «Речь и развитие психических процессов ребенка» А.Р. Лурия, Ф.А. Юдович. - М.: Просвещение, 2006.
8. «Альбом по развитию мелкой моторики. Умные пальчики» (1000 заданий для малышей) В.Г.Дмитриева
9. «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения» С.Е.Большакова
10. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
11. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (методическое пособие для воспитателей и родителей) Е.А.Янушенко
12. «Упражнения для развития мелкой моторики рук пуговки и пальчики» В.М.Медов
13. «Игры на развитие мелкой моторики рук (набор развивающих картинок)» Л.П.Трушина
14. Источник: http://womanadvice.ru/palchikovaya-gimnastika-na-temu-osen,
https://www.babyblog.ru/community/post/0_1_razvitie/459350, http://www.openclass.ru/node/452252,
https://www.babyblog.ru/user/id981829/120125.
allforchildren.ru/poetry/ng16.php,
https://scastliwymalish.ru/moya-metodisheskaya-kopilka/palshikowye-igry/palchikovyie-igryi-po-teme-zima
stranamasterov.ru/node/32513
http://proapplikatsii.ru/po-materialu/iz-plastilina/applikacii-iz-plastilina-na-kartone.html,
https://masterclassy.ru/podelki/podelki-iz-bumagi/
15. «Методики оценки психомоторного развития дошкольника» Н.О. Озерецкий,

