Гражданско-патриотическое направление - основа воспитательной работы учителя

 Сайт учителя биологии Кочегаровой  Светланы Александровны
                          Презентация

     "Мои земляки - герои Советского Союза"

            Литературно - музыкальная композиция, посвященная 70-летию Победы в ВОВ

        "Моими земляками славится Россия"

                            Классный час

        "Любимых окон негасимый свет"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вам, ушедшим в бессмертие посвящается… Мои земляки - герои Советского Союза Выполнила: С.А. Кочегарова , учитель МОУ «СОШ пос. Учебный Ершовского района Саратовской области»

Слайд 2

Война- какое страшное слово. Мало осталось тех, кто сумел пережить все ужасы того ада, и не только пережить, но и пройти их с гордо поднятой головой, с красным знаменем в руках. Бедные, богатые, молодые, старики, разные национальности все встали и сплотились, чтобы победить врага, не дать Родине упасть на колени перед фашистами.

Слайд 3

… Пусть под именем моим Потомок различит в архивном хламе Кусок горячей, верной нам земли, Где мы прошли с обугленными ртами И мужество, как знамя, пронесли. Николай Майор

Слайд 4

Алексей Федорович Данукалов Алексею Федоровичу Данукалову звание Героя Советского Союза присвоено посмертно 15 августа 1994 года за образцовое выполнение боевых заданий командования в тылу врага и особые заслуги в развитии партизанского движения в Белоруссии. В сентябре 1941 года, попав в окружение под Смоленском Данукалов с группой бойцов, ушел в леса, где создал небольшой партизанский отряд. К весне 1942 года этот отряд вырос в партизанскую бригаду, насчитывавшую в своем составе более полутора тысяч человекДействуя на территории Витебской области, партизаны под командованием Данукалова провели много блестящих боевых операций, нанесли врагу большой урон. 27 апреля 1944 года в бою с карательными частями фашистов при налете вражеской авиации, Алексей Федорович Данукалов погиб в деревне Великой Дольце Ушачского района Витебской области. Похоронен в городе Лепеле.

Слайд 5

Михаил Александрович Зуев Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «золотая Звезда» Михаилу Александровичу Зуеву присвоено 4 февраля 1944 года за 335 боевых вылетов и 12 лично сбитых самолетов противника. С начала великой отечественной войны до победы над Германией наш земляк сражался с немецко-фашистскими захватчиками на западном фронте, а затем в составе 8-й и 2-й воздушных армий на Сталинградском, Южном, 4-ом и 1-ом Украинских франтах. Принимал участие в обороне Москвы, Сталинградской битве, освобождении Украины, Польши, Чехословакии, разгроме врага на территории Германии. Дважды ранен.

Слайд 6

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» артиллеристу Виктору Ивановичу Кирееву присвоено 9 февраля 1944 года за отвагу и мужество, проявленное при отражении контратаки танков противника в районе города Фастова. Виктор Иванович Киреев

Слайд 7

Иван Гаврилович Малин Ивану Гавриловичу Малину Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» присвоено 16 октября 1943 года за отвагу и мужество, проявленные при форсировании Днепра, захвате и удерживании плацдарма на западном берегу реки. Малин с мая 1943 года до победы над Германией сражался с немецко-фашистскими захватчиками на Центральном, 1- ом и 4- ом Украинских фронтах. Принимал участие в Курской битве, освобождении Украины и Чехословакии. За боевые заслуги был награжден орденами Отечественной войны 2- й степени (1945), Красной Звезды (1943), двумя медалями.

Слайд 8

Василий Романович Спирин Звание Героя Советского союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» Василию Романовичу Спирину присвоено 21 июня 1944 года за отвагу и мужество, проявленные в боях по освобождению Южной Карелии. Василий Спирин саперными ножницами проделал проход в трехрядном проволочном заборе и по сигналу атаки одним из первых ворвался в траншею противника. Автоматным огнем и гранатами он уничтожил группу вражеской пехоты с ручным пулеметом, очистил 40- метровый участок траншеи и обеспечил продвижение роты вперед.

Слайд 9

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» Ивану Михайловичу Трифонову присвоено 10 апреля 1945 года за отвагу и мужество, проявленные при форсировании реки Вислы, захват и удержание плацдарма на её западном берегу. Батальон Трифонова, следовавший в передовом отряде, с ходу атаковал вражеские укрепления. В ожесточенном двухчасовом бою противник был разгромлен. В бою 27—батальон отбил 11 контратак противника, уничтожил большое количество живой силы и техники врага Иван Михайлович Трифонов

Слайд 10

Петр Егорович Сергеев Петру Егоровичу Сергееву звание Героя Советского Союза присвоено 10 апреля 1945 за стойкость и мужество во время боя в окружении, в ходе которого батарея под его командованием уничтожила четыре танкетки и триста солдат и офицеров противника. 12 января Сергеев получил от командира дивизиона приказ сменить огневую позицию на западную окраину села Вуйцин . Артиллеристы тронулись в путь, и попали в окружение. Но в этой непредвиденной трудной обстановке Сергеев не растерялся. Он немедленно развернул батарею в боевой порядок и приказал открыть огонь. Фашисты не выдержали дружного огня артиллеристов и залегли, а оставшиеся танкетки отошли в лес. Весной 1945 года Петр Егорович Сергеев принимал участие в боях за освобождение Остравы , стального сердца Чехословакии.

Слайд 11

Михаил Алексеевич Шкунов Михаилу Алексеевичу Шкунову 29 октября 1943 года за «отвагу, мужество и умелое руководство полком при форсировании Днепра, захвате и удержании плацдарма на западном берегу реки» присвоено звание Героя Советского Союза с вручением Ордена Ленина и медали «Золотая звезда». При преследовании отступающих немцев полк Шкунова одним из первых в 40-й армии форсировал Днепр южнее Киева и захватил плацдарм в районе сел Гребенки и Юшки. Семнадцать дней продолжались бои за удержание стратегически важного плацдарма, в ходе которых были отбиты все контратаки противника, что дало возможность для дальнейшего наступления наших войск. Командир полка Шкунов личным примером, неутомимой энергией, точными и уверенными приказами вдохновлял солдат и офицеров полка на ратные подвиги.

Слайд 12

И такие люди жили рядом с нами в реальной жизни. Те, о чьей смерти официальные сводки Информбюро сообщали как о «незначительных потерях в боях местного значения». Те, кто вряд ли бы выбрал себе такую судьбу, будь на то их воля. Для меня они все – герои. Благодаря их мужеству я живу сейчас на этой земле. И главным своим долгом считаю хранить память о тех, кто принес нам Победу и мирную спокойную жизнь.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Ершова Саратовской области»

Литературно – музыкальная композиция,

посвященная  70 - летию Победы в Великой Отечественной войне

«Моими земляками славится Россия»

                                                 Классный руководитель 9Б класса

 МОУ «СОШ №4 г. Ершова Саратовской области»

 Кочегарова С.А.

2015г

Пояснительная записка.

        

В настоящее время остро встает проблема патриотического воспитания детей, подростков, юношества, поскольку современное общество все с большей силой охватывают националистические настроения, учащаются случаи вандализма по отношению к историческим памятникам, проявления неуважения и жестокости к ветеранам. На молодое поколение обрушивается много негативной информации, особенно в СМИ, которая зачастую подрывает веру и любовь к народу и стране. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.

Великая Отечественная война — знаменательное историческое событие в жизни не только России, но и всего земного шара. Наша Победа над фашизмом предопределила основные направления развития человечества после войны. Все народы СССР показали такие высоты человеческого духа, какие не смогли продемонстрировать европейские народы и которые до сих пор не может простить нам «цивилизованная» Европа. Уроки Великой Отечественной войны имеют огромное значение для  молодого поколения нашей страны, а память о той страшной войне, унёсшей миллионы жизней — это память о наших предках, их подвиге, героизме на фронте и в тылу, их любви и нравственности.

Однако, в сегодняшнем, стремительно  меняющемся мире,  наметилась провокационная тенденция, цель которой -  принизить историческую  миссию России в итогах Великой Отечественной войны и извратить  её уроки. Историю той кровавой бойни пытаются всячески исказить, потому что сегодняшняя,  не объявленная война – это  ещё и война против исторической памяти.  Это не только диверсия против наших отцов и матерей, бабушек и дедушек, это  удар по мировоззрению подрастающего поколения, будущему каждой семьи и России.

И  поэтому главной  целью военного, послевоенного и современного молодого поколения является задача  защитить нашу Победу, память участников войны.

Уходят из жизни участники войны и труженики тыла, но знания и впечатления о войне передаются через посредников — их детей. И потому жизненно необходимо использовать рассказы, возможно, последних фронтовиков, так как они оказывают огромное влияние на воспитание и становление современной молодёжи.

«Нужно знать уроки истории, чтобы это не повторилось вновь».

 Война испытала на прочность советскую российскую цивилизацию, ядром которой является русская культура. Поэтому в исторической памяти о войне необычайно силён эффективный компонент, который находит яркое воплощение в песнях, стихах, прозе.

 Представленная методическая разработка является объективным  источником знаний о войне. Она целиком построена на фотоматериалах и воспоминаниях выпускника нашей школы, поэта – фронтовика участника Великой Отечественной войны  генерала – майора авиации, академика, доктора военных наук, профессора В.Н. Свищёва

Тема:

 « Моими земляками славится Россия…»

Форма проведения:

 литературно – музыкальная композиция, посвященная  70 - летию Победы в Великой Отечественной войне.

Цели:

- показать, какое историческое значение имеют результаты Великой Отечественной войны в истории развития нашей страны; 

- расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

- воспитывать уважение к ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы, чувство гордости за народ-победитель;

- расширить представления о героях – земляках, участниках Великой Отечественной войны;

- в рамках, года Литературы, познакомить учащихся с творчеством поэта – земляка, участника Великой Отечественной войны  В.Н. Свищёва, выпускника 1940 года  МОУ « СОШ №4 (28) г. Ершова Саратовской области;

Задачи:

- воспитывать интерес к героическому прошлому своей страны, малой исторической Родины;

- развивать  познавательный интерес и творческие способности учащихся;

Оборудование:

 мультимедийная система, фото материалы из личного архива автора, фрагменты  литературных произведений и воспоминаний  В.Н. Свищёва.

Слайд 1

(Фонограмма вокализ)

Все дальше, год за годом, уходят в историю страны военные огненные годы…      Да уходят, но никогда в памяти народной не изгладится великий подвиг солдат, погибших за свою Родину, выполнявших свой сыновний долг.

У времени есть своя память-история. Мы не  имеем права забывать ужасы  той войны, что бы она не повторилась вновь.  Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить…

Слайд 2-4

 Прошло 70  лет, как отзвучали последние залпы, но их эхо  до сих пор не утихает в людских душах. Давайте же перелистаем некоторые страницы Великой Отечественной войны и узнаем, как это было…

Генералу – майору авиации,  Виктору Николаевичу Свищёву, выпускнику средней школы № 28 г. Ершова  посвящается….

Слайд 5

( фонограмма голос  степи,  стрекочут кузнечики)

 В степи Заволжья будто время

 Остановилось, не идёт

 Над всем величье гордо реет

 И непременно вдаль зовёт

 Где нет конца и нет начала

 Величию прекрасных мест

 Где б душу грела, возвышала

 Природа дикая окрест

Слайд 6

(фонограмма «Рио рита»)

Далеко- далеко  на  бескрайних степных просторах, где гнутся ветру седые ковыли, затерялся маленький посёлок Ершов.

Городом он стал позднее, поднявшись  из рабочего железнодорожного посёлка, потому что  дорога была, как говорят теперь, градообразующим предприятием. По выходным, в парке,  духовой оркестр играл «Рио риту», работали буфеты, на танцевальной площадке кружились пары. Словом, веселье было всеохватывающим. Десятки  компаний с гитарами и гармошками располагались на лавочках, газетах, одеялах, а то  просто на траве и пировали. На волейбольной площадке, окружённой толпой болельщиков, шли жаркие матчи  между командами различных предприятий, с  азартом сражались и в городки.

Витя Свищёв, родившийся в 1922 году в  Ершове,  уже  учился  в городской  школе №28.

В степях Заволжья я родился

Познал там радость, голод, труд

Учиться в школе я стремился

Любил прекрасный местный пруд

На нём купался, отдыхал

Летом рыбалкой увлекался

 По берегам с ружьём гулял

На лодке по нему катался

Охотой часто занимался

Весною, осенью, зимой

В степях и на прудах скитался

Что добывал, то нёс домой..

До окончания школы  оставалось совсем немного времени и он, как все подростки  конечно же, мечтал.

Вперёд мечта, мой верный друг

Неволей, если не охотой

 Мой труд тяжёл и день деньской,

Я сам тружусь и ты работай

Мечта, мечта, где твоя сладость?

Порывы мыслей вверх несут

Коль воплотятся, будет радость

И не напрасно вложен труд

С мечтой сравнимы небеса

Где нет начала и конца

В июне 1940 года, с аттестатом в руках, радостный, полный надежд и  планов  на будущее, Виктор покидает город детства….

Слайд 7

Вольское военно – авиационное техническое училище.  И это уже  другой отрезок времени: взрослая   жизнь, новый коллектив, друзья. Легко, с энтузиазмом он осваивает сложные  технические дисциплины  в аудиториях, закрепляет изученное в авиационных ангарах, на лётном поле . И  конечно мечтает. Мечтает о небе…

Вот закончатся дни отпускные

Утром тёплым я как – то проснусь

И в просторы вверху голубые

В самолёте красивом взовьюсь

Летать буду в просторах воздушных

Рассекать воздух тонким крылом

Любоваться природой наземной

Защищать всю страну и свой дом

Слайд 8

(фонограмма : звук летящих самолётов, взрывы снарядов)  

22 июня 1941 года….Война. Она  вносит свои страшные коррективы, руша надежды и мечты…

(фонограмма  «Вставай страна огромная»)

Цвели поля, качались нивы

Висела в воздухе жара

Вдруг покатилось по России

Слово страшное – война…

Утром радио сообщило

Что в 12 будет важное сообщение

Такого раньше не бывало

А тут: ждите объявление

Народ у репродукторов собрался

Тогда же не было приёмников

А он был хмур, не улыбался

Похож был с виду на покойников.

Бушуют силы разрушенья

И истребления всего

И гибнут всех людей творенья

Не остаётся ничего…

Слайд 9-10

По законам военного времени Вольское  военно – авиационное  техническое училище  в экстренном порядке  преобразовывается  и начинает готовить  военных специалистов для фронта.

(фонограмма  «До свидания, мальчики» )

Я в строю курсантов стоял

Вольского технического училища

И слышал, как Молотов  сказал

 Что в страну вторглись немцев полчища

И призвал выбить фашистов

С наших земель, их разгромить

Но легко сказать: разбить немцев

Успевших всю Европу покорить

Слайд 11

Воевал Виктор в составе войск Северо – Западного, Прибалтийского, Ленинградского фронтов  на легендарных штурмовиках  ИЛ –2  и  Ил – 10.

 

(фонограмма  Дмитрий Шостакович Симфония 7 Ленинградская)

Густой туман закрыл окрестность

И группы Илов в небе ясном

С рассветом шли в кровавый бой

На фронте нашем на огромном

Порою  жертвуя собой

А на войне как на войне

Опять летим в сплошном огне

Один уж сбит, второй дымит

А Ил мой к цели всё летит

Не пожелаю никому

Сравняться с тем, кто здесь летит

Где взрывы гасят синеву

Металл людей разит….

Слайд 12

За это время Виктор успел повзрослеть, возмужать.  Многое выпало на его долю: бессонные ночи, встречи и расставания, боевые вылеты и самое страшное гибель друзей…

Сражались в пехоте воздушной

Два друга в дали фронтовой:

Один из степи южной русской

Второй с нашей Волги родной

Они словно братья сроднились

Блестел на них гвардии знак
И рядом в Ильюшиных вились

В огне непрерывных атак

Кипело разрывами небо

Светились трассы огнём

Но шли на задание смело

Как – будто им всё нипочём

(фонограмма: пикирующий  бомбардировщик, взрыв)

Но вот от разрыва снаряда

Упал с неба на землю Ил

И Лёши на свете не стало

Он в памяти друга лишь жил…

(фонограмма: реквием Лакримоза Моцарт)

В Прибалтике холодной

Лежат в земле сырой

Алёшка новгородский

И Жора с Моховой

Они уже не встанут

Им жизни не дано

Подруги их былые уж бабушки давно

Но помнят ветераны

Гвардейского полка

Всех получивших раны

Ушедших на века…

Слайд 13

Боевой путь, длиною в долгие годы войны…   92  боевых вылета,  выполненные   поставленные  задачи.  Виктор неоднократно видел  блеск остекленевших глаз смерти, но упорно продолжал  путь  к своей Победе. За мужество и отвагу, проявленные в годы Великой Отечественной войны,  он был награждён  восемью  боевыми орденами. В том числе А.Невского,  тремя  орденами Красного Знамени, двумя – Отечественной войны, двумя Красной Звезды и 20 медалями.

 В 1945 году был представлен командующим войсками Ленинградского фронта к званию Героя Советского Союза

Слайд 14

(фонограмма « Дороги»  )

Весна, весна   1945… и радостное ощущение приближающейся Победы …

Слайд 15

Я помню, как пришла победа

Салют начался до рассвета

Вдруг задрожала вся планета

Победа слышалось – победа!

Она пришла к нам в Берлине

Её уж устали мы ждать

Четыре ведь года на суше, на море

И в небе бескрайнем пришлось воевать!

Победа! Победа! Пришла к нам в Берлине

Тебя уж устали мы ждать

 Девятое мая я помню поныне

Победа! Все радостно стали кричать

Слайд 16

( фонограмма: звон  колоколов Благовест )

Победа… Она пришла к нам не в розовом платье  с букетами цветов, а многое испытавшей  скорбящей седовласой женщиной…

Победа…Звенят колокола

Церквей о невинно погибших

Победа пришла, но не одна

А с ней миллионы погибших

Плачут сыны

Родных своих, что  не дождались

Плачут и женщины целой страны

О тех, с кем на веки расстались…

Слайд 17-19

Но память человеческая жива…  И сегодня, в преддверии Великой Победы, мы вспоминаем подвиг  советского народа.  Всех тех, кто приближал  её на полях сражений и в тылу

(фонограмма « День Победы»)

Семидесятый уже раз

Мы отмечаем день победный

Года чредою неприметной

Прошли, посеребривши нас

Мы их прошли в лихое время

Казалось, непосильно бремя

Народ на плечи возложил

И мало кто – то пережил

Лишь три процента сохранилось

Из тех, что вместе народилось

Но в годы грозные войны

Мы отстояли честь страны

На милость русских немцы сдались

Четыре года, что сражались

А их поверженный рейхстаг

Венчал победный красный флаг!

У времени есть своя память. Память – история,  которая не позволит  уйти в забвение подвигу героев той страшной войны…

Слайд 20

 (фонограмма  метроном)

 Через года, через века

 Помните!

 О тех, кто уже не придёт никогда

 Помните!

 Не плачьте, в горле сдержите стоны

 Горькие стоны,

 Памяти павших будьте достойны

 Вечно достойны: хлебом и песней

 Мечтой и стихами

 Каждой секундой, каждым дыханьем

 Люди! Покуда сердца стучатся,

 Помните какою ценой завоёвано счастье

 Пожалуйста, помните!

 

Литература:

  1. В.Н.  Свищёв  « Боевая слава России»,  изд. SVN  2012 г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Ершова Саратовской области»

Классный час:

«Любимых окон негасимый свет»

Классный руководитель 9Б класса

МОУ «СОШ №4 г. Ершова

Саратовской области»

 Кочегарова С.А

                                          2015г.

Пояснительная записка

Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Именно в семье формируются такие нравственные устои, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого, бережное отношение к жизни человека.  

 Возрождение и поддержка современных традиций – необходимое условие духовного возрождения общества. Между тем в последнее время в восприятии молодёжи семья утрачивает своё ценностное значение. Падает авторитет родителей. По результатам социологических исследований лишь каждый третий ребёнок хочет быть похожим на своих родителей, ¾ не находят понимания  в семье. Статистика свидетельствует, что около 50% детей находится в зоне риска.

 Поэтому, на мой  взгляд, одной из задач современного педагога является работа по укреплению института  семьи через систему воспитательных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний.  

Предлагаемая  методическая разработка – это  час общения, посвящённый взаимоотношениям в семье, между родителями и детьми. В процессе мероприятия  ребятам предлагаются разнообразные формы работы: беседы, воспитывающие проблемные ситуации, анкетирование, дилеммы.

Тема занятия: «Любимых окон негасимый свет»

Форма проведения:  классный час.


Цель классного часа:

- рассмотреть проблему нравственного понимания семьи в жизни человека;

- значение родительского дома для каждого из нас.


Задачи:

- рассмотреть понятия «семья»;

- выяснить, знают ли учащиеся свои генеалогические корни;

- проанализировать мнение о взаимоотношениях в их семьях с помощью метода

  анкетирования учащихся;

- определить возможные пути сохранения благоприятного микроклимата в семье.


Оборудование
:

Высказывания и пословицы:   «От одиночества есть хорошее средство - семья », «На что и клад, когда в семье лад?»,  видеоряд «Мы - семья»,  мультимедийная система, наборы заготовок (бумаги и письменных принадлежностей) для конкурсов.

Слайд 1        
           

Семья в жизни каждого человека имеет огромное значение. Именно в семье закладываются основы важнейших человеческих качеств. Макаренко писал: «Правильное воспитание – это наша счастливая старость;  плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми». 

Слайд 2

Указом Президента РФ от 01.06.2012г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей. Поэтому этот классный  час  мы  посвятим этой теме и поговорим о том, как они важны в наше время.

Слайд  3

В семейном кругу мы с вами растем!

Основа основ - родительский дом!

В семейном кругу все корни твои!

И в жизнь ты выходишь из дружной семьи!

         Я не случайно начала  нашу беседу этими замечательными словами о доме, семье, ведь для каждого из нас - это самое главное, ценное, незаменимое в жизни. Цель нашего воспитательного мероприятия – рассмотреть проблему нравственного понимания семьи в жизни человека, значение родительского дома для каждого из нас.

В ходе нашего мероприятия мы попытаемся:

  • рассмотреть понятие «семья»;
  • выяснить, знаете  ли вы свои генеалогические корни;
  • проанализировать  ваши мнения о взаимоотношениях в  семье с помощью метода анкетирования, собственного опыта, наблюдений;
  • определить возможные пути сохранения благоприятного микроклимата в семье.


Думаю, что выбранная проблема никого не оставит равнодушной в этой аудитории. Итак, всех приглашаю к открытому диалогу.
Ребята,  а  как вы понимаете смысл слова «семья?» Что вы представляете, когда его произносите?  Как вы считаете, для чего человеку нужна семья?

( возможные варианты ответов учащихся: воспитывать  детей, помогать взрослым и престарелым членам семьи, коллективно выполнять совместные дела и т.д., )

Слайд 4

Когда -  то классиком были написаны следующие слова:  "Каждая счастливая семья счастлива одинаково, все несчастливые семьи, несчастливы по – своему. "В чем-то он прав и не прав и в связи с этим я хочу привести вам как пример  древнюю китайскую притчу:

Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто  не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что  для  счастья вам нужны…»

 А как вы думаете,  что же нужно, чтобы семья была счастлива?  Какие для этого необходимы условия?

(Возможные варианты ответов учеников: любовь, понимание, уважение, забота, доверие, доброта, дружба, помощь.)

Запомните эти слова и всегда старайтесь следовать им.

Слово «семья» каждый из нас произносит с детства. Какие ассоциации вы связываете с этим словом? (учащиеся по цепочке выражают свое мнение.)

     Слайд 5

  В научной литературе  слово  «семья» определяется как малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях, объединенная общностью быта и ведения  хозяйства,  правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей.

Семья – это сложный организм, это не только родители, это предки рода, которых знает и которыми  гордится семья. Представьте себе, что более чем 200 ныне живущих потомков А.С.Пушкина гордятся своим великим предком. Есть семьи, которые гордятся, что знают историю своего рода, что никто не может назвать их - Иванами, не помнящими родства. А какие они, наши родословные? Сколько в них имен?  В какой  период времени жили ваши недавние и далёкие предки?
(демонстрируется  презентация «Истоки: генеалогические корни»)


Слайд 6


Пройдут годы, вы станете  взрослыми, но  поверьте, что непременно будете вспоминать детство с  радостью и тихой грустью.  И сейчас я попрошу вас изобразить свои ассоциации о  детстве в виде коллажа.
(учащиеся, работая в группах изображают  детство,  оформляя аппликацию из предложенных сюжетов  3 – 5 мин; звучит  фонограмма «Куда уходит детство», завершённые работы вывешиваются на доске, оцениваются, анализируются).
Подводя итог этой части коллективной работы,  можно сказать о том, что эмоции реализованные вами в образах  имеют много общего,  все они связаны с чем-то очень светлым, радостным, изучают тепло, что свидетельствует о комфортных ассоциациях детства.

 

Переходя к следующему этапу  нашего мероприятия, я предлагаю всем, опираясь на небольшой, но уже имеющийся жизненный опыт  ответить на предложенные  вопросы:

  1. Какие впечатления своего детства вы хотели бы перенести в свою взрослую жизнь?
  2. Сохранилась ли до сих пор ваша любимая игрушка?
  3. С какими людьми связаны для вас самые светлые воспоминания о детстве вы хотели бы/не хотели бы перенести в будущее собственных детей?

     ( звучат варианты ответов учащихся)

Слайд 7

Не за горами тот день, когда вы станете взрослыми, у вас  появятся  новые проблемы: выбор профессии, карьера, создание собственной семьи и т.д. но это будет потом позднее.  А сейчас,  вы уже повзрослевшие, но всё ещё зависящие от родителей дети, живущие совместно с ними,  пытаетесь выстраивать взаимоотношения в соответствии со своим видением. И на этом этапе самой большой и серьезной проблемой становится проблема понимания представителей различных поколений.

По мнению специалистов,  моим  собственным наблюдениям, отношения детей и родителей в течение последних десятилетий претерпели значительные изменения. Давайте подумаем и попытаемся ответить: в чем причины сложных взаимоотношений детей и родителей?  Я попрошу поднять руки тех,  у кого были конфликты с родителями. Давайте , вспомним,  из – за чего происходили ссоры?
(учащиеся делятся своими предположениями: поздно пришёл, курю, долго говорю по телефону, сижу за компьютером, не помогаю по дому и т.д.)

 Исследования учёных говорят, что три ¾ современных детей постоянно конфликтуют с родителями, некоторые даже убегают из дому. В России сейчас 1 млн. беспризорных детей. И  у многих нормальные семьи, мама, папа.

Почему же дети не могут найти общего языка с родителями?  Как вы думаете? (варианты ответов детей: родители не дают свободы, ругают, достают своими поручениями; всё время работают, в должной мере  не занимаются детьми, жадничают, не дают деньги и т.д.).

 По вашему мнению, получается, что во всём виноваты родители, но неужели сами дети ни в чём не виноваты?

(возможные варианты детей: дети не уважают своих родителей, не хотят их слушать; дети ленивые, не хотят учиться, помогать по дому; дети презирают родителей за то, что они не могут заработать на достойную жизнь т.д.)

Слайд 8

 Итак, давайте сегодня не будем обсуждать поведение  родителей и детей, а постараемся понять их.

Отцы и дети. Эта проблема стара как мир. Противоречия между поколениями были и будут всегда. Но именно в наши дни эти противоречия стали принимать уродливые формы.    « Шнурки», «черепа», «предки», « родаки», «папик - мамик» - такими оскорбительными кличками величают собственных родителей их дети. А ведь вырастить и поднять на ноги детей в современной России  - это почти подвиг.  Традиция уважать родителей и вообще старших есть у каждого народа. Без этого ни один народ не смог бы сохраниться, передать свой опыт следующим поколениям. У народов Кавказа эти традиции очень сильны, даже секрет долгожития они объясняют тем, что у них принято почитать и  уважать старших. Эта традиция была сильна и в России. Каждый христианин знал библейскую легенду о сыновьях Ноя, один из сыновей  которого Хам, посмеялся над отцом и за это потомки Хана навеки стали рабами, а само имя Хам – нарицательным.. Сегодня так называют наглого, грубого, никого не уважающего человека. В Библии можно найти много заповедей о том, как воспитывать детей, как относиться к родителям. Главное правило -  это заповедь « Чти отца и  матерь, да благо тебе будет, да долголетен  будешь на земле».  Сказано, что детей надо воспитывать в строгости и послушании, а наказывать не из жестокости, а для их же блага.

 Библейские заповеди нашли своё отражение в пословицах нашего народа: «Нет такого дружка, как родная матушка», « Как Бог до людей, так отец для детей» и т.д.  Советы и наставления родителей – драгоценнейшее наследство, которое могут получить от них дети.  Но сегодня, далеко не все дети уважают своих родителей, не подчиняются им, грубят, огрызаются в ответ на замечания, а повзрослев, не хотят ухаживать за престарелыми родителями, отправляют их в приюты. А потом плачут от собственных детей, обвиняя их в чёрствости и эгоизме. Вообще, как советовал один мудрец, к родителям нужно относиться так, как ты бы хотел, чтобы дети твои относились к тебе.

 Среди афоризмов, посвящённых этой теме, мне попался один очень интересный, который я хочу озвучить: « Первую половину жизни нам отравляют родители, а вторую - дети». Как понять эти слова?

( примерные ответы детей: сначала мы не слушаемся своих родителей, а потом наши собственные дети отказываются слушаться нас; в детстве родители раздражают нас своими поручениями, а потом мы будем раздражать наших детей ).

 Как вы считаете, есть ли семьи, в которых этот афоризм неприемлем?

(примерные ответы: есть такие семьи, где родители и дети –настоящие друзья; дело не в родителях, а в детях,  все родители одинаковые, они хотят детям добра, потому и наказывают их; если дети уважают родителей, то и их дети будут уважать их.)

К счастью, есть ещё много семей, в которых дети  считают  родителей друзьями, прислушиваются к их советам, замечаниям, гордятся ими. Каждый человек ищет пример для подражания и первый такой пример он может найти в кругу своей семьи. Отцы,  деды, прадеды. Кто прославился мастерством, кто трудовыми заслугами, кто  - добротой и мудростью, кто справедливостью. Они – то и составляют стержень семьи, красу и гордость всего рода. Давайте поговорим о том, кто является стержнем вашей семьи, кто в семье является авторитетом.

( дети коротко рассказывают о  своих родителях).

 

На подготовительном этапе к классному часу  была предложена  анкета, с помощью которой  мы получили  представление о взаимоотношениях в ваших  семьях.

 Вопросы анкеты:

  1.  Считает ли вы  отношения в вашей семье доброжелательными и доверительными.
  2. Дружная ли семейный коллектив ваша семья?
  3. Считаете ли вы, что празднование семейных торжеств, поездок, совместное проведение отпусков и каникул способствуют укреплению взаимоотношений в семье.
  4. Собираются ли члены семьи вместе по выходным. Вызывает ли это чувство радости у вас?
  5. Занимаются ли члены семьи совместным трудом,  решают ли совместно возникающие проблемы, делятся ли своими успехами и неудачами.
  6. Возникают ли в вашей семье конфликты, которые обусловлены непониманием членами семьи друг друга.
  7. Как в вашей семье разрешаются  конфликтные  ситуации.
  8. Бывают ли в вашей семье конфликты между взрослыми? Являлись ли вы их свидетелями или участниками?
  9. Старались ли вы когда - либо помирить родителей?


Таким образом, получив ответы на вопросы анкеты  можно  сделать вывод, о том,  какое значение придается в  семье семейным традициям, считают ли дети семью неотъемлемой частью своей жизни, в которой есть как радости, так и проблемы, которые можно и нужно решать.

А если в семье все-таки периодически  возникают трудности и непонимание, то их необходимо грамотно форсировать.

Слайд 9

В связи с этим  предлагаю поработать в группах и попытаться составить «золотые правила», следуя которым можно достичь гармонии в отношениях. (учащиеся получают бумагу и фломастеры и готовят мини - проекты).

Варианты  примерных правил могут  выглядеть  так:

  1. Принимайте друг друга такими  какие вы есть.
  2. Никогда не принимайте решения в одиночку.
  3. Собственное поведение – самый решающий фактор во взаимоотношениях.
  4. Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие к тому, кто вам близок и дорог.
  5. Объединяйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, все делайте сообща.
  6. Будьте доброжелательными и открытыми.
  7. Уважайте друг друга и бережно сохраняйте теплые дружеские взаимоотношения.


Итак, мы убедились, что семья – это сложный организм, здоровье которого зависит от многих факторов. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты не всегда удается, не достает иногда житейской мудрости. Именно этому учат нас русские пословицы и поговорки. Вспомним их вместе.

(Из выведенных  на доске фрагментов  предлагаю составить пословицы и поговорки).

Слайд 10

Мини-конкурс «Пословица не просто молвится»

  1. Дом вести – не рукавом трясти.
  2. Когда семья вместе, и сердце на месте.
  3. Дети не в тягость, а в радость.
  4. Семейные нелады доведут до беды.
  5. В родной семье и каша гуще.
  6. На что клад, коли в семье лад?
  7. Каково на дому, таково и самому.
  8. В семье согласно, так и дело идет прекрасно.
  9. В гостях хорошо, а дома лучше.
  10. Дочерями  красуются, сыновьями в почете живут.
  11. Хозяйкою дом стоит.

 Хочу отметить, что во многих семьях доброжелательные взаимоотношения с родителями. Как же им удаётся избежать вражды и конфликтов?  Предлагаю попробовать себя в некоторых ситуациях.

Ситуация 1.

Папа с газетой сидит  на стуле, мама в фартуке хлопочет на кухне, бабушка в кресле вяжет шарф, сестра делает домашнее задание, а вы играете в новую компьютерную игру. Мама заглядывает в вашу комнату и строгим голосом говорит:

 - У нас закончился сахар. Бросай своих монстров – и  в магазин.

 Предлагаю выбрать лучший и худший варианты ответов.

  1.  Сейчас закончится уровень и я пойду
  2. Пусть сестра сходит
  3. Можно и  без сахара обойтись. Я сахар не ем!
  4. Завтра схожу

Назовите возможный приемлемый вариант ответа.

Есть ли, на ваш взгляд бесконфликтный вариант? ( Прекратить игру и сходить в магазин).

Ситуация 2

Сестра долго старалась отогнать вас от компьютера, потом пожаловалась бабушке. Бабушка стала уговаривать уступить место  сестре, так как ты два  часа  играешь,  а сестре надо распечатать реферат по истории.

Предлагаю выбрать лучший и худший варианты ответов.

  1. Ей нужен реферат, а мне нужно этот уровень пройти
  2. Закончится уровень – она сядет
  3. Может и от руки написать – подумаешь реферат
  4.   Компьютер мне подарили, я и буду им распоряжаться.

 Что выбрать? Какие из вариантов оптимальные?

 Какой ваш бесконфликтный вариант    (Уступить компьютер сестре, себе найти другое занятие)

 Ситуация 3

Пока вы штурмовали последний уровень, позвонила классная руководительница и поговорила с папой. После разговора у папы возникли вопросы.

- Почему ты отсутствовал в школе сегодня?

                1. Мне уже 14 лет и я не обязан перед вами отчитываться

                2.Захотел – и прогулял

                3. У нас зачёт был, а я не приготовился, вот и прогулял.

      4. Как вы меня достали!

 Какой вариант ответа приемлем в этой ситуации? Назовите свой вариант наиболее бесконфликтный.

Слайд 11

 Ежедневно в семье возникают тысячи ситуаций. Реагируя на них,  следует помнить древнюю восточную мудрость: «Однажды вы можете пожалеть о том, что смолчали, но о сказанном будете жалеть очень долго».

Думаю, что со мной согласятся, что очень важным условием сохранения благополучия в семье, теплых отношений является умение быть благодарными. Давайте вдумаемся в это слово, из каких корней оно состоит? – Дарить благо другим.
         Во многих странах мира отмечается праздник, который называется днем благодарения. В этот день члены семьи собираются вместе, чтобы поблагодарить всех тех людей, которые сделали для них добро. В этот день добрые слова, улыбки, подарки адресуются также родителям и близким людям, которые делали и делают нашу жизнь добрее и счастливее, тем, кому мы благодарны за то, что живем.

         Мне бы хотелось, чтобы вы встали в круг, взялись за руки и сказали пусть даже заочно, слова благодарности своим родителям. Я думаю, что они на расстоянии почувствуют вашу любовь к ним.

( Все участники мероприятия вытраиваются в круг и произносят слова благодарности, посвящённые родителям)

Слайд 12


Заканчивается наш классный час и подводя черту, хочу сказать, что сегодня мы попытались с вами проанализировать проблему нравственного понимания семьи, взаимоотношений в семье. Думаю, наше мероприятие помогло многим из вас пересмотреть свое отношение к родителям, понять, что вам необходимо для налаживания взаимоотношений с родными. Желаю, чтобы родительский дом всегда был для вас надежной пристанью.
 

 И какой бы век не был на Земле, есть главные ценности, которые мы должны беречь. Одна из них - это наша семья. Пусть она будет крепкая и дружная, надежная и понимающая. Берегите своих родных, любите и уважайте их, будьте внимательны и заботливы. И пусть ваша жизнь в семье будет  яркой, счастливой и интересной!

( Под фонограмму песни « Родительский дом» звучат стихи)

Давайте семейные ценности чтить,

Давайте всегда своих близких любить,

Ведь только в семье мы поддержку найдем,

Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!

Пусть дети и взрослые помнят всегда-

Семья-это главное! Через года

Сумейте вы счастье свое пронести,

Пускай только лучшее ждет впереди!

Семья-это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья-это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели года,

Но стены родные, отчий твой дом-

Сердце навеки останется в нем!





Литература

  1. Дик Н.Ф., Дик Т.И. Настольная книга классного руководителя 8-11 классов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005 – 320 с.
  1. Демидова И.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 224 с.
  1. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита детства: Учеб. пособие– М.: Издат. центр «Академия». 2003. – 192 с.
  1. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. Пособие.– М.: Издат. центр «Академия», 2004. – 304 с.
  1. Недбаева С.В. Службы практической психологии: теория и практика. – Армавир, 1997. – 334 с.
  1. Сгибнева Е.П. Классные часы в 10-11 кл. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004 – 186 с.
  1. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. – 480 с.





Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: