Инновационная и исследовательская деятельность

 Сайт учителя биологии Кочегаровой  Светланы Александровны
   Рассматриваю инновационную и исследовательскую деятельность как наиболее эффективный путь своего профессионального роста.     Содержание исследовательской деятельности для меня начинается с осмысления новой парадигмы образования и тенденции развития образования, осознания новой парадигмы педагогической деятельности. Педагогические исследования направлены на совершенствование и повышение результативности учебно-воспитательного процесса, на выполнение требований ФГОС к подготовке учащихся , на выполнение запросов родителей и общества.
    Участвуя в педагогических конкурсах, семинарах, конференциях, я выявляю проблемы, ищу пути  решения их  педагогическими средствами, новыми технологическими подходами, методическими приемами и формами организации деятельности обучающихся на основе личностного подхода, информационно - коммуникативной практики.     В 2017 году принимала участие в VII Международной научно- практической конференции "Актуальные вопросы естественно - научного образования" со стендовым докладом "Учебные экскурсии по пришкольной территории"                         

Скачать:


Предварительный просмотр:

VII Международная научно – методическая конференция «Актуальные вопросы естественно- научного образования»   

Стендовый доклад «Учебные экскурсии по пришкольной территории»

                                                  Учитель биологии МОУ «СОШ п.Учебный

                                                   Ершовского района Саратовской области»

                                                   Кочегарова Светлана Александровна

                                        Саратов, 2017

По словам Б.В. Емельянова «Экскурсия представляет собой целенаправленный наглядный процесс познания окружающего человека мира, процесс, построенный на заранее подобранных объектах в естественных условиях…». Сегодня биологические экскурсии являются формами изучения живой природы, когда обучающиеся непосредственно в природе наблюдают, исследуют живые объекты и процессы жизни.В основе экскурсии лежат принципы научности, доходчивости, доступности, убедительности, связи с жизнью.

На современном этапе преподаваниябиологии особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному.Для получения информации они чаще обращаются к интернет – ресурсам, нежели книгам, наблюдениям, накопленному опыту.  Поэтому уроки -экскурсии ввопросе изучения биологии сегодня, как никогда значимы.

Основные обучающие цели уроков-экскурсий:

  • Сделать учебный процесс доступным, интересным для обучающихся;
  • Рационально использовать время учебного занятия;
  • Сформировать устойчивый интерес к предмету;

Проведение тематических экскурсий по предмету нередко сопряжено с определёнными трудностями, особенно в условиях городских школ. В представленномдокладе изложенынекоторые разработки экскурсий в 6-8 классах, которые проводятся впределах природного окружения МОУ «СОШ пос. Учебный Ершовского района Саратовской области», общая идея которых - непосредственное и системное знакомство обучающихся сразнообразием живых организмов на одной территории.

Предусмотрены следующие тематические экскурсии:

  1. Природа живая и неживая. Наблюдения за живыми объектами. Живые организмы зимой. Живые организмы в различных экосистемах.
  2. Многообразие растений. Осенние явления в жизни растений. Разнообразие цветковых растений.
  3. Видовое разнообразие живых организмов парка, водоёма, окрестностей образовательного учреждения.

        

Система проведения экскурсий позволяет создать план – схему территории учреждения с нанесёнными на ней видами деревьев, кустарников, травянистых растений, встречающимися видами беспозвоночных и позвоночных животных. Эта схема может претерпеватькорректировку на протяжении времени наблюдений.

Экскурсия предполагает подготовку из многих моментов.

Действия учителя: определение участка территории и маршрут; правила безопасного поведения во время её проведения; создание микро –группи определение их ролей; подготовка оборудования.

Действия учащихся: наличие карандашей и блокнотов, в которых  будут сделаны записи для оформления отчёта; повторение учебного материала, подготовка необходимых таблиц и т.д.

План проведениякаждой экскурсии включает:

  1. Обязательный инструктаж по ТБ:
  2. Введение в тему
  3. Распределение по группам, определение заданий
  4. Результаты работы
  5. Подведение итогов.
  6. Рефлексия
  7. Домашнее задание. Оформление отчёта

Определено время проведения экскурсий согласно плану: три весенние экскурсии(апрель-май), две осенние(сентябрь-октябрь), зимняя(январь).

Экскурсия 6 класс

«Живая и неживая природа. Наблюдение за живыми объектами»

Обучающая цель: создать условия для закрепления представлений о признаках живых организмов и тел неживой природы, первоначального представления о методах изучения живой природы.

Место проведения : территория МОУ «СОШ пос. Учебный Ершовского района Саратовской области»

Время проведения : сентябрь

Оборудование: карточки-задания, стикеры красного и зелёного цвета, листы белой бумаги, нитки для обозначения периметра, маркеры, блокноты карандаши.

План проведения экскурсии:

  1. Краткий инструктаж-игра «МОЖНО - НЕЛЬЗЯ» во время проведения экскурсии.
  2. Игра «Закончи высказывание».

«Природа в моей жизни…» позволяет выявить, что природа делится на живую и неживую, обозначить основные отличия живых организмов от тел неживой природы.

  1.  Подбираем синонимы к слову «Наблюдать», формулируем определение понятию, называем приборы для наблюдений
  2.  Делимся на группы и определяем задания для выполнения каждому обучающемуся.
  3. Представляем результаты работы.
  4. Подводим итоги работы. Выявляемколичество объектов живой и неживой природы на участке, составляем план-схему. Выделяем стикерами объекты живой природы (красный), неживой (синий)
  5. Проводим игру «Воронья охота» сущность которой - выявление из предложенного списка объектов на выбранных участках и распределение по группам: живаяи неживая природа.
  6. Рефлексия.

Что было самым интересным в экскурсии?

Насколько трудно было справиться с заданиями?

Что нового узнали о территории школьного участка?

  1. Домашнее задание. Оформление в тетрадях отчёта об экскурсии по предложенному в карточках –заданиях плану.

Карточка – задание для учащихся на тему «Живая и неживая природа. Наблюдение за живыми объектами»

Цель: Определение объектов живой и неживой природы, наблюдения за явлениями живой и неживой природы.

Групповые задания:

  1. Выбор участка территории, описание и обоснование
  2. Ограничение его с помощьюшнура
  3. Выявление на участке объектов живой и неживой природы
  4. Занесение полученных данных в таблицу блокнота:
  5. Набросок на листах формата А-4 плана – схемы участка и обозначение на нем объектов живой и неживой природы.
  6. Наблюдения явлений живой природы на выбранном участке
  7. Представление результатов работы. Рассказы, об определении объектов живой и неживой природы, наблюдаемых явлениях.

Экскурсия 7 класс

Многообразие растений. Осенние явления в жизни растений

Обучающая цель: организовать деятельность учащихся, направленную на изучение видового разнообразия древесных и кустарниковых растений на территории школы, способов распространения плодов и семян и на ознакомление с осенними явлениями в жизни растений.

Место проведения: территория МОУ «СОШ пос. Учебный Ершовского района Саратовской области»

Время проведения: сентябрь

Оборудование: карточки-задания,  листы белой бумаги формата А-4, толстые нитки  и колышки для обозначения площадки,  пакеты для сбора листьев и плодов, блокноты карандаши, двусторонняя клейкая лента, ножницы.

 План проведения экскурсии: 1.

  1. Вспоминаем общие правила безопасного поведения  во время  проведения экскурсии.
  2. Отвечаем  на вопрос «С каким цветом ассоциируется  осень и почему?». Рассматриваем листья деревьев и кустарников соответствующих окрасок.
  3. Определяем тему и говорим о летней окраске листьев и многообразии осенних красок. Выявляем наличие пигментов: хлорофилла, ксантофилла, каротина.
  4. С помощью жестов изображаем листопад, выявляем его причины, говорим о его важности в жизни растений, природы.
  5. Делимся на группы и выполняем одинаковые задания на разных территориях.
  6. Представление результатов работы групп.
  7. Подведение итогов. Подсчитываем количество видов деревьев и кустарников, которые удалось описать группам.
  8. Составляем план – схему, отмечаем на них виды деревьев и кустарников.
  9. Экологическая игра «Собери дерево» с использованием  плодов и листьев, собранных во время экскурсии.

10.Рефлексия.

     Что было самым интересным и запоминающимся?  

          Насколько трудно было справиться с заданиями?

      Что нового  узнали о территории школьного участка?

11.Домашнее задание. Оформить отчёт в тетради.

Карточка – задание для учащихся на тему

«Многообразие растений. Осенние явления в жизни растений»

Цель: определение видовой принадлежности деревьев и кустарников, наблюдения осенних явлений в жизни растений.

Задания:

  1. Выбор участка территории его описание и обоснование.
  2. Ограничение участка с помощью шнураи колышков.
  3. Определение видового состава деревьев и кустарников.
  4. Заполнение таблицы

Вечнозелёные растения

Листопадные деревья

Листопадные кустарники

  1. Сбор листьев и плодов определяемых деревьев и кустарников.
  2. Выявление способов распространения плодов. В помощью ветра, животных.
  3. Составление плана –схемы участка с обозначением растений разных видов.
  4. Прослеживаем последовательность изменения окраски листьев.
  5. С помощью клейкой ленты располагаем листья в следующей последовательности

Вид дерева

Зелёный лист

Частично изменивший окраску

Полностью изменивший окраску

  1. Какие осенние явления в жизни растений  на участке наблюдали?
  2. Представление результатов работы другим группам.

                                                              Экскурсия 8 класс

Видовое разнообразие живых организмов леса(парка), водоёма, окрестностей школы.

Обучающая цель: организовать деятельность обучающихся, направленную на изучение видового разнообразия беспозвоночных и позвоночных на территории школы, особенности их строения и  мест обитания,  приспособлений к среде обитания.

Место проведения: территория МОУ «СОШ пос. Учебный Ершовского района Саратовской области»

Время проведения: май

Оборудование: карточки – задания для всех, листы белой бумаги формат А-3, план – схема участка (7 класс), толстый шнур, колышки для обозначения площадки, маркеры, стикеры, совок, белая бумага, пинцет, перчатки, лупа, коробка пластмассовая, циркуль, секундомер, линейка, засушенные насекомые.

 План проведения экскурсии.

  1. Правила безопасного поведения во время экскурсии.
  2. Как жизнь животных связана с растениями.  Завершаем фразу «Во время экскурсии я предполагаю встретить ….»
  3. Специальный инвентарь и его применение (пинцет, секундомер, линейка, перчатки, весы и т.д.)
  4. Делимся на группы и выполняем одинаковые задания на разных территориях.
  5. Группы представляют результаты работы.
  6. Подведение итогов. Подсчёт общего числабеспозвоночных и позвоночных, встретившихся во время экскурсии.
  7. Экологическая игра « Кто прилетает на территорию школы ночью»
  8. Рефлексия
  9. Домашнее задание. Оформление отчёта в тетради

Карточка-задание  «Видовое разнообразие живых организмов леса(парка), водоёма, окрестностей школы»

Цель: ознакомление с видовым разнообразием животных на территории школы, особенностями их строения и мест обитания, приспособлений к среде обитания.

Задания:

  1. Выбор участка территории, его описание и обоснование.
  2. Обозначение периметра площадки для исследования.
  3. Выявление животных, обитающих: на поверхности участка размером 20*20 см; изучение почвенного кубика монолита размером20*20*20, выявление животных; выявление животных в травянистом ярусе; выявление животных, места обитания которых деревья, кустарники.  Описание и систематическая принадлежность встретившихся животных.
  4. Заполнение таблицы

Местообитание организмов

Беспозвоночные животные

Позвоночные животные

Почва (до 20 см)

Поверхность почвы

Травянистый ярус

Кустарники

Деревья

  1. Составление плана-схемы с обозначением растений и увиденных животных.
  2. Представление результатов другим группам.