Мои работы

Рахимова Гульнара Закировна

Консультация  «Музыка в нашей жизни».

Подготовила

музыкальный руководитель Рахимова Г.З.

 

   Музыка является самым чудодейственным,

самым тонким средством  привлечения

к добру, красоте, человечности.

                                Как гимнастика выпрямляет тело,

                                   так музыка выпрямляет душу человека.

      В. А. Сухомлинский.

 

        Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека? Прежде всего, ее удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ - это выливается в торжественные и радостные звуки музыки. Поёт солдат в походе - песня придает особое бодрое настроение, организует шаг. Мать скорбит о погибшем сыне -  печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает человека всю жизнь. В труде и на отдыхе музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что ее принимают, как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь,  не замечая.

Без музыки не проживу и дня!

Она во мне. Она вокруг меня:

И в пении птиц,  и в шуме городов,

В молчании трав, и в радуге цветов,

И в зареве рассвета над землей -

Она везде и вечно спутник мой.

Ей все подвластно: радость и тоска,

В ней - просто миг и долгие века.

Музыка воздействует на человека с самых первых дней его жизни. У малыша  на десятый - двенадцатый день жизни возникают реакции на звуки.   С первых месяцев жизни ребенок отвечает на характер музыки: услышав напев колыбельной, он  успокаивается, под весёлые звуки плясовой мелодии оживляются его движения, он радуется. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонациям гулением, лепетом. Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке.

 Влияние на детей музыки благодатно, и чем раньше начнут они испытывать на себе её влияние, тем лучше для них. Музыка волнует маленького слушателя,  заставляет сопереживать прослушанному. Услышав по радио печальную песню в исполнении взрослого, мальчик сказал: «Дядя о своём горе поёт». Значит, он почувствовал настроение песни, передающей душевное состояние человека. Так, музыка развивает у детей музыкальную отзывчивость. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир. Музыкальное искусство, отражая жизнь во всём её многообразии, не только доставляет детям эстетическое наслаждение, но и расширяет их кругозор.

 Занятия музыкой требуют от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий: исполняя песню, надо вовремя начать и закончить её,  в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Всё это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю. Таким образом, музыкальная деятельность создаёт необходимые условия для формирования нравственных качеств ребёнка.

 Есть и другая сторона этой деятельности. Музыкальное воспитание не только духовно воздействует на детей, но и укрепляет их физические силы. Музыка создаёт жизнерадостное настроение, повышает тонус мышц,  активизирует деятельность всего организма. Меняется осанка ребёнка, когда он шагает под звуки бодрого марша, полётным становится его бег под лёгкую акцентированную музыку. В процессе пения развиваются дыхание, голосовые связки, развивается речь. Всё это протекает на фоне эмоциональных переживаний, когда ребёнка охватывает ощущение радости, восхищения или изумления.

 Волнующий мир звуков! Раскрыть окно в этот привлекательно звучащий мир, приобщить ребёнка  к прекрасному миру искусства – задача, посильная желающим своему ребёнку счастья родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 1 «Ромашка»

План - конспект

Непосредственной Образовательной Деятельности интегрированного содержания для детей старшего возраста.

Тема: «Зимушка - Волшебница»

Музыкальный руководитель

Рахимова Г.З.

первая квалификационная категория

г. Морозовск

2018 уч. год

Тип занятия: интегрированное. 

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое»

Виды детской деятельности:

Коммуникативно-речевая. Художественно-эстетическая. Познавательная.

Цель: Всестороннее развитие ребенка через интеграцию различных видов образовательной деятельности в процессе воспитательно-образовательной деятельности ФГОС ДО.

Задачи.

1.Коммуникативно-речевая деятельность:

-Развитие коммуникативных навыков;

-Активизация словарного запаса.

2.Познавательное развитие:

 -Активизировать  знания детей о времени года зима;

-Формировать представление о разнообразии зимней природы.

3. Социально-нравственное:

 -Создавать условия  для воспитания чувства любви  к природе;

- Развивать умение коллективно работать и  подгруппе;

- Воспитание положительного взаимоотношения у детей, чувства дружбы.

4. Художественно - эстетическое:

- Обогащение эмоционально-эстетического восприятия дошкольников  посредством воздействия музыки, поэзии и изобразительного искусства;

- Развивать музыкальные, метроритмические и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, способствовать разностороннему и гармоничному развитию личности.

Оборудование и материалы:

  1. Музыкальный материал:
  • «Утро в сосновом лесу» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковский;
  • «Зима» музыка А. Вивальди;
  • Ритмическая игра «Елочка»;
  • «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»

П.И. Чайковский.

  2. Раздаточный материал, ТСО:

  • По количеству детей емкости с молоком, гуашь, листы  бумаги, ватные палочки, султанчики, белые шарфы,  шары, колокольчики;
  • Музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор, фонограммы произведений;

Дети входят в зал.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Надеюсь и у вас замечательное настроение! Пожелаем друг – другу доброго утра!

Валеологическая  песенка – распевка с оздоровительным массажем «Доброе утро».

Часть 1 мультимедийной презентации.

М.р.: Ребята,  кто из вас любит прогулки? Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Мы отправимся в царство к самой Волшебнице Зиме! Но чтобы оказаться в её снежных владениях, необходимо  отгадать загадки.

Невидимкой, осторожно он является ко мне

И рисует, как художник, он узоры на окне (мороз).  Слайд 2

В белом бархате деревья – и заборы и дома.

А как ветер нападет, этот бархат опадет  (иней). Слайд 3

Бел, да не сахар, ног нет, а идёт.

На всех садится, никого не боится?  (снег). Слайд 4

Явилась вслед за осенью я по календарю.

Я самый лучший праздник вам на радость подарю!

А землю белым снегом я укутала сама.

Ребята, отгадайте-ка, ну, кто же я? (Зима).  Слайд 5

М.р.: Скажите, ребята, а  вы любите зиму? Почему она вам нравится? Да, это очень красивое время года, и  вся эта красота такая волнующая.

     Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима! А. Пушкин.

М.Р.:  По - разному зима поет свои песни: то морозную и суровую,  то звонкую и радостную, то разгульную, метельную, то тоскливо-унылую, печальную.

Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, ее настроение и рассказывают нам о ней: поэты в словах, композиторы – в звуках, художники в красках.

    Рассмотрите  картину о зиме, которую нарисовал  художник Иван Иванович Шишкин. Она так и называется «Зима».

    - Какой же это лес? (Старый дремучий, непроходимый, еще говорят «еловый бор»)

- А есть ли тут маленькие  елочки и кусты? (да они чуть виднеются из-под снежных шубок).

- Посмотрите на цвет снега. Он необыкновенный, коричнево-беловатый – это от коричневых стволов деревьев. Холодно, морозно и кажется, что все в этом лесу заснуло, застыло, замерло.

Присаживайтесь на «снежные стульчики»  и послушайте отрывок из балета «Щелкунчик» картина  «Утро в сосновом лесу» русского  композитора П.И. Чайковского.

-Как вы думаете, такой же лес изобразил нам композитор? Какая музыка звучала?  Какое настроение музыки? Шумная она или тихая, спокойная или наоборот громкая и звонкая? О чем она нам рассказала? Что вы услышали или увидели?

-Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна.

 -Да, музыка, спокойная, не громкая, вызывает ощущение тишины, умиротворенности, и спокойствия морозного утра, заснеженного и как будто спящего леса.  

Как вы думаете, только такая бывает музыка зимы? А какая  бывает ещё? (Дети предлагают варианты ответов) 

М.р.: На эту картину друзья вы взгляните

Закройте глаза и в нее попадите.

Картина Алексея  Кондратьевича Саврасова «Зима». Какая здесь зима? Художник при помощи разных оттенков темных красок изобразил тяжелое и хмурое небо, как будто минута, и посыплется снег. Мы чувствуем напряжение, глядя на эту картину.

Звучит  «Зима» 1 часть А.Вивальди

М.р.: Какую зиму нарисовал нам итальянский композитор Антонио Вивальди?  Какой вам показалась эта музыка? (Взволнованная, тревожная, беспокойная) что нам рисует композитор? Скажите, какой основной инструмент вы услышали именно в этом музыкальном фрагменте? (Ответы детей).

 Заметает пурга белый путь, хочет в мягких снегах тонуть.

А метель гудит, в трубе шумит. Очень страшно одному,

Потому, что она У –У –У да У –У –У.

(дети  голосом  делают глиссандо, а рукой в воздухе «рисуют» линии, моделируя условно высоту и динамику бури).

Вы знаете,  прямо сейчас можно здесь устроить настоящую метель, белую кутерьму. Выбирайте, атрибуты, какие нравятся, а ещё у нас есть колокольчики, может  кто-то из вас захочет аккомпанировать.

(Дети под музыку П.И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» изображают метель  в движениях с шарфами, султанчиками или шарами).

Замечательно, ребята, вы очень хорошо изобразили метель: и движением, и музыкой.

А сейчас отправляемся в гости к моему другу Снеговику, хотите?

Дети двигаются и выполняют музыкально – ритмические  упражнения  под «Марш  Снеговиков» Слова  А.Усачев,  музыка  М. Дунаевский

Часть 2 мультимедийной презентации.

М.р.: Итак, мы с вами оказались в лаборатории снеговика. Слайд 2.

Кружатся снежинки в воздухе морозном

Падают на землю кружевные звёзды

Вот одна упала на мою ладошку

Ой, не та снежинка! Подожди немножко!

Скажите, откуда же берется снег? Слайд 3

Дети: Он подает из тучи.

М.р.: Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Они растут за счет перехода пара в твердые кристаллы льда. Во время очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают на землю в виде "сверкающей алмазной пыли». И на земле образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек. Посмотрите,  вот и снежинки залетели, пока они не растаяли, скорей ищите две одинаковые. (Дети ищут, но не находят). Слайд 3

М.р.: Оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает, но что общего у всех снежинок?  Совершенно верно, у всех снежинок шесть лучиков.

Все снежинки одинаковы на цвет – но близнецов, поверьте, нет.

Найти похожих здесь нельзя – мороз старался, и не зря.

М.р.: Ребята, а вы хотите знать, почему снег хрустит под ногами?

Слайд 4. Опыт “Почему снег хрустит?”

 Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку. Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).

Результат: Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.

Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит. И чем сильнее мороз, нем громче хруст под ногами.

Посмотрите, что это за мешочки приготовила для нас Зимушка? Какие интересные, и даже звучат! Какой звук вы слышите? Хотите прогуляться?  Ой, мороз невелик, а стоять не велит, пробежимся?

М.р.: посмотрите, что это происходит на экране? Я знаю, Снеговичок предлагает нам игру. Мы с вами услышим, как бьется «сердечко» песенки, её ритм. Эту песенку вы все знаете -  «Елочка». Готовы?

Слайд 5-10 музыкально – ритмическая игра «Елочка» 

М.р.: А сейчас я приглашаю вас в свою волшебную мастерскую. Посмотрите, в каждой тарелочке налито молоко, мы на нем гуашью  при помощи ватных палочек и зубочисток быстро нарисуем зимнюю сказку, и аккуратно, пока сказка не исчезла, перенесем свой рисунок на бумагу.

 М.р.: Ну вот и закончилось наше путешествие. Возьмите на память о нашей зимней прогулке волшебную сказку.

Сказку мы  взяли (наклоняются)

К сердцу прижали (прижимают руки к груди)

И людям отдали (протягивают ладони и слегка дуют на воображаемую сказку).

– Улыбнитесь. Наше путешествие окончено.

 Список использованных источников:

Л.А.Каменева «Как знакомить дошкольников с природой», М., 1983

Детская энциклопедия: Я познаю мир./ Под ред. Хинн О. М.:АСТ, 1996.

Детская энциклопедия: Мир моря./Под ред. Валери Ле Дю М.:ИД «Махаон», 2008.

http://video.mail.ru

http://rebus.detsky-mir.com

http://goodfon.com

http://www.audiopoisk.com



Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Понятие субкультуры детства                                                                   3

1.1.Особенности детской субкультуры                                                        5

1.2.Компоненты детской субкультуры                                                         7

2.Высказывания педагогов, психологов по проблеме                                13

3.Психолого-педагогические ситуации                                                        15

4.Диагностика субкультуры детства                                                             17

6.Рекомендации учителю                                                                                17

7.Вопросы, оставшиеся без ответа                                                                 19

8. Глоссарий основных понятий                                                                     21

9. Что изменилось в моём представлении о проблеме                                 23

10. Список использованной литературы                                                        24

2

ПОНЯТИЕ СУБКУЛЬТУРЫ ДЕТСТВА

Детский мир, как и всякая человеческая общность, имеет свою культуру, свои традиции, передающиеся из поколения в поколения детей. Приставка «суб-» означает её подчинённое положение, поскольку детская культура является одной из составляющих большой культурной системы, где доминируют взрослые.

Детская субкультура выполняет те же основные функции, что и любая культура взрослых. Она выделяет наиболее значимые возрастные проблемы развития личности в её отношениях с окружающим миром и помогает научиться их решать, опираясь на опыт предыдущих поколений детей, которые сталкивались с теми же трудностями. Каждое новое поколение детей оказывается перед необходимостью освоить и понять мир, в который они пришли, родившись на свет. Внутренняя логика возрастных фаз развития ребенка предопределяет общие принципы этого процесса.

Поэтому из поколения в поколение воспроизводятся основные способы и формы решения таких проблем детьми определенных возрастов. Конкретные способы действенного освоения окружающего мира в готовом виде передаются от поколения к поколению детей в рамках традиций детской субкультуры.

Детская субкультура является одним из основных компонентов социализации ребенка. В процессе приобщения к ней целенаправленно создаются условия, способствующие накоплению социального опыта взаимодействия ребенка со сверстниками, развитию его умений войти в детское общество, действовать совместно с другими, т.е. активно осуществляется процесс социальной адаптации. Вместе с тем, познание мира сверстников, взрослых дает возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей, т.е. происходит процесс индивидуализации.

Именно в детской среде иногда достаточно жестко с помощью субкуль

3

турных средств – детского правового кодекса, детского фольклора, игровых правил – происходит подчинение ребенка групповым нормам и овладение им собственным поведением, формирование его как личности. Кроме того, важнейшую и самую первую личностную категорию – половую принадлежность – ребенок усваивает во многом благодаря другим детям.  В детской субкультуре, являющейся неотъемлемой частью общекультурной среды, формируется целостный жизненный опыт ребенка. Приобщаясь к ней, он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного,  решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, познает мир, себя и окружающих. Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие социальные потребности ребенка, такие как потребность в изоляции от взрослых, близости с другими людьми за пределами семьи, потребность в самостоятельности и участии в социальных изменениях.

Детская субкультура предоставляет ребенку экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, устанавливает зону вариативного развития, готовя его к решению задач в нестандартных ситуациях. Пространство детской субкультуры создает ребенку «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира, т.е. выполняет психотерапевтическую функцию, а степень погруженности ребенка в субкультуру – своеобразный показатель его гармоничных отношений с другими людьми.

Как показывает опыт общения с современными педагогами и  родителями, подавляющее большинство из них не видят специфики существования и развития детской субкультуры. Большая часть усилий взрослых направлена на познание внешней, объективной формы существования мира детства как особой демографической группы с присущими ей атрибутами. По отношению к ней сложились определенные установки, касающиеся правил общения, воспитательных приемов,  традиций, направленных как на передачу социокультурного

4

опыта.

Вместе с тем, мир детства существует и как субъективная реальность, в которой каждый ребенок и детское общество в целом создают свой, уникальный  мир, для которого характерны отличительные особенности восприятия и познания окружающего.   Одна из главных особенностейдетской субкультуры заключается в том, что, с одной стороны, в ней мир детства заявляет о своем отличии от мира взрослых, а с другой – детская субкультура – это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем.

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

«Субкультура детская – в широком смысле – всё, что создано человеческим обществом для детей, в более узком смысле – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития».

Детская субкультура представляет собой автономную социокультурную реальность, которая обладает своим собственным языком, структурой,

функциями и проявляется в детском фольклоре, играх, художественном творчестве, традициях.

Н.Иванова в своей статье определяет детскую субкультуру как особую систему социально-психологических признаков, компонентов, атрибутов, которые влияют на стиль жизни и мышление детей, позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они».

В.Кудрявцев, Т.Алиева рассматривают детскую субкультуру как «особую систему бытующих в детской среде представлений о мире, ценностей и т.д., которая отчасти стихийно складывается внутри господствующей культурной традиции данного общества и занимает в ней относительно автономное

5

место». Детская культура является культурой в культуре, которая, не смотря на то, что «встроена» в общее культурное целое, живёт по специфическим и самобытным законам. Она неразрывно связана с общей культурной традицией, в которой родился и живёт ребёнок.

Детская традиция – это «совокупность разнообразных форм активности детской группы, тесно связанных с половозрастными особенностями психического развития и характером социализации детей в рамках данной субкультуры (тайные языки и шифры, шалости, детская «магия» и т.д.)».

В разных периодах детства особую важность приобретают различные элементы детской субкультуры: для дошкольников и младших школьников – игры, считалки, дразнилки, загадки, для детей 8-13 лет – другой фольклорный репертуар и традиции, для подростков – мода, организация неформальных групп и разнообразные правила общения.

М.В.Осорина в своих работах отмечает, что «мир детей существует в одном пространстве с миром взрослых. Взрослые бывают слепы по отношению к

жизни и культуре детского сообщества». Любая человеческая культура несёт в себе модель мира, которая создана этнокультурной общностью людей. Эта модель мира воплощена в мифах, отражена в системе религиозных верований. Она воспроизводится в обрядах и ритуалах, закрепляется в языке, материализуется в планировке поселений человека и организации внутреннего пространства жилищ.

В детской субкультуре просматривается своеобразный способ освоения ребёнком новых сторон социальной действительности и его самоутверждения в ней. Мир детства в детской субкультуре «манифестирует» своё отличие от мира взрослых. Каждое поколение получает определённую модель мироздания в наследство. И эта модель служит опорой для построения индивидуальной картины мира каждого отдельного человека. Вместе с тем она объединяет этих людей как культурную общность.

6

Такую модель мира ребёнок получает о взрослых, активно усваивая её из культурно-предметной и природной среды. Также он активно творит модель мира сам.

Благодаря детской субкультуре, из поколения в поколение передаются специфические способы организации деятельности детей, нормы и ценности мировосприятия, взаимоотношений со сверстниками. Ребёнок имеет возможность обрести свою сущность, констатировать свой собственный мир.

Передача содержания детской субкультуры происходит в устной форме в условиях неформального общения детей на игровых площадках, в летних лагерях, больницах, санаториях. К концу периода детства появляются и письменные тексты – всевозможные песенники, девичьи альбомы, сборникианекдотов, «гадалки».

1.2. КОМПОНЕНТЫ ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ.

Компонентами детской субкультуры являются:

 - детский правовой кодекс, раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимодействия, взаимоотношений со сверстниками. Это правила вступления в различные формы и виды детской деятельности и выхода из них, разнообразные ритуальные компоненты детского общения (например, примирительные ритуалы), знаки собственности, взыскание долгов, отношения мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных груп­пах, специфические способы воспитательных воздействий на сверстников и разрешения спорных, конфликтных ситуаций (например, с помощью дразнилок, обзывалок, отговорок);

 - детский фольклор (колыбельные песни, прибаутки, потешки, считалки и др);

- детский юмор (анекдоты, розыгрыши, поддевки), смеховой мир детства (перевертыши, истории-небылицы, «черный юмор» или детские «садистские» стишки);

 - своеобразные увлечения: детское собирательство (сокровищницы, тайники) и коллекционирование;

- способы и формы свободного времяпрепровождения, среди которых ведущее

7

место занимают разнообразные виды игровой деятельности и продуктивные виды деятельности, а также походы в особые (страшные) места(подвалы, чердаки, кладбище, заброшенные дома) и места, запрещенные взрослыми для посещений (свалка, мусорка, стройка); рассказывание страшных историй, детское гадание и т.д.;

 - детская мода; эстетические представления детей (составление веночков и букетов, «секреты»);

 - субкультурные формы, которые играют решающую роль при овладении ребенком содержанием общечеловеческих ценностей: проблематизация, философствование, словотворчество, сказочный мир;

- детская картина мира, т.е. особая система мировоззренческих знаний, которая включает в себя совокупность представлений, смысловых отношений, охватывающих основные стороны взаимодействия ребенка с миром.

Остановимся на краткой характеристике некоторых компонентов субкультуры.

Стихийные детские проблематизации, представляющие собой вопросы ребенка относительно преобразований обычного в необычное и предполагают выход за предел обыденных причинно-следственных связей, например: «Что б сказал Шарик, если бы вдруг заговорил?» или «А если день и ночь вместе будут, то будет больше темно или больше светло?» Такие вопросы не имеют однозначных ответов, они заставляют работать воображение ребенка и взрослого, являются средством расширения их сознания, ориентируют на ценности идеологического общения, творческого сотрудничества.

Особый пласт субкультуры детства образуют явления детского философствования, например, размышления о природе таких универсальных феноменов, как жизнь, космос, истина, добро, зло и т. д., нередко наивны,однако затрагивают вечные вопросы человеческого бытия: «Со мной никто не играет, поэтому я хочу умереть. Я умру, и тебе будет легче».

Ребенок заостряет проблему одиночества, которую ощутил в какой-то мо

8

мент жизни. Такими «философемами» во многом определяется целостная картина мира, рождающаяся в детском сознании. Она объединяет в себе общее и частное, существующее и вымышленное, не только упорядочивает действительность, но и ставит ее под вечные вопросы, разрушает самоочевидное. В этом плане данная субкультурная форма способствуют более глубокому приобщению ребенка к творческому опыту людей.

Детское словотворчество — неотъемлемая часть детской субкультуры. Этот феномен хорошо описан в книге К.И. Чуковского «От двух до пяти», который писал: «Сам того не подозревая, ребёнок направляет все свои усилия к тому, чтобы путем аналогий усвоить созданное многими поколениями людей

«языковое богатство». Дети делают слово более живым и предметным, пластичным и гибким, вбирающим все богатство возможных оттенков его значения».

 Ребенок экспериментирует со словом для того, чтобы быть услышанным взрослым, выделяя свою уникальную речь из речевого потока старших и одновременно побуждая их к общению.

Смеховой мир детства можно рассматривать и как самостоятельный компонент детской субкультуры, и как часть детского фольклора. Не случайно, некоторые исследователи используют понятие «смеховойфольклор». В него входят: анекдоты, розыгрыши, поддевки, перевертыши, истории-небылицы, страшилки, «черный юмор» или детские «садистские» стишки.

Перевертыши, нелепицы, небылицы — особые словесные произведения, где наизнанку выворачивается подсказываемое здравым смыслом обычноеположение вещей, проблематизируются общепринятые представления об окружающем:

 - Что я видел! Что я видел!

 - Куманек, а что ты видел?

 - Пятнадцать лягушек палили из пушек в дубовый пенек!

 - Ой, врешь, куманек!

9

 - Что я видел! Что я видел!

- Куманек, а что ты видел?

 - Сорока в лесу доила козу в дырявый горшок!

- Ой, врешь, куманек!

 Своими корнями они уходят в народную смеховую культуру. К.И. Чуковский называл их «лепые нелепицы». Чтобы воспринять мир таким, какой он есть на самом деле, ребенок должен вначале увидеть его перевернутым. Этим и объясняется противоречивость и парадоксальность детской картины мира, в которой все меняется местами, наделяется непривычными свойствами и

возможностями. Как составляющие детской субкультуры перевертыши и нелепицы выступают не только средством расширения сознания ребенка, развития   творческих способностей, понимания жизненных ценностей и

смыслов, но и индикатором его психического состояния. Это связано с тем, что одним из важнейших показателей психического, умственного и творческого развития ребенка-дошкольника является наличие у него чувства юмора и комического.

Большой интерес представляет такой жанр смехового мира дошкольников, как страшилки. До 5 лет многие дети боятся страшилок, так как осознание любого сюжета требует понимания причинно-следственных связей, что, согласно Ж. Пиаже, происходит к 5-6 годам. В 5—6 лет дошкольники начинают обыгрывать ситуацию «страшно»: играют в приведение, пугают друг друга, прячась в укромном месте или надев на себя какое-то покрывало.

 В возрасте 6—7 лет начинают появляться собственно страшилки в словесном варианте, исполняемые в коллективе в качестве своеобразной игры на публику. В дошкольном возрасте страшилкиI и принимают форму историй ужасного и трагического содержания («В одном черном-черном лесу, стоит черный-черный дом...»).

 Рассказывание страшилок — прерогатива лидера детской группы, который таким образом самоутверждается среди сверстников. В целом для ребенка

10

прохождение через испытание страшилкой аналогично архаичному обряду инициации и переходу на более высокую возрастную ступень.

 В середине 80-х гг. XX в. появилась еще одна форма страшилок - так называемые «садистские» стишки («садюшки»):

Маленький мальчик нашел пулемет,         

Больше в деревне никто не живет.

Существуют разные точки зрения на их появление. Одни авторы считают, что объектом насмешки в них выступает зло, а не глумление над человеческим несчастьем. Другие — говорят о том, что в них просматривается поэтизация жестокости, что свидетельствует о дегуманизации детской жизни. Очевидно одно: если у ребёнка есть устойчивый интерес к ним, который сочетается с систематическими проявлениями жестокости в реальной жизни, это свидетельствует о социальном и психологическом неблагополучии ребенка.

Анекдоты зафиксированы в общении детей с 5-летнего возраста. Они способствуют благополучному вхождению ребенка в коллектив: принятие ребенка товарищами по группе, примирение со сверстниками, привлечение к себе внимания в процессе игры или свободной практической деятельности.

 Рассказчиком анекдотов обычно становится признанный лидер группы или ребенок-озорник, выступающий в роли шута. У 5- и 6-летних детей наряду с действительными анекдотами в ситуации общения присутствуют псевдоанекдоты, когда рассказывается нечто короткое и по содержанию не очень смешное. При этом ребята заразительно хохочут. Не понимая сути анекдота, они уже интуитивно осознают его коммуникативную направленность. В 6—7 лет дети начинают воспроизводить слышанные ранее анекдоты, близкие им по тематике, например, недостатки внешности, некоторые черт характера (обжорство, глупость, назойливость и др.), осознание половой принадлежности, семейно-бытовые неурядицы.

Дети любят воспроизводить анекдоты не только в общении со сверстника

11

ми, но и со взрослыми.

 Таким образом, комическое как средство общения ребенка направлено прежде всего на развитие эмоциональной и мотивационно-потребностной сфер его личности. Показателями такого развития являются: обогащение эмоциональных контактов, умение сочувствовать другому, выделять действия и позицию другого, готовность их принятия и возможности действовать с их учетом.

Коллекционирование и собирательство. Почти все дети рано или поздно начинают увлекаться коллекционированием. В его основе лежит радость от сочетания однородности с разнообразием, дает ребенку представление о богатстве мира, его красочности в многоцветности. Коллекционировать дети могут все что угодно: стеклышки, фантики, значки, календарики, игрушки из киндер-сюрпризов, вкладыши от жевательных резинок и т.д.

 Коллекции ребята с удовольствием показывают друг другу, хвастаются, гордятся ими. Это явление в детской среде социально по своему характеру. Любая детская коллекция ориентирована прежде всего на группу сверстников, в основе ее составления лежат такие понятия и представления, как мода, престиж, соперничество, меновые отношения.

 Примерно после 5 лет у детей появляются собственные сокровищницы, которые обычно хранятся дома. У девочек это коробочка, шкатулка или мешочек, где находятся личные «сокровища». Сокровищницей мальчика, как правило, считается его карман. Основное содержимое обычно составляют мелкие предметы, найденные ребенком на улице, подаренные, перешедшие по наследству от старших или выменянные у других детей, туда не кладут предметы, купленные в магазине. Своим богатством ребенок, как правило, любуется один, чтобы никто не мешал. Сокровищница существует в течение нескольких лет, а затем незаметно исчезает.

Секрет представляет собой небольшую ямку, глубиной в несколько сантиметров, выкопанную в земле. Чаще всего секреты делают девочки. Дно секрета выкладывается чем-нибудь красивым, сверху кладется что-то интересное, все

12

это накрывается стеклом и засыпается тонким слоем земли. Секрет можно считать одной из форм детского дизайнерского творчества. Он открывается только избранным, и распространенным видом мести является уничтожение секретов друг друга. В тайниках мальчиков отсутствует эстетический аспект, они призваны исполнять роль хранилищ личностно значимых, ценных предметов. Тайники и секреты свидетельствуют о желании ребенка материализовать свое тайное присутствие в пространстве окружающего мира.

Посещение страшных мест. Групповое посещение страшных мест - одна из ранних попыток самостоятельного исследования и эмоционального проживания значимых элементов окружающей среды, формирования детского мифа о мире. Со временем посещение страшного места становится испытанием храбрости и ее тренировкой, что даёт возможность удовлетворить исследовательский инстинкт, а также желание личностного самоутверждения. Это способ выяснения статуса каждого участника: пределы возможностей каждого наглядно проявляются в том, где он останавливается.

 Таким образом, детская субкультура представляет собой совокупность разнообразных форм активности группы. В ней, как и в общей культуре, в которой родился ребенок, формируется целостный жизненный опыт индивида: он познает мир, себя и окружающих людей.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПЕДАГОГОВ, ПСИХОЛОГОВ

Одна из главных особенностей детской субкультуры заключается в том, что, с одной стороны, в ней мир детства заявляет о своем отличии от мира взрослых, а с другой — детская субкультура - это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем.

В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фельдштейн.

13

В детской субкультуре существует особая система значений, представлений, отношений ребенка к окружающей среде, другим людям и к себе самому - это целостная картина мира, складывающаяся благодаря механизму интериоризации в процессе взаимодействия ребенка с предметами и совместной деятельности его со взрослым и сверстниками.

В.В. Абраменкова

Детский фольклор - одна из форм коллективного творчества детей, реализуемого и закрепляемого в системе устойчивых устных текстов, передающихся непосредственно из поколения в поколение детей и, имеющих важное значение в регулировании их игровой   коммуникативной деятельности.

М.В. Осорина

В игре детей есть часто смысл глубокий.

Иоганн Фридрих Шиллер.

Многие детские игры - подражание серьезной деятельности взрослых.

Корчак Я.

Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков

во многом он будет в работе, когда вырастет, поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.

Макаренко А. С.

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

14

Школа правильно руководимой игры открывает ребенку окно в мир шире и надежнее, чем чтение.

Фабр Ж.

Рифма и особый условный ритм, как знаки шутки ближе всего стоят к тому способу дразнить, который распространен среди детей: дразня, дети часто подбирают "обидные" рифмы к имени того, кого они дразнят, произносят свои дразнилки нараспев, пританцовывая, ритмически повторяя некоторые фразы, выражения, растягивая слова и т.д.

 Д.С. Лихачев.

Обзывание - это всегда испытание детского «Я» на психологическую прочность.

М.В. Осорина

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ

1.Девочки-тройняшки отказались ходить в детский сад, когда их обозвали тремя поросятами.(Девочки слегка полноваты).

2.  Дети в классе рассказывают друг другу страшные истории. Одна из девочек, придя, домой, пересказывает их младшей сестрёнке, которая после этого не может уснуть.

3.Малыш смотрит «ужастик» в компании старших братьев, которые, снимая собственное напряжение, подшучивают над мальчиком, пугают его, ещё больше усиливая тревогу.

15

4.В шестом классе произошла очередная драка и классный руководитель спросила: "Ну почему вы деретесь?!" - один из драчунов ответил: "А он меня дразнит. Обзывает "береза лысая"! У мальчика была фамилия Березин.

5. Ребёнок – первоклассник принёс из школы неприличный стишок и рассказал его родителям.

6.Дети подготовительной группы играют в таксопарк. Дима, ребёнок с завышенной самооценкой, стремящийся быть лидером, понимая, что в игру его не принимают, кричит: «Если вы меня сейчас не примите, я про вас расскажу воспитателю!»

7. Четырёхлетняя Наташа ездила отдыхать к бабушке, когда вернулась домой, её было не узнать.Девочка стала бить всех детей во дворе, с которыми у неё  до этого были прекрасные отношения.

8.Несколько детей решили играть в автобус  и  спорят, кто будет водителем. Даша предлагает посчитаться, и дети соглашаются. Все становятся в круг и Даша говорит: «Вышел месяц из тумана, вынял ножик из кармана. Буду резать, буду бить – всё равно тебе водить».

9.Девочки подготовительной группы  играют в песочнице. К ним подходит Соня  и просит о разрешении присоединиться к игре, девочки отказывают в резкой форме. Соня начинает плакать и девочки уже готовы пригласить её, но одна из них  быстро говорит: «Плакса-вакса, гуталин. На носу горячий блин. Иди от нас».

16

ДИАГНОСТИКА СУБКУЛЬТУРЫ ДЕТСТВА

Диагностика  особенностей  субкультуры современных дошкольников.

1) Как ты считаешь, что обычно делают взрослые, чем они заняты? Что обычно делают школьники? Что делают маленькие дети, которые ещё не ходят в школу?

2) Как ты думаешь, кем лучше быть – взрослым, школьником или маленьким ребёнком? Почему ты так считаешь?

3) Хотелось бы тебе быть взрослым? Почему хотелось бы (не хотелось бы)?

4) Хотелось бы тебе быть школьником? Почему хотелось бы (не хотелось бы)?

5) Что ты больше всего любишь делать?

6) Какую книгу ты больше всего любишь?

7) Какая передача по телевизору тебе больше всего нравится?

8) Какая песня или музыка тебе больше всего нравится?

9) Как ты любишь играть?

10) Ты любишь играть один или с детьми? Вдвоём с кем-нибудь или когда много детей? Почему тебе так больше нравится?

11) О чём ты со своими друзьями любишь поговорить?

12) Бывает так, что ты сильно огорчаешься, расстраиваешься? Из-за чего ты больше всего огорчаешься?

13) Кому чаще всего рассказываешь о своих огорчениях?

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ

Детство -  неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом. В современном обществе прослеживает

17

ся тенденция к деформации взаимоотношений взрослых и детей. С одной стороны, детство становится все более социально значимым; отношение взрослого сообщества к нему характеризуется гуманностью, детоцентризмом. С другой стороны - нарушаются глубинные связи взрослого сообщества и детей, увеличивается духовная пропасть между ними, теряется целостное социально-психологическое отношение общества к детству, что приводит к тому, что дети начинают находиться рядом, а не внутри взрослого мира.

Мир детства, отличный от мира взрослых, со своими ценностями, традициями, имеет право на своё существование. Только взрослым нужно быть несколько внимательнее к этому удивительному миру детей. Необходимо более глубокое рассмотрение различных аспектов жизни детского сообщества. И тогда, при ориентации взрослых на реальных детей, может быть возможным плодотворное сотрудничество воспитателей и воспитанников, родителей и детей с целью дальнейшего гармоничного развития этих «маленьких жителей» среди большого мира взрослых. Для современной системы образования гармонизация процессов социализации - индивидуализации ребёнка является одной из приоритетных задач, которую в полной мере может решать детская субкультура.

С одной стороны, в процессе приобщения к детской субкультуре целенаправленно создаются условия, обеспечивающие накопление социального опыта взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, развитие умений ребёнка войти в детское общество, действовать совместно с другими ( путём предоставления неформальных правил поведения детская субкультура способствует интеграции ребёнка в детское сообщество, регуляции взаимодействия между детьми разного возраста, разного пола), то есть активно осуществляется процесс социальной адаптации. Удовлетворяя  потребности в признании, завоевании личного статуса оказывает влияние на воспитание таких социально-значимых качеств как социальная уверенность, активность, самостоятельность, инициативность.

С другой стороны, познание мира сверстников, взрослых даёт возможность

18

приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои отличия, предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей. То есть обеспечивается процесс индивидуализации.

В современной педагогике, как науки, изучающей сущность, закономерности, перспективы развития образования как фактора и развития человека,  ведущей тенденцией  является её обращение к мировоззренческим основаниям, «возвращение» к личности.

Поэтому  педагогически грамотно относится к проблеме субкультуры детства возможно при соблюдении ряда принципов:

  • Принцип учёта возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей;
  • Принцип социального партнёрства;
  • Принцип культуросообразности;
  • Принцип преемственности.

Сегодняшняя педагогика направлена на сбережение, сохранение, выращивание бытия ребёнка, на помощь стать собой, продолжать свою жизнь и в этом реализовать смысл жизни, своё предназначение.

ВОПРОСЫ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ОТВЕТА

Мир детства, отличный от мира взрослых, со своими ценностями, традициями, имеет право на своё существование. Только взрослым нужно быть  внимательнее к этому удивительному миру детей, рассмотреть его, как своеобразную субкультуру, которая обладает своим языком, структурой, функциями, традициями. И тогда, при ориентации взрослых на реальных детей, может быть возможным плодотворное сотрудничество воспитателей и воспитанников, родителей и детей с целью дальнейшего гармоничного развития этих «маленьких жителей» среди большого мира взрослых. Одной из главных особенностей детской субкультуры является то, что, с одной стороны, в ней мир детства заявляет

19

о своем отличии от мира взрослых, а с другой стороны, детская субкультура– это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ освоения взрослого социального мира, способ самоутверждения в нем (В. Т. Кудрявцев, Д. И. Фельдштейн)..

  Состояние детской субкультуры, игры и детского сообщества, мы вслед за российским психологом Б.Д.Элькониным считаем важными индикаторами положения детства. Сегодняшнее положение детской субкультуры сигнализирует о тенденциях трансформаций данного элемента детства. Это проявляется, прежде всего в сужении игрового пространства детства,  увеличения различий между детской и подростковой субкультурой, культурой девочек и мальчиков, о влиянии криминальной субкультуры на подростковую среду и т. д. В субкультуре происходит конструирование новых элементов, обусловленных общими социальными процессами в современном мире, в современном обществе возникла своеобразная оппозиция между культурой для детей и собственно культурой детей. Первая все больше пытается зафиксировать для детей определенное место, своеобразную "детскую площадку", на которой механизмы порядка и нормирования будут устанавливать заинтересованные взрослые. Экран и компьютерные игры для современного ребенка являются не столько информатором и источником построения картины мира, сколько ее конструктором, агрессивно программирующим образ жизни, “новую мораль” и систему ценностей.

Детская субкультура, как и любой другой культурный мир, заново создаётся каждым новым поколением и утрачивается им в соответствии с изменением возрастного статуса, неизменно возрождаясь в последующем поколении. Детская субкультура с одной стороны динамична, а с другой стороны – несколько постоянна. Но изменения, происходящие в современной детской субкультуре, свидетельствуют о тенденции разрушения культуры детства, что является острой педагогической проблемой. В связи с этим считаю, что данное исследование может быть продолжено в следующих направлениях:

20

  • Гендерные особенности современной детской субкультуры;
  • Создание условий для раскрытия ценностно-смысловой сферы ребёнка- дошкольника  путём приобщения его к субкультуре детства;
  • Педагогические условия сохранения и развития детской субкультуры в современных условиях и др.

ГЛОССАРИЙ

Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) понятие (термин) в социологии, антропологии и культурологии — обозначающее часть

культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной

системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими

аспектами[1][2]. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других основах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы[3]. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.

Детская субкультура (от лат. sub — под и cultura — возделывание, воспитание, развитие) — в широком значении — все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчи

21

ненное место, и вместе с тем она обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой собственный язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся в значительной степени независимо от взрослых. 

Детство — период жизни человека от новорожденности до достижения социальной и психологической зрелости, во время которого происходит его развитие, становление как полноценного члена человеческого общества.

Социальное развитие — это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т. е. становится социально компетентным.

Социализация — процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта (А.В. Мудрик).

Социализация — это адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отельным группам. Это формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которого создается новый социокультурный опыт.

Детоцентризм

стиль воспитания ребёнка, в основе которого лежит культ ребёнка, приоритет его интересов и желаний по отношению ко всему его окружению.

 

22

Индивидуа́льность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними.

Индивидуализация

- англ. individualization; нем. Individuali- sierung. 1. Процесс выделения человека как относительно самостоятельного субъекта в ходе исторического развития обществ, отношений. 2. Процесс и результат совмещения соц. требований, ожиданий, норм, ценностей со спецификой потребностей, свойств и стилей деятельности индивидов. 3. Процесс дифференциации общих для данной соц. группы (класса, соц. слоя) жизненных условий и замены их все более специфическими. 4. Разрыв групповых связей и появление самостоятельных индивидов, не имеющих тесных и продолжительных связей с другими.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ

В МОЁМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ О ПРОБЛЕМЕ

Ознакомившись с понятием  и особенностями детской субкультуры, как широко распространённого в обществе социального процесса трансляции культуры  и социального опыта детей, я  считаю, что: 

1. Детская  субкультура  способствует  естественному включению

ребенка в систему социальных связей и отношений, в ходе которого, он познает мир сверстников, взрослых и имеет возможность безбоязненно транслировать  окружающим  свой собственный  внутренний мир.

2. Детская субкультура  оказывает  влияние  на  формирование

социальной уверенности, активности, самостоятельности, инициативности.

23

Благодаря  детской  субкультуре  ребенок  обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир. Дети глубже познают и раскрывают свои возможности и возможности других, апробируют различные социальные роли. Усваивают  ценности окружающего мира и  адаптируются  в социальном мире.

3. Детская субкультура знакомит детей с простейшей моделью мироустройства; раскрывает принципы семейного  жизнеустройства,  формирует  

доверие к близким, и к миру в целом, помогает переживать чувство оди-ночества формирующейся личности, помогает  ребенку  осознать

свои отличия, предпочтения, интересы, формировать  и  корректировать  собственную  систему ценностей, тренирует эмоциональную устойчивость и самообладание.

Благодаря изученной проблеме я приобрела опыт разрешения:

-нравственных задач (конфликтные ситуации, взаимоотношения между взрослыми и детьми)

- психологических задач (преодоление боязни, различных страхов,

неуверенности)

-приобрела опыт использования инновационных методов и приёмов (принцип социального партнёрства, приём «вместе с  ребёнком»), использования позиции толерантности через внедрение компонентов данного направления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре. -М.; Воронеж; 2000.
  2. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: «Академия», 2002.

24

  1. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие. – М., 2008. (Приложение к журналу«Управление ДОУ»).
  2. Иванова Н. О детской субкультуре //Дошкольное воспитание, 2004, № 4.
  3. Кон И.С. Ребёнок и общество. - М.: Академия, 2003.
  4. Кудрявцев В., Алиева Т. Ещё раз о природе детской субкультуры //Дошкольное воспитание, 1997, № 3, 4.
  5. Михайленко Н., Короткова Н. К портрету современного дошкольника // Дошкольное воспитание, 1993, № 1.
  6. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.
  7. Эльконин Д.Б. Психология игры /АПН СССР. – М.: Педагогика, 1978.
  8. http://www.libsid.ru/individualnoe-obuchenie-i-organizatsiya-dosuga-detey/organizatsiya-dosuga-detey-v-seme/detskaya-subkultura
  9. http://gisap.eu/node/7480#comment-8098

25


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Субкультура детства

Слайд 2

Мы знаем, мы глубоко чувствуем, что там, в глубине детской души есть много прекрасных струн, знаем, что в душе детской звучат мелодии, видим следы их на детском лице, как бы вдыхаем в себя благоуханье, исходящее от детской души, - но стоим перед всем этим с мучительным чувством закрытой и недоступной нам тайны. (В.В.Зеньковский - русский философ, богослов, педагог).

Слайд 3

Детство- особый, уникальный мир, у которого есть свой язык, отличительные особенности восприятия, познания мира.

Слайд 4

Формирование гармоничных отношений ребёнка –основная цель воспитания в семье и детской группе, достижение которой невозможно без понимания и сохранения детской субкультуры.

Слайд 5

Мир детства -детский фольклор -игры -художественное творчество -традиции самоорганизация самовоспроизводство ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА

Слайд 6

Детская субкультура- всё, что создано человеческим обществом для детей и детьми

Слайд 7

Компоненты детской субкультуры традиционные народные игры ; детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички , сказки, страшилки, загадки); детский правовой кодекс (взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, право на использование конкретного места); детский юмор ( потешки , анекдоты, розыгрыши, поддевки);

Слайд 8

детская магия и мифотворчество ("колдовство"); детское философствование (вопросы типа "почему", рассуждения о жизни и смерти и пр.); детское словотворчество (перевертыши, неологизмы); эстетические представления детей (составление веночков и букетов, рисунки и лепка, "секреты"); наделение прозвищами сверстников и взрослых; религиозные представления (детские молитвы, обряды).

Слайд 9

Детская субкультура – основной компонент социализации ребёнка Ребенок накапливает социальный опыт, умение войти в детское сообщество. Проявляет умение подчиняться групповым нормам. Ребенок учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы.

Слайд 10

Пространство детской субкультуры создает ребенку «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира, т.е. выполняет психотерапевтическую функцию, а степень погруженности ребенка в субкультуру – своеобразный показатель его гармоничных отношений с другими людьми. Предоставляет ребёнку экспериментальную площадку для опробирования себя, определения границ своих возможностей, устанавливает зону вариативного развития, готовя его к решению задач в нестандартных ситуациях.

Слайд 11

Детская субкультура помогает сохранить детскую индивидуальность

Слайд 12

Познание особенностей и приобщение к детской субкультуре – первый шаг к сближению, сотрудничеству.

Слайд 13

Сегодняшняя педагогика направлена на сбережение, сохранение, выращивание бытия ребёнка, на помощь стать собой, продолжать свою жизнь и в этом реализовать смысл жизни, своё предназначение.

Слайд 14

Педагогические принципы принцип гуманитаризации – широкое включение в региональное содержание знаний о человеке, формирование гуманистического мировоззрения, создание условий для самопознания, самореализации развивающейся личности; принцип учёта возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей; принцип ориентирования на общечеловеческие понятия – ребенок как полноправный партнер, гражданин; принцип интегрирования – интеграция образовательных областей в различных видах деятельности.

Слайд 15

Преодоление авторитаризма в воспитании со стороны педагогов, родителей и понимание мира детей с позиции ребенка, совместное переживание его радостей и горестей, обогащение духовного мира ребенка, обеспечение эмоционального благополучия позволяет развивать гармоничные отношения ребенка с миром – залог его психического, физического и личностного развития.

Слайд 16

Субкультура детства Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Региональный компонент в музыкально - образовательной

деятельности ДОУ.

Праздники Донского казачества.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим –

Хоть новому принадлежим.

Вадим  Шефнер

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа, особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в образовании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Необходимость внедрения регионального компонента предусмотрена Законом РФ.

ФГОС ДОО определяет приоритетной задачей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему, воспитания разностороннего человека уже в самом начале его пути, в детстве - воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы  духовно — нравственное, эмоциональное и рациональное начала.  

Значение Донской  музыкальной региональной культуры осознается современным обществом, как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа. Региональный компонент  в музыкально-образовательной деятельности наиболее продуктивно реализуется  в работе с дошкольниками, в силу особенностей социализации данного возраста. Базовые национальные ценности духовно-нравственного развития и воспитания детей заданы в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности».

Наша общая задача – заинтересовать детей лучшими образцами народного донского творчества, приобщить к историческому прошлому и настоящему своего края, научить ценить Истинную Красоту!

Целью проведения праздников Донского Казачества является формирование основ духовно- нравственного и патриотического воспитания дошкольников через музыкальное наследие и современную донскую региональную культуру, обеспечить преемственность между поколениями.

Праздники Донского казачества направлены на реализацию возможностей донской музыкальной региональной культуры, как средства духовно – нравственного воспитания дошкольников, помогают решать  важные задачи:

-приобщения детей к истории и культуре родного края;

-ценностное отношение к миру;

-воспитание достойного сына или дочери в своей семье.

Главные принципы проведения праздников – историзм; связь с окружающей жизнью; доступность; глубокое образное раскрытие жизненных проблем; обращение к народной педагогике, к народной мудрости; органическое единство смыслового и образного;  бережное отношение к поэтическому слову как к родному слову; обращение к музыкальной классике; импровизационностъ; неожиданность.

Через знакомство с народными праздниками и традициями происходит формирование чувства причастности дошкольников к истории Родины. Благодаря народным праздникам фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Организация народных праздников – одна из традиционных форм образовательной деятельности в детском саду. Особая ее значимость заключается в том, что приобщение к национальной культуре в форме праздника, живо затрагивающего эмоциональную сферу дошкольников, позволяет заложить в них чувственную основу национальной принадлежности, сформировать определенный опыт.

Воспитательный "процесс вращивания" ребенка в культуру в дошкольном возрасте определяет изучение форм и содержания родной культуры, помогает ребенку - дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом. Воспитание на народных традициях способствует формированию веротерпимости, межнациональной толерантности.

У казаков существовало множество различных религиозных обрядов и праздников. Казаки всегда были глубоко верующими людьми. Ни одного великого дела казаки не начинали без молитвы, они чувствовали свою духовную связь с умершими. Обязательно поминали усопших.Самыми почитаемыми праздниками на Нижнем Дону считались Троица и Покров. На Верхнем Дону любили зимние святки, Рождественское славление, обряд посевания и святочные гадания. Праздник праздников и торжество торжеств – пасхальные обряды и обычаи.

Троица. Праздник Святой Троицы относится к «двунадесятым» праздникам православия и являлся одним из любимых и почитаемым у казаков. Праздник Святой Троицы праздновался на Дону красочно и светло. Храмы в этот день украшались цветами и зеленью, косили траву, которой устилали пол. Церкви принимали нарядный вид, наполнялись запахами цветов и трав. В этот день в храме прихожане плели венки, трижды становясь на колени. Венки эти хранили дома, считалось, что такой венок охраняет дом от злых духов.

Украшали цветами и травой не только храмы, но и казачьи дома. Обычай приносить в Троицын день в дома и храмы зелень символизирует «всеоживающую силу пресвятого и животворящего Духа».

Именно в Троицу было принято водить хороводы. Наши предки верили, что хороводом они помогают Солнцу – главному источнику жизни.

Самое уважаемое дерево на Троицу – береза. Она одевается в зеленый наряд раньше всех, еще древние славяне считали, что береза обладает особенной жизненной силой. К березке девушки приносили скатерти и устраивали трапезу. Главным блюдом этой трапезы была яичница. Ее готовили в доме, а к месту праздника приносили в глиняной посуде. Ели яичницу ложками, а потом ложку полагалось бросить над ржаным полем – как высоко ложка взлетит, такой высокой и рожь уродиться. У Троицкой березки водили хороводы, пели песни – хороводные, игровые, лирические. Наиболее популярной была известная многим с детства «Во поле березка стояла». Пели частушки и «страдания» - некоторые из них сочинялись тут же, во время гулянья. Из игр и развлечений в большом почете были качели, «горелки», лапта.

Покров Пресвятой Богородицы — самый значимый праздник Русского казачества. Праздник Покрова Божией Матери всегда был и остается одним из самых почитаемых среди казаков. В этот день все православные молятся, чтобы почтить Богородицу, просят милости и защиты Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Он является непереходящим и особо почитается в народе, несмотря на то, что не относится к двунадесятым праздникам русского православного литургического календаря.
 Исторически такая традиция была приурочена к чудесному поражению турок под Азовом (Азовское осадное сидение 1641г.). Когда у изнемогавшего от долгой и неравной борьбы казачьего гарнизона не оставалось уже никаких надежд на победу, им было явлена «жена прекрасная в багряной ризе», вдохновившая их на победу.

 Покров был традиционным временем венчаний. Также по народным поверьям именно в этот день девушки молились о счастливом замужестве, а крестьяне ждали первого снега. Считалось, что каков Покров, такова и зима.

Святочные дни. Особо любимыми в народе были рождественские праздники. Россияне, в том числе и донцы, праздновали их красочно и ярко. На Руси праздничные дни продолжались две недели: начинались праздником Рождества Христова и завершались Крещением Господним.

К достойному празднованию Рождества верующие готовились сорокадневным постом, известным под названием Рождественского или Филиппова. Канун праздника проводился в особо строгом посте. Этот день назывался сочельником, т. к. по церковному уставу в этот день полагалось употреблять сочиво (пшеницу с медом).

В сочельник не ели до первой звезды. В «красном углу», под образами, на чистой скатерти, на пучке сена или соломы стояла чаша с отварными зернами пшеницы, политой медом или подслащенной, сахаром или изюмом – кутья. С первой звездочкой на небе после молитвы ели кутью, а за ней самый скромный ужин.

Ночью, с первым ударом к заутрени, вставала вся казачья семья. Хозяйки топили печь, и все спешили в церковь на службу. Но еще раньше уходили из дому дети славить Христа. Христа славить, начиная обычно с войского атамана. Сам атаман приставал к кампании старшин и вместе с ним ходили по всем жителям города. Во всяком доме они пели «Христос рождается», за что хозяин был обязан заплатить». Ходили по три-четыре человека. Не принять «христовщиков» считалось большим грехом, все равно, что не принять ангелов. Колядовали всего один вечер – в первый день праздника, распивая при этом специальную песню коляду. Колядовщика одаряли пирогами, конфетами, деньгами. Все собранное сносили в заранее намеченный курень и там в течении праздника, начиная со второго дня устраивали «сборки»(посиделки) с музыкой, играми, плясками.

В ночь перед Рождеством на базу зажигали костер, чаще всего соломенный стог. Вокруг стога собирались родственники. Это древний славянский обычай и объясняется он тем, что в ночь, когда спаситель еще не родился, и нечистая сила особенно свирепствует, к теплу костра прилетали души умерших предков людей из этого рода.

С кострища, которое сохранялось ( на нем никогда не готовили), казак, отправляясь в дальние края, брал землю, щепотка которой вместе с веточкой полыни, священной травой кочевников, по поверьям отгонявших злых духов, хранилась в ладанке на груди.

В канун  «Старого Нового года», тринадцатого января – щедрый вечер. В этот вечер варили вареники и ходили щедровать, а с полуночи до петухов гадали. Вареники чаще всего делали с творогом, но несколько штук готовили с мукой, солью, монетой или оставляли пустыми. Достанется вареник, начиненный мукой – жизнь будет богатой, но тяжелой, с солью – горькая, пустой вареник – пустая жизнь, с монетой – счастливая и долгая.

В полночь начинали гадать. Гадания были самыми разнообразными.

Утром на Старый Новый год казачата, набрав в мешок пшеницы, ржи или других зерен, бегали по куреням «посевать».

Заканчивались святочные дни праздником Крещения Господня или Богоявлением. Вечерня накануне Крещения называли Крещенским сочельником. В этот день, так же как и в Рождественский сочельник, не ели до первой звезды. После появления на небе первой звездочки ели только лишь кутью, потому-то она и получила название «голодная».

Широко был распространен обычай, в крещенский вечер рисовать мелом или копотью свечи на окнах и дверях, чтобы черти не поселились в доме. Обычно это действо совершал глава семьи – отец, его сопровождал кто-нибудь из членов семьи. Все были без шапок, с хлебом-солью в руках.

Как в Рождество, так и в Крещенский сочельник крестники шли к крестным поздравлять их с праздником. Несли кутью пироги, получая в свою очередь от них подарки и угощения.

В память того, что Спаситель своим Крещением освятил воду, в этот праздник бывает два великих водосвятия. Первое – накануне праздника в храме. Второе совершали в самый праздник под открытым небом на прудах и реках. Шествие для освещения воды в водоемах совершалось, в центре делалось отверстие, куда забивался Чоп. Когда священник завершал молебен, Чоп вынимали, и под давлением собравшихся людей вода била фонтаном. Ею умывались и наполнялись емкости. Некоторые из прихожан даже купались в проруби. Считалось, что тот, кто искупается в проруби, в ледяной воде, на праздник, будет весь год здоровым.

К рождественским праздникам, как и к Пасхе, готовились тщательно и заблаговременно. Мыли дом, белили стены, стирали и крахмалили занавески и скатерти. Обязательным украшением дома была елка, чья вечная зелень символизировала обновляющуюся жизнь. Каждая хозяйка старалась удивить гостей разнообразием блюд.

Закончился Рождественский пост, поэтому хозяйки готовили огромное количество мясных блюд. Конечно, главным блюдом на столе был рождественский поросенок или рождественский гусь.

Масленица. Для казаков проводы зимы – относительно молодой праздник, они начали отмечать его лишь в XVIII веке. В Масленицу у донских казаков на улицах проводили скачки, а дети стреляли из маленьких пушек. В казачьей Масленице главное – не гулять и пировать, а соревноваться. Казаки любили показывать свою доблесть и удаль. На празднике всегда обязательно присутствовали скачки, непременно проходили состязания по владению оружием. Главную роль в Масленице играют блины, которые хозяйками пекутся все неделю. На блины зовут гостей, ни одно застолье не обходилось без них. Блины с маслом, со сметаной, с маком и с медом, вареньем, с творогом, с икрой, с семгой – не исчерпать всех возможностей праздничного стола. У каждой хозяйки был свой рецепт приготовления блинов, но блины обязательно должны быть тонкие и легкие.

Первым блином на Масленице обычно поминали умерших, он был за упокой родительских душ.

Каждый день масленичной недели имел особое свое назначение: понедельник – встреча, вторник – заигрыши, среда – лакомка, четверг – разгул, пятница – тещины вечерки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – проводы, прощание, прощеное воскресенье.

Завершающим массовым действием в воскресенье были проводы масленицы. Устраивался огромный костер. Торжественно привозили или приносили к костру чучело – «Масленицу». Под пение песен, громкие крики, чучело зимы – символ холода, тьмы и смерти сжигали. Сожжению чучела приписывалось также значение сожжения на весь пост всяких удовольствий и развлечений.

Большое значение придавалось заключительному акту масленичных торжеств, имеющему нравственно-очистительный смысл: вечером последнего дня масленицы, в Прощеное воскресенье, перед церковной службой просили друг у друга прощения за вольные и невольные обиды. При этом кланялись в ноги, говоря: «Простите Христа ради». Случалось, что в такие дни мирились многолетние недруги.

Пасха – один из самых любимых, красочных и светлых праздников!

Пасха – праздник Светлого Христова Воскресения – центральное событие в духовной жизни христианина, отмечаемое с огромным благоговением, торжеством и радостью. Пасхе предшествовал семинедельный пост, называемый великим. Время Великого Поста – это дни духовной весны, время пробуждения от духовного сна, нашего духовного обновления и украшения души христианскими добродетелями.

Последнее воскресенье перед Пасхой называется Вербным. В этот день отмечался праздник Вход Господень в Иерусалим. Донские казаки особенно почитавшие светлый праздник Пасхи соблюдали все необходимые обряды и обычаи, связанные с этим праздником.

« Вернувшись с освещенной вербой из церкви домой, казаки по старинному донскому обычаю, ею легонько ударяли домочадцев, желая при этом «здоровьице у них прибыло. Освященной вербой в первую очередь «хлестали» детей, приговаривая: «Вербохлёст, бьет до слез», «Верба бела – бьет за дело», «Верба красна – бьет не напрасно».

Освещенной вербой били в Вербное воскресенье скот, чтобы коровы и овцы были здоровы и плодовиты. Освященную вербу хранили в течение всего года до следующего Вербного воскресенья.

Через год, обычно в канун нового вербного воскресенья, старые вербовые ветки сжигали в печи или, измельчив, клали в корм скоту.

Неделя перед Пасхой называется Страстной и посвящена воспоминаниями о страданиях Спасителя. У казаков, живших на среднем Дону праздник Святой Пасхи праздновали так:

К празднику готовились заранее: убирали двор, самым тщательным образом мыли и украшали дом, на окна вешались белые накрахмаленные занавески, комоды покрывались вязанными белыми скатертями, расстилались чистые праздничные половики. Если в пост в интерьере дома преобладали темные или даже где-то мрачные тона, то накануне Пасхи дом преображался, блистая чистотой и белизной, наполнялся запахом испеченных куличей и пасок, сиянием и разноцветьем пасхальных яиц.

На Страстной недели «чистый четверг» являлся одним из важных дней предпасхального времени. В этот день совершалось множество разнообразных ритуалов, призванных обеспечивать благополучие на весь предстоящий год. В «чистый четверг» купались, в этот же день пекли пасхи, пироги, красили яйца.

За водой отправлялись к ближайшему источнику – речке, ручью. Считалось, что в пасхальную ночь можно распознать нечистую силу. Если придешь в церковь в новой одежде, то увидишь колдунов, стоящих спиной к алтарю. Если принесешь в церковь специальным образом заговоренный творог или кусочек сыра, то среди прихожан распознаешь ведьм, у которых в этом случае будет заметен небольшой хвостик».

В пасхальном ритуале важное место занимала обрядовая еда, в которую входили пасха, куличи и крашенные яйца.

Яйцо – символ зарождающейся жизни – занимает центральное место в пасхальном обряде. Как из яйца возникла новая жизнь, так и мир заново родился через Воскресение Христово. Окрашенное яйцо стало своего рода символом и знаком праздника.

Кроме крашенных яиц к праздничному пасхальному столу готовили сырную пасху и пекли куличи. Обязательно кулинарным шедевром на пасхальном столе всегда был освященный в церкви кулич.

Наличие на столе сырной пасхи и кулича было обязательным на Дону. Это особенность пасхального стола сохранилась в казачьих семьях до сегодняшнего дня. Вся ритуальная еда готовилась заранее, начиная с четверга и до воскресенья.

«На Дону в пасхальную ночь задолго до полуночи верующие в светлых одеждах стекаются в храм и ожидают наступающего пасхального торжества. Перед самой полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного праздника – Воскресения Христова. После пасхальной литургии совершается освещение куличей, пасок, сала, мака, соли и т. д.

Придя из церкви после литургии, вся семья садилась разговляться освященной в церкви обрядовой едой. Трапеза обычно начиналась с яйца. Совместная еда одного яйца должна была укрепить семью, сохранить в ней дружеские отношения и любовь друг другу.

На Пасху станичники шли поздравить друг друга с праздником. При встречи приветствовали словами: «Христос Воскрес!» «Воистину Воскрес!», после чего трижды целовались, обменивались пасхами и крашеными яйцами.

Первое воскресенье после Пасхи – Красная горка. В этот день устраивались массовые гуляния с хороводами, песнями, играми. Красная горка та же была днем свадеб и сватовства. На Красную горку девушки надевали свои лучшие наряды.

Важным событием пасхальных торжеств было поминовение усопших. Основным поминальным днем была Радуница, отмечаемая во вторник на второй недели после Пасхи.

Казак не стремится к сословности в ряд,

И в этнос дорога закрыта.

Казачество – жизни особый уклад,

Явление русского быта.

И в этом явлении сила и твердь,

Духовность и святость движенья.

Открыть бы в истории нужную дверь

На трудных путях возрожденья.

А. Крамсков.

В казаках всегда сильной была вера. В казачьих обрядах, преданиях, праздниках вере отводилась одна из главных ролей. Наравне с любовью, честью, отвагой, героизмом и беззаветной преданностью своему донскому краю стояло у казака понятие - веры. А то, во что веришь, любишь, охраняешь и ценишь еще дороже, порой дороже жизни.

Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой Вселенной душа  народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Дону праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые казачьи  игры.

Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте. А мы, взрослые им поможем. Главный результат работы заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

В заключении хочется сказать, что заложенные мудро и ненавязчиво духовно-нравственные принципы станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут неотъемлемой частью достойного человека.