1.4. Самообразование и профессиональное развитие

Дидик Вячеслав Михайлович

1.4. Самообразование и профессиональное развитие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по самообразованию

музыкального руководителя

Дидика Вячеслава Михайловича

«…Первоначальное обучение должно носить характер игры.

 Нельзя сразу внушать детям понятия долга, обязательного труда»

 (Э.Жак – Далькроз).

Пояснительная записка.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух, и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения безусловную положительную роль играют педагогические материалы по становлению чувства ритма в дошкольном возрасте. В своей работе по самообразованию, я изучаю и использую практические разработки педагогов высшей квалификации и экспертов по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста Т.Э. Тютюнниковой,  И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой по формированию ритмических способностей детей не только в сфере восприятия, но и в организации движения. В основе их разработок – идея об интеграции движения и его перцепции в эмоциональной окрашенной и субъективно значимой для ребенка игровой деятельности.

Сильной стороной данной работы является ее дифференциация в соответствии с возрастными особенностями детей, у которых постепенно усложняется восприятие организованных во временные ряды звуковых стимулов, осваиваемых с помощью движения. Этот процесс усвоения ритмической структуры можно ускорить при направленном обучении с помощью орфовских инструментов, детского фольклора, музыкальных игр и забав. Если дети от этих музыкально – двигательных упражнений получат удовольствие, то задача формирования чувства ритма будет успешно решена.

Работа условно разделена на 5 ступеней по годам и темам, которые вытекают друг из друга, взаимосвязаны между собой и не могут рассматриваться отдельно. Работа выстроена планомерно и логично, цели и задачи перекликаются в планировании НОД.

         Самообразование направлено на совершенствование музыкально-образовательной деятельности в инновационном режиме через планомерное освоение методики элементарного музицирования Карла Орфа и внедрение новых методик и технологий для детей раннего возраста.

        Работа условно разделена на 5 ступеней по темам, которые вытекают друг из друга, взаимосвязаны между собой и не могут рассматриваться отдельно. Работа выстроена планомерно и логично.

Пусть девизом моей работы по самообразованию станет таким: «Ввести ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой!»

В работе по самообразованию используется комплекс методической литературы Т.Э. Тютюнниковой.

Тема: «Развиваем чувство ритма по системе обучения К.Орфа»

                             2017-2018гг.

I ступень.  Тема: «Что такое творческое музицирование и для чего оно нужно» (создание предметно – пространственной среды, направленной на музыкальное развитие ребенка, ориентированное на будущее, предоставление шанса каждому ребенку для поиска и выявления  индивидуальных для него способов общения с музыкой).

                             2018-2019гг.

II ступень. Тема: «Для чего нужно развивать чувство ритма у детей?» (развитие музыкальных и творческих способностей с помощью различных видов музыкальной деятельности исходя из возможностей каждого ребёнка и формирование начал музыкальной культуры).

                             2020-2021гг.

III ступень. Тема: «Орфовский инструментарий» (изучение вопроса об использовании орфовских инструментов музыкально-педагогической практике

                                      2021-2022гг.

IV ступень. Тема: «Методы и приёмы, используемые для  развития чувства ритма»  (использование системы обучения К.Орфа на музыкальных занятиях, которая построена на элементарном музицировании, где ведущую роль занимает ритм и музыкально-ритмическое воспитание).

                                      2022-2023гг.

V ступень.  Тема:  «Шульверк Карла Орфа и традиции русской культуры»

(изучение детского музыкально-поэтического фольклора, который представляет собой многообразный и оригинальный пласт русской народной культуры и образует несравненное по своей духовной ценности основание для начального музыкального воспитания; использование системы обучения с детьми раннего возраста).