4.7 Наличие преодолённых во взаимодействии с родителями проблем обучающихся

Дидик Вячеслав Михайлович

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Фантазия»

Конспект собрания для родителей и детей старшей группы

«Путешествие в страну музыкальных игр»

Подготовил: Дидик В.М.,

музыкальный руководитель

Цель: привлечь внимание родителей к использованию музыкальных развивающих игр, способствующих всестороннему развитию детей, развитию творческих способностей; оптимизировать детско-родительские отношения средствами музыкальных развивающих игр; укреплять взаимодействие семьи и коллектива ДО.

Ход собрания:

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, уважаемые родители! Как всегда, мы рады приветствовать вас в нашем уютном и гостеприимном музыкальном зале, в котором мы собираемся по особенным праздничным дням и в будни для приятных встреч. Вот и сегодня наша встреча, надеемся, для вас станет не только приятной, но полезной и познавательной!

А поговорить мы хотим сегодня о наших воспитанниках – ваших детях! Известно, каждый родитель стремиться к совершенству – хочется, чтобы ребенок был успешен, талантлив, умен. Давайте сегодня обсудим вместе, что для этого можно предпринять!? Давайте вспомним, какими способами и методами можно помочь ребенку развиваться? (Ответ родителей)

Я согласна, все эти методы, которые вы перечислили, конечно, имеют для развития ребенка неоценимое значение – и мы сегодня остановим свое внимание на одном из важнейших аспектов всестороннего развития детей – на развитии творческих, музыкальных способностей.

Гармоничное сочетание познавательного и физического развития, духовной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует правильная организация музыкального воспитания   детей. Музыка является средством эстетического воспитания ребенка.

Музыка волнует слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ребенок чувствует настроение музыки, передающей душевное состояние человека, учиться сравнивать, оценивать музыкальные явления. Слушая музыку, дети создают элементарный художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. У воспитанников формируется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творчество.

Музыка формирует духовное развитие ребенка.

Известно, что звуки музыки бывают подчас красноречивее, чем беседы или указания. Знакомя детей с произведениями разных направлений, жанров, композиторов, мы побуждаем их к переживанию новых внутренних чувств. Музыкальные сеансы влияют на мотивы поведения дошкольников. Смена музыкальной деятельности подразумевает ребенком применение силы воли, сосредоточения, внимания, организованности; формируются личностные качества детей.

Музыка активизирует умственные способности.

Музыкальная деятельность требует сосредоточения внимания, наблюдательности, сообразительности, познавательной активности.

Музыка развивает физические качества.

Музыка побуждает детей к активным движениям - у детей улучшается осанка, координация, все виды физических качеств.

Уважаемые    родители!    Мы    совместно    пришли    к    заключению:

«Музыкальная деятельность формирует многогранный процесс, который всесторонне развивает детей»

Музыкальный руководитель: А подскажите, пожалуйста, как вы считаете, какая деятельность в детстве считается ведущей? Чем ребенок любит заниматься? (Ответ родителей)

Вы        правы,        дети        любят        играть!        Невозможно        перечислить,        сколько существует разновидностей игр и игровых пособий. Мы остановим сегодня свое внимание на музыкальных развивающих играх! И организуем нашу деятельность, как любят делать это наши дети – творчески, в игровой форме, с веселыми и познавательными                играми!                Вы                готовы? (Ответ        родителей) Тогда настало время отправиться в путешествие в страну музыкальных игр! Я предлагаю пригласить в путешествие самых главных жителей этой волшебной страны – наших детей!

Под музыку в музыкальный зал приглашаются дети, присаживаются возле

своих родителей.

Ребята,    сегодня    мы    отправляемся    в    Страну    Музыкальных    игр! На чем бы вам хотелось туда отправиться? (Ответ детей) Хорошо! Отправимся на автобусе!

Звучит песня «Автобус»

дети с родителями выполняют динамическую разминку

Музыкальный руководитель: Вот первая остановка - как много в этой стране живет увлекательных и веселых музыкальных игр! Выбирайте! (Дети и родители

выбирают игру из предложенного ассортимента)

Замечательная игра! Называется она «Музыкальный оркестр».

Игра «Музыкальный оркестр» Атрибуты: музыкальные инструменты.

Описание: выкладываются музыкальные инструменты по кругу, взрослые и дети идут под музыку по кругу, когда остановилась музыка – все останавливаются и берут инструмент, который лежит рядом. По считалке выбирается «дирижер» - под аккомпанемент музыкального руководителя «дирижер» поворачивается в определенную сторону и дирижирует теми, кто попадает в его поле зрения, участники начинают подстраиваться под звучание мелодии на своем музыкальном инструменте. Поочередно поворачиваясь в разные стороны, дирижер обращается к разным музыкальным инструментам. Когда прозвучали все музыкальные инструменты – игра заканчивается.

Музыкальный руководитель: Замечательный получился оркестр – это было не просто! Но музыка получилась веселая и танцевальная! А нам пора путешествовать дальше! И следующая остановка… (звучит тиканье часов) Что же это за звуки? (Ответ детей) Правильно, следующая остановка – музыкальные часы!

Игра «Музыкальные часы»

Атрибуты: музыкальные часы со стрелочкой, вместо цифр изображения героев известных песен и попевок.

Описание: под музыку желающие крутят на часах стрелку, когда выбран герой – задание заключается в следующем: необходимо пропеть песенку героя, сопровождая пение ритмичным прохлопыванием ритма мелодии песенки героя. Музыкальный руководитель: И на этой остановке мы повеселились и пора отправляться дальше! (Стук в дверь) В зале появляется веселый Петрушка, здоровается.

Как мы рады тебе, Петрушка, наверное ты пришел не просто так – ты хочешь с нами поиграть в музыкальную игру!

Игра «Повтори за Петрушкой!» Атрибуты: яркие платочки, султанчики, флажки.

Описание: взрослые и дети берут танцевальные атрибуты и под веселую музыку повторяют предложенные Петрушкой танцевальные движения поочередно с платочками, султанчиками, флажками, и в заключении вместе со всеми атрибутами.

Петрушка уходит.

Музыкальный руководитель: Вот весельчак, наш Петрушка, а мы с вами на новой остановке. Называется она – загадочные мелодии.

Игра «угадай мелодию»

Атрибуты: музыкальные центр, флешнакопитель с подборкой детских песен. Описание: звучит мелодия, необходимо отгадать песню по звучанию вступления. Выигрывает тот, кто первым угадал песню.

Музыкальный руководитель: Я рада, что вы хорошо знакомы с детскими песенками! А теперь в путь! И следующая остановка – музыкальные животные. Что за необычная остановка!

Игра «Музыкальный котик»

Атрибуты: игрушка среднего размера «котик».

Описание: участники        выстраиваются        в        круг,        выбирается        два        участника        –

«котик», «мышка». Под музыку участники, взявшись за руки, идут по кругу,

«мышка» находится в центре круга, «котик» идет за кругом в противоположную сторону и поет песенку:«Я – котик музыкальный, играю и пою,

Послушайте, ребята, вы песенку,

Мяу, мяу, мяу, мяу – вот песенка моя.

Она про сладких мышек, люблю их очень я!»

После        этих        слов        останавливается        круг,        играющие        поднимают        руки        вверх,

«мышка» выскакивает из круга и бежит по кругу, «котик» ее догоняет. Смена участников. Игра повторяется 2-3 раза.

Музыкальный руководитель: Прекрасно поиграли, и следующая остановка - загадочный мешочек!

Игра «Загадочный мешочек» Атрибуты: красивый мешочек с музыкальными инструментами.

Описание: участники поочередно на ощупь, опустив руку в мешочек, должны угадать – какой инструмент попался. Когда инструмент отгадан, рассказать о нем. Музыкальный руководитель: Пора отправляться дальше – нас ждут музыкальные игры! И следующая остановка – удивительно интересная игра –

«Музыкальный домик».

Игра «Музыкальный домик»

Атрибуты: маски с изображениями определенных эмоций (удивление, гнев, радость, грусть, спокойствие)

Описание: всем участникам раздаются маски, звучит музыка, участники танцуют по всему музыкальному залу, когда музыка остановилась – необходимо занять место в круге с участниками, у которых маска с одинаковыми эмоциями. Когда участники разделились на круги по эмоциям – каждый круг по очереди получает задание – под соответствующую настроению эмоции музыку придумать танцевальные движения, передающие настроение данной эмоции.

После игры участники занимают места.

Музыкальный руководитель: Вот мы и вернулись из волшебной Страны музыкальных игр! Хочется поблагодарить за смелость, умения наших талантливых участников – и детей и взрослых! Думаю, главное, что в этой прекрасной стране мы побывали с вами вместе – и родители, и ребята! Сегодня нам поднимали настроение интересные музыкальные игры!

Рефлексия:

Музыкальный руководитель: Когда мы были с вами в волшебной стране музыкальных игр, я обратила внимание на волшебный шар – это не простой шар – это шар дружбы! Сейчас мы бережно будем передавать шар дружбы из рук в руки

– и каждый пусть скажет то, что он чувствует! Что понравилось больше всего? Какие пожелания у вас есть?

В зале приглушается свет. Звучит релаксационная музыка. Участники передают из рук в руки светящийся шарик и высказывают свое мнение или пожелание о проведенном совместно времени.

Включить свет. Дети с воспитателем уходят в группу для режимных моментов.

Подведение итогов родительского собрания:

Музыкальный руководитель подводит итоги, вопросы к родителям: Была ли интересна и познавательна встреча?

Полезны ли, показались вам музыкальные игры для развития детей?

Какие замечания и предложения возникли в течение проведения собрания?

Музыкальный руководитель подводит итоги, отвечает на вопросы родителей. В заключении: «Все хорошее когда-нибудь заканчивается, но не заканчивается история дружбы, любви и понимания между взрослыми и детьми!» Любите своих детей, уделяйте им внимание, играйте с ними – цените в своих детях самое прекрасное и неповторимое – пору детства!» До новых встреч! Завершается собрание «минутой благодарности» - вручить дипломы каждой семье за активное участие в мероприятии, для детей – шоколадные «медальки».

Решение родительского собрания:

  1. Продолжать формировать дальнейшее сотрудничество между семьями и коллективом дошкольного учреждения средствами совместных творческих мероприятий.
  2. Продолжать обогащать творческий опыт дошкольников средствами музыкальных развивающих игр.
  3. Предложить оформить выставку прикладного творчества по мотивам прошедшего творческого мероприятия.


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Фантазия»

Консультация для родителей

«Десять причин, по которым ребёнок должен заниматься музыкой»

Подготовил: музыкальный руководитель

Дидик В.М.

По мнению Д. Курнарской, профессора, проректора Российской академии музыки им. Гнесиных, доктора психологии и искусствоведения:

Несмотря на то, что ребёнок фальшиво поёт песни Чебурашки, и слуха у него

нет; пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; ребёнку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочая…

Есть веские причины всё это преодолеть и всё – таки учить ребёнка музыке, и эти причины должны знать современные родители.

Причина первая.

Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки?

Причина вторая.

Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо регулярно , без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать шею, ни ногу, ни даже руку.

Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

Причина третья.

Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Энштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70 % членов университетского музыкального клуба.

Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее. чем решать трудные задачи из – под репетиторской палки.

Причина четвёртая.

Музыка и язык – близнецы – братья. Они родились следом друг за другом: сначала музыка, потом словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.

Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны – литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан – Жак Руссо и Ромен Роллан, знающие не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.

Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.

Причина пятая.

Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.

Внимание, прагматичные родители будущих IТ – инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

Причина шестая.

Музыкальные занятия развивают навыки общения или, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок – музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера, где едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими.

Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес – империй! Музыка ведёт от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ – менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».

Причина седьмая.

Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты – мужчины чувственны, как дамы, а музыканты – женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным.

Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и поэтому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

Причина восьмая.

Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гамме и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.

Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

Причина девятая.

Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.

Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам.

Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку – музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

И, наконец, последнее…

Музыка – наилучший путь к жизненному успеху. Почему? См. пункты 1 – 9.

Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене.

Кондолиза Райс больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье, а Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда бы не стал президентом.

Альберт Энштейн впервые взял в руки скрипку в шестилетнем возрасте. В 14 лет он исполнял сонаты Бетховена и Моцарта и долгими часами импровизировал на фортепиано. На протяжении всей жизни Энштейн оставался страстным скрипачом,

обращаясь к музыке во время творческих застоев. Не исключено, что необычайно мощный интеллект Энштейна является результатом любви к классике.

Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались.

И у нас есть десять причин последовать их

вдохновляющему примеру.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Фантазия»

Консультация для родителей

«Роль музыкально-дидактических игр в жизни ребенка»

Подготовил: музыкальный руководитель

Дидик В.М.

Среди многих видов искусства, музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне развитого человека. Давно замечено, что постоянное общение с музыкой, пробуждает в человеке острую наблюдательность к голосам и созвучиям природы, прививает умение и потребность ассоциировать различные явления окружающего мира.

Одним из важнейших средств развития самостоятельной, музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально- ритмические движения, упражнения в виде игры.

Под руководством взрослого, ребёнок учиться сопереживать, фантазируя и воображая в процессе восприятия музыки, он стремится проявить себя в пении, в танце, играх.

Основное назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального слуха.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр - в том, что они открывают перед ребёнком путь применений полученных знаний в жизненной практике.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в том случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

В детском саду музыкально-дидактические игры используем на музыкальных занятиях, в самостоятельной деятельности, играем в группе коллективно или индивидуально. В основу классификации игр положены задачи формирования у детей восприятия четырех важных свойств музыкальных звуков:

  • высота (развитие звуковысотного слуха);
  • ритмическое отношения (развитие ритмического чувства);
  • тембровая окраска (развитие тембрового слуха);
  • динамические оттенки (развитие динамического слуха).

В свободное время в домашних условиях можно также вместе с ребенком поиграть простые игры, используя песни из мультфильмов, фонограммы, имеющиеся в вашем ноутбуке, на СД- дисках и любимые игрушки ребенка, разных размеров или цветов

Музыкально дидактические игры:

«Грустно и весело»

Цель: Развивать у ребенка представление о различном характере музыки (весёлая, грустная,умение сравнивать, сопоставлять музыку различного характера.

Ход игры: Ребенку предложить взять любимые игрушки разные по цвету или размеру, выяснить какая из игрушек будет «Веселая» или «Грустная». Затем включить знакомые песни из мультфильмов, слушать вместе с ребенком, определять какая из игрушек соответствует характеру песне. В последующих занятиях игрой предложить новые песни.

«Тихая и громкая музыка»

Цель: Развивать у ребенка умение в различении динамических оттенков музыки: тихо, громко.

Ход игры: Ребенку предложить взять любимые игрушки разные по цвету, выяснить какая из игрушек будет соответствовать тихой и громкой музыки. Затем включить знакомые песни из мультфильмов, слушать вместе с ребенком, определять какая из игрушек соответствует динамики песне. В последующих занятиях игрой предложить новые песни.

Каждая игра - это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.

В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А ещё лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Так играйте же вместе с ребенком!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Фантазия»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ»

Подготовил: музыкальный руководитель

Дидик В.М.

Как воспитывать музыкальное восприятие у ребёнка в семье? Как пробудить у него интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, умение не только слышать, но и слушать?

К сожалению многие родители еще считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению одаренных детей, проявляющих самостоятельное влечение к музыке, а если ребёнок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке совсем необязательно.

Но, каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет, каждый нормальный, здоровый ребёнок всегда эмоционально реагирует на неё. К тому же главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребёнка.

Павел Шивещ, педагог из Югославии сказал: «Моцартом может быть только, но Моцарт может в каждом жить!» Это верно. От взрослого зависит то, чтобы ребёнок подружился с Моцартом, Чайковским, Бетховеном, Прокофьевым. Если ребёнок с раннего возраста находится в благоприятном музыкальном окружении, то это не может не обогащать его духовный мир, делать его чувства благородными, глубокими, отзывчивыми.

Для формирования музыкального восприятия необходимо отвести специальное время для знакомства с музыкой и песней. Нельзя забывать и о роли личного примера взрослых, который выражается в их собственном отношении к музыке.

Чем больше и чаще дети слушают музыку и песню, тем ближе и понятнее становятся для них музыкальные образы. Музыка становится их постоянным спутником в жизни. Дети учатся понимать и любить музыку.

Чем раньше ребёнка приобщают к музыке, тем успешнее идёт его развитие в музыкальном отношении. Дети, посещающие детский сад увлечённо занимаются пением, слушают музыку на музыкальных занятиях.

Родители должны интересоваться, чему учат ребёнка на музыкальных занятиях в детском саду. Важно вызывать у него желание и дома петь те песни, которые он учил в детском саду. Интерес родителей к музыкальной деятельности детей в детском саду содействует развитию у ребёнка огромного желания активно принимать участие в этой деятельности, воспитывает любовь и интерес к музыке.

В семье наиболее доступным средством приобщения детей к музыкальному искусству является слушание музыки, которое развивает у ребёнка эмоциональную отзывчивость, вырабатывает художественный вкус, способствует формированию эстетических идеалов, помогает понимать прекрасное в жизни. В ребёнке будет воспитан культурный уровень в том случае, если музыка рано входит в его жизнь, если ребёнок с малых лет «встречается» с песней, инструментальной музыкой. Если в семье любят и понимают музыку и такое же отношение к ней стараются передать и ребёнку, тогда и он начинает понимать и любить её.

Самым доступным средством является аудиозапись. Слушая запись, дети учатся различать характер музыкальных произведений, у них накапливается багаж музыкальных впечатлений. Хорошо, если слушание музыки связывается с событием, впечатляющим для ребёнка. Например: посещение цирка созвучно

слушанию пьесы   «Клоуны»   Кабалевского,   «Смелый   наездник»   Шумана,

«Медведь, танцующий под флейту» Александрова. Эти встречи со знакомыми музыкальными образами, совпадающими с образами, увиденными в жизни, закрепляют у него стойкий интерес к музыке. Теперь ему полезно дать послушать новую музыку, чтобы он попытался в ней услышать сам, о чём она рассказывает, какие чувства и настроения несёт в себе.

Нельзя давать сразу много произведений для слушания, а также принуждать ребёнка помимо его воли слушать музыку. Это вызывает сопротивление и нежелание слушать музыку.

Большие возможности в эстетическом воспитании детей, в приобщении их к музыке дают радио и телевидение. По радио организуются циклы музыкальных передач, концерты для детей. В результате слушания этих передач у детей расширяется кругозор, накапливается репертуар любимых песен, пьес, исполнение которых в радиопередачах выразительное и художественное. Дети с удовольствием слушают такие радиопередачи. Это понятно: они доступны, интересны своим содержанием, динамичностью, яркостью, образностью. Но слушание радиопередач трудно тем, что не подкрепляется зрительными образами, фантазии, помогающей осмыслить музыку. Поэтому для маленького слушателя надо создать обстановку, помогающую ему сосредоточиться, не отвлекать его разговорами, шумом, дополнительными пояснениями. Пусть вслушивается, сосредотачивается, вдумывается.

Дети с удовольствием смотрят телевизионные передачи, встречаясь с любимыми сказками, со сказочными героями, куклами любимых игрушек.

Голубой экран позволяет ребёнку познакомиться со многими событиями, явлениями окружающей жизни, с людьми труда, героями. Большое познавательное значение для детей имеют такие передачи, в которых дети слышат рассказ о композиторе, о музыке и музыкальных инструментах, о характере музыкальных произведений, в которых дети знакомятся с элементарными средствами музыкальной выразительности. Это способствует музыкальному развитию ребёнка. Во время этих передач нужно помочь ребёнку понять трудное, повторить то, что он не расслышал или недопонял. Эти передачи увлекают молодого зрителя тем, что он часто видит на голубом экране своих сверстников, приглашенных в телестудию. С живым интересом смотрят малыши по телевидению выступления детей детского сада, где дети поют, танцуют, читают стихи, инсценируют сказки, играют в детском оркестре. Можно порекомендовать передачи ТСТ «Товарищ», «Будильник», выступления детского коллектива

«Задумка», передачи на канале «Культура» и другие.

Телепередачи требуют воспитания в детях культуры и умения смотреть и слушать. Просмотр передач должен быть специально организованным, а не служить фоном к еде, игре и другим занятиям. Это не может быть «между прочим» - такой просмотр приносит только вред: вырабатывается привычка рассеянного внимания, снижается интерес к музыке, пропадает желание слушать её, тем более слушать до конца. И главное – много и часто проводить время у телевизора недопустимо. Это вредно для здоровья, перенасыщает ребёнка впечатлениями, приучает его к поверхностному восприятию.

Зато глубоко осмысленные передачи готовят детей к посещению музыкальных театров, а позднее – когда они станут школьниками – лекториев детской филармонии. Уже с детьми дошкольного возраста можно посещать музыкально-танцевальные спектакли коллектива «Задумка», сказки в постановке

«Театра Оперы и Балета», «Драматического театра».



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей в стихах

«Музыкальные игрушки из того, что под рукой»

Цель: обучить родителей способам организации детского досуга и творчества в семье.

Оборудование: картонные трубочки из под пищевой фольги или пергамента, картонные коробки (например, из под обуви), трубочки для коктейлей, резинки канцелярские (для денег), пшено или соль, ножницы, фольга, фломастеры, цветная или самоклеящаяся бумага для украшения, клей.

Ход мастер-класса

Музыкальный руководитель:
Быть здоровым – это модно,
Это весело, свободно!
Воспитатель:
А легко и гармонично,
Интересно, необычно
Как здоровье укреплять,
И детишек развивать?
Музыкальный руководитель:
Вам подскажем, так и быть –
Нужно с музыкой дружить!
Воспитатель:
Ведь секрета вовсе нет:
И духовный есть аспект
У здоровья. Этим летом
Остановимся на этом.
Музыкальный руководитель:
Пенье птиц, воды журчанье,
Шелест листьев и жужжанье
Пчел, стрекоз, жуков и мух –
Все улавливает слух.
Эту музыку раздолья
Слушайте вы на здоровье!
Воспитатель:
И активно отдыхайте:
Плавайте и загорайте!
Скейтборд, мяч, велосипед –
Вот на лето вам совет!
Музыкальный руководитель:
Ну а если дождь, то, что же?
Воспитатель:
Мастер-класс наш вам поможет!
Музыкальный руководитель:
Возьмем с кухни все подряд
И сотворим в один момент
И гимнастический снаряд
И музыкальный инструмент!
Воспитатель, демонстрируя предметы:
Простую трубочку берем,
Фольгу, свернув, в нее кладем.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/8/58382_961b289b074842a326e38bf4622314ad.jpg.jpg


Сыпем соль или пшено,
Закрепляем с двух сторон,
Чтоб не сыпались крупинки,
Наш пергамент мы резинкой.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/8/58382_d626d1e4b981d2c2014c773df507be7b.jpg.jpg


Музыкальный руководитель:
Не забудьте обернуть чем-нибудь!
Из бумаги из цветной
Сотворим мы запросто
Для него наряд любой
Яркий, жизнерадостный!
И веселей гимнастика
И грациозней пластика!

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/8/58382_a350b9c357035361dddc6d13339f00eb.jpg.jpg


Музыкальный руководитель показывает движение, играя на получившемся инструменте - рейнстике:
Ваш малыш будет шутя,
Играть музыку дождя,
Заодно блюсти фигуру
И качать мускулатуру!
Воспитатель:
Ну а если нам успеть
С малышом и песню спеть?
Разовьем ему в сто крат
Артикуляционный аппарат!
Слов не знаем - не беда
Сочиним мы без труда!
«Ля-ля-ля» да «тра-та-та»!
Музыкальный руководитель:
На гитаре из коробки
Подыгрывая без труда!
И чем ярче пение,
Тем лучше кровообращение!
Педагоги показывают процесс изготовления гитары за 1 минуту со словами:
Мы резиночки от денег,
На коробочку оденем.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/8/58382_acce27cbe249a9391cd10c714c92f5f5.jpg.jpg


Необычная на вид,
Но гитара-то звучит!
Ее смело украшайте
Вместе с малышом играйте!
Можете изрисовать -
Арт-терапию подключать!
Музыкальный руководитель:
А теперь внимание,
Работа над дыханием!
Малыша мы удивим -
В чудо-флейту подудим!
Воспитатель играет на дудочке и показывает процесс ее изготовления за 1 минуту со словами:
В трубочке для коктейля мы дырочки проделали
И оба краешка наискосок отрезали.
Была просто трубочка,
А получилась дудочка.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/8/58382_1a492d317f6bcbb78dc6791571215ab6.jpg.jpg


Музыкальный руководитель:
Потерял малыш перчатку?
Не ругайте! Все в порядке!
Пуговок пришьем штук пять-
Будут пальчики плясать.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/8/58382_c1568a471fed87fc146108d875f7d6f3.jpg.jpg


Музыкальный руководитель демонстрирует перчатку-кастаньету и манипуляции с ней:
Мелкая моторика
Разовьется с толикой!
Воспитатель:
Так, время! Надо завершать!
Музыкальный руководитель:
А как же метод наш назвать?
Мастер-класс по пениегимнастике?
Воспитатель: Мозготанцепластике?
Музыкальный руководитель: Шумоупражнению?
Воспитатель: Стихомуздвижению?
Музыкальный руководитель:
Как хотите - называйте,
Главное лишь - выполняйте!



Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Элементарное музицирование-К. Орфа,

по методике Тютюнниковой Т.Э.»

Что же такое элементарное музицирование?

Элементарное музицирование –  форма коллективной устной музыкально-творческой деятельности, – это опыт движения и речи, опыт слушателя, композитора, исполнителя и актера, опыт общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыт переживания музыки , как радости и удовольствия.

Автор методики, вслед за авторитетом науки считает, что удовольствие, полученное детьми от общения с музыкой, прямо ведет к удовлетворению у детей ряда их эстетических потребностей, что само по себе является одной из задач музыкального обучения вообще.

Элементарное музицирование (ЭМ) – это практическая деятельность, а не абстрактно-интеллектуальная или «созерцательная». Оно предполагает личный характер участия человека в исполнении и творении музыки. Детям необходимо творить  и переживать, чтобы понимать. Очевидно, что самое первое - дошкольное музыкальное обучение, необходимо строить исходя из ведущего принципа педагогики «обучение в действии»: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческий действий.

Понятие «элементарное» должно понимать не только в смысле простого и доступного всем способа музицирования, но в основном как музицирование простейшими ЭЛЕМЕНТАМИ музыкального языка, такими как: мотив, ритм, слово, движение.

Двумя основными принципами обучения в ЭМ являются: импровизационно-творческая деятельность и игра.

Импровизация рассматривается как особый способ обучения и воспитания. В импровизационном обучении делается акцент на развитии воображения, независимости мышления, умении изобретать и находить новые неожиданные пути в разрешении встающих проблем.

«Визитной карточкой» данного типа учебного процесса является игровой подход в его системном виде. Для детей дошкольного возраста игровой подход представляет собой единственно возможную форму участия в художественной деятельности.

Игровое обучение – скрытое, недерективное обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат.

Основой методики Т.Э Тютюнниковой является соединение принципов музыкально-творческой педагогики К.Орфа с методиками отечественной детской музыкальной педагогики. В программе нашли отражение идеи свободного танца и пластики Э.Жак-Далькроза.

Музыкальная основа методики: различные жанры русского народного детского фольклора, детский фольклор народов мира, авторская музыка разных эпох и стилей, современная танцевальная музыка.

Основными видами деятельности на уроках творческого

музицирования являются: пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.

На некоторых видах деятельности и методических приемах мы остановимся более подробно и попытаемся рассмотреть их изнутри через практический поход.

Игра на музыкальных инструментах (звучащие жесты)

 «Первым инструментом» человека было, как известно его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас.

Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.

Термин «Звучащие жесты» принадлежит Гунильд Кетман, соавтору Шульверка К. Орфа. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки..и т.д. Музицирование с аккомпанементом звучащих жестов целесообразно уделять в работе особо важное внимание с самого начала. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому ЗЖ это надежный путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что ЗЖ являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.

Речевые игры

Идея использовать ритмизованную речь в обучении детей музыке принадлежит К.Орфу. Речь и движение – 2 корня музыки. У речи и музыки 10 общих выразительных средств. Речевое музицирование – это большой выигрыш! Т.К. маленький человек если петь возможно совсем не умеет, но говорить уже может, а значит и может музицировать.

В речевом музицировании можно активно применять ЗЖ и игру на музыкальных инструментах, на наших занятиях это называется «украшение» речи.

«Вышли мышки»

  • Театральная сценка
  • Разучивание со ЗЖ
  • С инструментами (давая возможность выбрать их детям)

На стене часы висели  -( хлопки)

Тик-так, тик-так           - (шлепки)

Тараканы стрелки съели

Тик-так, тик-так

Мыши гири оторвали

Тик-так, тик-так

И часы ходить  нее стали

Тик-так, тр-ррр-р-р-р-р-р-р.

На стене часы висели

Тик-так, тик-так

Тараканы стрелки съели

Тик-так, тик-так

Мыши гири оторвали

Тик-так, тик-так

И часы ходить  нее стали

Тик-так, тр-ррр-р-р-р-р-р-р.

Игры с пением и движением (пантомима-импровизация, ритмо-двигательные каноны).

Одной из самых увлекательных форм музыцирования является ритмо-двигательный канон. Ритмо-двигательный канон – это канон, в котором есть речевой канон и канон движений. Музыкального канона нет т.к. мелодии короткие, как формулы. Впоследствии дети должны сами придумывать  движения и мелодии.

Ритмо-двигательный канон»,  «В пустыне»

  • Разучивание текста и мелодическойпопевки канона
  • Разучавание движений
  • Исполнение каноном по группам

Пески: Хр-п-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-

Верблюды: Хам-були–булибули, хам –булибули…..

Погонщики: Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла….

Детские танцы

О детских танцах хотелось бы сказать кратко. На уроках музицирования не ставятся серьезные хореографические задачи. Простые детские танцы – это, прежде всего активная форма слушания и переживания музыки посредством  движения. Маленькому ребенку сложно воспринимать музыку, особенно классическую, просто сидя на стульчике.

Игры со звучащими жестами:

“По коленочкам” ( “Ах, вы сени”, сл. М.А,Давыдовой)

По коленочкам ладошкой мы похлопаем немножко

Тра-та-та-та, тра-та-та, мы похлопаем немножко.

По коленям локотками постучим теперь мы с вами.

Тра–та-та-та, тра-та-та-та, постучим теперь мы с вами.

И ладонью о ладонь мы похлопаем с тобой

Тра – та – та – та, тра – та – та та,

Мы похлопаем с тобой.

«Тюшки – тютюшки» (Ах ты, берёза)

Тюшки –тютюшки, сделай топотушки! – дети под музыку топают ножками.

Тюшки – тютюшки, сделаем хлопушки! – хлопают

Тюшки-тютюшки, сделаем щелкушки!

Тюшки – тютюшки, сделаем шлепушки! – шлёпают по плечам, щёчкам, животику ит.д.

Тюшки – тютюшки, шлепушки, топотушки! – шлёпают, топают.

Можно придумать вместе с детьми самое простое: аккомпанемент из звучащих жестов к дразнилке, изменить ее естественный поэтический ритм, изобрести свободную звуковую композицию, дав детям спонтанно поиграть на инструментах. Сочините простейший аккомпанемент для дразнилки на ксилофонах, используя тоническую квинту, октаву. Все это очень просто!

Также в своей педагогической практике я широко использую опыт работы

Елены Попляновой «Палочки – скакалочки». Небольшие песенки, потешки, считалочки сопровождаются ритмичными движениями «волшебных» палочек – скакалочек. Например, вот так ребята могут обыграть стихотворение

«Комары и мошки» слова рус.народные

Комары и мошки: зы-зы-зы, зы-зы-зы.

Тоненькие ножки, зы-зы-зы, зы-зы-зы.

Пляшут по дорожке, тра-ля-ля, тра-ля-ля.

Комары и мошки, тра-ля-ля.

Крылышками тонкими – хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

Лапочками звонкими – топ-топ, топ-топ.

А как наступит ночь, улетают прочь!

Декламации (по методике Карла Орфа)

Предложите детям в самом начале занятия отправиться в гости к Шепоту и Шороху. Для этого надо немного пошуршать, пошептать. Пусть ребята сами догадаются, как можно пошуршать ладонями, тканью своей одежды.

Играя звуками Ч, Ш, Щ, С, Ц, соединяя их в различных сочетаниях, можно исполнить спонтанную звуковую композицию.

Добавьте в нее несколько звуковых инструментов – композиция получится более красочной. Моделировать динамику, линию, объем в композиции нужно руками. Предоставьте детям возможность тоже попробовать себя в роли композитора.

Прочитайте детям стихотворение:

В тишине лесной глуши

Шепот к шороху спешит,

Шепот к шороху спешит,

Шепот по лесу шуршит.

Шу-шу-шу да ши-ши-ши

Тише, Шорох, не шурши,

Навостри-ка уши –

Тишину послушай!

В. Суслов

Выучите его с детьми шепотом, прислушиваясь к игре шипящих звуков. Попросите ребят придумать звуковые иллюстрации к стиху, используя все имеющиеся на занятии пособия. Стихотворение может быть исполнено несколько раз, театрализованно, с разными вариантами сопровождения.

Проведите игру на развитие остроты и тонкости тембрового слуха: «Угадай, чем шуршу».

Игра со звуками (по методике Карла Орфа)

Предложите детям изобразить голосом звук ветра, используя уже известный им прием моделирования объема и динамики с помощью звуков Ф, П, С, Ш:

Глиссандируя голосом, можно изобразить «завывание» холодного ветра. Моделируйте линии рукой:

Импровизируем

Попробуйте вначале сами выступить в роли дирижера, предложив детям занять места за выбранными инструментами – стеклянными (фужеры с водой, пустая бутылка) и детскими (треугольник, валдайский колокольчик).

Управляя своим оркестром, показывайте им порядок выступления и звучания, оставляя за ними выбор характера звучания. Часть ребят может создавать свободный фон из звуков речи.

Для фантазийной импровизации предложите детям разбиться на 2–3 группы и придумать свою программную или свободную композицию.

Различные графические партитуры могут быть предложены в качестве вариантов. Любое звуковое воплощение их будет правильным, так как в этом задании важно развивать воображение и ассоциативное мышление.

СПЯЩИЙ ЁЖИК

игра-импровизация

(по методике Карла Орфа)

Дети садятся на полу в круг. Один из них сворачивается на полу, как спящий ежик.

Сидящие ребята могут производить любые звуки – шуршать, стучать по полу, по телу, в ладоши, произносить любые звуки, слоги – отрывисто или протяжно. Важно скоординировать свои усилия с группой в динамике – композиция развивается волнообразно – от пиано до форте через ряд crescendoи diminuendo.

                ← <p <>pm<mf<f>mf<ff

«Спящий ежик» чутко реагирует на все изменения динамики, постепенно «просыпаясь».

Фантазируем

О чем нам могут рассказать стеклянные звуки? Предложите ребятам следующие темы: «Солнечный лучик отразился в стекле», «Осенние капли на оконном стекле», «Калейдоскоп и цветные карандаши», «Корона Снежной Королевы», «Обеденное рондо».

Придумайте и сыграйте также другие детские импровизации.

Покажите детям несколько новых для них приемов игры со стеклянными предметами. Налейте в фужер на ножке воды, смочите палец и водите им круговыми движениями по краю – ребята услышат свистящий тихий звук. Разные фужеры, по-разному заполненные водой, издают звуки разной высоты и тембра. В пустую бутылку можно дуть, приставив ее горлышком к нижней губе – раздастся глухой, гудящий звук. Заполнив одинаковые бутылки водой по-разному, можно «настроить» их на 2–4 звука, и сыграть на них мелодию.

******************

Элементарное музицирование способствует  появлению у ребенка чувства радости, уверенности в своих силах, формирует эмоционально. Происходит как бы слияние, упорядочение, приведение в равновесие психики и физиологии. Ребёнок не просто пассивно слушает музыку, но активно участвует в её создании. Это особенно актуально в наше время с его компьютеризацией, стрессами, быстрым темпом, избытком информации.

Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях – как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные игрушки-инструменты входят в жизнь ребенка – его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив.

При  игре  на  музыкальных  инструментах  ребенку  легче всего проявить свою активность и самостоятельность. Это самый доступный для него вид  музыкальной  исполнительской деятельности. Малыш не устает бить в барабан, стучать палочкой по металлофону или дудеть в дудочку. Те музыкальные  звуки, которые подчас раздражают взрослых, для него остаются необыкновенно привлекательными  и с годами желание извлекать звуки  из музыкальных  и шумовых  инструментов  для  ребенка  не угасает.