3.5 Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности

Дидик Вячеслав Михайлович

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МДОАУ ЦРР – д/с «Фантазия»

Семинар-практикум

Музыкально-речевые игры по методике К.Орфа

 «От слова к музыке, от движения к мышлению»

schulwerkinstr.jpg

Цель: знакомство педагогов с опытом использования упражнений, речевых игр, музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

Задачи: 
- представить педагогам приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста;

- раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства;

- убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста путём речевых игр. 

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.

Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.

Что же такое ритм?

Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.

Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно у ребенка слаба развита и речь.
Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так как оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковой гимнастики, ритмических упражнений.

Ритм присутствует во всех разделах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами.


Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель или логопед продолжает эту работу на речевых занятиях, при разучивании стихов к утренникам, и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию несколько речевых упражнений и игр по системе Карда Орфа, которые можно проводить в группах.

Игра «Приветствие»

Перед упражнением нужно выучить фразу: «Таба-таба-дам здравствуйте!» Затем добавить ритм в виде шлепков и хлопков. На слова «Таба-таба-дам»-поочерёдно шлёпать по ногам, на слово «здравствуйте»-хлопнуть 3 раза поладошкам соседа.

Дети стоят по кругу. Начинает педагог, двигаясь к ребёнку, стоящему справа, как бы закручиваясь. Дети делают тоже самое, пока со всеми не поздороваются, постепенно образуя новый круг.

Игра с палочками «НОЖКИ»

(Педагог начинает речевую игру задавая вопрос, дети отвечают на него ритмично играя на палочках.)

Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! - 
ритмичные удары палочками по полу
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! - 
ритмичные удары в темпе бега
Ножки, ножки, вы стучали?
Мы стучали, мы стучали! 
- удары свободными концом палочки об пол
Ножки, ножки, вы плясали?
Мы плясали, мы плясали! - 
удары палочкой крест на крест
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! - 
удары лежащих палочек друг о друга
Ножки, ножки, отдыхали?
Отдыхали, отдыхали! - 
движения палочек в ритме перед собой, без звука.

Игра с кубиками «Берём-отдаём»

(Дети сидят по кругу на ковре)

Положить перед детьми по одному кубику. Приготовить правую руку, левую спрятать за спину. Начать передавать кубики, произнося слова «Берём, отдаём». Тоже самое повторить с левой рукой.

Можно добавить стишок:

Как у деда Ермолая,

Вся семейка не большая

Только сам да сама,

Только кум да кума.

Да два сына с усами

Да две дочери с косами,

Да две внучки на печи,

Поедают калачи.

Игра «Музыкальные молоточки»

(Дети сидят по кругу.)

(Педагог начинает речевую игру произнося стих. Дети продолжают с игрой на молоточках)

Дятел сядет на сучок:

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Дятел, смотрит, где жучок?

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Над дубравой сильный град:

Туки-туки-тук, туки-туки-тук!

С дуба жёлуди летят:

Туки-туки-тук, туки-туки-тук!

Строят хату два бобра:

Тук, тук да тук, тук, тук да тук!

Без гвоздей, без топора:

Тук, тук да тук, тук, тук да тук!



Предварительный просмотр:

МДОАУ ЦРР – д/с «Фантазия»

Семинар-практикум

«Нетрадиционные приёмы

в развитии музыкальных способностей дошкольников»

Муз. рук.: Музыкальные занятия детей в детском саду - это вступление в необычный, удивительный мир музыки. Играть на инструментах, танцевать и самим себе аккомпанировать, придумывать музыкальную сказку, озвучивать стихи – всё это вызывает у детей азарт и восторг, даёт эмоциональный всплеск, без которого музыки нет вовсе.

Чтобы вовлечь детей в этот удивительный мир, развить музыкальные и творческие способности, предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей.

Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку»

Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию.

В течении месяца мы с детьми разучиваем  песни, в которых еще дополнительно простукиваем ритм. Затем детям предлагается по ритмическому рисунку определить песню. Например, мы выучили 3 песни: "Улыбка", "Калинка"и "Жили у бабуси".

Звучит ритмический рисунок песни «Калинка». Предлагается воспитателям назвать песню.

Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и внутренний слух дошкольника.

Ритмическая игра «Длинные и короткие звуки»

Чтобы научить детей разбираться в длительностях, применяю такую игру.

Ритмический рисунок выложен на фланелеграфе, дети отстукивают ритмический рисунок (короткие звуки - в ладоши, длинный звук - по коленочкам.)

Игра на детских музыкальных инструментах

Для развития музыкальной памяти, мышления, фантазии, тембрового слуха применяю детских музыкальных инструментах.

Музыкальные инструменты для детей - всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем - почти волшебник. Попав в руки робкого ребёнка, музыкальный инструмент помогает стать ему смелым и решительным.

Игра «Весёлый бубен».

Ты катись весёлый бубен

Быстро-быстро по рукам.

У кого весёлый бубен,

Тот сейчас сыграет нам!

Дети по кругу со словами передают инструмент. У кого на последнем слове в руках остаётся бубен, тот отбивает любой ритмический рисунок.

Дидактическая игра на внимание «Один лишний»

Дети внимательно рассматривают картинки с изображениями музыкальных инструментов. Нужно найти, какой инструмент лишний и объяснить почему.

5. Поэтическое музицирование.

Часто в своей работе применяю поэтическое музицирование.

Детям «раздаются» роли (собака, волк и т.д.) и предлагается найти инструмент, с помощью которого они будут украшать своё пение.

Сначала нужно участников познакомить с текстом стихотворения «Весна». Затем подбираются музыкальные инструменты. Дальше, стихотворение «озвучивается».

Стихотворение «Весна» Г. Сангир.

Ветер в наш лес песню донёс:   Ш-ш, ш-ш, ш-ш…. (колокольчик)

Песню пролаял охотничий пёс:  Гав-гав! (бубен)

Волк эту песню провыл на опушке:  У-у-у-у…. (треугольник)

Дружно проквакали песню лягушки:  Ква-ква-ква! (кастаньеты)

Бык эту песню, как мы, промычал:  Му-у-у… (Рожок)

Рысь промурлыкала:  Мур-мур… (гусли)

Сом промолчал:  (подносят палец к губам)

Филин прогука:  Ух-ух! (барабан)

Уж прошипел: Ш-ш-ш…. (маракас)

А соловей эту песню пропел: (свистулька или дудочка)

Упражнение «Прячем мелодию».

Дети поют хорошо знакомую песню, затем по условному знаку, продолжают петь про себя, пение сопровождается ритмическими хлопками. Затем снова поют вслух.

Исполняется фрагмент песни «Кузнечик».

В траве сидел кузнечик,                      вслух

В траве сидел кузнечик,                      про себя

Совсем, как огуречик,                         вслух

Зелененький он был.                           про себя

Представьте себе, представьте себе    вслух

Совсем как огуречик.                          про себя

Представьте себе, представьте себе    вслух

Зелененький он был.                            про себя

Такое ритмическое упражнение, помогает развивать внутренний слух у детей.

Пальчиковая гимнастика.

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку.

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальцы танцевать.

Большой пустился в пляс,

Указательный - в припляс,

Средний пальчик - поклонился,

Безымянный - притаился,

А мизинец, удалец!

В последующих исполнениях текста первая и вторая фразы повторяются, а "танец" начинается с указательного пальца, затем со среднего и т.д. по кругу.

Такие игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук.

Ритмопластика.

Для развития танцевального творчества использую ритмопластику. Она развивает умение чувствовать и передавать характер музыки, помогает  ребёнку психологически раскрепоститься через освоение собственного тела.

Упражнение «Сказочные человечки».

Детям предлагается ритмично  двигаться под музыку изображая:

а) деревянных человечков, как Буратино   двигают руками, ногами - на шарнирах;

б) человечков стеклянных - идут осторожно, на носочках, боятся «разбиться»;

в) веревочных человечков - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;

г) человечков чугунных, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.



Предварительный просмотр:

МДОАУ ЦРР – д/с «Фантазия»

Мастер - класс

«Музыкальные игры и упражнения»

https://kuda-mo.ru/uploads/f8742acf7fd19e6d5703fbcedd18a906.jpeg

Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни.

Музыкальное движение это синтез музыки и движения, где первоосновой является музыка. Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и, возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки.

Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом.

Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей.

Муз. рук.: Прошу внимания!

Прошу вашего дружеского участия и понимания.

Я мастер-класс сегодня покажу,

Много интересного, поверьте, расскажу.

Дети любят эти упражнения,

Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.

Всем участникам раздаются картонные нотки, различные по цвету: красные, желтые, синие, ….

1. УГАДАЙ-КА! (участвуют красные нотки)

Муз. рук.: Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом.

Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку»

Звучит ритмический рисунок популярной песни В. Шаинского «Пусть бегут неуклюже» в исполнении участников с красными нотками на деревянных палочках. Предлагается зрителям назвать песню.

Муз. рук.: Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника.

2. Ритмическая игра «ЗАЙЧИКИ»

(Участники с оранжевыми нотками)

Муз. рук.: Зазвучали жесты наши,

А ведь так бывает

Координацию движений, ритм

В упражнениях развиваем.

Звучит полька «Добрый жук». Участники, которым достались красные нотки, на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения,звучащие жесты: а)хлопок; б)шлепок по коленям; в)притоп; г)два пальчика над головой.

Муз. рук.: В таких играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы, при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений,

3. Поэтическое музицирование (оркестр шумовых инструментов)

Муз. рук.: Если только свяжем мы музыку и слово,

Захотим учить стихи снова мы и снова.

Вы научитесь читать их с чувством, выражением.

Впереди у вас друзья, море достижений.

Участники с желтыми нотками озвучивают стихотворение «Ночь»

НОЧЬ

1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (трещетка)

2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!».

(кастаньеты)

3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали.

(звенит колокольчик)

4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок.

(свистулька)

Муз. рук.: Совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой,

Развивается чувство ансамбля

Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.

4. Поем молча (участвуют зеленые нотки)

Упражнение «Испорченная пластинка»

Исполняется фрагмент песни «Кузнечик» В. Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками

Четная строка поется вслух, нечетная про себя.

В траве сидел кузнечик, вслух

В траве сидел кузнечик, про себя

Совсем как огуречик вслух

Зелененький он был. про себя

Представьте себе, представьте себе вслух

Совсем как огуречик. про себя

Представьте себе, представьте себе вслух

Зелененький он был. про себя

Муз. рук.: Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.

5. Театр пантомимы (задание для участников с голубыми нотками)

Упражнение «Сказочные человечки»

Участники игры двигаются ритмично под музыку изображая:

а) деревянных человечков, как Буратино двигают руками, ногами - на шарнирах;

б) человечков стеклянных - идут осторожно, на носочках, боятся «разбиться»;

в) веревочных человечков - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;

г) человечков чугунных, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.

Муз. рук.: Игротренинги - помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного занятия. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя, тем более, что некоторые роли (или партии) могут исполнять несколько детей одновременно Взрослый мягко направляет детей, не подавляя инициативу, поддерживая их поиски.

6. Релакс (упражнение для синих ноток)

Муз. рук.: Представьте, что к каждому их суставчику привязана нить.С начала все нити натянуты: "куклы" стоят с прямыми спинами и высоко поднятыми руками, так как к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. Но вот я начинаю поочередно "отрезать ножницами" нити, идущие от пальцев, и они свободно опускаются. Когда "отрезаю" нити от локтей, свободно опускаются руки. Дальше "отрезаю" ниточки от головы, спины, коленей. Наша "марионетка" совсем расслабилась и либо села на корточки, либо мягко опустилась на пол).

Упражнение "Куклы-марионетки"

Участники – кукловоды взяв в руки воображаемые ножницы отрезают воображаемые нити, держащие конечности участников-марионеток.

Муз. рук.: Это упражнение учит детей релаксации (расслаблению). Да и поваляться на полу во время занятия - большое удовольствие для малыша

7. Танцтерапия (для участников с фиолетовыми нотками)

Муз. рук.: Звуки мы изображаем с помощью движений.

Исполняем и творим с большим воодушевлением.

Приглашаю участников исполнить ритмическую турецкую детскую песню с движением «Арам – зам - зам»

Двигательное упражнение с пением, звучащими жестами «Арам зам-зам»

Арам Зам Зам,

Арам Зам Зам,

Гули, гули, гули, гули, гули,

рам зам зам,

Арам Зам Зам,

Арам Зам Зам,

Гули гули гули гули гули

рам зам зам

Ариба, ариба,

гули гули гули гули

рам зам зам

Арафи Арафи гули гули гули

гули рам зам зам 1 хлопок по коленям, 3 хлопка в ладошки,

вращают предплечьями на уровне груди,

движения повторяются,

поднять правую руку потрясти кистью руки, затем кистью левой руки, вращают предплечьями,1 шлепок по коленям, два хлопка

Муз. рук.: Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.

Рефлексия. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.

Необходимым условием развития воображения, пластической выразительности является умение ребенка владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.

Наша память сохраняет

10% из того, что мы слышим

50% из того, что мы видим

90% из того, что мы делаем

просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Фантазия»

Обучающий семинар

«Роль музыкального руководителя в ДОО

и его взаимодействие с воспитателем, как необходимое условие для развития творческих способностей детей».

музыкальный руководитель

Дидик В.М.

«Роль музыкального руководителя в ДОО и его взаимодействие с воспитателем, как необходимое условие для развития творческих способностей детей».

Основная цель музыкального воспитания в детском саду - подготовка к школе эстетически воспитанного и развитого ребенка , умеющего эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения, проникаться его настроением, мыслями, чувствами.

Воспитание художественного вкуса у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку – ведущие задачи педагогов детского сада.

Музыкальный руководитель ДОО в одинаковой степени является музыкантом - исполнителем и педагогом- музыкантом. Знание психолого- педагогических особенностей и закономерностей воспитательно- образовательной работы в детском саду помогает эффективно отбирать инновационные методы и приемы обучения и развития, успешно формировать музыкальные способности ребенка, воздействовать на детский коллектив с позиций гуманной педагогики. Главная цель педагога – музыканта состоит не в том, каких и сколько он даст знаний и умений ребенку- дошкольнику, а сумеет ли он стать соучастником и партнером воспитанникам, поможет ли им совершить путешествие в удивительный мир музыки.

Деятельность музыкального руководителя в дошкольном учреждении многообразна. Это прежде всего организация и проведение музыкальных занятий в соответствии с программой, выбранной данным дошкольным учреждением.

Выполняя воспитательные функции, музыкальный руководитель должен обладать организаторскими, коммуникативными и конструктивными способностями.

Кроме проведения музыкальной НОД, в обязанности музыкального руководителя входит планирование и проведение:

  1. регулярных НОД - практикумов с воспитателями каждой из возрастных групп;
  2. консультаций по организации музыкальных зон в группах, подбор музыкально

- дидактических игр;

  1. вечеров досуга и развлечений
  2. праздничных утренников;
  3. музыкально - дидактических игр (включая изготовление дидактических игр и пособий).

Музыкальный руководитель проводит работу, связанную с тем , чтобы музыка постоянно присутствовала в повседневной жизни детского сада (на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи, физкультурных, на прогулках и т.п.)

Очень важен контакт музыканта - педагога с родителями: проведение консультаций, помощь в организации домашней фонотеки, рекомендации по подбору и использованию детских музыкальных инструментов, по прослушиванию музыки, просмотру телепередач и т. д.

Музыкальный руководитель ведет работу по самообразованию, повышению исполнительского мастерства, приобретению новых знаний, аналитическому восприятию собственной деятельности.

В группах детского сада воспитатель является активным участником педагогического процесса. Он помогает музыкальному руководителю в проведении занятий. Функции воспитателя в каждой возрастной группе различны, а степень активности на занятии обусловлена возрастом детей и теми конкретными задачами, которые стоят на данном занятии. Наибольшая роль воспитателю отводится в тех частях занятия, что связаны с музыкально – ритмической деятельностью: упражнения, танцы, игры. Он поет вместе с детьми, играет с ними, водит хороводы, помогает им при выполнении различных действий, воспитатель привлекается для показа движений в упражнениях и танцах. Меньшая - в процессе слушания музыки. В своей работе воспитатель действует только по указанию музыкального руководителя ( при знакомстве с инструментальной музыкой проводит беседу по картине, при пении может исполнить отдельный куплет или фразу, при разучивании игры выбирает ведущего, помогает распределить роли, т.е. не участвует, а только организует).

Только тесный педагогический контакт музыкального руководителя и воспитателя даст положительный результат при проведении музыкальных занятий!

Навыки и умения, полученные детьми на занятиях, необходимо закреплять, а это значит, что музыка должна звучать и во время индивидуальной работы, утренней        гимнастики,        подвижных        игр,        проведении        дидактических        игр        и развлечений, в вечерние часы досуга, стать иллюстрацией к рассказу, сказке и т.д.

Воспитатель должен осуществлять преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями процесса музыкального воспитания и развития детей. В задачи воспитателя по музыкальному развитию детей вне музыкальных занятий входит: исправление, закрепление навыков и умений, полученных на музыкальном занятии; расширение музыкальных представлений, кругозора, выявление и формирование склонностей и музыкальных интересов каждого ребенка; развитие музыкальных способностей и самостоятельных способов действий. В индивидуальной работе воспитателю необходимо учитывать особенности ребенка, его способности к музыке и движению, степень усвоения им музыкального материала; активизировать пассивных детей, способствовать формированию музыкальных интересов. Для решения этих задач воспитатель –

педагог должен обладать определенным объемом музыкально - эстетических знаний. А подбирая музыкальное сопровождение к различным занятиям, следует продумывать содержание произведений и их эмоциональное воздействие.

Велика роль воспитателя в руководстве самостоятельной деятельности детей. В своей работе воспитатель должен применять косвенные методы руководства и гибкий творческий подход. Он активно формирует художественные интересы ребенка, влияет на его музыкальные впечатления, полученные на занятиях, праздниках, в семье.

Большое значение имеет создание условий, способствующих возникновению музыкальной деятельности детей по их собственной инициативе - музыкальной зоны, атрибутов, пособий и т.д.

Таким образом, основные вопросы музыкально – эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника, но эти отношения характеризуются единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка как главного объекта педагогических отношений.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей

«Звуки, ритмы и слова.

Элементарное музицирование в группе»

Музыкальный руководитель

Дидик В.М.

«Музыка - это эмоциональное познание, а не интеллектуальное. Она интуитивна и бессловесна, музыка чувствуется, а не понимается умом».

Т.Э. Тютюнникова

Цель: Знакомство воспитателей, участников мастер-класса с основами элементарного музицирования и применением игрового материала в рамках образовательного процесса в группе.

Задачи:

- познакомить участников мастер-класса ссоздателем педагогической системы «Шульверк» Карлом Орфом; автором методики «Элементарное музицирование» Т.Э. Тютюнниковой;

-повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование новых технологий в своей практике;

-создать условия для обретения большинством педагогов своего профессионального стиля, который позволил бы воспитанникамреализовать потребность раскрытия творческого потенциала в музыкально-игровой деятельности.

Форма проведения мастер-класса:

-с педагогами и для них без участия детей;

-лекция с элементами презентации +практическая работа.

Оборудование:

-проектор;

-различные музыкальные, шумовые инструменты, грецкие орехи, пластиковые стаканчики, бабочки из гофрированной бумаги, большой отрез легкой ткани.

Структура мастер - класса:

  1. Вступительная часть.

Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.

  1. Теоретическо - демонстрационная часть. Определение термина «музицирование». Основоположники музицирования.

Значение элементарного музицирования для развития ребенка.

  1. Практическая часть.

Знакомство с речевыми играми, которые воспитатель может применить в работе с детьми в группе.

  1. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Ход мастер-класса

  1. Вступительная часть. Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.
  2. Теоретико-демонстрационная часть.

Давайте спросим себя: что будет делать ребенок, оказавшись в музыкальном зале и увидев там бубен? Конечно, он непременно его возьмет и начнет изучать – звенеть им, ударять по нему, доводя до полного изнеможения педагога. Малыш не устает дудеть в дудочку или бить в барабан. Те музыкальные звуки, которые подчас раздражают взрослых, для него остаются необыкновенно привлекательными. Затем ребенок будет бегать с ним и прыгать. И все это не молча, а что-нибудь, приговаривая или выкрикивая, а лицо его будет выражать самозабвенное счастье и радость, бьющую через край. Это и есть идея «элементарного музицирования» в его самом прямом проявлении – в невыразительном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном, импровизационном и обязательно радостном общении с музыкой.

Идея широко использовать речь в обучении музыке принадлежит Карлу Орфу.

Его педагогическая система «Шульверк. Музыка для детей» - это новый подход к музыкальному воспитанию детей, учитывающий интересы, возможности и потребности каждого ребёнка. Слово “Schulwerk” было создано самим Орфом и обозначает “обучение в действии”. В основе этой педагогики - общность выразительных средств речи и музыки, прежде всего ритма. К. Орф в своём труде собрал фольклорную музыку своего народа и некоторых др. народов. Фольклор зародился из элементарной музыки (речь, движение, игра, ритм…) Музыка находится внутри человека, это стихия! «Стихия по-немецки «dasElement». Отсюда и суть слова

«элементарное», не примитивное, а наполненное, внутренне, что находится внутри человека.

Основным предназначением «Шульверка» является первичное приобщение всех детей независимо от их способностей к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности.

Ученые доказывают, что наша память сохраняет 90% из того, что мы делаем, 50% из того, что мы видим, и 10% из того, что мы слышим, поэтому необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие. Именно методика Карла Орфа очень эффективна в этом направлении.

Значительный вклад в продвижение и распространение идей Орфовской педагогики в России внесла практик-новатор Татьяна Эдуардовна Тютюнникова.

Татьяна Эдуардовна разработала структуру программы, которую можно представить как учебную.

Эта программа дает наиболее широкий спектр возможностей использования музыкальных инструментов и, как следствие проявлению музыкальных и творческих возможностей детей с особенными образовательными интересами (ООП). Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми музыка, искусство оказывают лечебное воздействие. Система К.Орфа обладает рядом достоинств для таких детей. Для занятий с ними не требуется специального музыкального образования, поэтому вместе с музыкальным руководителем активное участие могут принимать другие специалисты, воспитатели.

Элементарное музицирование – это устный вид деятельности, основанный лишь на «здесь и сейчас». Все элементы музицирования короткие и простые, и ребёнок может их очень просто запомнить и уже работать дальше с этим материалом, варьировать, пробовать различные варианты, что само по себе и является процессом творчества.

Идея элементарного музицирования созвучна и с ФГОС, так как по ФГОС к музыкальному воспитанию и в общем, к дошкольному воспитанию, предъявляется ряд условий:

  • обучение должно происходить в игре;
  • дифференциация и индивидуализация обучения;
  • обучение детей в творчестве, в соответствии с интересами и собственного видения ребёнком образовательного процесса и результата.

Шульверк - это удивительный мир творчества, музицирования, исследования! Т.Е. детское творчество через игру на муз.и шумовых инструментах, через создание своих собственных движений,через аккомпанирование и пение небольших детских песенок.

Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует: преодолению речевых нарушений; правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры; развитию координации движений человека, умению владеть своим телом, согласовывая свои движения в соответствии с разнообразным характером музыки; учит пространственной ориентировке.

А самыми первыми и незаменимыми инструментами, которые позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов являются звучащие жесты. Термин «звучащие жесты»

принадлежит Гунильд Кетман. Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях:

  • хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
  • шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
  • притопы (всей стопой, пяткой, носком);
  • щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

Игра со звуками своего тела – это верный путь к началу импровизации детей. Спонтанная моторика тела даёт ребёнку удивительную эмоционально- двигательную разрядку. Видимо, поэтому и существует у всех народов мира.

Звучащие жесты – эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей. Логическое продолжение игр со звучащими жестами – это музицирование с инструментами. А затем уже и более сложная форма – синтез жестов, игры на музыкальных и шумовых инструментах и движений.

Итак, играем на своих музыкальных инструментах.

  1. Практическая часть

Речевая игра со звучащими жестами «Тюшки – тютюшки»

На развитие ритмического чувства детей

Звучащие жесты здесь являются самым эффективным средством в работе не только с детьми, но и со взрослыми. Педагог декламирует речевой зачин, а затем сначала вместе с детьми, а потом и дети самостоятельно, исполняет ритмы с одновременным их слоговым проговариванием на всех

«телесных» инструментах по очереди: в хлопках, шлепках, притопах и т.д.

Тюшки-тютюшки, сделаем хлопушки! Хлоп, хлоп, хлоп! Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп! Тюшки-тютюшки, сделаем шлепушки! Шлёп-шлёп-шлеп! Шлё-пы-шлё-пы-шлёп! Тюшки-тютюшки, хлопушки-шлепушки!

………………….. сделай топотушки!

…………………. сделаем щелкушки! И т.д.

Речевая игра со звучащими жестами«мячик»

На развитие чувства метроритмической пульсации через телесное чувство, слух и зрение (3-4 занятия)

  1. Продекламировать        стихотворение        со        шлепками        по        коленям,

«ладошки будут прыгать как мячики».

  1. Стучать маракасами из киндеров по коленям.
  2. Дети прыгают как мячики под бубен или барабан.

Музыкальная игра «приветствие» (в круге; гуляя врассыпную по залу), муз. Лео Делиба

  • Дети садятся в круг. Каждый придумывает какое-нибудь насекомое: бабочки, мухи, пчёлы и шмели, божья коровка и т.д. Под музыку Лео Делиба воспитатель начинает пальчиками «ползать» по своему телу, на концы фраз, дважды хлопая в ладоши и завершая движением. В средней части все насекомые начинают летать (руками), а потом опять «ползают»
  • Врассыпную гуляют по залу, улыбаясь друг другу! На конце фраз встречаются с тем, кто в этот момент оказался рядом, и говорят ему

«Привет!», два раза хлопают в ладоши. В средней части хлопают и кружатся.

«Взял- отдал» Ритмическая игра с орехами

Дети сидят в кругу на коврике на коленях. Один орех кладётся в левую руку, другой лежит перед ребёнком на ковре.

  1. ФРАЗА: 1 орех кладется на левую руку, и дети его накрывают у себя и передают соседу. 6 тактов 4/4

(Разучивается со словами «У МЕНЯ», «У СОСЕДА», «ВЗЯЛ», «ОТДАЛ») В проигрыше берут 2-ой орех

  1. ФРАЗА: отстукивают ритм || III ||III ||II I||II I|| II I||III Проговаривают слова: раз, два, раз, два, три

В проигрыше вновь кладут 2-ой орех перед собой

  1. ФРАЗА: повтор 1 фразы, без слов: 6 тактов 4/4 в конце – поднимают руки с орешками ВВЕРХ!

«Кашка»

Ритмическая игра предметом (пластиковый стаканчик)

Кашку я себе варю, Ложечкой мешаю.

Сколько кашки посмотрю И соседа угощу.

  • Дети с педагогами, сидя на полу в круге исполняют песенку с предлагаемыми ими звучащими жестами. Если желающих мало педагог может спросить: «А кто ещё хочет?». Если много – сказать: «И последний будет…»
  • Педагог раздаёт детям пластиковые стаканчики и вместе с детьми поёт песенку. Дети с пением передают стаканчик по кругу друг другу. Нужно следить за одновременной передачей и остановкой (по фразам). Со временем можно поменять направление движения, увеличить скорость передачи.
  • Придумывают, как могут звучать стаканчики: стучать, шуршать по полу, можно щёлкать по стаканчику и т.д. Сначала дети повторяют движения со стаканчиком за педагогом. Затем дети сами стучат.
  • Можно предложить спеть одному ребёнку, а остальным сыграть.
  • А ещё можно пометить один стаканчик: например, наклеить внутри картинку, тогда и заглядывать в стаканчик будет интереснее.
  • А дальше ваша фантазия!!!!!!
  • Можно оживить героев песенки. Сначала, стоя в круге, затем двигаясь. Кастрюля – хоровод – двигается по кругу. Внутри – хоровод – кашка. Кто-то из детей озвучивает на инструментах, как каша «пыхтит», «шуршит»; крышка от кастрюли стучит и т.д.

Танцевальная импровизация «мотылёк»

Интеграция звука, движения, тактильных и двигательных ощущений.

ПРЕЛЮДИЯ К ТАНЦУ (Развитие коммуникативных навыков, умения видеть другого, эмоционально вовлекаться в общение, профилактика заболеваний дыхательных путей).Дети (и воспитатель) сидят полукругом. Звучит пьеса С. Майкапара «Мотылёк». Педагог медленно проходит перед ними, осыпая всех разноцветными «мотыльками» (маленькие кусочки гофрированной бумаги разных цветов, скрученные в виде бабочек). Каждый выбирает себе мотылька, кладёт на ладонь. Подключаем текст.

Мотылёк сел на ладошку – Посиди у нас немножко!

Посиди, не улетай… Улетел! Ай!

Проговариваем текст, в завершении фразы дуем на мотылька. Затем можно предложит: «А теперь дуем на соседа!».

(Насыщение сенсорными ощущениями, развитие произвольного внимания, выдержки и терпения, умения работать в команде, играть по правилам, регулировать мышечный тонус). Педагог разворачивает большое полотно ткани и предлагает детям собрать всех мотыльков, приговаривая:

Мотылёк, мотылёк!

Ты лети к нам на лужок! – 2 раза

Взрослые держат ткань за углы. Когда мотыльки        собраны, все берутся за края полотна, расправляют и вздымают в ритм стиха.

Мотылёк, мотылёк,

Прилетел к нам на лужок!

Крылышками машет, С бабочками пляшет!

Постепенно все мотыльки разлетаются в разные стороны.

(Формирование        способности        слушания        и        слышания        в движении).Педагог предлагает детям самим превратиться в мотыльков и

«полетать на полянке», оговаривая правила: музыка останавливается – и мотыльки присаживаются на цветочки.

ПОТОМ        можно        предложить        поделиться        на        «мотыльков»        и

«музыкантов»…

«Волшебные булки»

Речевая игра со звучащими жестами

Стоя в кругу, хлопаем «Остинато» (2 хлопка – восьмые, развести руки в стороны – четверть)

Раз, два, всем привет!

Побежали, прибежали дружно все в буфет. А теперь назад идём,

Булки все жуём.

С капустой, с морковкой, с клубникой…. и т.д.

Предложить педагогам придумать жесты и движения к тексту.

  1. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Я постаралась рассказать о        возможности применения музыкальных речевых игр в воспитательно-образовательном процессе в группе. Подведем итог. Составим алгоритм работы с текстом.

  1. Озвучивание текста с помощью звучащих жестов.
  2. Озвучивание текста с помощью звучащих жестов с добавлением инструментов.
  3. Текст + инструменты + танцевальная импровизация.

Как по вашему мнению прошел мастер-класс?

И в конце нашей встречи я хочу подарить вам буклеты с играми, которые вы можете смело применять в своей практике.

Благодарю вас за внимание!



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема: «Роль воспитателя на музыкальных занятиях».

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз.руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.

Однако, непонимание  воспитательных задач музыки воспитателем может  свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», муз.руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.

Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не  снижает активности воспитателя.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

  1. Воспитатель сидит с безучастным видом
  2. Воспитатель перебивает исполнение
  3. Дают словесные указания наравне с муз.руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)
  4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)

Активность воспитателя зависит от  трех  факторов

  1. От возраста детей:  чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
  2. От раздела музыкального воспитания:  самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании
  3. От программного  материала: в зависимости новый или старый материал

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать  в процессе обучения детей:

  1. Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул  перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
  2. При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)
  3. Направляет  самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз.руководителем материал.
  4. Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте
  5. Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми
  6. Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету.

Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются  в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте»

Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем  меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно  с детьми.

Существует  2  формы работы музыкального руководителя с воспитателем

  1. Индивидуальные  консультации: проводятся 1 раз в 2 недели

Содержание консультаций:

  • Знакомство с задачами предстоящих занятий
  • Усвоение репертуара (проверяется как воспитатель исполняет детские песни, пляски)
  • Продумывание форм индивидуальной работы с детьми
  • Продумывание внесения музыки в быт
  • Беседы об активности воспитателя на муз.занятиях
  1. Групповые консультации:
  • Знакомство с новыми методическими вопросами (песенное творчество, двигательное творчество, обучение игре на инструментах)
  • Составление сцен праздника
  • Обдумывание сюрпризных моментов
  • Обсуждение различных вопросов
  • Открытые музыкальные занятия (для молодых воспитателей)
  • Разучивание песен для слушания  или  для  их исполнения на праздниках (обращая внимание на чистоту интонации и дикцию)
  • Повышение культуры движения (кроме детских игр, плясок, упражнений, воспитатели делают более  сложные движения, которые способствуют развитию координации  их движений и общему музыкальному развитию)
  • Выполнение самостоятельных заданий (составить пляску или упражнение под определенную музыку)
  • Обучение  воспитателей пользоваться музыкальным центром, магнитофоном.


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема: «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей».

Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.

Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей, в группе должны быть оборудованы «музыкальные уголки», куда помещаются детские музыкальные инструменты, дидактические игры, игрушки-забавы. Которые в последствии могут быть обыграны воспитателем (мишка играет на балалайке, заяц прыгает, девочка танцует и др.) Чтобы поддерживать интерес детей к самостоятельной музыкальной деятельности, педагог 1 раз в месяц должен обновлять пособия в «музыкальном уголке», пополнять его новыми атрибутами и дидактическими играми.

Важной ролью воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей является создание проблемных ситуаций, побуждение детей к вариативным самостоятельным действиям, развитие способности применять усвоенное в новых условиях. При этом художественное оформление усиливает впечатления детей. Под влиянием радостного звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей будут возникать яркие положительные эмоции. Все это будет побуждать их выражать свои чувства и в пении, и в танце, и в игре, а также способствовать формированию интереса к музыке и музыкальной деятельности в целом.

Создав таким образом в детском саду обстановку максимально наполненную музыкальными интонациями, воспитатель сможет пробудить интерес и любовь к музыке у детей, а также способствовать формированию и развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.

Рассмотрим различные виды музыкальной деятельности детей в группе:

1.Игра на детских музыкальных инструментах. Дети очень любят играть на металлофоне, гармошке, баяне, триоле, бубне, барабане и других инструментах, они могут исполнять попевки, ритмические рисунки, выученные на занятиях, или же придумывают и исполняют свои мелодии, проявляя творчество. Часто детей привлекает процесс освоения нового инструмента. В таких случаях они обучают друг друга: те, которые хорошо играют на этом инструменте, показывают приемы тем, кто еще не умеет играть. Такую товарищескую помощь чаще всего можно наблюдать в старших и подготовительных группах. Играя на инструментах, дети учатся различать их звучание, начинают выделять более понравившиеся, сами организовывают «оркестр», выбирают дирижера. Роль воспитателя – поощрять творческую активность детей, учить их договариваться, следить, чтобы игра не превратилась в ссору.

2.Одной из наиболее ярких форм музыкальной самостоятельной деятельности детей является музыкальная игра. Старшие дошкольники уже сами создают условия, необходимые для данной игры. Игра может иметь развернутый характер: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т.д.). В других сюжетно - ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, играя в парад, мальчики поют «Барабан» М.Красева, барабанят и маршируют, девочки, укладывая кукол, поют песню «Баю - баю» М.Красева. Песня способствует более динамичному протеканию игры, организуют действия детей.

В этом виде самостоятельной деятельности детей воспитатель продолжает формировать у воспитанников умение договариваться (кто что будет делать), может подсказать завязку сюжета для игры, поддержать активность любого ребенка и помогает ему организовать коллективную игру.

3.Музыкально - дидактические игры, используемые в самостоятельной музыкальной деятельности развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся кто поет», «Два барабана», «Тише - громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др.

Для обогащения музыкальных впечатлений детей и побуждения их к применению навыков, полученных на музыкальных занятиях воспитатель должен наполнять режимные моменты звучанием известных детям классических произведений. Например, на утренней гимнастике и во время физкультурных занятий (у малышей) воспитатель может использовать следующие произведения: вовремя бега и ходьбы в быстром темпе, галопе «Смелый наездник» Р.Шумана, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Хоровод гномов» Ф. Листа, «Моя лошадка» А.Гречанинова и другие; во время легкого бега, бега врассыпную, стайкой – «Мотылек» С. Майкапара, «Бабочки» Ф. Куперена, «Веселая прогулка» Б. Чайковского; во время марша – «Шествие кузнечиков» С.Прокофьева, марш из цикла «Детская музыка». Общеразвивающие упражнения может сопровождать музыка И. Иорданского («Ладушки – ладушки»), П.И.Чайковского («Новая кукла») и другие.

На прогулке можете поиграть с детьми в игры, разученные на музыкальных занятиях: танец – игра «Медведь», упражнение «Ежик и барабан»; двигательное упражнение «Шла веселая собака», игра «Где спит рыбка?», песня «Ай, туки – туки - туки», пальчиковые речевые игры.

Также можно наполнить музыкой время утреннего приема детей и вечер, во время ухода домой. Причем музыкальные интонации в утренние часы должны отличаться от музыкальных интонаций в вечернее время. Утром - спокойная, светлая по характеру музыка. Рекомендуется использовать произведения из альбомов фортепианных пьес для детей П.И. Чайковского, А.Т. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С.М. Майкапара и других. Это создаст атмосферу благожелательности и позитивного настроения с утра и на весь день.

Вечером же характер музыки должен быть более подвижным. Это расположит детей к проявлению двигательной активности, придумыванию образов и воплощению их в танце. Рекомендуется использовать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей («Детская симфония» И.Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж.Бизе и т.д.)

Т.о., роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что он незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах муз.деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их инициативе. Воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр. Планируя приемы руководства, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового из оборудования для музыкальной деятельности дошкольников (инструменты, пособия, самодеятельные игрушки), в каком порядке это целесообразно сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей, какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонние ли их интересы. В более раннем возрасте воспитателю лучше применять метод объяснительно-иллюстративный. В свою очередь ребенок репродуктивно усваивает эти способы. Позже педагог должен использовать объяснительно-побуждающий метод, а ребенок подводится к самостоятельным поисковым способам действий. Метод показа и подробное объяснение применяются при обучении детей исполнению какого-либо элемента танца или певческой интонации. Хочется пожелать, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет также действовать и вне занятий: организовывать музыкальные игры, по собственному желанию петь, танцевать. Повседневная работа воспитателя с детьми, знание их интересов и способностей дает возможность воспитателю выполнять задачу качественно и ответственно. Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема: «Фоновая музыка в жизни детского сада».

Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности.

Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного образовательного учреждения в целом.

Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей.

музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка.

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.

Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель, педагог-психолог, воспитатель-методист.

Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:

• создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;

• развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;

• активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;

• переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;

• психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др.), может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности ( мелодия, темп, ритм и др.).при пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане.

Так, на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей.на занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащений и углублению представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.

Звучание музыки фоном в режимные моменты (приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др.) создаёт эмоционально комфортный климат в группе.

Взаимодействие психолога с медицинским работником поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующий физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического, половозрастного, индивидуального развитиявоспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение дня.

Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому.

Примерный репертуар фоновой музыки.

( для детей старшего дошкольного возраста)

Релаксирующая (расслабляющая): К. Дебюсси. «Облака» ,А.П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета, К.В. Глюк. «Мелодия».

Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение) : Э. Григ. «Утро», И.С. Бах. «Шутка», И. Штраус. Вальс «Весенние голоса», П.И. Чайковский. «Времена года» ( «Подснежник»)

Активизирующая ( возбуждающая): В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» ( финал), М.И. Глинка. «Камаринская», В.А. Моцарт. «Турецкое рондо», П.И. Чайковский. « Вальс цветов» ( из балета «Щелкунчик»)

Успокаивающая ( умиротворяющая): М.И. Глинка. «Жаворонок», А.К. Лядов. «Музыкальная табакерка», К. Сен-Санс. «Лебедь», Ф. Шуберт. «Серенада».

Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности) И.С. Бах. «Ария»,  А. Вивальди. «Времена года» («Весна», «Лето»), С.С. Прокофьев. «Марш», Ф. Шуберт. «Музыкальный момент».

Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение, например, музыкальные циклы П.И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», балет П.И. Чайковского «Щелкунчик», произведения В.А. Моцарта и др.

Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывают влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка может являться ценной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.