Самообразование

Дульцева Ольга Петровна

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию

« Формирование духовно - нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста»

                                                        2018 год

Актуальность

У детей старшей  группы сформированы или находятся в стадии формирования определенные нравственные понятия и представления, но нравственные представления детей носят чаще всего эпизодический характер и напрямую зависят от средовых воздействий (семья, группа сверстников), так же наблюдается разрыв между нравственными представлениями детей и конкретными проявлениями нравственных качеств в деятельности.

Цель: формирование у детей нравственных качеств: честность, заботливое отношение к окружающим, дружба, правдивость, ответственность, справедливость.

 Задачи:

  1. подобрать дидактический и демонстрационный материал;
  2. изучить методическую литературу по теме самообразования;
  3. совершенствовать работу по формированию нравственных качеств у детей.
  4. учить детей управлять своим поведением, оценивать свои поступки и поступки сверстников, определять мотивы поступков;
  5. формировать представления о добре, дружбе, справедливости, правдивости, смелости;
  6. закреплять правила поведения за столом;
  7. учить объединяться в игре, стремиться к согласованности действий; закреплять правила поведения в среде детей: быть вежливыми, внимательными, делиться игрушками; учить устанавливать связь между поведением в группе сверстников и ответного отношения других детей;
  8. повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах нравственного воспитания.

Этапы:

  • I этап - подготовительный
  • II этап - основной
  • III этап - заключительный

 

 Подготовительный этап заключался в подготовке к началу работы в данном направлении.

Он включал в себя изучение литературы:

  1. «Я-Ты-Мы» - программа социально-эмоционального развития дошкольников.
  2. Ф.М.Виноградова – «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников».
  3. Р.С.Буре, М.В.Воробьёва – «Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников».
  4. С.О.Николаева – «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками».
  5. И.Н.Курочкина – «Дошкольнику о хороших манерах и этикете».
  6. С.В.Петерина – «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста».
  7. И.Агапова, М.Давыдова – «Игры и задания для чудо-воспитания».
  8. Н.В.Дурова – «Очень важный разговор» - беседы-занятия с дошкольниками об этикете поведения.
  9. С.И.Семенака – «Уроки добра» - коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет.
  10. Т.А.Шорыгина – «Вежливые сказки» - развивающие сказки для детей
  11. А.Ф.Островская – «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника»
  12. Л.Лихачева – «Уроки этикета» ,

подбор дидактического и демонстрационного материала

Основной этап предполагает работу по формированию нравственных представлений и качеств личности детей.

Методы и приемы:

  1. - разыгрывание и анализ ситуации;
  2. - совместная разработка правил поведения;
  3. -игровые упражнения;
  4. -чтение художественных произведений с последующим анализом;
  5. -анализ смыслового содержания пословиц, поговорок;
  6. -продолжение тематического рассказа;
  7. –дидактические игры;
  8. -беседы на нравственную тему;
  9. -рассматривание иллюстраций;
  10. разыгрывание и анализ ситуации.

«Пожелаем здоровья друг другу» - продолжать воспитывать приветливость, привычку здороваться и прощаться с детьми и взрослыми, называть взрослых по имени и отчеству.

«Будь скромным» - воспитывать скромность, неприязнь к хвастовству, зазнайству.

«Я и взрослые» - приучать не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего, обращаться по имени и отчеству.

«Неразлучные друзья - взрослые и дети» - развивать культуру общения с взрослыми и детьми. «Как вести себя в гостях?» - напомнить правила поведения в гостях.  

«Как бы ты поступил?» - подчеркнуть связь правил поведения с поступками

Совместная разработка правил поведения.

 Знакомство с правилами поведения  ("Пользуйся словами вежливого обращения: "Пожалуйста", "Здравствуйте", "Спасибо", "До свидания"; "На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко, веди себя сдержанно, не требуй к себе особого внимания"; "Везде и всегда бережно относись к вещам и игрушкам", совместные правила поведения оформили в тематические альбомы «Правила этикета», «Правила поведения в общественных местах», «Маленький словарь добрых слов и выражений».

                                       

Игровые упражнения. 

«Если заболел друг, бабушка...» - побуждать проявлять заботу о людях, быть внимательным, чутким.

 «Добрые советы» - закрепить знания правил поведения и общения между детьми и взрослыми.

 «Помогаем взрослым» - развивать желание помогать взрослым.

«Накрываем на стол» - закрепить правила сервировки стола.

«В гостях и дома» - упражнять в соблюдении правил поведения в гостях.

«Объясни поступок» - упражнять в оценке правил поведения.

«Я покупаю подарок» - упражнять в вежливом обращении к продавцу, покупателю.

«Важные слова»  - упражнять в вежливости.

Чтение художественных произведений с последующим анализом. 

 Чтение и анализ художественных произведений, например, В.А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А. Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница».  К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно», Благинина «Если был бы я девчонкой», С. Маршак «Дети нашего двора».  Хочу отметить, что литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.

Анализ смыслового содержания пословиц, поговорок.

Знакомство с пословицами и поговорками ("Каков разум, таковы и речи", "Чужим умом умней, не станешь", "Не бросай слова на ветер", "Нет друга, так ищи, а нашел - береги"), все пословицы и поговорки оформлены в тематическом альбоме «Книга добрых дел»

Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми я использовала игры-упражнения, игры-инсценировки,  сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, настольно-печатные игры.

 В свободное время проводила сюжетно-ролевые игры, например о профессиях. Выбрав, к примеру, профессию врача, обговаривали с детьми правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора, в аптеке и т.п. «Семья» - воспитание умения договариваться о ролях, уступать, быть вежливыми и внимательными друг к другу. «Парикмахерская» - воспитание культуры общения, привитие навыков культуры поведения, культурно - гигиенические, навыки,  «Школа» - играя в эту игру, дети осваивают правила учебного поведения, у них формируется целенаправленность, ответственность.

 Во 2 половине дня организовывала дидактические игры, главная цель которых - развитие ребенка. Они хороши при отработке правил и норм культуры поведения. Например, играя в игру «Хорошо – плохо», дети учились отличать хорошее поведение от плохого, упражнялись в самостоятельном анализе поступков, в игре «Можно, нельзя», систематизировали правила вежливого поведения, упражнялись в понимании того, соответствуют ли поступки правилам культурного поведения.

 Большой интерес у дошкольников вызывали настольно-печатные игры. Например, игра-лото «Как мы одеваемся» поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида, «Вежливость» познакомит детей с некоторыми правилами поведения в разных ситуациях, поможет закрепить уже существующие представления об этикете.

Беседы на нравственную тему

 Беседуя с детьми, я побуждала их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, давала ребятам высказаться. Это позволило мне понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С моей помощью ребята учились справедливо оценивать поступки своих сверстников, учились понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму» и т.д. Этическая беседа "О дружбе", «Что такое дружба?», цель этой беседы помочь детям понять, нравственные качества настоящего товарища. Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.

Весь материал я оформила  в тематические папки «Азбука нравственности», «Как поступают друзья», «С кем ты дружишь?

Рассматривание иллюстраций

 из серии демонстрационных материалов "Я и мое поведение",  «Как поступают друзья», плакатов «Хорошие манеры», «Правила поведения за столом».

 Формы работы с родителями:

В беседах с родителями я заметила, что их волнуют проблемы подготовки ребёнка к школе, а воспитанию таких качеств, как справедливость, честность, вежливость, доброжелательность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения. Поэтому я поставила перед собой задачу: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах нравственного воспитания, используя:

- индивидуальные беседы,  - консультации «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа положительных черт характера ребенка».

- папки - передвижки «Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим», «Формирование нравственных качеств -  важный аспект к подготовке к школе».

Я поняла, что полностью искоренить конфликтные ситуации невозможно, но можно сократить их, свести до минимума с помощью методов и приёмов, помогающих закрепить знакомые правила поведения, сделать эти правила естественными и прочными правилами, навыками нравственного поведения для дальнейшего обучения в школе.

 В дальнейшем я планирую продолжить  поиск путей  совершенствования   работы с детьми и родителями, так как проблема нравственного развития детей на сегодняшний день стоит особенно остро.

                                                      



Предварительный просмотр:

Работа по самообразованию

воспитателя Дульцевой Ольги Петровны

Пояснительная записка. 

Современному обществу требуются гармонично развитые и социально ответственные личности, обладающие гибкостью ума, исследовательским интересом, навыками стратегического планирования и социального взаимодействия в практических ситуациях, мобильные, умеющие быстро меняться вместе с миром и из полученных знаний создавать целостную систему.  Для этого необходимо обеспечить оптимальное сочетание классического дошкольного образования и современных образовательных технологий.

Особое место среди современных образовательных технологий занимает Лего-конструирование.

Лего-конструирование – это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым, междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания о физике, механике, технологии, математике, ИКТ и является составной частью робототехники.

Лего-конструирование - вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании с использованием широкого диапазона универсальных  Лего-элементов.  Использование Лего-конструкторов помогает реализовать множество образовательных задач, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

С помощью Лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству.

        В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использование ЛЕГО-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО позволяет учиться, играя и обучаться в игре.

Тема: «Развивающие возможности ЛЕГО-конструирования в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

2021-2022гг.

          I ступень

          Тема: «Развивающие возможности ЛЕГО — конструирования в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» (содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО-конструированием)

2022 -2023

II ступень

Тема: «Использование Лего-конструирования как средства всестороннего развития дошкольников» (повышение  профессиональной компетентности по вопросу  всестороннего развития личности ребенка в различных видах деятельности через применение технологии ЛЕГО—конструирования).

2023-2024гг.

III ступень

Тема: «Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством Лего-технологий» (создание развивающей предметно – пространственной среды, направленной на развитие технического творчества детей дошкольного возрасты и систематизация работы по использованию ЛЕГО конструктора  в образовательной деятельности.)

2023-2024гг.

IV ступень

Тема: Игровая робототехника и Лего-конструирование как средство  познавательного развитие дошкольников (создание условий    для приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству посредством ЛЕГО -конструирования и робототехники)

2025-2026гг.

V ступень. 

Тема: «Робототехника в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста» (повышение своего профессионального уровня в организации работы по робототехнике, изучение и внедрение в активную практику системы работы по робототехнике)

C:\Users\Администратор\Desktop\ЬЬЬЬ.png



Предварительный просмотр:

   

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»

План по самообразованию

Тема: «Кинезиологические

упражнения для детей»

                                                                      Воспитатель

                                                                                                                   Дульцева О.П.

                                                                                                         

г. Пыть-Ях

Актуальность                                                      

  Движение может      заменить     лекарство

– но ни одно лекарство не заменит движения

 Ж. Тассо. 

Ползание в младенческом возрасте, как давно известно, играет решающую роль в активизации сенсорного восприятия и учения. При ползании воспроизводятся движения, пересекающие серединную линию тела и возбуждающие оба полушария мозга. Перекрестно-латеральные движения помогают нам развить способности, включающие доступ ко всей сенсорной информации (слуховой, зрительной, осязательной) от обеих сторон тела.

Некоторые люди не могут делать перекрестные шаги, однако успешно выполняли «гомолатеральные» движения (т.е. односторонние, когда одновременно движутся рука и нога одной и той же стороны тела). Такие люди обычно используют одно полушарие мозга в определенный момент и страдалют от неспособности к полному сенсомоторному функционированию. Между неспособностью делать перекрестные шаги и проблемами учения обнаруживается очень тесная взаимосвязь.

Кинезиология  с ее перекрестно-латеральными, активизирующими тонкую моторику движениями, балансирует и равномерно тренирует мышцы обеих сторон тела. Это непосредственно связано с интегрированной и равномерной активизацией моторной коры лобных долей мозга, обеспечивающей произвольные движения тела и участвующей в планировании и выполнении сложной двигательной активности, базального ганглия, обеспечивающего регуляцию двигательных и вегетативных функций, участвующего в осуществлении интегративных процессов высшей нервной деятельности, а также мозжечка, отвечающего за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса. Многократная, регулярная активизация моторной коры способствует развитию нервных сетей в остальной части лобной доли.

Так как эти специфические движения активируют нервные пути в мозге в обоих полушариях одновременно, то они необходимы для возможности обучения в течение всей жизни.

Цель: повышение своего профессионального уровня в изучении здоровьесберегающих технологий (кинезиологических упражнений) внедрение и применение технологий в работе с детьми  и педагогами.

Задачи:

  1. Изучить методическую литературу по теме.
  2. Внедрить в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.
  3. Познакомить родителей (законных представителей) с современными кинезиологическими методиками, их целями и задачами
  4. Научить родителей (законных представителей) применять эти методики на практике.

План работы

№ п/п

Форма работы

Срок

Ожидаемый результат

Работа с методической литературой: За основу были приняты: развивающая кинезиологическая программа «Гимнастика Мозга» Пола Деннисона; Учебно-методическое пособие Сазонов «Кинезиологическая гимнастика против стрессов» В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П.; Практическое пособие «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» Сиротюк А. Л. Пополнения предметно – развивающей среды дидактическим материалом и оборудованием для выполнения кинезиологических упражнений.

Сентябрь

-

Ноябрь

Создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и педагогов;

повышение  педагогической компетентности по данному вопросу.

Изучение задач, условий, методики обучения по кинезиологии. Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. Повышение профессионализма по развитию различных компонентов личности ребёнка.

Проведение ООД и режимных моментов. Растяжки

Дыхательные упражнения

Глазодвигательные упражнения

Телесные упражнения

Упражнения для развития мелкой моторики

Релаксационные упражнения.. Разработать перспективные планы Использование кинезиологических упражнений на занятиях. Использование элементов из кинезиологических комплексов в других видах деятельности. Обновление уголков (информационных стендов) занимательными упражнениями

Свободная деятельность

Просмотр деятельности педагога  

Поделиться опытом работы с воспитателями, применять их опыт в своей работе с детьми.

Октябрь-апрель

Разработанная стратегия позволит решить проблемные вопросы и достигнуть поставленную цель: дети успешно  освоят кинезиологические упражнения, которые позволят эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.

Создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и родителей.

Родительское собрание «Кинезиология для детей».

Мастер-классы («Зарядка для ума и тела», «Кинезиологические игры в развитии интеллекта»).

Медиа-копилка для родителей «Кинезиологические игры».

Презентация проекта на собрании.

Консультации «Образовательнаякинезиология», «Кинезиология против стрессов», «Использование кинезиологических упражнений в повседневной жизни»

Тренинг для родителей «Всё, чем занимаем, в игру превращаем».

Апрель-май

Распространение педагогического опыта работы по кинезиологии.Подведение итогов, оценка и самооценка детей Ознакомление родителей с результатами работы по развитию кинезиологических способностей. Вопрос о продолжении работы.

 

План внедрения кинезиологической программы

Основные направления

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

1

Формирование пространственных представлений

Д/и «Карточки»

Д/у «Подними правую (левую) руку»

Д/у «Возьми предмет»

Д/и «Мое место»

Д/у «Где находится предмет»

Д/и «Холодно-горячо»

Д/у «Задания»

Д/и «Лабиринт»

Д/у «Задания»

Д/и «Осьминожки»

Д/и «Клад»

2

Межполушарное взаимодействие

«Кулак-ребро-ладонь»

«Ухо – нос»

«Кулак-ребро-ладонь» «Клешня краба»

«Рисующий слон»

«Замок»

«Зеркальное рисование»

«Ухо – нос»

«Лягушка»

«Носик – художник»

3

Общая моторика и развитие саматогностических 

функций

«Растяжки по «осям» (верх-низ)

«Растяжки по осям»

(лево – право)

«Растяжки по осям»

(перекрест

ные)

«Растяжки по осям»

(все вместе)

«Дерево»

4

Самомас.

лица

Самомас. рук

Самомас. ушей

Самомас. ног

Самомас. тела

Самомас. тела

5

Перекрестные движения

«Горизонтальная восьмерка»

«Перекрест

ные движения»

Выполнять перекрестные скоординированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад)

«Ползание на четвереньках, руки – крест – на крест»

Ходьба с похлопыва

нием себя по коленям, левой по правому, правой по левому

Лежа на полу коснуться локтем колена;

левым правой ноги, правым – левой ноги

6

Артикуляционная моторика

Движения челюстью в разных направлениях

Движения языком, как щелканье, цоканье, посвистывание

Движения языком в определен ной последовательности

«Ползание на четвереньках, руки – крест – на крест»

Движения рук совмещать с движения ми  языка.

Язык двигается за рукой

«Ползание на четвереньках, руки – крест – на крест»

Движения рук совмещать с движения ми  языка.

Язык двигается в противоположнуюстророну»

7

Мимические движения

«Рожицы»

Вытягиваем губы трубочкой

«Рожицы»

Широко открываем рот

«Рожицы»

Выдвигаем язык

«Рожицы»

Хмурое сдвигание бровей

«Рожицы»

Улыбка

8

Мелкая моторика

Раскатывать на доске маленький комочек пластилина   по очереди пальцами левой руки.

«Пальчики здороваются»

«Зайчик –кольцо»

«Колечки»

«Колечки с усложнением»

Брать пальцами правой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места. Убрать спички в коробку.

«Поклон пальчиками»

«Карандаши»

«Цветок»

Брать пальцами левой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места .Убрать спички в коробку.

«Заяц – коза»

«Слоник»

«Тяни- толкай»

Отщипывание кончиками пальцев клочков бумаги.

 «Замок»

«Бусинка»

Нанизывание бус.

«Змейки»

«Братцы»

«Обратные колечки»

9

Тактильный гнозис

«Найди, из чего сделано»

Ощупать три – пять игрушек, определить материал, из которого она сделана

«Пальчиковый бассейн»

В коробку с фасолью поместить мелкие игрушки, ребенок должен их найти, ощупать и узнать

«Волшебный мешочек»

На ощупь  угадать бытовые предметы (карандаш, монета, кольцо и т.д.)

«Волшебный мешочек»

На ощупь  угадать мелкие игрушки

«Волшебный мешочек»

На ощупь  угадать

геометрические фигуры различной величины и фактуры (из бархатной бумаги, наждачной бумаги, плотной фольги)

10

Зеркальное рисование

Вращать  обеими кистями рук до и против часовой стрелки (однонаправленно)

Вращать  обеими кистями рук до и против часовой стрелки (разнонаправленно)

«Горизонтальная восьмерка»

Нарисовать в горизонталь ной плоскости цифру 8 сначала одной рукой, потом обеими руками вместе

Рисовать одновременно двумя руками зеркально- симметричные рисунки

Рисовать одновременно двумя руками буквы

11

Симметричное рисование

Рисование одновременно двумя руками  по прописям для левшей и правшей 

Рисование одновременно двумя руками  по прописям для левшей и правшей 

Рисование одновременно двумя руками  по прописям для левшей и правшей 

Рисование одновременно двумя руками  по прописям для левшей и правшей 

Рисование одновременно двумя руками  по прописям для левшей и правшей 

12

Зрительное восприятие и глазодвигательные упражнения

Следить глазами за движениями пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо высунутым изо рта языком

Следить глазами по контуру воображаемой фигуры                          (круг, квадрат, треугольник, цифры и т.д)

Совместные движения глаз и языка. Однонаправленные движения

Совместные движения глаз и языка.

Разнонаправленные  движения

С закрытыми глазами опознавать небольшой предмет, данный в руку

13

Выполнение упражнений под музыку

Комплекс с обручем

Комплекс с гимнастическими палками (в парах)

Комплекс со скакалкой

Комплекс "Танец с зонтиками"

Комплекс с элементами цыганского танца

                                    Используемая литература:

 

Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа дошкольного образования «От рождения до школы», М. :МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2012.

Волошина, Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.114-117.

Сайты:

Давыдова, М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников 4-7 лет:  М.:

Вако, 2007.                          

Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников, М. :

Педагогическое общество России, 2006.

Деркунская В. А. Игры- эксперименты с дошкольниками, М. : Центр педагогического образования, 2012.

Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А.Васильевой,

В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (6-е издание, испр. и доп. - М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2011 года)

Федорцева, М.Б. Здоровье сберегающая деятельность педагога дошкольного образовательного  учреждения: учебно-методическое пособие/М.Б.

Федорцева, Т.В.  Шелкунова.-Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2009.-116с. – (Образование и здоровье).ISBN978-5-7291-0456-7.

Чубарова, С. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.

Щетинин, М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей, М.: 2007. 

Кинезиологическая гимнастика. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия



Предварительный просмотр:

Аналитический отчет Дульцевой Ольги Петровны,

воспитателя по конструированию.

за2021-2022 учебный год

Направление деятельности

Взаимодействие с детьми

1

Анализ выполнения плана за прошедший учебный год. 

На протяжении года провожу занятия по конструирования  в средних, старших и подготовительных группах.   Реализовывались задачи образовательной деятельности, рекомендуемые примерной основной общеобразовательной  программой  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.  

 Дети успешно и активно развивались, продолжая созидать и творить. Конструктивная деятельность – это важное условие для развития познавательных процессов. Игра – важнейший спутник детства. ЛЕГО позволяет детям учиться, играя, и обучаться в игре. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Воспитанники конструируют постепенно, «шаг за шагом», это позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать.

Разработала дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу по конструированию. Реализация данной  программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширять активный словарь.

Конструктивные способности воспитанников  развиваю последующим видом конструирования:

  • по образцу,
  • по модели,
  • по условиям,
  • по замыслу.

Использую разнообразные формы и методы проведения образовательной деятельности:

  • беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования;
  • работа по образцу, - воспитанники  выполняют задания в определенной  последовательности (по схеме), используя определенные умения и навыки;
  • самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий;
  • коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, все вместе.

В дальнейшем планирую использовать наборы Лего конструкторов  для умения рассказывать и придумывать свои истории, которые идеально подходят для изучения огромного количества тем. Дети придумывают сюжет, опираясь на декорации в виде 5 двухсторонних карточек, которые служат фоном к рассказываемой истории. Дети будут создавать полноценные сказки или описывать определенную сцену или  истории.

Результат мониторинга развития детей, показал высоки рост развития конструктивных способностей.

  Работа с детьми ОВЗ и детьми инвалидами  проводилась в тесном контакте    с   воспитателями групп комбинированной  направленности, учителем-логопедом, психологом в соответствии с адаптационными программами.

Также принимала участие в разработке и реализую Адаптированную дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу технической направленности для детей с ОВЗ и инвалидов дошкольного возраста  «ИнженерикУМ».

Разработала и реализую программы в рамках  организации и оказания  платных  образовательных услуг:

Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа«ШахМат»,

Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа «Юный программист».

 

2

Краткая характеристика мероприятий, проведённых в течение учебного года.

 В течение года участвовала в различных мероприятиях проводимых в ДОО:

-  «Праздник  осени»,

-  «Новый год»,

-  «8 Марта»,

-  « Выпускной»,

- « День победы».

Провели совместно со специалистами квест-игру  «Защитники природы», в рамках проведения Всероссийского «Дня Эколят»  С целью формирования у детей богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру.

 Приняла участие в открытом НОД « В гостях и лисички»  младшей группы «Вишенка»

3

Данные о результатах участия конкурсах, спортивных соревнованиях, фестивалях и т.п.

Уровень конкурса (Всероссийский, региональный, муниципальный)

Результат и наименование конкурса

ФИ воспитанников участников конкурса

ФИО педагога

1.Муниципальный

2. Всероссийский

Открытый городской дистанционном конкурсе

«СТРОИМ ГОРОД ДЕТСТВА-ЮГРЫ»

участие

«

Легоконструирование

« Плывет кораблик»

Диплом победителя ( 1 место) ( Солнечный свет)

Легоконструирование

«Мой первый робот»

Диплом победителя(2 место)

Легоконструирование

«Зоопарк»

Диплом победителя( 3 место)

Конкурс для детей и молодежи « Творческий поиск» в номинации « Конструирование и моделирование» «Город будущего» диплом победителя  (3 место)

Тугаев Дима

Кузьмина Мария

Хучбарова Марьям

Умаев Ринат

 Кучуева  Елизавета

Есманский Николай

Мамаев Мухамад

 

Дульцева О.П.

Дульцева О.П.

ДульцеваО.П.

Дульцыва О.П.

Дульцева О.П.

4

Работа по обновлению развивающей предметно-пространственной среды.

Приняла активное участие в создании развивающей предметно-пространственной среде ДОО, что является одним из важных условий в воспитании дошкольников.

Оформление стены в метод-кабинете «Нити истории»

Оформление стены «Шахматная страна»

Оформление в музыкальном зале к праздникам

Оформление выставок по плану

 Приняла участие в оформлении экспозиции в мини- музеи «Дружбы» посвященной « Дню Победы»

Проведённая работа оказала положительное влияние на эмоциональную сферу детей и взрослых, способствовала формированию у детей художественно-эстетических чувств,

.

Сотрудничество (взаимодействие) с родителям

4

Работа по взаимодействию с родителями.

Провела семейный  клуб «Шах -Мат» на тему:«Чем полезны занятия шахматами для ребенка».

На личном сайте педагога в разделе  "Детский сад - семья, нас объединяют дети!" размещала мероприятия проведённые с детьми:  где кратко описала цель и ход образовательной деятельности, представила фотографии детей на занятиях, а также  мероприятия проходившие в детском саду:

6

Анализ работы по повышению квалификации, самообразованию, диссеминация педагогического опыта.

Приняла  участие в работе Всероссийского научно- практического онлайн – семинара « Социикультурные практики для людей с расстройствами аутистического спектра»

Прошла курсы повышения квалификации по программе: « Организация процесса обучения робототехники в условиях реализации ФГОС» АОН ДПО « ОЦ Каменный город» 72 часа.

Прошла обучение по программе повышения квалификации по теме « Защита детей от информации причиняющий вред их здоровью»- ООО « Центр инновационного образования и воспитания»

Приняла участие во Всероссийском форуме «Воспитатели России»: « Дошкольное воспитание: новые ориентиры для педагогов  и родителей»

 Приняла участие в Международном конкурсе имени Льва Выготского. (сертификат участника) 

Имею свой профессиональный сайт. https://nsportal.ru/dultseva-olga-petrovna

Общие выводы

8

Общий вывод о проделанной работе. 

Проделав анализ своей педагогической деятельности в ДОО можно сделать вывод, что поставленные цели и задачи были достигнуты.  целом работа проводилась целенаправленно и эффективно. Мной была проведена большая насыщенная работа образовательной деятельности с воспитанниками.  Проведена работа по самообразованию и развитию своих профессиональных возможностей. Мониторинг, который был проведён в конце учебного года по  конструированию показал  положительную динамику в развитии  конструктивной деятельности.

Перспективы

В дальнейшем я планирую:

  • Повышать уровень педагогического мастерства путем участия в семинарах, мастер-классах.
  • Продолжать совершенствовать свой  педагогический опыт и вносить новизну в образовательную деятельность,
  • Расширять РППС,

-     Пройти аттестацию на высшую квалификационную  категорию.

Результаты мониторинга развития детей дошкольного возраста по конструированию

за 2021 – 2022 г



Предварительный просмотр:

Аналитический отчет

воспитателя Дульцевой Ольги Петровны

(ФИО)

за 2020 - 2021 учебный год

Направление деятельности

Рекомендации

Взаимодействие с детьми

1

Общая характеристика группы, в которой велась работа. 

В   подготовительной группе ,комбинированной направленности,

 «Колокольчик»  на начало учебного года было 11 человек 2013 -  2014 года рождения, 7 мальчиков и 4 девочек. из них 2 ребенка инвалида. На конец учебного года в группе 11 воспитанников 2013- 2014 года рождения : 7 мальчиков и  4 девочек, из них 2 ребенка инвалида. Возраст детей от 6 до 7 лет. Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, дружеская, позитивная. Преобладают партнерские взаимоотношения в совместной деятельности детей со сверстниками и взрослыми.

2

Анализ выполнения плана за учебный год. 

Итоги

педагогического мониторинга

уровня освоения ОП ДО

Средняя оценка

в процентах

Интегрированные качества

Образовательные области

НГ

КГ

НГ

КГ

Высокий  уровень

0%

18%

0%

9%

Средний уровень

77%

64%

77%

73%

Низкий уровень

23%

18%

23%

18%

На протяжении года дети развивались согласно всем образовательным областям, показали положительную динамику и высокие результаты в освоении программы.Воспитательно — образовательные  отношения  в группе строились  на основе создания специальной развивающей предметно- пространственной  среды,  основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы. Реализовывались задачи образовательных отношений, рекомендуемых программой  « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, в соответствии с требованиями ФГОС ДОО.  

Реализуя групповой проект«Основы науки элементарное техническое моделирование» приобщала детей к миру науки и техники, повышалаих интерес к деятельности ученых и инженеров, расширяла кругозор детей через экспериментирование и конструирование, создавала предпосылки для вовлечение дошкольников в техническое творчество, развивала их мыслительныеспособности.

Работа с детьми ОВЗ и детьми инвалидами  проводилась в тесном контакте с учителем-логопедом, психологом в соответствии с адаптационными программами.

Старалась использовать современные педагогические технологии, которые открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников такие как ТРИЗ (решение изобретательных задач, решение проблемных ситуаций, разгадывание ребусов), ТСО, к личностно ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми основанные на принципе индивидуального подхода, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого и детей с ОВЗ, что, позволяет содействовать развитию личности.

 При проведении организованной образовательной деятельности использовали как традиционные, так и нетрадиционные методы работы: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, элементы психогимнастики и дыхательной гимнастики, мнемотехника способствующие межполушарному взаимодействию.

3

Краткая характеристика мероприятий, проведённых в течение учебного года.

В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития.

С детьми систематически проводилась организованная образовательная деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой и утвержденным расписанием организованной образовательной деятельности. Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.

Образовательный процесс, строился по тематическим неделям, благодаря которым жизнь детей в детском саду становилась более интересной, разнообразной, занимательной.

В начале учебного года показали открытую НОД по познавательному развитию квест- игра «Письмо другу» для педагогов ДОО.

Участвовала в разработке и поведении мероприятия, по общесадовому проекту «Мир профессий», «Биржа труда»

В учебном году с детьми проводились различные праздники, викторины, досуги, развлечения:

«День мамы»- ноябрь 2020г,

«Новый год»-декабрь 2020г,

«Песня для мамы»-март2021г,

«Бравые солдаты» - февраль 2021г,

«День космонавтики»-апрель 2021г,

«Выпускной бал»-май 2021г.

4

Данные о результатах участия детей в конкурсах, спортивных соревнованиях, фестивалях и т.п.

Уровень конкурса (Всероссийский, региональный, муниципальный)

Результат и наименование конкурса

ФИ воспитанников участников конкурса

ФИО

 педагога

1.Эко- марафон «Моя Югра»- костюм из бросового  материала. - Октябрь 2020г.

2.   4 открытый городской конкурс чтецов «Сначало  было слово….»

3.Фестиваль –конкурс чтецов произведений о ВОВ, посвященного Дню полного снятия блокады  «Ленинграда», «Живая память»- Январь 2021г.

4. Творческий фестиваль «Самый лучший папа»-Февраль2021г.

5. Vгородской конкурс совместных проектов среди воспитанников и педагогов ДОО «Мои первые открытия» наминация «Удивительное вокруг нас»- Февраль 2021г.

6. Окружной конкурс на лучший костюм вороны – Апрель 2021г.

7. Городской конкурс «Мой героический дедушка» номинация «Счастливое детство без войны»

За участие

Диплом лауреата I степени.–

Диплом _II место.

Диплом за участие

Диплом за участие

Диплом за участие

За участие

Специальный диплом

Сленькова Ульяна

Акбарова Нилай

Сленькова Ульяна

Акбарова Нилай

Акбарова Нилай

Абдулов Арсен

Сленькова Ульяна

Акбарова  Нилай

Лукьянченко Лера

Сленькова Ульяна

Аджиева Алина

Попов Саша

Нуриев Аян

Лукьянченко Лера

Сленькова Ульяна

Акбарова Нилай

Дульцева О.П.

Сокоренко О.А.

Дульцева О.П.

Сокоренко О.А

Дульцева О.П.

Сокоренко О.А

Дульцева О.П.

Сокоренко О.А.

Дульцева О.П.

Сокоренко О.А

Перевертнева Н.И.

Дульцева О.П

Сокоренко О.А.

Сокоренко О.А.

Дульцева О.П

5

Работа по обновлению развивающей предметно-пространственной среды в группах.

      К началу учебного года подготовлена развивающая среда, которая играет особую роль для укрепления здоровья ребенка, его всестороннего физического и психического развития, что позволило детям в том числе детям инвалидам и детям с ОВЗ, в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности. Расстановка мебели меняется от образовательной ситуации.  Центры активности меняются и пополняться по интересам, по темам недели. ( Создано  интерактивное магнитное полотно, по темам недели. Для родителей  стенд по взаимодействию с педагогами и специалистами.

      Все игры, игрушки находятся в доступном удобном месте, дети могут самостоятельно выбирать вид деятельности. Сюжетно-ролевые игры разложены в отдельных контейнерах, что позволяет ребенку организовать свою игру в любом удобном для него месте групповой комнаты. Имеется уголок с\р игр «Парикмахерская», «Магазин», «Поликлиника», уголок для девочек для игры «Дочки – матери», уголок для мальчиков для игры «Автопарк», «Мастерская для машин» с инструментами. 

     Изготовлены дидактические игры, пособия: «Кто, что ест?», «Чей хвост?», «Круг Луллия». Лепбук: «День матери», «23 февраля», «Весна».

    Таким образом, в группе была создана благоприятная обстановка для детей в целях проявления двигательной, игровой и интеллектуальной активности и удовлетворения интереса к разнообразным видам деятельности, что позволило сформировать у детей желание перейти от игровой к ученической деятельности.

Сотрудничество (взаимодействие) с родителями

6

Работа по взаимодей-ствиюс  родителями.

В течение года в группе  проводилась работа по взаимодействию с родителями Проводилось регулярное информирование родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания (дистанционно), оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток.
Консультации: «Особенности развития детей седьмого года жизни», «Дети имеют право», «Компьютер в жизни дошкольника. Информационная безопасность», «Зимние забавы. Активный отдых в семье» «Как организовать досуг ребенка»,

«Как привить ребенку самостоятельность», «Вежливость воспитывается

вежливостью»,«Индивидуальный подход к ребенку», «Посмотри направо – посмотри налево»,  «Внимание – дорога!» и т.д..

Создали видео поздравление ко дню Матери «Мамочка любимая моя» с участием специалистов, в условиях группы комбинированной направленности.

Вся работа была направлена на развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка);  активное  родительское участие участия в жизни детского сада, воспитании ребенка; создание  благоприятной атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада.

В свою очередь многие родители охотно шли на контакт и старались участвовать в акциях и совместных мероприятиях группы и ДОО.

Самообразование педагога, участие в методической работе ДОО, города, региона

7

Анализ работы по повышению квалификации, самообразованию, диссеминация педагогического опыта.

В течении года работала над  теме по  самообразования « Кинезеологические упражнения для детей».

Имею свой профессиональный сайт. https://nsportal.ru/dultseva-olga-petrovna

Прошла следующие курсы повышение квалификации:

«Основы здорового питания для дошкольников»

«Шахматы»

Общие выводы

8

Общий вывод о проделанной работе. 

Проанализировав результаты деятельности группы комбинированной направленности за 2020 -2021 учебный, можно сделать вывод о том, что в целом работа проводилась целенаправленно и эффективно. Удалось достигнуть  положительных результатов во всестороннем развитии воспитанников, формирования духовных и общечеловеческих ценностей, а также  способностей и интегративных качеств.

Перспективы

Продолжить совершенствование   РППС в соответствии с ФГОС.

Повышать уровень педагогического мастерства путем участия в семинарах, мастер-классах.

Поиск новых интересных форм работы по взаимодействию с родителями.

Изготовить лепбуки по математике и развитию речи.

В целом, мы считаем свою работу плодотворной и соответствующей всем требованиям.

9

Определить цели и задач на следующий учебный год, дальнейших направ-лений работы по реализации намечен-ных стратегий

Осуществлять целенаправленную  работу с детьми по всем образовательным областям.

Осоздавать условия  для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей.