Новые образовательные технологии

Тимошкина Татьяна Александровна

Применение игровых  технологий (в том числе с использованием ЭОР и ИКТ) в обучении английскому языку

·         Тимошкина Татьяна Александровна, учитель английского языка

Прежде, чем выбрать игровые технологии обучения, мне пришлось поставить перед собой извечные вопросы преподавателя, который хочет организовать процесс так, чтобы увидеть желаемый  результат.:

1.      Каким образом обеспечить мотивацию, сохранить интерес учащихся к предмету с первого до последнего урока?

2.      Что поможет мне создать атмосферу поиска и творчества на уроке?

3.      Как сделать так, чтобы учиться было интересно?

4.      Чему и как следует обучать на уроках иностранного языка?

 

Одним из способов пробуждения активности учащихся на уроке является применение игровых технологий обучения.  Тем более в современной школе, с возможностями технического оснащения на уроке, использование игры можно превратить в «сказку на уроке», результативность и эффективность которого превзойдёт все наши ожидания.

По мнению А.В. Конышевой,  учебный процесс при этом становится более содержательным и более качественным, так как:

·         игра втягивает в активную познавательную деятель­ность каждого учащегося в отдельности и всех вме­сте и, тем самым, является эффективным средст­вом управления учебным процессом;

·         обучение в игре осуществляется посредством соб­ственной деятельности учащихся, носящей харак­тер особого вида практики, в процессе которой ус­ваивается до 90 % информации;

·         игра - свободная деятельность, дающая возмож­ность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников;

·         игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осозна­нию пути достижения цели;

·         в игре команды или отдельные ученики изначаль­но равны (нет плохих и хороших учеников: есть толь­ко играющие); результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, вы­держки, умений, характера;

·         обезличенный процесс обучения в игре приобрета­ет личностное значение;

·         состязательность — неотъемлемая часть игры — при­тягательна для учащихся; удовольствие, получен­ное от игры, создает комфортное состояние на уро­ках иностранного языка и усиливает желание изу­чать предмет;

·         в игре всегда есть некое таинство, неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа  ;

 

Оценив на практике все  достоинства игры, я решила подробно рассмотреть применение игровых технологий (в том числе с использованием ЭОР и ИКТ) в  обучении, как современные, интересные и эффективные в организации учебной деятельности учащихся.

Вышеназванные технологии можно использовать на любой ступени обучения с определённой адаптацией для каждого возраста.

Известно, что для дошкольного возраста ранней формой ведущей деятельности является игра. В младшем школьном возрасте – 7-11 лет (2-5 классы) – ведущей деятельностью становится процесс учения. У подростков – в 11-15 лет (6-8 классы) – ведущая деятельность связана с общением в процессе учебно-трудовой деятельности. Содержанием ведущей деятельности старшеклассников в 15-18 лет (9-11 классы) – становятся учебно-профессиональная деятельность, формирование мировоззрения.

Игра – как одна из форм отражения ведущей деятельности может соответствовать достигнутому возрасту, либо возвращаться к более ранним формам поведения, либо опережать соответствующую возрастную стадию. В зависимости от критериев можно предложить следующую классификацию игр.

Возрастные особенности позволяют использовать различные варианты игр. К примеру ролевых:

Младший школьный возраст

Средний школьный возраст

Старший школьный возраст

Сюжетная ролевая игра сказочного содержания.

  
 

Сюжетно-ролевая игра бытового содержания.

 
 

Имитационная ролевая игра познавательного содержания.

  

Имитационная деловая игра.

Ролевая игра обиходного содержания (речевой этикет и культура поведения.)

 
 

По характеру игровой методики игры можно разделить на:

 

·         Предметные;

·         Сюжетные;

·         Ролевые;

·         Деловые;

·         Имитационные;

·         Игры-драматизации.

По характеру педагогического процесса:

·         Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

·         Познавательные, воспитательные, развивающие;

·         Творческие;

·         Профориентационные и т.д.

Использование различных игровых приёмов и ситуаций на уроках способствует формированию дружного коллектива в классе, так как каждый ученик в игре имеет возможность взглянуть на себя и своих товарищей со стороны. Использование игр и приёмов драматизации воспитывают ответственность и взаимопомощь учащихся, так как в игре они должны бать “одной командой”, постоянно помогая и поддерживая друг друга. Незнание определённой лексики или грамматики одним участником игры будет мешать успешному ходу данной игры (особенно соревновательного характера), и от этого будут страдать все её участники.

Немаловажное значение игровой метод имеет при проведении контроля знаний учащихся, особенно в младших классах. Игра заставляет их забыть о том, что они могут получить плохую оценку. Дети выполняют не контрольную работу, а играют, в то время как учитель для себя оценивает знания ребят, делает выводы о том, что они усвоили, над чем ещё придётся поработать.

Хочу предложить вашему вниманию ещё одну классификацию познавательных игр , выделенную С.В. Кульневич и Т.П. Лакоцениным:

·         Игры-упражнения. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных ин­тересов, осмысления и закрепления учебного материала, при­менения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, го­ловоломки, объяснение пословиц и поговорок, загадки.

·         Игры-путешествия. Их можно проводить как непосред­ственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закреп­ления учебного материала. Активизация учащихся в играх-пу­тешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.

·         Сюжетная (ролевая) игра отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли.

·         Игра-соревнование может включать в себя все вышеназ­ванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на груп­пы, команды, между которыми идет соревнование. Суще­ственной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества  .

Завершая обозрение роли игры в учебном процессе, следует остановиться на сравнении данных технологий с другими. По мнению И.П. Подласого, познавательная игра является одним из тех методов, которые лучше других способствуют развитию различных психологических процессов и качеств (мышление, познавательный интерес, активность, память, воля и т.д.). Огромна роль игры и в формировании личности человека, так как она побуждает учащихся к продуктивному мышлению, применению полученных знаний и умений, проявлению инициативы, соревнованию, коллективному сотрудничеству.

В то же время отмечается и ряд недостатков, свойственных познавательной игре. Данный метод не вполне способствует развитию умений добывать, систематизировать и применять знания, а также не пригоден для развития навыков самообразования. Но для этого существуют другие современные и актуальные методы и технологии, позволяющие компенсировать эти недостатки и гармонизировать процесс обучения.

Как же можно применить полученные знания об особенностях игровых технологий  обучения? В процессе работы с учащимися учитель может сам разрабатывать познавательные игры и проверять их эффективность на практике. Грамотный учитель при подборе игр  использует следующие принципы:

  • увлекательность
  • командная или групповая работа
  • дифференцированный подход
  • использование современных информационных технологий

 

 Игры должны использоваться последовательно, от простого к сложному, касаться одной темы. Задания для учащихся должны соответствовать уровню их речевых и психологических возможностей. Дети должны иметь право выбора. Качество и количество выбранных игр должны не только реализовывать цели и задачи урока, но и  соответствовать  современным нормам ФГОС

В качестве демонстрационного материала хочу представить следующие разработки познавательных игр для разных возрастных групп.

I. КВН «В гостях у Винни-Пуха» (3 класс)

Цель: Обобщающее повторение материала по темам «Этикет за столом», «Количественные местоимения», «Части лица и тела», «Числительные от 1 до 20» (Учебник «Enjoy English-3», авторы М.З. Биболетова, Н.В. Добрынина, Н.Н. Трубанева)

Ход игры:

Класс разбивается на 2 команды, выбираются названия и символы.

1) Игра «Спаси Винни-Пуха от пчёл!». На доске – рисунок с изображением Винни-Пуха, летящего на шарике. Рядом изображены пчёлы, каждая из которых пронумерована в произвольном порядке. Чтобы «спасти» Винни-Пуха от пчёл, участникам команд нужно «выстрелить» в них – то есть назвать правильный номер каждой пчелы. Кто называет больше правильных номеров, тот «спасает» Винни-Пуха и получает наибольшее количество баллов.

2) Разыгрываем диалоги в гостях у Кролика. Винни-Пух пришёл в гости к Кролику, однако он совершенно не знает правил вежливости. Участники каждой команды выходят к доске и разыгрывают диалог, предлагая друг другу еду и благодаря за это. Баллы получает та команда, которая разыграла диалог без ошибок и использовала правильные фразы.

3) Эстафета в домике Кролика. Винни-Пух съел у Кролика много продуктов. Картинки с их изображением находятся в «волшебной» коробке, стоящей у доски. Участники команд по очереди выходят к коробке, случайно выбирают карточку с изображением продукта и составляют словосочетания с количественными местоимениями «many/much»

4) Игра «Идём в гости к Сове». Мудрая Сова всегда ждёт ребят в гости. Однако, чтобы попасть к ней в домик, нужно решить кроссворд (темы «Части лица и тела», «Продукты») и разгадать кодовое слово – вывеску на её домике. Какая команда быстрее разгадает, та и попадает в гости к Сове.

5) Конкурс рисунков «В гостях у Иа». У Ослика Иа день рождения. Участникам команд предлагается нарисовать ему в подарок рисунок любимого животного. Учитель называет по-английски части лица и тела, а дети рисуют их на бумаге цветными карандашами. Затем можно сделать выставку самых лучших портретов и выставить оценки.

II. КВН «Путешествие по Лондону» (6 класс)

Цель: Обобщающее повторение лексического и грамматического материала по теме «Лики Лондона» (Учебник «Enjoy English-6», авторы М.З. Биболетова, Н.В. Добрынина, Н.Н. Трубанева)

Ход игры:

Класс разбивается на 2 команды, представляющие «туристов», которые приехали в Лондон. Чтобы посетить различные достопримечательности города они выполняют определённые задания:

1) Станция «Лондонский Тауэр». Чтобы туда попасть, двум представителям каждой команды необходимо разыграть диалог по образцу:

Have you ever been to Paris (London, Moscow etc.)?

- Yes, I have/No, I haven’t

Если диалог разыгран правильно, команды получают по баллу.

2) Станция «Гайд-парк». Учитель, играющий роль экскурсовода, предлагает участникам команд решить кроссворд по теме «Лондон». Участники команд самостоятельно решают кроссворд, а затем, отвечая по очереди, набирают баллы за правильные ответы.

3) Станция «Букингемский дворец». «Туристы» выбирают у доски карточки с написанными по-русски словами и называют их по-английски по очереди в командах.

4) Станция «Магазин портретов известных людей». Учащиеся принимают участие в двух конкурсах:
а) Викторина. Учитель показывает портреты известных людей, а ученики должны вспомнить их имена и профессии.
b) Эстафета. Участники команд по очереди выходят к доске и подписывают правильные суффиксы у названий профессий.

5) Станция «Английская школа». Каждая команда выполняет собственное задание на повторение артиклей, а затем дает ответы и получает баллы.

6) Станция «Музей кино» Учащиеся просматривают видеофрагменты о Лондоне и догадываются в командах, о какой части города идёт речь

III. Урок-соревнование: «Что мы знаем о Британии?» (7 класс)

Цель: Узнать новую информацию о географическом положении Великобритании и закрепить полученные знания в процессе групповой, игровой и индивидуальной деятельности (учебное пособие «О Британии вкратце» М., «Лист», 1998)

Ход урока:

1) Класс делится на три команды. Каждая команда выбирает название, капитана, символ

2) Чтение и перевод текста о географическом положении Великобритании с использованием карты и компьютерной презентации с иллюстрациями

3) Задания на поиск нужной информации в тексте:

3.1. Групповая работа. В каждой из команд учащиеся, обладающие различными способностями, получают различные задания. Слабые составляют словосочетания, средние выявляют истинные или ложные высказывания, сильные отвечают на вопросы. Далее те участники групп, которые выполняют одинаковые задания, идут в другие группы, сверяют и уточняют результаты, а затем возвращаются в свои команды. Затем учитель проверяет правильность выполнения командами заданий и выставляет баллы за правильные ответы.

3.2. «Брейн-ринг». С помощью компьютерной презентации учитель показывает вопросы с вариантами правильного ответа, который учащиеся должны найти в тексте или по памяти. Баллы получает та команда, которая быстрее найдёт правильный ответ.

3.3. Индивидуальная работа. Участники команд получают карточки для самостоятельной работы («Продолжите предложения…»), которые в конце урока собираются для проверки.

Использование данных игровых уроков показало, что учащимся очень интересна данная форма работы. Они быстро включаются в работу на уроке, испытывают эмоциональный подъём, стараются для достижения общего результата, пытаются задействовать имеющиеся знания или находить нужную информацию в различных источниках (учебник, раздаточные материалы и т.д.), стремятся поддерживать товарищей и помогать друг другу. Таким образом, можно сделать вывод, что применение игрового метода обучения на уроках английского языка полностью оправданно с точки зрения образовательных и воспитательных задач обучения.

Список литературы:

1.      Конышева А.В. Игра в обучении иностранному языку: теория и практика. – Минск, 2008.

2.      Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. – Ростов-на-Дону, 2001.

3.      Подласый И.П. Педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Кн.1: Общие основы обучения.

4.      Дюзина Е.В. Театрализованные уроки и внеклассные мероприятия на английском языке. – М.: Вако,2001.

5.      Ефанова З. А. Нестандартные уроки английского языка. – Волгоград.: Корифей,2006.

6.      Нестеров А. В. Традиции празднования Дня Святого Валентина в англоязычных странах. – СПб.: Книжный дом,2001.

7.      Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – СПб.:Каро, Мн.: Издательство “Четыре четверти”, 2006.