Классному руководителю

Чистова Татьяна Викторовна

Страница содержит материалы для работы классного руководителя, конспекты меропритий, классных часов, викторин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 5 классе

«Знакомые незнакомцы:

хорошо ли мы знаем друг друга»

(участвуют четыре команды: учителя, родители и две команды детей)

Цели:  создать единое образовательное пространство в классе; формировать стремление к установлению продуктивного гармоничного общения; заинтересовать участников занятия друг другом; воспитывать стремление к познанию окружающих, самопознанию, саморазвитию.

Оформление занятия: выставки работ учащихся; видеофильмы о детях класса; рисунки детей «Мой портрет» для игры «Узнай меня»; две газеты с фотографиями детских лет родителей («Как молоды мы были…») и фрагменты детских фотографий  детей; наборы фотографий учителей, родителей и детей в детском возрасте; у каждого – маленькое сердце, вырезанное из бумаги, у учителя – большое сердце, приклеенное на конверт; музыкальные фрагменты джазовых мелодий И. Крутого.

Предварительная работа: дети и родители готовят газеты с фотографиями, родители подготавливают рассказ о своем детстве (желательно с атрибутами своего детства: журналы, значки, грамоты, дневники и т. д.); дети рисуют сои портреты для игры с родителями «Узнай меня!», пишут сочинения на тему «За что я люблю своих родителей»; дети и родители готовят инсценировки педагогических ситуаций.

Ход занятия

(Занятие начинается с прослушивания небольшого фрагмента

мелодии И Крутого, настраивающего на разговор)

I. Вступительное слово учителя.

        Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери написал, что «самое великая роскошь – это роскошь человеческого общения». Действительно, каждый человек, с самого рождения, вовлечен во взаимоотношения с другими людьми. Прекратить общение – то же самое, что перестать дышать. Однако многие из нас знают, как они дышат, как нужно дышать, но немногие знают, как строятся и развиваются людские взаимоотношения, почему мы относимся к себе и другим так, а не иначе. Многие теряются в «лабиринтах взаимоотношений», хотя каждый стремиться к тому, чтобы соблюдать правила общения, которых, пожалуй, побольше, чем правил в школьной грамматике.

Наша задача – научиться строить отношения «здесь и сейчас», сделать их лучше, плодотворнее и радостнее.

Скажите, какие ассоциации у вас возникают, когда мы произносим слово «Детство»? (да, наверное, это какой-то необычный фильм, в котором все красиво, правильно, почти идеально.)

Посмотрите на две газеты, которые воссоздают «прекрасное далеко» родителей и недалекое прошлое детей. Какая из них вам больше нравится и почему?

Детская газета яркая, так как на ней размещены цветные фотографии, а на родительской – снимки черно-белые, иногда даже не очень четкие, приходится вглядываться пристальнее в лица, чтобы узнать своих близких. Но было ли детство ваших родителей столь черно-белым? Хотите узнать? (вопросы детям).

II. Рассказ родителей о своем детстве.

Можете ли вы дополнить рассказ ваших родителей? Может быть, они умолчали о чем-то интересном, что-то утаили от нас? (дополнения детей).

Слово учителя:

Взрослый для ребенка – главный эталон. Однако маленький охотнее подражает большому тогда, когда любит его, восхищается им, ценит его. Именно в этом состоянии ребенок и взрослый достигнут полного взаимопонимания. Этого трудно добиться дома, в семье, еще сложнее в школе, когда ваши дети вступают в общение с совсем, казалось бы, посторонними ихм людьми.

Просмотр фрагмента видеофильма «В первый класс первый раз». Ребята узнают первую учительницу. Читают ей два письма, в которых рассказывают о своей жизни в пятом классе (одно письмо написано в стиле Э. Успенского – от  кота Матроскина, другое – челобитная, с использование устаревших слов).Учитель говорит ответное слово. Новые классный руководитель сообщает данные, которые получили при изучении пятиклассников школьные психологи.

Слово учителя:

        У нас сегодня необычный день – все тайное становится явным. Послушайте небольшие курьезные истории, которые произошли с вашими учителями. Попытайтесь догадаться, с кем это могло произойти (рассказываются истории).

        Конечно детство прежде всего ассоциируется у нас с шалостями, безобидными, совсем невредными, незлыми. Проходит время, и, может быть (даже к сожалению!) мы перестаем шалить и становимся серьезными деловыми людьми…

III. Коммуникативный тренинг.

Слово учителя:

Мы все пришли на эту землю, чтобы жить, развиваться и быть счастливыми. И каждый это может, иначе не родился бы. И у каждого есть все, чтобы стать успешными, счастливыми, состоятельными. Каждый из нас талантлив. Особенно это касается наших детей, которые еще не испорчены бытом, заботами, политикой…

Давайте откроем эти таланты, поиграв в игру «Комплементина» (каждый по кругу говорит комплемент рядом сидящему человеку).

Сегодня вы приготовили рассказы о своих друзьях, конечно, мы не сможем услышать обо всех, но в следующий раз мы продолжим наше знакомство (ребята рассказывают друг о друге, демонстрируют фрагменты видеофильмов, комментируют выставки работ).

Звучит музыка.

Выполнение психологических упражнений и игр под руководством выпускницы педагогического лицея, студентки УГУ факультета «Социальная работа» Варниной Анны.

Слепой и повадырь

Падения в карусельках

Звучит музыка.

Слово учителя:

Наша жизнь наполнена драматическими ситуациями. Даже самые талантливые из нас часто переживают беспомощность в решении сложных жизненных вопросов. Мы знаем об ошибках и снова повторяем их вновь и вновь.

Посмотрите ситуации и найдите пути выхода из конфликтов.

Двойка

Сын в школе получил плохую оценку. Мать очень расстроилась и была готова наказать сына. Но отец стал заступаться за ребенка, говоря, что с каждым это может случиться, главное ~ чтоб он сделал правильные выводы на будущее.

Мать с этим не согласилась, сказав, что воспитание ребенка - не его забота. Слово за слово — получилась перебранка, перешедшая в ссору.

Конфликтная ситуация — различные подходы к воспитанию детей. Инцидент — полученная двойка.

Ситуация эта вовсе не безобидная. В результате ее из воспитания получается «ни то ни се». Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно ловко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т. п.).

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них. Силовые методы, навязывание одной стороной способов воспитания могут привести к острейшему конфликту между супругами. Достаточно сказать, что среди причин разводов именно разные подходы к воспитанию детей занимают значительное место.

Первая задача родителей — найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он постоянно должен помнить о позиции второго, не забывать, что ущемление этой позиции расшатывает семью и в итоге может привести к ее развалу.

Вторая задача — сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий   в   позициях   родителей.   То   есть   обсуждать -эти вопросы лучше без него.

Соперники

В семье двое детей. Каждый из них считает, что мать любит больше другого. Постоянно высказывают это вслух и ругаются между собой.

Приведенный конфликт относится к личностно-эмоциональной сфере и является деструктивным.

В интересах матери, в интересах воспитания придать ему конструктивный, созидательный характер. Об отношении к себе (любит — не любит) дети делают вывод по оценкам, даваемым им (хвалят — ругают). Мать должна приучить детей к мысли, что похвал получит больше тот, кто проявил любовь к матери реальными делами: помог по дому, убрал за собой, порадовал школьными успехами, хорошо справился со своими обязанностями и т.д.

Хваля за конкретные дела, мать также исподволь будет прививать им мысль, что любовь — это тоже труд. Если не затрачивать усилий — любовь умрет. Поняв это, дети будут лучше подготовлены и к будущей семейной жизни.

Компания

Сын стал часто пропадать у друзей, объясняя, что они слушают новые записи, обсуждают их, а также и другие вопросы, которые их интересуют.

Мать, наслышанная о многочисленных примерах отрицательного влияния компаний, запрещает ему ходить туда. Сын же туда рвется. На этой почве — постоянные ссоры.

Конфликтная ситуация — опасения матери за сына. Но сын не видит в компании ничего опасного, ему интересно со сверстниками, друзьями. Мать же не знает, чем они там занимаются. Инцидентом служит каждая отлучка сына.

Снять опасения матери можно, пригласив компанию в свою квартиру, когда кто-то из взрослых дома. Ей будет спокойно, да и эту компанию она может оценить, исходит ли от нее какая-либо опасность для сына.

Неприятный визит

Вечером раздается звонок в дверь и разгоряченная соседка «предъявляет» Вашего сына, обвиняя его в том, что он избил ее сына. Требует наказать его. Сын же утверждает, что тот обзывался. Как поступить?

Ссора возникла между детьми, значит, должна и разрешаться с участием их обоих. Сведя их, нужно выслушать каждого и попытаться понять, в чем была конфликтная ситуация и что послужило инцидентом, приведшим к драке.

Главное требование — объективность обеих родительниц, чтобы найти, в чем виновато и их чадо, а не только «противник». Если обвинять только другую сторону, то это создаст новую конфликтную ситуацию — дети будут рассматривать безусловную поддержку как индульгенцию на будущие проступки.

Домашнее  задание

Внучка болеет. Завтра в школу идти не надо. Время - 3 часа дня. Бабушка заставляет внучку звонить подругам — узнать домашнее задание, чтобы заниматься, не отстать.

Внучка отвечает, что позвонит в 5 часов, так как раньше никто из подруг не придет. Бабушка настаивает. Доходит до слез.

Бабушка звонит по телефону матери девочки, чтобы та заставила дочку звонить подругам, не откладывая. Что делать матери?

Конфликтная ситуация — лишение девочки права самой принимать решение. Бабушка считает, что ее решение правильнее, и внучке остается только слушаться. Но именно лишение самостоятельности всеми людьми (включая детей и особенно подростков) воспринимается весьма болезненно. Инцидент — разногласия по поводу, когда звонить.

«Благими намерениями вымощена дорога в ад» — эти слова иллюстрируют и данный случай: настойчиво подталкивая внучку приняться побыстрее за уроки, бабушка отталкивает ее от занятий.

Слово учителя: 

Мы сегодня прошли с вами большой путь и попытались разобраться в том, что мешает прийти к согласию, а что может помочь. Мы дали друг другу уроки доверия. А это очень важно. В книге Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» рассказывается о маленьком мальчике, прилетевшем с другой планеты, о законах человеческого общения, о дружбе и любви. Сегодня вы тоже можете написать законы, на которых должны строиться человеческие взаимоотношения. Попробуйте записать их на бумаге. Это может быть лично ваш закон или закон, принятый группой, один или два, на ваше усмотрение.

Звучит музыка, участники пишут законы, затем читают их

IV. Подведение итогов.

Слово учителя:

Люди свободно живут и общаются, когда отношения между ними хорошие. Тогда им не надо тратить время, вырабатывая стратегию защиты или стараться обыграть своего партнера. Пока не будут установлены хорошие отношения, вы будете вновь и вновь убеждаться, что любая, даже самая замечательная техника общения плохо работает. Именно так мы можем жить и общаться, если захотим.

Быть в гармонии с самим собой и другими – значит ощущать не только внутреннюю целостность, но и переживать духовное единение друг с другом, когда один понимает другого, проявляет заинтересованность, внимание, когда он чувствует взаимную заботу, поддержку.

Быть в гармонии в собой и другими… Это задача, которую мы в состоянии решить, если захотим, приложим усилия и будем настойчивыми в достижении целей.

Сегодня на протяжении всего занятия нас сопровождала музыка композитора И. Крутого. Кто может назвать, к какому музыкальному направлению она относится? (Джаз). А как вы думаете, почему мы использовали именно джаз? По мнению музыкантов, джаз – это разговор близких душ. Самое главное, как считают играющие джаз, - найти тему разговора и почувствовать рядом родного человека, которому твоя тема также близка и понятна. Кажется, мы нашли с вами сегодня очень важную тему…

У каждого из вас есть маленькое сердечко, напишите на нем, кто сегодня оказался вам ближе, кому вы сегодня благодарны, о ком вы узнали что-то новое. И давайте соберем эти ваши сердечки в моем большом до следующего занятия.

Звучит музыка.