Для педагогов

Шовгеня Юлия Владимировна

            1.     В соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом дети с особыми образовательными потребностями могут посещать любое дошкольное образовательное учреждение. Тенденция современного образования идет к инклюзии, то есть не просто к включению детей с ОВЗ в общество, но и адаптации среды к таким детям. Цель инклюзии в дошкольном образовательном учреждении - как можно раньше обеспечить адаптацию ребенка в обществе, социализировать его. Но при этом другая сторона медали такова, что не все родители и педагоги готовы к тому, что особый ребенок будет обучаться и воспитываться в группе с нормально развивающимися детьми.

 

2. Комплексное сопровождение детей с умственной отсталостью в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации психолога по сопровождению детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении.

В соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом дети с особыми образовательными потребностями могут посещать любое дошкольное образовательное учреждение. Тенденция современного образования идет к инклюзии, то есть не просто к включению детей с ОВЗ в общество, но и адаптации среды к таким детям. Цель инклюзии в дошкольном образовательном учреждении - как можно раньше обеспечить адаптацию ребенка в обществе, социализировать его. Но при этом другая сторона медали такова, что не все родители и педагоги готовы к тому, что особый ребенок будет обучаться и воспитываться в группе с нормально развивающимися детьми.

Тем не менее статистика неутешительная, с каждым годом детей с особыми образовательными потребностями становится все больше.

К детям с ОВЗ относятся дети:

с нарушением зрения;

с нарушением слуха;

с нарушениями речи;

с интеллектуальными нарушениями (от ЗПР до тяжелой умственной отсталости);

с ДЦП и двигательными нарушениями;

с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

со сложными дефектами развития.

Также не стоит забывать и о детях с нарушениями поведения и неустановленными диагнозами, которым также необходим особый подход со стороны педагогов и специалистов.

Рекомендации педагога-психолога для педагогов,

работающих с детьми с ОВЗ

Часто педагоги испытывают страх и неуверенность в своих силах, когда в общеобразовательную группу впервые приходит "особый" ребенок. Это вполне оправданно, ведь такому ребенку требуется больше внимания и создание специальных условий для обучения и развития. А как же остальные дети? И тут в голову педагогу приходит мысль о том, чтобы отправить ребенка в другую группу или в специализированный детский сад, ведь "там ему будет лучше". Они всячески убеждают в этом родителей, администрацию, обращаются к специалистам, с требованием выдать направления на комиссию и т.д.

В первую очередь педагог должен знать, что родители сами вправе решать где будет обучаться и воспитываться их ребенок. И если они выбирают общеобразовательную группу, значит для них важно не только специальное обучение и развитие ребенка (которое, кстати говоря, можно получить и дополнительно в развивающих центрах), но и общение с другими детьми и родителями. Они хотят быть наравне со всеми, хотят чтобы их "особого" малыша принимали и понимали также, как и других детей, чтобы он жил и развивался в обществе. И главная роль в этом, конечно же принадлежит педагогу.

Педагог должен внутренне принять такого ребенка, ведь от этого зависит то, как малыша будут воспринимать другие ребята, как отнесутся к появлению ребенка с ОВЗ в группе родители нормально развивающихся детей.

В работе с ребенком с ОВЗ педагогу следует учитывать следующие особенности:

Как правило родители "особых" детей готовы к сотрудничеству и взаимодействию с педагогом. Очень важно уже в самом начале обсуждать возникающие проблемы и искать совместные пути их решения. Следует узнать у родителей особенности характера, интересы и предпочтения ребенка. Опираясь на данные, полученные от родителей, педагог может более эффективно строить свою работу с ребенком в условиях детского сада. Важно вести с родителями конструктивный диалог, не оценивать высказывания, а стараться узнать как можно больше важного и полезного о ребенке.

Другой важный момент во взаимодействии с ребенком с ОВЗ - это опора на его сильные стороны. Не стоит видеть в малыше лишь отрицательные черты - это приведет к негативным эмоциям, которые не способствуют развитию малыша и никак не изменят ситуацию к лучшему. Правильней будет сосредоточиться на успехах и достижениях ребенка, пусть небольших, но очень важных для него. Для ребенка с ОВЗ очень важно постоянное поощрение за малейшие успехи - это развивает в нем веру в собственные силы и возможности.

Следует помнить о том, что детям с ОВЗ необходимы другие методы и способы подачи информации. Зачастую им требуется больше времени для принятия инструкции взрослого и выполнения заданий, чем другим детям.

Педагог ни в коем случае не должен сравнивать "особого" ребенка с другими детьми, ведь его развитие идет другим, собственным путем.

Таким образом, ребенок с ОВЗ в общеобразовательном учреждении сталкивается с множеством трудностей, ему обязательно требуется помощь, поддержка и понимание терпеливого взрослого. И если этим взрослым будет педагог, то можно с уверенностью сказать, что малыш и его родители не останутся один на один со своей проблемой, а сделают еще один важный шаг на пути к гармоничному развитию ребенка.



Предварительный просмотр:

Составила: педагог-психолог Шовгеня Ю.В.

Комплексное сопровождение детей с умственной отсталостью в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида

               Наше дошкольное образовательное учреждение является детским садом компенсирующего вида. В нем функционируют три группы для детей с умственной отсталостью и две группы для детей с ЗПР. Группы разновозрастные, смешанные (от 3 до 8 лет). Дети поступают к нам по решению городской ПМПК и, конечно, с согласия родителей.

              Обучение детей с умственной отсталостью осуществляем по специальной программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание».

  Обучение детей с ЗПР проводится по программам

-«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития.»

Шевченко С.Г.

 -«Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе» О.И.Журбина

-«Парциальная образовательная программа для работы с детьми 3-4 лет с ЗПР.» Засыпкина А.Н.

            Главной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств.

                Мы решаем комплексные, социально значимые задачи, нацеленные на создание максимально комфортных условий для интеграции умственно отсталого ребенка в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум и обеспечение в этом процессе ребенка и его семьи психолого-педагогической поддержкой.

              Решаются следующие блоки задач: диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие, оздоровительные и образовательные.

          В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в динамике коррекционно-воспитательного процесса и одновременно в целях разработки индивидуальной программы развития ребенка.

               Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных личностных качеств.

                 Следующим блоком задач является организация коррекционной работы, направленной, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность


взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.

                 Блок оздоровительных задач определяет условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья воспитанника дошкольного учреждения. В нем определяются задачи формирования у детей представлений о здоровом образе жизни и конкретных способах укрепления своего здоровья. В рамках данного блока планируются все возможные воспитательные и образовательные мероприятия, направленные на обучение детей приемам и навыкам, значимым для их жизнедеятельности и здоровья как важнейшего условия жизненного благополучия. В этом же блоке осуществляется также весь комплекс лечебно-профилактических мероприятий, необходимых для детей с умственной отсталостью.

                   Блок образовательных задач направлен на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей образовательного блока является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

              Организованный таким образом педагогический процесс позволяет объединить в рамках каждого блока деятельность конкретных специалистов (учителя-дефектолога, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медперсонала, родителей с ребенком) и подчинить их работу общим целям и задачам.

Все перечисленные задачи решаются всеми специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения.

                   Все специалисты работают под руководством учителя-дефектолога, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей деятельности.

                     Работа учителя-дефектолога в дошкольном учреждении компенсирующего вида включает в себя следующие направления деятельности:

-психолого-педагогическое обследование ребенка, выявление его индивидуальных особенностей развития и потенциальных возможностей в целях разработки индивидуальных программ коррекционного обучения;

-планирование и проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности;

-анализ динамики развития каждого ребенка в процессе коррекционно-развивающей деятельности; текущий мониторинг состояния воспитанника детского сада;

-участие в подготовке и проведении педагогических мероприятий: утренники, праздники, досуговые и другие мероприятия;


-осуществление связи с областным государственным специальным (коррекционным) образовательным учреждением для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальной (коррекционной) общеобразовательной школой-интернатом VIII вида г. Новошахтинска , с ПМПК;

-консультации педагогических работников и родителей о применении специальных методов и технологий коррекционно-развивающей работы, знакомство родителей с результатами диагностики, с планом индивидуального развития;

-участие в координации взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения.

                  Учитель-дефектолог ежедневно проводит подгрупповую и индивидуальную коррекционно-развивающую деятельность с детьми своей группы. Материал лексической темы, разработанный учителем-дефектологом, включается во все виды коррекционно-развивающей деятельности (познавательной, физкультурной, музыкальной, изодеятельности), а также в режимные моменты.

              Подгруппы формируются с учетом уровня психического развития и сформированности запаса знаний и представлений. Учитель-дефектолог и воспитатель работают с подгруппами параллельно. При составлении сетки коррекционно-развивающей деятельности, определяющей нагрузку на ребенка в течение дня и недели, руководствуемся нормативными документами, в которых отражены максимально допустимые нагрузки и рекомендации по сочетанию их различных видов. Например, если учитель-дефектолог проводит с первой подгруппой математическое развитие, воспитатель со второй подгруппой - по развитию изобразительной деятельности. После десятиминутного перерыва подгруппы меняются.

Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

               Третья коррекционно-развивающая деятельность всегда носит динамический характер - это или музыка, или физкультура.

Работа воспитателя включает в себя следующие направления деятельности:

проведение специально-организованной коррекционно-развивающей деятельности по продуктивным видам деятельности по подгруппам, организация совместной и самостоятельной деятельности детей;

воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие мелкой моторики рук через ручной труд, лепку, конструирование; развитие общей моторики через подвижные игры и игровые упражнения;

организация индивидуальной работы с детьми, выполнение рекомендаций специалистов;

             применение здоровьесберегающих технологий, создание благоприятного климата в группе;

консультирование родителей об индивидуальных особенностях детей.

                  Воспитатель отвечает за жизнь вверенных ему детей. Охрана жизни и здоровья детей является центральной задачей деятельности воспитателя. Он первым принимает ребенка в группу и встречается с его родителями.


                 Воспитатель контролирует все режимные моменты в группе. В процессе их выполнения воспитатель проводит наблюдение и изучение детей, по результатам этих наблюдений у воспитателя должно сложиться представление о каждом ребенке: преобладающее настроение, аппетит, сон, поведение, коммуникативная культура, сильные и слабые стороны личности, сформированность навыков самообслуживания, способности к овладению формирующими навыками в специально организованной и свободной деятельности.

                В комплексной деятельности педагогов ДОУ участие педагога-психолога крайне необходимо.

               Работа педагога-психолога включает в себя следующие направления деятельности:

-психодиагностическая и психопрофилактическая работа с детьми;

-участие в составлении индивидуальных коррекционных программ для детей;

-повышение уровня психологической компетентности педагогов детского сада;

-консультативная работа с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье.

              На начало года психологической службой проводится углублённое обследование эмоционально-личностного развития каждого воспитанника группы; совместно с учителем-дефектологом определяется коррекционно-развивающий маршрут.

             Педагог-психолог проводит индивидуальную и подгрупповую коррекционно-развивающую деятельность. Работа с семьей ребенка находится под постоянным вниманием психолога. Именно он работает со всеми членами семьи, улучшая микроклимат семьи, согласовывая единые требования семьи и педагогического коллектива, предъявляемые к ребенку.

           Музыкальная коррекционно-развивающая деятельность также подчинена целям коррекционно-развивающего воспитания.

             Музыкальный руководитель:

-осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

-принимает участие в составлении индивидуальных коррекционных программ для детей;

-определяет место музыкально-ритмических занятий в системе коррекционно--развивающего воспитания;

-учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе музыкального, песенного репертуара;

-отслеживает динамику развития у ребенка музыкально-ритмических видов деятельности;

использует элементы психогимнастики, музыкотерапии, логоритмики.

               Музыкальный руководитель проводит коррекционно-развивающую деятельность по музыкальному воспитанию и развитию ритмических


способностей, а также организует подготовку и проведение детских утренников, праздников, досугов.

                Через музыкальное воспитание у некоторых безречевых детей можно добиться появления активной речи. В некоторых случаях, то, что учителю-дефектологу порой не удается развить у ребенка только вербальными и наглядно-практическими средствами, музыкальный работник может вызвать на музыкальной коррекционно-развивающей деятельности, поскольку ребенок на них более раскрепощен, эмоционально настроен и открыт для контактов в доступной и интересной для него деятельности.

               Тесное взаимодействие инструктора по физической культуре обеспечивает реализацию различных форм организации двигательной активности детей.

Инструктор по физической культуре:

-осуществляет укрепление здоровья детей;

-совершенствует психомоторные способности дошкольников;

-изучает двигательную сферу воспитанников с умственной отсталостью, основные движения, общую и мелкую моторику, статический и динамический праксис, смысловую -организацию движений: умение выполнять действия по речевой инструкции в целях достижения определенного смысла.

Медицинская сестра:

-осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров;

-осуществляет тесное взаимодействие дошкольного учреждения с детской поликлиникой.

               Одной из важнейших задач ДОУ является привлечение к активному сотрудничеству родителей, т.к. в психолого-педагогической поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители. Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит о того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь.

Основные направления взаимодействия с семьей:


коллективные (собрания, «Дни открытых дверей», «Круглые столы», тематические праздники - где родитель может видеть достижения своего ребенка; семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике);

индивидуальные (анкетирование, опросы, беседы, консультации специалистов, «Служба доверия»);

наглядные (стенды, тематические выставки, выставки работ).

               В школу детей выпускаем через школьную ПМПК.

С целью преемственности между дошкольным образовательным учреждением компенсирующего вида и специальной (коррекционной) общеобразовательной школой  VIII вида города Новошахтинска, планируем систематически организовывать «Круглые столы» для родителей детей с ОВЗ.Эти встречи должны помочь  родителям будущих первоклассников получить компетентные ответы специалистов на множество своих вопросов.

              С целью формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ, в детском саду стало традицией проведение «Недели инвалидов», в рамках которой воспитанники всех групп нашего детского сада под руководством педагогов, организовывают совместные праздники: читают стихи, поют песни, танцуют, разыгрывают театральные сценки.

Таким образом, эффективность работы учреждения компенсирующего вида определяется степенью взаимопонимания и профессионального сотрудничества среди специалистов дошкольного учреждения.

.