Мои выступления

Васильева Надежда Николаевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ<?xml:namespace prefix = o /??>

Проектная деятельность в начальных классах.

Организация коллективной формы обучения на уроках в начальных классах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Основополагающий принцип обновления содержания образования – личностная ориентация содержания образования, предполагающая развитие творческих способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей. Для эффективного развития творческого потенциала учащихся в первую очередь необходимо обеспечить информационную базу деятельности, основой которой являются знания. Одним из важнейших составляющих является представление учебного материала в такой форме, которая наиболее соответствует особенностям восприятия и переработки информации учащимися, обладающими различными способами познавательной деятельности. Все эти факторы позволили сделать вывод о необходимости использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе  начальной школы.

Уроки с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютера для решения частных задач урока, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя.

Учителя начальных классов нашей школы разрабатывают презентации, дидактические и методические материалы по поддержке уроков окружающего мира, математики, русского языка, литературного чтения. Для повышения интереса учащихся используются  электронные учебные пособия по предметам, электронные энциклопедии.

Электронный учебник обладает рядом положительных свойств,  отличающих его от традиционных учебников — текст учебника сопровождается большим количеством слайдов и видеофрагментов, усиливающих эмоционально-личностное восприятие учащимися изучаемого материала, использование такого учебника позволяет сделать на уроке намного больше, чем с помощью традиционных средств, повысить интерес к предмету. Мультимедийные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается более эффективной, дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала,  насыщает урок информацией.  Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами. Поиск материалов к уроку проводится заранее. Все подобранные материалы объединяются в общую презентацию. В ходе урока такая презентация может быть продемонстрирована как на отдельных этапах урока, так и на протяжении всего урока.   Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени. Время, затрачиваемое на освоение этих технологий, окупается за счет эффективности учебного процесса по дисциплинам, где они применяется, в дополнение к этому идет освоение новых, приоритетных моделей деятельности.

Использование ИКТ  в учебно-воспитательном процессе направлено и на повышение информационной компетентности учителя. Это позволяет использовать и новые формы контроля над знаниями учащихся. Педагоги начальной школы  ведут диагностику учебно-воспитательного процесса в программе Excel. Используя компьютерные презентации на уроках, учитель выступает в роли сценариста и режиссера своего урока, а дети являются не пассивными зрителями, а непосредственными участниками процесса. Возможность анимации позволяет удачно продемонстрировать суть задания, а не жестикулировать, как раньше руками. Раньше многие задания выполнялись на бумаге или доске, но в данной наглядности не хватало движения, яркости, четкости. Времени на создание рисунка уходило много, а продукт получался «одноразовый». Создав коллекцию анимационных картинок, взятых с  Интернет, мы стали использовать эффекты анимации Power Point для “оживления” математических задач. Эффективность таких фрагментов урока оказалась очень высокой. Используя  ИКТ на уроках математики, учитель имеет возможность использовать их неоднократно, так как  условия задач легко заменяемы, возможно, одну и ту же задачу использовать несколько раз, упростив или усложнив ее условие. Схематические модели задач можно использовать при проведении устного счета.

Применение ИКТ на уроках окружающего мира позволяет знакомить детей с основами наук о природе, по каждой теме иметь несколько вариантов с увлекательными интерактивными заданиями для закрепления,  то есть является и демонстрационной, и управляющей, и диагностирующей одновременно. Особенно ценно то, что при выполнении заданий  можно пользоваться справочными материалами и разнообразными подсказками. Такой дифференцированный подход помогает справиться с заданиями и сильному  ученику и ученику, имеющему пробелы в знаниях. Презентации помогают быстро менять наглядность по изучаемой теме, проследить динамику самого процесса. Сочетание в презентациях разных моделей действий помогает не только учителю, но и ученика концентрировать свое внимание на изучаемом объекте.

Уроки русского языка часто воспринимаются детьми как одни из самых трудных и неинтересных уроков, когда детям приходится много писать. С использованием технологий ИКТ уроки русского языка приобретают совершенно другой «смысл». Учитель имеет возможность варьировать характер заданий очень быстро и смена видов деятельности не приводит к утомляемости детей. Кроме этого, технологии ИКТ позволяют эффективно и качественно осуществить проверку задания по следам сделанной работы. Расширяется возможность зрительного восприятия изучаемого материала. Когда учитель имеет возможность не только сообщить детям лексическое значение изучаемых слов (например, при словарной работе), но и наглядно показать изучаемые предметы или явления.

На уроках литературного чтения  учитель имеет возможность обогатить содержание урока не только интересными и увлекательными заданиями типа кроссвордов и ребусов, но и дать детям представление об авторе, которые создавали произведение (показ портретов). 

Уроки с использованием ИКТ не являются достоянием «одного» учителя начальной школы. Мы учимся друг у друга, посещаем уроки, обмениваемся сделанными работами, постоянно совершенствуем свою информационную грамотность.

Применение ИКТ нашли широкое отражение и в организации исследовательской деятельности учащихся начальной школы. На протяжении трех лет учителями начальной школы организуется исследовательское пространство младших школьников. Под руководством учителя ученики могут творить в самых разных областях, активно исследуя окружающий мир. Участие детей в работе над коллективным или индивидуальным проектом способствует формированию умения отбирать и анализировать информацию, работать с энциклопедиями, справочниками, специальной литературой, использовать возможности информационных технологий. Свои исследовательские работы учащиеся презентуют на конференциях. Дети представляют свои работы и проекты на уроках и внеклассных мероприятиях. Темы предоставленных работ расширяют знания учащихся по различным предметам и дополняют рассказ учителя.  Проектная деятельность с использованием ИКТ осуществляется в учебном процессе систематически, защита проектов и исследовательских работ стала частью дидактической системы и  имеет  практическую направленность.

Использование в обучении младших школьников информационно - коммуникационных технологий позволяет:

· развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;

· усилить мотивацию учения;

· сформировать у школьников умение работать с информацией, развить    коммуникативные способности;

· активно вовлекать учащихся в учебный процесс;

· качественно изменить контроль над  деятельностью учащихся;

· приобщить школьника к достижениям информационного общества.

Литература:

  1. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
  2. Каминский В.Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе. – Научно-практический журнал «Завуч» №3, 2005.

3.  Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. -

Журнал «Начальная школа» №5, 2002.

4.  Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления      

     младших школьников. Библиотека сообщества учителей начальных  

     классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2008.



Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в начальных классах.

Учитель начальных классов: Васильева Н.Н.

      Учебная исследовательская, проектная деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, которая по своей структуре соответствует научной деятельности. Она характеризуется: целенаправленностью, активностью, предметностью. Её результатом является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых знаний для учащихся.

       В современных школьных программах детская проектно-исследовательская деятельность играет огромную роль, т.к. ставит ученика в позицию исследователя.

       В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований:

- по количеству учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные;

- по месту проведения: урочные, внеурочные;

- по времени: кратковременные, долговременные;

- по теме: предметные, свободные;

       В ходе выполнения проектов   у учащихся должна выработаться и закрепиться привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций.   Выполняя творческие проекты, школьники учатся  самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию. Проектное  обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. В процессе проектной деятельности у школьников  развиваются следующие способности: коммуникативные, личностные, социальные, математические, технологические.

        Учителя, работающие в школе долгие годы, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Для нас на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. В процессе игровой деятельности, например, ученик может в непринужденной форме раскрыть скрытые до сих пор таланты, а учитель — создать необычный по замыслу и организации урок, без строгого, но логично выстроенного режима работы, ярких, запоминающихся моментов, где будут соседствовать привычное и непривычное. Это творческий урок в творческой лаборатории.

      В наше время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. Исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Решив заняться этой проблемой, я определила для себя цели и задачи.

      Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи: - обучение проведению учебных исследований младших школьников

- развитие творческой исследовательской активности детей

- стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

         В своей работе я приучаю учеников к самому слову «исследование». Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.

   Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

  • Выбор темы.
  • Постановка цели и задач.
  • Гипотеза исследования.
  • Организация исследования.
  • Подготовка к защите и защита работы.

      Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми ищут необходимый материал в интернете, выполняют несложные задания по наблюдению за погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

       В моём классе многие проектные работы носят коллективный характер (например, мы собирали материал о зимующих у нас птицах, о диких и домашних животных), тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. Учитель может и должен лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору. Он сам должен быть увлечённым человеком, знать и любить что-то, чтобы учащиеся это увидели и полюбили так, как это любит сам учитель.

        Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером. Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в «помощники». Ребёнок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребёнок готовится выступать на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.

   Вообще для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Недавно, проведя анкетирование в своем классе, я узнала, что мои ребята хотят хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали. На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесёт детям цель и задачи исследования.

        Организация исследования включает в себя следующие этапы.

1.    Подумать самостоятельно

Что я об этом знаю? Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

2.    Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

3.    Спросить у других людей.

Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

4.    Просмотреть телематериалы.

Запиши то необычное, что узнал из фильмов.

5.    Использовать Интернет.

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

6.    Понаблюдать.

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.

7.    Провести эксперимент.

Запиши план и результаты эксперимента.

       Сейчас у меня 4 класс. Так сложилось, что ещё в 1 классе были заложены основы исследовательской деятельности как неотъемлемой составляющей образовательного процесса в начальной школе (но только у отдельных учеников). Как нельзя лучше для этого подходят уроки окружающего мира и литературного чтения. Проектно-исследовательскую работу по темам «Домашние и дикие животные» или «Наши птицы» я провела в третьем  классе, представляю его в качестве примера.

       Проект рассчитан на разработку при изучении базового курса окружающий мир для учащихся 3 класса по программе для общеобразовательных школ. Домашние питомцы очень важны в жизни человека, они основа добрых отношений, дают возможность быть добродушными. Хотим мы этого или нет, но отношения к домашним животным вошли уже в нашу жизнь: общественную, школьную, семейную. Дети с домашними животными  сталкиваются с малых лет, узнают об их ласке, любви, учатся заботиться о них, но очень важно научить учащихся бережному отношению к ним.

      Проект будет способствовать  совершенствованию и развитию природоведческих  знаний и умений, предусматриваемых школьной программой, поможет оценить свои возможности по отношению к живому, ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.

      Цель проекта состоит в формировании  у  школьников представлений о птицах как общекультурной ценности, демонстрации использования природоведческих знаний в заботе о птицах.

      Задачи проекта: формирование у  школьников  устойчивого интереса к предмету; расширить представления учащихся о птицах; приобщить к ответственному отношению заботы  о птицах.

     Так мы вошли в проблему: действия человека часто противоречат, нарушают красоту и гармонию в природе, а выступив в роли «хороших хозяев», мы тем самым обратим внимание, что лучше создавать, а не губить созданное природой, заняться не словами, а делом — воспитанием учащихся нашей школы. Наметили цель, примерный план действий. Во внимание брались все детские предложения. Всё это мы объединили одним словом — проект, уточнили, что направленность его будет экологическая. Стало понятно, что проект — это мечта, творческое дело, цель, к которой мы будем стремиться, претворять мечту в жизнь. Мы становились творцами.

       Иными словами, идея направила учебно-познавательную деятельность учащихся на результат, который будет достигнут благодаря решению теоретически и практически уже значимой проблемы. Результат будет внешний, его можно увидеть, создать самим.

       А вот результат внутренний заметишь не сразу — он станет достоянием каждого участника проекта, это бесценный опыт знаний, умений, общения друг с другом.

      Как участник проекта и как учителя, я старалась всё делать так, чтобы учащиеся думали, что делают, придумывают всё сами. По сути, я незаметно сопровождала их в деятельности по освоению окружающего мира, обучая взаимодействию с окружающей средой, позволяя им идти впереди нас, помогая им, если они просят об этом.

     Чтобы ничего не забыть, записывать мысли, находки, задания, учащиеся завели записные книжки. В них дети собирали материал, а для нас это был дневник.

     Далее возникла необходимость в составлении плана работы. План назвали «маршрутным путеводителем». Из предложенных вариантов работы наметили поэтапное решение проблемы, действия. На это потратили не один день. Проект для учителя уложился в такую схему: проблема — планирование — поиск информации — продукт — презентация — портфолио. А для учащихся это выглядело так: маршрутный лист — хочу всё знать — наши птицы — им нужна забота.

Этапы работы над проектом.

Определение темы проекта  

Первичное формирование проектных групп

Отчёт о проделанной работе, планирование последующей деятельности

Пополнение материала к проекту, наглядный материал

Группировка материала, составление описания.

Коллективное обсуждение работы и ее оценка

       После составления маршрутного листа был определён принцип последовательности и системности работы над проектом, который неуклонно соблюдался на всех этапах работы. Проект получил название “Наши птицы”. Каждый ученик сделал свою обложку с картинками птиц для будущей книжки малышки.

       У каждого ученика появилась своя индивидуальная рабочая папка с файлами, куда собирался весь материал.

      Стало понятно, что проект будет долгосрочным, ведь, избрав этот путь, мы изначально не предполагали, что так увлечёмся, что за каждым поворотом будет новая, бесконечная даль, которая манит, зовёт изведать новое, незнакомое, расширяя новые горизонты.

       По характеру деятельности его участников проект определился как практико-ориентировочный, с элементами творческого ролевого, исследовательского и информационного.

        Проект вышел за пределы урока, класса, предмета, вошёл в дома учащихся, в наш собственный дом. Учащиеся видели, что нам интересно всё, что они делают. В одно лице мы были и вдохновителями, и руководителями, и экспертами, и специалистами в разных областях знаний. А самая главная роль — создатель условий для развития творческих способностей и познавательных.

      В процессе реализации проектной деятельности стало системой проведение интегрированных уроков. На уроках изобразительного искусства учились способам конструктивного рисования, изображения птиц. На уроке технологии учились изготавливать книжки-малышки.  На уроке окружающего мира изучали мир птиц.

      По фотографиям изучали виды птиц нашей местности, выбирали тех, кто нам нравится. В справочниках, энциклопедиях искали информацию о птицах, которых необходимо беречь.

    Собирали пословицы, поговорки, загадки, песни, стихи, искали авторов и произведения с описанием птиц, читали сказки. Делились информацией, мечтали о своей книжке-малышке. Изучали профессии людей, занятых в сохранении здоровья птиц.

       Мы собрали достаточно большой материал, и его надо было показать, «вытащить» на свет из записных книжек, индивидуальных папок. Интегрированный урок объединил предметный материал окружающего мира, изобразительного искусства, развития речи.

      Во всей полноте и красоте на этом уроке был обозначен информационный отдел проекта, состоялась частичная презентация проекта, каждый выступил со своим сообщением. Было положено начало нашим книжкам-малышкам, где дано описание птицы, изображение.

     Проектная работа в классе продолжается, ребята в этом году решили создать сразу несколько проектов. Они требуют новых знаний.

     В чем заключается педагогическая значимость проектно-исследовательской деятельности?

- Открывает возможности формирования жизненного опыта.

- Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации самовыражении.

- Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

- Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.

- Ведет учащихся по ступенькам роста личности от проекта к проекту.

    В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шёл путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга. Несмотря на свой педагогический стаж, с каждым классом убеждаюсь, что повторение невозможно. Каждый класс и каждый ученик неповторимы, неповторимо и то, что мы делаем как учителя, мы не можем и не сможем провести то, что уже проводила с учащимися предыдущего класса. Остаются только опыт и знания. Зачем повторяться? Придёт новая сказка, новая игра, новое открытие чудесного мира в ярких, живых красках, чтобы открыть дорогу к сердцу маленького пытливого, неутомимого исследователя.

       Исследовательской работой можно заниматься и на уроках окружающего мира, и на уроках чтения, и во внеклассной работе. Сейчас мы собираем материал о почтальонах д. Б.Карачуры, готовится проект «Почта в нашей жизни». Ещё готовят проекты и отдельные учащиеся, чтобы участвовать в конкурсе «Я – исследователь».

       Так, например в 3 четверти планируется проект «Моя любимая книжка-малышка». Каждый ученик выберет для себя и принёсёт на урок книжку-малышку. Будем исследовать:

Год создания. Авторы – создатели книжки.

Как выглядела книжка в разное время?

С какого года издаётся?

Сколько страниц?

Главный редактор, художник.

Как выглядит обложка, есть ли отличительные знаки?

Дать характеристику.

Что ты знаешь об авторах?

Как ты узнал об этой книжке-малышке?

Создай свою книжку-малышку.

       Собранные работы, будут защищаться каждым учеником на уроках литературного чтения, так как любой исследовательский проект должен быть защищён.

       Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребёнка, а ещё хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.



Предварительный просмотр:

Организация коллективной формы обучения на уроках в начальных классах.

«Обучение ребенка должно вести за собой его развитие – только в этом случае его можно признать хорошим»

                                      (Выготский Л.С.)

Развитие детей в системе развивающего обучения понимается не как развитие отдельных сторон – внимания, памяти, воображения и тому подобное, а как общее развитие личности.

Развивающее обучение – целостная педагогическая система. Основные характеристики развивающего обучения: содержание, методы, тип учебной активности учащихся, особенности взаимодействия между участниками учебного процесса и характер взаимоотношений между ними, форма организации учебного процесса и развертывающийся в ней коммуникации – взаимосвязаны и обусловлены целями развивающего обучения.

Ведущими концепциями развивающего обучения являются концепция развивающего обучения, разработанная лабораторией под руководством академика Л.В. Занкова и концепция развивающего обучения, разработанная коллективом московских психологов под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. В предложенных ими концепциях предлагается кардинально изменить содержание школьного образования, основу которого должна составлять система научных понятий, предметом совместной работы учителя и ученика является учебная деятельность ученика.

Системы Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина отмечаются верой в каждого ребенка, в его силы. Они разработаны с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка (складом ума и характера, уровнем развития).

Изменение в содержании, методах школьного обучения требуют изменения и форм организации учебно-воспитательного процесса. В связи с этим возникает необходимость в учебном сотрудничестве, где участвуют обе стороны: и учитель, и дети. Существуют три формы учебного сотрудничества:

1. учебное сотрудничество с взрослыми;

2. учебное сотрудничество со сверстниками;

3. учебное сотрудничество с самим собой.

Требованиям развивающего обучения: приучить детей к самостоятельности суждений, сформировать умение спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний – отвечает учебное сотрудничество со сверстниками.

Учебное сотрудничество является основой для развития коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса, которая выступает как ведущая форма организации в развивающем обучении.

Коллективная форма организации включает в себя работу в парах сменного состава, в группах и в динамических парах.

Использование коллективной формы организации на уроках дает возможность продвигаться каждому ученику в индивидуальном темпе, способствует проявлению и развитию способностей каждого ребенка. Все это еще раз подтверждает тесную взаимосвязь развивающего обучения с коллективной формой организации учебно-воспитательного процесса.

Попадая в новые условия, дети не умеют общаться со сверстниками. Задача учителя – научить детей работать вместе, сообща.

Передовой опыт учителей начальной школы на современном этапе характеризуются поисками такой организации совместной учебной деятельности учащихся, которая создавала бы наиболее благоприятные условия для включения каждого школьника в активную работу на уроке.

Устный опрос, проверка выполнения письменных домашних и классных самостоятельных работ занимают в учебном процессе до двадцати пяти процентов рабочего времени урока. Но именно здесь ученик чаще всего остается один на один с учителем, отвечая только перед ним за результаты своей личной работы, а класс фактически остается «вне игры».

При организации коллективной работы на плечи учителя ложатся хлопоты по подготовке карточек с заданиями, разработка специальных заданий, обучение детей новому для них виду сотрудничества. Эффективно вводить элементы коллективной работы уже с первых дней учебы детей в школе. Детей можно рассадить по группам. Группы формируются за счет определенной расстановки мебели (хотя это необязательно). Группы по содержанию возникают уже позже. Пока группа – это механизм поддержки. Урок остается основной формой организации обучения, сохраняются домашние задания, но носят разнообразный, часто индивидуальный характер (индивидуальные карточки-задания), это снижает возможность перегрузки учащихся. Урок, благодаря старанию учителя, богат по содержанию, сочетанию различных форм работы учащихся, характеру взаимоотношений между учителем и учащимся, приобретает черты нестандартности, мобильности. По удельному весу высказываний, конкретных действий на первый план выходят ученики, учитель ставится как бы дирижером, усиливается его роль по организации подлинно творческой поисковой деятельности, которая является основным направлением развивающего обучения .Необходимо подготовить учащихся к самостоятельной деятельности в нестандартных условиях, а для этого необходимо сформировать у учащихся обобщенные интеллектуальные умения:

а) анализ сложившейся ситуации и выводы относительно этой ситуации;

в) видение разных функций одного и того же объекта;

в) устанавливание связи данного объекта с другими;

г) выделение в них существенных признаков.

Для того чтобы сформировать умения с большим развивающим эффектом,  необходима постановка учителем нестандартных учебных задач, и при этом организация коллективного поиска (процесс познания идет «от учеников»).

Постановка и решение познавательных задач проблемного характера приобретает особое значение на начальном этапе формирования умения коллективного труда. Содержащееся в них «неизвестное новое» в силу возникающей познавательной потребности выступает перед классом как общая познавательная задача, решение которой становится доступным благодаря объединению индивидуальных усилий учащихся в процессе совместной работы. В дальнейшем, по мере становления умения «работать коллективно», коллективная работа возникает и в том случае, если общая задача ставится в форме задания, которое может и не иметь проблемного содержания:

1.один из работающих в паре читает по предложениям текст, другой пишет;

2.затем другой ученик (тот, который перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет;

3.потом каждый берет тетрадь своего соседа и без заглядывания в карточку проверяет написанный им диктант;

4.открывают карточки и по карточкам проверяют второй раз (уже вместе);

5.допустивший ошибки под контролем диктовавшего делает устный разбор своих ошибок;

6.каждый в своей тетради записывает разбор своих ошибок;

7.снова берут тетради друг друга, еще раз все просматривают и ставят свои подписи: «Проверил Иванов», «Проверила Петрова».

После того, как задания выполнены, друг у друга проверены, пара распадается. Освободившиеся ученики образуют новые пары. Учащиеся в выборе партнера для совместной работы свободно перемещаются по классу, образуя новые диалогические сочетания, обучают друг друга по своим карточкам-заданиям.

Рассмотренные выше приемы форм коллективной работы применяются на отдельных этапах урока. Но на уроках обобщения и закрепления той или иной темы рекомендуется проводить коллективные учебные занятия, используя различные коллективные формы организации на протяжении всего урока.

При организации коллективных занятий важно учитывать ряд специфических особенностей:

1. Каждый участник занятий попеременно выступает в своеобразной роли то «ученика», то «учителя».

2. Ближайшая цель каждого участника занятий и «ученика» и «учителя» – учить всему тому, что он знает или изучает сам.

3. Деятельность каждого участника занятий имеет отчетливо общественно полезную краску, так как он не только учится, но и постоянно отучает других.

4. Основной принцип работы–все по очереди учат каждого и каждый всех.

5. Каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей по учебной работе.

6. Полное совпадение и единство коллективных и личных, индивидуальных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.

До настоящего времени проблема коллективного обучения остается актуальной: существует множество «за» и «против». Однако следует признать, что обучение в группах постоянного состава и обучение в группах сменного состава, взаимосвязано друг с другом, так как в обеих формах происходит общее развитие личности ребенка, учащиеся сотрудничают друг с другом, самостоятельно ставят задачи, планируют действия, отыскивают новые, объективные способы в различных вариантах. Для организации работы в паре сменного состава необходимо иметь навыки организации работы в паре постоянного состава.

Существенным фактором развития в учебной деятельности младших школьников является взаимодействия самих детей. Однако учебное сотрудничество в современной школе часто отодвигается на второй план. В результате реализуется лишь часть возможностей развития ребенка.

Поэтому рекомендуется использовать коллективную форму организации учебно-воспитательного процесса, так как она строится на сотрудничестве и взаимопомощи, обеспечивает участие в учебном процессе учащихся, хорошо раскрывает их индивидуальные особенности, обеспечивает развитие индивидуальных свойств личности.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Васильченко П.А. Обучение на коллективной и индивидуальной базе.

// Начальная школа. – 1993 №4, с.57-59.

2. Давыдов В.В. Трудности развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986.

– 230с.

3. Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе // Начальная школа. – 1998. –№1, с.17-24.

4. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991. –

192с.

5. Дьяченко В.К., Попова А.И. Организация коллективных учебных занятий

// Начальная школа – 1990. – №1, с.4-7.

6. Золотова А.В. Коллективная работа на уроках // Начальная школа. –

1989. –№10-11. С.34-35.

7. Кудрявцева Л.В., Тархова С.В. Организация работы в парах неизменного состава // Начальная школа. – 1990. –№11, с.47-53.

8. Нечаева Н.В., Занков Л.В. О методической системе начального обучения

// Начальная школа. – 1995.–№11, с.47-53.

9. О преемственности меж начальным общим и главным общим образованием по системе Л.В. Занкова // Начальная школа. –1994.–№7, с.4-12

10. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.: Знание,

1974. –230с.



Предварительный просмотр:

Мониторинг

участия педагого в конкурсах (2019-2020 учебный год)

Наименование мероприятия

Уровень

Срок проведения

Результат

1

Районный фестиваль-мастерская педагогов, преподающих курс «основы религиозных культур и светской этики» в номинации «Подготовительная пропедевтическая работа по курсу ОРКСЭ в 1-3 классах»

Районный

20.12 2019

Грамота призера

2

Практико-ориентированный образовательный семинар учителей начальных классов по курсу ОРКСЭ «Духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся на основе отечественных культурных и духовных традиций в образовательном пространстве Яльчикского района: проблемы и перспективы»

Районный

20.12 2019

Сертификат

3

Районное соревнование по плаванию среди членов профсоюза работников образования посвященной 100-летию образования ЧАО

Районный

13.02.2020

2 место

4 всероссийский правовой (юридический)диктант

Всероссийский

17.12.2020

Диплом

Диктант по общественному здоровью

Всероссийский

Декабрь 2020

Диплом 1 степени

Тотальный тест «доступная среда»

Сертификат

Всероссийский тест на знание Конституции РФ 2020

Всероссийский

12.12.2020

Сертификат

Курсы Цифровая грамотность: базовый курс по развитию компетенций XXI века 72 часа

Всероссийский

15.12.2020

Удостоверение

Публикация открытого урока по окружающему миру в 3 классе на портале  «Инфоурок»

Всероссийский

29.11.2020

Свидетельство о публикации

Публикация открытого урока по русскому языку в 3 классе на портале  «Копилкауроков»

Всероссийский

29.11.2020

Свидетельство о публикации

Курсы «Профилактика безнадзорности несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством» 72 ч.

Всероссийский

28.12.2020

Удостоверение

Профилактика коронавируса, гриппа и других острых респиратурных инфекций в образовательных учреждениях

Всероссийский

21.05.2020

Удостоверение

Районный конкурс «Живи! Люби! Твори!» в номинации «Планы внеклассных мероприятий»

Районный

18.12.2020

Диплом призера

Фотоконкурс для учителей начальных классов «Виват, Учитель!»

Районный

18.12.2020

Диплом призера



Предварительный просмотр:

27 января является Днём воинской славы России — День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944 год).

В честь   Дня снятия блокады города Ленинграда в 6 классе  прошел классный час «Блокадный Ленинград».  Классный руководитель Васильева Н.Н. рассказала ребятам о тяжелых испытаниях, выпавших на долю жителей осажденного закрытого города Ленинграда: о голоде и холоде, о защите и обороне Ленинграда советскими солдатами. Никого не оставил равнодушным рассказ  о мужестве участников обороны и жителей города на Неве. Во время классного часа ребята познакомились с книгами и творчеством поэтов писавших, о блокадном Ленинграде.

Одним из самых трогательных моментов мероприятия стал просмотр дневника ленинградской школьницы Тани Савичевой, у которой сначала погибла вся семья, а потом и она умерла от истощения. В сердцах ребят надолго останутся герои блокадного Ленинграда.

 

 



Предварительный просмотр:

Пропедевтика – это предварительное сжатое структурированное изложение какого-либо курса. Таким образом, можно сказать, что это вводный курс, предназначенный для ознакомления с тем, что чуть позже будет изучаться более глубоко и серьезно.

Идея довольно разумная. Пусть дети сначала получат некие основы предмета, а потом изучают его в полном объеме, и новые знания будут восприниматься уже подготовленными учениками.

ОРКСЭ в школе изучается с 4 класса, но с 1 класса ведётся духовно-нравственное воспитание, которое направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Эта работа ведётся с 1 класса: экскурсии по родному городу и краю, конкурсы стихов и рисунков к знаменательным датам страны, творческие и проектные работы, тематические классные часы и праздники. Вся работа строится по двум направлениям: - «Не позволяй душе лениться». – «Спешите делать добро»

А в 3 классе постепенно приучаю к выполнению проектов, связанных с православной культурой, т.к. по заявлениям родителей, все ученики класса будут изучать « Основы православной культуры».

Учитель имеет дело с постоянно меняющимся, растущим человеком, к которому не применимы шаблонные подходы и стереотипные действия. Одновременно с педагогами на ребёнка действует вся окружающая его жизнь, часто стихийно, многопланово, в различных направлениях. Поэтому педагогический труд предполагает одновременно корректировку всех воздействий, в том числе исходящих от самого воспитанника.

О школе судят по её ученикам. Она славна учениками, а жива - учителями, которые не только отдают свои знания детям, но и заботятся об умах и душах своих.

Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных уроков при изучении ОРКСЭ даёт сочетание предметов: ОРКСЭ – окружающий мир – литературное чтение – риторика – изобразительное искусство – технология – музыка.

Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета и даёт возможность строить занятия, используя технологию критического мышления, конструирование познавательного конфликта. Опыт работы на уроках риторики даёт такую возможность. К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» могут быть отнесены: 

- взаимные вопросы и задания групп,

- интервью,

- дискуссии (мозговой штурм, диспут, аквариум).

Широкое внедрение групповой дискуссии в учебный процесс дает новый импульс проблемному обучению, которое базируется на том, что усвоение программного материала будет эффективнее, если ученики будут не только получать готовые знания от учителя, из учебников, но «добывать» их, решая познавательные задачи.

Тексты литературного чтения: сказки, рассказы о природе, о героизме народа, о любви к Родине позволяют более ярко раскрывать изучаемый материал.

Кроме восприятия материала на слух и просмотра, младшие школьники всё таки являются кинестетиками – лучше воспринимают через прикосновение своими руками к рассматриваемому предмету. Дети должны иметь « чувственный опыт» общения с миром, возможность сравнивать с изображением на картинках, музыкой, устными рассказами; пробовать выражать свои чувства в рисунке, лепке, изготовлении макетов. Включение в урок элементов изобразительного искусства , технологии, музыки - это даёт возможность строить работу на уроке в форме продуктивной деятельности. Важно, чтобы каждый ребёнок мог пережить состояние успеха, удовлетворения от получения пусть небольшого, но самостоятельно достигнутого успеха.

Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки вносят в привычную структуру обучения новизну и оригинальность, и имеют определённые преимущества:

- повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня обученности и воспитанности учащихся; - способствует развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления ( логического, художественно – образного, творческого); - обладая большой информативной ёмкостью, способствует увеличению темпа выпоняемых учебных операций, позволяет вовлечь каждого ученика в активную работу на каждой минуте урока и способствует творческому подходу к выполнению учебного задания; - формируют в большей степени обшеучебные умения и навыки и рациональные навыки учебного труда

Одной из возможностей использования ИКТ технологий является подготовка и проведение интегрированных уроков  с использованием ЦОРов или презентаций, где осуществляется поиск информации, осмысление и осознанность, готовность слушать собеседника и вести продуктивный диалог.

Кроме презентаций, ученики могут создавать базы данных, это дает возможность расширить информационное поле у учащихся, а также закрепить навыки, полученные на уроках. Это возможность проведения заочной экскурсии.

материал. Источниками в этом случае могут быть музейные проспекты и каталоги, В основу заочной экскурсии положены выступления учащихся – рассказы о местах, связанных с разными видами храмов и монастырей, внутренним устройством храмов, иконами . Для подготовки подобного выступления дети собирают иллюстративный фотографии и открытки, иллюстрации из книг и энциклопедий. Большую помощь в сборе материала могут оказать ресурсы Интернета: сайты музеев, сайт конфессии, специальные образовательные порталы, на которых можно найти не только богатый иллюстративный материал, но и информацию об истории храма, иконах, традициях, а также дополнительные сведения.