План самообразования

Русова Светлана Евгеньевна

План работы по самообразованию на 2019-2021гг. на тему «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25»

План работы по самообразованию на 2019-2021гг.

на тему «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

Воспитателя

Русовой Светланы Евгеньевны

Г.Заволжье

I.Изучение психолого-педагогической литературы по теме самообразования

Содержание деятельности: Изучение теоретических основ по обучению дошкольников правилам дорожного движения (Примерный список литературы к изучению - см. Приложение).

Сроки (начало - окончание): начало - сентябрь 2019г.; окончание - май 2021г.

II. Разработка программно - методического обеспечение образовательного процесса.

Актуальность:

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила

поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-

транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Важно как можно раньше научить юных граждан правилам поведения на улицах и

дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок

начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах  дорожного движения.

Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.

Цель:

- повысить свой профессиональный уровень;

выработать у детей привычку безопасного поведения на дорогах и расширить у ребе представление о проблемах безопасности дорожного движения.

Задачи:

1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.

5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

6. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Принципы реализации плана по самообразованию:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

3.Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т. к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

5. Принцип социальной безопасностиДошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

6. Принцип самоорганизациисаморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно необходимо воспитывать и родителей детей.

III. Технологический аспект.

Содержание деятельности: Цель: выявление наиболее эффективных педагогических условий, направленных на формирование целостного восприятия окружающей дорожной среды, а также навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой.

Задачи:

Задача 1. Создать пространственно – развивающую среду в группе и на участке ДОУ, отвечающую требованиям для обучения дошкольников ПДД.

Задача 2. Разработать содержание различных видов деятельности детей для 4,5  года обучения в рамках действия проекта по самообразованию, установить регламент проведения в режиме дня детского сада.

Форма представления результатов: Составление перспективного плана работы с детьми, цикла тематических занятий по обучению детей ПДДразработка проектов, конспектов занятий, тематических досугов.

Задача 3. Определить формы работы с педагогическим коллективом и родителями.

Форма представления результатов: Экспресс – выступления на родительских собраниях, педсоветах, семинарах; показ мастер – класса для педагогов ДОУ, организация тематических «круглых столов», семинаров – практикумов; организация работы совместно с воспитателями по близким направлениям по самообразованию.

Методическая разработка:

1. Разработка и накопление методических материалов, рекомендаций по обучению дошкольников ПДД. Укрепление материально-технической базы.

Форма представления результатов: Теоретический анализ. Разработка практических рекомендаций.

2. Составление картотеки сюжетно-ролевых, подвижных игр по ПДД, ориентирующихся: на возрастной фактор ознакомления с социальной действительностью; на программные задачи дисциплин, установленных в ДОУ.

Форма представления результатов: Картотека

3.Составление картотеки диагностических методик для оценки: эффективности развивающего влияния предметной – игровой среды на возникновение у детей мотивации к сюжетно – ролевым, дидактическим играм по правилам дорожного движения;) знаний, умений и навыков детей, полученных в процессе обучения правилам дорожного движения в ДОУ.

Форма представления результатов: Диагностический блок методик. Аналитическое заключение по результатам апробирования выбранных методик.

Организация работы с родителями.

Работа по изучению правил безопасного поведения должна проводиться в тесном контакте с родителями. Ведь пример родителей — основной ресурс в обучении ребенка безопасному поведению. Совместная работа педагогического коллектива детского сада и родителей, несомненно, даст свои положительные результаты. Жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависит от окружающих его взрослых.

1. Знакомство с работой ДОУ по данному направлению.

2. Разработка рекомендаций по изучению правил дорожного движения в домашних условиях.

Сроки : В течение всего периода работы по самообразованию.

Форма предоставления результата:

• анкетирование;

• памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;

• консультационный материал для родителей;

• папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;

• родительские собрания;

• встречи-беседы родителей с инспектором ГИБДД (“Роль семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма”, “Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог”);

• конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.

IV. Предполагаемый результат.

Планомерность, систематичность, рациональность во внедрении в практику работы детского сада – коммуникативный, социально адаптированный выпускник со своей творческой индивидуальностью, с высоким уровнем познавательной активности.

1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

IV. Участие в системе методической работы города, района по теме самообразования.

2019- 2020 учебный год.

Сентябрь -  Изучение литературы Н. В. Елжова ПДД в д/с: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий. Ростов Н/Д, 2013. Издание буклетов и памяток для родителей с рекомендациями по обучению ребенка ПДД.

Октябрь - Ноябрь Изучение педагогического опыта Изучение передового педагогического опыта работы по формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения Дидактическая игры по ПДД «Наша улица»

Декабрь - Январь Подбор и выставка литературы по ПДД. Создание и оформление в группе предметно развивающей среды – изготовление макета «Наша улица»Консультация для родителей: "Родители, будьте осмотрительнее!"

Март-Апрель Ознакомление с ПДД через театральную деятельность. Инсценировки сказок«Дорога к теремку» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра) Закрепить умение применять полученные знания в инсценировке, развитие творческой самостоятельности, развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей Практический показ(театральная неделя)

Сентябрь - Май Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры, подвижные игры. Совершенствовать знания детей по правилам поведения на дороге. Способствовать развитию процесса запоминания с использованием мнемотехники (с опорой на картинки)Презентация«Шла лиса по мостику»

2020 – 2021 учебный год.

месяц Работа воспитателя Работа с детьми Работа с родителями

сентябрь Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомления с правилами дорожного движения» Выставка детских рисунков по ПДД «Дорога – не место для игры». Привлечь родителей к изготовлению фотоальбома «Родитель- послушный водитель».

Памятка для родителей «Дети и дорога»

Октябрь Изучение темы«Роль фольклора в изучении правил дорожного движения» Разучивание и проговаривание пословиц, поговорок,

потешек. Консультация для родителей воспитанников на тему: «Совместная работа ДОУ с родителями по обучению детей безопасности на дорогах».

Ноябрь Создание картотеки загадок по ПДД.  Способствовать возникновению  сюжетно – ролевых игр по ПДД. Оформление книжной выставки для родителей по правилам дорожного движения.

Декабрь Изучение темы«Использование дидактических игр при изучении правил поведения на улице» Дидактическая игра «В стране дорожных знаков»«Азбука безопасности», «Водитель и пассажир».  Показ презентации «ПДД в жизни людей»

Январь Изучение темы:

«Поведение в транспорте». Чтение детям рассказов. Прослушивание аудиозаписей и сказок по теме. Консультация«Правила поведения  в общественном транспорте»

Создание библиотеки красочных книг с правилами поведения в транспорте.

Февраль Изучение темы:

«Роль сказки в воспитании детей»

Художественная литература по теме. Иллюстрации. Выставка рисунков по прочитанным произведениям. Консультация «Воспитание послушания и ответственности через сказки»

Март Изучение темы«Влияние книг на соблюдение и знание правил дорожного движения»

Дидактические игры «Угадай знак»«Из какой сказки герой» Распечатать в группу раскраски «Транспорт»

Апрель Изучение темы: «Дорожные знаки – знакомые и не очень».

(Знакомство со значением некоторых часто встречающихся в микрорайоне детского садика и по месту жительства дорожных знаков и указателей, а также с другими знаками и указателями, необходимыми пешеходу) Учить детей обыгрывать знакомые сюжетные – игры используя атрибуты по пдд (игры-драматизации) Создать уголок с атрибутами для игр в группе по ПДД

Конкурс совместных творческих рисунков родителей и детей на тему «Моя любимая улица»

Разработать маршрут для детей «Дорога в детский сад и домой».

Май Самоанализ плана самообразования. Презентация познавательного проекта "Соблюдая ПДД, не окажешься в беде!» на итоговом родительском собрании

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Список источников и литературы к изучению:

1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам

безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - 2002.

2. Андросова В. Дошкольникам о правилах безопасности на улице // Дошкольное

воспитание. №3. 1981.

3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А., Куцакова Л. В., Мерзлякова СИ.,

Сахарова В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников - М.: Просвещение, 2001.

4. Васильева Ц. Учим правила безопасности // Дошкольное воспитание. 1980. №2. С. 65-66.

5. Гаткин Е. Я. Безопасность ребенка. — М.: Лист, 1997.

6. Григорович Л. Опасные ситуации в жизни детей // Дошкольное воспитание. 1985. № 6;

1986. № 7.; 1987. № 7, 9.

7.Дети и дорога: Методические рекомендации для воспитателей детского сада. Ч. 1.-М.,

1994.

8. Добрушин А. Д. Учебное пособие по изучению основ Правил дорожного движения. —

СПб., 1999.

9. Зернов Н. Г., Ковригин А. Е. Как предупредить детский травматизм // Особенности

развития и гигиена дошкольника. — М.: Знание, 1987.

10. Клименко В. П. Обучайте дошкольников правилам движения. - М.: Просвещение, 1973.

11. Кобренкова С Отвести беду. //Дошкольное воспитание. №6. 1990.

12. Майорова Ф.С Изучаем дорожную азбуку: перспективное планирование, занятия, досуг. — М.: Скрипторий, 2005.

13. Максиняева М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. - М., 2002. 14. Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам

дорожного движения /для воспитателей дошкольных учреждений, студентов

педагогических училищ/. — СПб., 1994.

15. Немсадзе В., Амбернади Г. Детский травматизм. Книга для родителей. Опыт понимания, лечения, профилактики. - М.: Советский спорт, 1999.

16. Пономарев В. Т. Энциклопедия безопасности. — Л.: Сталкер

17. Степаненкова Э. Я., Филенко М. Ф. Дошкольникамо правилах дорожного движения:

Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1979.

18. Федяевская В. М. За безопасность детей на улице. —М: Изд. Института Санитарного

Просвещения, 1952.

19. Дорожная безопасность:обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. В. Н. Кирьянова – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2005.

20.Три сигнала светофора: Дидактические игры,сценарии вечеров досуга:Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы / В. А. Добрякова, Н. В. Борисова, Т. А. Панина, С. А. Уклонская; Составитель Т. Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989.

21.«Какой у вас воспитанный ребенок! Правила этикета в стихах, сказках и рассказах» Е. Позина, Т. Давыдова.

22. Программа «Светофор» обучение детей дошкольного возраста ПДД Т. И. Данилова.

23. «Как научить детей ПДД Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры Т. П. Гарнышева

24. «Ребенок на улице» цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения Л. А. Вдовиченко.

25. Энциклопедия для детей. Личная безопасность. / Под ред. В. Володина. — М.: Аванта +, 2001.