Словарь педагогических терминов

Русова Светлана Евгеньевна

 

Верно определяйте слова,

и вы освободите мир от недоразумений

Р.Декарт

 

 

Абстрагирование – одна из умственных операций; процесс мышления, в результате которого человек, отвлекаясь от несущественного, образует понятия, восходя от конкретного к абстрактному.

Автоматизированная обучающая система – взаимосвязанный комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, программного и организационного обеспечения на базе ЭВМ, предназначенный для индивидуализации обучения.

Автономность – способность к независимости от внешних воздействий.

Авторитарный – основанный на слепом подчинении и власти, навязывающий другим свои взгляды.

Адаптивность – приспособленность, способность образования к гибкой переориентации содержания, форм и методов обучения и воспитания в зависимости от конкретных условий.

Активизация познавательной деятельности – такая организация познавательного процесса, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого обучаемого.

Актуализация – переход психического явления из потенциального в актуальное или из менее актуального в более актуальное.

Актуальность исследования – необходимость и своевременность изучения и решения какой-то проблемы для дальнейшего развития теории и практики.

Алгоритмизация – использование в обучении алгоритмов: набора правил и предписаний, позволяющих гарантировано и наиболее рационально решать задачи определенного класса.

Алгоритмизированное обучение – обучение, при котором усвоение знаний идет путем последовательного выполнения одной за другой логически взаимосвязанных операций.

Ассоциация – отражение в сознании связей познаваемых феноменов, когда представление об одном вызывает появление мысли о другом.

Аттестация образовательного учреждения – установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов.

Воспитанник – человек, являющийся, с одной стороны, объектом целенаправленной деятельности воспитателя и социального окружения (семьи и коллектива); с другой стороны – субъектом самовоспитания и саморазвития.

Воспитанность – достигнутый уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями и умениями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью сформированности общественно значимых качеств.

Воспитательная функция педагогического процесса – круг деятельности по формированию основ научного мировоззрения, профессиональных убеждений, уважения к труду, по воспитанию коллективизма, дружбы, трудовой дисциплины, ответственности; формирование норм и правил гражданского поведения.

Воспитательное мастерство – мера совершенства педагога в реализации системы воспитательных функций при решении конкретных воспитательных задач.

Восприятие – простейшая из свойственных только человеку форм психического отражения объективного мира в виде целостного образа. В отличие от ощущения восприятие отражает объект целостно.

Гипертекст – тип интерактивной среды с возможностями переходов по ссылкам, позволяющим выбрать необходимую информацию.

Гуманизация образования – распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения и воспитания; обеспечение образовательным процессом разностороннего и гармоничного развития природных сил и способностей человека.

Гуманизм – принцип мировоззрения, в основе которого лежит признание безграничных возможностей человека и его способности к совершенствованию, прав личности на свободное проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений; один из основных принципов педагогики в настоящее время.

Гуманизм – совокупность взглядов, признающих ценность человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей независимо от общественного положения.

Дедукция – вид умозаключения от общих суждений к частному; метод познания.

Действие – элемент деятельности, цель которого не разлагается на более простые.

Демократизация образования – расширение прав и свобод образовательных учреждений; привлечение родителей и общественности к управлению образованием.

Деятельность – взаимодействие человека с миром, в процессе которого человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя.

Диалог учебный – устное общение, разговор, обмен информацией педагога и учащихся или учащихся друг с другом.

Диверсификация (лат. diversicatio – изменение, разнообразие) – в образовании означает переход от моноуровневой структуры образования к многообразию уровней форм получения образования. Она призвана расширить возможность самореализации личности. В профессиональном образовании наметилось два основных пути диверсификации: многоступенчатая и многоуровневая подготовка кадров.

Дидактика (от греч. "didaktikos" - поучающий и "didasko" – изучающий) – является частью педагогики, разрабатывающей проблемы обучения и образования (цели, содержание, методы, средства, организация, достигаемые результаты).

Дидактическая система (от греч. "systema" – целое, составленное из частей, соединение) – это выделенное по определенным критериям целостное образование. Дидактические системы характеризуются внутренней целостностью структур, образованных единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения.

Дидактический материал – особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени.

Дидактический процесс – совокупность действий преподавателя и познавательной деятельности обучаемых.

Дифференциация обучения – форма организации учебной деятельности учащихся, при которой учитываются их склонности, интересы и проявившиеся способности.

Задача дидактическая – конкретная цель деятельности педагога по обучению знаниям, умениям и навыкам, воспитанию и развитию учащихся.

Закономерности воспитания – устойчивые, повторяющиеся, существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.

Знания – результат познания человеком объективной реальности, верное ее отражение в виде понятий, законов, принципов, теорий, суждений.

Зона ближайшего развития – расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого. Понятие введено Л.В. Выготским.

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в специально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Идеал – образец, высшая цель, определяющие способ мышления и деятельности личности.

Иерархия – определенная система соподчинения понятий, качеств, реальных объектов.

Избирательность – способность выделять объекты, значимые для личности.

Имитация (лат. imitation – подражание, идентичность) – воспроизведение, подражание кому-либо или чему-либо, подделка под что-нибудь.

Имманентный (лат. immanens – свойственный, присущий) – присущий природе самого предмета, явления; внутренний.

Индивидуальный стиль деятельности  совокупность индивидуальных способов и приемов деятельности человека с учетом его индивидуальных особенностей и уровня профессионального развития.

Индукция  вид умозаключения от частных, единичных суждений и фактов к общим; метод познания.

Инновационная деятельность – деятельность, которая осуществляется с помощью новых средств и направлена на достижение новых результатов.

Инновационное образовательное учреждение – учреждение, в котором осуществляются инновационные образовательные процессы.

Инновационные процессы в образовании  управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.

Интеграция образования – процесс сближения и объединения различных компонентов содержания образования, образовательных областей и учреждений, а также субъектов образовательного процесса.

Информатизация образования – внедрение в образовательный процесс информационных технологий, основанных на широком использовании вычислительной и информационной техники.

Информатизация образования – внедрение в образовательный процесс информационных технологий, соответствующих требованиям мирового сообщества, повышение качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования вычислительной и информационной техники.

Информатизация образования – массовое внедрение в педагогическую практику информационных технологий с целью создания условий для перестройки учебно-познавательной деятельности и усиления интеллектуальных возможностей обучающихся.

Информационная технология обучения – педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные средства) для работы с информацией.

Информационная технология обучения – педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Исследовательские задачи – этапы достижения цели исследования.

Исследовательский подход в обучении – совокупность методов и приемов, требующих от учащихся самостоятельного поиска истины; воспроизводящих в обучении научные методы познания.

Качество образования – интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быт образовательный процесс и каким целям он должен служить. Качество образования определяется факторами, обусловливающими его социальную эффективность: содержание; высокая компетентность педагогических работников; новейшие педагогические технологии; материально-техническая оснащенность; гуманистическая направленность; полнота удовлетворения потребностей населения в знаниях.

Качество профессионального образования – степень соответствия профессионального образования текущим и перспективным задачам социально-экономического развития общества.

Квалиметрия – наука о количественных методах оценки качества.

Квалификационная характеристика – эталон квалификации специалиста конкретного профиля, в котором указаны личностные характеристики будущего специалиста, компоненты его трудовой деятельности, уровни выполнения им соответствующих трудовых процессов.

Квалификация – уровень подготовленности, степень годности к какому-либо виду труда; качество, уровень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения трудовых функций по специальности на занимаемой должности.

Квалификация – уровень развития способностей человека, позволяющей ему выполнять профессиональные функции определенной степени сложности в конкретном виде деятельности. Квалификация определяется объемом теоретических знаний, практических умений и навыков, степенью сформированности профессионально важных качеств.

Квалификация – уровень, степень подготовленности человека к какому-либо виду труда.

Кибернетика – наука о процессах управления в сложных динамических системах.

Коллектив – группа людей (не менее 2 человек), объединенных общественно значимыми идеями, интересами, организованных и обладающих органами управления.

Коллектив – группа людей, объединенных общими идеями, интересами.

Коллективизм – включенность индивида в один или несколько коллективов, в особенности в экономическом и социальном отношениях, часто в ущерб естественно выросшим сообществам (семье, сословию и т.д.).

Компетентность педагогическая – знания и опыт, дающие возможность профессионального, грамотного решения вопросов обучения и воспитания.

Компетенция  круг вопросов, в которых человек обладает познанием и опытом; круг полномочий лица или учреждения.

Комплексный подход – исследовательский метод, рассматривающий профессиональное образование в единстве его социально-экономической, психологической и педагогической проблематики; важное требование комплексного подхода – учет взаимодействия разнохарактерных факторов, обусловливающих эффективность профессионального образования.

Конгруэнтность – равенство самому себе, степень совпадения объектов, процессов, явлений (например, совпадение содержания профессионального образования содержанию будущей профессиональной деятельности).

Контроль (от франц. controle – проверка) – составная часть управления объектами и процессами, заключающаяся в наблюдении за объектом с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, инструкциями, положениями, программами, планами, проектами и соглашениями.

Концепция – определенный способ понимания, трактовка группы явлений, ведущий принцип анализа деятельности.

Концепция – система идей с выделением ведущей из них.

Координация – согласование, соподчинение, установление взаимосвязи между какими-либо действиями, понятиями, явлениями.

Коэффициент полноты учебного предмета – отношение количества учебных элементов в изучаемом предмете к количеству объектов в соответствующей учебному предмету отрасли науки (для профессиональной школы – отношение к объекту соответствующего учебного предмета в вузе).

Креативность – способность к творческой продуктивной деятельности.

Креативность – творческая самореализация воспитанника.

Культура (лат. cultura – возделывание) – исторически определенный уровень развития общества, производства и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимодействиях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях; совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности.

Культура поведения – характеристика поведения по критерию и мере соответствия нравственно-эстетическим принципам, социальным нормам, правилам этикета.

Личностный подход – базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимоотношении с каждым учащимся и коллективом; предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, развитии его возможностей.

Личность – человек как общественное существо, носитель общественного сознания и самосознания.

Логика исследования – ход, последовательность, внутренняя закономерность этапов и методов исследования.

Локальный – местный, не выходящий за определенные пределы.

Мастерство – высший уровень профессионального развития, характеризующийся профессиональным творчеством и сформированностью индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Мастерство педагогическое – высокий уровень овладения педагогической деятельностью, обеспечивающий ее положительные результаты.

Метод (греч. methodos – путь исследования или познания) – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности.

Метод мозгового штурма – метод группового обучения или воспитания, стимулирующий познавательную активность, основанный на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблем.

Метод обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий педагогов и обучающихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся и студентов, овладение ими средствами самообразования. Методы обучения обозначают цель обучения, способ усвоения и характер взаимоотношений субъектов обучения.

Методика в образовании – совокупность конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах.

Методология – учение о методах и принципах познания; учение о структуре, методах и средствах деятельности.

Методы воспитания – способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Методы контроля – способы получения информации о результативности процесса обучения.

Методы организации коллектива – методы воспитания, способствующие формированию коллектива, отличающегося высокой дисциплиной, заботой всех и каждого об улучшении условий обучения, труда, соревновательным отношением к делу и самоуправлением, т.е. активным участием в управлении делами коллектива.

Мировоззрение – система научных, философских, социально-полити-ческих, эстетических взглядов на мир.

Модальность – одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика (цвет, запах, тембр и т.п.).

Моделирование воспитания – метод познавательной и практической деятельности, позволяющий адекватно и целостно отразить в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты воспитательного процесса.

Модель – образец какого-либо изделия, образцовый экземпляр; схема, макет чего-либо, обычно в уменьшенном виде; тип, марка конструкции.

Модель виртуальных миров в обучении – компьютерная технология, обладающая эффектом присутствия, основана на трехмерных объектах, являющихся усовершенствованной электронной моделью учебной аудитории.

Модернизация (фр. moderne – современный, новейший) – в образовании означает его обновление, придание образованию новых черт, в соответствии с современными требованиями и с учетом положительных тенденций развития мирового образовательного процесса.

Мониторинг (англ. monitor - контролировать, проверять) – 1) постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям; 2) в педагогике планомерное диагностическое отслеживание профессионально-образователь-ного процесса; мониторинг включает диагностику, прогнозирование и коррекцию профессионального развития личности и процесса образования.

Мониторинг (лат. monitor – напоминающий, надзирающий) – постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

Мониторинг профессионального развития – внешнее и внутреннее побуждение субъекта к профессиональной деятельности и способы его инициирования.

Мотивация – внешнее или внутреннее побуждение субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения. Мотивация формируется под влиянием всей системы педагогических воздействий, но она воспитывается в процессе непосредственной деятельности.

Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности с помощью абстракций; один из высших компонентов сознания человека.

Навыки – действия, доведенные до автоматизма, формируемые путем многократного повторения.

Направленность личности – это мотивационная обусловленность действий, поступков, всего поведения человека конкретными жизненными целями, источниками которых являются потребности, общественные требования.

Научное воспитание – воспитание, совершаемое в процессе реального познания, состоящее в развитии личности, формировании у воспитуемых творческого, аналитического отношения к явлениям природы и общества, умения прогнозировать, строить систему доказательств.

Неформальная организационная структура педагогического коллектива – возникает на основе действительных, а не только предписанных функций, выполняемых членами конкретного профессионального объединения людей. Неформальная структура коллектива представляет собой сеть реально сложившихся отношений между его членами.

Новатор – (лат. novator – обновитель) – человек, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы, идеи и приемы в той или иной области деятельности.

Новация – новый, прогрессивный принцип, идея, прием в какой-либо области деятельности.

Нравственная культура – определенный уровень отношения к сложившейся в обществе системе ценностей и традиций морали, выражающейся в объеме знаний, интересе к ним и их выборе в качестве мотива своего поведения.

Образовательная область – набор соответствующих учебных дисциплин и курсов, которые включены в базисный учебный план общеобразовательной школы.

Образовательная программа – документы, определяющие содержание образования определенного уровня и направленности, включающие общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) программы.

Образовательные учреждения – учреждения, осуществляющие образовательный процесс, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций).

Обучаемость – индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения; способность к обучению.

Обученность – результат обучения, включающий как наличный запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умения учиться).

Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности образования человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях всех типов.

Общение – живой постоянный процесс взаимодействия людей, человека с самим собой и миром. Обеспечивает все многообразие жизнедеятельности, отношений, самопроявления и самоутверждения индивидов; обмен информацией, взаимопонимание, деловое сотрудничество, творчество, развивает психику, обогащает сознание.

Общественное мнение – метод самоорганизации педагогического стимулирования, обеспечивающий поддержку и развитие общественно полезной деятельности и проявление нравственных качеств воспитанников посредством выполнения моральных требований, постановки и реализации общественно значимых перспектив, нравственной оценки поведения челнов коллектива.

Общественно-педагогическое движение в России 60-89-х гг. XIX в., было направлено на демократизацию и расширение образования народных масс. Включало в себя революционно-демократическое (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов), буржуазно-демократическое (К.Д. Ушинский), либерально-буржуазное (Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов). Под напором этого движения царское правительство вынуждено было осуществлять ряд мер по реформированию начального, среднего и высшего образования в России.

Объект исследования – то, на что направлен процесс познания. В педагогике им могут быть: педагогический процесс, область педагогической действительности, какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие.

Объект проектирования – то, на что направлена проектная деятельность.

Оптимальность – достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и усилий участников.

Парадигма – совокупность еретико-методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которым руководствуются в качестве образца в научной практике на данном этапе.

Педагогическая задача – осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности.

Педагогическая квалификация – уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса педагогических задач.

Педагогическая специализация – определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности.

Педагогическая специальность – вид деятельности, в рамках данной профессиональной группы характеризующейся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присвоенной квалификацией.

Педагогическая технология – последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или на планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Педагогическая цель – предполагаемый результат взаимодействия педагога и воспитанников, формируемый в сознании педагога, в соответствии с которым отбираются и соотносятся между собой все компоненты педагогического процесса.

Педагогические средства – материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса; предметная поддержка педагогического процесса; разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники.

Педагогический процесс – целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников с целью их развития, обучения и воспитания.

Педагогический такт – соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей.

Педагогическое призвание – означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу.

Педагогическое управление – перевод педагогической системы на более высокий уровень развития с помощью педагогических методов и средств.

Познание – процесс психического отражения, обеспечивающий приобретение и усвоение знаний; один из атрибутов сознания.

Предмет исследования – часть, сторона объекта; наиболее значимые свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

Преемственность в воспитании – многоступенчатое воспитательно-образовательное пространство, в котором конкретная ступень охватывает определенный жизненный рубеж человека, формируя у него необходимые личностные и профессиональные качества.

Призвание – свойство личности, формирующееся на основе интереса к определенной деятельности, стремления выполнять ее и проявления способностей к ней. Деятельность по призванию, помимо внешнего результата, дает чувство удовлетворения результатом и самим процессом деятельности.

Принцип воспитания – исходное положение, требование, которым нужно руководствоваться в воспитательной работе.

Провайдер – поставщик услуг Internet.

Программные средства обучения – это такие средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной степени реализуется психология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности.

Профессиограмма – документ, регламентирующий технологию построения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим особенностям, психо-физическим возможностям человека.

Профессионал – лицо, избравшее какое-либо постоянно оплачиваемое занятие в качестве своей профессии и обладающее необходимыми для этого занятия знаниями, пониманием дела и умениями.

Профессионал – человек, получивший профессиональное образование и овладевший основными профессиональными компетенциями.

Профессионализация – термин, введенный для обозначения педагогически регулируемого процесса профессионального становления личности, формирования рабочего-профессионала в условиях профессионального образования.

Профессионализм – приобретенная в ходе учебной и практической деятельности способность к конкретному выполнению оплачиваемых функциональных обязанностей; уровень мастерства и искусности в определенном занятии, соответствующий уровню сложности выполняемых задач.

Профессионализм  уровень профессионального развития личности.

Профессиональная адаптация – приспособление работающих к условиям профессиональной среды и деятельности.

Профессиональная готовность – субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнить.

Профессиональная компетентность – интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыт, достаточные для осуществления цели данного рода деятельности, а также его нравственную позицию.

Профессиональная мобильность – способность и готовность человека к смене трудовой деятельности в связи с изменениями жизненных и производственных обстоятельств.

Профессиональная мобильность –способность и готовность человека к смене трудовой деятельности в связи с изменением жизненных обстоятельств.

Профессиональная модель специалиста – конкретизация Государственного образовательного стандарта на подготовку специалистов в виде документа, в котором содержатся научно обоснованные данные о наиболее вероятных тенденциях развития соответствующей отрасли науки, а также в недостаточной степени детализированный перечень требований к личностным и профессиональным качествам.

Профессиональная направленность – направленность личности на определенный вид профессиональной деятельности и на конкретную профессию.

Профессиональная подготовка – система организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающих формирование у личности профессиональной направленности знаний, умений, навыков и профессиональной готовности.

Профессиональная пригодность – психодиагностическая и психопрогностическая оценка личности и организма человека по взаимодействию его профессиональных способностей и условий профессиональной деятельности.

Профессиональная честь – предписывает нормативные требования к поведению и предполагает в отношении к человеку ту меру уважения, которую он заслуживает со стороны всех участников педагогического процесса – взрослых и детей.

Профессиональное развитие – процесс развития личности как субъекта профессиональной деятельности.

Профессиональное развитие – процесс развития личности как субъекта профессионального самоопределения и профессиональной деятельности.

Профессиональное развитие – процесс развития личности как субъекта профессиональной деятельности посредством профессионального обучения и воспитания; тесно связано с профессиональным самоопределением.

Профессиональное становление – это процесс изменения личности под влиянием социально-профессиональной ситуации, профессиональной деятельности и собственной активности личности, направленной на самореализацию и реализацию себя в труде.

Профессиональное творчество – деятельность личности по созданию субъективно или объективно новых способов и приемов профессиональной деятельности и ее результатов.

Профессионально-педагогическая квалификация – уровень обученности, подготовленности к осуществлению профессионально-педагогической деятельности.

Профессионально-педагогическая культура –мера и способ творческой самореализации личности преподавателя профессиональной школы в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий.

Профессионально-педагогическое образование – процесс и результат целенаправленной подготовки профессионально-педагогических кадров в специальных учебных заведениях.

Профессиональный педагогический долг – это ориентация на безусловное уважение человеческого достоинства каждого участника педагогического процесса, утверждение гуманности, реализация принципа единства уважения к личности воспитанника и требовательности к нему.

Профессия – род трудовой деятельности, требующей определенной профессиональной подготовки.

Профессия – это устойчивый род трудовой деятельности, требующей определенной профессиональной подготовки.

Процесс – последовательная смена одного состояния другими; ход развития чего-либо; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Процесс – ход развития какого-либо явления, последовательная смена состояний в развитии чего-либо.

Психические процессы – процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях: ощущениях, восприятии, воображении, памяти, мышлении, речи и др.

Психомоторика – основной вид объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных (в частности, импульсивных) реакциях и актах.

Рабочая учебно-программная документация – учебный план для обучения по определенной профессии, разработанный для конкретного учреждения начального профессионального образования, и соответствующие ему учебные программы.

Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений унаследованных и приобретенных свойств личности.

Развитие личности в обучении – духовное и физическое становление человека, реализация его природных задатков на основе усвоения всех элементов культуры и социального опыта, включенных в содержание образования.

Ремесло  древний, узкий вид трудовой деятельности (наряду с земледелием и скотоводством), основанный на примитивных, как правило, ручных способах обработки различных материалов. Ремесленным способом изготавливались орудия труда, оружие, предметы быта и украшения.

Самоактуализация – стремление к полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, переход из состояния возможностей в состояние действительности.

Самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей.

Самоорганизация – это процесс или совокупность процессов, происходящих в системе, способствующих поддержанию ее оптимального функционирования.

Самосознание – одно из проявлений сознания как выделение себя (Я) из объективного мира («не Я»), осознание себя человеком.

Система – целое, составленное из частей, находящихся во взаимосвязях и взаимообусловности.

Системность – объективное свойство всех сложных объектов, которые имеют место в реальной действительности.

Системный подход в образовании – метод научного познания, в основе которого лежит рассмотрение образования как системы.

Ситуационная производственная задача – метод обучения, используемый для подготовки к профессиональной деятельности: на основе анализа описанной производственной ситуации учащиеся выбирают способы решения и выполняют действия (расчеты), обусловленные вопросом (заданием).

Ситуация – положение, обстановка, сложившиеся обстоятельства.

Сотрудничество в обучении – стремление и умение педагога и учащихся работать совместно, помогая и поддерживая друг друга.

Социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на формирование личности.

Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Социальный заказ – совокупность задач, выполнение которых ожидается от того или иного субъекта деятельности, включенного в систему общественного разделения труда. Социальный заказ в системе образования состоит из совокупности социальных потребностей, которые он призван удовлетворить.

Социометрия – социально-психологический метод, позволяющий определять структуру межличностных отношений в группе по числу взаимных выборов ее членов применительно к различным видам их совместной деятельности.

Специальность – конкретная область труда, в рамках определенной профессии, требующая специальных знаний, умений и навыков.

Субординация – система строгого подчинения людей, отношений между ними.

Субъектность – качество отдельного человека, отражающее способность быть индивидуальным и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе деятельности.

Творческое мышление (в обучении) – способность обучаемого самостоятельно открывать новые, ранее ему неизвестные знания и способы действий, которые составляют содержание учебного процесса.

Телекоммуникационная сеть – сеть обмена и обработки информации, образованная совокупностью взаимосвязанных компьютеров и средств связи и предназначенная для компьютерного использования технических и информационных ресурсов.

Технологический процесс – совокупность связанных между собой процессов (технологических операций) для превращения заготовки в готовую деталь.Технология – наука, о мастерстве, способах преобразовательной деятельности и конкретных технологических процессах; универсальный способ познания и жизнедеятельности человека; интегративная образовательная область.

Тьютор – преподаватель-консультант, ведущий учебный процесс в дистанционной форме обучения и выполняющий одновременно функции преподавателя, консультанта и организатора (менеджера) учебного процесса.

Умение – освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения формируются путем упражнений и создают возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Умения – подготовленность человека к теоретическим и практическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта.

Управление – целенаправленное воздействие, необходимое для согласования совместной деятельности людей.

Управление образовательным учреждением – сложный динамический процесс, включающий в себя постановку целей и задач, изучение и анализ существующего уровня учебно-воспитательной работы, поиск путей совершенствования системы работы учреждения, эффективного использования средств обучения и воспитания, координацию усилий всего педагогического коллектива.

Управленческое решение – творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели.

Упражнение – повторное выполнение действия с целью его усвоения.

Уровни освоения навыков и умений – показатели качества освоения учащимися профессиональной практической деятельности в процессе производственного обучения.

Уровни трудового процесса – это сложность выполнения трудовых процессов, которые можно систематизировать.

Усвоение знаний – познавательная деятельность, направленная на прочное овладение знаниями, умениями и навыками. В результате анализа и синтеза изучаемых явлений, факторов, процессов формируются обобщения, составляющие основу научных понятий.

Устав – свод правил, устанавливающий порядок деятельности учреждения, организации, коллектива.

Учебная программа – документ, определяющий основное содержание обучения по данному учебному предмету (курсу). В учебной программе формируются цели и задачи обучения, определяются особенности организации занятий и методики их проведения.

Учебная программа – нормативный документ, определяющий содержание образования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемого как на изучение предмета в целом, так и на каждый раздел и тему.

Учебная программа – это нормативный документ, определяющий назначение и место учебного предмета в системе подготовки специалистов, цели его изучения, содержание учебного материала, формы организации обучения.

Учебно-методический комплекс – это подсистема учебно-методичес-кого обеспечения, регламентирующая все виды учебной деятельности обучающихся и значительно облегчающая труд преподавателя, что способствует интенсификации обучения.

Учебный план – нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном образовательном учреждении, их распределение по годам обучения, годовое и недельное количество времени, отводимое на каждый учебный предмет, и структуру учебного года.

Учебный план – нормативный документ, регламентирующий общее направление и основное содержание подготовки специалиста, последовательность, интенсивность и сроки изучения учебных дисциплин, формы и сроки проверки знаний и умений учащихся, основные формы организации обучения.

Учение – систематическая и сознательная деятельность обучающихся по овладению знаниями, умениями и навыками, в ходе которой происходит развитие их познавательных сил и способностей.

Учреждения дополнительного образования – образовательные учреждения, реализующие дополнительные учебные программы различной направленности, выходящие за пределы основных образовательных программ.

Фасилитация (англ. fasility – благоприятные условия) – усиление доминантных реакций, действий в присутствии других людей.

Феномен (греч. phainomenon – являющееся) – выдающееся явление, исключительная, неповторимая личность.

Формальная структура коллектива – обусловлена официальным разделением труда, правами и обязанностями его членов. В рамках формальной структуры каждый человек, выполняя те или иные профессиональные функции, взаимодействует с другими членами трудового общества на основе определенных, предписанных ему правил.

Функции управления – законченный цикл действий, отражающих определенное содержание управленческих воздействий; операции, действия субъекта управления, соответствующие стадиям управленческого цикла.

Функция – обязанность, круг деятельности, назначение, роль.

Цель исследования – конечный результат решения проблемы.

Цель управленческой деятельности – воздействие на коллектив, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы. При определении генеральной цели деятельности образовательного учреждения необходимо ее представить в виде ряда конкретных частных целей. Достижение генеральной цели осуществляется за счет выполнения составляющих ее частных целей.

Централизация управления – процесс передачи основных функций управления центральным органам.

Эгоцентризм – свойство личности, близкое к эгоизму, но отличающееся от него тем, что основной целью имеет не выгоду, а утверждение исключительности своего Я.

Электронная библиотека – средство информационной поддержки дистанционного образования, содержит фотографии, звукозапись, музыкальное сопровождение и видеофрагменты.

Электронная почта – передача данных на конкретный электронный адрес с соблюдением конфиденциальности.

Этап (фр. etape) – момент, стадия развития какого-либо процесса; отдельная часть пути.

Я-концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми.

 

Я–концепция – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений о самом себе, на основе которой человек строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.