Классное руководство

Классный коллектив подобен живому организму, который существует во времени и пространстве, который учится, работает, отдыхает, имеет свои недостатки и достоинства, который может болеть, сострадать, радоваться. Задача классного руководителя - создать такой коллектив, в котором каждому ребенку было бы комфортно и счастливо сосуществовать и учиться.

Классный руководитель - архитектор классного коллектива.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно - ориентированное системное воспитание учащихся.

Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда. Человек воспитывается постоянно, личность его формируется в течение всей жизни. А.С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет».

  В современном мире, в новых условиях общественного развития мы должны строить воспитание по-новому, т. е. иначе планировать свою работу. «Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание сложных микромиров, а для такого творчества нужна и глубокая интуиция, и глубокие знания. К воспитанию детей стоило бы относиться как к самой важной из всех земных профессий…» - так выразил свои мысли Ю. Рюриков. И это действительно так, ведь каждый из нас знает, что мы готовим к жизни новое поколение. Нам доверено ни много ни мало – будущее России. И от того, каким оно будет, что будет заложено в душах и умах детей, будет зависеть наше и их будущее. Это очень важно, как они будут жить в новом веке, какими они станут, каким будет общество их нового века.

Читая труды корифеев воспитания А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, я начала задумываться о сущности воспитания. Наблюдая в течение нескольких лет за своими учениками, я создала свою, может быть, еще несовершенную, концепцию воспитания. В основе ее – всем известное понятие о воспитании как о целенаправленном управлении процессом развития личности. Чтобы этот процесс развития проходил успешно, безболезненно для ребенка, должна быть создана вокруг него соответствующая атмосфера. В своей семье каждый ребенок чувствовал себя центром Вселенной: для родителей он всегда был, есть и будет самым особенным, самым умным, самым красивым, самым талантливым. Когда он оказывается в коллективе, то может растеряться, потеряться, остаться незамеченным. А это для него – трагедия. Поэтому, я считаю, нужно обязательно в каждом маленьком человечке разглядеть и развить его талант и способности. Нужно создать такие условия, чтобы каждый ребенок обязательно проявил себя. Для этого нужно выполнять несколько правил:

  1. Воспитывать в детях уверенность в себе.
  2. Браться за любое дело и знать, что оно даст положительный результат, принесет успех.
  3. Уметь удивлять и удивляться.
  4. Убедить детей в важности любого дела.
  5. Воспитывать взаимное уважение друг к другу.
  6. Учить работать и анализировать.
  7. Предоставлять самостоятельность ребенку.
  8. Не упустить момент первого успеха ребенка.
  9. Создать условия для раскрытия индивидуальности каждого ученика, помочь ему реализовать свои способности.

  Каждый ребенок – личность. Главное для меня – воспитать эту личность, найти в каждом ребенке хорошее и поддержать в нем это хорошее. Ведь только тогда ребенок научится познавать себя, когда его душа и сердце будут освещены лучиками надежды и успеха. Поэтому я считаю, что индивидуальному воспитанию личности нужно уделять особое внимание. В современных условиях необходимо дойти до каждого ученика, создать каждому условия для развития индивидуальных особенностей, сформировать в каждом потребность к самовыражению. Поэтому основной воспитательной задачей для меня является реализация личностно ориентированного подхода к воспитанию.

 Моя система воспитания начинается с того, что я прежде всего представляю себе, чего я хочу добиться от детей на данном этапе времени, какими я хочу видеть их в конце года, какими они должны стать по окончанию школы. Получив классное руководство в 5 классе, я ставлю следующие задачи:

  1. Изучить личность каждого ребенка, его физическое, психическое состояние, семью, индивидуальные особенности и способности.
  2. Продолжать традиции, установленные в классе в период обучения в начальной школе, и развивать их.
  3. Всемерно способствовать сплочению классного коллектива.
  4. Начать работу по развитию ученического самоуправления.
  5. Активизировать работу классного коллектива через участие в общешкольных мероприятиях.
  6. Способствовать формированию активной жизненной позиции детей.
  7. Развивать лучшие человеческие качества детей в процессе организации коллективно-творческой деятельности класса.

Выбирая формы работы, я отдаю предпочтение таким, в которых ребята смогут проявить себя, реализовать свое «Я». Для этого я провожу различные наблюдения, анкетирования, тестирования, мероприятия и праздники, которые дают возможность увидеть творческие возможности детей, их наклонности, проследить систему взаимоотношений детей между собой. Здесь выясняются сильные и слабые стороны как коллектива, так и отдельных личностей. Из года в год  продолжаю работать над задачами, поставленными в самом начале, ставлю новые, более актуальные и важные на данном этапе. Моя задача – создать условия самореализации ребенка, важно, чтобы каждый ребенок понял, что он сам творец себя, своей удивительной души. Нужно помочь ему  обрести не только веру, но и уверенность в себе. Без этого он не будет соответствовать высокому назначению человека. Ведь именно это поколение должно стать той силой, которая построит новую процветающую Россию. Воспитывая своих учеников, я всегда представляю каждого из них личностью, определившей свою жизненную цель и путь к ее достижению. Такие люди всегда уверенны, ответственны, их слова не расходятся с делом, они доброжелательны, отзывчивы и умеют любить. Очень важно, мне кажется, воспитать в детях чувство собственного достоинства, веру в себя, веру в то, что он знает, умеет, может. У каждого человека есть в этой жизни свое призвание, своя уникальная миссия, которую должен исполнить он, и только он. Сущность этой миссии – в самореализации, в самоосуществлении. Поэтому основу воспитательного процесса должны составлять следующие принципы:

  1. воспитание строить в соответствии с потребностями ребенка;
  2. давать возможность ребенку сознательно формировать свою личность;
  3. создавать ситуации успеха;
  4. обеспечить доверительные отношения между учителем и учеником, проявлять любовь и уважение к детям;
  5. обеспечить целостность и последовательность воспитательного процесса.

Моя формула успеха.

Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло,   сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах.

ПОМНИ!

-Будь осторожен!

-Не ошибись!

-Не навреди!

-Будь надеждой для своего ученика!

-Дари себя детям!

-Знай, к чему стремиться!

-Постоянно ищи в ребенке богатство его души!

-Будь терпеливее в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке!

-Все делай творчески!

-Улыбки рассыпай направо и налево!

-Сначала отдай, а потом проси!

-Сам цени свое время и ребенка этому учи!

Думай о детях, как о своих!

-Принимай каждого ребенка таким, какой он есть наедине с собой!

   

 

СТРУКТУРА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Учебный сектор:

  • ведет учет успеваемости в классе;
  • оформляет молнии для классного уголка, отражающие положение учебных дел в классе;
  • помогает классному руководителю проверять дневники;
  • ежемесячно проверяет учебники;
  • планирует работу своего сектора на каждую четверть.

Сектор дисциплины и порядка:

  • планирует работу своего сектора на каждую четверть;
  • следит за выполнением единых требований к учащимся;
  • организует дежурство по школе;
  • ведет дневник дисциплины и порядка в классе;
  • следит за дисциплиной и порядком на уроках.

Санитарно – хозяйственный сектор:

  • проверяет внешний вид учащихся;
  • регулярно следит за дежурством в классе;
  • организует генеральные уборки в кабинете;
  • составляет график дежурства в кабинете;
  • оформляет «Уголок здоровья».

Спортивный сектор:

  • организует и проводит спортивные мероприятия;
  • ежедневно проводит комплекс упражнений утренней зарядки;
  • ведет учет спортивных достижений;
  • ведет пропаганду здорового образа жизни.

Культмассовый сектор:

  • планирует проведение культурно-массовых мероприятий;
  • составляет сценарии праздников;
  • оформляет классный уголок.

Трудовой сектор:

  • отвечает за проведение трудовых десантов;
  • составляет график работ на пришкольном участке.

 

Задачи воспитательной работы

1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

  1) продолжить работу по формированию сплоченного ученического коллектива;

  2) продолжить работу по развитию ученического самоуправления в классе;

  3) оказывать помощь активу класса.

2. НРАВСТВЕННОЕ  ВОСПИТАНИЕ

  1) учить детей вырабатывать собственные взгляды, суждения, оценки;

  2) учить осмысливать и анализировать собственные нравственные поступки, а также поступки сверстников и одноклассников.

  3) вести работу по развитию нравственных личностных качеств: доброта, желание помогать другим, умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.

3. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

  1) организовать самообслуживание, воспитывая хозяйское отношение к школьному имуществу;

  2) воспитывать у учащихся постоянное стремление к приобретению знаний, к самообразованию.

 

4. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ

  1) принимать участие во всех художественных мероприятиях, проводимых в школе;

  2) воспитывать учащихся средствами искусства;

  3) поощрять развитие индивидуальных творческих способностей.

5. ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА  И  УКРЕПЛЕНИЕ  ЗДОРОВЬЯ  УЧЩИХСЯ

  1) формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

  2) пропагандировать санитарно-гигиенические знания.

6. РАБОТА  С  СЕМЬЕЙ

  1) организовать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, индивидуальных бесед, консультаций;

  2) проводить мероприятия, направленные на формирование единых моральных требований семьи и школы к учащимся.

7. РАБОТА  С  УЧИТЕЛЯМИ-ПРЕДМЕТНИКАМИ

  1) индивидуальные беседы с учителями-предметниками об успеваемости учащихся;

  2) провести малый педсовет в классе с приглашением родителей, учителей, работающих в 8 классе;

  3) организовывать встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией, оказания помощи родителям в воспитании и обучении детей.

Анкета для родителей.

  1. Какие положительные качества характерны для Вашего ребенка?
  2. Какие отрицательные качества характерны для Вашего ребенка?
  3. Какие качества Вы стараетесь воспитать у Вашего ребенка, и насколько Вам это удается?
  4. Имеет ли Ваш ребенок постоянные обязанности по дому и как он их выполняет?
  5. Как он относится к другим членам семьи, оказывает ли он им нужную помощь, сочувствует, защищает?
  6. Как Вы реагируете на полученные Вашим ребенком оценки?
  7. Как поощряете за успехи в учении?
  8. Достаточно ли Вы осведомлены о школьной жизни ребенка?
  9. На всех ли родительских собраниях Вы бываете?
  10. Ваши предложения и пожелания классному руководителю.

Анкета    « Школа и я».

  1. Назови свой самый любимый предмет.
  2. Считаешь ли ты свой класс дружным?
  3. Если бы тебе предложили перейти в другой класс, согласился бы ты это сделать?
  4. К кому бы ты обратился за помощью, если бы в классе возникла конфликтная ситуация?
  5. С кем бы из учителей тебе было трудно расстаться, если бы ты перешел в другую школу?
  6. Кто из одноклассников принес классу наибольшую пользу?
  7. Когда на тебя кричат, ты отвечаешь тем же?
  8. Нравится ли тебе учиться в школе?
  9. Легко ли тебе дается ученье?
  10. Устаешь ли ты после занятий в школе?
  11. Сколько времени ты тратишь на подготовку домашнего задания?

Анкета «Выявление качеств личности учащегося»

  1. Часто ли ты чувствуешь, что нуждаешься в друзьях, которые могут тебя понять, ободрить или посочувствовать?
  2. Считаешь ли ты себя беззаботным человеком?
  3. Очень ли трудно тебе отказаться от своих намерений?
  4. Всегда ли ты сдерживаешь свои обещания, даже если тебе это невыгодно?
  5. Часто ли у тебя бывают спады и подъемы настроения?
  6. Много ли ты мечтаешь?
  7. Считаешь ли ты свои привычки хорошими?
  8. Когда на тебя кричат, ты отвечаешь тем же?

Варианты ответов: ДА      НЕТ      НЕ  ЗНАЮ



Предварительный просмотр:

  • любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
  • приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слышать, и услышать;
  • уважение достоинства и доверие, вера в миссию, каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
  • ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
  • признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное олеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);
  • умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;
  • собственный самоанализ, постоянный профессиональный рост, самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку;
  • поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа;
  • признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы.

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


ЧТОБЫ ВОСПИТАТЬ ВОЛЮ И ХАРАКТЕР.

Слово "честность", "честь" похожи на слово "чистота".
Честным человеком мы называем такого, который "не запачкал" себя притворством, трусостью и ложью. Честный человек - тот, кто правдив и смел. Тот, кто дорожит дружбой. Кто уважает и любит своих близких и прочих-остальных знакомых и даже незнакомых людей.
У человека, который всегда старается вести себя вежливо и честно, со временем вырабатывается сильная воля и твердый характер. Про такого говорят:
- Этот человек сам умеет себя воспитывать.
Если ты, мой маленький дружок, тоже желаешь воспитать в себе волю и характер, вот тебе несколько советов:

  1. Будь дисциплинированным и аккуратным. Не трать попусту на капризы и глупые дела свое время.
  2. По утрам обязательно делай зарядку, чтобы стать сильным и ловким. (Вдруг тебе когда-нибудь понадобится защищать девочку или слабого малыша от задиры-хулигана?)
  3. Веди себя деликатно, по-доброму со всеми знакомыми и незнакомыми людьми.
  4. Всегда уступай свое место в транспорте людям, которые старше тебя. Или которые - ты видишь - очень устали, больны.


Никогда не обманывай своих друзей и взрослых. Лгут и притворяются чаще всего трусливые и плохо воспитанные люди. Не будь на них похожим!

ЛЕСНЫЕ УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ.

Пожалуйста, запомни, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек, и научи этому своих друзей.

  • Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет лесных цветов. Травяной покров сохраняет влагу и дает приют огромному количеству полезных насекомых и мелких зверьков.
  • Не сбивай незнакомые тебе или даже известные ядовитые грибы. Многие из них - лекарство для лесных обитателей.
  • Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, для них наше "развлечение" часто заканчивается болезнью, мучением и смертью. Это не игрушки.
  • Не разрушай нечаянно или нарочно муравейников! Иначе муравьи не успеют отремонтировать свой теремок до морозов. И погибнут!

И, конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на луг, не оставит после себя свалки.


КАК ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ.

  • Локти на стол не клади, только кисти рук.
  • Закуски и салаты с больших блюд клади не теми ложками, которыми ешь сам, а теми, что на блюде.
  • Ложку или вилку с едой подноси к чуть склоненной голове, но никогда не наклоняйся к тарелке.
  • Прожевывай пищу обязательно с закрытыми губами - ни быстро, ни медленно, не чавкай и не разговаривай с полным ртом.
  • На тарелку клади ровно столько, сколько съешь.
  • Когда трапеза закончена, нож и вилку клади на тарелку параллельно друг другу справа.


СОВЕТЫ ЕДОКАМ.

Это ешь вилкой: котлеты, рулеты, гуляш, бефстроганов, салаты, паштеты, омлеты, рис, макароны, пельмени, овощные гарниры, картофель.

Это ешь с помощью ножа и вилки: жаркое, отбивные котлеты, птицу.

Это ешь ложкой: каши, творог, суп, пюре.

Хлеб берут рукой, не откусывают от куска, а отламывают кусочки и кладут в рот.

Торт, пирожное и другие сладости с кремом не нужно брать руками. Их едят маленькой ложкой.

Ну вот, а теперь нам надо с тобой решить
ЗАДАЧУ ДЛЯ ХОЗЯЙКИ.
Дано: клеенка, скатерть, салфетки, тарелки (глубокие и мелкие), чашки, стаканы, вилки, ножи, ложки (столовые, десертные, чайные), цветы и вазочки для цветов.
Требуется: расположить все так, чтобы было красиво, правильно, удобно.

Решение:
1. На поверхность стола положить клеенку, затем скатерть.

2. Мысленно на расстоянии 1-2 см от края проведи прямую линию, по ней ровно расставь тарелки - каждую против стула. Если стол к обеду, на мелкую тарелку поставь глубокую.

3. Ножи расположи справа от тарелок лезвием к ним, вилки - слева острием вверх. Ложки - суповую, десертную - положи за тарелками параллельно краю стола ручками вправо.

4. Для воды или сока поставь бокалы справа за приборами. Салфетки - на тарелки. Не забудь о ложках, ножах, вилках для закусок, салатов, масла. Цветы в вазочках украсят праздничный стол.

Рассаживайтесь, гости дорогие.


ПРИНИМАЕМ ГОСТЕЙ.

Если ты хозяин.

Любой человек, переступивший порог твоего дома, является гостем, которого следует принять любезно и сердечно.

Если гость зашел больше, чем на несколько минут, ты должен предложить ему снять пальто. Причем ты должен помочь ему повесить пальто на вешалку.

Постарайся, чтобы гость поскорей освоился и почувствовал себя, как дома. Предложи ему сесть на самое удобное место.

Займи гостя беседой, пусть гость сам выбирает тему для разговора.

Не оставляй гостя одного на долгое время. А если тебе ненадолго надо отвлечься, непременно извинись перед ним.

Если гость засиделся и не собирается уходить, а у тебя неотложные дела, ты должен найти очень тактичную форму, как дать ему это понять.


Пословицы и поговорки.

  Гостю щей не жалей, а погуще лей.

  В чужом доме не будь приметливым, а будь приветливым.

  Не бойся гостя сидящего, а бойся гостя стоящего.

  В ногах правды нет.

  Гостям дважды радуются: встречая и провожая.

  Хозяин весел - гости радостны.

  Желанный гость зова не ждет.

  Частые пирушки изведут полушки.

  Гость часто за шапку берется - не скоро уйдет.

  Вслед гостя не употчевать.

  Незваный гость хуже татарина.


ИДЕМ В ГОСТИ.

Если ты гость.
Знай, что неожиданный визит почти всегда причиняет беспокойство. Поэтому он допустим только в случае крайней необходимости.

Если ты дважды постучал или позвонил в дверь, а тебе не открыли, следует не "ломиться" в дверь, а спокойно уйти, не проверяя, на самом ли деле хозяев нет дома.

Находясь в гостях, некрасиво оценивать квартиру, делать критические замечания.

Не выпытывай, что сколько стоило и где куплено, не снимай с полочек украшения, чтобы рассмотреть их со всех сторон.


Каким должен быть подарок?

Подарок должен иметь определенное назначение. Не дари бабушке ролики, малышу - калькулятор, папе - погремушку, маме - мужской галстук, а дедушке - куклу. Такие подарки нужны, как рыбе зонтик.

Главное, чтобы подарок принес радость. Надо показать, что ты помнишь о человеке, учитываешь его вкус, увлечения. Делая подарок, ты приносишь радость другому, а не хвастаешься перед всеми своей щедростью.

Не опустошай родительский кошелек, лучше придумай что-нибудь оригинальное - что-нибудь смастери, нарисуй.

Вручение подарка сопровождается добрыми пожеланиями и улыбкой.

А тот, кто получает подарок, должен запомнить, что "дареному коню в зубы не смотрят", то есть всегда нужно выразить благодарность, даже если подарок не пришелся по вкусу.


ВЕЖЛИВЫЕ ИГРЫ.

Правила игры


1. Соблюдай правила игры, не старайся выиграть и добиться первенства нечестным путем.
2. Не радуйся, когда другие проигрывают.
3. Обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись ни на победителя, ни на того, по чьей вине, может быть, произошло поражение.

Как и во что играть с друзьями.

1.Вежливые прятки.
Водящий, закрыв глаза, медленно считает до 10. Остальные прячутся, но не слишком далеко. Так, чтобы водящий мог слышать их голоса. Как только водящий громко произнесет: "Десять!", каждый спрятавшийся кричит в ответ какое-нибудь вежливое слово, по желанию:
- Здравствуй!
- Добрый вечер!
- Всего хорошего!
- Спасибо!..
И водящий по голосу должен узнать спрятавшихся и назвать, кто из них, где находится. Водит тот, кого узнали первым.

2.Вежливые жмурки. 
Считалкой выбирается водящий. Ему завязывают глаза. И он ловит остальных игроков, бегающих в не очень большой комнате.
Тот, кого водящий поймает, становится его помощником. Ему тоже завязывают глаза. Теперь водящих уже двое. Третий, кого они поймают, тоже становится их помощником. И так далее, пока не будут пойманы все игроки. Тот, кого поймают последним, водит в следующий раз.

3.Игра-соревнование-1.
Расстелите на полу в прихожей или коридоре 2-3 газеты, поставьте 2-3 пары обуви (по числу участвующих в соревновании). Дайте каждому игроку чистую влажную тряпку, обувную щетку обувной крем нужного цвета. Победитель тот, кто почистит обувь быстрее и лучше других.

4.Игра-соревнование-2.
Приготовьте несколько лоскутков ткани и разноцветных пуговиц. Количество их должно соответствовать числу играющих, при этом можно составить "домашнюю команду" - папа, мама, бабушка, дети. Победитель тот, кто быстрее, прочнее и правильнее других пришьет пуговицу.

5.Игра-соревнование-3.
Каждый игрок получает нож и 3 картофелины. Кто же лучше и быстрее чистит картошку? Очищенную картошку не забудьте пожарить и угостить всех - победителей и побеждённых.


КАК ПРОСЛЫТЬ НЕПРИЯТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ.

Посмотри на себя со стороны. Какое ты производишь впечатление? Нет ли у тебя каких-нибудь дурных привычек, которые раздражают окружающих?

Грызешь ли ты ногти? Хлюпаешь ли носом?

Слишком ли громко разговариваешь?

Размахиваешь ли ты руками так, что твои собеседники с трудом уворачиваются, чтобы не быть задетыми?

Раскачиваешься ли ты на стуле?

Используешь ли ты ноготь мизинца в качестве зубочистки?

Чистишь ли ботинки о штанину брюк?

Хлопаешь ли ты дверью?

Если ты делаешь это, значит, у тебя не так уж мало дурных привычек. И можешь не волноваться, люди обязательно скажут тебе вслед: "Какой неприятный человек!".

 ПРАВИЛА ДРУЖБЫ.

  • Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его; если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.
  • Делись с товарищами: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет. Играй и работай с друзьями так, чтобы не брать себе все самое лучшее.
  • Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом.
  • Не ссорься с друзьями; старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй товарищам - надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.
  • Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.