Региональный проект "Финансовая грамотность"

Бондур Наталья Георгиевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бондур Н.Г. Чурилова Т.Г. МБОУ СОШ № 46 с УИОП Метапредметные результаты освоения ООП

Слайд 2

Сегодня, в соответствии с ФГОС, мы должны оценивать у школьников не только предметные, но и метапредметные результаты: познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия .

Слайд 3

Примерная ООП основного общего образования http://fgosreestr.ru/ 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования (стр. 10) 1.2.3. Личностные результаты освоения основной образовательной программы 1.2.4. Метапредметные результаты освоения ООП регулятивные познавательные коммуникативные 2.1. Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной 2.1.7. Перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенции и инструментов их использования 2.1.8. Планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий

Слайд 4

Профессиональная задача: выбор педагогических средств достижения планируемых результатов Установленные стандартом новые требования к образовательным результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении технологии организации обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.

Слайд 5

Критерии оценивания должны обеспечивать: критерии оценивания можно сравнить с навигатором, задающим конечную цель, ведущим участников образовательного процесса к этой цели.

Слайд 6

Критериальное оценивание Во-первых, сегодня для нас критерием «мерилом» для оценивания качества образования являются образовательные результаты обучающегося. Поэтому в качестве критериев мы рассматриваем планируемые предметные и метапредметные результаты. Во-вторых, каждый критерий необходимо уточнить через определенный набор показателей , описывающих обобщенные виды деятельности. В-третьих, индикаторы... Как правило, параметром, оценивающим качество образования является оценка, выраженная в баллах . Это может быть десяти-, пяти-, трехбалльная шкала... Можно использовать и дихотомическую систему оценивания (да/нет, 1/0, +/-). Важно помнить , что должно быть установлено взаимно однозначное соответствие между результатом деятельности и индикатором .

Слайд 7

Определим, с помощью каких показателей мы можем определить сформирован ли этот надпредметный навык у обучающихся ? Рассмотрим критерий готовности обучающихся к саморазвитию - смысловое чтение . Определимся с индикаторами

Слайд 8

Пр и работе с Интернет-ресурсами такими показателями, согласно стратегии формирования навыков смыслового чтения, описанной в примерной ООП ООО могут быть следующие обобщенные действия обучающегося, его умения: определять цель или назначение ресурса; находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, сопоставлять разные точки зрения и разные ресурсы по заданной теме; выделять главную и избыточную информацию; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение внетекстовых компонентов: карт, рисунков, графиков, таблиц и т. д.; выделять главную и избыточную информацию; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; структурировать текст; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы и др.

Слайд 9

Определимся с индикаторами Мы выбираем показатели, за которыми ведем наблюдение в конкретной учебной ситуации... Допустим, что обучающимся предложено познакомиться с содержанием Интернет-ресурса, составить план-конспект текста, найти ответы на конкретные вопросы. Чтобы упростить работу, добавляем описание желаемого результата (модельный результат) и выбираем индикаторную шкалу в формате: 2 - результат деятельности обучающегося полностью соответствует ожидаемому (модельному), что позволяет высказать гипотезу, что навык сформирован (принимать это как истинное утверждение можно лишь тогда, когда обучающийся уверенно демонстрирует этот навык в различных учебных ситуациях); 1 - при выполнении задания допущены неточности, ошибки, которые позволяют сделать вывод, что этот навык, умение сформировано частично; 0 - обучающийся не справился с заданием, что позволяет сделать вывод о том, что навык (умение) не сформировано.

Слайд 10

Оценочный лист может выглядеть так: https:// docs.google.com/spreadsheets/d/1oCCumR5d2ZdtIn31a7k-ohiK8bnXc7L4LbDjKfOD0lk/edit#gid=0 Оценочный лист педагогу позволяет планировать достижение образовательных результатов учащихся, позволяет вовлечь школьников в активную познавательную деятельность, учитель может использовать при оценивании работы ученика, мотивировать, координировать его работу для улучшения качества данного предмета в общем и, в частности, успехи самого ученика. Оценочный лист для обучающихся дает возможность оценить то, как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях, дает возможность учащимся проследить поэтапно реализацию поставленных целей, тем самым ответить на вопрос: что у меня не получилось, почему .


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеграция финансовой грамотности в предмет «Информатика» в МБОУ СОШ № 46 с УИОП Приказ ДОиН ХМАО-Югры от 03.10.2016 № 1489 «О присвоении статуса региональной инновационной площадки» Бондур Наталья Георгиевна Чурилова Татьяна Георгиевна Сургут, 2018

Слайд 2

Современная школьная информатика Предметные результаты изучения информатики связаны: с формированием информационной и алгоритмической культуры; развитием алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; формированием умений формализации и структурирования информации с использованием соответствующих программных средств обработки данных; формированием навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Школьная информатика – метадисциплина , нацеленная на формирование информационной и алгоритмической культуры

Слайд 3

Содержание курса Класс Учебные темы 2 класс Поиск информации в сети Интернет 3 класс Обработка информации: разгадывание ребусов 4 класс Решение алгоритмических задач на переливание, взвешивание (поиск фальшивой монеты) 5 класс Создание мультимедийных презентаций «История появления денег», «Что такое деньги?» «Деньги на Руси» … 6 класс Наглядное представление информации: Графики и диаграммы Интеграция содержания курса «Финансовая грамотность» в программе по информатике направленна на: - развитие экономического образа мышления, - воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, - формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Освоение содержания куса «Финансовая грамотность» опирается на межпредметные связи с курсом информатики. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Слайд 4

Планируемые результаты обучения Личностные : - умение определять приоритетные траты и понимать необходимость аккумулировать сбережения для будущих трат Интеллектуальные (метапредметные): владение умением решать практические финансовые задачи: - анализировать практическую ситуацию в сфере финансов ; - планировать достижение целей, направленных на решение финансовой проблемы; - оценивать альтернативные способы достижения целей - владение информационно-коммуникативными компетенциями: анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников

Слайд 5

Предметные результаты курса «Финансовая грамотность» достижение которых возможно реализовать в том числе и средствами предмета «информатика »

Слайд 6

Направления реализации курса

Слайд 7

Модуль 1. Источники денежных средств семьи Базовые понятия и знания: структура доходов населения, структура доходов семьи, заработная плата – в информатике это визуализация информации Умения: рассчитывать личный и семейный доход; читать диаграммы, графики и таблицы, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи Компетенции: определять и оценивать варианты повышения личного дохода Модуль 2. Контроль семейных расходов Умения: считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде – в информатике – это вычислительные, электронные таблицы, программирование. (пример урок информатики в 5 классе – Чурилова Т.Г.)

Слайд 8

Модуль 4. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций Компетенции: искать необходимую информацию на сайтах банков – в информатике – это информационные системы (начиная с 2 класса) Модуль 6. Риски в мире денег Умения: з ащищать свою личную информацию , связанную с финансовыми расчётами в сети Интернет Компетенции : знать , как не стать жертвой финансовых мошенников при интернет-расчётах

Слайд 9

Модуль 8. Банки и их роль в жизни семьи Умения: находить актуальную информацию на сайте ЦБ и сайтах коммерческих банков; находить и интерпретировать условия банковского обслуживания разных банков. Модуль 9. Собственный бизнес Умения : находить актуальную информацию по созданию и ведению бизнеса; составлять алгоритм первых действий для создания своего бизнеса и вести простые финансовые расчёты: считать издержки, доход, прибыль .

Слайд 10

Тема: Потребности и их ограниченность Потребности. Факторы, влияющие на формирование потребностей. Ограниченность возможностей для удовлетворения потребностей. Необ­ходимость выбора . Товары и услуги. Потребитель. Потребление. Что такое потребности; почему люди не могут иметь все, что хотят, и им приходится делать выбор ; почему всякий раз, когда делается выбор , от чего-то приходится отказываться; что та­кое товары и услуги, кто такой потребитель. Изучая алгоритмические структуры в курсе информатики

Слайд 11

Тема: Семейный бю джет Доход семьи. Заработная плата — один из основных источников дохода семьи. Причины различий в размере заработной платы. Другие виды доходов семьи — пенсии, пособия, стипендии. Собственность как источник дохода. Аренда. Арендная плата. Арендатор и арендодатель. Доход семьи как источник увеличения ее богатства. Богатство. Движимое и недвижимое имуще­ство. Основные направления расходов семьи. Бюджет семьи. Сбережения. Расходы. Составление семейного бюджета (практикум) Изучая способы Визуализации информации (начиная с 4 класса)

Слайд 12

Элементы исследовательской деятельности на уроке Основные способы и приемы исследовательской деятельности: умение видеть проблемы; умение вырабатывать гипотезы; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умение давать определения понятиям и т.д.

Слайд 13

Пластиковые карты Понаблюдайте в течение недели, в каких случаях ваши родители расплачиваются пластиковыми картами, а в каких — наличными деньгами . Результаты наблюдений представьте в виде таблицы. Банки моего район а Выясните, какие банки находятся в районе вашего дома. Найдите в Интернете сайты этих банков, а на них условия, которые они предлагают вкладчикам. Вклады могут отличаться по размеру, сроку и величине процентов. Полученную информацию представьте в виде таблицы. Попробуйте понять, от чего зависит величина процентов. 13 Мини-исследование в Начальной школе

Слайд 14

Формы мошенничества ( Кибермошенничество )

Слайд 15

цель осознается как единая, требующая объединения усилий всего коллектива; в процессе деятельности между членами коллектива образуются отношения взаимной ответственности; контроль за деятельностью частично (или полностью) осуществляется самими членами коллектива. При коллективной учебной деятельности

Слайд 16

Современный опыт законодательной борьбы с финансовым мошенничеством Статья 159.1 УК РФ Мошенничество в сфере кредитования Статья 159.2 УК РФ Мошенничество при получении выплат Статья 159.3 УК РФ Мошенничество с использованием платежных карт Статья 159.5 УК РФ Мошенничество в сфере страхования Статья 159.6 УК РФ Мошенничество в сфере компьютерной информации

Слайд 17

Терминология Фишинг (англ. phishing ) – это технология интернет-мошенничества, заключающаяся в краже личных конфиденциальных данных, таких как пароли доступа, данные банковских и идентификационных карт, посредством спамерской рассылки или почтовых червей. 1 группа

Слайд 18

Формы мошенничества и способы минимизации рисков Фишинг : III. Кибермошенничество Способы минимизации рисков проявлять осторожность застраховать карту от риска мошенничества использовать разные инструменты для разных видов расчетов использовать метод многофакторной аутентификации а) почтовый б) онлайновый в) комбинированный

Слайд 19

Терминология Вишинг (англ. vishing ) – это технология интернет-мошенничества , заключающаяся в использовании автонабирателей и возможностей интернет-телефонии для кражи личных конфиденциальных данных, таких как пароли доступа, номера банковских и идентификационных карт и т.д. Смишинг – это вид мошенничества, при котором пользователь получает СМС-сообщение , в котором с виду надежный отправитель просит указать какую-либо ценную персональную информацию (например, пароль или данные кредитной карты). Смишинг представляет собой подобие фишинга , при котором мошенниками с той же целью рассылают электронные письма . 2 группа

Слайд 20

Формы мошенничества и способы минимизации рисков Вишинг III. Кибермошенничество Способы минимизации рисков внимательно изучить правила безопасного использования банковской карты не сообщать никому, в том числе сотруднику банка, ваши персональные данные и данные банковской карты; при возникновении факта мошенничества обратиться в ваше отделение банка в случае необходимости заблокировать карту не звонить по предложенному в смс номеру телефона по вопросам безопасности вашей карты Смишинг

Слайд 21

Терминология Фарминг (англ. pharming ) – более продвинутая версия фишинга , заключающаяся в переводе пользователей на фальшивый веб-сайт и краже конфиденциальной информации. 3 группа

Слайд 22

Формы мошенничества и способы минимизации рисков Фарминг III. Кибермошенничество Способы минимизации рисков установка антивирусной программы установка обновлений от производителей ПО и поставщика услуг Интернета. проверка URL проверка изменения адреса http на https при переходе на страницу оплаты

Слайд 23

Терминология «Нигерийские письма» (англ. « Nigerianscam ») – электронное письмо с просьбой о помощи в переводе крупной денежной суммы, из которой 20-30% должно получить лицо, предоставляющее счет. При этом получателю необходимо срочно 6-10 тысяч долларов США отправить по системе электронных платежей по требованию адвоката. Как разновидность используется рассылка о выгодном капиталовложении или устройстве на высокооплачиваемую работу, получении наследства или иных способах быстрого обогащения при условии совершения предварительных платежей. 4 группа

Слайд 24

Формы мошенничества и способы минимизации рисков «Нигерийские письма» III. Кибермошенничество Способы минимизации рисков установить антиспамерские программы критически относиться к предложениям получения быстрого и необоснованного дохода получить консультацию экспертов в области финансового мошенничества проявлять осмотрительность при принятии быстрых финансовых решений

Слайд 25

Формы мошенничества и способы минимизации рисков Интернет-аукцион Электронная торговля С помощью платежной системы III. Кибермошенничество Способы минимизации рисков пользуйтесь проверенными мировыми и российскими торговыми площадками заключайте сделку только через выбранную площадку требуйте максимально полной информации о продавце дешевого товара по возможности оплачивайте товар по факту его получения Семь кошельков Скандинавский аукцион

Слайд 26

Мошенничество с PayPal* Вы разместили объявление о продаже Мошенник высылает Вам письмо с предложением купить товар, иногда за большую цену и не для себя Вы просите перевести деньги Мошенник просит вас указать адрес, зарегистрированный в PayPal и говорит что выслал деньги туда, но они появятся на счёте в PayPal , когда вы введете номер почтового отправления К вам приходит письмо, похожее на PayPal Вы отправляете товар и вводите номер отправления в указанную в письме страницу 1 2 3 4 5 6 Товара у вас нет. Претензии выставлять некому * PayPal - крупнейшая дебетовая электронная платёжная система Аналоги в РФ: Яндекс.Деньги , WebMoney 5 группа

Слайд 27

Кликфрод (от англ. сlick fraud ) — один из видов сетевого мошенничества, представляющий собой обманные клики на рекламную ссылку лицом, не заинтересованным в рекламном объявлении. Может осуществляться с помощью автоматизированных скриптов или программ, имитирующих клик пользователя по рекламным объявлениям Pay per click . Кликджекинг (от анг . с lickjacking ) механизм обмана пользователей интернета, при котором злоумышленник может получить доступ к конфиденциальной информации или даже получить доступ к компьютеру пользователя, заманив его на внешне безобидную страницу или внедрив вредоносный код на безопасную страницу. Терминология 6 группа

Слайд 28

Виды кликфрода технические клики клики со стороны недобросовестных веб-мастеров клики конкурентов клики рекламодателей

Слайд 29

Терминология PAMM-счета (от англ. Percent Allocation Management Module – модуль управления процентным распределением) – специфичный механизм функционирования торгового счёта, технически упрощающий процесс передачи средств на торговом счёте в доверительное управление выбранному доверенному управляющему для проведения операций на финансовых рынках. 7 группа

Слайд 30

Хайп (англ. HYIP , High yield investment program ) – это высокодоходная инвестиционная программа, капитал которой формируется из взносов пользователей сети Интернет. Терминология 8 группа

Слайд 31

Формы мошенничества и способы минимизации рисков Хайп III. Кибермошенничество Способы минимизации рисков провести «тестовый режим» участия в хайп-проекте анализировать информацию сайтов-мониторингов и форумов, освещающих состояние дел по интересующему вас хайп-проекту распределять денежные средства между несколькими хайп-проектами не инвестировать заемные средства не инвестировать «последние деньги»

Слайд 32

Современные тенденции в кибермошенничестве Социальное манипулирование (социальная инженерия) это метод управления действиями человека, основанный на использовании его слабостей и индивидуальных особенностей. Техническая и технологическая инфраструктура используется только для обеспечения контакта. 9 группа

Слайд 33

Формы мошенничества и способы минимизации рисков Сетевые домушники Интернет-угонщики Сетевые грабители IV. Мошенничество в социальных сетях Способы минимизации рисков проявлять должную осмотрительность при выкладывании в сеть личных данных ограничить доступ незнакомых людей к информации, потенциально интересной для мошенников не публиковать «горячую» информацию, находясь в отпуске

Слайд 34

Элементы проектной деятельности Проект - практическая задача из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо использовать имеющиеся знания и умения, а также приобрести новые. Работа над проектом позволяет заинтересовать учеников в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни .

Слайд 35

Высокое практико-ориентированное значение для школьников среднего и старшего звена с целью формирования компетенций в любой области, входящей в совокупность элементов финансовой грамотности, на наш взгляд, будет иметь способность написания простейших программ для решения финансовых задач любой сложности (для любого возраста) на любом востребованном языке программирования. Рассмотрим пример такой программы для решения финансовой задачи в области планирования личного бюджета школьника (5–6 кл .): На деньги, получаемые на карманные расходы, школьник планирует личный бюджет. Часть суммы из этих средств он тратит на текущие расходы (например, покупка канцелярии, сладостей и т. п.). Часть средств он планирует откладывать, чтобы купить понравившуюся вещь, цена которой превышает сумму ежемесячных личных карманных средств. Необходимо рассчитать (написать программу), какое количество времени потребуется (с учетом производимых иных расходов) для накопления средств для покупки этой вещи. Пожалуйста , не забудьте правильно оформить цитату: Воробьева Т. В. Формирование финансовой грамотности на уроках физики и информатики // Молодой ученый. — 2018. — №6. — С. 170-173. — URL https://moluch.ru/archive/192/48243/ (дата обращения: 28.02.2018).

Слайд 38

Вместо заключения Примеры подобных заданий могут быть использованы для операций с любыми данными (расчет процентов от вклада; расчет средств для планирования путешествия и пр.). в любой области, касающейся формирования компетенций финансово грамотной личности. Как вектор направленности программы, так и расчеты могут варьироваться с учетом усложнения задач, направленных на достижение финансовой грамотности современного школьника. Это будет способствовать тому, что знания, полученные на уроках информатики , а также важные качества и умения в управлении финансовыми ресурсами уже в раннем возрасте позволят уменьшить риски социальной и финансовой уязвимости.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: