3.3.3 Проведение открытых уроков и мероприятий

Зеленцова Екатерина Михайловна

В данном разделе представлены конспекты открытых уроков, которые я проводила со своим классом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №45 с углубленным изучением иностранного языка»

Конспект урока по литературному чтению: «Федина задача»

(3 класс)

Выполнила: учитель начальных классов

Зеленцова Екатерина Михайловна

1.Орг.момент

 Создание проблемной ситуации. Во время занятия ведущий демонстрирует слайды презентации.

Учитель:

Здравствуйте! Поверьте, я очень рада
Войти в такой приветливый класс.
Для меня большая награда
Видеть сияние ваших умных глаз.
Мы с вами давно знакомы,
И я знаю, друг друга поймем.
А поможет нам в этом вниманье.
На урок мы его позовем!

Ребята, прочитайте пословицу на доске:

«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Как вы думаете, почему я начала урок с нее?

Ответы учеников.

Учитель:

У вас на столе лежат карточки с вопросами. Возьмите карандаш любого цвета и в первой колонке напротив вопроса напишите свой ответ: да или нет.

Согласны ли вы, что веселая, задорная музыка не мешает выполнять дело?

Верите ли вы, что ученик может 20 раз прочитать задачу и ничего не понять?

Если пытаться сделать все сразу, получится ли выполнить дело хорошо и правильно?

После работы дети откладывают карточки на край стола. Они понадобятся для другого упражнения.

Учитель:

Сегодня на уроке вы будете учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать выводы.

Актуализация знаний

Учитель

Я приготовила несколько загадок. Но они не совсем обычные: я буду читать отрывки из книг, а вы должны отгадать название произведения.

Учитель читает отрывки, дети отвечают.

Учитель:

Молодцы! А вот самый трудный вопрос:

Что общего у всех этих рассказов? Что их объединяет?

Ответ:

У всех рассказов один автор – Николай Носов.

Учитель:

Посмотрите на доску. Какого рассказа вы не встретили в загадках?

На доске написаны названия рассказов: «Заплатка», «Фантазеры», «Огурцы», «На горке», «Федина задача».

Ответ: «Федина задача».

Учитель:

Сегодня мы познакомимся с этим рассказом.

Для начала поработаем в парах. В тексте встретятся слова, над их значением вы сейчас поработаете.

Обсудите в парах значения слов: чурбан, бархатный кафтан, диктор, портной, титулярный советник, генеральская дочь, задачник.

Чурбан – обрубок бревна; неповоротливый человек, болван (переносное значение).
Бархатный кафтан – старинная мужская верхняя одежда.
Диктор – человек, который зачитывает информационные, политические, художественные, рекламные материалы у микрофона в прямом эфире и в записи.
Портной – шьет разную одежду для детей и взрослых, мужчин и женщин на любые времена года.
Титулярный советник – чин в России, утвержденный Петром I.
Генеральская дочь – дочь генерала.
Задачник – сборник задач.
Дети работают в парах, а потом объясняют значения слов вслух для всего класса.

Подготовка к восприятию

Упражнение на распределение и концентрацию внимания.

Учитель:

Возьмите в руки листочки, на которых вы писали в начале урока, переверните их обратной стороной. Посмотрите на доску, вы видите две строки чисел. Продолжите их: два числа в столбце надо сложить, а сумму записать сверху и т. д. Следующее за складываемым число во второй строке равно сумме чисел в столбце, то есть 3 + 2 = 5, в первой строке пишем сумму – 5, значит, следующее число во второй строке – 5; 5 + 3 = 8, в первой строке пишем сумму – 8, значит, следующее число во второй строке – 8 и т. д.

3 5

2 3 5 8 13 21 __ __ __ __

На работу дается 1 минута. Сигналом к началу решения примеров служит включение музыки.

Звучит любая ритмичная детская песня. Дети выполняют задание под музыку. 

Учитель:

Стоп! У вас все получилось? Быстро вы выполнили задание? Длинный ли у вас получился ряд? Без ошибок? Что помешало сосредоточиться? Песня? О чем она была? Кто помнит слова?

Вывод: делать два дела сразу – решать задачу и слушать песню – трудно, практически невозможно.

Учитель:

Скажите честно, бывает так, что, придя домой, вы включаете компьютер или телевизор и садитесь делать уроки?

Ответы детей.

Первичное восприятие текста. Проблемная ситуация

Учитель читает рассказ «Федина задача», ученики следят по своим текстам.

Учитель:

Давайте послушаем, что случилось с мальчиком Федей из рассказа Николая Носова «Федина задача».

Чтение рассказа.

Учитель:

Давайте проведем физминутку.

Пусть потопают ножки,
Разотрем теперь ладошки,
Ушки тоже теребим.
Встанем дружно мы, похлопаем,
Перед важною работой головою повертим!
Спинку разомнем решительно,
Ждет нас всех работа длительная,
Мы сейчас про Федю Рыбкина
Будем дальше говорить.

Учитель:

Продолжим работу.

Что нужно было сделать Феде, когда он пришел домой? И что он сделал?

Ученики вспоминают и отвечают. Потом учитель дает задание найти отрывок в тексте и прочитать его.

Учитель:

Почему Федя не мог решить задачу?

Ответ:  Федя имел плохую привычку – он любил смотреть телевизор одновременно с выполнением домашних заданий.

Учитель:

Как поступил Федя, когда понял, что задачу решить не может?

Ученики находят отрывок в тексте и читают его.

Учитель:

Вернемся к листочкам. Возьмите карандаш другого цвета и во втором столбике повторно ответьте на вопросы. Изменились ваши ответы? Почему они изменились?

Что для себя вы поняли в рассказе «Федина задача»?

Ответы детей.

Подведение итогов

Учитель:

Давайте вместе сделаем выводы.

Почему автор озаглавил свой рассказ «Федина задача»?
Как Федя вышел из ситуации с нерешенной задачей?
Сможет ли Юра растолковать трудную задачу для Феди?
А как бы вы помогли Феде с задачей?
Что нужно для того, чтобы решить задачу или любое домашнее задание?

Ответы учеников.

Учитель:

Мы с вами узнали, как нужно делать домашнее задание. Посмотрите на высказывания, которые записаны на доске.

Пытаться сделать все сразу, значит, ничего не сделать (Г. Лихтенберг).
За все браться – ничего не сделать
(пословица).
Дело не медведь, в лес не уйдет
(пословица).
Терпенье и труд все перетрут
(пословица).

Какое из них соответствует теме урока? Почему?

Ответ: За все браться – ничего не сделать.

Учитель:

Ваше домашнее задание – придумать продолжение рассказа.

На уроке были вы старательными,
Спокойными и внимательными,
Работали не отставая,
Слушали не перебивая,
Говорили четко, внятно,
Было все всегда понятно.
Больше у меня заданий нет,
Выбери лишь нужный цвет!

Дети поднимают цветные карточки. Зеленые – «мне все понравилось и все понятно». Желтые – «остались спорные и непонятные вопросы». Красные – «мне ничего не понравилось и я ничего не понял». По количеству карточек того или иного цвета – вывод о работе на уроке.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №45

с углубленным изучением иностранного языка»

Конспект урока по математике

по теме:

«Цена, количество, стоимость»

Составитель: Зеленцова Екатерина Михайловна

Учитель начальных классов

18.04.2017г.

Тема: «Цена, количество, стоимость».

Цели: 1. Ввести основные понятия цена и стоимость товара, установить их взаимосвязь.

            2. Развивать умения решать текстовые задачи.

            3. Развивать умения решать занимательные задачи.

Конспект урока

   Этапы урока

                                      Ход урока

I. Организационный момент

Прежде чем работать сесть,
Посмотрели, всё ли есть.

Мотивация.

Начинаем урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку 5.

На уроке мы узнаем очень важные слова.

А ещё мы поиграем с вами, друзья.

И задачи обязательно решим.

Но сначала нас ждёт увлекательный устный счёт.

2. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

Сначала я хочу проверить ваши знания.

1 ряд работает по карточкам, несколько человек индивидуально (выбирают сложность задания), а все остальные работают со мной по слайду.

Если вы все знали и все успели, похвалите сами себя.

3. Постановка учебной задачи

А теперь приготовились к изучению новой темы.

Загадка.

Все мы там бываем.

Всё, что нужно покупаем.

Там есть множество витрин.

Что же это? (Магазин)  

  • Сегодня вы пойдёте в магазин. А для чего ходят в магазин?
  • А без чего в магазине нам ничего не продадут?
  • Чем вы рассчитываетесь за покупку? (деньгами)
  • Так зачем нам нужны деньги? (для расчетов при купле - продаже).

4.  Открытие нового знания.

Постановка и решение проблемной ситуации. 

Откройте тетради, запишите число, классную работу.

Ребята, у нас сегодня в классе тоже есть магазин. 

Скажите, а что есть в нашем классном магазине? А чтобы сделать покупку, что нужно знать? Сколько стоят эти товары? А как вы узнали? А где  написана цена товара?

Итак, что же показывает цена?

 Бывает ли неловко вам, когда вы приходите в магазин?

Это проблема, которую надо решить. Скажите её. (Как научится сосчитать деньги). И хватит ли тех денег, чтобы купить товар.

Итак, что же такое цена товара? (на доске ЦЕНА) Это количество денег за единицу товара.

Дима взял 4 тетради. А что больше 1 или 4?

Тетрадей стало больше?

Что же такое количество? (то, сколько взяли предметов). На доске КОЛИЧЕСТВО.

Тогда, что же такое стоимость? На доске СТОИМОСТЬ.

Ребята, догадались ли вы, какой будет тема сегодня нашего урока?

Чему мы сегодня научимся?

Давайте разместим слова на доске.

Как называется стоимость товара? (ЦЕНА). Каким условным знаком запишем?

Как называется сколько предметов купили? (КОЛИЧЕСТВО). Каким условным знаком запишем?

Как называется то, сколько потратили за всю покупку? (СТОИМОСТЬ). Каким знаком запишем?

Так давайте с вами попробуем найти стоимость ластика, линейки и маркера. ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Как же найти стоимость знаками?

Нахождение количества ластика, линейки и маркера.

Нахождение цены. Как узнать цену 1ластика? Линейки? Маркера?

5. Физминутка.

6. Первичное закрепление.

Перед нами математический магазин.

- Что можно купить в магазине?

- Что же показывает цена? (Сколько стоит один предмет.)

- Отправляемся в магазин.

- Чтобы приобрести покупку, что мы должны знать? (цену)

 - Что же показывает цена? (Сколько стоит один предмет.)

У вас на столах лежат деньги. Вы должны набрать разными монетами и купюрами цену товаров. ДЕТИ показывают купюрами.

Далее покупаем, например, 5 тетрадей по 3 рубля.

_ Что такое 5? (Это количество тетрадей, купленных покупателем.)

- Сколько денег он должен заплатить? ( 15 руб.)  

Далее по слайду попробуйте сами устно найти

1 ряд: стоимость кружки,

2 ряд- количество кружек,

 3 ряд- цену ложки.

Откройте учебник с.12 №1 (б). Прочитайте задачу. О чем говорится в этой задаче?

О каком количестве открыток говорится в задаче?

Сколько стоят эти 5 открыток?

Знаем ли мы цену 1 открытки? нет, надо узнать.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Посмотрите на слайд.

Сейчас вам нужно применить те знания, которые вы получили на уроке. Решите самостоятельно задачу.

Давайте проверим.

Что вам нужно было сделать? О чем говорится в задаче?

Что значит число 3? Что значит число 8?

Что нужно узнать в задаче? Как мы это сделаем?

Проверьте по образцу.

– Удалось ли правильно решить задачи?

– Вы сделали всё правильно или были ошибки?

Похвалите себя дети те, кто правильно решил задачу. Но, а  кто затруднялся, поставьте цель.

8. Включение нового знания.

А сейчас вы поработаете в группах. Задание: прорекламировать товар, но так, чтобы у вас были слова цена, количество, стоимость.

Давайте обратим внимание еще раз на наш магазин. Если мне нужно купить 3 пенала, сколько денег я должна дать продавцу? Если у меня в кармане 50 рублей, сколько я могу купить картин?

9. Рефлексия деятельности.

Воспитательная беседа.    Объясните ребята, что означают эти пословицы?

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 

Не в деньгах счастье.

  • С какими новыми понятиями мы с вами сегодня познакомились? (цена, количество, стоимость)
  • Правильно! А на что указывает цена? (Сколько стоит один предмет)
  • А что называется стоимостью? (Сколько нужно заплатить за все предметы)
  • Правильно! Что вам сегодня понравилось на уроке?
  • А сейчас вы украсите дерево успеха.  

Возьмите, пожалуйста, листочки. Вспомните, как вы работали на уроке, все ли запомнили?  Кто запомнил всё и доволен своей работой, прикрепите зеленый листок. Кто немного запомнил и кому нужно еще постараться прикрепите желтый листок. А кто ничего не запомнил и не доволен свей работой - прикрепите красный листок.

10.  Домашняя работа

Составить задачу на нахождение цены ( I вариант), количества (II вариант), стоимости ( III вариант). Найти пословицу или поговорку о деньгах.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №45

с углубленным изучением иностранного языка»

Урок русского языка, 4 класс

Тема: «Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных»

Составила и провела: Зеленцова Екатерина Михайловна

Учитель начальных классов

10.12.2018

Цели:

Образовательные:

- повторить имеющиеся знания о склонении имен существительных;

- закреплять умения склонять имена существительные;

- развивать умение определять окончания имен существительных единственного числа по склонению и падежу;

- расширять словарный запас учащихся;

- развивать орфографическую зоркость.

Развивающие: 

- развивать логическое мышление, внимание,  воображение;

- развитие сенсорных модальностей.

Воспитательные: 

- воспитание интереса к предмету;

- воспитывать интерес к окружающему миру.

Здоровьесберегающие:

- развитие и поддержание зрительных функций глаза;

- создание положительного  психологического климата на уроке;

- поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья.

Оборудование:

- карточки с целями;

- индивидуальные карточки с заданиями;

- цифры из ребристого картона и бархатной бумаги.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Психологический настрой на урок  

Закройте глаза и нарисуйте ту отметку, которую вы хотите получить сегодня на уроке.

Дети рисуют в воздухе с закрытыми глазами отметку.

  • Возьмите дневник, нашепчите туда отметку.

Дети шепчут отметку в дневник.

  • Возьмите на парте карточку с отметкой и указательным пальцем проведите по той отметке, которую хотите получить.

Дети обводят свою отметку.

(На партах лежат карточки с пятерками, четвёрками. Цифры сделаны из бархатной бумаги.)

  • Мы совершили магический ритуал, и, надеюсь, ваши желания исполнятся! Садитесь!

 

  1. Сообщение темы и целей урока.
  • Ребята, раз наш урок начался с магии, мы должны проверить, может мы с вами волшебники? Перед новым годом волшебство проявляется во всем. Даже цели урока волшебным образом растворились на стенах нашего класса. Посмотрите вокруг внимательно и среди этих слов найдите глаголы.

Цели:

- Вспомнить, что такое склонение.

- Какие падежи существуют в русском языке.

- Как, по каким признакам можно отличить один падеж от другого? (по вопросу, по предлогу, по окончанию, по роли в предложении)

- Отрабатывать умение определять падежи, склонения.

- Ставить слова в нужный падеж.

  • Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания об изменениях имен существительных по падежам и склонениям.
  • Чтобы быстро справиться с первым задание, нам необходимо провести волшебную разминку, которая поможет работе головного мозга.

Выполним упражнения: «Кольцо», «Ребро-ладонь-кулак».

Учитель: Молодцы! Мы подготовили наш мозг для активной работы, теперь подготовим руку для письма.

  1. Чистописание

В первой строчке чистописания вот такое задание д/б/  (↓-д, ↑-б)

Если у вас есть волшебные чары, то вы без труда расшифруете вторую строчку чистописания и запишите её в тетрадь.

↑елка си↓ела в ↓упле. (Белка сидела в дупле).

- Дополни предложение.

- Назовите грамматическую основу.

- Назовите существительные, определите падеж, склонение.

  1. Работа по теме урока.
  • Ни один волшебник не обходится без теории. Давайте повторим названия падежей, вспомогательные слова и падежные вопросы.
  • Кто-то испортил карточку! Давайте в парах выполним задание верно!

Работа в парах на карточках.

  • Установите соответствие между падежами, вспомогательными словами и вопросами с помощью стрелок.

Даю             И.п.         кем? чем?

Вижу           Р.п.          кому? чему?

Думаю        Д.п.          о ком? о чём?

Нет              В.п.          кого? что?

Любуюсь    Т. п.         кого? чего?

Есть             П.п.         кто? что?

Проверка фронтально.

- Что такое склонение?

- Сколько падежей в русском языке?

- Назовите отличительные признаки падежей.

- Теперь никакая практическая работа для волшебников не страшна!

Задание на карточке.

  • Чтобы стать настоящими волшебниками мы должны знать некоторые хитрости. Приготовим Глазки для хитрости (Прищурили глаза на 15 счетов). А теперь посмотрим, сколько хитростей нас ждет.

Выполните задание на карточках.

-  Вставь пропущенные буквы. Обозначь склонение и падеж выделенных существительных с безударными окончаниями.

Живые барометры.

        Снегирь под окном з__мой чирикает – к оттепел___. Ласточки летают ни__ко над землёй – к непогод__ .

Сом перед гр__зой поднимается к поверхност___ р__ки.

В Африк__ о погод__ узнают по поведению слонов. Перед дождем эти гиганты укрываются на возвышенност__, потому что в низин___ много воды. Это гр__зит им гол__дом и опасностью для жизн__ .

- Что вы узнали нового про животных?

5.Физкультминутка.

  • Только самые внимательные могут быть волшебниками. (Повторение знаний о склонении, развитие внимание.)

Учитель называет существительные разных склонений, если ученик слышит 1 скл. – приседает, 2 скл.- тянется вверх, 3 скл.- хлопает в ладоши.

Слова для физминутки: снег, метель, мороз, вьюга, стужа, заморозок, оттепель,

                                            снежинка.

Задание на карточке.         

  • А как вы думаете, трудно зимой животным в лесу? Предлагаю перенестись в зимний лес при помощи колдовства. Закрыли глаза… мы летим над полями, лугами  опускаемся в лесу у высокой ели. При работе с карточкой мы узнаем кто дружит с елью.

  • Поставьте существительные в скобках в нужном падеже, определите падеж.

Высокая (ёлка) росла в дремучем лесу.

Около (ёлка) бегали зайцы, волки.

Над (ёлка) летали синицы, сороки.

Проверка фронтально.

Задание на карточке.

  • Вставьте пропущенные безударные окончания имен существительных.

На белой скатерт..(3скл.П.п.) снегов видны следы рыс..(3скл.Р.п.).

От ёлк..(1скл.Р.п.) к ёлк..(1 скл. Д.п.) прыгает шустрая белка.

На берёз..(1скл. П.п.) лежат пушистые шапки снега.

Ветки пригнулись к земл..(1скл. Д.п.)  от такой тяжест..(3скл. Р.п.).

Физкультминутка для глаз.

Глазки дружно закрываем,

В это время отдыхаем.

Переносимся, дружок,

На открытый мы урок.

Самостоятельная работа с учебником.

 Упражнение 239, с. 121

  • Раз мы владеем приемами волшебства, значит, можем делать добрые поступки. А для этого нужно правильно указывать адресата: кому и от кого мы дарим подарки, выполним упражнение для закрепления.

Домашнее задание.

Упражнение 238, с. 120.

Итог урока.

- Ребята, над какой темой мы сегодня работали на уроке?

- Какие цели перед собой ставили? Чего достигли?

Рефлексия.

«Метод пяти пальцев».

М (мизинец) – мыслительные процессы.

 - Какие знания, ты получил на уроке?

Б (безымянный) – близость к цели.

- Что сегодня я делал и достиг?

С (средний) – помощь, услуга.

- Чем я сегодня помог, чем порадовал учителя, одноклассников?

У (указательный) – физическая форма.

- Что я сегодня сделал для своего здоровья?

Б (большой) – состояние духа.

- Какое у меня настроение?

- Как вам наше волшебство? – Во!!!

Дам, друзья, такой наказ

Чтоб настроенье было класс!

И здоровье берегите, спинки ровненько держите!  

И чтоб знаний вы с урока унесли бы очень много!


Дополнительная карточка на урок.

  • Задание 1.

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Укажите падеж имени существительного ЕЛЬ во всех предложениях.

В л__су на полян__ растёт ель. На ел__ висят шишки. Ч___сто на ел__ забирается белочка. Нередко к ел___  прил__тает дятел. Под ел__ прячется пугливый зайчик. Зимой около ел__ увидишь на сн__гу сл__ды зв__рей и птиц.

  • Задание 2.

Запиши ответы на вопросы, слова в скобках поставьте в нужном падеже.

  1. Где прыгала рыженькая белочка? (вершина, ель) ___________________________________________________________
  2. Где росла кудрявая берёза? (опушка, роща) ___________________________________________________________
  3. Где показалась река? (голубая дымка, туман) ___________________________________________________________

  • Задание 3.

Допишите, кто где живёт, выделите окончания имён существительных в предложном падеже.

Астраханцы – в ________________, калужане – в _____________________,

туляки – в __________________, москвичи – в ___________________, киевляне – в _________________, омичи – в _______________, казанцы – в _________________.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №45 с углубленным изучением иностранного языка»

Конспект урока по теме:

«Кто что ест»

18.11.2017

Тема: Кто что ест.

Тип урока: открытие нового знания.

Технологии и методы обучения:

  1. Компьютерные технологии.

2.Объяснительно-иллюстративные методы.

3.Проблемно-эвристические приёмы.

4.Деятельностный подход.

Цель: формирование образовательных компетенций учащихся I ступени (информационных, коммуникативных, рефлексивных) в предметной области окружающий мир по теме: «Цепи питания».

Задачи:

I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: 

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие  умения работать в группах.

II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией; извлекать информацию из текста.

- развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации;

- развитие умения работать с текстом: перестроение текста в схему.

- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи;

- формировать умения оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения;

- формирование умения взаимодействовать в статичных группах на основе сочетательного диалога;

- формирование умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения;

III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: формировать понятие о пищевых цепях и сетях питания животных, о взаимоотношениях в природе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять цепи и сети питания животных.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

Приветствие учеников. Психологический настрой.

Чтобы природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать.

Будем вместе развивать

У себя внимательность,

А поможет всё узнать

Наша любознательность.  

Ученики взялись за руки, и мысленно желают себе и своим одноклассникам удачи

Регулятивные: организация учебного места

Коммуникативные УУД:  способность выражать эмоциональную поддержку и понимание чувств одноклассников

2.Этап актуализации и фиксирования индивидуаль-ного затруднения в пробном действии

(7 мин)

- Чтение сказки Н. Сладкова «Бежал ёжик по дорожке»

- Кем пообедал ёж?

- Какую ещё пищу ест ёж?

- Почему ёж испугался филина?

- Кем питается филин?

-Почему филин не смог съесть ежа?

- Перед вами группа животных

-Вспомним признаки жизни животных.

– Кто догадался, по какому признаку мы сегодня будем группировать животных?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

(ТИГР, ЖИРАФ, КОРОВА, ОРЁЛ, ЗАЯЦ, ВОЛК).

- Назовите их. На какие группы вы их можете разделить? Почему?

Осмысление текста, постановка проблемы и решение

Мясо, насекомых до 80%

Группировка животных по способу питания

Кто что ест.

Хищные(плотоядные) и растительноядные

По особенностям питания

Познавательные:

анализ информации,

Синтез информации, выделение причинно-следственных связей

3.Этап постановки проблемы

(4 мин)

– Назовите, какие животные растительноядные.

– Назовите хищных животных?

(Животные на слайде группируются)

- Запишите названия групп животных по особенностям питания в виде схемы. Не забудьте животных из сказки.

Проверка

-Какие группы животных вы записали?

- Какую задачу вы поставите для себя на урок? Что вы хотите узнать на уроке?

Составляют кластер

Извлечение информации

Восприятие информации.

Анализ информации

Сравнение

Обращение к жизненному опыту

Хищные, растительноядные, насекомоядные, всеядные

Какие группы ещё есть?

 Как они взаимодействуют?

Кто как приспособился?

Познавательные:

синтез информации, выделение причинно-следственных связей Формулировка проблемы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других.

Регулятивные: определение и понимание учебной задачи.

4.Построение проекта выхода из затруднения

(2 мин)

- По сказке составьте цепь питания животных?

Проверка

- Получилось? Почему? Объясните.

– Итак, мы узнали, что все живые организмы связаны с теми, кто живет рядом с ними. Говорят, что они связаны в цепи питания.

- Как вы думаете, какое звено в цепи питания будет первым?

Цепи питания начинаются с растений – это 1 звено.

-  Как вы думаете, почему?

2 звено цепи -это растительноядные животные.

– Как вы думаете, почему?

3 звено цепи – насекомоядные и хищные животные.

- не знаем, что такое цепь питания, как её составлять.

т.к. растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.

Познавательные:

анализ информации, структурирование информации, выдвижение гипотез, создание способов решения проблемы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли

Регулятивные:

планирование деятельности и работа по плану.

5. Реализация построенного проекта

(6 мин)

Работа по группам:

Попробуем составить цепи питания: (работа в группах).

Проверка: выступление групп

Давайте понаблюдаем, из каких звеньев они состоят. Что есть на каждой таблице? Что стоит на первом месте?  На втором? На третьем?

А теперь, ребята, давайте познакомимся со статьей учебника и проверим себя. Дети открывают учебник с. 94–95 и про себя читают статью “Цепи питания”.

– Какие цепи питания приведены в учебнике?

Осина – заяц – волк. Дуб – лесная мышь – сова.

У.: В каком порядке расположены звенья в цепи питания?

Д.: I звено – растения;

II звено – растительноядные животные;

III звено – остальные животные.

Работа в группах

Каждая группа, используя карточки, должна составить цепь питания. Карточки прикрепляются к листу со стрелками скрепками. Сразу договоритесь, кто будет представлять вашу цепь классу.

Дуб – мышь – сова.

Трава – комар – лягушка – цапля.

Осина – заяц – волк.

Познавательные:

осмысленное чтение,  анализ информации, выбор эффективного способа решения проблемы.

Коммуникативные: взаимодействие при поиске информации, сотрудничество, участвовать в диалоге, интересоваться другим мнением, принимать другие точки зрения, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других,

Личностные: адекватное оценивание других и себя, самооценка, адекватное самовосприятие.

6.Физкульт-минутка

(2 мин)

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок,

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок,

За мамою-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой — косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

Дети идут по кругу друг за другом.

Идут, громко топая.

Идут крадучись.

Передвигаются в глубоком приседе.

Идут вперевалку.

Скачут на носочках, согнув руки перед грудью.

Скачут, сделав «ушки» из ладоней.

Идут на четвереньках.

Останавливаются.

Коммуникативные:

7.Самостоя-тельная работа

с самопровер-кой

(6 мин)

8.Первичное закрепление

(5 мин)

Работа в рабочей тетради

 с. 55 Задание № 1. Выполнить тест.

Ребята, что произойдет, если в лесу исчезнут все деревья, которыми питается заяц?

– А если не будет зайцев?

– Что произойдёт с цепочкой?

Какой вывод можно сделать?

- Нам пришло письмо с Таймыра. Это полуостров на севере России. Основное занятие жителей – оленеводство. Вот какая беда случилась здесь.

У нас на Таймыре решили обезопасить оленей от волков. Стали убивать волков с вертолетов и истребили их множество. Через три года заметили: число больных оленей увеличилось в 15 раз! Волки-то были природными санитарами.

- Какая цепь питания была нарушена?

Растительноядные – 4, 5, 7.
Хищные – 3, 8.
Насекомоядные – 1,2,9.
Всеядные – 6,10.

Если зайцу нечего будет есть,

то не будет пищи и лисе, и волку.

Она разрушится.

Если разрушить хоть одно звено в цепи, то разрушится и вся цепочка.

Мох – олени - волки

Познавательные:

осмысленное чтение,  анализ информации, выбор эффективного способа решения проблемы. 

Коммуникативные: взаимодействие при поиске информации, сотрудничество, участвовать в диалоге, интересоваться другим мнением, принимать другие точки зрения, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других,

Личностные: адекватное оценивание других и себя, самооценка, адекватное самовосприятие.

Регулятивные: мобилизация сил для преодоления препятствий, самостоятельность, реакция на ошибку, волевая регуляция эмоциональных проявлений, контроль и оценка своей деятельности

 

9.Включение в систему знаний и повторений

(8 мин)

Человеку нужно очень хорошо знать, что в природе все взаимосвязано. Он – самое могущественное из живых существ и больше других вмешивается в дела земного дома. В результате по незнанию человек совершает ошибки, а они оборачиваются общей бедой. = = Именно поэтому мы и знакомимся с цепями питания, чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой.

Однажды англичане 
Заметили в тумане –
Известно, что у англичан
На островах всегда туман, –
Но, несмотря на это, 
Заметили, что летом 
Растет пшеница гуще там, 
Где проживает больше дам, 
Почтенных старых леди, 
Что больше всех на свете 
Заботятся о кошках...

Цепочку разглядишь не сразу.
На то наука есть и разум.

- Какую же цепь питания поддерживают пожилые дамы Англии?

- Как можно продолжить или изменить схему, которую начали заполнять в начале урока?

- Что у нас получилось?

- На все ли вопросы мы ответили?

-Почему филин мог съесть ежа?

- Благодаря чему ёж смог съесть улитку и лягушку, и как ему удалось спастись от филина.

- Сделайте вывод: каждое животное приспособилось к тем условиям, в которых они живут.

 

Восприятие информации, анализ, осмысление

Составление цепи питания

Зерно – мыши – кот.

Филин летает бесшумно, у него острый слух и длинные, острые, сильные когти.

Ёж бегает быстрее улитки и лягушки, свернулся в клубок и спрятался в укрытие.

Познавательные: структурирование информации, анализ, классификация

Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности

10.Д/З

Узнайте, как приспособились хищники добывать еду, а растительноядные животные спасаться.

С.94-97, тетрадь с.56 №3 и № 4.

11.Рефлексия

(3 мин)

Оцените себя: какие оценки поставите себе, почему?

“Договори фразу”.

Животные и растения связаны между собой в ……………………

В основе цепи питания находятся ………………………………..

А заканчивают цепь – ………………………………………..

В природе цепи питания переплетаются между собой, образуя

…………………………………………

Дружат пчёлка и цветок,
Дружат лист и мотылёк,
Друг без друга им нельзя.
Об этом помни ты всегда!

– О чём напоминает это стихотворение?

- Наш урок подходит к концу. Какую цель мы ставили на урок? (Какие группы ещё есть?

 Как они взаимодействуют? Кто как приспособился?) Кто считает, что мы достигли своей цели, поднимите смайлики (сомнения спросить) Что нового для себя узнали?

- Спасибо за урок! Урок окончен.

Цепи питания

Растения

Хищники

Сеть питания

Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности