3.3.2 Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, методических объединениях

Зеленцова Екатерина Михайловна

Предварительный просмотр:

       

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №45 с углубленным изучением иностранного языка»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО

ПО ТЕМЕ:                                                             «Использование электронных средств обучения в целях интенсификации образовательного процесса»

Выполнила: Зеленцова Е.М.

        учитель начальных классов

С. Ямкино

Введение

  На сегодняшний день в образовательном процессе широкое развитие

получили информационно-коммуникационные технологии. Благодаря этому

персональный компьютер превратился в мощное средство образования.

Умелое сотрудничество человека и персонального компьютера в образовании

позволяет сделать процесс обучения более эффективным. Традиционный урок

начинает играть новыми гранями, когда в качестве школьной доски

используется проектор, компьютер, интерактивная доска. Самое главное, для

эффективного использования этой техники необходимы качественные и

результативные электронные образовательные ресурсы. Качественный

демонстрационный материал значительно обогащает уроки, наглядные

интерактивные модели упрощают понимание предмета, использование

анимации и мультимедиа помогает организовать работу над словами и

текстами.

При использовании электронных образовательных ресурсов на

занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный

процесс учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы.

Систематическое применение компьютерных технологий,

электронных образовательных ресурсов способствует значительной

интенсификации процесса обучения, развитию личностных качеств и

компетенций, позволяет создать информационную обстановку,

стимулирующую интерес ребёнка.

Потребность эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе определяет новые задачи перед профессиональным педагогическим образованием. ИКТ выступают неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки современного учителя, в том числе, учителя начальных классов.

1.    Теоретические основы использования электронных
образовательных ресурсов при в      начальной школе
 

«Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют

учебные материалы, для воспроизведения которых используются

электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные

видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно

бытового магнитофона или CD-плеера. Наиболее современные и

эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере.»

«Электронные образовательные ресурсы (цифровые

образовательные ресурсы)– специальным образом сформированные блоки

разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для

использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в

электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств

информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)».

ЭОР обычно имеет модульную структуру и состоит из 3 типов

модулей: информационный (лекционный) модуль, практический

(лабораторный, интерактивный) модуль, контролирующий (тестовый)

модуль

«Информационный модуль служит для предоставления учебной

информации, иллюстрирования фактов, закономерностей, понятий, для

организации самостоятельной работы. Это ресурсы, которые позволяют

сделать процесс изучения рассматриваемых тем более наглядным,

доступным и интересным»

«Практический содержит тренажёры, служит для закрепления знаний и

применения их в практической деятельности. Наличие в данном разделе

режимов «помощь», «подсказка» помогает ученикам, допустившим ошибки,

проанализировать решение и провести соответствующую коррекцию».

«Контролирующий представлен в виде тестовых заданий. Цель

контролирующего модуля - повторение и закрепление пройденного

материала; текущий, тематический и итоговый контроль. Дает возможность

учителю проверить значительный объем изученного материала малыми

порциями»

3.Преимущества электронных образовательных ресурсов
Электронные образовательные ресурсы имеют ряд преимуществ. Это
интерактивность, мультимедиа, моделирование, коммуникативность,
производительность.
«Интерактив дает возможность воздействия и получения ответных
реакций. Заметим, что именно взаимодействие (путем согласия или
противодействия) с окружающей природной и социальной средой есть
основа разумного существования. Поэтому в образовательном процессе роль
интерактива трудно переоценить. Достаточно часто используют
словосочетание «интерактивный режим работы». Однако, нужно
разбираться, в чем именно заключается интерактивность. Вообще говоря,
работа с компьютером имеет сама по себе интерактивный характер: с
помощью клавиатуры и манипулятора «мышь» пользователь продуцирует
некоторые результаты, в частности – разыскивает определенный фрагмент
текстовой информации. С точки зрения образования в таком варианте, он в
интерактивном режиме решает учебные задачи информатики. Найденный
текстовый фрагмент, разумеется, может быть посвящен другой предметной
области, но чтение текста, во-первых, не интерактивно, а во-вторых, не
эффективно, если та же информация имеется в школьном учебнике.
Доминантой внедрения компьютера в образование является резкое
расширение сектора самостоятельной учебной работы, и относится это,
разумеется, ко всем учебным предметам. Принципиальное новшество,
вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность,
позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно
это новое качество позволяет надеяться на реальную возможность
расширения функционала самостоятельной учебной работы – полезного с
точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временнызатрат. Поэтому вместо текстового фрагмента с информацией по тому или
иному учебному предмету необходимо содержание предметной области,
представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и
процессами, в которые можно вмешиваться. Таким образом, интерактив
является главным педагогическим инструментом электронных
образовательных ресурсов». (Осин, 2008)
Мультимедиа – обеспечивает реалистичное изображение объектов и
процессов.
«Моделирование – имитирует моделирование с аудиовизуальным
отображением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов. За
счет моделинга возникают новые возможности для развития творческих
способностей учащихся, формирования у них исследовательских умений в
том аспекте, который для них личностно значим. Мультимедиа обеспечит
реалистичное представление объектов и процессов, интерактив даст
возможность воздействия и получения ответных реакций, а моделинг
реализует реакции, характерные для изучаемых объектов и исследуемых
процессов». (Осин, 2008)
«Коммукативность – возможность непосредственного общения,
оперативность представления информации, удаленный контроль состояния
процесса. С точки зрения ЭОР это, прежде всего, возможность быстрого
доступа к образовательным ресурсам, расположенным на удаленном сервере,
а также возможность

4. Требования к созданию и применению электронных

образовательных ресурсов

Говоря о месте электронных ресурсов в учебно-воспитательном

процессе, необходимо учитывать особенности современного состояния

образовательной системы, в которой соседствуют различные формы

обучения, в том числе и комбинированные, для которых очень важно

соответствующее методическое обеспечение самостоятельной работы. В

соответствии с этим естественно требование, чтобы структура и способ

представления учебно-методических материалов в электронном виде не

только могли, но и должны были бы легко варьировать в зависимости от

конкретной формы их использования. В конечном счете, необходимо

обеспечить доступ к большему объему учебно-методических ресурсов для

максимально возможного числа пользователей, а также поддержку

индивидуального подхода и активных методов обучения и обратной связи.

«Перечислим основные требования, предъявляемые к электронным

образовательным ресурсам:

1. педагогические требования (дидактические принципы; методические

требования; обоснование выбора тематики учебного курса; проверка на

педагогическую целесообразность использования и эффективность

применения);

2. технические требования;

3. эргономические требования;

4. эстетические требования.»

Как и в традиционном обучении, современные ЭОР базируются на

известных дидактических принципах и правилах.

«Наглядность. В педагогической психологии выделяются основные

способы обучения или познания окружающего мира: зрение, слух,

абстрактное мышление. Зрение и слух являются наиболее информативными

и, соответственно, важнейшими и наиболее эффективными при обучении.

Именно на использовании этих важнейших моделей восприятия информации

построена наглядность обучения, позволяя собрать максимум наглядности в

виде аудио-, фото-, видео - и других видов мультимедийной информации, что

активизирует внимание, оживляет восприятие».

«Интерактивность. Во время занятий учащийся должен выполнить

ряд интерактивных действий: просмотр и прослушивание учебного

материала, навигацию по элементам контента, их копирование, обращение к

справочной системе, отвечать на контрольные вопросы по ходу урока, что

способствует повышению эффективности сознания и памяти.»

«Практическая ориентированность. По всем разделам и учебным

модулям представлен мощный блок учебных модулей практической

направленности - практические задания, учебные задачи, тестовые вопросы,

лабораторные работы, которые становятся универсальным тренингом для

учащегося». (Бордовский Г. А., 2007)

«Доступность. Методика изложения материала (от простого к

сложному, от понятий к логике, от знаний к компетенции) доступна для

восприятия и позволяет осуществлять обучение, как с помощью учителя (или

родителя), так и самостоятельно». (Бордовский Г. А., 2007)

«Научность изложения материала. Содержание курса опирается на

новейшие представления наук, которые в нем интегрированы, включая ИКТ,

как базиса новых образовательных технологий». (Бордовский Г. А., 2007)

«Последовательность изложения. Логика содержания курса

позволяет вести преподавание или самообучение как последовательное,

опережающее или повторяющее. Диалоговый интерфейс, система ссылок

позволит инициировать любое обращение по пройденной или по

последующей учебной информации, а также к любой справочной и

энциклопедической информации». (Бордовский Г. А., 2007)

«Модульность и вариативность изложения. Материал разбит на

учебные модули (в основе модулей - темы) и микромодули (в основе

микромодулей - понятия). Модульность позволяет выстраивать преподавание

и обучение индивидуально, вариативно, а также в зависимости от решаемых

задач обучения.

Весь понятийный материал учебного курса, за исключением

справочной информации должен быть представлен в мультимедийной форме

и озвучен диктором. Иначе говоря, ЭОР должен представлять собой

достаточно эффективный механизм, способствующий более быстрому

запоминанию материала, благодаря активации зрительной, слуховой и

моторной памяти.

Использование данной технологии позволяет:

1.Значительно сэкономить время на уроке.
2. Продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений.
3. Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
4. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс
      Преимущество уроков с использованием ИКТ перед другими формами уроков состоит в том, что ученик сам определяет темп своей познавательной деятельности. Это следует из того, что учащийся управляет работой программы за компьютером. Следовательно, на таких уроках у нас есть идеальная возможность осуществить разноуровневый подход к обучению, даже индивидуальное обучение каждого учащегося. Это достигается делением класса на подгруппы, подготовкой различных модульных заданий для каждой подгруппы.

      Компьютерная программа предоставляет достаточно дидактики и для слабого учащегося, и для мотивированного ученика. Мы предполагаем, что наилучший результат работа с компьютерной программой приносит именно этим двум крайним категориям учащихся. Слабые учащиеся, работая с программой, успевают сделать немного, но получают удовлетворение от учебного труда, решив две-три задачи, разобрав теорему с помощью анимации и дикторского голоса.
     Сильный ученик получает возможность, не дожидаясь товарищей, проявить инициативу и углубиться в поисковую работу, так например, на уроках русского языка во время проведения орфографической минутки, я использую презентации, тренажеры со словарными словами, зрительные словарные диктанты; на уроках развития речи в 4 классе в начале учебного года по теме «Повторение пройденного в 3 классе» использовала презентацию по теме «Осень». С целью подготовки детей к написанию мини-сочинения сначала были выбраны словарные слова, потом составлены словосочетания и предложения, которые в последствии переросли в текст об осени.

       На уроках русского языка в 1 - 4 классах я использую сюжетные картинки для уроков развития речи. В качестве тренажёра для отработки ЗУН я использую программы «Фраза», «Семейный наставник». Для более подготовленных учащихся я готовлю тестовые задания при помощи программы «Конструктор тестов».

Качество обучения – это то, для чего мы работаем.

С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:

  • усиление интенсивности урока
  • повышение мотивации учащихся
  • мониторинг их достижений

Для решения этих задач я использую следующие направления:

  • создание флеш-анимаций
  • подготовка индивидуальных карточек

      Я учу детей по учебнику «Математика» образовательной системы «Школа России». В нем много интересных иллюстраций, помогающих привлечь внимание детей к наиболее важным моментам изучения каждой темы. На уроках предлагается широко использовать наглядный материал. Я решила подготовить наглядный материал на компьютере и дать возможность персонажам учебника двигаться с помощью мышки, чтобы помочь детям лучше понять изучаемый материал. Рисунки учебника были отсканированы, оживлены с помощью технологии Macromedia Flash. Я в данной работе продумала методику проведения урока, определила основные действия компьютера и учеников. На одном из следующих уроков математики ребята еще раз выполнили задание из пройденной темы, но теперь наглядный материал демонстрировался на экране телевизора с помощью компьютера. Здесь, как и раньше персонажи сначала идут в школу в одном порядке, который отображается моделями числа, а возвращаются в другом порядке. Фигурки с персонажами свободно перемещаются по желанию учителя и ученика. Ребята подобрали еще несколько возможных вариантов построения детей. «Ожившие» картинки помогли ребятам класса лучше усвоить новый материал и повысили их интерес к предмету.

Основные этапы по созданию флэш-анимации включают в себя:

* выбор тем и иллюстраций для анимации;

* определение педагогических методик их использования;

* создание флэш-анимаций;

* проведение урока; 

* включение наработок в общую педагогическую копилку

        Но подготовка таких флэш-роликов довольно трудное дело. Мне в этом большую помощь оказывают дети. Было бы здорово, если бы вместе с учебником уже предлагался набор соответствующих электронных ресурсов. Пока же приходится их делать самостоятельно, используя внутренние резервы. Поэтому я старалась выбирать наиболее важные темы, где компьютерная демонстрация наиболее полезна. Были подготовлены флэш-анимации еще для нескольких уроков. На них ребята знакомятся с понятиями один и много, учатся писать цифру «1».

   Всем известно, как дети любят смотреть мультфильмы, а когда они получают возможность управлять действиями персонажей из своего учебника, они счастливы. При этом самостоятельные действия с героями и моделями на экране реализуют элементы деятельностного подхода. Одна из главных задач образования - это развитие творческих способностей ребенка. В математике это достигается решением необычных задач. Для этого детям предлагаются задачи на сообразительность, задачи-шутки, числовые головоломки, лабиринты, ребусы. Я стараюсь использовать нестандартные и занимательные задачи на каждом уроке. Ребята с увлечением решают такие задачи и очень хотят продемонстрировать свои достижения всему классу, проверить их правильность, сравнить свои решения с другими. Анимация этих заданий и демонстрация на экране позволяет это сделать. На слайде показан процесс демонстрации ответов к занимательным задачам, которые дети нашли самостоятельно.

       Использование компьютера, повышает мотивацию ребят, а также обеспечивает лучшее восприятие материала, в данном случае, - решения занимательных задач. Это помогает воспитывать интерес детей к математике, способствует развитию математических способностей, таким образом, применение флэш-анимаций на уроках усиливает мотивацию школьников при изучении учебного материала, повышает интенсивность урока, способствует лучшему усвоению материала за счет наглядности его представления. Работа на экране позволяет вовлечь весь класс в процесс получения знаний, одновременно исключая вред здоровью детей от мониторов. Важное значение для изучения операций над числами имеет усвоение табличных случаев умножения. Знание таблицы умножения создает основу для всего дальнейшего изучения курса математики. Чтобы обеспечить прочное овладение ею необходимо практически на каждом уроке организовать работу тренировочного характера и использовать средства обратной связи. Это означает, что для каждого ученика нужно постоянно оценивать уровень знаний, фиксировать этот уровень и на основе его анализа предлагать задания для последующей работы. Объем информации, которую необходимо учитывать для всех учеников в классе, очень велик. Поэтому без компьютера провести эту работу невозможно. В то же время усадить всех школьников за компьютеры тоже нельзя из-за ограничения времени работы детей за монитором. Единственным выходом является: готовить задания на компьютере, но раздавать их на бумаге, в виде карточек. Затем результаты работы учеников следует вводить в компьютер, который определяет, какие задания давать школьникам в следующий раз. Итак, использование компьютера в указанных направлениях оказывается успешным. Работа по ним доставляет удовольствие не только ученикам, но и мне.

        На уроках математики в 1 – 4 классах в качестве тренажёра для отработки ЗУН я использую программу «Отработка арифметических способностей». Для более подготовленных учащихся я готовлю тестовые задания при помощи программы «Конструктор тестов».

       На уроках чтения я использую справочные материалы, т. е. Энциклопедий. Часть презентаций можно предложить подготовить самим учащимся, составление рассказов и выборочное чтение, использование отрывков из фильмов с заданием (например: найдите сходство и различия между текстом и постановкой (фильмом), выборочное чтение к эпизоду фильма и т. д.

Я использую комбинированные игры на интегрированных уроках повторения и закрепления ЗУН.

      На родительских собраниях я рекомендовала родителям контролировать время и игры, в которые дети играют, и предложить учащимся обучающие и развивающие игры, например:«Обучение с приключением», «Приключения на планете чисел 2», «Приключение в городе математиков», «Математика. Начальная школа 3 класс», «Информатикус», «Трое из Простоквашино. Математика с Дядей Фёдором.», «Школьное приключение. Замок Знаний Али-Бабы. 1 класс.», «Школьное приключение. Остров сокровищ и знаний. 2 класс», «Школьное приключение. Форсаж без учебников. 3 класс», «Школьное приключение. Космические битвы грамотеев. 4 класс», «Фраза», «Искатель фантазер», « Антошка – невероятное сафари», «Семейный тренажёр», «Семейный наставник», «Магия знаний. Приключения Лого в долине Русского языка», «Приключения юного натуралиста Плюма», «Юный математик. 3-4 класс», «Весёлая математика», «Волшебник Изумрудного города. Математика с Элли» и многие другие.

6.Вывод.

      Младший школьный возраст особенно благоприятен для  введения что-то нового так как,  в силу несовершенства психолого-физиологических процессов, преобладания процесса возбуждения над процессом торможения младшие школьники быстро утомляются, теряют внимание, отвлекаются.  Так как в младшем школьном возрасте у детей более развито правое (образное) полушарие головного мозга, то обучение младших школьников должно проходить через творчество, образы, положительные эмоции, движение, пространство, ритм, сенсорные ощущения. Кроме того, дети двадцать первого века являются представителями «цифрового поколения». Для них владение компьютерными технологиями является их средой жизни, общения, и педагоги не могут не использовать этот потенциал в обучении. Таким образом, использование ЭОР является эффективным способом повышения интереса учащихся к изучению  предметов и результативности качества знаний
        Сегодня начальное образование закладывает основу формирования
учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов,
умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать,
контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно
начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную
мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к
сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и
одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения,
определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Применяя на уроках электронные образовательные
ресурсы с использованием информационно-компьютерных технологий, педагог добивается активного включения каждого ученика в процесс
усвоения учебного материала.

Уроки с использованием электронных образовательных ресурсов
особенно актуальны в начальной школе. Обучающиеся 1—4 классов имеют
наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение,
применяя как можно больше качественного иллюстративного материала,
вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции,
воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и
занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Учебный материал представлен множеством различных способов: с
помощью текста, фото, видео, звука и анимации. Таким образом,
используется все виды восприятия; закладывается основа мышления и
практической деятельности ребенка. Использование электронных
образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие
возможности для самостоятельной творческой и исследовательской
деятельности учащихся.
Предоставляемая информация с помощью компьютерных программ
сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые
наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на органы восприятия (слух и зрение) позволяет достичь гораздо большего  эффекта. По данным исследований человек запоминает 20% услышанного, 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.
    Ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает
согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него
оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие.
Использование электронных образовательных ресурсов значительно
облегчает и сокращает время подготовки учителя к уроку. Более того, дает
возможность «конструировать» школьные уроки, определяя их оптимальное
содержание, формы и методики обучения.
Внедрение в учебный процесс использования ЭОР не исключает
традиционные методы обучения, а гармонично дополняет и сочетается с

ними на всех этапах обучения: усвоение нового материала, закрепление,
обобщение, контроль.
Электронные образовательные ресурсы для учителя – это возможность
решить проблему заинтересованности детей учебным предметом.
 Систематическое применение электронных образовательных ресурсов
способствует значительной интенсификации процесса обучения, развитию
личностных качеств и компетенций, позволяет создать информационную
обстановку, стимулирующую интерес ребёнка.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №45 с углубленным изучением иностранного языка»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО

ПО ТЕМЕ:

«Формирование у детей интереса к работе на уроках математики»

Составитель: учитель начальных классов

Зеленцова Е.М.

С.Ямкино

  1. Введение:

Повышение качества усвоения знаний обучающихся — одна из важнейших задач не только педагога, но и школы в целом. Ее осуществления добиваются не за счет дополнительной нагрузки, а за счет совершенствования форм и методов обучения. В решении этого вопроса важное значение отводится развитию интереса школьников к учению, процессу познания вообще. Именно в первые годы обучения благодаря психологическим особенностям детей младшего школьного возраста у них активно развивается познавательный интерес и познавательная активность.

Становление познавательных интересов обучающихся, воспитания активного отношения к труду происходит, прежде всего на уроке. Необходимо активизировать познавательную деятельность обучающихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работ: и дифференцированный подход к детям и индивидуальную работу на уроке, и различные дидактические, иллюстративные, раздаточные материалы, технические средства обучения и вспомогательный материал к ним.

Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Одна из причин нежелания учиться заключается именно в том, что ребенку на уроках предлагаются задания, к выполнению которых он еще не готов, с которыми справиться не может. Следовательно, надо хорошо знать индивидуальные особенности детей. Нужно помочь каждому ребенку самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа на вопрос задачи. Развитием этих умений необходимо начать заниматься как можно раньше: сравнивать и сопоставлять с детьми предметы, складывать разрезные картинки и геометрические фигур, сопоставлять симметричные композиции, искать аналоги. Важно развивать у детей логическое мышление, устную и письменную речь, а так же постоянно повышать их интеллектуальный уровень. Помимо традиционных путей это можно делать, привлекая доступный энциклопедический материал, раскрывая значение новых слов и понятий, предлагая интересную дополнительную информацию и, конечно, выстраивая систему определенных заданий и упражнений.

Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ребенок переживал радость открытия, чтобы у него формировались вера в свои силы и познавательный интерес. Интерес и успешность обучения — вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие ребенка, а значит, и качество работы учителя.

Эффективным средством, позволяющим раскрыться и самореализоваться каждому ребенку в классе, является творческая работа детей. Творческие задания при выполнении которых дети что-то придумывают, изобретают, должны предлагаться автоматически.

В работе с детьми можно использовать развивающие игры. Они создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества:  внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.

II. Что означает понятие «познавательный интерес».

         Интерес - это ведущий мотив деятельности ребенка. Чтобы лучше понять природу познавательного интереса, рассмотрим, как истолковывается данное понятие в разных источниках.   Слово «интерес»  происходит от латинского Interest - имеет значение, важно, то есть реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания.  

          В словаре В. Даля  слово «интерес» не имеет психологического содержания.    Первое   значение слова «интерес» - это польза, выгода, прибыль; второе -  проценты, рост на деньги; третье - соучастие, участие, забота; а четвертое - занимательность или значение, важность дела.                  

          «Интерес, - писал С.Л. Рубинштейн, - всегда принимает характер двустороннего отношения. Если меня интересует какой-нибудь предмет, это значит, что этот предмет для меня интересен».            

           Различия в определении понятия «интереса» в вышеприведенных источниках, наводят на мысль, что само понятие в историческом процессе еще формировалось и уточнялось. Потому необходимо уточнить его в трудах современных специалистов,  занимавшихся проблемами развития познавательного интереса.  

             Как социальное явление: интерес - это единство выражения, проявления      внутренней сущности субъекта и отражения объективного мира, совокупности          материальных и духовных ценностей человеческой культуры в сознании субъекта.     То есть, через интерес устанавливается связь человека с реальным миром, и эта связь избирательна. Из объективной действительности человек принимает лишь то, что для него является ценным и значимым. В свою очередь процесс превращения объективно интересного в личностно значимое и составляет главное в становлении школьника к учению.   Говоря, о познавательном интересе,  многие очень часто отождествляют его с                  потребностью в познании.                                                                    

Психологами пока не дан ответ, правомерен ли отрыв       понятия «интереса» от понятия «потребности». Однако большинство ученых различают эти понятия. Так, например, психологи  В.Н. Мясищев и  В.Г. Иванов различают                интерес  и  потребность на том основании, что потребность направлена на обладание предметом,  а интерес - на его познание.

             Существуют  и  контраргументы, например, понятие «интерес» относят к         мотивам, а мотив - форма проявления потребности.

Познавательный интерес -  это   избирательное побуждение личности, направленное на осознание, эмоционально-волевое отношение к знаниям, процессу познания и развития своего интеллекта.

Следовательно, чтобы преодолеть инертность, равнодушие подростков к обучению, следует воздействовать на эмоционально-волевую сферу учащегося, пробудить       пытливость, направить чувства, волю, мысли к глубокому освоению окружающей    действительности через предмет. Воспитать стремление больше знать, формировать стремление к поиску, побуждать открывать в уже известном новые стороны.

            Познавательный интерес – избирательная направленность личности на        предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность                   характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и    глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный            интерес, становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый    характер. Под его влиянием у человека постоянно         возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает        эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание                психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и                       направленность. Именно  поэтому познавательный интерес - сильное средство обучения.

III. Виды современных технологий, способствующих развитию познавательного интереса.

         Педагогическая деятельность учителя неразрывно связана с мастерством,       творчеством, изучением передового опыта. Учитель должен уметь прогнозировать свои действия и внедрять в практику все ценное, передовое, накопленное ведущими педагогами. Результаты международных сопоставительных исследований  PISA показывают отставание российских подростков от сверстников из большинства развитых стран мира по ключевым для формирования функциональной грамотности направлениям, в том числе по владению умениями применять полученные знания на практике. Это во многом является следствием недостаточного распространения деятельностных, проектных, исследовательских образовательных технологий.      Улучшить эту ситуацию, а так же помочь учителю выйти на декларируемые стандартом результаты освоения основных образовательных программ помогут новые технологии. Современная педагогика предлагает использовать при работе с учащимися следующие технологии:

   - технология организации самостоятельной деятельности школьников;

   - технология организации исследовательской деятельности школьников;

   - технология организации проектной деятельности школьников;

   - технология проблемного обучения;

   - технология развития критического мышления;

   - технология диалогового взаимодействия;

   - технология «Педагогическая мастерская»;

   - технология кейсов.

Рассмотрим подробнее каждую из технологий.

1. Технологи организации самостоятельной работы школьников.

Цель данной технологии заключается в том, что учащийся самостоятельно (или с     помощью педагога) выдвигает цель, задачи деятельности, определяет способы и виды действий, самоконтроля, учета достижений и осуществляет коррекцию собственной деятельности на основе рефлексии. Технология организации самостоятельной работы включает несколько этапов: подготовительный, этап целеполагания, деятельностный, рефлексивный и аналитический. Основная задача педагога сводится к организации учебно-познавательной деятельности школьника и конструированию информационно-образовательной среды.

2. Технология организации исследовательской деятельности.

Это образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира под руководством

специалиста, которым может быть учителя-предметника или научный сотрудник.                                                      Учебная  исследовательская деятельность включает в себя три основные фазы:          проектирования, технологическая фаза и рефлексивная фаза. Для отработки навыков, необходимых при подготовке учебного исследования (умения выявлять противоречия и проблемы, ставить цели, выдвигать гипотезы, планировать эксперимент), на уроках в основной школе можно использовать задания по работе с научно-познавательными текстами.

3. Технология организации проектной деятельности.

Проектная деятельность – это последовательная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов. Этапы проектной деятельности: подготовительный (подготовка проектного задания), технологический (разработка плана проекта и его реализация), завершающий (презентация проекта, самооценка и рефлексия результата).

4. Технология проблемного обучения.

Проблемное обучение – это процесс обучения, создающий систему проблемных        ситуаций, в основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной         деятельностью обучающихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем. Проблема может создаваться самим педагогом, независимо от того является ли она отражением реально существующего в науке противоречия или носит  методический  характер.  Педагог может так же использовать   реальную       проблемную ситуацию, которая существует в науке.

5. Технология развития критического мышления.

Цель данной технологии – развитие интеллектуальных способностей ученика,            позволяющих учиться самостоятельно. Основу данной технологии составляет базовая модель трех стадий: вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации), реализация смысла (получение новой информации), рефлексия  

 ( осмысление, рождение нового знания).  В ходе  работы этой модели учащиеся           овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить логические цепочки доказательств, ясно выражать свои мысли.

6. Технология диалогового взаимодействия.

Технология представляет собой чередование разговора двоих и разговора нескольких (один говорит, а остальные слушают).

 Для организации учебной деятельности по    данной технологии необходимым условием является организация работы в одной из четырех форм (индивидуальной, парной, групповой и коллективной). При такой работе каждый ученик, приобретая опыт личностного взаимодействия в обучающем диалоге, имеет возможность развивать свои индивидуальные способности и качества личности, преобразуясь согласно достигнутому уровню понимания себя.

7. Технология « Педагогическая мастерская».

Цель данной технологии – затронуть внутренние пружины сознания, погрузить ученика в познавательный интерес. Тема мастерской не объявляется, так как мастерская – это путь учеников к самостоятельному открытию темы. Ученикам может быть объявлено только название мастерской. Каждая мастерская является вводом в некую большую  тему и не соответствует конкретному параграфу учебника. За работу в мастерской не следует ставить оценки. Самооценка собственной деятельности происходит в         сравнении себя с другими, своих старых и новых способов работы.

Сущность данной технологии заключается в постановке задания, которое отвечает  следующим требованиям:

 ·    актуализация личного жизненного опыта каждого ученика;

 · доступность задания, снимающая внутреннее препятствие для включения в            деятельность по его выполнению;

 ·    возможность выбора вариантов по выполнению задания;

 ·    внутренняя связь задания с основной идеей мастерской.

Педагог, создавая мастерскую, должен руководствоваться идеей о том, что ценности не заучиваются, а переживаются, затрагивая личностное, смысл которого спрятан глубоко в душе каждого человека. В условиях эмоционально-интеллектуальной атмосферы и в диалоговом взаимодействии участники мастерской выстраивают собственные          ценностно-смысловые приоритеты путем самостоятельного внутреннего усилия,      размышления, самоанализа, исследования.

8. Технология кейсов.

Технология кейсов – педагогическая технология с использованием практических       ситуаций (кейсов). В основе технологии кейсов лежит имитационное моделирование, то есть использованию этого метода в обучении учащихся должна предшествовать  разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описанием реальной жизненной ситуации или профессиональной деятельности.

В основе разработки ситуации (кейса) лежит:

  -   констатация ряда событий;

  - описание конкретной деятельности или эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия людей, то есть моделируется соответствующий содержанию обучения процесс в реальных условиях.

Этапы организации урока с использованием кейс-технологии: подготовительный   (учитель разрабатывает соответствующую «конкретную» ситуацию и сценарий         занятия), ознакомительный (знакомство учащихся с информацией), аналитический  (обсуждение, анализ ситуации), итоговый (диспут, сопоставление итогов). Для         разработки кейсов учителю необходимо понимание того, какие ситуации могут быть использованы в кейсах и как проектировать кейс.

IV. Роль, сущность и система дидактических игр:

Игра — это жизненная лаборатория

детства, дающая тот аромат, ту

атмосферу молодой жизни, без которой

эта пора ее была бы бесполезна для

человечества. В игре, этой специальной

обработке жизненного материала, есть

самое здоровое ядро разумной школы

детства.

        Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у обучающихся живой интерес к процессу познания.

        На занятиях постоянно должны возникать маленькие и доступные для понимания детей вопросы, загадки, создаваться атмосфера, активизирующая деятельность обучающихся.

        Для успешного обучения математике в процессе игры необходимо применять как предметы, окружающие школьника, так и их модели.

        Все игры делятся на две группы: сюжетно- ролевые и игры- упражнения.

        В сюжетно- ролевых играх есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, игровое действие, игровое правило.

        Вторая группа игр требует меньше времени на их проведение. Однако, следует подчеркнуть, что сюжетно- ролевые дидактические игры вызывают большой интнрес у обучающихся, чем игры- упражнения.

  1. Кроссворды в системе дидактических игр.

        Кроссворды в системе дидактических игр занимают особое место. При работе с кроссвордами обучающиеся соревнуются больше с «самим собой», т.е. соревнуются черты характера личности: работоспособность с ленью, охота с нежеланием что-то делать, любознательность с безразличием, умственное напряжение и усидчивость с расслаблением и т.д.

        Кроссворды технологически просты в использовании. В них все правила заранее оговорены, все, что нужно для выполнения, имеется. Учащийся от начала до конца решает кроссворд один, его работа не зависит от других детей, он получает максимум самостоятельности. А самостоятельная работа — наиболее важный путь освоения обучающимися новых знаний, умений и навыков. В процессе самостоятельной работы осуществляется важный и завершающий этап познавательной деятельности — проверка полученных знаний на практике.

        Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенфицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных интеллектуальных умений.

        Все многообразие кроссвордов можно разделить по двум признакам: содержание и оформление. По содержанию выделяют: тематический, полиглот, алфавитный, кроссворды с нестандартными определениями, юмористический, с фрагментами, ребусный, крис-кросс, рассыпной, кроссворды с нестандартным заполнением, слогокроссворд, двухбуквенный, символьный, реверсивный, дуаль; по оформлению — классичесский, белый, с перегородами, сканворд, италика, готика, обратный, бесконечный, координатный, кейворд и т.д. Существуют кроссворды, содержащие одновременно признаки нескольких групп (переходные типы).

        На уроках применять можно целиком как сами кроссворды, так и их фрагменты.

  1. Минута занимательной математики.

        Задачи — шутки, логические упражнения, математические бусы, ошибки — невидимки.

        Предлагаются несложные задания в виде ребусов, загадок, задач в стихах. (С. Маршак, Д. Хармс, Ю. Чернова, С. Никитского), задачи Г. Остера. Все эти задания должны содержать элемент математики (число, знаки действий).

Например: Два брюшка, четыре ушка. Что это?

        Что за семь братьев: годами равные, именами разные?

        Возле елок и иголок

        Летним днем построен дом

        За травой не виден он,

        А жильцов в нем миллион.

Задачи — шутки:

        Пара лошадей пробежала 40 км. По скольку километов пробежала каждая лошадь?

        Если поздней осенью в 10 часов вечера идет дождь, то возможно ли через 48 часов солнечная погода?

        Назвать пять дней подряд, не пользуясь указанием чисел месяца, не называя дней недели.

        В свободное время можно использовать игры, которые заключают в себе вопросы, задания, призыв к действию.

Например: «Кто верней и кто быстрей?», «Не зевай!», «Знай таблицу умножения!».

В минуты отдыха нередко предлагаются занимательные логические упражнения.

        Например:

  1. Коля, Вася и Боря играли в шашки. Каждый из них сыграл всего две партии. Сколько всего партий было сыграно?
  2. Сосна выше осины, осина выше ели. Что ниже: сосна или ель?
  3. Через 2 года Тамаре будет 12. Сколько лет сейчас Тамаре? Сколько лет ей будет через 4 года?

«Математические бусы».

Из разных цифр я сделал бусы,

А в тех кружках, где чисел нет,

Расставьте минусы и плюсы,

Чтоб данный получить ответ.

        

        Большой наблюдательности требуют от обучающихся логические цепочки, которые нужно продолжить вправои влево, если это возможно. Для этого необходимо установить закономерность.

…,5,7,9,...

…,5,6,9,10,...

…,21,17,13,...

…,6,12,18,...

…,6, 12, 24, ...

«Ошибки — невидимки».

        На доске записаны несколько математических выражений, содержащих явную ошибку. Задача обучающихся, ничего не стирая и не зачеркивая, сделать ошибку «невидимой».

10<10                 8=7                 6+3=10

10<100               8=7+1             6+3=10-1

10<10+5            15-8=7             1+6+3=10

  1. Вывод:

        Детям свойственен дух состязания, первенства. Поэтому эти виды работ способствуют развитию математических способностей обучающихся, привитию интереса к математике.

        Занимательный материал оказывает огромное влияние на успехи ребенка в школе. Активизирует мыслительную деятельность обучающихся и интерес к предмету. Использовать занимательный материал можно на разных этапах урока, что обеспечивает успешное запоминание материала.

Заключение.

       Познавательный интерес представляет собой важный элемент учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности.                 Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности       школьника и может играть значительную роль в структуре его личности. Влияние    познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий: уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью), характером (многосторонними, широкими интересами), местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием, своеобразием интереса в познавательном   процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера), связью с жизненными планами и перспективами. Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность школьника. Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в  процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №45 с углубленным изучением иностранного языка»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО

ПО ТЕМЕ:                                                             «Понятие о деятельностном методе обучения. Система дидактических принципов»

Выполнила: Зеленцова Е.М.

        учитель начальных классов

С. Ямкино

Понятие о деятельностном методе обучения. Система дидактических принципов

Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность»    Б. Шоу

Образование  есть система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающих вхождение индивида в это общество (социализацию), и в то же время - взаимодействия людей с предметным миром (то есть процессов деятельности человека в мире).

Значит, развитие личности человека - это развитие системы «человек - мир». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путём самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.

Значит, процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно - деятельностный» подход в образовании!

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

 Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).    

 Системный подход — универсальный инструмент познавательной деятельности: как система может быть рассмотрено любое явление, хотя, разумеется, не всякий объект научного анализа в этом нуждается. Системный подход выступает как средство формирования целостного мировоззрения, в котором человек чувствует неразрывную связь со всем окружающим миром.

В чем же суть системного подхода, чем обусловлена его эффективность как метода? «Опыт современного познания, — пишет российский философ и системолог В.Н. Сагатовский, — показывает, что наиболее емкое и экономичное описание объекта получается в том случае, когда он представляется как система». Информация, полученная на основе системного подхода, обладает двумя принципиально важными свойствами: во-первых, исследователю поступает лишь информация необходимая, во-вторых, - информация, достаточная для решения поставленной задачи. Данная особенность системного подхода обусловлена тем, что рассмотрение объекта как системы означает рассмотрение его только в определенном отношении, в том отношении, в котором объект выступает как система. Системные знания - это результат познания объекта не в целом, а определенного «среза» с него, произведенного в соответствии с системными характеристиками объекта. «Системообразующий принцип всегда что-то «обрубает», «огрубляет», «высекает» из бесконечного разнообразия конечное, но упорядоченное множество элементов и отношений между ними» (В.Н. Сагатовский).

В последнее время представители гуманитарных областей знания, в том числе и правоведы, стали обращать внимание на деятельностный подход как метод решения научных проблем. «Для современного познания, особенно для гуманитарных дисциплин, понятие деятельности играет ключевую, методологически центральную роль, поскольку через него дается универсальная и фундаментальная характеристика человеческого мира» (Э.Г. Юдин).

Говоря о соотношении системного и деятельностного подходов, следует сразу отметить, что последний по сфере использования уже: его применение ограничено рамками науки о социуме, ибо «деятельность есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой — целесообразное изменение и преобразование мира на основе освоения и развития наличных форм культуры» (Э.Г. Юдин).

Вместе с тем идея деятельности и идея системности тесно связаны, тяготеют друг к другу. В соединении с системным деятельностный подход обретает большую эффективность, методологически усиливается. Причем их связь наиболее интересна не в тех случаях, когда они действуют как два объяснительных принципа, а в тех, «когда системные принципы привлекаются для построения предметных конструкций, связанных с изучением деятельности», то есть когда «системность выполняет функцию объяснительного принципа по отношению к деятельности как предмету изучения» (Э.Г. Юдин).

Понятие системно-деятельностного подхода было введено  в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять  оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков  отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.   

Системно-деятельностный        подход     обеспечивает     достижение  планируемых результатов освоения основной образовательной программы  начального общего образования и создает основу для самостоятельного  успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций,  видов и способов деятельности.

 Поэтому учителям необходимо овладевать  педагогическими  технологиями, с помощью которых  можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения,  Одной из них является «Технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон.

Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Данная технология – это разработанная последовательность деятельностных шагов.

Дидактические принципы:

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Система дидактических принципов.

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №45 с углубленным изучением иностранного языка»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО

ПО ТЕМЕ:                                                             «Мотивация учебной деятельности и ее формирование»

Выполнила: Зеленцова Е.М.

        учитель начальных классов

С. Ямкино

Мотивация учебной деятельности и ее формирование

Особенно важную роль в процессе обучения играет учебная мотивация, которая является одной из центральных проблем в педагогике и педагогической психологии

В жизни каждого ребенка наступает переломный момент, когда он приходит в школу. Ведущей деятельностью школьника становится учение, появляются новые системы отношений, новые обязанности и права. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом  и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители  учащихся.  Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением  констатировать:  «не хочет учиться», «мог  бы  прекрасно заниматься,  а  желания  нет».  В  этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности  в знаниях, нет интереса к учению.

                   В чем сущность потребности в  знаниях?  Как  она  возникает?  Как  она развивается? Какие   педагогические   средства   можно   использовать   для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?  Эти  вопросы  волнуют многих педагогов и родителей.

                   Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса  и,  не  осознавая  потребности  к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у  ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

                   Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые  ставятся  перед  ним  в  ходе  учебной  деятельности,  были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость  для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

 Учебная деятельность, как и любая другая, всегда характеризуется мотивами. Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т. п.

 Все мотивы учебной деятельности могут быть разделены на две большие группы. Одна из них порождается самой учебной деятельностью: мотивы возникают в процессе учебной работы и непосредственно зависят от содержания и форм обучения. К ним относятся учебные и познавательные интересы, удовольствие получаемое от умственного напряжения и т.п. Другая категория включает мотивы, лежащие как бы за пределами учебного процесса. Такие мотивы могут быть как широко социальными (стремление школьника хорошо окончить школу) так и узколичными: мотивы связанные со стремлением к личному благополучию(например, желание получить хорошую оценку).

Соответственно принято различать две большие группы мотивов:

  1. познавательные мотивы
  2. социальные мотивы

  Первая большая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп:

  • широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями.
  • учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний.
  • мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний

    Вторая большая группа мотивов — социальные мотивы — также распадается на несколько подгрупп:

  • широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу.
  • узкие социальные, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими.
  • социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в том, что ученик не только хочет взаимодействовать с другими людьми, но и стремиться анализировать способы, формы своего сотрудничества.

   В системе мотивов, — пишет Л. И. Божович, — побуждающих учебную деятельность младших школьников, социальные мотивы занимают одно из важнейших мест. Для сознания ребенка, пришедшего в школу, наиболее значимы такие широкие социальные мотивы, как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и мотивы самоопределения (после школы продолжать учиться, работать). Следовательно, ребенок осознает общественную значимость учения.

Рассмотрим особенности мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Если в первом классе больше половины детей к учебной работе относятся положительно, то в третьем классе их количество сокращается до 40%. А наряду с неопределенным отношением появляется чисто отрицательное. У учащихся первых классов доминируют мотивы, связанные с окружением взрослых. На вопросы о причинах, побуждающих к учению, преобладают следующие ответы: «учусь потому что нравиться учитель», «учусь потому, что хочу порадовать родителей». Первое время такая мотивация определяет добросовестное, ответственное отношение к обучению. В 1 и 2 классах оно не только продолжает сохраняться, но и усиливается, развивается. Постепенно отношение детей может измениться, многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, их старательность уменьшается, авторитет учителя значительно падает. У школьников появляется интерес к мнению товарищей. Формируются коллективные отношения, и эмоциональное благополучие школьника начинает определяться тем, какое место он занимает в классном коллективе. Если в классе здоровое отношение к учебе, то слабоуспевающие ученики подтягиваются, начинают заниматься лучше. И наоборот. В 3-4-х классах начинает проявляться избирательное отношение школьников к отдельным учебным предметам, в результате чего общий мотив учебы становится все более дифференцированным: появляется как положительная, так и отрицательная мотивация к процессу учения в зависимости от интереса к предмету. Интересы возникают в определенной ситуации, чаще всего под непосредственным воздействием урока, и почти всегда угасают, как только урок заканчивается.

Кроме этого, недостаточно только знать какие мотивы преобладают в младшем школьном возрасте, необходимо рассмотреть, как формируются те или иные мотивы учения. Для этого надо исходить из возрастного своеобразия деятельности и мотивации как важной личностной характеристики в данном возрасте. В ходе осуществления учебной деятельности и социальных контактов у школьника должны возникать новые качества психического развития — психические новообразования. Здесь закладывается основа для становления школьника как субъекта своей мотивационной сферы.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:                                                                                                                                    

  • содержание учебного материала;
  • организация учебной деятельности;
  • коллективные формы учебной деятельности;
  • оценка учебной деятельности;
  • стиль педагогической деятельности учителя.

 Наметим самые общие, принципиальные пути формирования мотивации:       Первый путь — его называют иногда путем «сверху вниз» — состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения. На это направлена вся система нравственного воспитания в обществе, в школе. Здесь школьник усваивает «знаемые» мотивы как те эталоны, по которым он сверяет свое поведение, производит отождествление своих мотивов с мотивами, предлагаемыми обществом. Второй путь — «снизу вверх» — состоит в том, что ребенок включается взрослым в реальные различные виды деятельности и так приобретает практический опыт нравственного поведения. Здесь у школьника складываются реально действующие мотивы.

   Таким образом, мы выяснили что у младших школьников большое количество различных мотивов, которые не могут поддерживать в течению длительного времени его учебную работу  и постепенно теряют свое значение. Поэтому для формирования у учащихся положительного отношения к процессу обучения, учителю важно выяснить, что может привлечь внимание детей на уроках, какие действия им нравятся, что вызывает положительные и отрицательные эмоции, какие мотивы следует развивать.

Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обычные показатели школьной успеваемости, посещаемости и главное - показатели сформированности учебной деятельности школьников.

               В процессе учения тип мотивации меняется. На изменение мотивации влияют различные причины: новые установки ученика (например, стремление обходить или преодолевать трудности), длительные удачи или неудачи в процессе учебных занятий, выбор жизненного пути и др.

               Ряд отечественных и зарубежных психологов и педагогов придают огромное значение изучению и формированию внутренней мотивации (стремлению к накоплению опыта, мастерства, умений, знаний).

Познавательный интерес - сильный внутренний мотив и как мотив учения носит бескорыстный характер.

               Для формирования познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г.Асеев -М.:Просвещение,1976. - 157с.
  2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И.Божович  -  М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П.Ильин - СПб.:Питер,2006. - 507с.
  4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А.К. Маркова - М.: Просвещение, 1983. - 96с.
  5. Матюхина, М.В. Психология младшего школьника / М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик К.Т. Патрина - М.:Просвещение, 1976 . - 206с.
  6. Посысова Н.Н. Основы  психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие для вузов / Н.Н.Посысоева - М.: владос-пресс 2004. - 328с.
  7. Фридман Л.М. Психология детей и подростков / Л.М.Фридман - М.: Издательство института психиатрии,2004. - 478с.
  8. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 855с.